Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Методики очищения организма

  Все выпуски  

Методики очищения организма Психологическая инициация женщин. Часть 2


 

Методики очищения организма

Для перехода на сайт, кликните сюда

 

Выпуск 245

Содержание выпуска: 

 

 

Юлия Матвеева

radam@mail.ru

 ведущая рассылки

Платные консультации.


Курсы он-лайн

Курс очищения

 Я ЖИВУ!"

 1 и 2 ступень

 

Начало ближайшего курса

28 сентября

Отправить заявку на курс -1 ступень

 

Отправить заявку на курс -2 ступень

 


 

Здоровая мама -

здоровый малыш.

Практика здоровой беременности

Начало ближайшего курса

28 сентября

Отправить заявку на курс

 


Здоровая мама-здоровый малыш.

Восстановление после родов.

Начало ближайшего курса

28 сентября

Отправить заявку на курс

 


 Летний курс очищения

Купить материалы курсы для самостоятельного прохождения.


Новые авторы

Интернет-магазин

"Сам себе доктор"!!

Юрий Красный

Подробнее


Журнал "ЛюбимаЯ"

Подробнее


Электронные товары

Интернет-магазин

"Сам себе доктор"!!


Книги:

Светланы Ермаковой и Леонида Жарова

Подробнее


 

Дианы Кларос

Подробнее


Екатерины Мануковской

Подробнее


Михаил Фомин

Подробнее


Лидия Серегина

Подробнее


Татьяны Морозовой,

Юлии Матвеевой

Комплект книг "Здоровье"

Комплект книг "Аллергия"

Комплект книг "Дети"

Комплект книг "Питание"

Комплект книг "Семья"

Комплект книг "Психология"

 

   Мои проекты:

Клуб  "НЕОБЫКНОВЕННЫЕ  (неНОРМАЛЬНЫЕ) родители"

 

 

 Мои рассылки

Методики очищения организма

Клуб  "НЕОБЫКНОВЕННЫЕ  (неНОРМАЛЬНЫЕ) родители"

Я счастлива кормить грудью  

Должна только себе 

 Здравствуйте, дорогие друзья!!

 

До начала следующей группы очищения осталось 12 дней!!

Присоединяйтесь!

Подробнее о курсе очищения и восстановления "Я ЖИВУ"

 
 

Три инициации в "женских" волшебных сказках

 

Римма Ефимкина (Новосибирск)

Отрывки из статьи

Считается, что женские инициации распространены менее, нежели мужские (Результаты кросскультурных исследований А.Шлегель и Г.Баррн резко расходятся С этим привычным представлением. Из их резюме вытекает, что инициации отсутствуют в большинстве обществ, а там, где они проводятся, девочек инициируют чаще мальчиков (только девочек инициируют в 39, только мальчиков - в 17 и оба пола - в 46 обществах).

Они также бывают двух типов: 1) пубертатные, 2) связанные со вступлением в женские союзы. Пубертатные отличаются тем, что девочки достигают половой зрелости не одновременно, и поэтому проходят возрастные обряды посвящения не коллективно, как мальчики, а по одиночке. Чаще всего женский пубертатный обряд инициации заключается в изоляции, запрете видеть свет, ступать на землю и употреблять в пищу некоторые виды продуктов, а также обучению женским ремеслам (ткачество) и мифам.

В традиционных культурах инициации имеют трёхэтапную структуру: 1 - сегрегация (разрыв неофита с его окружением) и изоляция (уход, увод, смена образа жизни); 2 -транзиция (промежуточное, лиминальное, бесстатусное состояние посвящаемого); 3 - инкорпорация (возвращение к общественной жизни в новом статусе).

Распространённый сценарий инициации - символическая смерть посвящаемого и его последующее возрождение в новом качестве. Во многих случаях инициации сопровождаются сложными психологическими и физическими, подчас весьма мучительными, испытаниями, по окончании инициации проводятся очистительные обряды. Как правило, вновь посвящённый получает определённые знаки отличия, подчёркивающие социальную грань между инициированными и неинициированными.

Учеными давно установлено, что структура волшебной сказки имеет характер инициации. Мы берем для анализа не все сказки, а только волшебные. Среди волшебных сказок мы выбрали два типа так называемых "женских" сказок. К первому относятся сказки о невинно гонимой падчерице ("Морозко", "Крошечка-хаврошечка", "Золушка" и др.), ко второму - сказки типа "Красавица и чудовище" ("Амур и Психея", "Аленький цветочек", "Перышко Финиста ясна сокола" и др.).

Выбор именно этих сказок обусловлен тем, что главной героиней является девушка, которая вступает во "взрослую" жизнь, начиная свой путь в сказке с пубертатного возраста. Сюжет кратко можно изложить так: мачеха, обнаружив, что падчерица подросла и хороша собой, старается сжить ее со свету. Отец не заступается за дочь перед обидчицей. Наконец, мачеха либо выгоняет девушку из дому в лес, либо дает задание, которое представляет для нее смертельное испытание. Находится наставник, который помогает девушке с ним справиться и награждает ее. Часто в конце сказки появляется молодой человек, который влюбляется в нее. В эпилоге счастливое замужество героини, зависть сестер, посрамление мачехи или даже гибель ее.

 

Среди общих моментов сюжета выделяются следующие:

  • - Героиня находится в переходном периоде, когда девушка уже не ребенок, но еще не женщина.
  • - В большинстве сказок у девушки мачеха, а не родная мать.
  • - Есть родной отец, который ведет себя по отношению к дочери пассивно, не заступается за нее и не поддерживает.
  • - Как правило, у девушки есть сводные сестры, являющиеся для мачехи родными дочерьми, к которым последняя добра.
  • - Девушка должна пройти смертельное испытание, с которым она справляется. Сестры не справляются с испытанием.
  • - Есть наставник - человек, животное или волшебное существо. Он помогает девушке справиться со смертельным испытанием, поддерживает или даже спасает ее.
  • - В итоге у девушки появляется жених, с которым героиня счастлива.
  • - В конце сказки - посрамление мачехи, а иногда смерть.

Мы заметили, что среди отобранных нами сказок есть "короткие", а есть более "длинные". Сделав структурно-функциональный анализ, мы обнаружили, что длинные сказки описывают в символической форме не одну инициацию героини, а две, одна из которых соответствует переходу из детского возраста в период молодости с его задачами, а вторая - из молодости в зрелость. Тогда к описанному выше сюжету добавляется еще несколько функций: получив награду за пройденные испытания, девушка по случайности или по наущению сестер теряет все полученное, а также мужа, и теперь должна проходить новые испытания, чтобы стать, наконец, неуязвимой. Героиня либо воцаряется, либо даже становится бессмертной.

Анализируя функции второстепенных персонажей, мы убедились в том, что сестры героини демонстрируют альтернативный путь прохождения инициации.

Кроме того, в некоторых сказках мы имеем дело с третьей инициацией, соответствующей переходу женщины из стадии зрелости в стадию старости. В таких сказках второстепенным персонажем является, как правило, мачеха.

Как обнаруженную закономерность хочется отметить тот факт, что в "женских" сказках подвергаются инициации всегда только персонажи-женщины. В связи с этим можно сказать, что "женские" сказки посвящены женским инициациям и различным стратегиям прохождения их. Теперь рассмотрим несколько конкретных примеров.

Первая инициация. Переход из детства во взрослость

По каким признакам мы узнаем, что перед нами инициация? По тому, насколько близка героиня к смерти. Это некая метка, которую подробно описал Пропп в своей знаменитой работе "Исторические корни волшебной сказки": "Почему герой попадает к вратам смерти? <...> Почему сказка отражает в основном представления о смерти, а не какие-нибудь другие? Почему именно эти представления оказались такими живучими и способными к художественной обработке? Ответ на этот вопрос мы получим из рассмотрения одного явления уже не только в области мировоззрения, но и в области конкретной социальной жизни. Сказка сохранила не только следы представлений о смерти, но и следы некогда широко распространенного обряда, тесно связанного с этими представлениями, а именно обряда посвящения юношества при наступлении половой зрелости (initiation). Этот обряд настолько тесно связан с представлениями о смерти, что одно без другого не может быть рассмотрено".

Мы помним, что обряд инициации представляет собой трехчастный сценарий, согласно которому инициируемый удаляется от людей, подвергается смерти-трансформации, причем он искренне уверен в том, что умирает, и наконец возрождается уже другим человеком. Так, если мы возьмем, к примеру, сказку "Морозко", то в этой короткой сказке героиня проходит инициацию в связи с переходом из детства во взрослость. Ее главная задача - отделение от родительской семьи, что в символической форме выглядит как отправление ее мачехой на верную смерть в зимнем лесу. Героиня, тем не менее, не умирает, она успешно справляется с испытаниями и возвращается домой с наградой. Мы не останавливаемся подробно на этой инициации, она описана в статье "Психологическая инициация женщины .

 

Однако на этом сказка не кончается, она показывает другую возможность, которую демонстрирует сводная сестра или сестры героини, родные дочки мачехи. Увидев успех падчерицы, последняя снаряжает своих родных дочек в лес, чтобы и они разбогатели. Они, в отличие от героини, не справляются с испытанием и изгоняются с позором либо погибают. Сказка показывает стратегию прохождения инициации, которая, кстати, если говорить об исторических параллелях, не была исключением. Эрик Эриксон, замечая, что этапы психологического формирования человека в ходе онтогенеза отнюдь не детерминируются самими по себе последовательными стадиями созревания организма, но что эффекты этого созревания сложно опосредствуются социальными институтами, приводил в качестве иллюстрации такой пример: "В некоторых "первобытных" обществах существуют "старые дети" - те члены племени, которые не выдержали суровых испытаний церемонии инициации "посвящения во взрослость". Запрещение заниматься всеми "взрослыми" видами, деятельности определяет психологическую незрелость этих индивидов, несмотря на полноценное физическое созревание"

 

Что должна знать героиня сказки, отправляясь в лес? Невозможно не изумляться той кротости, с которой она принимает свою судьбу. Падчерица в "Морозко" отправляется в зимний лес - и ни жалобы, ни обиды на своего родного отца, который отвозит ее на санях. В сказке "Амур и Психея" героиню родители по приговору оракула отправляют на скалу смерти, с тем чтобы ее взял в жены самый чудовищный монстр на земле - сама Смерть, и Психея безмолвно подчиняется. Можно продолжить примеры до бесконечности, и во всех примерах нас неизменно будет поражать та готовность героини встретиться со смертью, как будто она знает, что это и есть самое "правильное" поведение. И если сравнить поведение сестер, проходящих тот же путь, то сразу бросится в глаза контраст в поведении их по сравнению с главной героиней. В "Морозко" они грубо отвечают на приветствие Мороза, в "Госпоже Метелице" сестра плохо взбивает перину, чем вызывает недовольство волшебницы, и т.д. Девушки демонстрируют незрелое, детское поведение, как будто игнорируя изменившуюся ситуацию.

Из психологии развития мы знаем, что если человек не проходит опустошительную, разрушительную фазу прощания с детством, то какая-то часть его личности остается инфантильной, а следовательно -зависимой. Неудивительно, что в сказках про падчерицу сестер не берут замуж, то есть, по сути, они остаются "вечными девочками" в родительском доме. Иногда сестры в сказке погибают, что следует воспринимать как метафору: погибнуть - это перестать жить, то есть стагнироваться, остановиться в развитии, "ибо то, что перестает меняться, трансформироваться, то подвергается распаду и погибает. Такая "прижизненная смерть" выражается в духовном бесплодии". Причем, в сказках смерть не воспринимается как трагедия, необратимость, это нормальная фаза, вслед за ней может идти новое рождение. Героя могут изрубить на куски, утопить в реке ("Сестрица Аленушка и братец Иванушка"), но он восстает из мертвых и совершает победу над собой, своими изжившими себя и утратившими ценность комплексами. 

 

Вторая инициация. Переход в стадию продуктивности

Итак, девочка стала девушкой, отделилась от родителей и, согласно сказке, имеет теперь право на свою собственную территорию, на потребности и их удовлетворение. Морозко наградил ее сундуком с добром, и теперь она сыта. Что дальше? На этом многие сказки заканчиваются. Но многие имеют продолжение, в котором героиня; какое-то время понаслаждавшись добытой свободой, неизменно теряет все. И тогда ее ждут новые испытания.

В "длинных" сказках типа "Амур и Психея" девушку также уводят из дома собственные родители, оставляя на пустынной скале в ожидании жениха по имени Смерть. Своей красотой и кротостью (главное - кротостью, принятием своей печальной судьбы и готовностью пройти испытание, а не попытками избежать его) девушка привлекает Амура, который переносит ее в "рай земной", где ей не нужно ни о чем заботиться. Короткие сказки, как мы уже сказали, на этом заканчиваются, потому что вот он, счастливый конец. Но в длинных сказках мы узнаем, что ждет героиню дальше.

Итак, условие, при котором девушка живет "в раю", в сказках типа "Красавица и чудовище" всегда оговаривается мужем: она не должна видеть его и задавать вопросов о том, кто он такой. В "Аленьком цветочке" за ней ухаживают невидимые слуги, любое желание тотчас исполняется, но диалог с хозяином этого благословенного места она ведет, читая написанные огненными буквами его ответы на свои реплики, потому что он не хочет напугать ее своим видом и голосом. В "Эросе и Психее" супруг обещает Психее за ее послушание, что у нее родится божественный сын, а если она ослушается, то родится смертная девочка. До поры до времени ее это устраивает. Но у нее есть старшие сестры (более развитые слои сознания), которые однажды подговаривают ее узнать, с кем она живет. И она подчиняется этим уговорам, потому что они совпадают с ее собственной потребностью -знать эту тайну. Мы помним, что знают тайну только посвященные. Муж - знает тайну, он - бог. Она - простая смертная, читай: непосвященная.

Если первая инициация была спровоцирована мачехой - именно благодаря ей девушка вынуждена менять привычный образ жизни, - то вторая инициация происходит из-за любопытства девушки, символически олицетворяемого в сказке ее старшими сестрами. Послушание героиню более не устраивает, она хочет нарушить условие, которому она подчинилась, и увидеть, с кем она делит кров и ложе. Однако, увидев мужа, она тут же его теряет и вынуждена снова идти на испытания, чтобы вернуть его.

Кажется, что она не приобретает ничего нового, но это не так. В сказке "Аленький цветочек" героиня обретает мужа-человека вместо зверя и статус его официальной жены, а не гостьи в его доме. В сказке это называется "воцарение", у Юнга - "восамление", а в психологии развития Э.Эриксона - переход в фазу продуктивности. В фазе продуктивности мы создаем, творим новые вещи, идеи, детей, а главное - самих себя как индивидуумов, уникальных личностей. Если в первой фазе брака, который можно назвать браком "вслепую", героиня зависит от мужа из-за условий, которые он выдвинул, то во второй фазе они становятся равными партнерами.

Что же произошло? Когда-то основатель гештальт-терапии Фриц Перлз на вопрос, почему у него получается так здорово работать, ответил: "Потому что у меня есть глаза и уши, и я не боюсь". Эти же слова можно отнести к героине: она не боится больше пользоваться глазами и ушами, потому что теперь она и сама может справиться с самыми трудными испытаниями. На место страха пришла созидательная любовь, принимающая вещи и людей такими, каковы они есть, во всей противоречивой полноте. Она узнает, что своей любовью может сотворить чудо. В "Аленьком цветочке" муж обязан героине своим освобождением от чар колдовства. В сказке "Амур и Психея" в поисках утраченного мужа героиня выполняет то, чего не может выполнить ни одна смертная, за это Зевс награждает ее бессмертием и поселяет на Олимпе. Она становится богиней, а следовательно, равной богу, который является с этих пор ее супругом.

По Юнгу, это этап, когда женщина обретает свой анимус, который дает ей ощущение целостности, андрогинность. Это означает, что индивидуум достиг еще одной ступени целостности, которая реализуется в рождении чего-то нового. В сказке "Амур и Психея" у Психеи рождается дочь по имени Наслаждение.

Если искать аналогий с реальными инициациями, то материал для размышлений дает нам Элиаде. Он пишет о нескольких степенях посвящения у женщин. Так, начатый когда-то в пубертате обряд посвящения завершается лишь тогда, когда у женщины рождается" первенец. Это значит, что она достигла творческой стадии своей жизни.

А что потом? А далее по логике развития взрослой женщины дети ее вырастут, героиня автоматически превратится в "мачеху", чтобы выполнить до конца свое материнское предназначение и помочь детям отделиться от родительской семьи, сама же окажется перед кризисом середины жизни.

Третья инициация. Кризис середины жизни

Если мы обратимся к периодизации жизни женщины по Юнгу, то можем изобразить ее в виде следующей таблицы:

Девочка Молодая девушка Зрелая женщина Старуха
(асексуальность, инфантильность) (сексуальность, инфантильность) (сексуальность, продуктивность) (асексуальность, мудрость)

 

В ней последовательно изображены четыре этапа жизни женщины, отграниченные друг от друга: 1) девочка; 2) девушка; 3) женщина 4) старуха.

Между этими четырьмя периодами есть границы, или пороги. Всего получается три порога, не считая рождения и смерти, что тоже является порогами, через которые человеку приходится переходить в течение жизни. В данной работе нас интересуют только переходные периоды взрослой жизни. Заканчивая проживание одной стадии жизни, человек не может беспрепятственно и естественно шагнуть в следующий по нескольким причинам.

Про одну из них мы говорили в связи с теорией Юнга: человек цепляется за предыдущий период, боясь неизвестности новой жизни. Но если бы он даже рвался вперед, то это не так-то просто. Вторая причина сложности переходных периодов в том, что в социуме это "место" уже занято. Так, если в семье есть подросшая дочь, то неизбежен ее конфликт со взрослой же матерью, так как в семье предусмотрено только одно "вакантное место" для такой женской роли, как хозяйка, мать, сексуальная партнерша отца. Таким образом, девушка не имеет возможности выполнять эти роли, а мать не спешит отказываться от них, так как они дают ей монопольную власть.

Каковы перспективы этой ситуации? На какое-то время возрастные этапы матери и дочери перекрывают друг друга, обе находятся в стадии продуктивности, только дочь на входе, а мать - на выходе, у одной сил еще пока мало, у другой - есть и силы, и опыт. Очень напоминает революционную ситуацию: низы хотят, но пока не могут взять власть, а верхи не хотят ее терять, но уже не могут удержать. Однако неизбежен переход стареющей матери в третью стадию, и она испытывает такие же "пороговые" ощущения, что и взрослая дочь.

Пока мать и дочь находятся в различных жизненных периодах, конфликт существует латентно: "Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?" - спрашивает пушкинская героиня, уверенная в своей монополии на женскую власть. И до поры до времени зеркальце успокаивает ее: "Ты, конечно, спору нет". Но уже в этом ответе есть намек на грядущую драму: это слово "спор". Спору нет, но его пока нет.

 

"Но царевна молодая, /Тихомолком расцветая, /Между тем росла, росла, /Поднялась - и расцвела"... И вот здесь-то мы сталкиваемся со следующей закономерностью: как только девочка вошла в пубертат, она автоматически начинает теснить мать с ее "площадки", вытеснять ее из детородного периода в "старухи". Вот за что борется мать - за сферу влияния! "Как тягаться ей со мною! /Я в ней дурь-то успокою. /Вишь какая подросла! /<...>/ Но скажи: как можно ей /Быть во всем меня милей? / Признавайся: всех я краше, /Обойди все царство наше, /Хоть весь мир; мне равной нет./ Так ли?" Зеркальце в ответ: / "А царевна все ж милее, / Все ж румяней и белее"...

Вот она, старая как мир драма между стареющей матерью, теряющей свою женскую силу, и подрастающей дочерью, дерзкой в своей юности и притязаниях на материнское место. Эта драма не только женская. Если мы рассмотрим так называемые "мужские сказки", то увидим то же самое. Так, в "мужской" сказке "Кощей бессмертный" Кощей, обладающий неограниченной властью, забирает женщину Ивана-царевича, инфантильного героя, не ведающего, какое сокровище досталось ему под личиной лягушки. Ему остается либо оставаться без партнерши, то есть в детском, асексуальном состоянии, либо перестать быть послушным мальчиком и сразиться с врагом, который всемогущ, грозен и, как кажется на первый взгляд, бессмертен. Его смерть какая-то особая, нужно отыскать и сломать иглу, на конце которой смерть Кощея. В психоанализе иглы, веретена, гребни - это те предметы сказочной атрибутики, которые являются фаллическими символами и иносказательно намекают на сферу секса. Сломать иглу Кощея = лишить его мужской силы, кастрировать, занять его место, став мужчиной. Смерть его - освобождение площадки, которую занимает новый, более молодой и сильный "самец". При этом поверженный властитель не обязательно умирает физически, он может умереть метафорически, то есть становится асексуальным, "умирает" как мужчина в продуктивной фазе, уступив свое место более молодому.

Для иллюстрации третьего кризиса возьмем сказку, которую мы уже цитировали выше. В переложении Пушкина она больше известна как "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" (хотя речь в нашей статье идет о народных сказках, Пушкин весьма экологично сделал переложение народной сказки "Волшебное зеркало" в стихотворную форму, не повредив при этом функциональной структуры, в чем и кроется народность гения). Здесь нам хочется сделать акцент на второстепенной героине, мачехе.

Во время анализа "женских" сказок у нас возникло следующее наблюдение. Поскольку жизненный путь человека не заканчивается на зрелости, а предполагает и старость, то мы предположили, что должны быть сказки с главными героями стариками и старухами. Оказалось, что мы не можем вспомнить таких сказок. Возможно, они и есть, но не так популярны, как сказки о молодых девушках и юношах. Сказка знает героя-ребенка ("Мальчик-с-пальчик", "Гуси-лебеди), героиню -девушку, героиню - зрелую женщину ("Василиса Прекрасная"), однако старуха или старик могут быть только второстепенными персонажами, причем либо помогающими главному герою, либо мешающими ему. Почему так? Если в сказке "закодированы" жизненные стратегии, то как она могла проигнорировать такой огромный отрезок жизни, как старость?

Одно из предположений заключается в том, что выйдя из возраста продуктивности, женщина перестает быть главным персонажем как в жизни, так и в сказке. У руля власти в жизни, а, следовательно, в сказке, стоят люди в фазе средней зрелости. Перевалив за рубеж этой фазы, человек должен осознать утрату своей власти в социуме и углубиться внутрь своей индивидуальности.

Так, мачеха в "Сказке о мертвой царевне", будучи вытеснена из собственной возрастной зоны подросшей падчерицей, подошла к кризису второй половины жизни, который предполагает смену экстравертированности на интровертированность. Царица не захотела принять этого факта, продолжая соревноваться в красоте и юности с молодой царевной, пытаясь повернуть время вспять и продлить иллюзию своей молодости путем устранения соперницы (вспомним иронию Юнга по поводу того, что в современном западном обществе женщина должна быть похожа на младшую сестру своей дочери). В социуме женщина изначально ориентирована на привлекательность в коммуникации, куда включена и внешняя привлекательность (героиня в сказке всегда "красавица писаная"). Однако мачеха в сказке практически всегда предстает старухой, сварливой и злой. Всегда в сказках она наказывается либо посрамлением и смирением, либо посрамлением и смертью.

Возвращаясь к теме инициации, мы можем сказать, что роль мачехи в женской сказке в том, чтобы дать представление еще об одном кризисе - кризисе середины жизни, который протекает ничуть не проще кризиса юности. В "мужских" сказках за попытку вернуть молодость старый царь наказывается тем, что сваривается в котле с молоком, в то время как молодой герой в результате этой же самой процедуры выскакивает из кипящего котла "удалым добрым молодцем". В "женских" сказках, например, в "Снегурочке", бездетная старушка пытается повернуть время вспять, "родив" снежную дочку, однако это, что называется, "мертворожденное" дитя, не способное к жизни... Подобные эпизоды в сказках соответствуют прохождению психосоциального кризиса поздней зрелости с отрицательным исходом по Э.Эриксону: на каждую задачу есть свое время, и его не наверстаешь в другой фазе, потому что в ней человека будут ждать свои, другие задачи.

Итак, старухи и старики в сказках являются не главными, а второстепенными героями, потому что их время ушло. Но это предположение касается только тех персонажей сказки, которые соответствуют реальным людям, например, злой мачехе. Есть еще один тип из семиперсонажной схемы Проппа, в роли которого может выступать пожилая женщина - это так называемый "даритель". Это персонаж, который оценивает прохождение героем испытаний и награждает его либо наказывает. В сказках это Баба Яга, Госпожа Метелица, фея, добрая старушка, помогающая девушке, и другие персонажи - именно они являются проводниками главных героев в инициациях. Эти герои не являются главными в сказке по той причине, что им не нужен путеводитель в виде сказки, они сами сочиняют сказки, шифруя те самые коды для молодых. Согласно Эриксону, социальная роль пожилых людей заключается в сохранении и трансцендировании мудрости, и во все времена самые главные тайны племени, государства, людского сообщества охраняются стариками.

Если говорить о реальных инициациях в традиционном понимании, то третья сказочная инициация (переход в последнюю жизненную стадию) соответствует второму типу инициации. Напомним, что речь идет о "специализированных инициациях", которым подвергаются определенные личности в связи с трансформацией их человеческого состояния. В данном случае происходит творение не человека, "а некоего сверхчеловеческого существа, способного общаться с Божествами, Предками или Духами. Подобные инициации были предназначены для избранных. Простые смертные (типа мачехи в сказке) доживают свой век в отчаянии, если вообще доживают.

Поскольку старость - самая не исследованная из всех стадий жизни (хотя бы потому, что люди стали жить так долго не так уж и давно), нам хочется проанализировать еще одну сказку - "Спящая красавица" Ш.Перро. Она необычна тем, что в ней нет мачехи, а есть добрые любящие родители, и все же главная героиня успешно проходит свою первую взрослую инициацию, и помогают ей в этом две старушки.

В этой сказке, как мы помним, героиня впервые появляется не в пубертате, а во время рождения. Злая старая фея, обиженная на то, что ее не пригласили на праздник, пророчит, что когда новорожденная вырастет, то умрет, уколовшись веретеном. Другая фея "смягчает приговор": ты всего лишь уснешь на сто лет, пока не придет избранник. Тогда можешь растрачивать дары юности.

Затем сразу же следует кульминация: девушке уже 15-16 лет, и пророчество сбывается, она укололась веретеном, и это обозначает, что метафорически речь, безусловно, идет о первом сексуальном опыте, дефлорации. В этой сказке другие феи (в разных вариантах их от шести до двенадцати, не считая злой феи) сделали множество подарков, олицетворяющих богатство и прелесть юности. К сожалению, кроме этого роскошного приданого, в юности таится и "смертельная опасность", о которой не обмолвилась ни одна из добрых фей. Эту тяжкую и неблагодарную обязанность берет на себя пожилая (читай: пожила на свете) мудрая женщина. Терять девственность до замужества для девушки почему-то смертельно опасно. И сказка дает ей сто лет для того, чтобы она "созрела" до принятия на себя этой социальной ответственности.

В.Я.Пропп считает, что то, о чем рассказывается в сказке, было реальностью при родовом строе, то есть ищет исторические корни сказки. Мы, обращаясь к этнографическому материалу, также убеждаемся, что девочек, подобно спящей красавице, при наступлении первых месячных изолировали иногда на несколько дней, иногда -месяцев, а иногда - лет. Причем, чем знатнее семья девушки, тем дольше срок изоляции.

Вот как описывает Маргарет Мид жизнь девушек таупоу в возрасте на выданье: "Этих девушек благородного происхождения тщательно охраняют. Не для них тайные свидания по ночам или же встречи украдкой днем. Если родители низкого социального ранга благодушно безразличны к похождениям своих дочерей, то вождь хранит девственность своей дочери так же, как честь своего племени, свое право председательствовать на вечерних церемониальных распитиях кавы*, как любую из своих прерогатив, данных ему его высоким положением. Он поручает какой-нибудь старой женщине из своего семейства быть ее постоянной компаньонкой, дуэньей. Таупоу не должна ходить в гости, ее нельзя оставлять одну по ночам. Рядом с ней всегда спит какая-нибудь женщина постарше. Ей категорически запрещено ходить в другую деревню без сопровождения. В ее собственной деревне односельчане ревниво хранят ее неприкосновенность, когда она предается будничным делам - работает на огороде, купается в океане. Риск стать жертвой какого-нибудь моетотоло (насилие над спящей) для нее мал, так как рискнувший покуситься на ее честь в прежние времена был бы просто убит, а сейчас ему пришлось бы бежать из деревни".

А теперь сравним текст сказки Ш.Перро с приведенным отрывком о жизни самоанской принцессы: "Все так и вздрогнули, узнав, какой страшный подарок припасла для маленькой принцессы злая колдунья. Никто не мог удержаться от слез". Однако король решил все же попытаться уберечь принцессу от несчастья, которое предсказала ей старая злая фея. Для этого особым указом он запретил всем своим подданным под страхом смертной казни прясть пряжу и хранить у себя в доме веретена и прялки. Прошло пятнадцать или шестнадцать лет. Как-то раз король с королевой и дочерью отправились в один из своих загородных дворцов. Принцессе захотелось осмотреть древний замок, и, бегая из комнаты в комнату, она наконец добралась до самого верха дворцовой башни. Там в тесной каморке под крышей сидела за прялкой какая-то старушка и преспокойно пряла пряжу. Как это ни странно, она ни от кого ни слова не слыхала о королевском запрете..." И так далее. То, чего не смогла сделать с принцессой одна старушка, доделала другая. Событие, которое должно случиться, в сказке обязательно произойдет. Причем злая фея, можно сказать, делает большое одолжение, предупреждая о нем заранее. Говорят: кто предупрежден, тот вооружен, однако можно это делать по-разному. Король инфантильно пытается оберегать дочь-девственницу от "укола", - и в этом подход молодого мужчины-отца. А пожилые женщины знают, что выход в другом - выход в проживании опыта, предназначенного каждой женщине самой жизнью. Одна фея, отжившая свое и вышедшая из детородного периода, жестоко называет вещи своими именами: ЭТО обязательно произойдет и будет смертельным опытом, лишением. Вторая - молодая добрая фея - в расцвете молодости и силы, и она знает, что этот опыт, хотя и является тяжелым испытанием, но не смертелен. Наконец, третья женщина вносит свою лепту - ей "плевать" на приказы и запреты короля, она их и не слыхала. Есть вещи, над которыми не властны люди, какого бы высокого ранга они ни были. Кларисса Пинкола Эстес прекрасно выразила разницу отношения к жизни молоденьких девушек и старух с помощью образа: "Работая с девушками старше шестнадцати лет, которые убеждены, что мир хорош, если правильно с ним обращаться, я всегда чувствую себя старой седой собакой. Мне хочется прикрыть глаза лапами и застонать, потому что я вижу то, чего не видят они, и знаю, особенно если девушки упрямы и своевольны, что они хотя бы раз с бездумной храбростью пойдут навстречу хищнику, пока потрясение не заставит их пробудиться. На заре жизни наш женский взгляд очень наивен, и это значит, что эмоциональное понимание скрытого еще очень слабо. Но как женщины, все мы начинаем с этого. Мы наивны, и язык заводит нас в какую-нибудь очень щекотливую ситуацию. Быть непосвященной в этих делах значит, что мы в той поре жизни, когда склонны видеть только явное, и это делает нас уязвимыми".

Заключение

В заключение хочется еще раз сказать, что инициация прежде всего связана со знанием трансцендентного порядка, знанием, которое ведет к новому, высшему способу существования. Это знание на каждом из этапов жизни новое, но у опытов всех трех описанных нами инициации один общий знаменатель: они выводят человека за пределы его обыденной жизни, поскольку имеют духовную природу. В результате принятия нового опыта у человека меняется онтологичекий статус - он становится открыт для мира Духа. В сказках, как мы видели, эта метаморфоза сопровождается превращением героини в волшебницу, царевну, богиню и т.п. Сказка содержит также альтернативные стратегии героинь, ведущие к стагнации, краху, смерти. Таким образом, в волшебных "женских" сказках отражаются показательные ситуации для духовного развития женщины независимо от времени и места, в котором она живет.

Источник: сборник "Российский гештальт".- вып.4.- М.,Новосибирск: 2003. - с. 18 - 37. Полностью статья здесь.

 

Юлия Матвеева 

  •  
    В эти пятницу - воскресенье на форуме Клуба пройдет бесплатный семинар по Флай Леди:

     

      Дорогие друзья!

     

     Приглашаем вас принять участие во вводном семинаре, посвященному системе ведения домашнего хозяйства Flylady.

     

     Каждой из нас, так или иначе, приходится убирать свой дом. Кто-то делает это регулярно, у кого-то это получается незаметно, само собой, а кто-то идет по стопам своих родителей и периодически проводит генеральную уборку. Единственное, что объединяет нас всех – это общее отношение к уборке как таковой. Уборка она и есть уборка, разве можно к ней относиться иначе, спросите вы?

     

     Одна американка, зовут ее Марла Силли, применила к этому понятию другое определение: убираясь, мы благословляем свой дом. Устав от гнета быта и обязанностей она создала свою систему, в которой учит быть не просто домработницей, а хозяйкой своего дома, показывает, как по-другому можно взглянуть на ежедневный труд, сделав его приятным и легким.

     

     На семинаре мы узнаем чуть больше об истории создании системы, познакомимся с азами и вместе сделаем первые шаги в ее освоении.

     

     Длительность семинара - 3 дня, семинар – бесплатный.

     

    День первый

    Знакомство с ФлайЛеди, ее опыт

    Девизы ФлайЛеди

    Основы, на которых строится система + Заповеди ФЛ

     

    День второй

    Рутины

    Недельный План

     

    День третий

     

    Работа в зоне

    Контрольный журнал

    Участвовать в семинаре смогут все желающие, кто зарегистрирован на форуме Клуба

    Чтобы  принять участие надо:


    1. Убедиться, что Вы зарегистрированы на форуме


    2. Прислать мне ник, по этому же адресу я вышлю ссылку темы семинара на форуме


    3. В пятницу начать знакомиться с материалами, задавать вопросы и всячески участвовать в семинаре

     

    Ждем вас!!!

     

     

    Новости от Школы Здоровья

     

    Обновления курса.

    Жизнь  идет вперед, меняется , обновляется и мы вместе с ней.

    Очередное дополнение материалов курсов очищения.

     Чтобы можно было понять -отличаются ли те материалы курсов, который покупали Вы от тех материалов, которые продаются сейчас, вводим новое понятие - "версия".

    То есть, с сегодняшнего дня продаются материалы "2.0". Из этого следует, что материалы предыдущей версии были "1.0".

    Все, кто покупал материалы курсов и хочет их обновить, присылайте мне свои заявки.

    Апгрейт - бесплатный :))

    Что же изменилось в материалах курса - расширяется раздел по психологии.

    Активно подключаем арт-терапию, в рамках которой можно лучше узнать себя, а , следовательно, понять, что именно вас тревожит не только сознательно, но и подсознательно.

    А, это значит, расширяется возможность сделать свою жизнь психологически комфортной, а, значит, здоровой!!

    Кроме того, все, кто оплатит материалы курса до 28 сентября , получают подарок от Лиды Серегиной, а именно:

    Мастерская Солнечной кухни

     

    Содержание сборника №4

     

    Рецепты

     

    • Яблочный смузи
    • Мокко-мохито
    • Салат с пикантной заправкой
    • Пряный морковный суп с гранатом
    • Тилапия в мандариновом соусе
    • Сальса
    • Печёная фасоль по-вермонтски
    • Лимонные дольки
    • Морковное печенье на яблочном пюре
    • Нутовые галеты
    • Гранатовое желе на агаре
    • Миндальное мороженое с грецкими орехами
    • Шоколадно-апельсиновый чизкейк

     

    Ближайший старт новой группы 28 сентября!

    Присоединяйтесь!!!

    Отправить заявку на курс "Я ЖИВУ. 2.0" -1 ступень

     

    Отправить заявку на курс "Я ЖИВУ 2.0" -2 ступень

     

    Отправить заявку на курс "Восстановление после родов. 2.0"

     

    Отправить заявку на курс "Практика здоровой беременности. 2.0"

     

     

     

    Отзывы по курсу:

     Курс "Я ЖИВУ"

     
     

    (Juljasha) Итак,что получилось…

    .
    Утренние процедуры- здесь получается все ,промываю,полоскаю,пока сосу масло,шагаю,готовлю завтрак детям и мужу,они уже понимают мой язык жестов,пока рот занят,потом ППЧ и все утренние вкусности(расторопша,кальций.льняное мало,долголет).Всё это и составляет мой первый завтрак,потому как после всего есть уже не хочется.Всё это приносит УДОВОЛЬСТВИЕ и это стало частью меня.


    Пью много воды,чай,молоко,кофе.практически,уже не пью,и нет дискомфорта.

    Утром ,обязательно,пробежка,тем более сейчас ,когда все расцвело,зазеленело,такое чувство кайфа вызывает,что отказать себе ,просто не могу в таком удовольствии.И потом,обязательно делаю йогу на равновесие,что помогает поймать внутреннее равновесие,уходит суета,здесь же делаю упражнение Солнышко,( обязательно посылаю солнечные потоки детям ,мужу)упражнение Люблю тебя… все это на природе,в красоте и ловишь кайф от прикосновения к гармонии мира, становишься ее частью,я делаю это на берегу небольшого озера,а напротив находится город с его ритмом,проблемами,скоростями,заботами…и вот я смотрю и думаю,как 2.gif,что есть такой островок земли.где можно напитаться живой энергии, и он здесь будет всегда,и зимой и летом ,в дождь,мороз и в зной, и так будет сто лет,и даже когда меня не будет,но сейчас всегда можно прийти сюда и набраться сил,и успокоить нервы и быть собой,а потом я встаю в позу героя и говорю себе,что я всё смогу преодолеть,что бы ни случилось,что я сильная,красивая и я живу..….ощущения чудесные .С такого позитива начинается мой день…и только потом я погружаюсь в заботы… и после такого настроя на все неурядицы смотришь как на временное явление…они у меня конечно же есть,и это 2.gif,а то бы я была уже в нирване…

    Очень понравилась программа по питанию,программы по очишению,хотя я кое что не успела,но обязательно проделаю в след.месяце…

    Знаешь,я вообще,этот курс воспринимаю,как пособие к долгой ,счастливой и здоровой жизни… и РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ…Спасибо тебе огромное за твою работу,столько новой интересной и полезной инфо,все расписано так понятно и так доступно,что диву даешься,какая ты молодец,Юличка…. Сопровождение чудесное- бодрящее,деликатное,умное и ненавязчивае….(отдельное спасибо за инфо по 9 мая,мы с дочкой смотрели с большим интересом )
    Что не получилось….

    Прежде всего работа с целями,если точнее с долгосрочными целями… хотя я всегда обдумываю план завтрашнего дня и четко знаю,что ,когда и во сколько я буду делать, многое расписано по часам,но это ежедневная работа, и как правило касается моих домашних,я подстраиваю себя под их режимы,я себя как бы отодвигаю, поэтому не успела провести все очистительные рекомендации и здесь надо поработать над упражнением Я люблю себя,упражнения по Прощению тоже в работе… упражнение гармония в жизни так и осталась «на завтра»,надо серьезно себя проанализировать,хотя и говорят,что «анализы – это в поликлинике»….

    Не получилось почистить детей и научить правильному питанию,хотя я и стараюсь,научить раздельному питанию, но мы любим если мясо,то с гарниром,любим сахар,пирожные.конфеты,овощи- тоже с уговорами, любим попить чаю уже после еды,но есть в этом деле и плюс-за 15-20 мин пьем воду…да,…2.gif,хоть фрукты сметаются на ура!
    В общем есть над чем трудиться… творить и развиваться….

    Главное,что есть желание это всё делать …. Быть здоровым и быть счастливым…. а еще красивым,радостным и неугомонным....
     

    Отправить заявку на курс

     

    Курс "Восстановление после родов"

      (volha) Пишу о результатах: они определенно есть. Особенно если учесть мое далеко не стопроцентное выполнение всего что нужно. Т.е. я как застопорилась на 3 блоке так и продолжила жизнь в том же ритме. Процедуры делаю. С перерывами. И были отвлечения на большие праздники. Что подрывало начало очищения печени и почек.
    Второй месяц хочу все таки с сопровождением. Это организует меня.

    Отчет по целям.

    1) Делаю все, что хочется. Все успеваю - Выполнила на
    - засыпаю с удовольствием от того, что нет никаких хвостов и день провела с пользой - 90%
    - знаю, что завтра ничего не забуду и не придется бегать - 90%
    - у меня есть время на приятное чтение книги, или разговор с подругой/родственником, на выход в интернет - вот здесь все атк же не очень.
    - дома чистота и порядок - 95%
    - ужин и обед готовы, есть время на эксперименты, которые всегда удаются на славу - 95%
    - я хожу на курсы фотографии - начну в сентябре.
    - есть ее время и на порисовать, и полепить - с этим пока не очень
    - хожу в бассейн, на танцы - спортом занимаюсь почти каждый день!!!! Огромный прорыв!
    - Я раскрепощенная, отрытая всему - 85%

    2) Для детей, для мужа - я самая замечательная мама и жена
    - детям со мной всегда интересно - да! 95% 5% в минусе от моей усталость и апатичности временами.
    - знаю много песенок, занималок - уже намного больше!
    - предугадываю и вовремя реагирую на "на надвигающуюся тучку" - 90%
    - дома есть распорядок -95-100%
    - я всегда в хорошем настроении - 95%
    - мужа слушаю и слышу - 95%
    - мне хочется быть с мужем - 95%
    - с мужем есть настоящая интимная жизнь - 80%
    - романтика в наших отношениях - 90%
    - воображение позволяет мне всегда найти интересное занятие для нас всех на выходных и не только - даж неприходится об этом задумываться

    3) Наш дом - это маленький рай для нашей семьи, наших родственников и друзей
    - часто приходят гости - 100%
    - смех и веселье дома каждый день - 95%
    - уют - 100%
    - всегда вкусно пахнет - 100%
    - свой хлеб - пока нет
    - стоят цветы на столе - 50%
    - порядок - 100%
    - интересные разговоры о жизни и не только - 100%

    4) Я довольна своим телом. Я легкая, сильная, стройная
    - упругое, подтянутое тело - 90%
    - нет живота - 50% меньше стал, но еще очень много...
    - чувстую себя легко - когда объедаюсь не очень. У родителей не могу по другому. И в гостях трудно отказываться попробовать и т.д. Потом трудно остановиться. Понимаю и продолжаю...
    - кожа рук приятная, гладкая, чувствительная - здесь большой сдвиг - 90%
    - лицо чистое, светящееся - 95%
    - могу бегать и прыгать без устали - 95% После объеданий не могу...
    - ноги тоже изящные, чистые ступни, ногти на ногах идеально гладкие и ровные - 50%
    - упругая, приподнятая грудь - 90%
    - безупречная осанка - трудно оценить
    - чувствую свои мышцы во всем теле, могу их легко контроировать - 60:%
    - любая одежда сидит на мне - намного лучше!!! 80%
    - люблю на себя смотреть в зеркало - 95% Даже с животом!

    5) Я творю красоту: в интерьере, на кухне, в одежде
    - легко нахожу, что приготовить и как
    - стол всегда накрыт красиво, на тареоке тоже все красиво
    - обновляю, разукрашиваю, переделываю вещи и предметы в квартире
    - в квартире все ярко, живо и насыщенно, опрятно и продумано
    - в одежде принимаю смелые решения
    - сама временами шью, вяжу
    - когда появляется идея - я ее претворяю в жизнь

    6) у меня замечательная память
    - очень легко запоминаю кто, что и почему и еще когда
    - в нужный момент вспоминаю нужное слово - 60%
    - говорю красиво, выразительно, образно - 60%
    - помню все имена всех знакомых - 50%
    - пою много песенок на любой случай жизни - 80%
    - то же со стишками и прибаутками - 80%
    - легко запоминаю информацию, которая мне может пригодиться. Нахожу ее при случае легко - 60%

    7) умею постоять за себя и за детей, и за всех, кто мне дорог
    - решительная - 90%
    - даю отпор любой наглости или хамству - пока не пришлось проверить
    - быстро реагирую на сложившуюся ситуацию - 70%
    - собранна - 60%
    - могу повысить свой голос - да, повысила на маму... Она начинала истерить.
    - легко перебиваю поток ненужной мне информации - 70%
    - не боюсь обидеть людей - не понимаю чем я их молгу обидеть
    - твердо говорю "нет" - 95%
    - всегда знаю, чего хочу - 80%

     

     Отправить заявку на курс

     

     Отзывы по курсам очищения можно посмотреть на форуме и в рассылке.

     

    Отчет по курсу Привычка

    (Эльвира) Анализ дня:


    О сладостях и мучном
    Я даже незаметила, как быстро пробежало время. Совсем случайно обнаружила, что на календарике стоит дата - 25...Вот это меня воодушевило!...Еще последний рывок и я успешно закончу эксперимент, который начался не так успешно как хотелось бы...Все в прошлом! А в настоящем?! На полке, где обычно "жили" сладости, теперь поселились новые жильцы - мед и сухофрукты. В медовом арсенале липовый, каштановый, цветочный. Ах, какая прелесть, если в них еще добавить орехов - грецкий, миндаль, фундук, арахис, кедровый и даже бразильский! Пальчики оближишь!!!...Очень горжусь собой!

    Муж сделал приятный подарок - мультиварка! О ней я так мечтала!!! Теперь балую себя и своих любимых мужчин очень полезными блюдами!:)...И времени теперь ЗАВАЛИСЬ! Ну, эту плиту, к лешему:)))

    Сегодня (31.05) принес 1кг шоколад 77%. Я чуть не упала, увидя впервые такую большую плитку! Он улыбаясь, протянул, говоря: "Лакомся, моя сластенка! Ты это заслужила!"...Он, конечно, пошутил! На самом деле, ему очень нравится, что я почти месяц не поддаюсь слабости миллиона женщин!...Да я заслужила!!! Но!!! Заслужила попрощаться с 3 кг! Заслужила теперь надеть вот это замечательное платеье, которое я надевала лишь один раз! Заслужила без стеснения надеть купальник! Заслужила смотреть на себя в зеркало и очень кайфовать от своего отражения!!!... ЗАСЛУЖИЛА!!! И теперь, когда я сяду за стол с этим "подарком" 100, нет, 1000 раз подумаю: "Нет, жалко мне отдавать так легко заслуженное"....Впрочем, это не значит, что иногда (один раз в три месяца) я позволю себе слабость к шоколаду...Я же женщина и имею право на маленькие радости:)))

    О крике
    Прекрасная неделя!!! Я окрыленная своим достижением 1 эксперимента расслабилась настолько, что меня все очень радовало и веселило порой...Сейчас назрела мысль - я злилась от того, что была большой сластеной. Во-первых, шоколад содержит кофеин, а он, как известно, в больших количествах вреден не только здоровью телесному, но и психологическому. Кофеин возбуждает, увы, не так как того порой хотелось бы (не в сексуальных). Во-вторых, плюшки, булочки приправленные маком, сахаром, опять тем же шоколадом, и бог знает чем еще! подавляли дух во мне, волю, характер...В общем, становилась бесхребетной, как эти пресловутые булки с плюшками:))))

    Нашла на что переложить всю ответственность:)))

    ...Но неделя была очень радужной, хорошей, доброй и душевной!...Даже не омрачил тот факт, что на время пришлось расстаться с ноутбуком. За 6-летнюю беспрерывную службу ему тоже захотелось отдохнуть. Крякнул Касперский и вместе с ним половина программ обещали долго жить:((( Но, к счастью, все восстановили, хотя на это потребовалось время!

    Заказать миникурс "Посеешь привычку - пожнешь судьбу".

    Стоимость курса можно посмотреть здесь.

     

    ЖЖ Юлии Матвеевой

     

      Сильные духом

     


    Уже раза 3 перечитала эту историю, вернее, даже не историю, а эскиз, кусочек чужой жизни

    Я сама - не такая, как героиня, но всегда восхищаюсь подобными людьми! !!

     

    Из ЖЖ - ([info]xenia_mikhailov)

    Я не умею плакать, или Не делайте из них гвозди.

    Сегодня в знойный полдень ваша покорнейшая, опаздывавшая на важную встречу, подняла руку - и рядом с ней остановилось такси.
    Еще садясь в машину, ваша покорнейшая почувствовала, что что-то тут не так.
    Мироздание дало ощутимую трещину - и в нее задувал холодненький сквознячок потустороннего.
    За рулем такси сидела дама.

    Нет, это не эвфемизм. Она не была крепкой теткой, честной работницей и свои парнем.
    Она была хрупкой, миниатюрной изящной дамой с прямой спиной и царственным наклоном головы.
    - У вас очень красивое платье, - любезно и просто сказала дама тихим мелодичным голосом, от одного звука которого должны были бы останавливаться войска действующей армии, - Очень удивительное.
    Ваша покорнейшая потеряла дар речи.


    Она повела машину через пробки центрального Иерусалима, то и дело останавливаясь и деликатно, но твердо настаивая на своем, а ваша покорнейшая тем временем тихо страдала от когнитивного диссонанса.
    "Не могу же я спросить ее, почему женщина работает таксистом - воображаю, сколько раз на дню ее об этом спрашивают! Ведь это даже неприлично", - говорила она себе.
    И ей страстно хотелось сказать властной и величественной водительнице просто: "Да, но ведь вы же не..." - в надежде, что ее поймут.
    Так и вашу покорнейшую когда-то спрашивали в бытность ее продавщицей в магазине здорового питания.
    - Да, но ведь не может же быть, что вы...

    Между тем, пробки стояли стоймя, мобильный телефон нашей героини звонил, а ваша покорнейшая слушала ее разговоры.
    Голос у дамы был удивительный - округлый, тихий, повелительный, почти высокомерный, с тонкими модуляциями и невнятным северным акцентом.
    И наконец ваша покорнейшая не вынесла неопределенности, найдя совершенно принятый в Израиле вопрос:
    - Откуда вы родом?
    - Из России, из Москвы, - улыбнулась дама, и ваша покорнейшая ощутила себя круглой идиоткой.
    Акцент определенно не был русским - впрочем, он вообще не был определенным.
    - Но у вас не русское лицо!
    - Я говорю на иврите двадцать лет, - ответила дама с достоинством, - Я уверена, что мимические мышцы меняются под влиянием языка.

    Мимические мышцы... под влиянием языка... 
    Водитель такси. 
    Даме было лет сорок - и возраст в ней выдавала только кожа. Тело осталось стройным, ухоженным и собранным.
    Многие ли наши соотечественницы могу похвастаться, что иврит изменил их лицо до неузнаваемости, если они приехали сюда не детьми?
    И, смилостивившись над вашей покорнейшей, окончательно доеденной когнитивным диссонансом, дама еще раз улыбнулась:
    - Что, не думали встретить русскую москвичку на такой работе?

    - Экономический кризис ударил по всем, - сказала она без особых расспросов, как-то сама, - Я по профессии - скульптор, всю жизнь жила заказами, то от частных лиц, то от организаций, то от города. И вдруг я увидела, что заказов нет, нет совсем. И не будет. Тогда сдала экзамен на лицензию, купила это такси - и вот, как видите.
    - Разве рынок не пришел в себя? - спросила ваша покорнейшая с искренним сочувствием, - Вы проверяли?
    - Очень может быть, - ответила дама, - Пока не проверяла. Сначала мне надо убедиться, что бизнес справится без меня. Я ничего не умею делать наполовину и по двадцать часов в сутки провожу на дорогах. Сегодня у меня уже есть два наемных водителя на этой машине, они работают посменно. Когда я смогу их оставить без присмотра, я вернусь к работе скульптора.
    - Как же долго вы этим уже занимаетесь? - потрясенно спросила ваша покорнейшая.
    - Семь месяцев, - невозмутимо ответила прекрасная дама.

    - А что вы велите мне делать? Как я могла поступить? - продолжала она, - Пойти в социальную службу, канючить, вымогать на бедность подаяние, плакать?
    На лице ее отчетливо выразилось воспитанное, аккуратно сдержанное омерзение.
    - Знаете, я одна вырастила двоих детей с момента их рождения, совершенно одна. Я умею делать все, но я не умею одного - плакать.

    - Как вас зовут? - только и сообразила спросить ее ваша покорнейшая, когда выходила из машины с пожеланиями и добрыми словами.
    - Анастасия, - сказала дама, сделав ударение на третьем "а" и напомнив вашей покорнейшей о царском, о греческом происхождении этого имени, и благосклонно наклонила голову, увенчанную каштановыми волосами.

    Не делайте из них гвозди, из таких людей.
    Они нам еще понадобятся.
    Без них земля перестанет вертеться.



    Источник

    Рекомендую подписаться

     

    Юлия Матвеева © 2002-2010 ВСЕ материалы рассылки, за исключением подписанных прочими именами 

    В избранное