Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Гуманитарно-целостные исследования в образовании" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Февраль 2008 → | ||||||
1
|
2
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
Статистика
-1 за неделю
Гуманитарные стратегии социального воспитания молодежи
Выпуск 16. Новости сайта Николая БОРЫТКО
Содержание выпуска: Уважаемые коллеги! Представляя очередное информационное письмо, вынужден (уже в который раз) пояснить, что не имею никакого отношения к организации данной конференции и обращаться по всем вопросам, а также присылать материалы следует по адресам, указанным в письме. ЯРОСЛАВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. К.Д.Ушинского МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОЮЗ «СПО-ФДО» Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций ДЕПАРТАМЕНТ ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО Научно-практическая конференция г. Ярославль, 5 - 7 мая Посвящается 100-летию Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского (1908-2008) Целью конференции является обобщение исследований в области педагогического обеспечения работы с молодежью (Юногогики), а также определение перспектив дальнейшего развития этой отрасли педагогики Направления работы конференции: К началу конференции планируется издание ее материалов. Требования к оформлению материалов: объем до 3 стр., в формате RTF (rich text format), шрифт 14, интервал
одинарный, поля по В заявке необходимо указать: Оргвзнос составляет 600 рублей, должен быть переведен на счет ИНН 7604010220 УФК по Ярославской области (ЯГПУ, л/с 06073412395), Р/с 40503810900001000281 в ГРКЦ ГУ Банка России по Ярославской области г. Ярославль. БИК 047888001; КПП 760401001; ОКПО-02080173; ОГРН-1027600676487; ОКАТО-78401000000. Код дохода —07330201010010000130 до 1 апреля 2008 года. Оплата за питание и проживание на базе отдыха будет приниматься по приезду и ориентировочно составит 1500 рублей. Публикация материалов сборника — за счет организаторов конференции. Заявки (форма заявки прилагается), материалы конференции принимаются до 1 апреля Регистрация участников будет проводиться 5 мая г. Ярославль, Которосльная наб. 44, институт педагогики и психологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского Приемная директора ИПП ЯГПУ (4852) 30-55-62 Кафедра социальной педагогики и организации работы с молодежью: (4852) 72-66-92 Факс: (4852) 30-55-62 E-mail: ipp@yspu.yar.ru; socpediorm@mail.ru ЗАЯВКА Фамилия, имя, отчество Ученая степень Ученое звание Почетные звания Место работы Занимаемая должность Подробный адрес с индексом, по которому удобнее вести переписку Телефоны, факс (с кодом города) E-mail Предполагаемая тема выступления В рамках какого направления работы конференции планируется выступление (1 - 11) Н. М. Борытко, д-р пед. наук, проф., ГУМАНИТАРНЫЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ Воспитание признается важным компонентом все большего количества профессий, предполагающих социализацию человека, его успешное вхождение в общество. Основная цель социального воспитания — чтобы человек научился выстраивать в процессе специально организованного взаимодействия со специалистом комплекс своих жизненных смыслов, которые станут основой его способности добиваться жизненного успеха, стал субъектом собственной жизни. Механистическое понимание воспитания как процесса передачи и усвоения, накопления или формирования опыта индивида исходит из представлений о линейности этого процесса и приводит к количественным методам оценки его результатов. Теоретические представления и эмпирические данные обнаруживают «развитие» как нелинейный, неоднородный процесс качественных преобразований, который включает накопление новых возможностей, появление новообразований, возрастанием способности продуктивно и адекватно осуществлять себя в более сложной системе отношений и воспринимать по-новому мир. Такой подход обнаруживает кризисный характер становления человека. Каждая стадия этого процесса — особая целостность, отличающаяся качественной определенностью, а появление каждой последующей целостности не может происходить иначе, как через «взрыв» старой целостности, через кризис. Представление о педагогическом взаимодействии как о линейном бескризисном процессе абсолютно лишено каких-либо объективных
оснований. Ведь кризис (от греч. krisis — решение, поворотный пункт, исход) — это не только «острое затруднение с чем-либо, тяжелое положение», но и «резкий, крутой перелом в чем-либо, тяжелое переходное состояние (напр., духовный кризис)». Кризисность — атрибутивный признак процесса субъектного становления человека. На закономерном характере кризисов саморазвития и строится
гуманитарно-целостный подход в воспитании. Человек должен быть готов встретить и преодолеть эти кризисы. Его развитие заключается в преодолении кризисов и затруднений. Педагогическое затруднение — это субъективная реакция на ситуацию, характеризующаяся как внутреннее препятствие, проблема, помеха, остановка в развитии. Это ситуация, которая требует преодоления недостатка способностей для разрешения задачи, непонимания ситуации, неадекватной самооценки, корректировки мотивации и прочих индивидуально-личностных свойств человека. Человеку требуется помощь педагога в преодолении трудностей саморазвития.
Все это и раскрывает характеристики воспитания как гуманитарной образовательной практики. По степени инициативы педагога, его включенности в процесс преодоления затруднений педагогическая помощь может осуществляться в стратегии педагогического руководства, поддержки или сопровождения. Педагогическое руководство предполагает такую помощь воспитаннику в преодолении затруднений, когда педагог берет на себя инициативу и ответственность в определении целей, отборе средств и коррекции деятельности воспитанника. Очевидно, что степень самостоятельности воспитанника в таком взаимодействии минимальна, он находится в положении ведомого, а педагог выполняет роль наставника (иногда — гуру), который «втолковывает» жизненные нормы и организует их выполнение. Активность воспитанника стимулируется чувством стыда, долга. С целью выработки поведенческих реакций используются методы поощрения и наказания. Основными методами, реализующими
в воспитании педагогическое руководство, являются стимулирование и требование. Конечно же, такие случаи в воспитании должны быть единичными, кратковременными и объясняться крайней опасностью неконструктивного разрешения проблемы, недопустимостью ошибки, которая может повлечь за собой необратимые деструктивные последствия. Педагогическая поддержка состоит в совместном с воспитанником определении его интересов, склонностей, способностей, ценностно-целевых установок, возможностей и способов преодоления затруднений, препятствующих его саморазвитию. Гуманитарное содержание воспитательной деятельности педагога в этой стратегии педагогической помощи состоит в ее ориентации преимущественно на развитие нравственно-смысловой сферы воспитанника. Психологической базой педагогической поддержки служат активно взаимосвязанные процессы «продолжения себя в другом», развития педагога как «значимого Другого» и создания условий для саморазвития. Методы педагогической поддержки
разнообразны: упражнение, социальные пробы, соревнование, проектирование и т.п. Стратегия педагогической поддержки предполагает бо́льшую самостоятельность воспитанника, чем при педагогическом руководстве, но и более инициативную деятельность педагога, чем в стратегии педагогического сопровождения. Педагогическое сопровождение понимается как создание и развитие разносторонних условий для принятия субъектом развития (воспитанником) оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Так же, как и в случае педагогической поддержки, сопровождение предполагает диагностику существа проблемы, ее причин и выбор наиболее эффективных способов ее решения. Однако на этапе разрешения проблемы воспитаннику предоставляется максимальная самостоятельность (а следовательно, и ответственность): сопровождение оказывается методами консультирования на этапе принятия решения и выработки плана ее преодоления и первичной помощи
на этапе реализации этого плана. Среди таких методов многие авторы выделяют понимание не только как способ бытия, но и как метод воспитания, со‑бытия. Методы драматизации, убеждения, внушения, примера помогают реализовать стратегию сопровождения. Педагогическое сопровождение не является «пассивной» стратегией помогающего воспитания. Это можно видеть в рефлексивных методах, которыми оно реализуется. Таким образом, сопровождение отличается от поддержки своей непрерывностью, комплексным характером и опосредованностью (в некоторых случаях даже — нарочитой отстраненностью) оказываемой помощи. Поддержка же эпизодична, адресна (направлена на преодоление конкретных затруднений) и предполагает бóльшую инициативу педагога в оказании помощи. Руководство, как уже отмечено выше, целесообразно применять лишь в экстренных случаях, поскольку длительное приверженность педагога данной стратегии может привести к потере инициативности воспитанником. В практике воспитания выделяются методы, которые трудно отнести к одной из трех выделенных выше групп, поскольку они носят комплексный характер — это методы воспитывающих ситуаций, решения нравственных дилемм (разработан Л. Кольбергом), консультирования Разнообразие стратегий и методов воспитания ставит педагога перед необходимостью оптимизировать свою деятельность, что невозможно без осознания профессионально-педагогической концепции. Центральным, системообразующим элементом такой концепции является цель воспитания. Такой целью нам видится позиция как интеграция доминирующих субъективно-оценочных, сознательно избирательных внутренних отношений человека к действительности. Позиция как система отношений выполняет в индивидуально-личностном становлении человека такие важные функции как самопонимание (рефлексивная мыследеятельность субъекта, «произведение» личностного смысла), самореализация (выявление, раскрытие и опредмечивание своих сущностных сил), самоутверждение (осознание себя и отношение к себе через предъявление своего «конкретного Я» другим людям, для
которых оно выступает в качестве объекта), саморазвитие (самосозидание человека, обеспечивающее неповторимость и открытость его индивидуальности) и самооценка (сопоставление потенциала, стратегии, процесса и результата своей и других деятельности). В структуре жизненной позиции выделяются три группы отношений (смысловые, ценностные и нормативные), обусловившие три принципа ее воспитания: Принцип рефлексивности предполагает обращение воспитанника к осмыслению собственного опыта, обнаружению нравственных смыслов деятельности, поведения, общения. Опора на собственный опыт как чувственно-эмпирическую, смысловую основу является исходной точкой в становлении позиции субъекта. Принцип интерактивности предполагает направленность деятельности воспитателя на соотнесение воспитанниками собственных смыслов, осознание их, формирование духовно-ценностных ориентиров в деятельности, поведении и общении. Позиция как система отношений и складывается в системе отношений в процессе взаимодействий с окружением. Принцип проективности в воспитании обращает внимание педагога на развитие самосознания воспитанника, утверждение им своей позиции в деятельности, поведении, общении. Выполнение этого принципа в этическом воспитании обязывает использовать только те формы и методы, которые создают условия для творческой самореализации воспитанника, его саморазвития. В целом воспитательное взаимодействие, имеющее целью помощь в становлении жизненной позиции, имеет характер диалога и одновременно обозначает следующие два процесса: 1) вербализацию смыслов, имеющих эмоционально-образный характер, оформление их в ценности; 2) взаимодействие со значимыми Другими, не только самореализацию, но и выбор ценностей, основанных на действительных нуждах, выявлении собственной идентичности, встречах с Другими. Педагогическая помощь в воспитании направлена на то, чтобы осмысливая (т.е. наделяя собственными смыслами) нормы и ценности, человек приобретал свою качественную определенность, неповторимость, устойчивость. Опубликовано: Актуальные проблемы социального воспитания: Сб. науч. статей и матер. Всерос. науч.-практич. конф., г. Ульяновск, На следующей неделе планируются следующие мои выступления: 5 и 7 февраля (16:50–18:20) в школе педагогического мастерства, проводимой Волгоградским государственным техническим университетом, я читаю лекции на тему «Профессиональное воспитание студентов вуза». Место проведения: ЛК 4, ауд. 303. 6 февраля (15:00–17:00) состоится очередной семинар межвузовской лаборатории методологии гуманитарно-целостных исследований в образовании (см. http://subscribe.ru/archive/science.humanity.laboratory/200801/29082956.html) 6, 7, 8 февраля (9:00–15:00) — занятия на курсах педагогов спортивных школ в Волгоградском государственном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования по темам «Программа дополнительного образования детей» и «Программа развития учреждения дополнительного образования детей». Обращаться к руководителю курсов — Татьяне
Васильевне ГОРШКОВОЙ (тел. 8-8442/48-52-23; 32-78-87) До новых выпусков! Пишите мне по адресу borytko@nm.ru |
В избранное | ||