На сайте
Лечебно-диагностический процесс
можно читать первые 210 выпусков рассылки, пользуясь оглавлением, или скачать весь архив с оглавлением (имя самораспаковывающегося архива - tavr_ldp.exe, файл с оглавлением - v_index.htm).
Инсталляторы и обновления
25
программ системы управления ЛДП
- там же.
Вышла из печати монография В.М.Тавровский. Автоматизация лечебно-диагностического процесса. ООО "Вектор Бук". Тюмень. 2009.- 464 стр. Цена 350 руб. плюс расходы по пересылке.
Заказы наложенным платежом по E-mail: aimak@mail.ru (Александр Иванович Макаров).
Указывайте Ваш почтовый адрес и количество экземпляров.
Выпуск 211 30 июня 2009 г.
На заметку главному врачу.
ЧТО ЗА КОМИССИЯ, СОЗДАТЕЛЬ!
За пару дней - три удручающих примера.
Маленькая районная больница в Сибири. Полтора года заведующий терапевтическим отделением стационара пользуется на свой страх и риск автоматизацией: АРМ врача, электронные истории болезни, на бумаге - только распечатки из компьютера. Правда, руководители больницы не переносят этот опыт на других, выжидают, однако не мешают. Но вот является госпожа Комиссия и требует, чтобы дневники писались ручкой, как повелось от века. Она не спорит, что напечатанные
содержательнее и читабельнее. Но она хочет видеть записи от руки. Хочет и всё. Она - Комиссия!
Известное дело: кто не умеет лечить, идёт в контролёры. Дураки, тем более воинствующие, в стенах лечебных учреждений долго не держатся. Но что же заведующий отделением? А он уныло пишет мне, что "хоть отказывайся от автоматизации". А главный врач и начмед? А они в стороне. Никто не сопротивляется.
Вот другая ЦРБ. Здесь автоматизацию ввёл сам главный врач. Доктора поликлиники освоились с электронными историями болезни. АРМ позволяет легко и быстро получать любую информацию о состоянии дел на врачебном участке. И сеть сделали, и лабораторию в неё включили, и для стационара компьютеры ищут. Но вдруг системный администратор передаёт мне просьбу врачей печатать "Паспорт участка".
- Зачем? Ведь база данных АРМа - это и есть полная и подробная картина участка. Всё тут на виду: численность диспансерных групп, льготные контингенты, заболеваемость, списки хроников по диагнозам, возрастно-половая структура, план на неделю, отчёт за неделю и проч., и проч. Зачем эти сведения ещё раз укладывать в неизбежно упрощённый и быстро устаревающий рукописный "Паспорт"?
- А это тридцатая учетная форма, которая Утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.2005 № 765.
- Да пусть она хоть сто тридцатая. Зачем?
- По ней врачи отчитываются.
- Да как же они отчитываются учётной формой? Отчитываются отчётами, а в АРМе все отчёты формируются.
- Они её показывают Комиссии.
- Так ведь на экране компьютера ей можно показать всё. И гораздо больше, чем в "Паспорте".
- Не хочет Комиссия всё. Она хочет "Паспорт".
А что же главный врач? Не знаю. Наверное, всё проходит мимо руководителей учреждения, иначе они сопротивлялись бы глупостям. Ведь такое большое дело сами развернули!
Впрочем, вот и один из руководителей крупного стационара, где автоматизация существует 9 лет. Он вдруг просит меня "автоматизировать журнал экспертной работы, по которому ежемесячно отчитываются заведующие отделениями".
- Помилуйте, какой журнал? Какие отчёты? Автоматизация позволяет заведующему находить дефекты в работе ординаторов, причём не задним числом, а тогда, когда их можно исправить. В электронных историях болезни сохраняются его замечания, рекомендации и решения на клинических разборах. Вся эта работа заведующего сосчитывается. Каждый может ознакомиться с её количеством и качеством. Чего же ещё?
- Но ведь есть утверждённая форма. Приходит Комиссия, требует...
Когда-то я уже описывал совсем анекдотичный случай. В крупной поликлинике Барнаула горздравовские контролёры проверяли учёт заболеваемости. Автоматизация обеспечила здесь перенос данных о диагнозах из электронных историй прямо в статистические отчёты - без бумажного статталона. И, разумеется, Комиссия увидела полное соответствие между историями болезни и этими отчётами. Но она не обнаружила привычных статталонов!
Не ведая что творят, контролёры решили указать на это в акте как на … существенный дефект. Я оказался там случайно и неполиткорректно выдал им всё, что думаю о таком перле. А главное, добавил, что письменно и немедленно сообщу их первому начальнику, сколько человеко-часов рабочего времени пропало у руководителей поликлиники по милости присланных им недотёп. "Что Вы, что Вы, - сказали мне тут же. - Мы же всё понимаем. И не будем это указывать. Но …
ведь нет же статталонов…"
Когда мы перестанем ждать ума сверху? Откуда он там возьмётся, если мы не отстаиваем его внизу? Когда станем сами давать отпор чиновной глупости?
Кто? Да каждый, у кого есть чувство собственного достоинства, кто дорожит делом и правом работать осмысленно. И уж, конечно, руководители лечебных учреждений, авторитетные и уважаемые люди. Это ведь они - настоящие организаторы здравоохранения и это их подопечных безапелляционно давят и унижают те, кто за медицинскую помощь не отвечает. Ну да, нужна ещё и отвага. Так ведь иначе - тупик и общее отупение.
Ну ладно, последнему примеру несколько лет, хотя и тогда ежу были понятны достоинства автоматизации. Но три первых случая - на июньской неделе 2009 года. И на этой неделе, и на многих прошлых уже сам президент России твердил о замене бумаг электронными документами, прямо поминая и нашу родную медицину. Можно, опираясь на это, отбить у очередной Комиссии охоту мешать внедрению современной информационной технологии? Могут главные врачи заставить чиновников
считаться с собою, со своим стремлением работать на уровне века, а не применительно к глупости и отсталости?
В ПРЕДЫДУЩИХ ВЫПУСКАХ
Вып. 001-008. ПОЧЕМУ МЕДИЦИНА СИЛЬНА, А ВРАЧ СЛАБ?
Вып. 009-012. ЭЛЕКТРОННАЯ ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ.
Вып. 013-021. СТАЦИОНАР.
Вып. 022-033. ПОЛИКЛИНИКА.
Вып. 034-049. ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ.
АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ
ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ.
Вып. 050-052, 055-056. СТАНЦИЯ СКОРОЙ
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ.
Вып. 053-054. ОТВЛЕЧЕНИЯ НА СПОРНЫЕ ТЕМЫ.
Вып. 055-070. ЧАСТНЫЕ АЛГОРИТМЫ ДЕЙСТВИЙ ВРАЧА.
Вып. 070-101. КАЛЕЙДОСКОП.
Вып. 102-116. СОВЕТЫ НЕПРОФЕССИОНАЛА.
Вып. 117-129. ГАЛЕРЕЯ и КОММЕНТАРИИ.
Вып. 130-150. КАК ОЦЕНИВАТЬ АВТОМАТИЗАЦИЮ.
Вып. 159-160,163-165,169,172. ТЕРМИНОЛОГИЯ.
Вып. 181-190. МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ ГЛАЗАМИ РАЗРАБОТЧИКА.
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ СКВОЗЬ ПРИЗМУ АВТОМАТИЗАЦИИ.
Вып. 191. Врач и автоматизированная бюрократическая вертикаль.
Вып. 192. Что такое "управление качеством медицинской помощи"?
Вып. 193. Бюрократия и медицина (бюрократия или медицина?).
Вып. 194. Что электронная история болезни меняет в здравоохранении. Ч.1.
Вып. 195. Что электронная история болезни меняет в здравоохранении. Ч.2.
Вып. 196. Что электронная история болезни меняет в здравоохранении. Ч.3.
Вып. 197. Иллюстрации к сказанному: учётные документы.
Вып. 198. Иллюстрации к сказанному: фельдшеризм или помешательство?
НА ЗАМЕТКУ ГЛАВНОМУ ВРАЧУ.
Вып. 207. Где главные врачи обсуждают автоматизацию.
Вып. 208. Автоматизация как необратимое радикальное вмешательство.
Вып. 209. О демонстрационных версиях МИС.
Вып. 210. Зачем в больнице штат ИТ-работников?
В СЛЕДУЮЩИХ ВЫПУСКАХ
НА ЗАМЕТКУ ГЛАВНОМУ ВРАЧУ
Зачем автоматизация главному врачу?
Об опасности официальной регламентации МИС до их осмысления.
Возможность принципиального изменения документооборота в здравоохранении.
Как обеспечить документооборот при сохраняющемся разнообразии МИС.
Буду
признателен за вопросы, возражения и замечания. Постараюсь на них ответить.
Просьба в письмах помечать то, что не предназначается для помещения в рассылке.
Если рассылка Вам интересна, порекомендуйте её коллегам.