Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 676


"Эконометрика", 676 выпуск, 6 января 2014 года.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

Ключевые подходы к модернизации России доктор экономических наук Олег Васильевич Маляров (Институт востоковедения РАН) рассматривает на примере опыта Индии.

Предлагаем размышления "Квантовая и классическая история" физика М. Г. Иванова, доцента МФТИ.

Все вышедшие выпуски доступны в Архиве рассылки по адресу subscribe.ru/catalog/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

Модернизация России: ключевые подходы

Олег Васильевич Маляров, доктор экономических наук,  Институт востоковедения РАН

Обеспечение модернизации России требует комплексного институционального подхода. Однако формат статьи не позволяет дать развернутое обоснование приводимых в статье положений. Поэтому в обоснование этих положений даются ссылки на статьи автора, размещенные в его блоге в электронном журнале "Политическое образование" (Олег Маляров. Блог. Политическое образование).

Планирование

Ключевое значение имеет планирование, адаптированное к рыночной экономике. Эффективная структурная модернизация экономики невозможна без четкой комплексной стратегии такой модернизации, а разработка такой стратегии возможна лишь на базе государственного планирования.

Обеспечить модернизацию экономики в исторически приемлемые сроки может только комплексное планирование, увязывающее в рамках единой стратегии модернизации федеральный план и планы субъектов федерации, отраслевые планы, долгосрочные, среднесрочные и годовые планы. Эти планы должны определять роль государственного и частного секторов экономики, крупного и мелкого производства в реализации каждого этапа модернизации, а также масштабы необходимых для этого капиталовложений и бюджетных ассигнований.

Попытки модернизировать экономику путем принятия разрозненных, не увязанных друг с другом программ развития различных сфер экономики оказались бесперспективными. Они бесследно исчезали, лопаясь как пузыри.

Планы - основа разработки целенаправленного комплекса мер социально-экономической политики, необходимых для реализации стратегии модернизации.

Планирование - это форма мобилизации и концентрации научного и экспертного потенциала страны для решения ключевых задач модернизации, разработки и внедрения инноваций.

Планы - главный ориентир для инвестиций отечественного и зарубежного бизнеса, существенно уменьшающий риски инвестирования.

Обеспечить такое планирование может только специальный постоянный орган планирования (плановая комиссия, плановый комитет), состоящий из экспертов, но возглавляемый главой государства. Этот орган должен разрабатывать общенациональный план, увязывающий федеральный план, планы субъектов федерации и отраслевых министерств, следить за выполнением планов и вносить необходимые коррективы.

На нынешнем этапе развития России организации такого планирования может способствовать изучение опыта Индии путем установления связей между Министерством экономического развития России и Плановой комиссией Индии, командировки российских специалистов в Плановую комиссию Индии для конкретного изучения организации планирования, приглашения в Россию индийских специалистов в области планирования и т.п. (подробнее см. "Опыт экономической реформы в Индии. 3. Планирование").

Институциональная система технологической модернизации

Модернизация экономики России невозможна без преодоления ее технологического отставания.

Стимулирование развития технологий и инноваций "вообще" при ограниченности финансовых, материальных и профессиональных ресурсов  распыляет эти ресурсы, отвлекая их от приоритетных для модернизации сфер, и не может обеспечить технологического прорыва, необходимого для соответствующего этапа модернизации.

Концентрация научного и технического потенциала на обеспечении стратегии модернизации возможна лишь на базе планирования, а главным центром привлечения этого потенциала, его ориентирования на выполнение задач модернизации может быть только орган планирования.

Плановая комиссия Индии привлекает к разработке планов ученых и экспертов, работающих в научных институтах, университетах, на предприятиях.

Так, для разработки Одиннадцатого пятилетнего плана (2007/08-2011/12 гг.) Плановая комиссия сформировала по его основным 25 направлениям  рабочие группы: промышленность (12 групп), сельское хозяйство (17), энергетика (5), транспорт (8), связь и информатика (4), туризм (1), мелкая промышленность (3), водные ресурсы (1), жилищное строительство и развитие городов (4), сельское развитие (7), экология (5), труд и занятость (7), развитие науки и технологий (14), образование (9), здравоохранение (12), защита материнства и детства (3), поддержка отсталых каст и племен (5), социальная справедливость и защита прав женщин (2), планы штатов (2), международная экономика (1), финансовые ресурсы (3), политика развития (3), многоуровневое планирование (3), развитие общественной деятельности (1), организация оценки выполнения программ (1).

В этих 143 рабочих группах участвовали около 2,8 тыс. ученых и специалистов из самой Плановой комиссии, научных институтов, университетов, правительственных учреждений и организаций центра и штатов, деловых кругов и т.д.

Для каждой из рабочих групп формулируется круг проблем и задач, подлежащих рассмотрению, и поисков их решения. Каждая из групп по завершении работы представляет Плановой комиссии доклад. Все эти материалы (списки групп, их участников, поставленные перед ними задачи, представленные ими доклады) находятся в открытом доступе в Интернете.

Это, с одной стороны, повышает ответственность членов рабочих групп, с другой - позволяет ознакомиться с докладами еще более широкому кругу ученых и специалистов, дать им свою оценку и представить свои предложения.

Для  привлечения естественнонаучных и научно-технических исследований к решению проблем, поставленных в Одиннадцатом пятилетнем плане, Плановая комиссия образовала Комитет по ориентированию научных и технологических исследований для Одиннадцатого пятилетнего плана (The Steering Committee on Science and Technology for Eleventh Five Year Plan (2007-2012)). В 2006 году Комитет представил доклад с рекомендациями относительно наиболее актуальных направлений исследований для реализации плана и соответствующего обеспечения их финансирования.   

В условиях ограниченности материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов для инновационного развития планирование позволяет обеспечить ими наиболее приоритетные направления этого развития.

Центральное место в организационной структуре государственной поддержки инноваций занимает Министерство науки и технологий и подведомственные ему учреждения (Совет по технологической информации и прогнозированию, Комитет по технологическому развитию, Центр патентной поддержки, Комитет по развитию научно-технологического предпринимательства и другие).

Координацию деятельности научных институтов соответствующего профиля возглавляют Совет по научным и промышленным исследованиям, Индийский совет по исследованиям в области сельского хозяйства, Индийский совет медицинских исследований и т.п.

Непосредственную инфраструктурную поддержку инновационной деятельности предприятий (особенно мелких) осуществляют технопарки и инкубаторы.

Помимо организационной структуры, подведомственной Министерству науки и технологий, научные исследования в соответствующих областях осуществляют Департамент атомной энергии, Департамент космоса, Департамент океанического развития, Организация по развитию исследований в области обороны Министерства обороны.

Научно-технические исследования проводятся также университетами и институтами Министерства образования.

Особую роль играет государственная Национальная корпорация развития исследований (National Research Development Corporation). Она активно содействует развитию и коммерциализации технологий, ноу-хау, патентов и процессов, созданных в национальных научно-исследовательских институтах, помогая предприятиям использовать их в коммерческих целях. Основная цель корпорации - устранить разрыв в инновационной цепи, способствуя превращению идей и изобретений в рыночные товары и услуги. Она также пропагандирует изобретения и инновации, способствуя развитию отечественных технологий и расширяет возможности и коммерческую прибыльность технического предпринимательства.

Бюджетная стратегия

В настоящее время в основу бюджетной политики России положено "обеспечение макроэкономической стабильности" путем устранения бюджетного дефицита (и даже достижения бюджетного профицита), увода денег из экономики в резервные фонды. Такая "стабилизация" достигается за счет урезания необходимых капиталовложений и фактически блокирует процесс модернизации.

Как справедливо заметил бывший управляющий Резервного банка Индии (Центрального банка страны) С. Венкитараманан, "нельзя распинать экономику на кресте сокращения бюджетного дефицита". В объявленной правительством Манмохана Сингха (которого называют автором экономической реформы в Индии) "Общенациональной программе-минимум" провозглашается, что "правительство не будет сокращать дефицит за счет сокращения или свертывания роста инвестиций и ассигнований на развитие".

В развивающихся (переходных) экономиках для обеспечения структурной модернизации и ускорения развития приоритетом является не "стабилизация" (консервирующая отсталость), а "развитие", достигаемое лишь наращиванием капиталовложений. Поэтому, стремясь к сокращению текущего бюджетного дефицита, нельзя в то же время забывать о стратегической задаче - обеспечении необходимых для модернизации государственных капиталовложений.

Вряд ли продуктивен для обеспечения модернизации так называемый трехлетний бюджет. Плановый бюджет на два последующих года фактически замораживает структуру текущего бюджета и не позволяет усовершенствовать бюджетную политику, адаптировать ее к быстро меняющейся ситуации внутри страны и в мире. Поэтому постоянно возникает необходимость вносить существенные изменения и коррективы в бюджет. Но постоянное латание бюджета вряд ли можно считать рациональной бюджетной политикой и заменой оптимизации бюджета в целом.

Намного более продуктивным является противоположное по своему характеру применяемое в Индии планирование бюджетных расходов с нулевой базой.

При традиционном подходе к подготовке бюджета одобренные бюджетные расходы предшествующего года принимаются в качестве базы для подготовки бюджетных оценок на следующий год. На основании расходов предшествующего года определяется прирост расходов и уровень инфляции. При таком приростном подходе не происходит всестороннего и детального рассмотрения каждой статьи расходов для определения ее полезности.

При планировании бюджетных расходов с нулевой базой цифры бюджета текущего года не экстраполируются в качестве базы для бюджета следующего года и подготовка бюджета следующего года исходит из нулевой базы.

При этом даже действующие статьи расходов подвергаются детальному рассмотрению для определения того, стала ли данная статья излишней или должна быть сохранена. Действующие программы и соответствующие статьи расходов должны подвергаться столь же тщательному рассмотрению, что и новые программы, и необходимые для них расходы. Это должно помочь в определении тех действующих программ и проектов, которые изжили себя и не приносят былой пользы. Расходы на такие программы и проекты толкуются как излишние и не включаются в бюджет следующего года.

Тем самым бюджетный процесс с нулевой базой выступает в качестве альтернативы произвольному урезанию статей бюджетных расходов в целях бюджетной экономии. Выстраивается система приоритетов государственных расходов, позволяющая сконцентрировать их на наиболее необходимых для модернизации направлениях (см. "Опыт экономической реформы в Индии. 4. Бюджетная стратегия").

Кредитно-финансовая система

Отказ от целенаправленного государственного регулирования экономики в России крайне ограничил также ее финансирование кредитными и инвестиционными институтами.

Увод "излишних" денег из российской экономики усугублял острый дефицит денежных и инвестиционных ресурсов в стране, вынуждал как банки, так и производственные предприятия прибегать к дорогостоящим и непостоянным внешним заимствованиям.

Чрезмерная роль, отводимая рынку ценных бумаг, приводит к концентрации деятельности акционерных компаний на спекуляциях с акциями и других финансовых операциях, в ущерб их основной задаче - расширения и модернизации производства и осуществления необходимых для этого долгосрочных капиталовложений.

Структурная модернизация экономики не может быть обеспечена спекулятивным фондовым рынком. Необходимая мобилизация инвестиционных ресурсов и их направление в приоритетные для модернизации сферы экономики могут быть осуществлены лишь созданием соответствующей системы кредитно-финансовых организаций и регулированием направляемых ими финансовых потоков.

Однако отказ от активной роли государства в экономике России заблокировал и этот путь финансирования модернизации.

Установленная в соответствии с западными стандартами "независимость" Центрального банка России от решения этих задач ограничила его роль поддержанием макроэкономической "стабильности" путем регулирования денежного обращения, поддержания валютного курса рубля и т.п.

Подобным же образом постулируется "независимость" банков, а в качестве критерия их эффективности принят уровень их рентабельности и финансового благополучия, а не степень обслуживания ими экономических и социальных потребностей страны. В этих условиях вполне естественно, что банки, несмотря на постоянные увещевания правительства, не идут на широкое кредитование реального сектора экономики по доступным нормам процента. Намечаемая приватизация государственных банков еще больше усугубит такое положение, подчинив их политику целям обогащения частных акционеров.

Как показывает опыт Индии, обеспечение процесса модернизации необходимыми кредитными и инвестиционными ресурсами требует активизации роли государства в этой сфере.

Государственный банк должен расширить свои функции, став проводником социально-экономического курса государства. Он должен принимать активное участие в формировании системы кредитно-финансовых организаций, необходимой для модернизации и развития экономики, и в регулировании направляемых ими финансовых потоков в соответствии с приоритетами социально-экономического курса государства.

Коммерческие банки должны стать основными кредиторами инвестиционной политики государства (в частности, путем включения низкодоходных государственных облигаций в состав нормы ликвидности, предписываемой банкам). Кроме того, они должны направлять определенную, установленную Центральным банком долю кредитов на финансирование приоритетных сфер экономики.

Создание государственно-кооперативной системы сельскохозяйственного кредита может существенно улучшить кредитование крестьянских и фермерских хозяйств.

Для финансирования инвестиционных потребностей реального сектора экономики необходимо создание системы организаций долгосрочного финансирования и инвестиций, включающей банки развития, государственные паевые фонды (трасты), страховые компании и т.п. (см. "Опыт экономической реформы в Индии. 5. Кредитно-финансовая система").

Государственный сектор экономики

В основу экономической реформы в России было положено устранение государства как "субъекта экономических отношений в стране" (Гайдар Е. Государство и эволюция. М. 1995, с. 189). Такая направленность реформы базировалась на представлении о том, что неограниченная "свобода рынка" и "свобода предпринимательства" являются наилучшим способом устройства экономики. Этот постулат рассматривался как абсолютная истина, справедливая на всех стадиях развития общества.

На практике устранение государства как "субъекта экономических отношений в стране" выразилось в хаотичном форсированном демонтаже всей системы государственного сектора и государственного регулирования, безудержной приватизации "по Чубайсу" во имя "уничтожения коммунизма", в отказе от планирования и т.д.

Продолжением той же политики является нынешний курс на широкомасштабную приватизацию во имя устранения "государственного капитализма".

Однако без активной роли государственного сектора в экономике ее коренная модернизация в исторически приемлемые сроки невозможна.

Государственно-капиталистический уклад отличает от частнокапиталистического то, что он базируется на государственной собственности, непосредственно опирается на ресурсы государственного бюджета и имеет движущим мотивом не стремление к максимизации прибыли на вложенный капитал, а социально-экономические цели государства в целом.

Тем самым он имеет возможность преодолевать свойственные национальному частному предпринимательству границы накопления, концентрации и централизации капитала, функционировать при пониженной норме прибыли (и даже убыточности отдельных предприятий и производств), значительно меньше зависеть от рыночной конъюнктуры.

Это определяет его главную роль в осуществлении глубоких структурных сдвигов, делает его наиболее динамичным элементом меняющейся социально-экономической структуры, своеобразным "локомотивом" общего развития.

Государственный сектор берет на себя развитие тех отраслей и исполнение тех функций, которые не может или не хочет брать на себя частный капитал.

Масштабность и сложность задач структурной модернизации экономики России требуют от государственного сектора активного участия в их решении.

Во-первых, государственный сектор должен взять на себя создание наиболее капиталоемких и наименее рентабельных отраслей с длительными сроками окупаемости капиталовложений.

Во-вторых, государственный сектор должен способствовать модернизации тех существующих и необходимых стране предприятий и производств, в том числе путем национализации находящихся на грани банкротства предприятий, владельцы которых отказываются вкладывать средства в обновление их основного капитала.

В-третьих, стоящие перед страной громадные задачи развития северных и восточных регионов определяют его ключевую роль в их решении. Частный бизнес обычно не берет на себя эту задачу, ибо выполнение ее требует больших дополнительных капиталовложений в инфраструктуру, подготовку квалифицированных кадров, обеспечение их жильем и т.п. Государственные предприятия не только сами по себе способствуют экономическому подъему таких районов, но и становятся центром притяжения частных предприятий, что создает определенный кумулятивный эффект их развития.

В-четвертых, развитие государственного сектора в капиталоемких отраслях экономики, которым свойственна высокая концентрация производства, позволяет избежать (или уменьшить) господства частных монополий в этих отраслях с сопутствующими ему монопольно-высокими ценами, ограничительной и монополистической практикой и т.п.

В-пятых, развитие государственного сектора в ключевых отраслях позволяет избежать иностранного контроля над стратегическими высотами экономики.

Будучи одновременно социально-экономическим укладом и орудием проведения социально-экономического курса государства, государственный сектор является стержнем, базой государственного воздействия на социально-экономическую структуру экономики в целях ее модернизации и развития (см. "Опыт экономической реформы в Индии. Роль государства в экономике").

Иностранный капитал

В России иностранный капитал рассматривается как основной источник капиталовложений и модернизации экономики.

Приток иностранного капитала сам по себе - в любой форме, любым путем и в любые сферы экономики - стал главным показателем успешного экономического развития и правильности социально-экономического курса.

В качестве основного канала привлечения иностранного капитала был избран спекулятивный фондовый рынок.

"Создание благоприятного инвестиционного климата" для привлечения иностранного капитала путем отказа от государственного регулирования экономики, путем приватизации государственных предприятий, низких налогов, свободы вывоза прибылей и капитала, полная конвертируемость рубля и т.п. стало главной целью экономической политики.

При этом совершенно игнорируется тот факт, что ключевое значение для создания "благоприятного климата" для капиталовложений имеет наличие четкой государственной стратегии социально-экономического развития, создающей ориентиры для предпринимательской деятельности и уменьшающей ее риски. Отказ от государственного планирования обусловил отсутствие такой стратегии в России. В таких условиях иностранный капитал приобретает спекулятивный и колониальный характер.

Как показывает опыт Индии и расчеты индийских экономистов, при самом "благоприятном климате" в крупных странах иностранный капитал не может стать главным источником инвестиций (эту роль могут сыграть лишь внутренние сбережения).

Чтобы иностранный капитал стал важным фактором модернизации страны, его отраслевой характер и формы должны тщательно регулироваться. Основные направления регулирования:

- ограничение притока спекулятивного капитала и капитала, создающего долг (ибо это угрожает финансовой стабильности страны);

- привлечение иностранных прямых инвестиций, прежде всего в наиболее капиталоемкие, технологически сложные и наукоемкие отрасли;

- обеспечение контроля отечественных партнеров в предприятиях с иностранным участием;

- установление норм соглашений о техническом сотрудничестве с иностранными фирмами, оптимизирующих передачу технологий для индийских партнеров по соглашениям и для страны в целом (см. "Опыт экономической реформы в Индии. 6. Отношение к иностранному капиталу").

Развитие "малого бизнеса"

Главным условием развития малого бизнеса в России провозглашается устранение или уменьшение роли государства из сферы его функционирования.

Для модернизации российской экономики требуется не "малый бизнес" вообще, а та его часть, которая связана с производством, информационными технологиями и базирующимися на этих технологиях услугами. Их широкое развитие требует не уменьшения роли государства, а увеличения государственной поддержки (в том числе и защиты от тех форм "малого бизнеса", которые связаны со спекулятивной деятельностью и компрадорской торговлей - продвижением зарубежных товаров и услуг во все поры российской экономики).

Как показывает опыт Индии, такая поддержка должна оказываться предоставлением доступного кредита, содействием в сбыте продукции, внедрением передовой техники и технологий, созданием производственной инфраструктуры, обучением и подготовкой квалифицированных кадров (см. "Опыт экономической реформы в Индии. 8. Политика в отношении "малого бизнеса").

Поддержка крестьянских и фермерских хозяйств на рынке сбыта сельскохозяйственной продукции

"Уничтожение коммунизма" сопровождалось разрушением системы государственных сельскохозяйственных закупок и наводнением российского рынка импортным продовольствием, что резко ухудшило условия сбыта отечественной сельскохозяйственной продукции. Положение сельскохозяйственных производителей еще больше ухудшалось в результате приватизации предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию: новые частные хозяева в погоне за прибылью резко снизили цены на закупаемое сырье, многие приватизированные предприятия изменили специализацию или перешли на импортное сырье, лишая сельскохозяйственных производителей значительной части обычного для них рынка сбыта. Одновременно во имя "уничтожения коммунизма" сознательно разрушались коллективные и государственные формы предприятий, обеспечивавшие преимущества крупного производства, а в социальном плане - "скрепы" сельского общества. Крестьяне попали в полную зависимость от спекулятивных посредников, вынуждавших их продавать свою продукцию по бросовым ценам.

Последствия были катастрофичными. Сельскохозяйственные производители резко сокращали производство или полностью отказывались от него. Начался массовый "исход" населения из сельской местности и обезлюдивание деревень.

Ключевое значение для обеспечения роста и модернизации сельскохозяйственного производства, для спасения села в целом имеет усиление роли государства в поддержка сельскохозяйственных производителей на рынке сбыта. Поскольку после вступления России в ВТО возможности такой поддержки путем импортного протекционизма резко ограничены, на первый план выходят организационные меры государства в этой сфере.

Опыт Индии говорит о возможных путях такой поддержки. Один из них - создание системы государственных закупок сельскохозяйственной продукции по гарантированным "поддерживающим" ценам. В начале сельскохозяйственного сезона правительство объявляет цены, по которым государственные закупочные организации обязуются закупать у сельскохозяйственных производителей определенные виды продукции. Это играет важную стимулирующую роль для расширения производства сельскохозяйственной продукции, ибо гарантирует ее производителям определенный минимум цен за их продукцию.

За счет закупок формируются государственные запасы сельскохозяйственной продукции, которые играют двоякую роль.

Во-первых, они формируют буферные запасы сельскохозяйственной продукции и способствуют стабилизации цен на нее через операции государства на свободном рынке, увеличивая продажи в случае нежелательного повышения цен на нее и увеличивая закупки при падении цен.

Во-вторых, они могут стать дополнительным источником расширения экспорта продовольствия.

Второй путь - развитие кооперативной системы сбыта сельскохозяйственной продукции: от первичных сбытовых обществ на уровне деревни до сбытовых кооперативных объединений на уровне субъектов федерации.

Третий путь - создание кооперативных предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, членами которых, наряду с их работниками, были бы крестьяне - производители сырья для этих предприятий. Для первых такие предприятия обеспечивали бы гарантированные поставки сырья в обход спекулятивных посредников, для вторых - гарантированный сбыт и дополнительный доход от переработки их продукции.

Все три пути уменьшают гнет спекулятивных посредников и частных перерабатывающих предприятий над крестьянами, создавая благоприятные условия для развития и модернизации их производства (см. "Опыт Индии. 7. Сбыт сельскохозяйственной продукции").

Подготовка квалифицированных рабочих для модернизации экономики

Структурная модернизация требует воссоздания и развития системы профессионально-технического обучения, разрушенной в годы реформы.

Представители российского крупного бизнеса (и не только) предлагают подчинить эту систему существующему спросу на рабочую силу, предъявляемому работодателями. О характере этого спроса говорит высказанное на заседании Госсовета предложение М. Прохорова, возглавляющего Комитет РСПП по рынку труда, изменить соотношение между высшим и средним профессиональным образованием в пользу последнего, в несколько раз уменьшив число преподаваемых профессий, сократить срок обучения в системе среднего профессионального образования с 2-3 лет до 6-7 месяцев (за счет исключения "ненужного" (российскому бизнесу?) полного среднего образования), снизить степень защиты детского и юношеского труда, уменьшив возрастные ограничения его неограниченного использования с 18 до 15 лет.

Подстраивание системы профессионально-технического образования под спрос нынешней сырьевой экономики России заблокирует возможность ее модернизации. Развитие этой системы должно определяться общей стратегией модернизации и составлять часть плана социально-экономического развития страны.

Демократизация отношений собственности

Вопрос кадров для модернизации тесно связан с демократизацией отношений собственности.

Происходящая в мире научно-техническая революция требует постоянного обновления техники и технологии. Это, в свою очередь, требует творческой самоотдачи работников, которую невозможно обеспечить традиционными методами управления наемным трудом, внешним контролем за работниками. В ХХI веке становится все более очевидным, что система наемного труда, основанная на отчуждении работников от собственности и управления, не отвечает характеру современных производительных сил и потребностям их дальнейшего развития. Это понимание сопровождается ростом числа предприятий, использующих различные формы участия работников в собственности и управлении, а также поддержкой такого развития на государственном уровне.

Данная тенденция развивается в двух основных формах. Первая - через развитие индивидуальной или групповой собственности работников, вторая - через развитие их участия в управлении независимо от формального участия в собственности.

Участие работников в собственности, в свою очередь, развивается либо в рамках акционерной, либо в рамках кооперативной формы предприятия.

Развитие самоуправления трудящихся имеет исключительно важное значение для России не только в качестве одного из условий коренной модернизации ее экономики, но и как база подлинного народовластия (см. "Пути развития демократии в России").

Геополитические условия модернизации

Успех модернизации во многом зависит от структуры внешнеэкономических связей страны.

Само географическое положение России определяет исключительную важность азиатского вектора ее политики. Уникальное положение страны, соединяющей Европу и Азию, диктует ее соответствующую роль в глобальной экономике, культуре и геополитике. В нынешних условиях глобализации эта роль состоит в изживании разрывов и противоречий между богатыми и бедными странами, между различными цивилизациями, в построении гуманистического многополярного мира.

Для России участие в создании общеазиатской экономической организации, расширении зоны свободной торговли в Азии, углублении экономического сотрудничества, интеграционных процессов будет не только способствовать диверсификации и оптимизации структуры ее внешней торговли в Азии, преодолению доминирования в ней топливно-сырьевой специализации, увеличению доли экспорта готовой продукции, в том числе продукции высокотехнологичных отраслей. Оно укрепит также позиции России в переговорах со странами Запада и их региональными организациями, облегчит задачу улучшения ее положения в структуре экономических взаимоотношений с Западом. В конечном итоге это будет способствовать улучшению ее положения в международном разделении труда, модернизации экономики страны и ускорению ее развития. Именно такая роль обеспечит ей наибольшее влияние в мире и наилучшие условия для сохранения и развития российской государственности.

Напротив, отказ от такого участия или пассивность в этом вопросе может привести к ослаблению позиций России не только в Азии, но и на мировой арене в целом, закрепить ее положение топливно-сырьевого придатка мирового сообщества (см. "Глобализация и российская государственность").

"Экономическая и философская газета", No. 27, 2013

*   *   *   *   *   *   *

Квантовая и классическая история

М. Г. Иванов

Рассказывают, что один студент проквантовал марксистско-ленинскую теорию, а потом пытался изложить результаты преподавателю на экзамене по научному коммунизму.

Физтеховский студенческий фольклор

1. Предварительные извинения

Эту главу не следует воспринимать слишком серьезно - это всего лишь попытка применить физическую интуицию к гуманитарным вопросам. Физика при этом может выступать как образец по-настоящему хорошо работающей теории, а также как метафора. Впрочем, нельзя исключать, что некоторые обсуждаемые вопросы окажутся физически осмысленными.

2. Сослагательное наклонение в истории

2.1. Классическая неустойчивая динамика

Расхожая фраза "история не имеет сослагательного наклонения" неявно подразумевает исторический детерминизм в духе лапласовского детерминизма. Более того, неявно подразумевается, что историческая динамика устойчива к малым возмущениям, что противоречит даже опыту классической механики.

Также этот взгляд явно противоречит смыслу применения теории управления к человеческому обществу: задача построения управления - построение системы, чья динамика будет существенно зависеть от управляющего воздействия, т.е. динамика управляемой системы должна быть неустойчива по управляющему воздействию. В данном случае управляемость - неустойчивость по управляющему воздействию (обратное не верно).

Самоорганизация общества, при котором оно само приходит в управляемый режим, т.е. получает возможность реагировать на внешнее воздействие как целое, аналогично известному в синергетике явлению самоорганизованной критичности, когда система сама приходит к состоянию, в котором характерный размер флуктуаций (откликов на внешние воздействия) становится сравнимым с масштабом системы.

Для построения теоретической истории, как науки, имеющей реальную предсказательную силу не только по отношению к прошлому, но и по отношению к будущему, необходимо по крайней мере использовать наработки кибернетики (теории управления) и синергетики (теории самоорганизации сложных систем).

Классическая теоретическая история могла бы предсказывать вероятности тех или иных событий, выявлять периоды бифуркаций (развилок) и устойчивого (неуправляемого) развития. Для бифуркаций можно было бы предсказывать характер и величину управляющего воздействия, повышающего вероятность выбора того или иного пути.

В настоящее время в России теоретическая история с точки зрения синергетики развивается в ИПМ им. М. В. Келдыша РАН группой Г.Г. Малинецкого (проект "Математическая история"). По всей видимости аналогичные разработки (преимущественно закрытого характера) в России и мире ведутся по крайней мере с середины 20-го века.

В частности, С.Б. Переслегин предполагает, что в США у истоков разработок по теоретической истории мог стоять биохимик (и писатель-фантаст) А. Азимов. Гипотеза о роли Азимова основывается на его несомненном интересе к проблеме, проявленном в таких научно-фантастических произведениях, как цикл "Основание" (1951-1988 гг.), "Конец Вечности" (1955 г.), "Непреднамеренная победа" (1964 г.).

2.2. Квантовая многомировая история

С точки зрения многомировой интерпретации квантовой механики следует считать, что состояние Земли и Человечества описывается суперпозицией макроскопически различных состояний. Упомянутое "сослагательное наклонение" в квантовой многомировой истории реализуется со всеми бесчисленными вариантами на самом деле в различных параллельных мирах.

Конечно, макроскопически отличные от текущей реальности параллельные миры (альтернативные реальности), согласно результатам теории декогеренции не влияют на текущую реальность. Однако в некоторых из альтернативных реальностей некоторые подсистемы неизбежно будут иметь состояния, микроскопически тождественные состояниям соответствующих подсистем текущей реальности.

Между этими подсистемами разных реальностей может наблюдаться квантовая интерференция. Например, какая-либо рукопись в одной реальности может быть подделкой, а в другой - подлинником, и амплитуда создания её как подделки и как подлинника могут интерферировать между собой.

Более того, мы можем рассмотреть возможность попадания человечества в целом в одно конечное состояние, через макроскопически различные истории. Конечно, для этого необходимо, чтобы определить "подлинную" историю было в принципе невозможно.

И тут мы можем поставить физически осмысленный вопрос: "Чем предсказание будущего отличается от предсказания прошлого?". При предсказании нашего макроскопического будущего квантовые флуктуации за очень короткое время проявляются на макроуровне, однако при предсказании прошлого квантовые флуктуации позволяют выбрать одну из ветвей истории на многократно больших временах. На какое интервал времени назад мы можем "предсказать" прошлое? Сколь подробно может быть такое предсказание? Как этот интервал меняется по мере развития науки и техники?

С.Б. Переслегин (философ, литературный критик, политолог, окончил ЛГУ по специальности "ядерная физика") - один из немногих авторов, всерьез рассуждающих о квантовой истории, - предполагает, что мы в принципе (из-за квантовых неопределенностей) не можем определить, справедлива ли традиционная хронология, или новая хронология, разрабатываемая группой А.Т. Фоменко. Скорее всего, подобный радикальный взгляд чрезмерно оптимистичен (пессимистичен?). Однако многие физики согласились бы с утверждением, что наши возможности "предсказания" состояния первых мгновений жизни Вселенной принципиально ограничены квантовой теорией.

Возможны и промежуточные вопросы, ответ на которые представляется неочевидным. Достаточно ли непредсказуемы "детали биографии" какого-нибудь не дошедшего до нас в виде окаменелости трилобита, чтобы можно было рассматривать квантовую интерференцию этих "биографий"?

По интерпретации С.Б. Переслегина, в квантовой истории не существует художественной литературы: любое "художественное" произведение описывает то, что реально происходило в одной альтернативных реальностей. С этой точки зрения доктор Ватсон является точно таким же автором "Рассказов о Шерлоке Холмсе", как и А. Конан-Дойль. Причем (по Переслегину) в процессе написания нельзя исключить интерференцию этих двух процессов литературного творчества и влияния Англии Шерлока Холмса (отличающейся в ряде существенных деталей от Викторианской Англии) на текущую реальность. (Думаю, эта идея понравилась бы и самому Конан-Дойлю, который был не только писателем детективов, но и мистиком.)

Если попробовать всерьез взглянуть на квантовую историю по Переслегину с точки зрения многомировой интерпретации квантовой механики, то, вероятно, следует считать, что интерференция разных историй действительно может существовать, но точность, с которой человек определяет в какой именно истории он находится, недостаточна, чтобы эту интерференцию обнаружить. Таким образом, вместо квантовой неоднозначной истории мы получим вполне классическую неизвестную историю, чья неопределенность вызвана не интерференцией взаимоисключающих вариантов, а простым незнанием (неполнотой информации).

2.3. Квантовая история и сознание

Явная аналогия с динамики общества и квантовой динамики - влияние измерения на состояние системы. Люди и их сообщества обладают рефлексией (самоосознанием), и отвечая на поставленный вопрос, или как-либо иначе обнаруживая факт измерения, они его осмысливают, тем самым изменяя состояние сознания - важнейшей своей подсистемы.

Для измерения состояния человеческого или общественного сознания можно провести ряд аналогий с квантовым измерением:

- Мнение по задаваемому вопросу у опрашиваемого может отсутствовать до того, как вопрос был задан.

- В процессе ответа на вопрос (измерения) мнение (состояние) может измениться. В частности, если вопрос предполагает однозначный ответ, то обнаруживается одно из взаимоисключающих мнений, предусмотренных формулировкой вопроса. Мы можем считать, что в результате человек/общество действительно приобретает определенное мнение, например, поддержка новоизбранного президента, как правило, существенно превосходит число поданных за него голосов и часто приближается к единогласной, после чего падает со временем.

- Приобретенное в результате ответа на вопрос мнение, если оно не является собственным (стационарным) для эволюции сознания, со временем меняется.

- Частым измерением (опросом) отвечающим на одинаковый вопрос можно заморозить эволюцию мнения (эффект Зенона), а непрерывно меняя формулировку вопроса можно вызвать искусственную эволюцию мнения по произвольной траектории (эффект Антизенона).

- Сознание (общественное, или даже личное) может находиться в состоянии суперпозиции различных мнений, хотя не ясно, можно ли считать эту суперпозицию линейной.

- Одни и те же аргументы за какое-либо мнение могут как усиливать это мнение (конструктивная интерференция), так и ослаблять его (деструктивная интерференция), в зависимости от того, какие соображения подкрепляли это мнение ранее. В частности, как показали психологические тесты, человек обычно продолжает азартную игру, если результат предыдущей игры ему известен (вне зависимости от того, выигрыш это, или проигрыш), но при неизвестном результате человек обычно склонен прекращать игру. Это можно интерпретировать как разрушающую интерференцию желания играть, чтобы отыграться и желания играть, чтобы больше выиграть.

- Для сознания могут сосуществовать различные (в том числе взаимоисключающие) версии истории, которые воспринимаются как равно реальные. Шерлок Холмс реально влияет на сознание вне зависимости от того, считаем ли мы его никогда не существовавшим, или существовавшим в альтернативной реальности.

Таким образом, вне зависимости от того, считаем ли мы сознание существенно квантовым эффектом, и принимаем ли мы многомировую интерпретацию для исторических событий, мы можем пытаться строить квантовую историю, как теорию эволюции человеческого и/или общественного сознания.

3. Неопределенное ближайшее будущее

3.1. Приближение бифуркации

По многим признаком в течении ближайших десятилетий нас ожидает радикальное изменение исторических тенденций. Так, экстраполяция роста численности населения Земли на протяжении многих столетий на ближайшее будущее дает бесконечное население Земли в районе 2025 года, при приближении к этой же дате сокращаются характерные времена развития общества и техники.

Понятно, что бесконечное количество людей на Земле не поместится, так что что-то должно произойти: по меньшей мере изменение характера воспроизводства населения Земли.

Уменьшение характерных времен развития общества и техники можно интерпретировать как сжатие исторического времени и учащение точек бифуркации в ходе истории. В пределе, когда время между бифуркациями стремится к нулю, можно ожидать переход исторической динамики в хаотичный режим, при котором устойчивые по начальным данным участки развития полностью исчезают. Возможно, после перехода появятся новые предельные устойчивые траектории (аттракторы), но изучение поведения системы до перехода никак не может помочь в их определении.

Такой взгляд на будущее соответствует точке зрения классической неустойчивой динамики.

3.2. Перестройка спектра состояний

С точки зрения квантовой механики при приближении системы к точке пере-

хода может быть полезен взгляд с точки зрения нестационарной теории возмущений. Точка перехода может соответствовать скачкообразному исчезновению (квази)стационарного состояния (возможно, перестройке всего спектра стационарных состояний) при непрерывном изменении параметров системы.

Система при этом оказывается в суперпозиции новых (квази)стационарных состояний, т.е. как бы во всех состояниях сразу. После этого, в результате измерения или декогеренции из возможных (квази)стационарных состояний останется одно, или суперпозиция состояний с равными (близкими) "энергиями" (что за величина здесь выступает в роли "энергии", не вполне ясно).

4. Пост-какое-то общество

На протяжении последних десятилетий общим местом являются рассуждения о переходе отдельных государств и/или Человечества в целом к "постиндустриальному обществу". Однако этот термин не единственен, будущему обществу применяются такие определения, как

- постиндустриальное общество,

- общество потребления,

- информационное общество,

- когнитивное общество (любимый термин Переслегина).

Обычно подразумевается, что все эти слова относятся к одному и тому же обществу, в чем проявляется привычный исторический детерминизм. В лучшем случае (С.Б. Переслегин) рассматривается альтернатива: переход к постиндустриальному (когнитивному) обществу, или падение на доиндустриальный уровень.

Определение "постиндустриальное общество" столь же "хорошо" для описания общества приближающегося будущего, как термин "постсельское общество"" для общества индустриального. Оба эти термина говорят о старом состоянии общества, которое исчерпало себя в том смысле, что промышленность (индустрия) или сельское хозяйство уже не являются "узкими местами", на которые направлены основные ресурсы и усилия общества. Эти слова ничего не говорят о новых "узких местах", на которые будут направлены основные усилия в будущем, и которые принесут наибольшие достижения.

Конец промышленной эпохи не значит, что промышленность куда-то исчезнет, и нам предстоит "возврат к природе". Точно также переход от сельскохозяйственной эпохи к промышленной не означал исчезновения сельского хозяйства и возврата к собирательству и охоте, вместо этого сельское хозяйство индустриализировалось, т.е. стало отраслью промышленности.

4.1. Постсельское общество

Рассмотрим в качестве аналогии переход от сельскохозяйственного общества к постсельскому, после чего попробуем перенести полученную картину на современный переход от индустриального общества к постиндустриальному.

Сельскохозяйственное общество переросло себя, когда производительность труда в сельском хозяйстве поднялась настолько, что производство продовольствия могло осуществляться меньшинством населения. Одновременно оказывалось освоено большинство земель, пригодных для сельского хозяйства при данном уровне техники. Начиная с этого момента, рост сельского населения тормозил производительность сельскохозяйственного труда. Более того, рост сельского населения часто мог даже снижать суммарное производство продовольствия за счет измельчения хозяйств, истощения почв и деградации (люмпенизации) населения.

Такое положение с необходимостью вело к переходу от сельскохозяйственного общества к постсельскому, которое должно было решить проблему переизбытка сельского населения в условиях роста производительности труда. Мы знаем один тип постсельского общества - индустриальный, однако можно легко вообразить (и найти в истории) целый ряд различных постсельских обществ, различающихся тем, какой общественный институт поглощает в них избыток сельского населения.

Такой общественный институт ("ведущий институт") должен сосредоточить большинство населения и большинство усилий общества, более того, можно ожидать, что сельское хозяйство окажется по отношению к этому институту в подчиненном положении, будет им поглощено, подобно тому, как в индустриальном варианте постсельского общества оно подчинено промышленности (поглощено ею).

Были ли другие варианты постсельского общества, отличные от индустриального? Были, но не выдержали конкурентной борьбы с обществами, пошедшими по индустриальному пути развития. При этом некоторые из ниже перечисленных обществ сопротивлялись достаточно долго (агония некоторых продолжается до сих пор). Можно вообразить следующие варианты развития ("спектр") постсельского общества (в квадратных скобках указан ведущий институт):

- Феодально-бюрократическое (управляющее) общество [управление]. Прототипы: средневековый Китай, феодальная Европа.

- Промышленное (индустриальное) общество [промышленность] - тот вариант, который мы считаем единственным. Прототипы: страны Запада и СССР в середине 20-го века.

- Военное общество [армия] - главный конкурент. Прототипы: казачьи общины, Спарта, средневековая Япония, кочевые общества.

- Общество потребления [цирк]. Прототипы: Рим в эпоху упадка, некоторые восточные государства в периоды разложения.

- Религиозное (теократическое) общество [церковь]. Прототипы: древние теократии Старого и Нового Света.

- Философское общество [школа]. Прототипы: некоторые древнегреческие полисы. (В данном случае уместно слово "философское", а не когнитивное, научное или информационное, поскольку на тот момент философия оказывается практически единственной отраслью фундаментального светского знания.)

Все перечисленные сценарии предполагают некоторое развитие промышленности, но только индустриальный вариант делает промышленность ведущим институтом, в остальных вариантах промышленность только обслуживает ведущий институт и сельское хозяйство.

По аналогии с квантовой механикой можно сказать, что перечисленные состояния являются собственными для невозмущенного гамильтониана. Для полного гамильтониана собственные состояния являются суперпозициями перечисленных, однако одна из компонент всегда много больше остальных, и состояния невозмущенного гамильтониана по-прежнему пригодны для классификации состояний.

4.2. Постиндустриальное общество

Промышленное общество переросло себя, когда производительность труда в промышленности поднялась настолько, что промышленное производство стало возможным усилиями меньшинства населения. Одновременно оказывалось освоено большинство платежеспособных рынков, существующих при данном уровне техники.

Начиная с этого момента, рост городского населения тормозит производительность промышленного труда. Более того, рост городского населения часто даже снижает суммарное промышленное производство за счет загрязнения окружающей среды, роста доли непроизводительного труда и деградации (старения и люмпенизации) населения.

Такое положение с необходимостью ведет к переходу от индустриального общества к постиндустриальному, которое должно решить проблему переизбытка населения, занятого в промышленности, в условиях роста производительности труда. Считается общепризнанным, что есть один тип постиндустриального общества

-- информационный, он же "общество потребления", однако можно легко вообразить целый ряд различных постиндустриальных обществ, различающихся тем, какой общественный институт поглощает в них избыток населения, ранее занятого в промышленности. Такой общественный институт ("ведущий институт") должен сосредоточить большинство населения и большинство усилий общества, более того, можно ожидать, что промышленность окажется по отношению к этому институту в подчиненном положении, будет им поглощена, подобно тому, как в индустриальном варианте постсельского общества сельское хозяйство подчинено промышленности (поглощено ею).

Есть ли другие варианты постиндустриального общества, отличные от информационного и общества потребления? По всей видимости есть, но можно ожидать, что только один из них выдержит конкурентную борьбу с обществами, пошедшими по иным путям развития. При этом некоторые из ниже перечисленных обществ, возможно, будут сопротивляться достаточно долго (агония некоторых может длиться целые исторические эпохи). Можно вообразить следующие варианты развития ("спектр") постиндустриального общества (в квадратных скобках указан ведущий институт):

- Бюрократическое (управляющее) общество [управление]. Прототипы: США как управляющий центр мировой экономики, СССР как плановое государство.

- Космическое (гипериндустриальное) общество [высокотехнологическая тяжелая промышленность (аэрокосмическая)]. Прототип: СССР.

- Военное общество [армия]. Прототипы: отчасти Израиль.

- Общество потребления [телевидение]. Прототипы: Нидерланды, страны "скандинавского социализма", в какой-то мере старые члены ЕЭС и США.

- Религиозное (теократическое) общество [церковь]. Прототипы: Израиль, Иран, Арабские Эмираты.

- Познающее (когнитивное) общество [университет]. Прототип: университет с учебно-производственными подразделениями промышленной и сельскохозяйственной направленности.

Под "информационным обществом" в современном понимании может пониматься как управляющее общество, так и познающее.

Все перечисленные сценарии предполагают некоторое развитие информационных технологий, но только управляющий и познающий варианты включают информационные технологии в ведущий институт, в остальных вариантах информационные технологии только обслуживают ведущий институт и промышленность.

При этом управляющий и познающий варианты предполагают разную техническую политику и разное направление развития в информационных технологиях.

Некоторые государства приведены как прототипы сразу для нескольких типов постиндустриального общества, поскольку сейчас (в процессе перехода) они находятся в суперпозиции соответствующих состояний со сравнимыми амплитудами.

4.3. Структура перехода

Приведенный здесь "спектр" постиндустриальных обществ практически идентичен приведенному выше спектру постсельских обществ. Это связано с тем, что в конкуренцию за общественные ресурсы каждый раз вступают одни и те же общественные институты, хотя и находящиеся на разных этапах развития.

С классической точки зрения можно предположить, что очередной фазовый общественный переход приходит к собиранию всех соответствующих аттракторов в один, с последующим расхождением.

С квантовой точки зрения можно предположить, что в точке общественного фазового перехода соответствующие (квази)стационарные уровни "энергии" сливаются (вырождаются), после чего снова расходятся.

В самой точке перехода разные формы общественного устройства могут восприниматься обществом как равноправные альтернативы, вне зависимости от прежних достижений и провалов: для бывшего ведущего общественного института накапливаются недавние провалы, уравновешивающие в глазах общества прежние достижения, которые плохо замечаются из-за их привычности. В результате "игра" начинается заново с нулевого счета, а все прежние достижения и инфраструктура воспринимаются как "среда".

Причем в обоих списках 3 варианта из 6 (военный, потребительский и религиозный) представляются тупиковыми (проигрышными в конкурентной борьбе для выбравшего их общества) потому, что ведущий институт в них не ориентирован на развитие.

Для постсельского перехода философское общество, вероятно, также следует признать тупиком: до возникновения науки фундаментальное знание еще не может рассматриваться как производящая сила и философское общество оказывается слишком похоже на общество потребления, или религиозное общество.

Таким образом основные варианты постиндустриального перехода - управляющий, космический и познающий. Военный вариант, как и в прошлый раз, может выступить в роли сильного конкурента на начальном этапе, если найдется военное общество, владеющее информационными технологиями (техническими и гуманитарными) в достаточной степени, чтобы противостоять информационному воздействию.

Выбор между космическим (гипериндустриальным) обществом и познающим во многом похож на выбор между военным и познающим: выбор между немедленной экспансией и предварительным накоплением научного задела. Поражение СССР в холодной войне можно интерпретировать как свидетельство преждевременности космического общества

Выбор между бюрократическим и познающим обществом может интерпретироваться (быть может без достаточных оснований) как выбор между приоритетом гуманитарных (управляющих) и естественнонаучных технологий. Исторически, начиная, по крайней мере с конквистадоров, мы неоднократно наблюдали торжество техники над управлением, однако поражение СССР в Холодной Войне продемонстрировало нам обратный пример (проигрыш гипериндустриальных технологий управленческим). Гипериндустриальные технологии не могут быть применены в управлении напрямую. Однако информационные (познавательные) технологии непосредственно способствуют эффективности управления, что дает надежду на победу познающего общества (наиболее симпатичного лично автору).

Мы можем составить примерную иерархию 6 перечисленных общественных институтов по тому, как они опираются друг на друга. Эта иерархия задает что-то наподобие энергетического спектра соответствующих обществ.

Общество постиндустриальное постсельское

1 наука промышленность

2 управление наука

3 гипериндустрия (космос) религия

4 армия управление

5 религия армия

6 потребление потребление

Каждый следующий пункт списка существенно опирается на все предыдущие и поддерживает все последующие. На достаточно длительных временах в конкурентной борьбе побеждают общества, чьи ведущие институты стоят в первой строке.

В рамках познающего общества возможна ориентация на различные отрасли знания. Эти варианты предполагают существенно разные пути развития, поскольку уже сейчас ресурсы любого сообщества (включая мировое) недостаточны для одновременного исследования актуальных вопросов всех областей науки. Таким образом, уровень "наука" для постиндустриального общества имеет также "тонкую структуру".

5 Школоцентризм

В этом разделе автор фантазирует на тему познающего общества, в котором он хотел бы жить в недалеком будущем, и перехода к нему. Возможно, такой раздел кому-то покажется совсем неуместным в книге по квантовой механике. Однако автор начал разрабатывать эти идеи совместно с М.А. Галаховым даже раньше, чем начал писать эту книгу, и счел возможным завершить раздел по "квантовой истории" конкретным предсказанием (возможно/надеюсь самосбывающимся). (Первая публикация по теме: М.А. Галахов, М.Г. Иванов. Школоцентризм, "Потенциал", 2008, 9, 72-77. Текст доступен здесь: http://theorphys.fizteh.ru/mezhpr/metod/sch.html.)

Уже сегодня главными отраслями экономики стали наука и образование. Это видно хотя бы по тому, как за считанные годы появляются одни отрасли промышленности и исчезают другие: производить можно в любой развивающейся стране, важно придумать, что производить и подготовить (а потом и переподготовить) сотрудников и себя ("как же ты, уча другого, не учишь себя самого?" Римл. 2:21). Сегодня, если вы никого не учите или ничему не учитесь, то скорее всего вы зашли в тупик, и стоит подумать, все ли у вас в порядке с карьерой и личной жизнью.

Университет - место, где учат, учатся и делают науку, должен стать главной метафорой развития России. Разумеется, страна-университет (как и обычный университет) занимается не только образованием и наукой, но и остальные сферы деятельности следует рассматривать с научно-образовательной точки зрения.

Последовательный взгляд на все стороны жизни государства и общества с точки зрения образования и науки мы называем школоцентризмом. (Под "школой" здесь понимаются все уровни образования, включая дошкольное обучение, среднюю школу и высшую.)

При переходе к школоцентричному обществу все общественные институты будут уподобляться школе и рассматриваться как компоненты системы образования. (Образование мы понимаем в широком смысле, включая в него воспитание и всестороннее развитие человека.)

Аналогично в индустриальном обществе образование, сельское хозяйство, армия и т.д. уподоблялись промышленности, или обслуживали промышленность.

Бросим беглый взгляд на различные общественные институты с точки зрения школоцентризма:

- Средняя школа - естественный центр "школьной общины", состоящей из учителей, учащихся и их родственников, проживающих в округе. Вокруг средней школы строится вся общественная жизнь и экономическая кооперация на низовом уровне, как когда-то вокруг церковного прихода.

- Местный университет (массовая высшая школа) - естественный центр городского округа. Общее (без узкой специализации!) высшее образование стремится к всеобщему, и вокруг местного университета строится вся общественная и экономическая жизнь города. Средние школы и промышленные предприятия, сельскохозяйственные производители, выступают в качестве филиалов и/или младших партнеров местного университета.

- Классический университет и специальные вузы - центры крупных регионов и/или отраслей.

- Материальное производство - учебно-производственно-научные подразделения учебных и научных заведений разных уровней и форм.

- Исследовательские институты - исследовательские компоненты общей научно-образовательной сети, - участвуют в образовательном процессе в качестве базовых организаций.

- Армия - в настоящее время учреждение среднего профессионального (военного) образования, выполняющее функции по защите Родины в качестве учебно-производственной практики. По мере перехода к школоцентричному обществу постепенно преобразуется, и уровень образования повышается до высшего. Пословицу "Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом" можно развить до тезиса "Лучший солдат _ курсант военного училища".

- Исправительные учреждения - система коррекционного воспитания/образования в особо сложных случаях.

- Система переподготовки кадров (бывш. "биржа труда") - специальные учебные заведения (или отделения в иных учебных заведениях) для переподготовки и повышения квалификации. Вместо пособия по безработице выплачивается стипендия. Обучающийся считается не безработным, а студентом.

Хотя подобная структура общества может показаться утопичной, реальные предпосылки такому общественному устройству уже существуют в современной России. Более того, такой переход может быть выполнен постепенно по инициативе снизу, принося участникам реальный выигрыш на каждом этапе.

Обычная муниципальная средняя школа является тем пунктом, где интересы большинства местного населения сонаправлены: дети почти у всех ходят в одну школу к одним учителям, по одним улицам, и неблагополучие одних неизбежно затрагивает других. Общие интересы, связанные со школой являются долгосрочными (время обучения в средней школе 10-11 лет). Общие долгосрочные интересы - основание для сотрудничества и самоорганизации. Долгосрочность сотрудничества позволяет минимизировать денежные аспекты сотрудничества. Деньги - суррогат доверия, при долгосрочном сотрудничестве возникает доверие подлинное.

Школоцентризм может прорастать снизу. Его основные естественные сторонники - родители детей школьного возраста, которые всегда составляют главную опору государства и общества.

Таким образом, существуют предпосылки для построения школоцентричного общества на низовом уровне.

Каждая школа - центр мира. Центр Вселенной для учителей, учеников и их родителей и одновременно центр мира-общины. Объединять и опекать маленькие миры средних школ должна высшая школа.

6 Заключительные извинения

Эту главу не следует воспринимать слишком легкомысленно - это попытка применить физическую интуицию к гуманитарным вопросам, которые касаются нас всех. Физика при этом может выступать как образец по-настоящему хорошо работающей теории, а также как метафора, дающая нам возможность угадать ответ. Впрочем, нельзя исключать, что некоторые обсуждаемые вопросы окажутся осмысленными и с гуманитарной точки зрения.

Заключительная глава 17 "Квантовая и классическая история. Вместо послесловия" из книги "Как понимать квантовую механику"

М. Г. Иванов, 21 июля 2012 г.
e-mail:
mgi@mi.ras.ru . Э-книга: http://mezhpr.fizteh.ru/biblio/q-ivanov.html
Источник:
http://sch.fizteh.ru/think-info/q-hist-arph5azxhyf.pdf

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте есть форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

*   *   *   *   *   *   *

Удачи вам и счастья!


В избранное