Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 954


"Эконометрика", 954 выпуск, 6 мая 2019 года.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

"Случится ли в России новая революция?" Этот вопрос обсуждает Александр Русин.

Профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана Леонид Орленко обсуждает либерально-монетаристскую и социалистическую планово-рыночную модели экономики.

В статье "Печальный юбилей" Андрей Райзфельд вспоминает о первом и единственном полете ракетно-космической системы "Энергия-Буран".

Все вышедшие выпуски доступны в Архиве рассылки по адресу subscribe.ru/catalog/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

Случится ли в России новая революция?

Александр Русин

На первый взгляд особенно серьезных предпосылок для новой революции в России не существует - политическая система стабильна, власть консолидирована вокруг фигуры Путина и нет ни малейшего намека на раскол в верхах, а история показывает, что все революции в России (и не только) начинались именно сверху, с раскола власти, кризиса управления и потери контроля.

Верхи не могут управлять по-старому - вот обязательное условие революции.

Но российские верхи пока очень даже могут.

И низы пока не очень возражают, что убедительно доказывается последними выборами президента - народ послушно сходил, проголосовал, посмотрел на результаты и... тишина...

Даже оппозиции как таковой не существует - в парламенте она чисто номинальная и составлена исключительно из конформистов, вне парламента оппозиция слаба и маргинальна, а местами опять же весьма условна, как и в парламенте.

Нет даже намека на раскол властей и выход ситуации из-под контроля.

Кажется, что даже уход Путина через 5 лет ничего не изменит - на его место сядет заблаговременно подобранный преемник, его раскрутят по всем каналам опытные политтехнологи и все останется как прежде, еще на 12 лет. А потом еще и еще...

Однако история показывает, что там, где совсем недавно была тишь да гладь, стабильность и сплошной одобрямс под бурные аплодисменты, переходящие в овации, всего за несколько лет многое может измениться и сложится революционная ситуация, которой никто или почти никто не ждал.

Именно так случилось в СССР - еще в 85-м году вся партия стоя аплодировала генеральному секретарю и власть была консолидирована сильнее некуда, оппозиции не существовало по определению, монополия КПСС на управление страной была закреплена на государственном уровне и партийная дисциплина не допускала даже намека на раскол, но... всего через несколько лет от былой стабильности не осталось и следа, а в 91-м году не стало и самого Союза, еще недавно считавшегося нерушимым. И разрушила Союз сама правящая верхушка, члены той самой партии, которая обладала монополией на управление страной и партийная дисциплина в которой не допускала ни раскола, ни отклонения от концепции марксизма-ленинизма. Но раскол случился. И отклонение от концепции марксизма-ленинизма тоже. Да не просто отклонение, а полное отрицание.

История СССР показывает, что стабильность бывает крайне обманчива и может оказаться затишьем перед такой бурей, для которой ни консолидация власти вокруг первого лица, ни даже монополия на управление страной не станет серьезной преградой.

История Российской империи показывает то же самое. И хотя сегодня, оглядываясь назад, можно легко заметить, что к революции 1917 года была масса исторических предпосылок, возникших как в 1905-1907 гг, так и ранее, в эпоху реформ Александра Второго - но если сказать кому в 1913 году, что всего через 4 года от российской монархии с 300-летней историей не останется и следа, не будет даже конституционного варианта - кто бы в это поверил?

Поэтому зарекаться от революции в России нельзя.

Хотя и прогнозировать ее по тем же причинам крайне сложно.

Но давайте все же попробуем оценить принципиальную возможность новой революции и вероятные причины.

Революция - это смена государственного и общественно-политического устройства.

Революции случаются не от хорошей жизни, а ровно наоборот, от глубокого экономического и политического кризиса, системного кризиса власти, кризиса старого порядка.

Революции случаются, когда власть не может управлять страной по-старому, когда старый порядок не позволяет этого делать, когда в рамках старого порядка проблемы становятся неразрешимы.

Пока проблемы могут решаться заменой руководства без отказа от старого порядка - они будут решаться именно так и дело ограничится заменой правящей верхушки, не более того.

Поэтому вопрос о принципиальной возможности и вероятности революции сводится к следующему:

Случится ли в обозримой перспективе такой экономический, финансовый и политический кризис, который власть не сможет разрешить в рамках существующего порядка, движется ли Россия с нынешней властью в сторону такого кризиса или наоборот удаляется от него?

Можно ли считать существующее государственное и общественно-политическое устройство России достаточно прочным и одновременно с этим гибким, чтобы даже самый острый экономический кризис можно было решить в рамках этого устройства, а значит избежать революции и ограничиться заменой руководства?

Видно, что вопрос о вероятности революции состоит из двух частей:

1) Движется ли Россия при нынешней власти в сторону острого финансово-экономического и политического кризиса?

2) Будет ли этот кризис обусловлен исключительно составом правящей верхушки, а значит сможет быть преодолен методом ее замены (переворота) без революции, либо кризис будет носить системный характер и вытекать из самого государственного и общественно-политического устройства, а значит не сможет быть разрешен без его замены, то есть революция окажется неизбежна.

Начнем с первого вопроса.

Движется ли Россия при нынешней власти в сторону острого финансово-экономического и политического кризиса?

Думаю ответ на этот вопрос очевиден.

И хотя президент еще два года назад сообщил нам, что дно кризиса пройдено, но повышение пенсионного возраста и введение налога на самозанятых убедительно доказывают обратное. Если бы кризис был преодолен и экономика развивалась, правительство не прибегало бы к подобным мерам.

Обратите внимание, что стоимость нефти за последние 3 года после обвала в начале 2015 года выросла более, чем в два раза и вернулась на "докризисный" уровень осени 2014 года. Но курс рубля к прежнему уровню так и не вернулся. И ключевая ставка к докризисному уровню не вернулась. И многие другие экономические показатели тоже.

Это свидетельствует о том, что российская экономика стремительно деградирует и даже 80 долларов за баррель уже недостаточно для поддержания прежнего уровня развития.

Причина - продолжающаяся деградация большинства несырьевых секторов экономики, упадок производства, износ инфраструктуры (основных фондов), инвестиции в обновление и развитие которой гораздо ниже, чем это необходимо, разрушение системы образования и как следствие ухудшение качества кадров, сокращение научного потенциала и ряд других факторов, включая коррупцию.

Сырьевой сектор не может компенсировать потерь во всех других секторах, не может компенсировать снижение качества кадров и сокращение научного потенциала - чтобы все это компенсировать, стоимость нефти и газа, либо объемы добычи должны постоянно расти, причем достаточно быстро, а это невозможно.

Все, что может обеспечивать и обеспечивает сырьевой сектор, это временную стабилизацию, которую можно охарактеризовать как стабилизец - медленное сползание экономики по скользкому наклонному дну - достаточно медленное, чтобы власть сохраняла ситуацию под контролем и даже говорила о своих успехах, демонстрируя разного рода "потемкинские деревни".

Стабильность ряда количественных показателей при стабильной потере качества экономики, качества образования, качества кадров, стабильной утрате научного потенциала, стабильном износе инфраструктуры, стабильно высокой коррупции.

Одним словом - стабилизец.

Эпоха застоя, подобная брежневской, только вместо социалистического застоя мы имеем капиталистический, хотя его принципиальное устройство такое же - власть говорит об успехах, ее сторонники радуются, обыватели удовлетворены стабильностью и считают, что все неплохо, но при этом внутри системы активно идут процессы деградации, внутренности "галеры" быстро гниют - сверху власть старательно прикрывает признаки гниения разными декорациями, фальш-панелями и прочим сайдингом, но конструкция при этом изнашивается и ее обрушение становится неизбежным.

Пока этот экономический упадок носит контролируемый характер, но только пока.

Известно, что количество рано или поздно переходит в новое качество - это касается как качественного роста, так и качественного падения.

В нашем случае деградация экономики и так носит качественный характер - экономика становится все более сырьевой, снижается качество кадрового ресурса, сокращается научный потенциал.

Пока эта деградация идет медленно, но она идет непрерывно и со временем наступит такой момент, когда эффект накопится и перейдет к новое качество - острый экономический и финансовый кризис, переходящий в кризис власти.

Поэтому ответ на первый вопрос - да, Россия при нынешней власти медленно, но верно приближается к острому финансово-экономическому и политическому кризису, кризису власти.

Власть пытается всеми силами замедлить этот процесс, но остановить его и тем более обратить вспять она не в состоянии, потому что придерживается либерального экономического курса, продуктом которого и является сырьевая экономика, порождающая все перечисленные выше процессы деградации.

Теперь переходим ко второй части вопроса:

Обусловлены ли проблемы составом правящей верхушки или они носят системный характер и могут быть решены только революцией?

Если проблемы обусловлены лишь составом правящей верхушки, значит они могут быть решены ее заменой в ходе переворота, но без революции. Если же проблемы носят системный характер и вытекают из государственного и общественно-политического устройства, то они не могут быть решены без его изменения и соответственно революция неизбежна.

Сегодня в обществе распространено мнение, что проблемы связаны с личностью Путина и политическим доминированием Единой России, а значит достаточно заменить президента и партию власти - и проблемы будут решены.

Но так ли это?

Что возникло раньше - правление Путина и Единой России или перечисленные проблемы, вызванные переходом к сырьевой экономике?

Переход России к сырьевой экономике является результатом либерального экономического курса и "вашингтонского консенсуса" (свода правил либеральной экономики), а это в свою очередь является следствием разрушения советской экономики и перехода к рыночной.

Либерализация экономики продиктована переходом от социалистической экономики к свободному рынку, а сырьевая экономика продиктована либеральной моделью.

В условиях либеральной рыночной экономики добыча и экспорт сырья становится самым прибыльным видом бизнеса в российских условиях. И одним из немногих видов бизнеса, которые вообще могут приносить прибыль, а значит являются целесообразными по законам рынка.

Один из базовых законов рыночной экономики - работа с максимальной прибылью, а максимальную прибыль в России дает именно сырьевой сектор, все прочие либо очень отстают от него по рентабельности, либо вообще являются нерентабельными в рамках рыночной модели, потому что не могут конкурировать с китайскими производителями.

Китайские производители, которые обеспечивают своей продукцией мировой рынок, всегда будут иметь более высокие объемы производства, а значит более низкую стоимость единицы продукции. Кроме этого, в Китае теплый климат, а значит нет климатических издержек, связанных с отоплением производственных и складских помещений. И логистически китайские производители расположены лучше, поскольку обладают прямым выходом на тихоокеанское побережье.

Поэтому по законам рыночной экономики в России может развиваться главным образом сырьевой сектор.

А поскольку сырьевой сектор является самым прибыльным и одним из немногих, которые вообще приносят прибыль - он доминирует над всеми остальными.

Отсюда и сырьевая экономика, отсюда и деградация производственного сектора, отсюда и снижение качества образования, кадров, научного потенциала - все это для сырьевой экономики является лишним, как и 150-миллионное население, потому что для добычи и экспорта ресурсов хватит и десятой части.

Отсюда и политика Путина, Единой России - она является лишь выражением интересов сырьевых корпораций и связанных с ними финансовых групп (банков), продолжением сырьевой экономики, которая сформировалась вовсе не по личному указанию Путина, а по фундаментальным законам рыночной экономики, исходя из либерального экономического курса, который был принят еще до прихода Путина и создания Единой России.

Это значит, что заменой президента и партии власти проблемы российской экономики, ведущие страну к острому экономическому кризису, решены быть не могут.

Путин и Единая Россия, их политика - не причина сырьевой экономики, а ее следствие. А сырьевая экономика - следствие либерального экономического курса. А либеральный курс - следствие открытого рынка, который продиктован приоритетом рыночной экономики.

И пока не будет снята причина, пока не будет отменен либеральный экономический курс, открытый рынок и приоритет рыночной экономики - проблема сырьевой деградации с вытекающим из нее острым экономическим и финансовым кризисом останется неразрешима.

А пересмотр либерального экономического курса и приоритета рыночной экономики - это, как вы понимаете, решение революционное, как ни крути.

Можно ли отменить "вашингтонский консенсус", отказаться от либерального экономического курса и приоритета рыночной экономики, избежав революции?

Подобный разворот сам по себе будет означать революцию в экономике, потому что приведет к разрыву существующих экономических связей, причем основополагающих, на которых держится вся российская экономика в данный момент.

А поскольку политика является надстройкой над экономикой, то революция в экономике неизбежно влечет революцию в политике, изменение в государственном и политическом устройстве.

Если при этом учесть, что вся российская элита (а значит и правящая верхушка) сидит на сырьевом секторе, либо на его производных (финансах и торговле, существующих за счет экспорта сырья и импорта готовой продукции) - экономический разворот и отказ от либерального курса будет означать лишение нынешней элиты ее привычных источников дохода и неминуемое банкротство, ведь по-другому она зарабатывать не может и привыкла жить на широкую ногу.

Можно ли при этом избежать революции?

Кто-нибудь верит, что элита, живущая за счет сырьевого сектора и его производных скажет "ну ладно, мы и так хорошо повеселились, пора и честь знать" - возможно ли такое?

Сможет ли новый президент, который придет на смену Путину, пусть даже с новой партией, целиком составленной из новых депутатов, произвести разворот экономики от экспорто-сырьевого курса к какому-то иному и уговорить элиту содействовать этому?

Может ли новый президент совершить революционное изменение экономики без революции в политике?

Нет, это из области фантастики, причем ненаучной.

Выступить с инициативой подобных изменений президент еще может, но его после этого либо убьют как Кеннеди, либо... либо он просто запустит революцию и возглавит ее. Как вариант - запустит революцию и вовремя отскочит, отойдет в сторонку.

Вопрос и в сроках, когда именно это случится - через 5 лет с уходом Путина или намного позже.

Может быть, власть сможет еще достаточно длительное время удерживать ситуацию под контролем и осуществлять "контролируемый спуск". Может быть, власть сможет пережить еще один кризис как она пережила кризисы 2008 и 2014-2015 гг. Сказать, что она их преодолела, будет неверно - именно пережила.

Даже если удастся пережить очередной кризис, то за ним последует другой. А потом еще и еще. И каждый кризис будет острее предыдущего, каждый кризис Россия будет проходить вся тяжелее, состояние экономики будет все хуже и хуже - и так до тех пор, пока не наступит дефолт и коллапс управления, пока ситуация не сложится в полном объеме, окончательно и бесповоротно, когда верхи уже при всем желании не смогут управлять по-старому, а низы в абсолютном большинстве откажутся жить по-старому, вопреки любым Киселевым и Соловьевым, утверждающим, что жрать солому не только вкусно, но и полезно.

https://amfora.livejournal.com

*   *   *   *   *   *   *

Модели экономики

Леонид Орленко, профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана

1. Либерально-монетаристская модель управления экономикой

Президент поставил перед правительством задачу: осуществить технологический прорыв в течение ближайших 6 лет. Что такое технологический прорыв? Ориентиром по этому вопросу могут служить достижения в развитых странах.

Так, в США, Японии и в ряде других стран до 60% производства базируется на 5-м технологическом укладе и до 5% - на 6-м технологическом укладе. В Китае 30% всего производства базируется на 5-м технологическом укладе. В России 5-й уклад составляет 10%, и он в основном концентрируется в военно-промышленном и аэрокосмическом комплексах. Россия производит менее 1% мирового объема наукоемкой продукции, а Китай - 25%. 

Базовыми отраслями экономики с 5-м укладом являются: микроэлектроника, станкостроение, приборостроение и роботостроение на базе программного управления, создание новых материалов и программное обеспечение.

С помощью базовых отраслей в развитых странах был создан ряд отраслей, специфичных для 5-го уклада: электронная промышленность, вычислительная и оптоволоконная техника, телекоммуникации, информационные цифровые технологии. 

В России создается программа цифровой экономики, но в рамках действующей модели управления эта программа не может принести экономике пользу. Целью цифровой экономики являются сбор, обработка и быстрая доставка необходимой информации разным потребителям, но в российской экономике отсутствует объективная исходная информация (параметры коррупционного управления, цены, социально-экономические параметры и др. (см. табл. 1-3 в исходном материале), без которой цифровая экономика принесет только вред стране. Цифровая система в России будет осуществлять сбор, обработку и быструю доставку ложной информации, что будет дезинформировать потребителей информации и ухудшать качество управления.

Кто в России должен создавать отрасли производства, соответствующие 5-му укладу? То есть кто будет осуществлять технологический прорыв в ближайшие 6 лет? Председатель правительства Медведев Д.А. считает, что смену старого оборудования на новое должны осуществлять собственники средств производства, и это правильно, поскольку соответствует действующей модели управления экономикой. Прежде всего наиболее крупные собственники-олигархи должны создавать производство, соответствующее 5-му и 6-му укладам. Но, по мнению американского политика Бжезинского, российские олигархи переправили за рубеж более 0,5 триллиона долларов, вместо того чтобы осуществить на эти средства технологический прорыв. 

В России сложилась ситуация, при которой никто не собирается осуществлять технологический прорыв: ни правительство, ни "эффективные менеджеры", которые охотно продают иностранцам собственность, не всегда законно приватизированную. Купленные иностранцами акции приватизированной собственности уходят за рубеж, а деньги за нее "эффективные менеджеры" переправляют также за рубеж. России остается, как говорится, дырка от бублика. В результате доля иностранного капитала в экономике России составляет 75% (см. табл. 3 в исходном материале). Причем иностранные компании не заинтересованы создавать в России отрасли производства, соответствующие 5-му укладу, поскольку им не нужен конкурент на мировом рынке. Их интересуют торговые сети (присвоено иностранцами 90%), оборудование для энергетики (присвоено 95%), добывающие отрасли и т.п. 

Согласно майскому указу, надо увеличить ВВП на каждого человека в 1,5 раза за 6 лет. Для такого роста необходимо иметь ежегодно 7% прироста ВВП при условии, что численность населения не будет расти.

Однако по прогнозу Минэкономразвития темп прироста ВВП в 2018 г. составит 1,8%, а в 2019 г. - 1,3%, с 2020 г. ожидается 2% (это базовая цифра), затем 3%, но при условии, что государственные программы будут выполняться по плану. МВФ прогнозирует среднегодовые темпы прироста ВВП России на период до 2024 г. на уровне 1,5%. В этом случае рост ВВП за 6 лет составит около 10% вместо 50% согласно майскому указу. Поскольку средние мировые темпы прироста ВВП до 2024 г. прогнозируются на уровне до 3,5% в год, а в России 1,5-2%, то в пятерку крупных экономик наша страна не попадет. То есть в рамках действующей либерально-монетаристской модели управления экономикой намеченный майским указом рост ВВП и желание войти пятерку крупных экономик будут полностью провалены.

Сложившая неудовлетворительная ситуация в экономике связана с использованием либерально-монетаристской модели управления экономикой, которая имеет ряд принципиальных недостатков.

Во-первых, более половины чиновников вовлечены в систему коррупционного управления (см. табл. 1 в исходном материале).

Во-вторых, предприятия управляются "эффективными менеджерами", которые широко используют криминальные методы управления (коррупция, офшоры, рейдерство, уход от налогов и др.). 

В-третьих, российская финансовая система регулируется Западом, управление нашими фондовыми биржами на 70% принадлежит иностранцам. Эмиссия определяется не нуждами российского производства, а количеством долларов, поступающих в Россию. Согласно бюджетному правилу, которое использует МВФ, часть выручки от продажи нефти и газа остается у наших геополитических противников.

В-четвертых, социально-экономическая информация, необходимая для управления, является ложной (см. табл. 1-3 в исходном материале). Это исключает создание цифровой экономики и эффективное управление экономикой. 

В-пятых, в рамках существующей модели управления отсутствует блок перспективного прогнозирования и планирования на 10, 20 и более лет. 

В-шестых, за последние 28 лет так и не был создан нормальный конкурентный рынок, без криминала и коррупции. Ликвидировать эти недостатки только путем обновления правительства невозможно. 

Если правительство будет продолжать использовать в своей деятельности либерально-монетаристскую модель управления экономикой, то для России сложится катастрофическая ситуация. У наших западных противников будет создана экономика, основанная на 5-м и 6-м технологических укладах, а в экономике России будут господствовать 4-й и 3-й уклады. В этом случае Россия не сможет создать необходимую оборону для защиты своего государственного суверенитета. Чтобы этого не произошло и для осуществления технологического прорыва и выполнения социально-экономических показателей развития экономики необходимо действующую коррумпированную модель управления, созданную для России американскими специалистами в 90-е годы, заменить на эффективную социалистическую планово-рыночную модель управления экономикой, проверенную на практике.

Результаты использования правительством либерально-монетаристской модели управления экономикой показаны в цифрах в трех приведенных здесь таблицах.

Согласно данным табл. 1 в исходном материале больше половины государственного аппарата коррумпировано.

В табл. 2 в исходном материале показано, какие цены образуются на рынке.

Норма прибыли тех, кто продает товары потребителям (населению), составляет 300-1200%. К. Маркс такую экономику считал криминальной. Цены используются для расчета различных экономических параметров, грубейшее искажение цен делает экономические расчеты в России бессмысленными и ведет к грубой фальсификации всех социально-экономических параметров. Это показано в табл. 3 в исходном материале, которая является фрагментом таблицы (из 72 параметров) В.М. Симчеры - экс-директора НИИ статистики.

Опираясь на фальсифицированные социально-экономические параметры, руководство России не может осуществить технологический прорыв, выполнить майский указ президента и создать необходимую оборону.

В последний период времени, так же как и в 2001-2010 гг. (см. табл. 3), продолжается обман населения по экономическим вопросам. Так, продолжается фальсификация социально-экономических параметров по инфляции и темпам роста ВВП. Официальный спад ВВП за период 2015-2017 г. составил 3,7%, а реальный спад ВВП равен 10%. 

Официальная инфляция в 2017 г. равна 3%, а реальная - более 10%. За три последних года (2015-2017) общий реальный рост потребительских цен составил 45%, а по официальным данным - 15%, то есть правительство компенсирует населению инфляцию только в объеме 15%, а оставшиеся 30% снижают уровень жизни населения. В результате правительство готовит почву для "цветной революции".

Россия с 1991 г. из-за использования либерально-монетаристской модели управления экономикой потеряла свыше 4 триллионов долларов за счет безвозвратного вывоза капитала за рубеж, свыше 7 триллионов - за счет утечки мозгов в другие страны (уехало около 5,5 миллиона специалистов), 3 триллиона - за счет контрабанды, ухода от налогов, демпинга. За последние 3 года потери России составили около 1 триллиона долларов.

2. Социалистическая планово-рыночная модель управления экономикой

Для создания инновационной экономики необходимо использовать социалистическую планово-рыночную модель управления экономикой с опорой на трудовые коллективы. Это же необходимо и для осуществления технологического прорыва и эффективного развития экономики. 

Планово-рыночная модель управления на практике использовалась в ряде стран социалистического лагеря (НЭП в СССР, Югославии, Китае и др.). Использование этой модели управления обеспечивало быстрое развитие экономики с темпом 8-10% в год. Когда Китай решил заменить советскую плановую модель управления, то возник вопрос о выборе новой модели экономики. Реально в тот момент в качестве ориентира можно было использовать три модели рыночного типа: капиталистическую, нэповскую и югославскую. Китай для ориентира выбрал нэповскую модель, поскольку при НЭПе и в Китае была сходная ситуация в экономике: централизованная государственная промышленность и огромный мелкотоварный сектор в сельском хозяйстве. России целесообразно в качестве ориентира использовать планово-рыночную модель управления, которая более 20 лет успешно функционировала в Югославии, поскольку эта модель экономики социально и экономически более эффективна по сравнению с китайской моделью. 

В югославской модели для успешного развития экономики использовались как преимущества планового хозяйства (прогнозирование и планирование развития экономики на много лет вперед, социально-экономическое проектирование, концентрация ресурсов в определенных секторах экономики и др.), так и стимулы рыночной конкуренции (экономическая заинтересованность в развитии производства, в использовании новой техники и технологии, экономическая связь с помощью рынка между производством и потреблением и др.). Югославская модель базируется на самоуправляемых предприятиях, функционирующих на рынке, а производимая ими продукция является собственностью трудовых коллективов этих предприятий. При этом средства производства являются государственной собственностью, за которую предприятия вносят государству плату за фонды в зависимости от их качества и количества.

Управление предприятием осуществляется трудовыми коллективами через выборный совет трудового коллектива и выбранного по конкурсу директора. Такая самоуправляемая модель обеспечивает практически максимально возможную заинтересованность каждого работника предприятия в эффективной работе, как своей, так и всего предприятия, поскольку каждый из них является совладельцем товаров и услуг, которые производит трудовой коллектив. Работник заинтересован трудиться творчески, добросовестно, с высокой производительностью, что необходимо в инновационной экономике. Его доходы состоят из двух частей: заработной платы за его труд и дополнительного дохода, зависящего от рентабельности всего предприятия. 

Самоуправление предприятий открывает широкую дорогу молодежи в карьерном росте как в разных сферах жизни общества, так и в государственной власти. После приобретения опыта управления в самоуправляемых предприятиях для молодежи открываются двери в государственные органы управления. Государство создает необходимые условия для работы самоуправляемых предприятий на рынке и управляет общенародной собственностью (производственной и социальной инфраструктурами, стратегическими предприятиями, природными ресурсами и др.) в интересах всего населения. Оно прогнозирует и планирует производство, а также перспективное социально-экономическое развитие страны на 10-20 лет и более. Самоуправляемые предприятия в своей производственной деятельности ориентируются на получение максимального дохода. При этом они должны не только ориентироваться на требования рынка, но и учитывать народно-хозяйственные требования общества, отраженные в государственном индикативном плане.

Государство при составлении плана учитывает сбалансированное пропорциональное развитие всех сфер жизни общества: экономической, социальной, образования, науки, воспитания, медицины, культуры, спорта, экологии, обороны и безопасности и др.

Составление индикативных планов (годового и пятилетнего) и соответствующей этим планам системы цен может быть осуществлено в итерационном процессе (за несколько циклов) формирования договоров между государством, предприятиями и регионами, включая определение системы социальных нормативов (минимальная оплата труда, длительность рабочего дня, требования по технике безопасности и экологии) и экономических управляющих инструментов: ренты, налогов, процента за кредит, курс рубля, льгот, санкций и т.д. 

Такой процесс составления оптимального плана можно реализовать с помощью современных автоматизированных систем управления, основанных на цифровых технологиях. По существу, в этом процессе составления индикативного плана до начала производства происходит моделирование функционирования рынка в плановом периоде с помощью компьютерных программ и при использовании цифровых технологий. Такой способ составления оптимального плана Госпланом позволяет из множества реальных планов выбрать до начала производства тот, который наилучшим образом удовлетворяет всем требованиям системы общественных потребностей (экономической, социальной, образования, медицины, культуры, спорта экологии, обороны и безопасности и др.). Это одна из главных точек развития экономики. В Югославии отсутствовала методика определения такого плана, что снижало эффективность экономики.

При анализе результатов функционирования югославской экономики с самоуправлением трудовых коллективов надо иметь в виду, что небольшая страна - Югославия (с населением около 20 млн человек) - находилась под давлением двух враждующих между собой стран-гигантов СССР и США, каждая из которых по разным причинам враждебно относилась к самоуправляемой югославской модели управления экономикой. Идеологи КПСС считали, что развитие Югославии пошло по ошибочному рыночному ревизионистскому пути. 

В США сознавали, что рыночная экономика с самоуправлением трудовых коллективов и планово-рыночной моделью управления являлась притягательной альтернативой капитализму во всем мире. США активно препятствовали развитию югославской экономики, им удалось с помощью финансовых махинаций обанкротить Югославию через МВФ. Затем США бомбардировали Югославию и варварски разрушили ее экономику, чтобы югославская планово-рыночная модель экономики с самоуправлением трудовых коллективов не могла возродиться. Несмотря на враждебное отношение к Югославии со стороны и СССР, и США, темпы роста югославской экономики в течение 20 лет составляли около 7,5% в год, а темпы роста промышленного производства - 12,5% в год. Это были самые высокие темпы роста в мире.

Для подавления деловой коррупции, представляющей опасность для государства, по крайней мере, необходимо эффективно контролировать тех, кто дает взятки (предпринимателей), и тех, кто берет взятки (чиновников). Коррупция чиновников в модели управления экономикой с самоуправляемыми предприятиями:

во-первых, подавляется с помощью контроля совета трудового коллектива за администрацией предприятия, что препятствует использованию теневых методов управления предприятиями (коррупции, офшоров, рейдерства, различных способов ухода от налогов и др.);

во-вторых, выборные органы государственной власти, то есть представители населения в органах власти должны эффективно контролировать исполнительную власть (чиновников); 

в-третьих, коррупция должна караться как самое тяжкое преступление, поскольку есть люди, готовые к быстрому обогащению, даже если за это надо расплачиваться жизнью.

В Китае на рынке работают как государственные, так и частные предприятия, на которых трудятся наемные работники, менее заинтересованные эффективно работать по сравнению с работниками самоуправляемых предприятий, - это отрицательно влияет на производительность труда и социально-политическую устойчивость государства. В результате в югославской модели лучше решаются многие проблемы: 

а) обеспечивается социально-экономическая устойчивость общества, в чем заинтересованы трудовые коллективы. Исключаются "цветные революции" без применения силовых методов, в отличие от китайской модели управления. При использовании югославской модели обеспечивается социальная справедливость, исключается социально недопустимый уровень расслоения граждан по доходам, в отличие от Китая, где олигархов-миллиардеров больше, чем в России; 

б) в случае социальных потрясений типа войны работники самоуправляемых предприятий, ставшие солдатами и офицерами, встанут на защиту своей собственности. В СССР работники не стали защищать свои предприятия при приватизации, так как не считали их своими;

в) в югославской модели каждый работник самоуправляемого предприятия заинтересован добросовестно и творчески трудиться, повышать свою профессиональную квалификацию, тогда как в частных и государственных предприятиях у наемных работников мотивация к интенсивному труду значительно слабее. Поскольку в самоуправляемых предприятиях ценность каждого работника определяется его профессиональной квалификацией и добросовестным, творческим отношением к работе, то это уменьшит религиозные и этнические конфликты;

г) в отличие от югославской модели китайская модель может быть эффективной только в условиях сильной централизованной власти и однопартийной системы, которая позволяет контролировать все предприятия с помощью партийных ячеек, как это было в СССР. В России таких политических условий нет, и поэтому китайская модель для современной России не годится.

Современная модель китайской экономики, базирующаяся на государственной и частной собственности, не может быть образцом для трудовых коллективов других стран, поскольку собственники частного сектора ради увеличения своих доходов разлагают взятками чиновников государственно-партийного аппарата Китая, чем ослабляют политическую власть в стране. Для подавления коррупции власть вынуждена использовать жесткие меры. Так, с 2000 г. в Китае были казнены за коррупцию около 10 тысяч чиновников, а 100 тысяч чиновников получили по 10-20 лет заключения. Коррупция в настоящее время проникла и в стратегический орган управления Китая - Политбюро КПК: недавно был арестован член Политбюро КПК Чжоу Юнкан, который курировал правоохранительные органы страны. Он приговорен к пожизненному заключению.

Россия, используя оптимальное планово-рыночное управление экономикой, должна создать инновационную экономику, основой которой является производство на базе 5-го и 6-го технологических укладов, предъявляющее спрос на фундаментальную и прикладную науку, на образование. Целью государства с инновационной экономикой и  рынком самоуправляемых предприятий является повышение благосостояния населения, сохранения природы и укрепления обороны и безопасности. Главной целью такого государства является воспитание творческого, всесторонне развитого, культурного, здорового человека, защитника своей страны.

Российская модель планово-рыночного управления инновационной экономикой, действующая на рынке самоуправляемых предприятий, станет заманчивым образцом для трудовых коллективов любой капиталистической страны, где произведенные товары и услуги принадлежат частным собственникам, заинтересованным в минимизации оплаты труда и продлении рабочего времени, в использовании теневого рынка, в коррупции и офшорах.

Если Россия создаст планово-рыночную инновационную модель управления экономикой с опорой на трудовые коллективы, то в мире начнется борьба трудящихся за переход к этой модели. В результате на смену капитализму придет планово-рыночная модель управления экономикой, где существует рынок самоуправляемых предприятий, регулируемый государством с целью повышения благосостояния населения, сохранения природы и укрепления обороны и безопасности.

3. Трудности осуществления технологического прорыва

Для России базовой инновацией является замена системы производственных отношений, основанных на криминале, коррупции и фальсифицированной социально-экономической информации (см. табл. 1-3), на планово-рыночные производственные отношения между самоуправляемыми предприятиями. 

Для перехода к инновационной экономике России предстоит создать производство, базирующееся на 5-м и 6-м технологических укладах. Сложность решения этой проблемы заключается в том, что и СССР, и Россия из-за использования неадекватных моделей управления экономикой оказались неспособными своевременно создать 5-й технологический уклад. СССР за 20 лет не смог освоить 5-й уклад для производства из-за отсутствия рынка, то есть объективных критериев оценки экономической эффективности производства товаров и услуг. В результате Россия получила в наследство от СССР производство, в основном базирующееся на 4-м и 3-м технологических укладах. В России есть рынок, но он криминальный (см. табл. 1-3 в исходном материале), поэтому отсутствуют объективные критерии оценки экономической эффективности производства товаров и услуг, необходимые для создания производства на базе 5-го информационного уклада. В результате наша страна потеряла почти 50 лет и сейчас не имеет производства, основанного на 5-м укладе, кроме некоторых отраслей оборонного комплекса и авиакосмоса, созданных в последние годы. 

В настоящее время Россия импортирует из-за рубежа большое количество электронных товаров (телефонов, смартфонов, компьютеров, телевизоров и др.), сделанных с помощью производства 5-го уклада за рубежом. При этом правительство и население довольны таким изобилием. Но в результате Россия переплачивает огромные средства за этот импорт (интеллектуальную ренту за инновационные товары), поэтому зарубежное население богатеет, а российское беднеет, а главное - отсутствие 5-го уклада в производстве закрывает дорогу к созданию производства 6-го уклада. Время функционирования 5-го уклада - это 1970-2035 гг. (начало и конец этого технологического цикла), максимального развития он достиг к 2010 г. 

В основе 5-го уклада лежат микроэлектронные компоненты, на базе которых на Западе были созданы новые отрасли, базирующиеся на 5-м укладе: электронная промышленность, вычислительная техника, оптоволоконная техника, телекоммуникации, робототехника, информационные технологии, программное обеспечение. Микроэлектроника широко используется для управления предприятиями, бытовой техникой, станками, автоматическими линиями, транспортом и др. В развитых странах 5-й технологический уклад охватывает около 60% всего производства, остальное производство использует 4-й технологический уклад.

По наследству от СССР Россия получила 50% производства, которое базируется на технологиях 4-го уклада, а более 30% использует 3-й технологический уклад.

Что касается 6-го технологического уклада (нано-, био-, инфо-, когнитивные технологии), то его цикл предположительно охватывает период с 2010 г. до 2040 г. с пиком в 2020 г. Технологии 6-го уклада позволят создать квантовый компьютер, искусственный интеллект, материалы с заранее заданными свойствами, новую медицину, увеличить продолжительность жизни человека, создать новые виды вооружения и др. Становление 6-го технологического уклада базируется на использовании 5-го уклада.

Для создания 5-го и 6-го укладов следует учредить Государственный комитет по науке и технологиям, а также сконцентрировать разработки технологий 6-го уклада в РАН, для этого необходимо создать на базе РАН четыре центра, соответствующие 6-му укладу: нанотехнологии, биотехнологии, информационные технологии и когнитивные технологии с соответствующим постоянным финансированием в течение ряда лет.

Поскольку Россия отстала от Запада в 5-м укладе на десятки лет, то целесообразно производства 5-го уклада покупать за рубежом. Для решения этой задачи целесообразно ввести монополию на валюту. Необходимо прежде всего закупить продукцию базовых отраслей производства 5-го уклада: микроэлектронику, станкостроение, приборостроение, роботостроение и производство новых материалов, базирующиеся на программном управлении.

Эти базовые отрасли позволят оснастить другие отрасли экономики России технологиями 5-го уклада уже независимо от зарубежного импорта. Что касается элементов 6-го уклада, их нельзя будет купить еще долгое время и нужно создавать самим. Чтобы не отстать и в использовании 6-го уклада, где пока нет катастрофического отставания, надо заменить криминальную модель управления экономикой на планово-рыночную модель управления с опорой на трудовые коллективы предприятий.   

http://sovross.ru/articles/1776/42060

*   *   *   *   *   *   *

Печальный юбилей

Андрей Райзфельд, Москва

На ноябрьские дни 2018 г. выпадает печальный юбилей - 30 лет со дня первого и единственного полета ракетно-космической системы "Энергия-Буран". Системы, которая могла открыть новую эпоху в космической эре, но пала жертвой пресловутой "перестройки".

Злые языки поговаривали, что Западом были сделаны огромные подношения супруге Горбачева, чтобы она начала ему выносить мозги, что "Энергия-Буран" - это бессмысленная трата денег и сил, что "новое мышление" требует отказаться от проектов такого масштаба. Насколько это правда - насколько вымысел, сегодня судить трудно. Но невозможно отрицать, что на противодействие этой ракетно-космической системе были брошены колоссальные ресурсы.

Прежде всего хор "прорабов перестройки" завел песню, что на систему тратятся огромные средства, но нет задач, которые она бы решала. Мол, а что пускать будем? Всё что есть прекрасно выводят на орбиту существующие носители. Стенали о "бесцельной трате бесценных народных денег" и т.д. из той же оперы. 

В этой связи хочется привести пример из другой области. В 1922 году было заключено Вашингтонское морское соглашение для ограничения гонки морских вооружений. Помимо всего прочего, в этом соглашении устанавливался лимит суммарного водоизмещения авианосцев и ограничение стандартного водоизмещения - 27 000 тонн - для одного корабля. Но при этом для США и Японии были сделаны исключения. Поскольку и там, и там на стапелях стояли огромные линкоры и линейные крейсера, было разрешено переделать по два корабля в авианосцы, при этом их стандартное водоизмещение считалось бы равным 27 000 тоннам, хотя в реальности было намного больше, и не влияло на остальной суммарный лимит.

Японцы начали перестраивать в авианосцы линейные крейсера "Амаги" и "Акаги". Однако землетрясение 1923 года повредило "Амаги" и под авианосец был перестроен линкор "Кага". Американцы перестроили в авианосцы линейные крейсера "Лексингтон" и "Саратога" со стандартным водоизмещением в 36 000 тонн и полным - 47 700 тонн. Огромные размеры "Лексингтона" и "Саратоги" - только длина палубы приближалась к 300 метрам - высокие и просторные ангары для самолетов, просторные и грузоподъемные самолетоподъемные лифты, открыли невиданный простор "народному творчеству" авиаконструкторов. Если в начале 20-х годов палубными самолетами были "этажерки", способные поднять только летчика, пулемет и пару бомб в полсотни килограммов весом, то уже в середине 30-х годов на палубах "Лексингтона" и "Саратоги" стояли самолеты в 3,5-4,0 тонны взлетного веса, способные поднять тяжелую бомбу (500 и более кг весом) или 800-900 килограммовую авиационную торпеду с мощной боевой частью. А 300-метровые полетные палубы позволяли этим самолетам уверенно взлетать. И всё это стало возможным именно благодаря огромным по меркам того времени размерам кораблей.

Ну а потом волей-неволей под эти самолеты пришлось проектировать и остальные авианосцы. Правда, вместо десятка авианосцев в 10 000 тонн стандартного водоизмещения флот получал всего 4 корабля по 27 000 тонн, но зато на этих трех кораблях могли базироваться по 70-80 самолетов. И получалось, что четыре корабля несли на борту в полтора-два раза больше самолетов, чем десять авианосцев стандартным водоизмещением в 10 000 тонн.

Так вот, возвращаясь к "Энергии-Бурану", напомню, что ракета-носитель "Протон" выводила в те годы на опорную орбиту около 20 тонн полезной нагрузки. А если требовалось потом уходить на более высокую орбиту, то разгонный блок еще более уменьшал полезную нагрузку. Конструкторам аппаратов приходилось вести настоящую битву за каждый грамм экономии веса. Зачастую приходилось поступаться характеристиками аппаратов, сроком их активного существования, поскольку это выводило их вес за предельные возможности носителей. Впрочем, ситуация мало изменилась и в настоящее время. "Протон-М" выводит на опорную орбиту 23 тонны. 

И вдруг нате вам! Конструкторы носителя говорят: сто пять тонн на опорную орбиту! Габариты намного больше по длине и по диаметру, чем под головным обтекателем "Протона"! "Союз" и "Молния" вообще нервно курят в сторонке! Как говаривал дедушка Крылов, "от радости в зобу дыханье сперло".

Новый носитель открывал фантастические перспективы!

Во-первых, появлялась возможность забрасывать на опорную орбиту тяжелые многофункциональные платформы.

Во-вторых, появлялась возможность отправлять на гелиостационарную и геостационарную орбиты аппараты весом, о котором ранее не могли и мечтать, и, соответственно, с объемом аппаратуры и функций, которые до этого были немыслимы. 

В-третьих, выводить на орбиту модули орбитальных станций весом и объемом, которые ранее были недостижимы, т.е. появлялась возможность резко улучшить условия обитаемости орбитальных станций, исключить тесноту и предельно малый внутренний объем. 

В-четвертых, смотаться к Луне и обратно. "Энергия" стартовала на своих двигателях. "Буран" не расходовал на это топливо из своих баков. И выходил на орбиту с полной заправкой. Т.е. при установке на корабль необходимых двигателей лунная модификация "Бурана" могла бы выходить на вторую космическую скорость, чтобы отправиться к Луне. А в грузовом отсеке корабля мог разместиться спускаемый модуль. 

В-пятых, "Энергия" позволила бы создавать на орбите те самые огромные станции, о которых грезили фантасты "золотого века фантастики". Помните детские книжки с изображением тороидальных конструкций на околоземной орбите? "Энергия" могла дать им путевку в жизнь! Да, для этого потребовался бы не один десяток пусков, но в итоге на орбите было бы создано гигантское сооружение, способное выполнять колоссальный объем исследований. А вращение этой станции вокруг центральной оси решило бы проблему невесомости. Ну ладно, это действительно фантастика. Что, и пофантазировать нельзя? 

Наконец, полет к Марсу! И здесь "Энергия" была бы востребована. Просто незаменима! Конечно, ни о каком полете корабля к Марсу при одноразовом выводе речи идти не может. Однако благодаря "Энергии" на орбите мог быть быстро собран межпланетный корабль.

Первым запуском выводится служебно-агрегатный модуль с частью необходимых запасов для обеспечения жизнедеятельности (вода, кислород и т.д.), а также стыковочными узлами и переходным шлюзом. Из 105 тонн веса этого модуля на полетные запасы могло бы приходиться 75-80 тонн.

Следом стартует "Буран" в марсианской конфигурации. Т.е. без грузового отсека, весь внутренний объем отдан экипажу, системам жизнеобеспечения и полетным запасам всего необходимого. "Буран" стыкуется с модулем, "оседлывает" его, стыкует переходные шлюзы с корабля в модуль. 

Затем идут еще два пуска: с высадочным модулем и с ядерной энергодвигательной установкой. Эти два модуля стыкуются к служебно-агрегатному модулю, марсианский корабль собран! Дальше уже дело техники, сначала уход от границ атмосферы на химических разгонных блоках, чтобы радиационным шлейфом ее не отравить, а потом врубаем ЯЭДУ и с ветерком мчим к Марсу.

Но с прекращением работ по системе "Энергия-Буран" все эти перспективы оказались утраченными. А вместо этого мы с упорством, достойным лучшего применения, 30 лет возились с "Ангарой". И сегодня выясняется, что как раз для "Ангары" нет задач, что 27 тонн на опорную орбиту, забрасываемые этим носителем, уже позавчерашний день, что основные космические державы нацелились на носители с нагрузкой в 65 тонн минимум, а главный приоритет - носители 100-тонного класса, т.е. эквивалент "Энергии". И получается, что батуты скоро потребуются нам, а не америкосам.

Так что больше всех надували щеки, что впереди планеты всей в космической сфере мы, а в результате оказались в ситуации, когда в ближайшие годы можем оказаться не впереди, а позади. Китайцы, американцы и прочие умчатся вперед на болидах "Формулы-1", а мы вдогонку на телеге, запряженной лошадьми, поскачем.

Очередной пример провала философии пресловутых "эффективных менеджеров", когда утверждается, что человеку не требуется специальное образование, что любой отраслью можно руководить, не разбираясь в технических вопросах, лишь управляя пресловутыми "денежными потоками". Мол, неважно, что "эффективный менеджер" не отличает пулемет от пылесоса, он управленец, ему это не надо. А в результате в реальности получается пшик.

Вот и получается, что отмечаем грустный юбилей. Что приходится только вспоминать о былых достижениях и с горечью понимать, что нынешняя РФ на такие достижения не способна органически. 

http://sovross.ru/articles/1772/41933

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте есть форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

*   *   *   *   *   *   *

Удачи вам и счастья!


В избранное