В российской политической реальности региональное лоббирование давно уже стало делом привычным. Даже высшее руководство страны нередко рекрутируется из какого-нибудь региона, в зависимости от происхождения вошедшего в силу руководителя. При Леониде Брежневе в Москву "понаехали" днепропетровцы (оккупировавшие, разумеется, и Киев еще при Владимире Щербицком и окончательно утвердившиеся уже в независимой Украине в годы правления Леонида Кучмы). При Михаиле Горбачеве появились ставропольцы, при Борисе Ельцине - выходцы из Свердловской области. Сейчас наблюдатели все чаще говорят о влиянии даже нескольких команд земляков петербуржца Владимира П!
утина... Постсоветская политическая система как бы провоцирует подобный лоббизм. Но существует он и в странах, пошедших совсем иным, гораздо более радикальным и успешным путем политического и экономического реформирования.
Взять хотя бы Польшу. Популярный варшавский еженедельник Впрост(www.wprost.pl) вообще считает, что наряду с партиями этой страной руководят многочисленные региональные лобби. И напоминает о "гданьском десанте", высадившемся на поле большой польской политики в начале 90-х. Собственно, удивляться тут нечему: именно в Гданьске 20 лет зарождался назад легендарный профсоюз "Солидарность", ставший в начале 90-х ведущей политической силой страны, из Гданьска - первый президент демократической Польши Лех Валенса... Но не он один. Тогдашний премьер Ян Кшиштоф Белецкий, занимавшийся вопросами собственности министр Януш Левандовский, советник правительства Анджей Зарембский, шеф Национального бюро безопасности Лех Качиньский - все они были из Гданьска...
Сегодня неформальным лидером "гданьского лобби" в большой политике наблюдатели считают спикера сейма Мацея Плажиньского. Рядом с ним - вице-спикер сената, один из руководителей либеральной Унии Свободы Дональд Туск. Группой советников премьера руководит Тереза Каминьская. Лех Качиньский сегодня - министр юстиции. Министр внутренних дел и администрации Марек Бернацкий - тоже из Гданьска. Министр образования Эдмунд Виттбродт... Заместитель министра культуры Аркадиюш Рыбицкий - тоже... Из Гданьска родом несколько влиятельных депутатов, среди которых Яцек Рыбицкий из "Солидарности" и Януш Левандовский из Унии Свободы. И в определенном смысле гданьчанином можно назвать лидера "Солидарности" Мариана Кшаклевского, хотя в парламент он избирался от Катовицкого округа...
Гданьчане - отнюдь не единственная такая влиятельная группа в польской политике. Можно ли не замечать влияния силезцев - земляков нынешнего премьера Ержи Бузека? Из этого же региона вице-премьер и министр экономики Януш Стейнхофф, который стал хорошо известен российским наблюдателям после того, как закрутилась история с так называемым "альтернативным" газопроводом. С Силезией связаны министр здравоохранения Гжегож Опала, шеф финансовой комиссии сейма Мирослав Секула. И, наконец, тот же Кшаклевский баллотировался из Катовиц... Но, по мнению обозревателей Впрост, "силезская группа не играет такой серьезной роли, как хотя бы новосанчская. Потому что в политике важно не только официальное положение, но и закулисное влияние и умение создавать различные коалиции. А на это представители Силезии в правительстве не имеют достаточно времени".
Тут нужно объяснить, что такое новосанчская группа. Новый Санч - небольшой городок в Малопольском воеводстве, до административной реформы - воеводский центр. Город этот известен участникам ежегодного экономического форума стран Восточной Европы в Кринице - курорте неподалеку от Нового Санча. А вдохновителем форума, кстати, как раз и стал один из влиятельных представителей новосанчской группировки - депутат сейма Зигмунт Бердыховский. Среди других выходцев из Нового Санча: министр имущества Анджей Хроновский, депутаты сейма - один из ближайших сотрудников Мариана Кшаклевского Анджей Шкарадек и Владислав Ямрожы. Но и это еще не все. Из Нового Санча - один из лидеров левой оппозиции, бывший премьер Польши Юзеф Олекса.
Журналисты в Польше считают, что назначение вице-маршала сената Хроновского на важнейший пост министра имущества состоялось при действенной поддержке того же Бердыховского и что благодаря этому обстоятельству новосанчская группировка может успешно сотрудничать с этим ведомством - в частности, при защите и проведении тех или иных инициатив в парламенте. "Бердыховский считается опытным политическим игроком, способным заключать союзы даже с недавними политическими противниками. В 80-х годах он был оппозиционным деятелем и более года провел в заключении, но на свою свадьбу в 1993 году пригласил Юзефа Олексу. Важнее, чем прошлые разногласия, оказалось дело лоббирования превращения Криницы в "восточный Давос", - замечает Впрост. В последние годы благодаря депутатским поправкам и лоббированию "фракции из Нового Санча" три предприятия из Малопольского воеводства оказались в списке тех, кому оказывается помощь из центра. Благодаря Зигмунту Бердыховскому нашлись допол!
нительные средства на фестиваль "Краков-2000" и Малопольский центр культуры в Новом Санче...
Справедливости ради отметим, что новосанчскими депутатами региональный лоббизм в Польше не исчерпывается. Можно упомянуть еще о влиянии депутатов из Нижней Силезии (того самого Вроцлава) - лобби это связывается с именами прежде всего депутатов от Унии Свободы Владислава Фрасинюка и Гжегожа Штетины, депутатов от "Солидарности" Рышарда Чарнецкого и Рышарда Вавриневича, министра культуры Михала Уяздовского, руководителей научных институций Анджея Вишневского и Леона Кереса. До распада коалиции "Солидарности" и Унии Свободы серьезное влияние имели депутаты из Лодзи во главе с бывшим вице-премьером Янушем Томашевским. Это влияние начало вновь увеличиваться с назначением министром финансов Ярослава Бауца. Среди других представителей лобби из Лодзи - шеф правительственного центра стратегических исследований Ежи Кропивницкий, шеф департамента европейской интеграции Яцек Сариюш-Вольский, влиятельные депутаты из "Солидарности" Стефан Ниселовский и Марек Маркевич.
Сразу же замечу, что карта региональных возможностей претерпит значительные изменения после парламентских выборов, на которых прогнозируется внушительная победа левых. Впрочем, такие ли значительные? Ведь из Гданьска, например, отнюдь не только первый президент новой Польши Лех Валенса, но и его левый преемник Александр Квасьневский...