Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 737


"Эконометрика", 737 выпуск, 9 марта 2015 года.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

Познакомьтесь с докладом А.И. Орлова "Солидарная информационная экономика - составная часть теории управления социально-экономическими системами".

В статье "Космическая гонка" Александра Соколова (при участии Игоря Терентьева) много интересных фактов, но не вполне обоснованно утверждается, что Россия проигрывает не только США, но и Китаю.

Все вышедшие выпуски доступны в Архиве рассылки по адресу subscribe.ru/catalog/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

УДК 303.732.4

Солидарная информационная экономика - составная часть теории управления социально-экономическими системами

А.И. Орлов

Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана

Россия, 105005, Москва, 2-я Бауманская ул., 5

E-mail: prof-orlov@mail.ru

Ключевые слова: теория управления, социально-экономические системы, экономическая теория, менеджмент, информационные технологии, теория принятия решений, прогнозирование, экспертные оценки

Аннотация: Доклад посвящен новому подходу в теории управления социально-экономическими системами. Проанализированы основные идеи солидарной информационной экономики. Обосновано ее использование в качестве базовой организационно-экономической теории взамен "economics". Показано, что согласно солидарной информационной экономике современные информационные технологии и теория принятия решений позволяют на основе "открытого сетевого общества" построить информационно-коммуникационную систему, предназначенную для выявления потребностей людей и организации производства с целью их удовлетворения.

1. Введение

Теория управления социально-экономическими системами включает в себя экономическую составляющую. Она должна соответствовать адекватным представлениям о развитии социально-экономических систем. Рассмотрим основные положения новой организационно-экономической теории - солидарной информационной экономики.

Для реализации национальных интересов применяют различные интеллектуальные инструменты. Одним из них является экономическая политика, которая должна исходить из адекватной экономической теории. В частности, необходимо научное обеспечения программ реиндустриализации страны [1], которые могут иметь успех только на основе инновационного развития России [2, 3]. Нельзя переоценить значение оборонно-промышленного комплекса для обеспечения безопасности страны, т.е. самой возможности реализации национальных интересов России. Поэтому одним из приоритетов развития экономической теории является организационно-экономический анализ состава, структуры, состояния и перспектив использования объектов военной инфраструктуры [4], инновационного потенциала российского оборонно-промышленного комплекса [5].

Качество государственного управления, успешность осуществления государственных политик в разных сферах жизнеустройства страны во многом, если не в основном, определяются методами государственного управления народным хозяйством [6]. Практика экономической жизни, т.е. управления народным хозяйством в целом и его составными частями (регионами, отдельными организациями и др.), опирается на экономическую теорию. Как подробно показано в книгах С.Г. Кара-Мурзы [7-8], в нашей стране экономическая теория, как и обществоведение в целом, находится в кризисном состоянии и не может быть основой для принятия конкретных управленческих решений. К сожалению, мы в МГТУ им. Н.Э. Баумана долго использовали внедренную с Запада "economics" в качестве базовой теории, на основе которой выполнялись конкретные разработки. В настоящее время мы рассматриваем внедрение "economics" в начале 1990-х годов как один из эффективных способов [9] борьбы с российской государственностью. Осознав неадекватность "economics", летом 2007 г. мы на основе научной школы МГТУ им.Н.Э. Баумана в области экономики и организации производства приступили к разработке новой базовой организационно-экономической теории как замены "economics".

Разразившийся вскоре мировой экономический кризис выявил необходимость немедленной разработки новых организационно-экономических механизмов управления экономическими системами. Организация производства должна быть основана на адекватной экономической теории. Подтвердилось, что этой теорией не может быть рыночная экономика (economics). Нужна другая теоретическая основа. По нашему мнению, следует исходить из солидарной информационной теории - новой базовой организационно-экономической теории, разрабатываемой в Научно-образовательном комплексе "Контроллинг и управленческие инновации" Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана. Солидарная информационная экономика построена на основе экономики предприятия (инженерной экономики), теории управления (современного менеджмента, теории активных систем и принятия решений), современных информационных технологий.

Перспективные организационно-экономические механизмы управления [10] производственно-хозяйственной деятельностью предприятий, интегрированных производственно-корпоративных структур, регионов и страны в целом предлагаем конструировать на основе солидарной информационной экономики, разрабатываемой как методологическая основа конкретных исследований в области организационно-экономического моделирования, экономики и управления народным хозяйством, прежде всего в области промышленности, менеджмента, инноваций.

По нашим наблюдениям, основное течение (мейнстрим) в современной экономической науке - обоснование несостоятельности рыночной экономики и необходимости перехода к плановой системе управления хозяйством. Дискуссии идут о выборе наиболее адекватного варианта плановой системы. Например, внутри предприятия или корпорации план должен быть жестким и одновременно позволяющим адекватно реагировать на нештатные ситуации, в рамках региона или страны в целом - индикативным.

К мейнстриму плановой экономики относится разрабатываемая нами с 2007 г. солидарная информационная экономика. (Ранее мы использовали термин "неформальная информационная экономика будущего".) На 8 июля 2013 г. основной Интернет-ресурс [11] по солидарной информационной экономике просмотрен около 61 тыс. раз, издано 33 публикации [12] (статьи в научных журналах и материалы докладов на научных конференциях).

Общепризнано, что управленческие решения необходимо принимать на основе всей совокупности социальных, технологических, экономических, экологических, политических факторов. Это касается прежде всего стратегических решений. Для практически работающих руководителей, как автор этой статьи, очевидно, что экономическая теория - часть менеджмента как науки об управлении людьми [13]. Согласно солидарной информационной экономике современные информационные технологии и теория принятия решений [14, 15] (включая экспертные технологии [16, 17]) позволяют построить информационно-коммуникационную систему, предназначенную для выявления потребностей людей и организации производства с целью их удовлетворения. Для реализации этой возможности необходима лишь воля руководства хозяйственной единицей, нацеленная на преобразование системы управления этой единицей. В частности, как уже и происходит во всех развитых странах, российское государство должно стать основным действующим лицом в экономике.

Эффективному решению современных проблем государственной политики и управления мешают широко распространенные неадекватные представления о рациональном ведении хозяйства. По оценке ведущего американского исследователя П. Друкера, 1873 г. - "конец эры либерализма - конец целого столетия, на протяжении которого политическим кредо была политика невмешательства в экономику" [18]. Но и сейчас, 150 лет спустя, архаичное представление о рациональности рыночных отношений, о "невидимой руке рынка" широко распространено в России и мешает инновационной модернизации систем управления.

По мнению Джозефа Стиглица, лауреата Нобелевской премии по экономике, "экономисты виноваты в кризисе, но есть шанс исправить дело". Говоря о моделях, на которых базируется "экономическая теория", Стиглиц констатирует, что они "провалились полностью, и решения, на них основанные, оказались неверными" [19]. Очевидно, что Стиглиц признал неадекватность буржуазной экономической теории Запада. Следствие - она должна быть заменена на новую теорию, соответствующую реалиям XXI в. Очевидно, эта новая теория - солидарная информационная экономика - должна использоваться в науке, управлении и преподавании.

Проблемы и направления дальнейшего развития современной экономической теории в настоящее время широко обсуждаются (cм., например, [20]), и в настоящей статье предлагается одно из возможных направлений развития.

Соображения, приведенные в настоящей статье, достаточно просты. Аналогичные мысли высказывали многие авторы. Однако лица, принимающие решения, зачастую исходят из давно устаревших и методологически неверных представлений, ведущих к неверным управленческим решениям.

2. Исходные идеи солидарной информационной экономики

Поясним термины, составляющие название новой организационно-экономической теории. Термин "солидарная" подчеркивает необходимость и возможность совместной деятельности независимых экономических агентов, отсутствие формальной иерархической схемы, добровольность совместной деятельности, принятие удовлетворяющих всех решений в результате переговоров и компромиссов, преобладание синергетической самоорганизации и роевых структур, отсутствие формального принуждения. Вслед за П.А. Кропоткиным [21] мы рассматриваем взаимную помощь как двигатель прогресса.

Термин "информационная" отражает все возрастающую роль информационно-коммуникационных технологий, в том числе сетевых, развитие которых позволяет предсказать в области управления хозяйством и обществом в целом революционный "переход количества в качество", в частности, переход от представительных органов к прямому действию, от государства как аппарата насилия к общественному договору.

Термин "экономика" означает, что рассматривается производственная, организационно-экономическая сторона деятельности общества. Под экономикой в соответствии с Аристотелем [22] понимается управление хозяйством.

В первоначальном варианте названия был термин "будущее". Он подчеркивал ориентацию исследований на прогнозирование и конструирование будущего развития хозяйственных систем, без привязки к сложившимся традициям хозяйствования. Таким образом, рассматривалась первая задача нормативного прогнозирования - формулировка цели развития (целеполагание). Мы отказались от использования термина "будущее" потому, что "будущее уже наступило". Наша задача - выработка рекомендаций для руководителей хозяйственных структур, государственных и муниципальных органов, предназначенных для применения сейчас, а не в неопределенном будущем.

Обсудим исходные идеи солидарной информационной экономики.

Общепризнанно, что при принятии управленческих решений необходимо учитывать не только экономические, но и технологические, социальные, экологические, политические факторы. Экономика в целом - служанка общества, выполняет его требования. Цели общества первичны, экономические механизмы вторичны, предназначены для реализации потребностей общества. Несмотря на очевидность сказанного, иногда пытаются экономические факторы считать основными, например, ставить во главу угла прибыль (обычно не уточняя, какой именно тип прибыли из многих имеется в виду).

Цели общества определяются потребностями общества. Исходим из того, что эти потребности могут быть сформулированы и согласованы обществом. Из множества индивидуальных и групповых предложений в результате обсуждений и компромиссов могут быть выявлены потребности общества в целом. Для малой группы (семьи, клана) выявление общих потребностей миллиарды раз осуществлялось в истории человечества. По мере роста масштаба человеческой общности применялись различные варианты агрегирования потребностей - сходка общины, власть самодержца, представительная демократия, использование государственных органов. Решение общегосударственных задач должно сочетаться с обеспечением прав и свобод отдельных граждан и групп. Однако до недавнего времени не было видно путей решения основной проблемы - учета и согласования мнений всех заинтересованных лиц из-за большого их числа. Развитие информационных технологий позволяет использовать необходимые вычислительные ресурсы. Теория и практика разработки и принятия управленческих решений, в частности, методы экспертных оценок, дают возможность разработать эффективные справедливые процедуры выявления общественных потребностей. Стихийное развитие идет именно в этом направлении, особенно если рассматривать его в масштабе столетий. Значит, нужны работы (к ним относится и наша), нацеленные на прогнозирование развития методов принятия решений в больших системах. О масштабе необходимых управленческих инноваций говорит то, что в результате разработки методов выявления потребностей общества будет фактически устранено государство как посредник между физическими лицами и обществом - произойдет отмирание государства с заменой его на непосредственное народоправие.

При управлении хозяйственной системой (предприятием, корпорацией, государством) самое сложное - целеполагание. Какие потребности удовлетворять, другими словами, как сформулировать цель, поставить задачу оптимизации? Фантасты предложили различные варианты решений. Например, И.А. Ефремов описал будущее общественное устройство, подобное структуре человеческого мозга: постоянно действующий форум со своими исследовательскими и координационно-ассоциативными центрами [23]. Спроектировать подобную систему разработки и принятия управленческих решений - задача современной теории принятия решений, интенсивно использующей информационные технологии. Если цель поставлена, то для ее достижения можно и нужно разработать оптимальный план (в натуральных единицах измерения) и отследить его выполнение. Методологически это более простая задача, чем выявление потребностей. Но и здесь до недавнего времени не хватало вычислительных мощностей. К настоящему времени составление оптимального плана производства и распределения продукции и услуг в масштабах Земли в целом - вполне решаемая задача, как показывает опыт крупных транснациональных компаний.

3. Предшественники и единомышленники

Весьма актуальными для разработки солидарной информационной экономики являются взгляды Аристотеля. Его размышления являются поразительно современными.

В книгах по истории экономической мысли обычно пишут так: "Первым, кто подверг анализу экономические явления и попытался выявить закономерности развития общества стал древнегреческий мыслитель Аристотель (384-322 г. до н.э.). Поэтому его можно с полным правом назвать первым экономистом в истории науки" [24].

Выделим положения, на которых базируется солидарная информационная экономика.

По Аристотелю "экономика" - наука о разумном ведении хозяйства. В современных терминах речь идет об организации производства и экономике предприятия, государственном и муниципальном управлении, поскольку Аристотель обсуждает управление хозяйствующими субъектами разного уровня - предприятие, город (полис), регион (сатрапия), государство.

Аристотель ввел специальный термин "хрематистика", под которой он понимал деятельность, направленную на извлечение прибыли, на накопление богатства, в отличие от экономики - как деятельности, направленной на удовлетворение потребностей людей, т.е. на производство и приобретение благ для дома и государства. Хрематистику как форму организации хозяйства Аристотель считал противоестественной. Его особое негодование вызывал процент, который он расценивал как самую противоестественную форму дохода.

В настоящее время хрематистика - это прежде всего деятельность банков, фондовых бирж и других структур, действующих по схеме "деньги - деньги", без производства товаров и услуг. Произошла подмена понятий - хрематистику некоторые лица стали называть экономикой.

Вслед за Аристотелем мы полагаем, что деятельность, направленная на извлечение прибыли, является противоестественной, вредной для общества. Экономическая деятельность всегда направлена на удовлетворение потребностей людей, в отличие от хрематистики.

Анализируя природу денег, Аристотель настаивал на том, что деньги являются результатом соглашения между людьми и "в нашей власти сделать их неупотребительными"... Вслед за Аристотелем мы полагаем, что ведение хозяйства вполне возможно без денег. Наш опыт работы в качестве руководителя (менеджера) в Группе авиакомпаний "Волга-Днепр" показал, что в управленческой деятельности решение финансовых вопросов составляет лишь небольшую часть.

Однако на период перехода от современности к будущему хозяйству использование денег целесообразно. Согласно Аристотелю, если деньги относятся к "экономике" - то это символ стоимости, обусловленный законом или обычаем, а если к "хрематистике" - то они выступают как реальный представитель неистинного богатства".

Рассмотрим дальнейшее развитие представлений об экономике и хрематистике.

Френсис Бэкон предупреждал: "Противоестественно, чтобы деньги рождали деньги" [25, c.445]. Отметим: Ф. Бэкон против хрематистики, против процента.

Робинзон Крузо (согласно роману Дефо), попав на необитаемый остров, вел свое хозяйство. Он разрабатывал методы организации производства, вел управленческий учет, прогнозировал и планировал. Робинзон управлял своим предприятием без использования денег.

Жюль Верн в романе "Таинственный остров" рассказал о том, как успешно работали инженер С. Смит и его товарищи. Они вышли на современный им научно-технический уровень, не обращаясь к хрематистике, поскольку само понятие прибыли было их коммуне чуждо.

Генри Форд в книге "Моя жизнь. Мои достижения" [26] писал: "... Задача предприятия - производить для потребления, а не для наживы или спекуляции... Работу на общую пользу ставь выше выгоды...". Выделим мысль Форда: цель производства - удовлетворение потребностей, а не получение прибыли.

Эффективные механизмы принятия и реализации плановых решений должны опираться на современные информационные технологии. База разработки таких технологий - кибернетика (вспомним работы Н. Винера, А.И. Берга, Н.Н. Моисеева, многих других). В послевоенные годы в нашей стране, как и во всем мире, разрабатывались различные типы автоматизированных систем управления. Наиболее грандиозный проект - в начале 1960-х гг. В.М. Глушков предложил правительству СССР создать Общегосударственную автоматизированную систему управления экономикой страны (ОГАС), для чего, по его оценкам, требовалось как минимум 15-20 лет и 20 млрд. тогдашних рублей, однако выигрыш стоил того: ОГАС давала реальный шанс построить самую эффективную экономику в мире. В.М. Глушков [27] писал:

"Отныне только "безмашинных" усилий для управления мало. Первый информационный барьер или порог человечество смогло преодолеть потому, что изобрело товарно-денежные отношения и ступенчатую структуру управления. Электронно-вычислительная техника - вот современное изобретение, которое позволит перешагнуть через второй порог. Происходит исторический поворот по знаменитой спирали развития. Когда появится государственная автоматизированная система управления, мы будем легко охватывать единым взглядом всю экономику. На новом историческом этапе, с новой техникой, на новом возросшем уровне мы как бы "проплываем" над той точкой диалектической спирали, ниже которой, отделенный от нас тысячелетиями, остался лежать период, когда свое натуральное хозяйство человек без труда обозревал невооруженным глазом".

Своеобразная ОГАС, хотя и куда более скромная по масштабам, была введена на практике в другом уголке Земли - в Чили, во время президентства Сальвадора Альенде. Один из основоположников кибернетики Стаффорд Бир разработал автоматизированную систему управления национализированными предприятиями Чили. Проект получил название "Киберсин" [28]. Он представлял собой автоматизированную систему сбора и обработки информации, которая состояла из четырех основных компонент: "Кибернет" - система связи (на основе телексов), "Киберстрайд" - компьютерные программы, "Чико" - математическая модель чилийской экономики - и ситуационная комната, из которой велось управление (зал с экранами, на которых отображалось в виде графиков и схем состояние экономики Чили). Можно было управлять производством всей страны в реальном времени (каждым конкретным предприятием), сразу же видеть результаты принятых решений и при необходимости вносить поправки. Кроме того, в каждом населенном пункте создавались "опросные пункты", где производился автоматизированный опрос населения по поводу принимаемых мер. Эти центры были включены в систему "Киберсин", и правительство быстро узнавало реакцию населения на очередное нововведение. Разработки Бира дают прообразы для следующего этапа развития информационных систем управления предприятиями и их объединениями - интегрированными производственно-корпоративными структурами, а также регионами - муниципальными образованиями, субъектами федерации, Россией, международными объединениями, Землей в целом.

Многочисленные работы посвящены конкретным проблемам развития информационных технологий управления. Вопросам информационного обеспечения солидарной информационной экономики посвящены разработки коллектива молодых исследователей, выпустивших специальный номер журнала "Великое кольцо" [29]. В названии журнала подчеркивается связь с идеями И.А. Ефремова. В частности, один из основных авторов журнала И. Герасимов считает, что информационные технологии управления уже на сегодняшнем этапе позволяют разработать и внедрять интегрированные информационно-управляющие системы, предназначенные для координации людей, ресурсов, потребностей, предложений; объединения в рабочие группы по реализации экономических проектов; установления прямых связей между производителями и потребителями; оптимальной координации инициатив и проектов в масштабе всего общества. К конкретным функциям в рамках экономического блока можно отнести: учет и распределение ресурсов, обмен экономическим опытом и технологиями, выявление потребностей населения в товарах и услугах, формирование коллективов новых хозяйствующих субъектов, аккумулирование и распределение инвестиций, координация действий трудовых коллективов, публичная оценка потребителями работы хозяйствующих субъектов, ведение публичного диалога между потребителями и производителями товаров и услуг, публикация жалоб добросовестных хозяйствующих субъектов на деструктивные действия официальных и неофициальных паразитических структур, выработка схем оптимального ресурсообмена и планов экономического развития [30].

Новым по сравнению с временами В.М. Глушкова и С. Бира является широкое распространение сетевых технологий, позволяющее аппаратно реализовать право граждан на участие в принятии касающихся их решений. Не менее важным, чем участие в экономической жизни, является наделение всех граждан возможностями по непосредственному участию в политическом управлении обществом. Это, в частности, формирование общественных советов и рабочих групп по коллективному изучению и решению тех или иных социальных проблем, оценка качества работы должностных лиц, разработка, обсуждение и оценка нормативных документов, выдвижение собственных предложений и доведение их до управленческих структур, организация публичного диалога между административными органами и населением, обсуждение кандидатов на выборные должности, публикация сведений о характеризующих личность граждан совершенных ими социально значимых действиях, мобилизация населения на акции прямого гражданского волеизъявления... Качественно новым уровнем по сравнению с разрозненными сайтами фирм и административных учреждений должны стать интегрированные порталы целых секторов экономики и территорий. Эти порталы должны обладать выраженной обратной связью, формироваться по единым стандартам, подчиняться принципу "открытой архитектуры", быть соединенными между собой каналами регулярного обмена данными и находиться под контролем формируемых населением общественных советов различных уровней.

Приведем пример институализации неформальных акций с помощью информационных технологий. В США по инициативе ученых Массачусетского технологического института - разумеется, вопреки воле официальных властей - была разработана интерактивная сетевая база данных, позволяющая гражданам свободно добавлять и получать информацию, касающуюся должностных лиц и политиков. Задуманная как "асимметричный ответ" на создание системы тотальной слежки правительственных органов за простыми людьми, она получила название GIA - Government Information Awareness, или "Информационная осведомленность о правительстве". Таким образом, передовой мировой опыт также указывает верное направление развития.

Открытый процесс создания реальных организационных модулей системы, привлечения участников, прокладывания горизонтальных связей, осуществления операций с ее помощью, по мнению И. Герасимова, можно - как синтез англоязычных терминов Open Source, Open Architecture, Commons-based Peer Production, Peer-to-Peer и Open Society ("Открытое общество") - назвать Open P2P Society. По-русски этот термин будет звучать как "Открытое сетевое общество", где топология связей будет не иерархической, а "от каждого к каждому", или "Peer to Peer".

Одним из основных направлений развития современной экономической и управленческой мысли являются информационные технологии управления, причем не только на уровне предприятия, но и на макроуровне. Их математической основой являются теория управления организационными системами, развиваемая неформальным научным коллективом вокруг Института проблем управления РАН [31]. Выделяют такие ее разделы, как теория активных систем, теория принятия решений, в том числе на основе экспертных технологий. Все они применяются в солидарной информационной экономике.

4. Заключение

Оставшиеся с прошлых веков привычные принципы управления как экономикой, так и государством входят во все большее противоречие с возможностями в сфере технологий управления, предоставляемые прогрессом информационных технологий. Падает роль представительной демократии, при которой подавляющее большинство граждан делегируют полномочия по принятию решений специалистам-депутатам. Возрастает роль неформальной, "роевой" деятельности, как противовеса иерархическим структурам. На основе современных информационных технологий и методов разработки и принятия управленческих решений возникла возможность и необходимость реализации идеи В.М. Глушкова и Ст. Бира.

В перспективе путем предварительного обсуждения и планирования можно будет снять проблему нерационального производства товаров и услуг. Управление организацией предполагает необходимость плана. Делегирование полномочий не отменяет централизацию принятия решений. Отметим, что в рамках плановой системы можно смоделировать любые рыночные отношения, а потому плановое хозяйство заведомо не менее эффективно, чем рыночное. Основная критика плановой системы в масштабах государства базировалась на невозможности произвести необходимое количество вычислений, в результате плановые решения запаздывали и не могли охватить необходимую номенклатуру товаров и услуг. Как показали шотландские экономисты В. Пол Кокшотт и Аллин Ф. Коттрелл [32], современные информационные технологии снимают эти проблемы. Отметим, что с плановым подходом несовместимо перевыполнение плана, планирование от достигнутого.

Возможность самореализации личности, быстрота реализации творческих решений, полностью реализуется в продвинутом варианте планового хозяйства, построенного на основе современной теории принятия решений. Возможно полностью удовлетворить индивидуальные пожелания потребителей.

В реальных ситуациях процессы управления экономическими системами реализуются с достаточно высоким уровнем неопределенности. Велика роль нечисловой информации как на "входе", так и на "выходе" процесса принятия управленческого решения. Неопределенность и нечисловая природа управленческой информации должны быть учтены путем проведения анализа устойчивости экономико-математических методов и моделей, например, на основе разработанной нами общей схемы устойчивости [33, 34]. Для обоснованного практического применения математические модели процессов управления экономическими системами и основанных на них экономико-математических методов должна быть изучена их устойчивость по отношению к допустимым отклонениям исходных данных и предпосылок моделей.

Механизмы организации производства, хозяйственной деятельности, экономической жизни могут быть разными. Использование таких изобретений человечества, как денежное обращение и конкуренция (а тем более фондовые рынки и опционы), совсем не обязательно. Робинзон и община "Таинственного острова" обходились без них - небольшим общинам в хозяйственной деятельности деньги не нужны. Развитие информационных технологий сняло ограничение на размер хозяйства. Современный шотландский экономист П. Кокшотт [35] демонстрирует теоретическую возможность организации производства с целью удовлетворения потребностей в масштабах страны или человечества в целом. Особо отметим выполненный им тщательный анализ объемов вычислений, необходимых для этого. Как показал П. Кокшотт, мощностей стандартных современных компьютеров вполне достаточно для расчетов управленческих решений на базе экономико-математических моделей. Таким образом, применять инструменты управления хозяйственной деятельностью, основанные на деньгах, теоретически не обязательно.

Как писал один из основоположников научного менеджмента А. Файоль [36], "управлять -значит прогнозировать и планировать, организовывать, руководить командой, координировать и контролировать" (ни слова про деньги, конкуренцию и коммерческую тайну - внутри предприятия они не обязательны, более того, неуместны). Метафорой предприятия является семья, поскольку исходной формой является семейное хозяйство. Разве нужны деньги, разве извлекают прибыль внутри одной семьи?

На уровне предприятия или корпорации никто не отрицает необходимость планирования и контроля. Взгляды А. Файоля вполне созвучны современной концепции контроллинга [37]. Однако на уровне государства отдельные лица все еще считают эффективным "рынок", т.е. анархию производства, при которой решения отдельных субъектов экономической жизни не требуют согласования между собой.

Денежное обращение должно уйти в прошлое. Ему, как и "рыночным отношениям", нет места в солидарной информационной экономике будущего. Прежде всего это касается производных финансовых инструментов (деривативов), позволяющих участникам финансового рынка действовать по схеме "деньги - деньги", исключив из классической схемы "деньги - товар - деньги" центральный элемент. Для предотвращения экономических кризисов должен быть ликвидирован финансовый капитал, не обеспеченный материальными и интеллектуальными ценностями. В частности, это касается таких деривативов, как валютный своп, кредитный дефолтный своп, опцион, процентный своп, свопцион, соглашение о будущей процентной ставке, форвард, фьючерс, варрант, конвертируемые облигации, депозитарная расписка, кредитные производные и др. Следующий шаг - прекращение обращения (выпуска, котировок, продаж) акций, ликвидация ценных бумаг, в том числе государственных, закрытие валютных и товарных бирж. На переходный период могут быть сохранены деньги как средство обмена и средство соизмерения ценностей. Они должны быть обеспечены не золотом или энергией, а рабочим временем (одна денежная единица соответствует одному часу неквалифицированного труда).

Необходимость ликвидации частной (но не личной) собственности и процента также вполне очевидна, поскольку управление организациями осуществляется согласно солидарной информационной экономике не личностью, а коллективно. Проект ликвидации денежного обращения и частной собственности в прошлом выдвигался неоднократно, но рассматривался как утопия. Однако современные информационные технологии и теория принятия решений позволяют претворить этот проект в жизнь.

Солидарное принятие решений - важнейшая черта будущих информационных систем принятия решений, разработанных на основе рассматриваемой теории. Во-первых, свобода передачи информации - от каждого к каждому, без административных фильтров. Во-вторых, участие всех заинтересованных лиц и организаций в выработке и реализации решений (принцип прямой демократии). Конечно, для этого необходимы адекватные процедуры принятия решений. Разработать их должны специалисты по теории принятия решений. Необходима техническая база, позволяющая реализовать "Открытое сетевое общество". Наконец, необходима политическая воля для ликвидации административных препятствий на пути внедрения достижений солидарной информационной экономики - базовой организационно-экономической теории, разрабатываемой в рамках научной школы МГТУ им. Н.Э. Баумана по экономике и организации производства.

Список литературы

1. Сухарев О. С. Экономическая политика реиндустриализации России: возможности и ограничения // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. No. 24(213). С. 2-24.

2. Васильева Г.Л. Инновационная экономика: страновой профиль, факторы развития и риски России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. No. 25(214). С. 34-41.

3. Маннапов А.Р. Особенности и проблемы перехода России к инновационной экономике // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. No.22(211). С. 15-23.

4. Хрусталёв Е.Ю., Данилов А.Ю. Состав, структура, состояние и перспективы использования объектов военной инфраструктуры // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. No. 24(213). С. 24-31.

5. Лавринов Г.А., Косенко А.А., Хрусталев Е.Ю. Инновационный потенциал российского оборонно-промышленного комплекса // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. No. 22(211). С. 2-14.

6. Качество и успешность государственных политик и управления / Якунин В.И., Сулакшин С.С., Багдасарян В.Э. и др. М.: Научный эксперт, 2012. 488 с.

7. Кара-Мурза С.Г. Кризисное обществоведение. Часть первая. Курс лекций. М.: Научный эксперт, 2011. 464 с.

8. Кара-Мурза С.Г. Кризисное обществоведение. Часть вторая. Курс лекций. М.: Научный эксперт, 2012. 384 с.

9. Якунин В.И., Багдасарян В.Э., Сулакшин С.С. Новые технологии борьбы с российской государственностью. М.: Научный эксперт, 2009. 424 с.

10. Колобов А.А., Омельченко И.Н., Орлов А.И. Менеджмент высоких технологий. Интегрированные производственно-корпоративные структуры: организация, экономика, управление, проектирование, эффективность, устойчивость. М.: Экзамен, 2008. 621 с.

11. Неформальная информационная экономика будущего. http://forum.orlovs.pp.ru/viewtopic.php?f=2&t=570.

12. Публикации А.И. Орлова по неформальной информационной экономике будущего. http://forum.orlovs.pp.ru/viewtopic.php?f=2&t=951.

13. Орлов А.И. Менеджмент: организационно-экономическое моделирование. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. 475 с.

14. Орлов А.И. Теория принятия решений. М.: Экзамен, 2006. 576 с.

15. Орлов А.И. Организационно-экономическое моделирование: теория принятия решений. М.: КноРус, 2011. 568 с.

16. Орлов А.И. Организационно-экономическое моделирование. Ч.2. Экспертные оценки. - М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2011. - 486 с.

17. Сетевая экспертиза / Под ред. чл.-к. РАН Д.А. Новикова, проф. А.Н. Райкова. М.: Этвес, 2009. 168 с.

18. Друкер П.Ф. Новые реальности в правительстве и политике, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении. М.: Бук Чембэр Интернэшнл, 1994. 380 с.

19. Стиглиц Дж. Экономисты виноваты в кризисе, но есть шанс исправить дело // Ведомости. http://www.vedomosti.ru/finance/analytics/18653/ekonomisty_vinovaty_v_krizise_no_est_shans_ispravit_delo.

20. Кумехов К.К., Кумехова А.К. О проблемах и направлениях дальнейшего развития современной экономической теории // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. No. 20(209). С. 47-56.

21. Кропоткин П.А. Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса. Изд.2, доп. - М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2011. 280 с.

22. Аристотель. Экономика. Книги I - III // Вестник древней истории, 1969, No. 3. Перевод с древнегреческого и латыни Г. А. Тароняна. http://ancientrome.ru/antlitr/aristot/index.htm.

23. Ефремов И.А. Туманность Андромеды. М.: Эксмо, 2009. 768 с.

24. Агапова И.И. История экономической мысли. М.: ЭКМОС, 1998. 248 с.

25. Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. Том. 2. М.: Мысль, 1972. 582 с.

26. Форд Г. Моя жизнь. Мои достижения. М.: Попурри, 2009. 352 с.

27. Глушков В.М. Макроэкономические модели и принципы построения ОГАС. М.: Статистика, 1975. 160 с.

28. Бир Ст. Мозг фирмы. М.: Радио и связь, 1993. 416 с.

29. Великое кольцо / Журнал. - 2007. - No.1. http://rusprogressivelib.files.wordpress.com/2009/11/vk1.pdf.

30. Герасимов И. Интернет, Open Source и Открытое сетевое общество. 2008. http://www.interface.ru/home.asp?artId=9835

31. Теория управления организационными системами http://www.mtas.ru/.

32. Cockshott W. Paul and Cottrell Allin F. Information and Economics: A Critique of Hayek. 1996. http://ricardo.ecn.wfu.edu/~cottrell/socialism_book/hayek_critique.pdf.

33. Орлов А.И. Устойчивость в социально-экономических моделях. М.: Наука, 1979. 296 с.

34. Орлов А.И. Устойчивые экономико-математические методы и модели. Разработка и развитие устойчивых экономико-математических методов и моделей для модернизации управления предприятиями. Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2011. 436 с.

35. Кокшотт П. Расчёт в натуральной форме: от Нейрата до Канторовича. 2008 http://left.ru/2009/6/cockshott188.phtml.

36. Файоль А. Общее и промышленное управление. М.: Центральный институт труда, 1923.

37. Фалько С.Г. Контроллинг для руководителей и специалистов. М.: Финансы и статистика, 2008. 272 с.

Публикация:

Орлов А.И. Солидарная информационная экономика - составная часть теории управления социально-экономическими системами // XII Всероссийское совещание по проблемам управления ВСПУ-2014, Москва, 16-19 июня 2014 г.: Труды. [Электронный ресурс] М.: Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, 2014, 9616 с. Электрон. текстовые дан. (1074 файл: 537 МБ), 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM), ISBN 978-5-91450-151-5. Номер государственной регистрации: 0321401153. - С.5774-5784.

*   *   *   *   *   *   *

Космическая гонка: Россия проигрывает не только США, но и Китаю

Александр Соколов, при участии Игоря Терентьева

Тестовый запуск новейшей ракеты "Ангара" на прошлой неделе (статья опубликована 30 июня 2014 г. - А.О.) переносился несколько раз и в итоге был отложен на неопределенный срок. "Ангара", которая должна стать основной российской ракетой-носителем, сочетает в себе все плюсы и минусы постсоветской космической отрасли.

Плюсы - мы еще умеем делать сложную космическую технику (правда, в основном ракеты). Минусы - несоблюдение сроков (например, разработка "Ангары", если считать от определения победителя конкурса проектов, уже заняла почти 20 лет), неэффективность и завышенные затраты. Ракета получилась очень дорогой, и цена может отрицательно сказаться на ее перспективах, если конкурентам - миллиардеру Элону Маску и китайцам - удастся добиться более низкой себестоимости вывода полезной нагрузки в космос.

Коммерческий рынок доставки грузов в космос - единственный сегмент космической отрасли, где Россия сохраняет лидерство: около 40% российских ракет летают только с иностранной полезной нагрузкой - спутниками или астронавтами. Причем в масштабах всей экономики космоса этот сегмент небольшой - менее 1% (около 2 млрд. долларов США). А теперь с приходом новых конкурентов есть большая вероятность, что мы потеряем и этот рынок.

Уже в ближайшие годы в космической гонке нас окончательно потеснит Китай. Количество действующих спутников на орбите у наших стран уже сравнялось: за последние три года китайцы довели их число до 117 единиц (+72%), тогда как Россия - до 118 (+20%). В конце 2013 г. Китай запустил луноход, а к 2020 г. планирует высадить человека на Луну и построить собственную орбитальную станцию. Китайцы уже догнали США по количеству ракетных запусков, а по темпам развития отрасли вышли на первое место.

При этом расходы России на космос за последние 10 лет выросли в 14 раз и в 2013 г. составили около 10 млрд. долларов США (14% мировых госрасходов). Однако если по затратам мы одни из лидеров, то по уровню космических доходов наша страна находится на периферии (это вполне естественно, поскольку основные затраты приходятся на военный космос, т.е. направлены на обеспечение нужд обороны страны, а не на получение выгоды - А.И. Орлов). По оценке РБК, на Россию приходится не более 1,6% мировой выручки коммерческого космоса, который, по данным авторов доклада Space Report 2014, достиг в предыдущем году 240 млрд. долларов США.

Космические челноки

С 1957 по 1991 гг. было совершено примерно 3,68 тыс. орбитальных пусков ракет, из них 2,45 тыс. пусков пришлось на СССР. Именно благодаря заделу СССР в запусках космических ракет Россия пока еще удерживает 1-е место по числу орбитальных пусков. Из 82 космических стартов в 2013г. на Россию пришелся 31 запуск, на международный проект "Морской старт" - еще 1 пуск. В общей сложности это составляет 39% мировых запусков.

Лидерство России во многом обеспечено коммерческими запусками. По данным Федерального управления гражданской авиации США, в 2013г. было осуществлено 23 коммерческих запуска, которые принесли выручку в 1,9 млрд. долларов США, причем 12 из таких пусков пришлись на Россию, которая заработала 759 млн. долларов США.

До сих пор основным конкурентным преимуществом России являлась более низкая стоимость вывода полезной нагрузки в космос. По оценке РБК, средневзвешенная по количеству запусков последних 5 лет рыночная стоимость доставки максимальной полезной нагрузки на низкую опорную орбиту (НОО) с помощью российских ракет составила 6,3 - 8,9 тыс. долларов США /кг. У США этот показатель - 12,5 - 18,8 тыс. долларов США /кг, у Европы - 11,0 - 13,6 тыс. долларов США /кг. У Китая стоимости доставки грузов на НОО приближается к российскому уровню и составляет 8,1 - 10,8 тыс. долларов США /кг. Рыночная стоимость доставки грузов на геопереходную орбиту (ГПО) уже меньше отличается между странами и составляет примерно 21-27 тыс. долларов США /кг у России и 21-32 тыс. долларов США /кг у США.

Как мы считали стоимость доставки полезной нагрузки на орбиту

На основании данных открытых источников Space Foundation, Federal Aviation Administration, Encyclopedia Astronautica, Федерального реестра государственных контрактов и др. определялась минимальная и максимальная оценка стоимости запуска всех действующих ракет-носителей различных стран. В зависимости от даты оценки или даты запуска учитывалась инфляция доллара, то есть стоимость запуска переводилась в цены 2014 года. Стоимость доставки 1 кг полезной нагрузки рассчитывалась как средневзвешенная по количеству запущенных в 2009 - 2013гг. ракет-носителей страны-производителя: сумма умножений min и max относительной стоимости запуска в тыс. долларов США /кг на количество запусков данной ракеты-носителя, соотнесенная с количеством запусков.

Уже в ближайшие годы лидерство России как космического перевозчика будет оспорено, поскольку США, ЕС и Китай разрабатывают новые ракеты и космические корабли, в том числе для доставки пилотов и грузов на МКС. Так, после начала эксплуатации челноков Dragon американской компании SpaceX (основатель - миллиардер Элон Маск, в числе проектов которого Tesla Motors и PayPal) спрос на российские транспортные корабли "Прогресс" упал на треть, отмечал глава РКК "Энергия" Виталий Лопота. В разработке SpaceX находится тяжелая ракета Falcon Heavy, способная доставить на НОО до 53 т грузов всего за 1,5-2,5 тыс. долларов США /кг. Китай также разрабатывает относительно недорогие тяжелые ракеты Long March 5/7, а уже к 2020 г. планирует довести свою долю в коммерческих пусках до 15% (в 2013 г. китайцы не осуществили ни одного коммерческого запуска).

Через три года Россия может лишиться и еще одного источника заработка - отправки американских астронавтов на МКС. В 2013 г. Россия заработала на этом 335 млн. долларов США. На 2014 - первую половину 2016 г. NASA подписала контракт с Роскосмосом на отправку 12 астронавтов за 753 млн. долларов США Но с середины 2017 г. NASA планирует отказаться от российских услуг по доставке пилотов на МКС и использовать для этих целей свой пилотируемый корабль: агентство финансирует разработку сразу трех проектов компаний SpaceX, Boeing и Sierra Nevada.

Гендиректор Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК) Игорь Комаров видит главную угрозу для российской космической промышленности в США, а не в Китае. "Особенность Китая в том, что его космические программы носят существенно автономный характер, основаны на принципе полного самообеспечения", - полагает Комаров. Член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского (РАКЦ) Юрий Караш в свою очередь считает, что Китай в скором времени может не только обогнать Россию по количеству запусков и потеснить на рынке коммерческой доставки грузов, но и занять место России в качестве второй космической державы. В 2011 г. и 2012 г. Китай уже опережал по количеству ракетных пусков не только Европу, но и США.

Чем ответит Россия? Ракета-носитель "Ангара", чей первый тестовый запуск был запланирован еще в 2005 г., уже привлекла внимание аудиторов Счетной палаты. Согласно заключению ведомства, средства, вложенные в проект за два десятилетия ("беспрецедентный в мировой практике срок"), многократно подняли цену этого, пока еще не готового носителя. Точная стоимость ракеты пока не раскрывается, и в ГКНПЦ имени Хруничева не ответили на запрос РБК. Однако судя по цене двигателей для первой ступени, разгонного блока, комплекса пусковых услуг, стоимость Ангары-5 (тяжелая версия ракеты-носителя), способной доставить до 24,5 т на НОО, может составить минимум 100 млн. долларов США (или 4,1 тыс. долларов США /кг). Это превышает не только себестоимость доставки грузов на Falcon Heavy (1,5-2,5 тыс. долларов США /кг), но и ракетой "Протон-М" (3,3 тыс. долларов США /кг). (Выводы сомнительны - надо разделять капитальные затраты и эксплуатационные затраты. - А.И. Орлов).

Оптимизма не прибавляет и рост аварийности полетов. За последние 3,5 года неудачными оказались 7% российских пусков, тогда как в 2000-е доля неудачных пусков не превышала 4%. Если у России восходящий тренд аварийности полетов, то у Китая - ярко выраженный нисходящий. Аварийность китайских ракет семейства Long March за последние 10 лет составила 1,8%, причем у Long March 3 не было серьезных происшествий. Безаварийно летали и европейские ракеты Ariane-V, американские Atlas-V, японские H-II, индийские PSLV. Правда, у России тоже есть безаварийные ракеты - Союз-ФГ - именно они специализируются на доставке космонавтов на МКС.

"Ухудшение очевидно. Настораживает то, что связаны все эти аварии с качеством контроля процессов на производстве, с его организацией, с подготовкой персонала. Это системные вещи. Нет такого, что поставили контролеров, ввели военную приемку - и все чудесным образом решилось раз и навсегда. Дефекты не повторяются, что свидетельствует о деградации системы", - отмечал руководитель ОРКК Игорь Комаров в интервью "Коммерсанту".

Не спутник, а satellite

Как следует из данных некомерческой организации Union of Concerned Scientists (UCS), по состоянию на 1 февраля 2014 г. на орбите находилось 1167 действующих космических аппаратов. Большая (всего лишь 42% - А.О.) часть из них (488) принадлежит США, при этом подавляющая часть американских спутников отвечает за коммерческую связь.

Группировка российских спутников в четыре раза меньше, чем у США - 118 штук. В основном это спутники ГЛОНАСС, а также военные спутники навигации и связи. И если от США мы давно безнадежно отстали, то теперь нас почти догнал Китай. У России за 12 лет число спутников на орбите почти не изменилось (111 штук в 2002 г.), в то время как китайцы увеличили свою группировку в 7 раза до 117 штук. Причем Китай существенно опережает Россию по количеству невоенных спутников, предназначенных для исследования Земли, метеорологии, изучения космоса и развития собственных технологий. И Пекин не собирается на этом останавливаться: по оценке Euroconsult, за период 2013-2016 гг. китайцы запустят больше всех собственных спутников - 100 штук. (Сравнение некорректно. За числом спутников гнаться не следует. Наоборот, их число джолжно быть минимально необходимым для решения поставленных задач. - А.И. Орлов)

Китайцы опережают Россию не только по количественным характеристикам, но и уже по качественным. По информации UCS, средние ожидаемые сроки эксплуатации российских спутников составляют 6,3 года, тогда как у Китая - 7,4 года (для сравнения у США и Европы - 9,9 и 10,2 года соответственно). Пятая часть российских спутников на орбите - 24 штуки - превысили свой срок службы и "морально устарели". Правда, возраст спутников не всегда критичен. Возьмем для примера группировку спутников ГЛОНАСС. По данным информационно-аналитического центра ФГУП ЦНИИмаш (головной институт Роскосмоса), на 24 июня 2014 г. она составляла 30 единиц. Пять из них были запущены в 2004-2006 гг., то есть уже исчерпали свой гарантированный срок эксплуатации в 7 лет. Еще пять спутников этого типа исчерпают срок службы в этом году. Создает ли это угрозу для ГЛОНАСС? И да, и нет. Конечно, "продленный" срок службы - это всегда определенный риск, но в группировке GPS, к примеру, числятся спутники, находящиеся по 20 и более лет на орбите (при гарантированном сроке эксплуатации в 7,5 лет).

Еще одна и куда более важная проблема - утрата технологий создания спутников, в результате чего при производстве аппаратов приходится использовать импортные комплектующие. "Доля иностранных деталей в спутниках связи составляет более 70%", - считает член-корреспондент РАКЦ Андрей Ионин. По оценке гендиректора ОАО "ЭНПО СПЭЛС" Александра Никифорова, доля электронных компонентов иностранного производства в российских космических аппаратах достигает 90%. В ГЛОНАСС и военных спутниках доля импортных комплектующих меньше, однако и тут ситуация ухудшается. Так, в апреле 2013г. НПО имени Лавочкина стало победителем тендера Минобороны на создание новейшей спутниковой системы радиоэлектронного наблюдения из пяти космических аппаратов за 70 млрд. руб. Не только технологии, но и "начинку" для военных спутников руководство предприятия планировало закупать в Израиле или странах ЕС.

Мало зарабатываем...

В апреле 2008 г. Владимир Путин требовал: "Мы должны выступать не только в роли извозчиков, предлагая свои ракетоносители для вывода зарубежных космических аппаратов и грузов, а во все большей степени продвигать высокотехнологичные разработки и услуги". За 6 прошедших лет Россия сохранила свои позиции на рынке коммерческих запусков, но так и не смогла сделать шаг вперед на рынке других космических услуг.

По данным отчета Space Report 2014, подготовленного организацией Space Foundation, размеры мировой экономики космоса в 2013 г. выросли на 4% до 314,2 млрд. долларов США. Из них коммерческая составляющая достигла 240,1 млрд. долларов США, а государственный сегмент - 74,1 млрд. долларов США. Две крупнейших отрасли коммерческого космоса - спутниковое ТВ и рынок глобальных навигационных услуг. На две эти отрасли приходится около 60% от общего объема выручки.

Рынок спутникового ТВ в России оценивается в 2013 г. в 18,3 млрд руб., или 0,56 млрд. долларов США, сообщил РБК руководитель направления стратегического маркетинга компании J'son and Partners Consulting Александр Гадалов. То есть доля России в этом сегменте не превышает 1%. При этом наша страна занимает 3-е место в мире по количеству абонентов спутникового ТВ в количестве 13 млн. человек после Индии (41 млн.) и США (34 млн.), сообщил РБК глава Digital TV Research Ltd Саймон Мюррей. Небольшие доходы от спутникового ТВ связаны с низкой стоимостью услуг для пользователей. Средний доход на одного абонента (ARPU) в месяц у крупнейшего американского оператора спутникового телевидения DirectTV составил в 2013 г. 102 доллара США, тогда как у НТВ-плюс - около 25 долларов США, а у Триколор-ТВ - всего 67 руб. или 2доллара США. По словам Гадалова, в 2013 г. 72% абонентов Триколор-ТВ пользовались базовым бесплатным тарифом.

Примечателен еще тот факт, что российские операторы спутникового ТВ для распространения сигнала используют в основном иностранные спутники. Триколор-ТВ, на которого приходится более 80% абонентов, арендует для вещания на европейскую часть России транспондеры (ретрансляторы) французского спутника Eutelsat. Этим же спутником пользуется НТВ-плюс. Орион Экспресс работает на люксембургском Intelsat. Радуга-ТВ осуществляет вещание по всей России с помощью китайского ABS-2.

Второй по величине коммерческий сегмент услуг в экономике космоса - рынок оборудования и устройств глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС). В 2013г. данный сегмент вырос на 6,2% до 86 млрд. долларов США, говорится в отчете Space Report 2014. Что касается российского рынка ГНСС, то оператор ГЛОНАСС - ОАО "Навигационно-информационные системы" оценивает его в 0,67 млрд. долларов США - опять же менее 1% от мирового рынка. В России нет крупных разработчиков/производителей смартфонов и автомобильной навигации, а в мире нет большого спроса на ГЛОНАСС.

Лидер - система GPS - снял все сливки с рынка? Не совсем. На данный момент число спутников китайской ГНСС BeiDou составляет 15 единиц, а покрытие распространяется на Азиатско-Тихоокеанский регион, но к 2020 г. Китай планирует увеличить группировку до необходимых 35 спутников, обеспечив всемирное покрытие. Уже к 2015 г. правительство Китая планирует увеличить рынок спутниковой навигации до 37 млрд. долларов США, а к 2020 г. - до 65 млрд. долларов США, согласно прогнозу European GNSS Agency. На руку китайцам играет огромный внутренний рынок с десятками автопроизводителей и, конечно, тот факт, что подавляющая часть производств навигационных чипов и смартфонов размещено именно в этой стране.

Для сравнения, если сбудется оптимистичный прогноз главы некоммерческого партнерства "ГЛОНАСС" Александра Гурко, то российский рынок спутниковой навигации увеличится к 2020 г. до 300 млрд. руб (менее $10 млрд. долларов США).

... и много неэффективно тратим

Несмотря на скромную космическую "выручку", Россия является одним из лидеров по государственным затратам на космос. Согласно отчету Space Report 2014, совокупные госрасходы на космос в мире составили в 2013 г. 74,1 млрд. долларов США. На США приходится больше половины - 41,3 млрд. долларов США. Государственные расходы России на космос за последние 10 лет выросли в 14 раз и в 2013 г. достигли 10 млрд. долларов США (за эти годы покупательная способность доллара США в РФ упала примерно в 6 раз, так что реальный рост государственных расходов России на космос - не в 14 раз, а в 2,6 раз. - А.И. Орлов). Сейчас по показателю государственных расходов на космос к единице ВВП мы занимаем первое место в мире среди ведущих держав: в 2013 году США потратили 25 долларов США на каждые 10 тыс. долларов США ВВП, Китай - 4 долларов США, а Россия - 47 долларов США! (ВВП России занижен в разы из-за завышения курса доллара США более чем в 4 раза; надо считать по паритету покупательной способности. - А.И. Орлов).

На финансирование новой госпрограммы "Крсмическая деятельность России на 2013 - 2012 годы" планируется выделить 1,8 трлн. руб. Однако насколько эффективно была выполнена прежняя программа, на которую с 2006 г. былопотрачено более 0,5 трлн. руб.?

Согласно принятой в 2006 г. стратегии развития ракетно-космической промышленности, долю России на мировом рынке ракетно-космической техники планировалось увеличить с 11% до 21 % к 2015 г. Однако, как сообщили РБК в ОРКК, сейчас эта доля составляет 12%, то есть почти не изменилась по сравнению с восьмилетней давностью. В новой госпрограмме ее планируется увеличить лишь до 16% к 2020 г.

В 2006г. планировалось, что доля нового промышленного оборудования (возрастом до 10 лет) на предприятиях отрасли к 2015г. должна вырасти с 3% до 33-35%. По данным ОРКК, этот показатель увеличился всего до 12%: в ракетно-космической промышленности более 70% технологического оборудования имеет возраст свыше 20 лет.

На низком уровне находятся и научные исследования в космической сфере. Как следует из OECD Patents Database, на Россию в 2000-2008гг. приходился лишь 1% патентов, связанных с космической отраслью, тогда как на США - 50%. И это несмотря на то, что космическая отрасль в России патентуется в 3 раза интенсивнее остальных.

Счетная палата, опубликовавшая в середине 2013 г. отчет о системе управления российской космической отраслью, сочла ее крайне неэффективной. В 2010 г. федеральная космическая программа была выполнена на 40%, в 2011 г. - на 67%, в 2012 г. - на 73%, несмотря на рост расходов в разы. Количество выведенных на орбиту спутников в 2010-2012 гг. составило 47% от запланированного числа. При этом, несмотря на то, что затраты на создание отечественных спутников в 4 раза превышают зарубежные стандарты, их эксплуатационно-технические характеристики крайне низкие (Бездоказательно и противоречит ранее сказанному о числе действующих спуцников. - А.И. Орлов), и растет аварийность. По словам аудиторов, в отрасли фактически "сложилась система коллективной безответственности". Роскосмос, выполнявший функции заказчика, производителя, а иногда и оператора космических систем, фактически не отвечал ни за сроки, ни за выполнение задач. Агентство не ответило на запрос РБК.

С целью реформы отрасли российские власти приняли решение объединить промышленные активы в ОРКК. При этом у Роскосмоса останутся функции госзаказчика, и агентство также будет отвечать за разработку государственной политики в космической отрасли. Годовой оборот предприятий, переданных в ОРКК, составляет около 170 млрд руб., сообщили РБК в пресс-службе корпорации. При создании ОРКК за модель взяты холдинги государственной корпорации Ростех (руководитель ОРКК Игорь Комаров возглавлял "Автоваз", акционером которого является Ростех), а Сергей Чемезов вошел в наблюдательный совет ракетно-космической корпорации.

"Назад в будущее"?

Согласно докладу ОЭСР существует три основных варианта развития мировой космической отрасли до 2030 г. При реализации оптимистичного сценария "ровного плавания" ожидается укрепление международного взаимодействия в космической отрасли, преимущественное развитие гражданского космоса и научных исследований. Второй сценарий "назад в будущее" предполагает усиление конфронтации между блоками Россия-Китай и США-Европа. Это приведет к милитаризации космоса, сокращению гражданских расходов, замедлению коммерциализации, а также реализации амбициозных межпланетных и лунных проектов для укрепления престижа государств.

При наиболее пессимистичном сценарии "штормовая погода" ожидается усиление геополитического противостояния, преимущественная ориентация на военные задачи в космосе и задачи безопасности.

Ухудшение отношений России с западными странами в связи с кризисом на Украине, похоже, делает более реальными второй и третий сценарии. При этом в союзе с Китаем России уготована роль ведомого партнера. Учитывая уже существующую "вилку" между доходами и расходами на космос и оценивая государственные затраты к единице ВВП, космическая гонка во втором и третьем сценариях выгодна, пожалуй, только самому ракетно-космическому комплексу и его лоббистам в высшем руководстве страны. Тогда мы столкнемся с возвращением к ситуации позднего СССР, когда ВПК и космос дотировались за счет остальных отраслей экономики и населения. Внутренний рынок России, который несопоставимо меньше по объему рынков США, Европы и Китай, просто не позволит окупить такие расходы на космос. (Авторы статьи сознательно искажают рассматриваемую ситуацию. Ракетно-космический комплекс нужен прежде всего для обороны страны. Как можно требовать, чтобы затраты на оборону были окуплены за счет какого-либо рынка? - А.И. Орлов)

30 июня 2014 г.

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте есть форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

*   *   *   *   *   *   *

Удачи вам и счастья!


В избранное