Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 725


"Эконометрика", 725 выпуск, 15 декабря 2014 года.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

Познакомьтесь с интересными рассуждениями Антона Арзамова о природе "оранжевых революций" в статье "Мир, где невозможна победа?".

Российскую экспансию в Средней Азии XIX столетия в контексте глобального противостояния XXI века рассматривают Максим Лагутин и Алексей Богачев.

Все вышедшие выпуски доступны в Архиве рассылки по адресу subscribe.ru/catalog/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

Мир, где невозможна победа?

Антон Арзамов

В предыдущей работе (Антон Арзамов. О СССР, антисоветизме и "яде смерти" - см. Электронный еженедельник "Эконометрика" No.719 от 3 ноября 2014 г.) я затронул проблемы современных молодежных протестов. Может показаться, что данная проблема является проблемой Украины (ну, вместе с Россией), но это не совсем так. На самом деле, "майданы" в той или иной форме являются достаточно массовым явлением по всему миру, прежде всего, правда, затрагивая развитые страны.

Для протестов подобного рода характерен подчеркнуто мирный характер противостояния, усиленная карнавальность, а равно как и отсутствие сколь-либо внятной программы действий, заменяемой расплывчатыми лозунгами. При этом изначально не предполагается жесткое взаимодействие с полицией, хотя в процессе эскалации событий возможно все. Главная же особенность "майданоподобных" протестов в том, что никаких экономических механизмов давления на власть в них не применяется.

Разумеется, найти те или иные элементы этого можно в любом протесте. Студенческие возмущения "Красного мая" (Франция, 1968) тоже несли заряд карнавальности, причем при полной неясности политической программы, но вместе с этим политическим карнавалом существовало и мощное рабочее сопротивление с забастовками, не говоря о практически полной поддержке работников высшего образования. Именно подобная поддержка помогла парижским студентам превратиться в реальную политическую силу. Но как раз подобного сейчас не происходит. Молодежные бунты просто не затрагивают основную часть населения, они воспринимаются окружающими как некое подобие гей-парадов или фестивалей.

И это при том, что реальные причины, приведшие к образованию "майданов", могут быть любыми, зачастую затрагивающими интересы основной массы населения. Но выливается все это в пресловутый карнавал, как правило, редко направленный на решение этих глубинных проблем, а чаще всего принимающий какие-то малозначимые лозунги. Наиболее часто этими лозунгами становятся лозунги смены власти. Может показаться, что тут, напротив, речь идет о коренном изменении устройства страны, "перескок" через "экономизм" сразу к "Долой самодержавие!". Но это не так. Под сменой власти подразумевается смена не устройства, а исключительно персон. Данный тип "майданов" также по украинским событиям 2004 года называют еще "оранжевой революцией".

На самом деле, рассмотрение этих "революций" делается давно. Но, чаще всего, при этом допускается основная ошибка - смене властной персоны придается слишком большое значение. На самом деле, особенность устройства большинства государств состоит в том, что в большинстве их "верховный правитель" имеет чуть ли не чисто декоративное значение. Реальная власть находится в руках держателей максимального количества экономических активов. Разумеется, президент или премьер может входить в число этих держателей, но тогда именно это и определяет его вес, а не формально занимаемая должность.

Однако традиционно высокая важность, придаваемая формальным постам, приводит к неверным выводам при рассмотрении "оранжевых революций". Поскольку в них происходит поразительно легкая и быстрая смена формальных персон, создается иллюзия того, что эта "революция" является самым эффективным методом воздействия на политическую ситуацию из известных по сей день. Отсюда идет корень легенды про то, что "оранжад" придуман в недрах ЦРУ и распространяется благодаря тайным агентурным сетям Госдепа. На самом деле, основные механизмы смены властных персон в этом случае скрыты внутри самой элиты, и финальный "оранжевый" аккорд представляет лишь эффектное завершение длительных внутриэлитарных процессов.

Этим механизмам, наверное, столько лет, сколько существует государство, как таковое, и разработаны они были тогда, когда не только ЦРУ, но и Госдепа еще не было. И выводить их как некоторые современные технологии было бы абсолютно нелепо.

На самом деле главная особенность "оранжевых революций" состоит в другом. Как раз в том, что каждый раз ускользает от исследователей: в том, что сам по себе массовый протест при "оранжаде" оказывается как раз поразительно "беззубым". Огромные массы людей на улицах - в любом случае, осязаемая сила, казалось, что вот-вот - и они смогут диктовать властителям свои условия. Но этого не случается. "Оранжевые революции" заканчиваются так, как было оговорено внутри элиты. Ющенко образца 2004 может быть назван кем угодно, но только не народным вождем, до этого он был таким же системным политиком, как и Янукович. То есть вся "революция" означала только то, что вместо одного системного (принимаемого элитой) политика стал другой. Ну, возможно, разные представители элитариев получили разные преференции - и все.

То есть "оранжевая революция" - это такая особая революция, в которой вместо решения проблем вышедшего на улицу народа происходит только решение некоторых элитарных "терок". "Революционеры" гарантированно остаются ни с чем. Вместо феноменальной эффективности "оранжевых революций" следует вести речь, наоборот, о феноменальной их слабости, о том, что вместо реальной политической силой "оранжисты" становятся всего лишь массовкой в некоторой аппаратной игре.

Но подобное положение можно отнести не только к "оранжевым" протестам. По сути, подавляющее большинство протестов и выступлений может быть охарактеризовано как феноменально слабое. Если ранее, еще в тех же 1970-1980-х годах, против народных возмущений полиция могла массово применять всевозможные спецсредства, вроде резиновых пуль и водометов, то теперь дело ограничивается слезоточивым газом, максимум ударом резиновой дубинки. До реальных, боевых столкновений дело практически не доходит. Исключение составляют случаи провокации, когда у властей возникает необходимость (в результате той же аппаратной игры) быстрого сворачивания протестов. Вот тогда появляются "боевики", что позволяет полиции быстро свернуть весь "массовый протест".

Сравнивать это с реальной борьбой, что идет, например, в некоторых странах Третьего мира, конечно, смешно. Впрочем, эпический провал массовых выступлений характерен не только для оппозиционных, но и для провластных движений. Например, в России после нескольких попыток создания "прокремлевской молодежки" можно наблюдать полное поражение этой политики. Всевозможные "Наши", что еще лет пять назад казались реальной политической силой, полностью слились, выродились в некоторые карликовые "фрические" движения. Понятно, что связано подобное с изменением финансирования. Но все же, "нашисты" - они что же, променяли позицию "путенюгенда" на свое место среди безликого "офисного планктона"?

Променяли. Когда-то за политические убеждения могли убивать и умирать. Теперь об этом бессмысленно говорить. Единственное, что привлекает молодых людей, - "потусоваться". Ну, и еще, приобрести место под солнцем, то есть в президентской администрации.

Такова судьба отечественных "хунвейбинов". Впрочем, сильно соотносящаяся с судьбой отечественных "революционеров", вернее, с практически полным их отсутствием. Оппозиция способна вывести десятки тысяч человек на улицы города, но вот превратить их хотя бы в тысячи своих постоянных сторонников ей оказалось не под силу.

В чем же причина столь странной эфемерности современных молодежных бунтов, возникающих поразительно легко, но столь же легко гаснущих? Почему еще несколько десятилетий назад народные возмущения и народная борьбы были реальной силой, для борьбы с которой власть вынуждена была применять самые жесткие средства? А теперь - полумитинг, полуфестиваль, в общем, вечный "Оккупай" с масками Гая Фокса в качестве главных политических требований.

На самом деле, подобную характерную особенность наших современников заметили давно. И если вначале были, в основном, отсылки к телевизору и манипуляции сознанием через СМИ, то теперь становится понятным, что дело не только в этом.

"Первое небунтующее поколение"

На самом деле, современное поколение уже обозначили как самое небунтующее поколение в истории. Поколение ЯЯЯ. По-английски, Generation MeMeMe. МиМиМи, значит.

По этому поводу уже идет большая дискуссия: в чем причина подобного? Почему современная молодежь ведет себя так, а не иначе? На эту тему написано сотни статей, но основная мысль, высказываемая в них, состоит в том, что данная особенность связана с нынешней системой воспитания. Дескать, нынешнее поколение - первое, реально не наказываемое.

В этом есть известное допущение - на самом деле, говоря о "поколении", следует иметь в виду, прежде всего, представителей "среднего класса" - образованных молодых людей с определенным достатком. Именно они выступали и выступают главными инициаторами всевозможных возмущений, именно о них упоминают, говоря о "бунтующей молодежи", как, например, о студентах "Красного мая". Возмущения "низших" слоев общества происходят несколько иным образом, и в них "возрастной фактор" имеет менее определяющее значение. В рабочем движении зачастую, напротив, инициативу проявляют именно старые рабочие как носители наиболее выраженного классового сознания.

Поэтому, говоря об особенностях воспитания, следует иметь именно "средний класс". Но в нем отказ от тяжелых наказаний проявляется еще с начала XX века. Впрочем, попытки свести все к "воспитанию" есть всего лишь проявление известной тенденции всячески избегать затрагивания социально-политических особенностей общества. Чтобы избежать главного вывода: нынешнее состояние есть результат прежде всего изменения состояния мира, впервые, наверное, за последние двести (если не больше) лет перешедшего от состояния непрерывного роста свободы и снижения неравенства к обратному движению.

Разумеется, можно сказать, что и ранее были откаты назад, например, европейский фашизм 1920-1940-х годов XX века. Но фашизм, к счастью, оказался кратковременным явлением.

Нынешнее же движение, пусть гораздо медленнее и не так однозначно, но идет в направлении роста общественного неравенства и снижения свободы основной массы населения уже несколько десятилетий. И изменение мира уже дало наглядные проявления. Если послевоенное время, где-то до 1970 годов, можно рассматривать как период необычайного взлета человечества, то теперь можно говорить о необычайном спаде. Но если в 1945-м взлет был вызван победой - то, следовательно, теперь поражение.

На самом деле все просто. Люди, выходящие на "майданы", - дети поражения. В прошлой работе я писал об определяющем значении для современников величайшей катастрофы второй половины XX века - гибели СССР. Но распад СССР было лишь завершающим аккордом в длинной цепи событий. Когда все началось, когда поражение стало объективной реальностью - сложно сказать. В 1960-х годах мир еще развивался, все увеличивая скорость перемен, еще бурлил в ожидании начала будущего. "Будьте реалистами, требуйте невозможного!" - заявляли парижские студенты. Возможно, поражение пришло с поражения "Красного мая". Впрочем, предпосылки к этому были сформированы еще ранее, и итог парижских возмущений был первой ласточкой нового процесса.

Требовать невозможного оказалось бессмысленно. Вместо невозможного студенты и рабочие получили некоторые, вполне возможные и осязаемые, блага и предпочли завершить свой протест. СССР под шумок решил свои геополитические проблемы, продемонстрировав всему миру, что он уже никакое не рабочее, пусть и деформированное, государство, а банальный политический режим. И если до этого подобное только неявно подразумевалось, то теперь стало железной истиной. В совокупности с тем, что в послевоенном мире удалось затушевать и демпфировать самые яркие и болезненные классовые противоречия (почему это произошло - разговор особый), это привело к тому, что протест умер, не успев развиться. И пусть это привело к закату карьеры де Голля, пусть казалось, что студенты смогли изменить казавшиеся самыми железными буржуазные нормы - все равно, события 1968 года завершились фактическим проигрышем.

Они оказались фактически последними серьезными выступлениями, которые были направлены в сторону увеличения свободы людей. Теперь наступило время "откатов" - мир потихоньку, шаг за шагом, оставлял один рубеж за другим. Были, например, события в Сантьяго в 1973 году, когда демократический социализм Альенде был раздавлен путчистами. Была "Исламская революция" 1978 года, когда впервые поднял голову исламский фундаментализм. Было закончившееся поражением противостояние английских рабочих и правительства Тэтчер. И много-много чего другого, постепенно сжимающего петлю Инферно над миром.

Капитализм победил народ, воспользовавшись его слабым пониманием мировых процессов, приведших к тому, что люди не ценили то, что имели. Соцгарантии казались неизменными, кровью добытыми, а откат в Средневековье противоречащим "естественному направлению" прогресса. Капитализм мог наносить удар за ударом, но эти удары считались случайными, затрагивающими только тех, по кому наносились. Но дело было далеко не так.

Столетие до этого гениальной мыслью Маркса и Энгельса народ обрел понимание необходимости всеобщей борьбы. Результаты ее превзошли любое воображение: в развитых странах впервые была ликвидирована всеобщая бедность и бесправие низших классов, исчезла реальная угроза голода. Были созданы механизмы обеспечения всеобщего образования и здравоохранения, созданы меры, сдерживающие безработицу. В общем, построено то, что названо было "Государством всеобщего благосостояния".

Но к 1970-м этого понимания, что обеспечило трудящимся свою силу (да, вот уж реально, "Знание - сила!"), уже не было. "Что мне до бастующих рабочих?" - считал обыватель, не задумываясь о том, что вскоре после этого возьмутся и за него. Вместо этого он скорее думал, как бы ему получить некие выгоды с подавления рабочего движения, найти способ заработать на разворачивающемся наступлении капитала.

Ведь рост "капиталистичности" мира, отказ от прежнего курса на социал-демократическое устройство, создавал иллюзию роста возможностей. Когда приватизируются целые отрасли, возникает видимость того, что каждый может стать капиталистом, каждый может прийти к успеху. На самом деле, законы статистики железны: в классовом мире может существовать только небольшой процент элиты, которая и приобретает большинство благ. Остальная масса - только теряет, превращаясь в инструмент для реализации элитарных интересов. Вероятность попасть в число избранных меньше, нежели вероятность выиграть в лотерею.

Но психологически подобная система оказывает довольно привлекательна. У нас то же самое было в начале 1990-х годов, которые казались временем небывалых возможностей. Реально эти возможности обернулись массовой нищетой. То же самое, пусть и в гораздо меньших размерах, можно сказать и про неолиберальный поворот, произошедший в конце 1970-х - 1980-х годах. Капитализм подкупал людей, бросая им "кости", остающиеся от демонтируемой социальной системы. "У тебя появилось море возможностей. Ты можешь стать миллионером. Не надо ждать убогой "пайки" от государства, а надо уметь вырывать у мира то, чего ты достоин".

Результатом подобного стало появление поколения "яппи". Яппи (Yuppie, от Young Urban Professional Person) - молодой городской профессионал - идеология, появившаяся в начале 1980-х годов и ознаменовавшая свершившийся поворот. После десятилетий нравственных и духовных поисков, попыток найти путь в новый мир, после столь долгого господства идей социальной справедливости неожиданно оказалось, что мир чистого эгоизма, профессионализма и неравенства имеет крайне привлекательные черты.

Дело в том, что в послевоенном мире понемногу уже забыли, что творили эгоисты и профессионалы до того, как мощное социальное, и прежде всего, рабочее движение загнало их в рамки некоего социального договора.

Люди уже не помнили, как десятки тысяч человек в прямом смысле умирали с голоду в самых развитых странах. Они не помнили, какие условия работы были до того, как профсоюзы ограничили свободу частного предпринимательства. Они забыли про то, как стреляли по бастующим свинцовыми пулями.

Нет, они видели капитализм "белым и пушистым", он казался им не страшен. В конце концов, "средний человек" начала восьмидесятых казался себе вполне образованным и профессиональным, он был здоров и силен - спасибо ставшей общедоступной медицине и хорошему питанию. Кроме того, прошедшие, по сути, впустую, годы господства идей хиппи, не создавших ничего нового в ходе своих духовных поисков, делали яппи привлекательными среди масс обывателей. Вместо немытого и лохматого "хиппующего бездельника" опрятно одетый, а главное, "деловой" яппи был очень привлекательной альтернативой.

И вот миллионы молодых людей с радостью выбрали этот путь. Они ринулись в конкурентную борьбу, стремились сделать карьеру, получить модное образование - словом, подняться как можно выше, забыв, как страшный сон, все статистические законы. Познание мира стало абсолютно немодным - люди с радостью предпочитали жить сегодняшним днем, как учили большинство идеологов классового общества.

Но обмануть вселенную в очередной раз не удалось. Если пирамиде требуется большое основание и маленькая вершина, то так оно и будет. Пролезть же наверх при колоссальной конкуренции настолько маловероятно, что подобное удается единицам. После десятилетий напряженной конкурентной борьбы, многих лет напряженной работы, часто без выходных и отпусков, бессонных ночей, с полностью измотанной нервной системой большинство яппи оказалось в ролях пресловутого "офисного планктона", "менеджеров среднего звена". Манящий мир огромных вилл, яхт, роскошных машин и не менее роскошных женщин оказался совсем близко - и одновременно недосягаем. Как ни странно, но на вершине Олимпа оказывались все также дети богатых родителей - при том, что идеология яппи говорила противоположное: там место выбивается только в результате напряженной борьбы. Но это оказалось очередным мифом.

Но в то время, как яппи вовсю перли наверх, расталкивая локтями окружающих, стараясь пролезть в вожделенный верхний класс, потихоньку вырастало новое поколение.

И вот дети тех, кто с радостью вступал в борьбу за место в жизни, стали взрослыми. При этом судьба отцов лежит перед ними на ладони. И что они могут видеть. Родители не стали олигархами или президентами. Да, они имеют вполне сносный уровень жизни, с большими квартирами или особняками (зачастую взятыми в кредит), машинами и прочей техникой. Но дети видели и то, чем платят за этот уровень жизни. А главное, что реальной целью их отцов было не наличное состояние, не те блага, что имеются сейчас, а мифическое, по сути, попадание "наверх". В настоящую элиту, по сравнению с которой весь этот "средний класс", пусть даже и "высший средний класс" - всего лишь "пыль".

По сути, для новой молодежи становится понятен чисто статистический механизм существования классового мира. Если стать миллионером можно только по счастливой случайности, то, значит, старайся или нет - все равно от тебя не зависит. Но, одновременно, удача может коснуться каждого. Отсюда и необычайно популярный культ "звезд": ведь что такое "звезда" - это актер или певец, которому улыбнулась удача. Он мог бы "лабать" по ресторанам и клубам - но на его пути попался известный продюсер и сделал "звезду". То же самое касается и всевозможных "реалити-шоу": ведь единственная цель их участников - быть замеченными кем-то из "полубогов", которые могут взять наверх. Кажется, это так просто: достаточно зацепиться за самый край "золотого руна" - сферы шоу-бизнеса, и все, попадешь в мир вечного счастья.

"Мир отцов" - мир вечной борьбы и напряженной работы - совершенно естественно трансформируется в мир ловли удачи. "Бизнес в стиле фанк". Вместо долгого сидения за отчетами - креатив. Если для "отцов" вариант: "Переспал с начальницей (или с начальником, без разницы) - поднялся наверх" однозначно звучал как оскорбление, и даже тот, кто строил карьеру подобным образом, старался придать ей вид чисто "делового" назначения - то для "детей" в этом нет ничего обидного. Как смог, так и поднялся.

Вообще, видимость строгих моральных норм при реальном распаде традиционной семьи, характерное для поколения яппи, современную молодежь волнует менее всего. Они прекрасно видели то, что творилось за "кулисами" мира родителей, и уже не видят нужды маскировать все это под "неотрадиционную" мораль. Если "отцам" было важно показать, что они - не хиппи с их сексуальной свободой, то нынешней молодежи этого уже не надо. Хиппи давно стали историческими персонажами, и только.

Все это порождает ту самую специфику нового поколения, которая так интересно интерпретируется в самые странные, на первый взгляд, действия. Особенностью бывшего СССР тут является скорее то, что он "пробежал" путь, который мир прошел где-то лет за тридцать, гораздо быстрее. Где-то лет за 10-15. Да, вместо яппи у нас было "поколение П", люди, которые не заморачивались относительно своего облика, а профессионализм как таковой не входил в категорию их базовых ценностей. Да и с хиппи себя они сравнивать не хотели, скорее, предметом отрицания были пресловутые "совки".

Но, тем не менее, процесс происходил похожим образом, и итог "большого облома" тот же: огромное количество беспочвенных и несбывшихся надежд, осознание потенциальной бессмысленности жизни "отцов". Поэтому наша молодежь демонстрирует те же самые черты, что и молодежь развитых стран.

Мир ее - это мир, где невозможна победа. Вместо победы - удача. Будь ярким, заметным, и тогда тебя выберут наверх. Выберут, а не сам пробьешь путь, неважно, путем усиленной работы и "аппаратных" интриг, как в случае яппи, или гораздо менее изящным образом, как в случае "поколения П".

Именно поэтому так странно закончилась эпопея с "кремлевскими молодежками". Кому-то повезло - он работает на власть. Остальным нет - ну, на нет и суда нет. Никакой борьбой за свои интересы тут и не пахло - потому что никаких интересов, кроме как схватить удачу за хвост. Поэтому смешны потуги либеральных "аналитиков" и прочих "мыслителей" увидеть в "Наших" призрак возрождающегося фашизма: как раз никаким фашизмом тут не может пахнуть по умолчанию. С самого начала было ясно, что никаких "общих целей" у "кремлевской" молодежи нет и быть не может.

Но "либеральные мыслители" ошибаются каждый раз, и опровергать их нет смысла. Вместо этого следует понимать, что подобное относится не только к "прокремлевским" силам. Так же бессмысленно происходят и всевозможные оппозиционные мероприятия. Именно поэтому поддерживается пресловутый "баланс" - когда на поражающую своей бессмысленностью акцию оппозиции власть отзывается столь же бессмысленной акцией. "Игра была равна..." Да, конечно!

Впрочем, бенефициарии этого процесса все же есть. Во-первых, реальным "хозяевам" страны менее всего хочется каких-либо перемен (за исключением полного демонтажа "советского наследства", но это только вопрос времени). И всевозможные "хунвейбины" для них представляют только угрозу, даже если они будут высказывать исключительно лоялистские лозунги. (Можно вспомнить, что сделали реальные хунвейбины с элитой.) От немногих же реальных революционеров можно защищаться иными методами, которые не меняются столетиями.

А во-вторых, единственной опасностью для них может явиться только другой "хозяин". Потому что только входящий в элиту может в современном мире проявить свою субъектность. Только тот, кто был победителем в этом великой борьбе. Никогда еще за последние сто лет элиты не испытывали столь большой свободы. Иные, как в российском случае, испытывают просто эйфорическое чувство от безграничности своей власти. Строятся огромные дворцы, покупаются яхты, устраиваются роскошные празднества - и все это на фоне катастрофического падения основной массы населения в нищету.

Но и вне постсоветской реальности у элитариев развязаны руки. Если еще лет сорок назад приходилось считаться с реакцией масс, то теперь этого уже нет. Любой передел мира теперь зависит только от того, имеется ли в наличие требуемая военная сила. Если еще недавно любые военные действия вызывали ожесточенный протест среди населения, то теперь ситуация совершенно иная. Скорее возмущаются "тоталитаризмом" в тех странах, которые требуется захватить. Причем вполне бескорыстно, достаточно только дать требуемую картинку в телевизоре.

То есть низовая субъективность как явление исчезает практически полностью. В психологии есть такое понятие: выученная беспомощность. Так вот, нечто подобное существует сейчас в социальной психологии. Вместо борьбы за свои права - желание сменить хозяина на более "доброго". Отсюда, кстати, колоссальная "горизонтальная мобильность" - так как единственное, что допустимо, по представлению нынешних "детей поражения", - это уехать туда, "где к тебе будут относиться по-человечески". И полное непонимание глубинных причин того или иного явления. Просто потому, что нет ни желания, ни, главное, понимания возможности это сделать.

Что же. Мы проиграли. Мир проиграл. Нынешние поколения выросли уже после того, как блестящий взлет человечества стал легендой. Впрочем, такое было в истории не раз. Но история на этом не кончается, конец ее - бред, не имеющий оснований. Движение вперед, к разуму и гуманизму, нельзя изменить, его можно только приостановить. Ведь в любом сообществе людей есть те, кто идет против течения. Есть они и теперь. Всякое состояние преходяще, и рано или поздно эти люди разорвут мрак современного мира и устремятся не к новому "хозяину", а к звездам. И уж, конечно, рано или поздно, но "хозяева" получат то, что заслуживают..

http://forum-msk.org/

*   *   *   *   *   *   *

Российская экспансия в Средней Азии XIX столетия в контексте глобального противостояния XXI века

Максим Лагутин, Алексей Богачев, Русская народная линия

Вступление

Беловежские соглашения нанесли нашей стране серьезнейший урон. Повлекший за собой страшные потери распад Советского Союза отбросил Россию на много лет назад.

Однако потери понесли не только народы России, но и все страны постсоветского пространства, включая Центральную (Среднюю) Азию.

За более чем двадцатилетнюю историю существования порознь бывшие республики СССР накопили в себе мощнейший потенциал для евразийской ре-интеграции, для нового строительства общего дома.

Такое строительство начинается сегодня, и для оптимального его ведения нам необходимо обратиться с историческим корням формирования СССР (России от Балтийского моря до Тихого океана), а это подразумевает и изучение процесса присоединения территории Центральной Азии к Российской империи в XIX веке. Данной теме посвящена настоящая статья.

I. Геополитические особенности расположения Центральной Азии

С геополитической точки зрения территориальное и географическое расположение Центральной Азии имеет для России ключевое значение. В сборнике "Международные отношения в Центральной Азии: события и документы" (Аспект Пресс Москва, 2011) под ред. доктора политических наук А. Богатурова об этом говорится вполне определенно: "...Центральноазиатский регион выделяется естественно-географическим, геополитическим и культурно-историческим своеобразием. Его окраинные зоны соприкасаются с конфликтными регионами - Средним и Ближним Востоком, Южной и Восточной Азией. На севере Центральная Азия образует "пояс приграничья" России: ее северокавказских, нижневолжских, уральских и сибирских земель. С Востока регион примыкает к Китаю, западные регионы которого относятся к той же геополитической платформе, что и Центральная Азия. То же справедливо и для Северного Афганистана..."

Поэтому совершенно понятно, что бурно развивающаяся капиталистическая Россия XIX века, переживающая рост промышленного производства и расширение внешней торговли и активно ищущая новые рынки сбыта, а также источники сырья, начала экспансию в среднеазиатский регион: "...Центральная Азия рассматривалась в России не только как сфера непосредственного приложения российского капитала, но и как важная транзитная территория для расширения торговли с другими странами Востока - с Персией, Индией и Китаем. Таким образом, в интересах России было укрепление своего экономического влияния в Центральной Азии и обеспечение безопасного коммерческого транзита через территорию региона, чего можно было достичь только в условиях активности государственной политики в отношении центральноазиатских ханств" (сборник "Центральная Азия в составе Российской Империи", Новое литературное обозрение , 2008).

Значимость Центральной Азии для капиталистической России стала особенно высокой после поражения Империи в Крымской войне - активностью на азиатском направлении русские восполняли понесенные потери и заставляли англичан идти на уступки в европейских делах.

Мощная сухопутная армия России неуклонно продвигалась по пространствам Азии, приближаясь к границам индийских колониальных владений Великобритании и воплощая тем самым в жизнь "ночной кошмар" Англии (в результате России удалось достаточно быстро восстановить свое влияние на мировую политику; данный опыт высоко актуален и в современных условиях).

В статье "Национальная безопасность России в контексте национальной политики КПРФ" мы писали: "Ядром культурно-цивилизационного многообразия на постсоветском пространстве вновь должна стать русская культура, русская советская цивилизация, к которой притягивается иные культурно-исторические "топосы" народов Евразийского союза.

Отсюда очевидно следует и понимание приоритетов геополитического преобладания России на постсоветском пространстве, так как стабильность и безопасность любого государства зависит от его географического положения, транспортно-коммуникационных систем, социально-экономической и промышленной инфраструктуры, источников природных ресурсов соответствующего региона и преобладающих на его территории информационных технологий. Для патриотов России ясно, что основным геополитическим приоритетом России является дальнейшее укрепление стратегического альянса Москва-Минск-Астана и усиление российского влияния на Украину (особенно ее восточные регионы и Крым), причем как в плане военного союза, так и восстановления и развития производственно-промышленных связей.

Восстановление цепочек производственной кооперации предприятий РФ и стран Евразийского и Таможенного Союзов позволит России усилить свои экономические, научные и промышленные позиции и на постсоветском пространстве, и в мире, в целом.

Отдельно для нас важен Казахстан, так как он является гигантским резервуаром углеводородного сырья и служит крупной транспортно-транзитной зоной, соединяющей Россию с Центральной Азией (Туркменией, Таджикистаном, Узбекистаном, Киргизией) и своим основным партнером по Шанхайскому соглашению - Китаем. Каждая из республик Центральной Азии важна по своему значима для России. Так, Таджикистан - это ее военный форпост, аналогичную функцию выполняет Киргизия с российской военной базой в Канте, а Туркмения сотрудничает с нами в области продажи природных ресурсов. ... Соответственно, активная работа России в Центральной Азии и на Южном Кавказе, работа, в которой важнейшая роль принадлежит КПРФ и союзникам партии, позволит выстроить правильные геополитические альянсы, замыкающиеся на Китай, Иран и Индию в противовес американо-турецкому влиянию".

(http://www.rulad.ru/novosti/m-m-lagutin-a-m-bogachev-natsional-naya-bezopasnost-rossii-v-kontekste-natsional-noj-politiki-kprf.html ).

Итак, и в XIX и в XXI веках перед Россией на центральноазиатском направлении стоят, по сути, одни и те же задачи, включающие в себя необходимость "сосредоточения", получения новых ресурсов и противодействия англосаксонской экспансии. Как же данные задачи решались нашими предками в относительно недавнем прошлом?

II. "Большая игра" России и Великобритании в Центральной Азии XIX века

В XIX веке между Россией и Британской империей развернулась так называемая "большая игра" за контроль над территорией Центральной Азии.

Население данного региона в те времена делилось на оседлые (таджики, узбеки, сарты, уйгуры) и кочевые (киргизы, туркмены, казахи, кипчаки) народы.

Оседлые народы занимались возделыванием хлопка и пшеницы, а также шелководством и виноградарством, кочевники же разводили крупный и мелкий скот.

В городах Центральной Азии развивалось производство шелка, хлопчатобумажных тканей, кожи, обуви, холодного оружия. Однако в целом экономика стран Центральной Азии характеризовалась отсталостью, то есть отсутствием серьезной промышленной базы и, соответственно, массового товарного производства. Поэтому регион зависел от транзитной торговли товарами, произведенными в европейских странах, России и Китае.

Такой транзит обеспечивали три основных государственных образования: Кокандское и Хивинское ханства и Бухарский эмират, слабые как в экономическом, так и военном отношении и постоянно враждующие между собой.

После отмены крепостного права в 1961 году Россия, где происходило активное развитие промышленности, начала быстро расширять торговлю с государствами Центральной Азии. Так, например, в 60-х годах XIX века стабильное развитие российской текстильной промышленности могло быть обеспечено только за счет экспансии в Центральную Азию (ведь, скажем, импорт американского хлопка было нерегулярным, зависимость от него означала слишком большие риски, а вот поставки хлопка из Средней Азии обещали быть стабильными и бесперебойными).

Итак, первый этап проникновения России в Центральную Азию опирался, прежде всего, на промышленные и торгово-экономические факторы, чья значимость возрастала вследствие потребности нашей державы в восстановлении после серьезного военного поражения.

Кроме того, в "противоход" российскому продвижению в центральноазиатское пространство шла мощная экспансия британского империализма.

В 30-х года XIX века Англия установила полный контроль над Индией и начала проникать в Среднюю Азию: Афганистан, Персию (Иран), Бухару, Коканду, Хиву.

В работе "Действительно спорный пункт в Турции" Ф.Энгельс писал: "...Можно смело сказать, что до афганской войны и до завоевания Синда и Пенджаба английская торговля с внутренней Азией практически равнялась нулю. Теперь дело обстоит иначе. Острая необходимость беспрерывного расширения - этот fatum, который, словно привидение, преследует современную Англию ... эта неумолимая необходимость принуждает английскую торговлю наступать на внутреннюю Азию одновременно с двух сторон: с Инда и с Черного моря" (Маркс К., Энгельс Ф., Соч. Т.9, изд. 2).

Контроль Центральной Азии со стороны Великобритании стал бы шагом у удушению и колонизации России (так же как сейчас контроль НАТО над бывшими азиатскими республиками СССР означает окончательную утрату суверенитета России и ее распад).

Известный историк, специалист по востоковедению Е. Глушенко в своей книге "Россия в Средней Азии. Завоевания и Преобразования" ((Москва, издательство ЗАО "Центрополиграф" - 2010) следующим образом описывает английское проникновение в Центральную Азию: "К 1816 году Великобритании удалось вытеснить Россию с афганского рынка, в 1929 г. она добилась резкого ослабления российского влияния в Персии, Индия была потеряна для России окончательно, наступил черед ханств в Средней Азии. Английские эмиссары стремились воздействовать прежде всего на умы правителей ханств, используя большой арсенал средств и доводов. Делались попытки создать на восточном побережье Каспийского моря британские опорные пункты. Такие же пункты предполагалось основать в верховьях Амударьи и Сырдарьи. Ханов упорно настраивали против России, требовали от них пропустить через их территории англо-афганские отряды, которые могли бы атаковать русские укрепления. Ханов подкупали, навязывали им своих или турецких военных инструкторов, поставляли оружие".

Популярный публицист того времени В. Каменский в 1859 году выпустил статью "Англия - страшный противник России в торговле и промышленности", опубликованную в журнале "Вестник промышленности". В данной статье Каменский подробнейшим образом описывал способы применения британского ценового демпинга в Средней Азии. Продавая свои товары по заниженным ценам, англичане вытесняли русскую торговлю и затем резко поднимали цены, пользуясь установленной монополией.

Специалист по Центральной Азии советский историк Ю. Соколов в работе "Ташкент, ташкентцы и Россия" (Ташкент, изд. "Узбекистан", 1965) приводит интересные данные: "Одним из первых британских агентов в Средней Азии появляется Мир Издет Улла. В 1812-1813 гг. он проехал по Ферганской долине и Бухарскому эмирату. В 1823 году появляется Муркфорт в Бухаре и в 1826 г. в Афганистане. Далее, Бухару трижды посещает Бернс в 1831 года; потом Гинникбергер в 1832 г. начинает работать в Афганистане и Бухаре. Другие агенты Вейберг, Конноли, Соддарт, Аббат, Вольф с 1838-1844 гг. пытаются окучивать Хиву, Бухару, Коканд. Действия выше обозначенных британских резидентов были направлены на подрыв русского влияния в государствах Средней Азии того времени. Русские политики, военные, предприниматели осознавали всю серьезность положения в регионе. Они видели, какой масштаб угроз российским государственным интересам в Средней Азии несла английская политическая, военная и торговая экспансионистская политика".

Таким образом, национально-государственные интересы России требовали сверхусилий на центроазиатском направлении.

III. Русское наступление

В XIX веке центром российского проникновения на территории ханств Средней Азии являлся Оренбург.

В 1851 году губернатором Оренбурга был назначен горячий сторонник наступательной политики в Центральной Азии генерал Перовский. И уже в 1853 году по его указанию отряд полковника И. Бларамберга овладел кокандской крепостью Ак-Мечеть на Сырдарье. На ее месте был основан форт Перовск (ныне Кзыл-Орда).

В это же время Россия активизировала свои действия и на восточном направлении экспансии.

В 1854 году на реке Алматы было заложено укрепление Верный (ныне город Алма-Ата).

В период 1855-1859 гг. Петербург отправляет русские военно-научные экспедиции в район озера Иссык-Куль и в горы Тянь-Шань. В результате к России были присоединены значительная часть земель казахов Старшего жуза и северных киргизов.

Однако затем наступила определенная пауза, в ходе которой центральное российское правительство демонстрировало нерешительность и отвергало предложения сторонников закрепления успеха (таких, как новый оренбургский губернатор, продолжатель дела Перовского В. Катенин, который предлагал объединить Сибирскую и Сырдарьинскую укрепленные линии, создать две Каспийские флотилии и атаковать кокандские крепости Джулек, Ташкент и Ян-Курган, а также установить экономическую блокаду Бухары с последующим ее захватом). Вообще на период 1861-1863 гг. в окружении Александра II возникли споры о целесообразности активной экспансии России на Центральноазиатском направлении. Друг другу оппонировали, прежде всего, Военное министерство, с одной стороны, и Министерства иностранных дел и финансов, с другой.

Уже упомянутый нами историк Е. Глущенко так описывает данный исторический этап: "В течение 1861-1863 гг. в околоправительственных кругах при постоянном понуждении со стороны менявшихся Оренбургского и Сибирского генерал-губернаторов обсуждался вопрос о наступлении в глубь Среднеазиатского региона. В 1861 г. военным министром был назначен Д.А. Милютин. В отличие от своего предшественника Сухозанета, Милютин был энергичным человеком, к тому же хорошо знавшим нужды развивающейся промышленности России. При Милютине Военное министерство более настойчиво проводило собственную линию в решении государственных дел. Военные круги все более склонялись к завоеванию среднеазиатских ханств, тогда как Министерство иностранных дел предпочитало добиваться предоставления Российской империи политических и экономических привилегий в регионе при помощи дипломатических переговоров. А военные уже нацелились на Туркестан и Ташкент. Готовясь к наступательным действиям, российское правительство учитывало внутреннюю обстановку в Кокандском ханстве, где обострялась межфеодальная и межплеменная борьба. Возмущенные новым налогообложением кочевники-казахи осадили Ташкент, в Ферганской долине восстало племя кипчаков. Хан Худояр был вынужден бежать в Маргилан" (Москва, издательство ЗАО "Центрополиграф - 2010).

В 1862-1863 гг. Александр II принял сторону своих решительных советников: медлить было нельзя, Англия начала операцию по взятию под свой контроль Амударьи, открыв там судоходство.

Начиная с 1864 года Россия, преодолев пагубную нерешительность и проявив политическую волю (столь необходимую и дефицитную в наше время), начала мощную, организованную, скоординированную экспансию в Центральную Азию.

Достаточно быстро русская армия вышла на рубеж Сузак-Аулке-Ата, после чего под контроль были взяты Ташкент и Туркестан.

В 1864 году русское правительство основало Туркестанскую область, которая, после присоединения к ней территорий, составлявших значительную часть Бухарского ханства, была переименована в Туркестанское генерал-губернаторство.

В 1868 году Туркестанский генерал-губернатор фон Кауфан заключил договор о дружбе и сотрудничестве с кокандским ханом Худаяром (Россия получала по этому договору различные торговые преференции), а в 1873 году Хивинский хан Мухаммед Рахим II после серии военных поражений признал протекторат России над Хивой и согласился выплатить России контрибуцию в размере 22 000 000 рублей.

В последующие годы русская армия железной рукой подавила серию проанглийских мятежей и заняла Коканд. Кокандское ханство было упразднено, а вместо него образована Ферганская область. Ее губернатором был назначен знаменитый генерал М. Скобелев, который двинул подчиненные ему войска в Алайскую долину и подчинил ее России. После этого он возглавил поход против подстрекаемых Великобританией туркмен-текинцев, взял крепость Геок-Тепе и селение Ашхабад (нынешний Ашхабад).

Так Россия установила практически полный контроль над большей частью Центральной Азии (за исключением Памирского направления), буквально вышвырнув оттуда англичан, и вышла к границам Персии (с которой заключила конвенцию о разграничении интересов).

Так были созданы условия для развития различных сфер российской экономики, включая развитие ряда государственных монополий, которые, согласно определению В.И. Ленина, являлись важнейшим экономическим фактором строительства социализма.

Так были созданы условия для проникновения в страны Центральной Азии русской культуры, что стало предпосылкой для принятия и установления в ней советской власти, которую несли, прежде всего, русские коммунисты, нес русский пролетариат.

Так были созданы предпосылки для мирного развития народов Центральной Азии, которых русское государство не эксплуатировало, но, напротив, давало возможности для развития внутри империи (насколько это было возможно в капиталистическом мире), что в корне отличалось от колониальной политики Британской империи.

IV. "Большая игра" и "мягкая сила" в XXI веке

Очевидно, что сегодня, в период попыток начать процесс реинтеграции на постсоветском пространстве, нам следует учитывать опыт XIX столетия, ведь так же, как и полторы сотни лет назад, англосаксы пытаются захватить Центральную Азию, и если Россия не предпримет быстрые, жесткие и масштабные контрмеры, ситуация может закончится катастрофой.

Конечно, сегодня военный вариант решения политических вопросов на повестке дня не стоит.

Да и современные войны - это войны, прежде всего, информационные и смысловые сетецентрические, войны "мягкой силы".

И в этих войн у нас есть мощнейший козырь - память нескольких поколений жителей Центральной Азии об умной, благородной и справедливой русской, советской власти (а они не разделяют русское и советское).

Поэтому Россия может и должна начать новую экспансию в Центральную Азию, распространяя среди населения ее республик образы русской советской культуры, общего прошлого и будущего. Это - форма современной войны, войны, которая активно ведется нашим противником, войны, в которой важнейшую, первоочередную роль могут и должны играть КПРФ (СКП-КПСС) и ВСД "Русский лад".

Одновременно следует оказывать давление на власти этих республик, используя и элементы принуждения (введение виз для граждан стран, не входящих в Евразийский и Таможенный Союзы).

Кроме того, говоря о "мягкой силе", необходимо понимать, что соперники России, стараясь оторвать от нее Центральную Азию, максимально активно создают негативный образ выходцев из данного региона.

Это тем более легко, что Россия действительно задыхается от нелегальной миграции, а среди мигрантов - огромное количество таджиков, киргизов, узбеков... Многие из них выпали из русской советской культуры, одичали...

Однако нужно осознавать, что их нельзя смешивать с внешними мигрантами из того же Азербайджана, являющимися главной питательной почвой для "иностранной" этнической преступности и живущими достаточно хорошо за счет контроля над целыми областями российской экономики, а также с внутренними мигрантами с Северного Кавказа, также имеющими сравнительно высокий уровень жизни (даже без учета гигантских дотаций, идущих в соответствующие республики).

А именно такое смешение предлагают нам манипуляторы сознанием. Смешение, ведущее к тому, что находящиеся в действительно рабском состоянии, действительно нуждающиеся в помощи и достаточно близкие к русской советской культуре трудящиеся мигранты из Центральной Азии начинают восприниматься как одно целое с "держащими" овоще- и нефтебазы диаспорами тех же азербайджанцев, а также выходцев с Северного Кавказа.

С помощью данной подмены решаются две задачи:

а) разжигается ненависть к жителям Центральной Азии, которая начинает ассоциироваться с худшим, что есть на Кавказе, и

б) представители этнопреступности, фактически эксплуатирующие коренное население Центральной России (и тех же мигрантов-киргизов), получают статус "несчастных рабов", которых надо защищать, воплощая в жизнь идеалы дружбы народов.

Углубление этого процесса ведет к выигрышной для США и их союзников ситуации.

Поэтому для нас крайне важным является понимание психологических особенностей представителей различных культур Средней Азии, понимание, которое позволит и более эффективно применять "мягкую силу" в соответствующих регионах и в среде мигрантов, и более оптимально подавать их образ населению России.

В этом контексте интересным является результаты диссертационного исследования Смирновой С.В. на тему "Психологические особенности трудовой адаптации мигрантов из стран Средней Азии в современных условиях в Российской Федерации" (http://rud.exdat.com/docs/index-769236.html), которая изучала психологические характеристики различных групп мигрантов (таджиков, узбеков, киргизов и т. д.)

В частности, Смирнова отмечает: "Результаты статистических расчетов позволяют утверждать, что различия между группами достоверны и участники могут считаться принадлежащими к разным выборкам. <...> На втором этапе констатирующего эксперимента были изучены психологические особенности мигрантов разных этнических групп. Выборка испытуемых составила 106 человек. В их число вошли мигранты из республик Таджикистан, Узбекистан и Киргизия.

По результатам исследования самооценки мигрантов выявлено, что у 43,3% мигрантов из Узбекистана, 25% мигрантов из Киргизии и 18,7% мигрантов из Таджикистана прослеживаются низкие показатели "личностной тревожности". Для данной группы лиц свойственно эмоциональная стабильность и умение противостоять стрессовым ситуациям. При этом, показатель "личностной тревожности" чаще встречается у мигрантов из Киргизии (h = 0,034; r < 0,05). <...> Исходя из полученных результатов исследования адаптационного потенциала личности, можно предположить, что среди исследуемых групп мигрантов, более высоким уровнем личностного адаптационного потенциала обладают мигранты из Киргизии. Статистические достоверные различия отмечаются в показателе "моральной нормативности", который чаще встречается у мигрантов из Киргизии (h = 0,006; r < 0,05). Мигранты из Киргизии более социализированы в российском обществе. Киргизы в отличие от представителей других среднеазиатских национальностей, как правило, обладают опытом широкого межнационального общения, поэтому быстрее адаптируются в многонациональных коллективах".

Статистически значимые выводы Смирновой подтверждаются и непосредственным наблюдением за поведением различных групп мигрантов, работающих, например, на стройке. В самом деле, выходцы из Киргизии, как правило, существенно более дружелюбны, нежели выходцы из Таджикистана, в то время как и те, и другие гораздо более дружелюбны, нежели мигранты - представители узбекской культуры.

Эти данные подтверждаются и официальными криминальными сводками: "По данным ГУ МВД Петербурга и Ленинградской области, обнародованным осенью прошлого года, в 2010 году в городе было зарегистрировано 67 изнасилований, 34 из которых совершили мигранты. Учитывая, что большую часть оставшихся не раскрыли, можно сказать, что почти все раскрытые половые преступления на совести приезжих. Пальма первенства по количеству изнасилований принадлежит выходцам из Узбекистана. Они за три года совершили 31 такое преступление. За ними идут таджики с 15 изнасилованиями. Узбеки уверенно занимают первое место и по другим преступлениям против личности. Из 143 убийств, совершенных иностранцами за три года (а совершают они практически каждое десятое), 64, то есть почти половина, приходятся на граждан Узбекистана. Еще 22 совершены приезжими из Таджикистана, 6 - украинцами и по 4 - молдаванами и азербайджанцами. Из 123 случаев причинения иностранцами тяжких телесных повреждений, 53 на совести узбеков, 16 - таджиков, 6 - украинцев, 4 - азербайджанцев, 3 - киргизов" (http://www.dp.ru/a/2012/01/11/Potomki_Tamerlana_nasiluju/ ).

При этом, "...азербайджанская и таджикская диаспоры не сильно отличаются по численности от узбекской, но их представители совершают гораздо меньше насильственных преступлений. Азербайджанцы, как считает Костюковский [известный криминолог, прим. автора], реже попадают в криминальную хронику, потому что в их среде широко развита организованная преступность. "На протяжении длительного времени они имеют здесь устойчивые ОПГ. Зачем им светиться? Зачем совершать какие-то громкие убийства? Они занимаются здесь вымогательствами, организованной преступностью", - подчеркнул он (http://www.dp.ru/a/2012/01/11/Potomki_Tamerlana_nasiluju/ ).

В данном контексте достаточно интересны результаты дипломного исследования Алиевой Г.С на тему "Исследование культурно-ценностных ориентаций и адаптации личности к новой социокультурной среде на примере представителей русской, еврейской и азербайджанской этнических групп" , (с азербайджанской стороны исследовались мигранты). В частности, Алиева выяснила следующее: "Проранжировав представителей иной этнической группы и отмечая степень приемлемости их для себя лично только по одному из семи предложенных критериев:

1. принятие как близких родственник посредством брака:

2. принятие как личных друзей:

3. как соседей, проживающих на моей улице;

4.как коллег по работе:

5.как граждан моей страны:

6.принятие только как туристов в моей стране:

7.предпочел бы не видеть их в моей стране,

наши респонденты продемонстрировали следующие результаты: русские и евреи готовы принять представителей азербайджанского этноса как личных друзей, соседей и граждан страны (именно в этих пунктах здесь имеются наибольшие показатели), тогда как азербайджанцы принимают русских и евреев преимущественно как туристов и граждан своей страны. Что примечательно, ни один из шестидесяти респондентов не принимает представителя иной нации как близкого родственника посредством брака, а в азербайджанской этнической группе наблюдаются два случая, когда выбирается ответ 7 - "предпочел бы не видеть их в своей стране".

По нашему мнению, такие принципиально разные показатели во всех трех группах, вероятно, обусловлены объективными условиями проживания в чужой этносреде, о чем было сказано выше" (http://do.gendocs.ru/docs/index-17280.html?page=3 ).

Вышесказанное лишний раз показывает острую необходимость решительных, масштабных действий по ре-интеграции Центральной Азии (и других стран постсоветского пространства) в экономическое, культурное, психологическое пространство России с учетом опыта XIX века и использованием современных технологий "мягкой силы", подразумевающей понимание как отличий внутри различных культурных групп среднеазиатского региона, так и дифференциальных характеристик мигрантов из Центральной Азии и, например, Кавказа, а, кроме того, различий между жителями соответствующих регионов.

Без таких действий и без такого понимания мы окончательно проиграем в современной "большой игре".

А проиграть мы не имеем права.

Источник: http://kprf.ru

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте есть форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

*   *   *   *   *   *   *

Удачи вам и счастья!


В избранное