Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 820


"Эконометрика", 820 выпуск, 10 октября 2016 года.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

Продолжаем вспоминать великих людей нашей страны. Очерк "Кропоткин - князь по происхождению и вождь анархистов" взят из Интернета.

Антиленинизм, антисоветизм Солженицына и предложенный им капиталистический путь для России являются в совокупности гремучей смесью, пишет житель ФРГ Владимир Экардт в статье "Угроза гремучей смеси".

О силе и слабости рабочего класса рассуждает рабочий Алексей Парфёнов, кандидат в члены ЦК КПРФ.

Все вышедшие выпуски доступны в Архиве рассылки по адресу subscribe.ru/catalog/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

Кропоткин - князь по происхождению и вождь анархистов

"Анархистик утащил полушубок тёткин, ах, тому ль его учил господин Кропоткин?" - Дореволюционная частушка.

Девяносто пять лет назад из московских тюрем под честное слово были выпущены все содержавшиеся в них анархисты. После похорон на Новодевичьем кладбище, принявших форму демонстрации, они все вернулись в места заключения, подтверждая лозунг "анархия - мать порядка". Но не это стало традицией в Советском государстве, а траурная церемония прощания с покойным в Колонном зале Дома Советов, начавшаяся как раз с Кропоткина.

13 февраля 1921 года по Москве двигалась огромная траурная процессия. В столице Советской России хоронили князя Петра Кропоткина. От Колонного зала Дома Союзов до Новодевичьего монастыря, несмотря на мороз, в последний путь его провожали тысячи людей - товарищи по партии, сочувствующие, ученики и все те, кто вслед за Бернардом Шоу считал Кропоткина "одним из святых столетия".

Родился Пётр Кропоткин в Москве 9 декабря 1842 г. в старинной княжеской семье. Потомок Рюриковичей, чей род вел начало еще от самого Владимира Мономаха. Его отец, Алексей Петрович, - верный царский служака, генерал-майор, владевший в трех губерниях имениями на 1200 крепостных душ.

В 1850 г. на балу в Дворянском собрании, который московская знать устроила в честь двадцатипятилетия восшествия на престол Николая I, сам император заприметил в карнавальной процессии восьмилетнего Петю Кропоткина и, приласкав его, открыл ему вакансию в Пажеский корпус - придворную военную школу, счастливые выпускники которой были впоследствии обеспечены сделать себе блестящую военную карьеру. В 1857 г., как сын высокого аристократа, к тому же обласканный самим императором, юноша поступает в Пажеский корпус в Петербурге, где прекрасно учится. И вскоре уже как выдающийся и первый ученик класса, назначается даже камер-пажом при особе самого нового императора Александра II и начинает принимать участие в дворцовых выходах. В 1862-м, когда молодой Кропоткин с отличием окончил Пажеский корпус, перед ним открывались самые блестящие перспективы долгой военно-придворной карьеры и безоблачной роскошной личной жизни. И, казалось бы, о чем только еще можно было бы мечтать 19-летнему князю - аристократу, потомку Рюриковичей...

Но он возжелал помогать царю, как тогда казалось, "освободителю" в его преобразованиях. Да, тогда он видел свое предназначение на благо народа именно как помощника царя в его реформаторских начинаниях и собрался ехать в Сибирь, чтобы приложить там свои силы в той великой перестройке жизни, которая открылась в стране после отмены крепостного права. Кропоткин тогда настолько по-юношески восторгался царем и благоговейно к нему относился, что "был готов даже, если бы на него тогда было совершено покушение, закрыть императора своей грудью".

19-летний романтик-идеалист принимает решение записаться в только что созданное Амурское казачье войско, чтобы там, в Сибири, "проводить намеченные реформы". С 8 октября 1862 г. юного князя определяют есаулом в Читу, где он становится адъютантом Забайкальского генерал-губернатора.

Однако перед этим судьбе было угодно дать ему еще одно испытание. Девушка ответила ему взаимностью и возникла реальная перспектива никуда не ехать. Но... Это ведь был Кропоткин! 3 июля 1862 г. 19-летний Пётр пишет: "Когда б не смутное волненье/ Чего-то жаждущей души,/ Я б здесь остался..." И это "волненье ...жаждущей души" вторично заставило Кропоткина переступить через личное, теперь уже счастье любви - и уехать. Жаждущая душа победила...

Но в Сибири, на службе, его ждали большие разочарования. Он написал проект преобразования тюрем и отослал в Петербург, но там его не стали даже читать. И при всем этом, живя в сибирской глуши, князь-идеалист близко столкнулся с "миром отверженных" во всей его неприглядности; воочию увидел беспощадную эксплуатацию труда на Ленских золотых приисках; видел, что крестьян по-прежнему прогоняют "сквозь строй"; узнал, что уже арестован Чернышевский, что уже приостановлен выход журнала "Современник"...

Но он был еще на службе... И тогда от всех этих социальных невзгод и разочарований Кропоткин начал искать отвлечения в чем-то другом и очень увлекся географическими исследованиями. В сопровождении дюжины солдат он совершил ряд смелых экспедиций по Лене, по Олекмо-Витимской системе, по Уссури, по Северной Маньчжурии, пройдя почти 70 тысяч километров.

Все увиденное и пережитое вызвало в князе чувство глубокого душевного протеста - и Кропоткин принял решение вернуться в Петербург.

Здесь он вышел в отставку, а с осени 1867 г. поступил на математическое отделение физико-математического факультета Петербургского университета и одновременно поступил на гражданскую службу, стал работать под руководством знаменитого ученого-географа П.Семёнова-Тян-Шанского. В 1868 г. был избран членом Русского географического общества, работал в отделе физической географии, был награжден золотой медалью за отчет об Олекмо-Витимской экспедиции. Зарабатывал еще и переводами.

И здесь, в Петербурге, у него - талантливого аристократа - еще раз открылась широкая возможность сделать карьеру ученого и просветителя, обеспечить себе спокойное, не требующее никакого риска и имеющее твердый жизненный смысл будущее. Как перспективному ученому в 1871 г. Кропоткину было предложено занять пост секретаря Императорского географического общества. Пост важный как в научном, так и многообещающий в служебном отношении - ведь почетным председателем общества был родной брат царя. Но Кропоткин отказался.

Во имя идеи? Той, которая подвигла на подвиг "штурмовать небо" коммунаров Парижской коммуны. Ведь 1871-й - это ее год! Вот что писал об этом так резко возмужавший и быстро повзрослевший князь: "Наука - великое дело. Я знал радости, доставляемые ею, и ценил их... Но какое право имел я на все эти высшие радости, когда вокруг меня гнетущая нищета и мучительная борьба за черствый кусок хлеба? Когда все истраченное мной, чтобы жить в мире высоких душевных движений, неизбежно должно быть вырвано изо рта сеющих пшеницу - для других, и не имеющих достаточно хлеба - для собственных детей?" И он - князь Кропоткин, всем своим сознательным интеллектом отныне объявил в себе беспощадную войну тому барству, которое было заложено в нем его происхождением, стал злейшим врагом монархии. В его душе свершился исторический перелом. Перелом навсегда...

Кропоткин в начале 1872 г. впервые едет за границу. Учиться... Он провел несколько месяцев в Бельгии, Швейцарии; поглотил здесь массу социалистической и анархистской литературы; увидел, встретил, познакомился с людьми, объединенными стремлением к свободе; вступил в одну из секций Первого Интернационала и стал сторонником Бакунина.

Затем он вернулся в Петербург - и теперь его жизнь раздвоилась: князь Кропоткин продолжал усердно трудиться в Географическом. А под революционной кличкой Бородин участвовал в только что возникшем кружке чайковцев - одном из ранних народнических "кружков" под названием "Большое общество агитации", которым руководил 22-летний Николай Чайковский. Здесь были очень интересные люди, например, дочь петербургского военного губернатора Софья Перовская, жившая на окраине города по паспорту жены мастерового, будущая народоволка Вера Фигнер, писатель-революционер Сергей Степняк-Кравчинский.

Кропоткин вел пропаганду в подпольных кружках за Невской заставой среди фабричных ткачей. Весть о новом замечательном пропагандисте быстро разнеслась среди питерских пролетариев. Узнала о нем и полиция, и началась бешеная погоня за неуловимым Бородиным. Но долгое время все усилия царских охранников оставались тщетными: им просто в голову не могло прийти, что Бородин - это князь Кропоткин. Но надо было бежать.

Задерживало только одно обстоятельство: Кропоткин обещал сделать доклад в Географическом обществе. И 21 марта 1874 г. сенсационный доклад о "Существовании в недалеком прошлом ледниковой эпохи" был сделан.

Сильно уставший, он вернулся к себе на квартиру, уже находившуюся под наблюдением, сжег бумаги. Утром следующего дня через черный ход вышел на улицу, взял извозчика. Но уже на Невском его догнала пролетка, откуда Бородина - Кропоткина - окликнул знакомый голос одного из ткачей. Провокация сделала свое дело, Кропоткин за принадлежность к тайному обществу был арестован и посажен в Трубецкой бастион Петропавловской крепости.

Следствие длилось более двух лет, показания князь-революционер давать отказался. Но его значимость как ученого была столь велика, что по личному распоряжению Александра II Кропоткину предоставили в камеру перо, бумагу и возможность работать. Однако суровый режим царского застенка и напряженный умственный труд пагубно отразились на его здоровье, и весной 1876 г. Кропоткина перевели в тюремную больницу. Откуда 30 июня 1876 г. при помощи друзей он совершил отчаянно смелый побег и после долгих мытарств попал за границу.

Так началась его более чем 40-летняя эмиграция. Сначала беглец подался в Лондон, через несколько месяцев - в Швейцарию, где активно занялся политической деятельностью, сблизившись прежде всего с лидерами анархистского мирового движения. В 1877 г. его пыталась арестовать уже бельгийская полиция - и он переехал во Францию. Затем в 1878 г. пытались арестовать уже в Париже, и пришлось вернуться в Швейцарию. Где он в 36 лет женился на молоденькой студентке Сонечке Ананьевой-Рабинович.

В 1881 г. по указанию российского правительства правительство Швейцарии принудило Кропоткина покинуть страну. Но, вернувшись во Францию, 22 декабря 1882 г. революционер был арестован вместе с лионскими анархистами по обвинению в организации взрывов. В январе 1883 г. состоялся суд - и опять-таки под давлением российских властей приговорил князя к 5 годам тюрьмы. За якобы "принадлежность к Интернационалу", которого в то время уже не было. Однако дело ограничилось тремя годами. Благодаря протестам левых депутатов и ряда общественных деятелей Франции (В.Гюго, Г.Спенсер и др.) в середине января 1886 г. Кропоткин был освобожден досрочно.

После чего перебрался в Лондон, где окончательно осел на 30 лет. Жил за городом, в Брайтоне, на берегу моря, держался несколько особняком и много работал в своем кабинете, заваленном книгами. Здесь он стал величиной международного значения, общепризнанным лидером мирового анархизма, воистину явлением мировой культуры.

То, что перед ними исключительно высокий и светлый ум и выдающаяся личность, великий дух и большой революционер, признавали абсолютно все. Князя отличали исключительно благородный характер, тонкость души, личное мужество. У Кропоткина не было ни власти, ни богатства. И любили и признавали его просто за многогранность ума, за внутреннюю свободу. Его влияние и авторитет в Англии были столь велики, что к его мнению, его словам прислушивались даже министры его величества.

А как вдохновенно он говорил! Какую необычную силу и мощь имело каждое его слово! Причем его точно пьянила массовость аудитории: рост числа присутствовавших всегда придавал ему дополнительные блеск и красноречие, проникновенность и обаятельность. А говорил он буквально следующее. Анархия исходит из того же революционного протеста, людского недовольства, что и социализм. Глубоко зная мировую историю, Кропоткин доказывал, что сами народные массы всегда склонны к взаимопомощи. И вообще: - Движущей силой эволюции является не межвидовая борьба, но взаимопомощь. Когда водворяется государство, оно начинает выжимать жизненные соки из цивилизации, пока не настает ее смерть. Поэтому государство, как таковое - это всегда помеха людям, оно должно быть разрушено - и тогда новая жизнь возникнет в тысячах и тысячах центров на почве личной и групповой инициатив, на почве вольного соглашения между самими людьми. При этом революционным путем - социальной революцией должна быть полностью ликвидирована и частная собственность. В таких условиях взаимная помощь и солидарность - двигатель общественного прогресса. Коллектив представляет собой группу заинтересованных в своей деятельности людей, на принципе добровольности. Коллективно ведется производство, коллективно распределяются ресурсы и т.д. Общественной идеологией станет "безгосударственный коммунизм" - как вольный федеративной союз самоуправляющихся единиц (общин, территорий, городов), основанный на принципе добровольности и "безначалья".

При этом личность - душа революции, и только учитывая интересы отдельного человека и давая ему свободу самовыражения, общество придет к процветанию. Но реализовать свои возможности, реализовать себя человек может только лишь как существо, осуществляющее взаимопомощь. Эгоист для Кропоткина - это прежде всего несчастливый, ущербный человек, раб "мелочной неразумной умственной узости".

Кропоткин устанавливал "категорический императив" для общества: "поступай в отношении других так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали с тобой в аналогичных случаях". Он усматривал в этой формуле абсолютный нравственный закон, который спасет мир. "Человек разрушающий" - не свободен, свободен только - созидающий человек.

Любая власть, а особенно выступающая от имени народа, - есть зло: "Народу отнюдь не будет легче, если палка, которой его будут бить, будет называться палкой народной". Противопоставить волюнтаризму власти нужно мораль, нравственное совершенствование людей. Поэтому, не принимая никакую форму власти, Кропоткин не принимал и диктатуру пролетариата.

И в этих своих теориях князь-революционер принципиально противоречил марксизму! Более того, отрицательно к нему относился. При этом он - проповедник мировой революции, мечтающий о братстве всего человечества, отрицатель всяких государственных и национальных границ - был русским патриотом, полагая, что он - не за русский царизм, а против, например, германского империализма. Поэтому он выступал за войну против Германии - до победного конца! И поэтому Ленин называл его "анархистом-шовинистом".

Когда разразилась Февральская революция, Кропоткин сразу засобирался в Россию. При этом обратился за содействием, чтобы в условиях войны проехать от Лондона до Петрограда, не к помощи русского посольства, а напрямую - к британскому правительству. И в июне 1917 г. легендарного анархиста уже встречали в Петрограде многотысячные толпы народа, шпалерами выстраивались войска, развевались анархические черные знамена, летели брошенные дамами цветы, стояли студенчество, офицерство. А в зале его ждал военный министр Керенский и старый друг Николай Чайковский (который в отличие от Кропоткина скоро начнет служить белым).

Через месяц, в июле, когда кризис власти станет вполне очевиден, к нему - уже в ином качестве --лично приедет премьер Керенский, формирующий новое правительство.

Они заперлись в кабинете, и Керенский предложил Кропоткину любой на выбор министерский портфель. Но тот ответил премьеру отказом, заявив, что считает "ремесло чистильщика сапог более честным и полезным". Отказался князь также и от ежегодной пенсии в 10 000 рублей, предложенной Временным правительством.

Но пока в целом Временное правительство он поддерживал. В частности, в августе, участвуя в Государственном совещании, он искренне призывал всех к классовому миру во имя революции, звал "весь русский народ" продолжать войну "до победного конца".

Позднее в Февральской революции стал разочаровываться, равно как и в российских анархистах -"грубых и развязных молодых людях, принявших за основу принцип вседозволенности". Поддерживая отношения с представителями различных политических движений, встречался и с Лениным, с которым был знаком еще по Лондону.

Октябрьскую революцию Кропоткин встретил в Москве. Встретил сочувственно, хотя и в состоянии некоторого внутреннего смятения. Он, безусловно, приветствовал ее как факт свержения власти буржуазии и формальное установление власти Советов. Он вообще идею Советов рабочих и крестьян, управляющих политической и экономической жизнью страны, считал прекрасной идеей - она была созвучна его теоретическим воззрениям.

Он также объективно считал, что революция, русский народ и все человечество многим обязаны большевикам; что "Россия пытается сделать дальнейший шаг, по сравнению с тем, на котором остановилась Франция, когда она стала осуществлять то, что называлось настоящим равенством, - Россия пытается осуществить экономическое равенство".

При этом пути и методы большевиков вызывали у него возражения. "Красный террор", "военный коммунизм" и диктатуру одной партии принять Кропоткин не мог принять и оценивал критически. Писал об этом письма Ленину, говоря, что революция пошла не по тому пути.

Но он был слишком благороден, чтобы, не соглашаясь, опуститься до каких-то антисоветских заговоров и восстаний, в которых тогда принимали участие многие анархисты. Он просто как бы дал себе установку отдалиться от революции, и летом 1918 г. переезжает в подмосковный Дмитров. В 1918 году с Кропоткиным встретился анархист-практик, единственный человек, попытавшийся претворить идеалы Кропоткина в жизнь, Н. И. Махно, но они с князем не нашли общего языка.

Однако его патриотические чувства вновь проявились, когда началась интервенция 14 держав в пользу российской контрреволюции - Кропоткин был ярым противником такой интервенции. Он писал: "рабочие всего цивилизованного мира ... должны заставить свои правительства совершенно оторваться от мысли о вооруженном вмешательстве в дела России...".

В начале 1921 г. Кропоткин тяжело заболел воспалением легких. В. Ленин экстренно направил в Дмитров группу лучших врачей во главе с наркомздравом Н.Семашко и В.Бонч-Бруевичем. Ухаживать за ним приехала из США известная анархистка Эмма Гольдман. Кропоткину предлагали усиленное питание, спецпаек. Но князь не признавал никаких привилегий - и от пайка отказался. Он и умирал незаметно, "скромно", стараясь никому не доставить хлопот этой своей "процедурой". Ему повесили над кроватью звонок, чтобы дергал в случае чего. Но пользоваться звонком он не стал - все-таки проявление власти... И умер тихо ночью во сне... 8 февраля 1921 г. Великий революционный дух борца угас.

Специальный поезд доставил останки Кропоткина в Москву. Похороны были торжественными, пышными... Гроб для прощания установили в Доме Союзов - бывшем Дворянском собрании, где когда-то восьмилетний Петя Кропоткин получил государево напутствие в жизнь. По распоряжению Дзержинского из Бутырской тюрьмы на день, под честное слово вернуться назад были выпущены для прощания все анархисты. У людей была искренняя скорбь...

По пути на Новодевичье кладбище траурная процессия остановилась перед домом Л. Толстого на Пречистенке. Было что-то, что всегда незримо роднило этих двух, никогда так лично и не знакомых, Великих людей России. Ромен Роллан написал по этому поводу: "...Мне часто казалось, что Кропоткин был тем, о чем Толстой только писал. Он просто и естественно воплотил в своей личности тот идеал моральной чистоты, спокойного ясного самоотречения и совершенной любви к людям, которого мятущийся гений Толстого хотел достичь во всю свою жизнь и достигал только в искусстве".

Сразу же после похорон Кропоткина возникла мысль о создании в Москве музея его имени. Последователи его учения возбудили ходатайство перед Моссоветом о предоставлении под музей одного из домов, принадлежавших ранее Кропоткиным. На своем пленарном заседании 15 февраля 1921 года Московский Совет принял постановление о переименовании улицы Пречистенка в улицу Кропоткина, Штатного переулка - в переулок Кропоткина, о передаче под музей дома N 26 по Штатному переулку, об установлении на доме доски, сообщающей, что в нем родился Кропоткин, а также о других мерах по увековечению его памяти.

В 90-е годы улицу Кропоткина переименовали в Пречистенку. Осталась только станция метро - "Кропоткинская", а в подмосковном Дмитрове появился памятник этому удивительному человеку. В Петербурге Улица Кропоткина проходит от Кронверкской до Малой Пушкарской улицы, неподалеку от Петропавловской крепости, в которой ученый-анархист писал научные труды. Анархисты же, вновь появившиеся в те годы в России, пошумели и успокоились. Теперь они говорят, что насилие должно быть только мотивированным. Но от знаменитого лозунга начала ХХ века "Анархия - мать порядка!" не отказываются.

http://www.livejournal.com/magazine/1301809.html

*   *   *   *   *   *   *

Угроза гремучей смеси

Письмо из Германии

Добрый день, труженики газеты "Советская Россия"!

Пишет вам житель ФРГ Экардт Владимир. Письмо написать вам побудила неспокойная ситуация в мире - по сути, предвоенная обстановка и в некоторой степени ток-шоу Владимира Соловьева, где дискутировались вопросы по развалу СССР.

На этот счет у меня своя версия. Прежде всего хочу обозначить: при советской власти мне жилось прекрасно. У меня была 4-комнатная квартира, за которую платил 16 рублей и 3 рубля - за свет, гараж, дачу. Доход на двоих с женой составлял 400 рублей - трудились мы рабочими-строителями. 

Итак, отминусовав все необходимые расходы за месяц, на руках у нас оставалось где-то 340 рублей, из которых на питание пяти человек уходило примерно 50 рублей. В Германии у нас на двоих выходит где-то 2800 евро - из них около 1000 евро мы платим за квартиру, минус всевозможные страховки, кредиты. И в итоге остается не более 900 евро, из которых потом нужно потратить минимум 400 евро на еду, 500 евро - свободные деньги, на которые нужно одеваться, откладывать на обновление квартиры, на отпуск. Как видите, сильно не разгуляешься.

Конечно, я и моя семья не голодаем, имеем машину, без которой, кстати, невозможно обойтись, да и на работу без нее практически невозможно устроиться. Но есть ощущение, что ты находишься в клетке, вернее на коротком поводке: работа-дом, дом-работа... Во времена социализма чувствовал себя раскрепощеннее, свободнее, разнообразнее.

Теперь о разрушении СССР. Те, кто утверждает, что советская система изжила себя, - самые обыкновенные вруны или у них мозгов недостает, чтобы объяснить данное глобальное событие. Для меня очевидно: все предпосылки и причины развала СССР сделаны и придуманы умышленно и искусственно внутренними и внешними врагами. Иначе, как понять, что зародившаяся советская власть выжила в Гражданскую войну, в первую половину лихих двадцатых годов, а потом с 1928 года одна, практически самостоятельно, совершила невероятный промышленно-технический, научный, культурный и социальный рывок, примера которому в истории нету (Сингапур в данном контексте со своими размерами 20 на 40 кв. км отдыхает), затем победила фактически один на один лучшую в мире германофашистскую армию, а после войны в короткие сроки покончила с разрухой, создала ядерный щит, заняла лидирующее положение в космонавтике и т.д.? И вдруг, когда люди зажили хорошо, оказалось, что советская плановая система "не способна" к дальнейшему выживанию и поддержанию достойной жизни граждан?! Конечно, это бессмыслица.

Да, проблемы были, но не до такой же степени неразрешимые, чтобы необходимо было полностью разрушить советскую плановую экономику и развалить союзное государство - СССР.

Здесь - очевидный злой умысел.

В советской системе и государстве играло огромнейшую роль первое лицо. И вот когда на Западе и в США эту особенность советской власти хорошо осознали, начался поиск такого лидера, который своими действиями пусть не разрушил бы советскую систему, но очень навредил бы ей. Теперь, по прошествии времени, рассматривая данную версию, всё логически становится понятно: и почему нелепо погиб Машеров, и почему бездоказательно опорочили Романова, не допустили Алиева, а ведь это были крупные государственные руководители и организаторы именно советской системы. Таким образом расчищалась дорога слабому лидеру - во всех отношениях - на высший пост в советском государстве. Далее дело оставалось за малым - провести процедуру избрания Генерального секретаря так, чтобы на это место попал нужный человек, устраивающий и Запад и США. И это блестяще осуществили.

Я полагаю, что два человека в Политбюро очень здорово поспособствовали приходу к власти Горбачева: на первом этапе - Андропов, на завершающем - Громыко. После избрания Горбачева Генеральным секретарем, к концу 1985 года, образовалась под его руководством новая политическая команда. Люди без должного опыта деятельности на центральном государственном уровне, при слабом кругозоре и со средненькими интеллектуальными способностями взялись реформировать такую сложную, многогранную и всемирно влияющую социалистическую плановую экономику и политическую советскую систему, что заведомо являлось провальной затеей, тем более некоторые из них под изменением, под правлением социалистической системы имели в виду уничтожение ее, что в финале и произошло. И это является подтверждением истинных их намерений.

С приходом к власти Горбачева и его команды началась демонстрация "несостоятельности" социалистической плановой экономики. Прилавки магазинов вдруг резко опустели, а на предприятиях стало не хватать материалов, полуфабрикатов и т.п. 

Приведу пару примеров. В летний период 1988 года я пошел за сахаром для компотов, вареньем и вдруг, чего ранее не было, не обнаружил их ни в одном из магазинов города Целинограда. Также пропали сигареты, потом позже выяснилось, что 28 табачных фабрик почему-то одновременно остановили на ремонт - это же вредительство. На стройке, до перестройки, на стройплощадке мы спотыкались на досках, о металл разнообразного профиля - и его тоже вдруг стало недоставать, хотя, по статистике Госплана, производство данных материалов не падало. В РСФСР в 1990 году собрали самый большой урожай зерновых за все существование России - 118 миллионов тонн, но неожиданно стал хлеб пропадать. Ну как это объяснить?

Просто народ накручивали на недовольства против советской системы и потихоньку проталкивали рынок. Наряду с опустошением прилавков магазинов подключили СМИ - хаять все советское. Особенно тут хорошо подсуетился журнал "Огонек" во главе с Коротичем, под пристальным взглядом антисоветчика и "прораба перестройки" А.Н. Яковлева.

И вот в атмосфере умышленно созданных пустых прилавков и опорочивания всего советского рушили Советский Союз, советскую систему, опоганивали саму коммунистическую идею...

На этом фоне уместно указать на пагубную роль в способствовании разрушения советской системы и СССР А. Солженицына. Я, даже не читая его, внутренне относился неодобрительно к шумихе вокруг него. Ну, а когда прочитал кое-что из написанного им, то понял: Солженицын - это никакая не совесть нации, как кто-то пытается выдать его, никакой он не праведник. Он пытался изобразить из себя антиленинца, такого положительного на фоне критики всего, что создавали большевики под руководством Ленина и Сталина. Но эта его критика была очень примитивной и в большинстве - ложной, оскорбительной, уничижительной и клеветнической.

Приведу несколько примеров. Сейчас россияне празднуют 70-ю годовщину Победы над фашистской Германией. Да, эта Победа народам, населявшим Советский Союз, далась нелегко, особенно в начальный период, но ведь армия и военная техника противника были лучшими в мире. И это нужно не бояться признать. Все же, начиная с выигранных Московского и особенно Сталинградского сражений Красная Армия не останавливаясь, уже гнала врага со своей территории и из завоеванных государств Западной Европы до полной капитуляции противника. 

Казалось бы, надо радоваться такой заслуженной победе над таким сильным врагом, прославлять смелость, отвагу, находчивость, жертвенность советского солдата, прославлять красных командиров и весь советский народ, работавших творчески и беззаветно на победу над противником. Надо также понимать, что жертвы, принесенные на алтарь победы, были ненапрасными, не излишними - ведь мы вели войну не только против лучшей армии в мире, но и против фашистских военных подразделений с расистской идеологией, нацеленных на уничтожение мирных граждан и целых народов, и поэтому плачь или доводы некоторых о будто бы бессмысленных, неоправданных потерях являются непочтительными, оскорбляющими память о погибших. Но именно такую неуважительную и крайне унизительную оценку дал А. Солженицын погибшим и в целом победе советского народа над фашистской Германией.

Он пишет "В круге первом":

"Я так понимаю: трагическая война. Мы родину отстояли - и мы ее потеряли. Она окончательно стала вотчиной усача. Мы уложили, конечно, не семь миллионов! - торопился и дядя. - И для чего? Чтобы крепче затянуть на себе петлю. Самая несчастная война в русской истории".

Для истинных, трезво мыслящих советских, российских граждан и для всего мира Победа во Второй мировой войне (она же Отечественная для россиян) была самой светлой, самой справедливой, самой нужной, так как освободила не только народы СССР, но и весь мир от страшной расистской идеологии и практики, поэтому советских бойцов и воинов других стран не мучила мысль: "И для чего?" Все понимали: если не будет победы, установится господство нацистской, человеконенавистнической идеологии духа и дела.

Такая трактовка Солженицыным Второй мировой войны - как "самой несчастной" - не является критикой советской системы или личности. Здесь скрытно заложен смысл, не только не осуждающий нацизм, а и вообще всё западническое, американское. И поэтому солженицынский плач о "губительно выигранной войне" некоторыми понимается так: мол, ничего страшного не случилось бы, если бы и не победили, зато пили бы баварское пиво и ездили бы на ВМW.

В этом же ключе звучат его неодобрительные высказывания в книге "Архипелаг ГУЛАГ" о предшествующих победах России. Так, читаем: 

"Полтавская победа была несчастьем для России: она потянула за собой два столетия великих напряжений, разорений, несвободы - и новых, новых войн. Полтавское поражение было спасительно для шведов: потеряв охоту воевать, шведы стали самым процветающим и свободным народом в Европе. Мы настолько привыкли гордиться нашей победой над Наполеоном, что упускаем: именно благодаря ей, освобождение крестьян не произошло на полстолетия раньше..."

Поучая россиян, что поражения для них благо, Солженицын умолчал об одном очень важном обстоятельстве: не россияне вторгались на земли шведов, французов, немцев. Это они приходили с мечом покорять российские пространства и народы.

Так что же, нужно было с опущенной головой покориться, что ли, завоевателям, надеясь на то, что после завоевания наступит лучшая жизнь?

Точно такого рода развития событий от россиян всегда ожидали захватчики с цивилизованного Запада: мол, мы вам несем культуру, цивилизацию - радуйтесь и покоряйтесь!

А. Солженицыну всё не нравится в истории России, даже православие. Вот как он это объясняет в книге "В круге первом":

"Чем же тебе не угодил Александр Невский?" - спросил Глеб. - "Тем, что он не допустил рыцарей в Азию, католичество в Россию! Тем, что он был против Европы!" - еще тяжело дышал, еще бушевал Сологдин. - "А зачем России католичество?" - доведывался Нержин с выражением судьи. "За-тем!! - блеснул молнией Сологдин. - Затем, что все народы, имевшие несчастье быть православными, поплатились несколькими веками рабства! Затем, что православная церковь не могла противостоять государству! Безбожный народ был беззащитен! И получилась косопузая страна. Страна рабов!"

Как видите, очень откровенно и последовательно А. Солженицын проводит свою пораженческую линию для России. Уже победу Александра Невского над немецкими рыцарями считает злом для Руси, так как из-за этой победы на Руси не утвердилась католическая вера.

Теперь касательно вранья, искажения действительности и высказываний первых лиц. В этом направлении А. Солженицыну равных нет.

Только несколько примеров. Из романа "В круге первом" читаем: "И Джугашвили решился! И третью ставку своей молодости он поставил на секретную полицию!" Данный поклеп на Сталина ни в советское время, ни в постсоветское подтверждения не нашел - это заведомая ложь! Далее читаем перевирание ленинских слов Солженицыным в отношении кухарки: "Каждая кухарка должна управлять государством!" - как он себе это конкретно представляет. И вот ленинское видение затронутой проблемы в его работе "Удержат ли большевики государственную власть":

"Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка неспособны сейчас же вступить в управление государством. В этом мы согласны и с кадетами, и с Брешковской, и с Церетели. Но мы отличаемся от этих граждан тем, что требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники".

Как видите, здесь все очевидно: Солженицын, не находя аргументов, прибегает к дешевым насмешкам с измышлениями.

А вот предсказания Солженицына: "Атомная бомба у коммунистов - и планета погибла!" Как видим, плохим предсказателем оказался А.И., зато мы, уже без СССР, с опаской наблюдаем, как в мире назревает на самом деле мировая война, с большой вероятностью применения атомного оружия. И, читая книги Солженицына, я все время недоумевал, отчего у него такая злобная ненависть к советской формации, почему не предает ее объективной критике и разбору, а просто наговаривает, уничижает все советское и в своей ненависти готов на то, чтобы самолеты бомбили советские города атомными бомбами? Но со временем я понял: он не просто очернитель всего советского, он больше - он русофоб и антирусист. Так врать, лгать, искажать абсолютно все советское ну не может человек, имеющий хоть капельку уважения, любви к своей стране, народу, традициям. Литературное наследие Солженицына можно объединить общим названием: энциклопедия русофобии и антисоветчины.

Теперь, исходя из выше написанного, попробую сделать некоторые заключения.

Первое. Даже эти немногочисленные факты, примеры отчетливо показывают: советская система и СССР были разрушены умышленно, и этому хорошо способствовал еще и манифест Солженицына "Как нам обустроить Россию" (на самом деле, я считаю, что А.И. имел в виду ее разрушить). Развал СССР я считаю первой цветной революцией.

Второе. Сейчас россияне и российское руководство празднуют 70-летие Победы Красной Армии над фашистской Германией, но это празднество пытаются представить только как Победу советского народа, забывая о заслугах советского руководства и лично Верховного Главнокомандующего тов. И.В. Сталина, то есть, обезглавливают Великую Отечественную войну, следуя опошляющей и ложной аргументации таких сочинителей, как Солженицын, таких пропагандистов, как Яковлев.

Поэтому считаю: необходимо вернуть историческую справедливость и отдать должное гражданскому и военному руководству той поры, руководящему страной, народом, армией. И лично тов. Сталину. Это только добавит авторитета нынешнему руководству и веры в него.

Полагаю, что если на параде в честь 70-летия Победы Советского Союза над фашистской Германией появятся портреты И. Сталина и видных военачальников, то такое мероприятие наполнит сердца фронтовиков неподдельной радостью, мысленно перенесет их на парад Победы в 1945-й год - они этого момента заждались.

Третье. Если многие политики, ученые, творческая интеллигенция, руководство страны и лично президент России донесут своим гражданам и мировому сообществу об особенно значительном и наибольшем вкладе в Победу над фашистской Германией народов Советского Союза и Красной Армии и при этом постараются оградить Победу советского народа от нападок на нее, от принижения ее значимости, от некоторых пытающихся просто забрать ее у нас, приписав Западу и США, то малая часть элиты, как А. Солженицын, вопрошают: а зачем побеждали? Или вообще безразлично относятся к исходу Отечественной войны. 

Четвертое. Изучая "творчество" Солженицына, я как-то задумался над таким обстоятельством: все написанное А.И. - это злобная, бессмысленная, ничего общего не имеющая с советской действительностью галиматья, которую было легко опровергнуть, осудить публично и забыть. Но почему-то его выслали за границу, тем самым косвенно признали правоту его писаний - это во-первых. А во-вторых, этим самым сделали его знаменем диссидентства и части недовольных. И, в-третьих, тем самым создали ему инкубаторские условия плодить антисоветизм и русофобию. Закрадывается мысль: а не было ли это частью плана по разрушению советской системы? 

Пятое. В конечном счете, в книгах Солженицына в литературной форме создана идеология антиленинизма, антисоветизма, антирусизма, а также показана практика применения, как это хорошо иллюстрировано в романе "В круге первом". Если большевики приобщали граждан Российской империи к большевистской идеологии через работы Ленина, Плеханова и других, то к антисоветской, антиленинской идеологии вовлекали граждан Советского Союза через знакомство с книгами Солженицына, Сахарова и их антисоветскими делами.

Шестое. Я уверен: не открестившись от солженицынской идеологии, Россия и как государство, и как цивилизация разрушится и исчезнет. Только признание советской социалистической идеологии и практики с положительными фактами в истории России придадут Российскому государству осмысленное движение вперед при поддержке граждан.

В истории России мы не знаем периода, в котором так хорошо бы жила преобладающая часть населения, как при советской системе.

В российских СМИ сейчас на многочисленных политических ток-шоу многие политики, эксперты, историки, журналисты осуждают бандеровско-нацистскую идеологию. И это верно. Но почему-то у себя дома не замечают солженицынской нацистской идеологии по уничтожению России. Ведь эти идеологии одинаково вредны для существования России.

Теперь хотелось бы вот на чем остановиться. Россия - многонациональное государство, а в условиях капитализма по мере его развития и образования национальной буржуазии такие государства, как правило, распадаются.

В подтверждение своих слов приведу несколько выдержек из ленинской работы "О праве наций на самоопределение":

1) "...для всего цивилизованного мира - типичным, нормальным для капиталистического периода является поэтому национальное государство";

2) "...национальное государство есть правило и "норма" капитализма, пестрое в национальном отношении государство - отсталость или исключение. С точки зрения национальных отношений, наилучшие условия для развития капитализма представляет, несомненно, национальное государство".

3) "Всякая буржуазия хочет в национальном деле либо привилегий для своей нации, либо исключительных выгод для нее; это и называется "практичным".

4) "Буржуазия всегда на первый план ставит свои национальные требования. Ставит их безусловно".

Поэтому антиленинизм, антисоветизм Солженицына и предложенный им капиталистический путь для России являются в совокупности гремучей смесью.

До свидания!

С уважением

Владимир Экардт

Германия

Это статья размещена на Официальном сайте газеты "Советская Россия"
http://www.sovross.ru URL этой статьи:

http://www.sovross.ru

*   *   *   *   *   *   *

Сила и слабость рабочего класса

Алексей Парфёнов

Рабочий, кандидат в члены ЦК КПРФ. г. Дмитров, Московская область.

Обсуждение темы "Что представляет собой рабочий класс" "Правда" начала статьёй Николая Жуйкова "Ключевой вопрос". Затем пришёл отклик-статья А. Н. Трофимова "Мы не класс "хаты с краю".

У этих авторов противоположные взгляды на рабочий класс последних десятилетий Советской власти. Н. Жуйков считает, что на смену передовому революционному рабочему классу времён Великой Октябрьской социалистической революции, Гражданской, Великой Отечественной войн в послевоенную пору "на заводы пришла люмпенизированная масса, жизненное кредо которой - "моя хата с краю". Рабочие, по мнению Н. Жуйкова, с середины 70-х годов, а то и раньше заразились потребительским вирусом, стали индивидуалистами. А. Трофимов оспаривает это утверждение, считая, что советский, а теперь российский, рабочий класс был и остаётся передовым и революционным: "Ведь именно 70-е годы, годы правления Л.И. Брежнева, были и остаются непревзойдёнными (и в этом огромная заслуга рабочего класса) и по экономическому уровню, и по жизненному благосостоянию". Да и сейчас А. Трофимов считает рабочий класс движущей силой общества, идущей в большинстве не за шмаковскими профсоюзами, а за КПРФ. Кто прав?

Эпиграфом своих размышлений на поднятую "Правдой" тему я выбрал слова известного русского советского писателя, публициста, общественного деятеля Всеволода Кочетова (1912-1973). Это - писатель-коммунист, писатель, на всём протяжении творческой жизни стоявший в первых рядах пропагандистов и защитников советского общества, непримиримый борец против либеральных веяний в литературе и искусстве. Это качество особенно проявилось, когда В. Кочетов работал главным редактором "Литературной газеты" (1956-1961), а затем журнала "Октябрь" (1961-1973). Это был человек прямой, резкий, определённый.

В его преданности идее, в его честности не сомневались не только друзья, но и недруги. Анатолий Софронов, его единомышленник, отмечал: "Нельзя забыть и то, что в ту самую пору, когда на страницах нашей печати ещё всплёскивались похвалы в адрес солженицынских опусов, именно журнал "Октябрь", по существу, первым выступил с критическим отношением к солженицынским писаниям".

А я не могу здесь не привести слова Всеволода Анисимовича из письма от 27 октября 1967 года другу, писателю Якову Ильичёву.

Цель идеологических диверсий Запада - "сбить советских, верных партии писателей с их идейных позиций, чтобы неповадно вам было писать о подвигах народа, о его душе, геройстве, о рабочем классе и трудовом новом крестьянстве и чтобы всё, что было создано революцией и Советской властью, исчезло со страниц литературы... Короче говоря, чтобы исчезла литература социалистического реализма, советская, партийная литература. А на её место пришла бы литература, порождающая индивидуализм, угодничество, неверие ни во что, уныние, маразм. Когда это будет сделано, тогда вновь загремят пушки. Наш враг увидел в ходе Отечественной войны, что просто оружием, какое бы оно ни было мощное, нас не взять. Значит, нужен троянский конь. Значит, надо разложить наш народ, лишить его идейной мощи, монолитности. Вот и идёт работа... Что же делать? Бороться. Не сдавать позиции..."

В письме этом, написанном в год пятидесятилетия Великого Октября, когда Советская держава была - или это только казалось? - на вершине своего могущества, В. Кочетов многое предвидел и многое предугадал. Почти всё, что было создано революцией и Советской властью, исчезло не только со страниц литературы, но и из жизни.

В. Кочетовым написано наиболее значительное произведение 1950-х годов о рабочем классе - роман "Журбины". В центре внимания писателя - рабочая династия Журбиных.

Какими же были они, рабочие, шестьдесят лет назад, в пору величайших успехов развития советского строя в нашей стране?

Труд для них является основой и смыслом жизни. Само слово "рабочий" произносится героями романа с гордостью и почтением. Советским социалистическим укладом нашей жизни в них сформированы такие качества, как чувство исторической ответственности, глубокое понимание нераздельности личных устремлений и государственной необходимости, тяга к знаниям, душевное богатство.

По сути, такие рабочие династии, из которых вышли и талантливые организаторы производства, и политические деятели, и военачальники, и учёные, были оплотом диктатуры пролетариата. При активном участии этих людей была завоёвана Советская власть, они создали её экономическую основу, защитили Отечество от фашизма. Рабочий класс тогда был и деятельной силой истории, и политической и нравственной основой нашего общества.

"Журбины" были высоко оценены и читателями, и критикой. О книге хорошо отозвался М. Шолохов.

Чего-либо равного в последующие десятилетия создано не было. Во многом это связано с теми негативными явлениями, которые произошли в стране, в том числе и в рабочем классе, в 70-е годы XX века.

Жизнь рабочего человека я знаю с 1972 года, когда поступил на Дмитровскую перчаточную фабрику учеником слесаря. Можно ли судить о рабочем классе по жизни одного предприятия? Думаю, можно, с учётом того, что на предприятии тогда работали около тысячи человек и была достаточно высокая текучесть кадров, то есть работники с фабрики постоянно увольнялись, а на их место приходили новые люди.

Так вот в оценке рабочего класса двух десятилетий, предшествовавших буржуазному перевороту 1991-1993 годов, я, безусловно, согласен с Н. Жуйковым, а не с А. Трофимовым. Конечно, в его утверждении, что в 1970-е годы, а то и раньше "на заводы пришла люмпенизированная масса", налицо некоторое полемическое преувеличение. Но свидетельствую: рабочий класс в 1970-е был уже не такой, как в 1950-е. Это я знаю не только из книг, но и из рассказов старых работников предприятия, пришедших на фабрику ещё в конце 1940-х годов.

Уже в моё время труд перестал восприниматься делом чести, доблести и геройства. Он стал средством зарабатывания денег. Начиналось размывание нравственных устоев общества, падение трудовой морали. У рабочих на первое место всё более и более стали выдвигаться личные интересы. Хорошо работать старались работницы-сдельщицы, а у работников-повременщиков проявлялось стремление трудиться поменьше, а заработать больше за счёт, допустим, хороших отношений с начальством. Ослабла трудовая дисциплина, возросло пьянство.

Потребление алкоголя на душу населения в начале 1980-х по сравнению с 1950-ми увеличилось в 2,5 раза. В 1960-е годы крепко начала пить деревня, но и рабочий класс от неё не сильно отставал. Я это тогда знал без всякой статистики. Постепенно росло и воровство на предприятиях.

Товарищ Трофимов называет годы правления Л.И. Брежнева непревзойдёнными по экономическому уровню и жизненному благосостоянию, и в этом огромная заслуга, считает он, рабочего класса. Что ж, за 20 лет, с 1964 по 1982-й, было сделано немало. В 1967 году был создан отечественный компьютер "БЭСМ-6" с быстродействием свыше 1 миллиона операций в секунду, построена самая высокая в Европе Останкинская телебашня, в 1985 году принят на вооружение стратегический бомбардировщик Ту-160 и создан многопроцессорный вычислительный комплекс "Эльбрус-2" (125 млн. операций в секунду). А в 1969-м была построена атомная подводная лодка с "крылатыми ракетами". Так что "крылатые ракеты" морского базирования - это достижение совсем не "эпохи" В.В. Путина. Я уж не говорю о Западно-Сибирском нефтегазовом комплексе, сибирских ГЭС и других замечательных индустриальных объектах.

В достижениях 1970-х годов заслуга не только учёных и инженеров, но и советских рабочих. Таких, например, как А.В. Чуев, член ЦК КПСС, потомственный рабочий Балтийского завода, неутомимый изобретатель и рационализатор. Этот рабочий - автор методики обработки крупногабаритных валов гребного винта, которая была взята на вооружение многими судостроительными предприятиями страны и принесла ей огромную пользу. Он был продолжателем всесоюзной "династии Журбиных".

С горечью говорил А.В. Чуев на XXV съезде КПСС (1976 год) об отставании нашей страны в области внедрения достижений научно-технического прогресса. Он требовал повысить ответственность министерств и ведомств за то, чтобы всё новое, прогрессивное, что рождается творчеством рабочих, получало путёвку в жизнь, работало на ускорение технического прогресса. Выступление рабочего было встречено аплодисментами делегатов. Но дело-то с места практически не сдвинулось.

В 1970-е началось заметное снижение прироста валового внутреннего продукта, отставание во внедрении достижений научно-технического прогресса, проявилась неспособность руководства страны к реформам. А ведь к середине 1950-х Советский Союз значительно сократил отставание от США в производстве ВВП. Так, в 1955 году ВВП СССР составлял 35% от ВВП США. И это при том, что страна недавно пережила тяжелейшую войну! Тут, без сомнения, заслуга Сталина, умершего в 1953 году. А в 1985-м, через три года после смерти Брежнева, советский ВВП составил только 22% от американского. Тут уж "заслуга" Леонида Ильича.

Отсюда и ностальгия советских людей по Сталину и сталинской эпохе, проявлявшаяся постоянно в брежневские годы. С положительным отношением к Сталину и его времени среди своих более старших товарищей-рабочих я сталкивался не раз. И это не ностальгия по годам их молодости. К тому же один из них был репрессирован (реабилитирован в 1956 году): работая художником, написал какой-то текст на оборотной стороне портрета вождя.

Объяснение этому феномену даёт Юрий Емельянов в книге "Сталин перед судом пигмеев". В народе всё чаще обращались к образу Сталина и его времени. Вспоминали о ежегодном понижении цен, о большом ассортименте продуктов в магазинах по доступным ценам, о быстро улучшавшемся житье-бытье советских людей перед войной, о быстром восстановлении СССР после войны. С добрым чувством вспоминали энтузиазм тех лет, простоту и равноправие в отношениях между людьми и массовую тягу к культуре. Противопоставляли требовательность Сталина к себе и другим начальникам усиливавшейся бесконтрольности поведения власть имущих.

Вот таким был советский рабочий класс 1970-х годов прошлого века с его памятью о героической, революционной истории, с протестом против нарождавшихся коррупции и бюрократизма и нараставших явлений размывания социально-политических, идейных и нравственных устоев, роста индивидуализма, пьянства, мелкого воровства, падения трудовой дисциплины.

В чём причины этих явлений? Назову три из них.

Товарищ Жуйков совершенно прав, когда писал о том, что значительная часть рабочего класса погибла во время Великой Октябрьской социалистической революции, Гражданской и Великой Отечественной войн.

Вторая причина: резкий рост в послевоенные годы городского населения. Он способствовал излому социально-психологического состояния людей, перешедших от традиционного сельского образа жизни к городскому. Перелом этот отражён в книгах и фильмах В. Шукшина, для которого, между прочим, много сделал В. Кочетов и журнал "Октябрь", на страницах которого был опубликован ряд произведений молодого писателя. Многомиллионная миграция сельского населения в города вела к росту маргинальных проявлений на промышленных предприятиях, стройках, транспорте.

И третья причина: грубейшие ошибки, допущенные руководством КПСС в послесталинский период. За годы правления Хрущёва лозунги партии, её программные требования были дискредитированы, а новочеркасский расстрел (июнь 1962 года) способствовал появлению кризиса во взаимоотношениях рабочего класса и Коммунистической партии. Кстати, повышение розничных цен на мясные и молочные продукты, ставшее причиной трагедии в Новочеркасске, вызвало недовольство самых широких масс народа, в первую очередь рабочих, по всей стране. Оно привело к волнениям также в Муроме, Александрове, Бийске, Кривом Роге, Сумгаите.

Увы, в послехрущёвские годы серьёзной работы по восстановлению партией утраченного доверия, привлекательности её программных требований не было проведено, если не считать дежурных фраз о преодолении волюнтаризма и победе ленинских принципов партийного руководства. Основным идеологическим и политическим документом партии до 1986 года продолжала оставаться третья Программа КПСС, принятая в 1961 году и содержавшая как принципиальные изъяны, так и совершенно нереалистичные задачи построения основ коммунизма к 1980 году. Невыполнимой была и задача перегнать США по производству промышленной и сельскохозяйственной продукции (в том числе и по производству мяса и молока!) к 1970 году.

С учётом того, что в 1962 году страна столкнулась с острейшим продовольственным кризисом, а в ряде районов правительству пришлось ввести карточки, то понятно, какое впечатление это произвело на народ. А ведь шустрые хрущёвские пропагандисты называли третью Программу КПСС вторым Коммунистическим манифестом. Не в этом ли причудливом соединении шапкозакидательства с идейным невежеством одна из основных причин крушения социализма в 1990-е?

НУ А КАКОВ же рабочий класс сейчас? Является ли он движущей силой общества, как считает А. Трофимов?

Положение о том, что народ - творец истории, является одним из самых главных в марксизме. Важнейшей частью народа в современной России и по своей численности, и по своему положению в сфере материального производства является рабочий класс. Но - и это тоже отмечали классики марксизма - на разных этапах истории роль народных масс может быть различной. Во времена реакции массы, придавленные эксплуатацией и угнетением, находясь под влиянием буржуазной пропаганды, как бы спят. Историю двигает активность людей, а пассивность, выжидание лучшего, широко распространённая надежда, что-де и без меня всё образуется, ведут к застою, к консервации существующих эксплуататорских отношений.

Таково положение в современной России.

Что же нам делать? Начну с того, что скажу, чего же нам не надо делать. Не следует нам уподобляться хрущёвским и брежневским пропагандистам и обманывать себя, приукрашивать существующее положение дел. Нынешнему рабочему классу близки лозунги: "Мир народам!", "Заводы рабочим!", "Земля крестьянам!", "Вся власть Советам!" Современный рабочий класс, пишет товарищ Трофимов, идёт не за шмаковскими профсоюзами, а за КПРФ, и ему по силам разобраться в партийных документах. Да, современный рабочий достаточно грамотный, чтобы разобраться в партийных документах. Только он им часто не верит. Об этом свидетельствуют социологические исследования, которые приводились в материалах пленумов ЦК КПРФ. Об обществе социального равенства мечтают 60% граждан России, а за КПРФ голосуют на федеральных выборах чуть больше 20%.

Программные требования КПРФ наиболее соответствуют интересам рабочего класса и потребностям развития страны. Но идеи, согласно марксизму, становятся материальной силой только тогда, когда овладевают массами. В 1917 году был тот момент российской истории, когда долго зревшие противоречия вырвались наружу, но сейчас пока и низы в большинстве терпят жизнь по-старому, и верхи используют это терпение.

Так что же нам делать? Я думаю, в этом году нам надо посоветоваться с рабочим классом: провести намеченный октябрьским (2014 года) пленумом ЦК КПРФ съезд рабочих. Убеждён, что сегодня целесообразнее большой совет партии не с представителями трудовых коллективов (насколько вообще в условиях капитализма можно пользоваться этим понятием, сугубо социалистическим?), а именно с рабочим классом.

Ну а закончить свою статью я хочу словами Всеволода Кочетова: "Что же делать? Бороться. Не сдавать позиций".

Газета "Правда", No.12 (30363) 5-8 февраля 2016 года, 4 полоса

http://gazeta-pravda.ru/

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте есть форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

*   *   *   *   *   *   *

Удачи вам и счастья!


В избранное