Профилактика заболеваний, БАД, восточная медицина Основы философии Восточной медицины
Добрый день, уважаемый!
Сегодня я хочу рассказать вам о концепция «ИНЬ-ЯН», а также о Концепции «ЧЖАН-ФУ». Нам это нужно для того, чтобы понять основы восточной
медицины.
Концепция «ИНЬ-ЯН»
составляет диалектическую основу мировоззрений Древнего Востока. Сущность ее
состоит в том, что все в мире имеет два начала: ЯН и ИНЬ, которые
возникли из первоначально единой энергии ЧИ
(ЦИ). Символами ЯН и ИНЬ в древних трактатах являются огонь
и вода, которые отражают два противоположных качества. Все свойства, присущие
огню, можно отнести к ЯН: свет, жар,
яркость, стремительность, сила, движение вверх и наружу. Все свойства, присущие
воде, к ИНЬ: медлительность,
холодность, тусклость, движение вниз и внутрь.
ИНЬ и ЯН являются в одно и то же время и
противоположными и взаимосвязанными. При определенных обстоятельствах они могут
переходить друг в друга. Взаимодействие ИНЬ
и ЯН были изображены древними
философами Востока в форме монады (ТАЙ
ЦЗИ ТУ), на которой белый цвет отражает ЯН, а черный – ИНЬ,
противоположность и взаимосвязанность олицетворяется кривой линией, а
способность к трансформации друг в друга показана точками – «зародышами» одного
начала в другом.
Возникновение
заболевания является результатом потери относительного равновесия ИНЬ-ЯН, их избытком или
недостаточностью. При внедрении повреждающего фактора, обладающего свойствами ИНЬ, происходит преобладание ИНЬ, что проявляется синдромами
«избытка холода». Например: похолодание
конечностей при массивной кровопотере. При внедрении повреждающего фактора
со свойствами ЯН происходит избыток
энергии ЯН, что проявляется
синдромами «избытка жара». Например: острое
стремительное развитие заболевания, резкий подъем температуры, яркие
клинические проявления болезни. Исходя из принципа равновесия ИНЬ и ЯН, главная задача лечения в
восточной медицине – восстановление нарушенного баланса ИНЬ-ЯН, обеспечение
гармонии. Прибавляя или отнимая, ЯН
или ИНЬ, можно восстановитьутраченное здоровье.
В качестве источников ИНЬ и ЯН можно использовать продукты питания и биологически активные добавки.
«Янские»
продукты приносят тепло, делают тело более твердым. При избыточном их
потреблении появляется напряженность и раздражительность.
Летом в жару рекомендуется, есть больше
«иньской» - охлаждающей пищи. Зимой же предпочтение следует отдавать
согревающей – «янской».
Все
функции и проявления жизнедеятельности организма, всеорганы, ткани и системы человека тоже можно
разделить по принципу Инь и Ян.
К ИНЬ
относятся: женское начало, нижняя половина туловища, правая
сторона тела, грудь, живот и «плотные органы» (сердце, селезенка, легкие, почки, печень). К ЯНЬ относятся: мужское начало, верхняя половина туловища, левая
сторона тела, спина и «полые органы» (желудок,
тонкий и толстый кишечник, мочевой и желчный пузырь).
Данное распределение легло в основу
следующей концепции «чжан-фу».
Концепция «ЧЖАН-ФУ»
В соответствии с этой концепцией пять
органов чжан (сердце, легкие, селезенка, почки, печень), характеризующиеся
плотностью, названы органами накопления (резервы
энергии организма). Пять органов фу
(желудок, толстая кишка, тонкая кишка, желчный и мочевой пузыри),
характеризующиеся тем, что они полые, служат для восприятия пищи, всасывания и пищеварения (рабочие органы). Кроме
10 главных органов, имеющих морфологическую структуру, были включены еще два
условных «органа»: «перикард»,
отнесенный к чжан-органам, и «три обогревателя», отнесенный к фу-органам.
Функция чжан-органов состоит в том, что они производят и накапливают питательные вещества (жизненную
субстанцию), чи (жизненную энергию), кровь и соки
организма.
Сердце:
обеспечивает контроль кровеносных сосудов и состояние духа, психической
активности, сознания, памяти, мышления и сна.
Легкие:
обеспечивают функцию дыхания, контролируют водный обмен, состояние кожи и
волос, регулируют жизненную энергию всего организма.
Печень:
обеспечивает депонирование крови, секрецию желчи, контроль состояния сухожилий
и зрения, центральной и периферической нервной системы.
Селезенка
и поджелудочная железа: обеспечивают контроль пищеварения и транспорт
питательных веществ, крови, состояния мышц. От её функции
зависит аппетит. Энергия селезенки поддерживает нормальную локализацию
внутренних органов и предотвращает их опущение.
Почки:
обеспечивают контроль репродуктивной способности организма, его роста и
развития, контроль водного обмена, работу органов слуха.
Перикард:
является функциональной системой, регулирующей кровообращение, дыхание, эмоции,
а также половые функции.
Функция
фу-органов состоит в том, что они участвуют в пищеварении, всасывании питательных веществ и выведения шлаков из
организма.
Желудок:
обеспечивает функцию приема и переработки пищи.
Тонкая
кишка: дальнейшее переваривание пищи, всасывание питательных веществ и части
воды в кровь.
Толстая
кишка: обеспечивает всасывание питательных веществ и воды формирование кала и
его выведение.
Желчный
пузырь: контролирует сбор желчи и выделение её в кишечник.
Мочевой
пузырь: выполняет функцию сбора и выведения мочи.
Три
обогревателя: обеспечивают часть функций органов чжан-фу (легких, сердца,
желудка, селезенки, почек и мочевого пузыря).
На этом наша рассылка подходит к концу. Конечно,
можно было и дальше описывать основы восточной медицины, но, все, же большая
часть подписчиков люди, не имеющие специальных знаний, поэтому информация будет
дозированной. Не хотелось бы вас перегружать информацией. В следующем выпуске
мы продолжим разговор об философских основах восточной медицины.