Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

А не прожить ли нам лет 150?

  Все выпуски  

А не прожить ли нам лет 150? Орган территориального общественного самоуправления (ТОС)


А не прожить ли нам лет 120?
А не прожить ли нам лет 150?
NSP главная подбор БАД карта сайта скачать книги партнёрство контакты


Доброго дня.

Орган территориального общественного самоуправления (ТОС)

Знание отечественной истории сподвигло бывшего биржевика Глеба Тюрина взяться за спасение северных деревень.

Причем за американские деньги.

То, что Тюрин за четыре года сделал в забытой богом архангельской глубинке, не имеет прецедентов.

Экспертное сообщество не может понять, как ему это удается: социальная модель Тюрина применима в абсолютно маргинальной среде и незатратна.

В западных странах аналогичные проекты стоят на порядки дороже.

Изумленные иностранцы наперебой приглашают архангелогородца делиться опытом на всевозможных форyмах в Германии, Люксембурге, Австрии, США.

Тюрин выступал в Лионе на Всемирном саммите местных сообществ, его опытом активно интересуется Всемирный Банк.

* * *

Ельцинское десятилетие разорило Русский Север похлеще гражданской войны.

В Архангельской области без труда можно упрятать Францию.

Край богатый, но сегодня это преимущественно глушь, бездорожье, безработица.

При Советах чуть ли не все население было занято в лесной и молочной промышленности.

В 90-м году плановую экономику отменили, рубильник выключили.

Молоко, мясо по деревням закупать перестали.

10 лет архангельские аборигены, предоставленные сами себе, живут лишь грибами да огородами.

Разворовывали остатки совхозов, потом стали воровать друг у друга и пить горькую.

* * *

Во время поездки по Скандинавии Глеб как-то оказался в маленьком рабочем поселке и увидел там "кружок будущего".

Сидят трезвые работяги и думают, что они будут делать, когда через несколько лет закроется их завод.

* * *

Сначала Глеб подумал, что они от своего развитого капитализма совсем обалдели.

А потом понял, что это тот самый социализм, который мы не построили.

Глеб решил то же самое попробовать делать в России.

Он придумал и создал Институт гражданских и социальных инициатив бесприбыльную негосударственную организацию, которая взялась за возрождение архангельской провинции.

"Местная власть там живет на дотациях сверху, делят их между райцентрами.

На периферию денег уже не хватает.

Закрывают школу, потом медпункт все, деревня обречена.

Из 4 тысяч деревень через 10 лет хорошо, если останется тысяча", прогнозирует Тюрин.

* * *

Глеб начал ездить по медвежьим углам, чтобы выяснить, что люди там могли бы сами для себя делать.

Провели десятки сельских сходов:

"Местные смотрели на меня, как будто я упал с Луны.

Но в любом социуме есть здоровая часть, которая способна за что-то отвечать.

А ведь до революции жители Поморья хозяйствовали крепко, жили трезво и зажиточно.

На Русском Севере были развиты многие промыслы и ремесла, возделывались разнообразные сельхозкультуры, шла бойкая торговля с другими регионами.

Крестьяне сами содержали дороги и деревни.

Почти в Приполярье получали рожь в 40 центнеров с гектара, выращивали стада быков, строили деревянные дома, которые по сей день стоят и все это при отсутствии техники, удобрений, гербицидов.

Это была веками отлаженная система крестьянского самоуправления.

Понятно, что люди, отношения, культура в те времена были другие.

Глеб Тюрин много занимался историей Русского Севера.

И пришел к выводу, именно демократические традиции Русского Севера сделали край процветающим.

А Русский Север в ХVI веке это половина страны.

* * *

Глеб убежден, что сегодня нужно не столько спорить о теориях, сколько думать о реалиях жизни.

Поэтому он попробовал воспроизвести традиции российского земства в современных условиях:

Мы стали ездить по деревням и проводить встречи, клубы, семинары, деловые игры.

Старались расшевелить людей, которые сникли и ни во что не верили.

У нас есть наработанные технологии, которые позволяют людям посмотреть по-иному на себя, на свою ситуацию.

Сначала они отмахивались: денег нет, о нас все забыли, мы никому не нужны, ничего не получится.

Потом начинали думать: у них же много чего есть лес, земля, недвижимость и другие ресурсы, многие из которых бесхозны и гибнут.

Например, закрытую школу или детсад немедленно разворовывают.

Кто? Да сами же местные жители!

Потому что каждый сам за себя и норовит что-то лично для себя урвать.

Но они разрушают ценный актив, который можно сохранить и который мог бы служить основой выживания данной территории.

Если, конечно, люди поняли сохранять территорию можно только сообща.

* * *

Мы пытались внутри этой разуверившейся сельской общины выделить группу людей, заряженных на позитив.

Создать из этих деятельных людей некое креатив-бюро, научить их работать с идеями и проектами.

Это можно назвать системой социального консалтинга: мы обучали людей технологиям развития.

В результате за 4 года местное население осуществило 54 проекта стоимостью 1 миллион 750 тысяч рублей, которые дали экономический эффект почти в 30 миллионов рублей.

Это уровень капитализации, которого нет ни у японцев, ни у американцев при их передовых технологиях.

Люди получают небольшую инвестицию, сами пишут проект и cтановятся субъектом действия.

Раньше человек из райцентра тыкал пальцем на карту: вот здесь будем строить коровник.

Теперь же они сами обсуждают, где и что они будут делать, причем ищут самое дешевое решение, потому что денег у них очень мало.

Рядом с ними только тренер.

Его задача привести их к выбору и реализации того проекта, который поможет осуществить следующий.

И каждый новый будет делать их экономически все более самодостаточными.

В большинстве случаев это не бизнес-проекты в конкурентной среде, а этап обретения навыков управления ресурсами.

Для начала очень скромными.

Но те, кто через этот этап прошли, уже могут идти дальше.

Вообще, это некая форма изменения сознания, своего рода НЛП.

Население, которое начинает себя осознавать, создает внутри себя орган территориального общественного самоуправления, сокращенно ТОС.

И вручает ему мандат доверия.

По существу, это и есть земство, хотя несколько иное, чем было в ХIХ веке.

Тогда земство было кастовым купечество, разночинцы.

Но смысл тот же: самоорганизующаяся система, которая привязана к территории и отвечает за ее развитие.

Люди начинают понимать, что они не просто решают проблему водо или теплообеспечения, дорог или освещения: они создают будущее деревни.

Главный продукт их деятельности новое сообщество и новые отношения.

ТОСы в своей деревне создают и стараются расширить зону большего благополучия.

Энное количество успешных проектов в одном населенном пункте наращивает критическую массу позитивного, которая меняет всю картину в районе в целом.

Так ручейки сливаются одну большую полноводную реку.

* * *

Сюжеты для небольших рассказов

В Коношском районе со времен советской мелиорации летом нет воды.

Стали искать выход.

Вспомнили: есть артезианская скважина, но надо построить водонапорную башню.

Она стоит миллион рублей.

У муниципалитета таких денег нет.

Но людям нечем поить скот и поливать.

И они решили собрать водонапорную башню из трех старых.

Разработали проект, район помог им с инженерным обеспечением.

Трудились деревенские бесплатно.

Закупили только новые трубы, разводные ключи вся стройка обошлась в 50 тыс.

рублей.

И теперь вода здесь есть!

Читать дальше: другие реальные истории...




ценник | каталог | подбор | космецевтика | тест


Алексей Ус, не пью, не курю, не ем животных :)
Потребитель продукции NSP с 1999 года :)
www.us-in.net

Клуб потребителей продукции для здоровья

Есть вопросы? Пишите    :)
Обратная связзь: alexey_us@mail.ru Алексей Ус

В избранное