Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 346


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

В 346-м выпуске рассылки "Эконометрика" от 10 сентября 2007 года предлагаем написанную прошедшим летом научную статью А.И. Орлова "Неформальная информационная экономика будущего", в которой провозглашается создание новой организационно-экономической теории.

Отец Евмений (Лагутин), настоятель Николо-Берлюковского монастыря, с позиций современной науки обоснованно утверждает: "И естественный отбор против эволюции".

Представляют интерес комментарии на сайте газеты "Советская Россия" по поводу известного письма академиков о политике РПЦ.

Приглашаем на страницу Лаборатории экономико-математических методов в контроллинге (научный руководитель - А.И. Орлов) http://www.ibm.bmstu.ru/nil/lab.html на сайте факультета "Инженерный бизнес и менеджмент" МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Все вышедшие выпуски Вы можете посмотреть в Архиве рассылки по адресу http://www.subscribe.ru/archive/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

Неформальная информационная экономика будущего

А.И. Орлов

Цель статьи - попытаться выявить основные черты экономики будущего на период стратегического планирования (на 20-30 лет) государства и крупных корпораций, таких, как топливно-энергетические и оборонно-промышленные. Результаты прогнозирования могут быть использованы на разных уровнях принятия решений - от личного до планетарного.

Введение

Третьему тысячелетию нужна новая организационно-экономическая теория. Именно так - менеджмент (или, если привычнее, теория управления людьми) и экономика вместе.

Наброски такой теории, разрабатываемой в МГТУ им. Н.Э. Баумана, обсуждаются в этой статье. Здесь мы не разгребаем кучи работ предшественников с целью поиска "жемчужных зерен" - описанию результатов подобного анализа надо посвятить многие мегабайты текста (опираясь, в частности, на информационную базу выпускаемого нами электронного еженедельника "Эконометрика" http://subscribe.ru/archive/science.humanity.econometrika/ ).

На принятом в этой программной статье уровне обсуждения нет необходимости применять математические модели и эконометрику, они пригодятся на следующих этапах разработки теории (ср. [9, 10]).

Для облегчения получения информации приводим адреса соответствующих сайтов. Ограничиваться бумажным источниками - отжившая традиция. В диссертациях и дипломных проектах МГТУ им. Н.Э. Баумана быстро растет доля ссылок на Интернет-ресурсы. Полтора десятка наших книг и более 150 статей выставлены на сайте http://orlovs.pp.ru "Высокие статистические технологии".

1. СТЭЭП-факторы принятия стратегических решений

Часто констатируют, что стратегические решения (например, о реализации инвестиционных проектов) следует принимать, исходя из совокупности социальных, технологических, экономических, политических факторов. Короче, исходя из СТЭП-факторов (в англоязычном варианте - STEP).

Такие формулировки явно отстали от жизни. Еще в 70-е годы ХХ в. выявлена роль глобальных и региональных экологических проблем. Например, можно ли рассматривать стратегические проблемы развития отечественного автомобилестроения, не учитывая грядущее исчерпание нефтяных месторождений, эксплуатация которых экономически выгодна? По прогнозу Министерства природных ресурсов, это произойдет к 2015 г. По независимым прогнозам - еще раньше.

Очевидно, нужно добавить пятую группу факторов - экологическую, и рассматривать систему СТЭЭП-факторов (в англоязычном варианте - STEEP).

В настоящее время из-за специализации труда исследователей и преподавателей обычно отдельно рассматривают пять направлений будущего развития - технологическое (включая организацию производства), экономическое, социальное, политическое, экологическое. Каждая из пяти профессиональных групп - технологи, экономисты, социалисты, политологи, экологи - разрабатывают прогнозы (и основанные на них проекты стратегических решений) независимо друг от друга.

В результате "чистые" экономисты обычно полагают (по крайней мере в сочинениях общего характера), что любой ресурс можно купить, проблема лишь в размере цены. Однако в ряде областей России мощности электроэнергетических систем исчерпаны, поэтому невозможно подключить к ним новое предприятие, сколько бы выгодным ни представлялось его строительство.

Столь же необоснованным является предположение о неисчерпаемости кадровых ресурсов (по крайней мере на "общественно нормальном" [6] рынке труда). Такое предположение исходит из предпосылки о высокой мобильности рабочей силы. А эта предпосылка неверна, особенно для современных условий отсутствия массового голода. Сказано в Писании: "Не хлебом единым жив человек". Социологам хорошо известно, что существенная часть экономически активного российского населения предпочитает сохранение привычных жизненных условий (квартиры, социального окружения и др.) потенциальному повышению доходов на новом месте работы в другом регионе.

Идея "чистых" экономистов о потенциальной доступности ресурсов более или менее справедлива лишь для мелких предприятий, оказывающих лишь "бесконечно малое" влияние на соответствующие рынки. Крупные корпорации, которым соответствуют заметные доли рынков, вынуждены учитывать не только экономические, но и технологические, социальные, экологические, политические факторы (ср. [12]). В частности, они вынуждены заниматься не только внутренним технико-экономическим развитием, но и решением социально-экологических региональных проблем.

Наиболее очевидна роль политического фактора. Административно запрещены наиболее эффективные виды бизнеса - продажа наркотиков и оружия. Государство душит предпринимателей налогами и собранные средства тратит на содержание неконкурентоспособной части населения - пенсионеров. Но бизнесу придется смириться, поскольку экономика - служанка общества.

Из сказанного вытекает, что современная экономическая наука - лишь одна из составляющих того комплекса теоретических знаний, который необходим для стратегического управления крупными промышленными предприятиями и корпорациями. Этот разрабатываемый в настоящее время комплекс знаний обозначим термином "неформальная информационная экономика будущего", вынесенным в название статьи. Составляющие термина обсуждаются ниже.

2. От Аристотеля к экономике современного предприятия

Весьма актуальными для разработки неформальной информационной экономики будущего, сокращенно НИЭБ-теории, являются взгляды первого известного в истории науки экономиста Аристотеля. Кратко рассмотрим их, исходя из материалов книги http://enbv.narod.ru/text/Econom/agapova_iem/str/p01.html .

Напомним, что термин "экономика" в переводе означает "домоводство", т.е. наука о разумном ведении домашнего хозяйства и земледелия. Аристотель ввел специальный "хрематистика", под которой он "понимал деятельность, направленную на извлечение прибыли, на накопление богатства, в отличие от экономики - как деятельности, направленной на приобретение благ для дома и государства. При этом первую форму организации хозяйства Аристотель считал противоестественной, а его особое негодование вызывал процент, который он расценивал как самую противоестественную форму дохода". Далее, "анализируя природу денег, Аристотель настаивал на том, что деньги являются результатом соглашения между людьми и "в нашей власти сделать их неупотребительными"... Если деньги относятся к "экономике" - то это знак стоимости, обусловленный законом или обычаем, а если к "хрематистике" - то они выступают как реальный представитель неистинного богатства".

Рассмотрим развитие представлений об экономике (в смысле Аристотеля). Робинзон Крузо (согласно роману Дефо), попав на необитаемый остров, был вынужден вести свое хозяйство. Он разрабатывал методы организации производства, вел управленческий учет, прогнозировал и планировал. Робинзон управлял своим предприятием без использования денег.

Жюль Верн в романе "Таинственный остров" рассказал о том, как успешно вели хозяйство инженер С. Смит и его товарищи. Они вышли на современный им научно-технический уровень, не обращаясь к хрематистике, поскольку само понятие прибыли было их коммуне чуждо.

В современных условиях в основном экономике посвящены такие научно-образовательные дисциплины, как "Экономика предприятия" и "Организация производства", а в основном хрематистике - "Экономическая теория". На основе своего опыта преподавания этих дисциплин констатирую, что "Экономическая теория" почти не нужна для рассмотрения проблем управления реальным предприятием.

Один из основоположников научного менеджмента Анри Файоль так формулировал основные функции управления: "Управлять - значит прогнозировать и планировать, организовывать, руководить командой, координировать и контролировать" (см. гл. 1.2 учебника "Менеджмент" http://orlovs.pp.ru/econ.php#ek2 ). Здесь ни слова о деньгах. Метафорой предприятия является семья, поскольку исходной формой является семейное хозяйство. Разве нужны деньги, разве извлекают прибыль внутри одной семьи?

Уточним. Внутри менеджмента выделяют финансовый менеджмент, но последний составляет лишь небольшую часть всей дисциплины. В сталинском СССР финансовые инструменты управления использовались, но играли подчиненную роль. В "Экономических проблемах социализма в СССР" И.В. Сталин (http://www.geocities.com/CapitolHill/Parliament/7231/ec_probl.htm) дал прогноз: "... когда вместо двух основных производственных секторов, государственного и колхозного, появится один всеобъемлющий производственный сектор с правом распоряжаться всей потребительской продукцией страны, товарное обращение с его "денежным хозяйством" исчезнет, как ненужный элемент народного хозяйства". Затем были известные споры "товарников" и "нетоварников"...

Суть дела проста. Если цель поставлена, то для ее достижения можно и нужно разработать оптимальный план (в натуральных единицах измерения) и отследить его выполнение. Теоретические разработки и практические методы многообразны. Например, на уровне государства в ЦЭМИ РАН была разработана Система оптимального функционирования экономики (СОФЭ).

На уровне предприятия или корпорации никто не отрицает необходимость планирования и контроля. Взгляды основоположника А. Файоля вполне созвучны современной концепции контроллинга [14]. Однако на уровне государства многие сейчас считают эффективным "рынок", т.е. анархию производства, при которой решения отдельных субъектов экономической жизни не требуют согласования между собой [2].

3. "План" или "рынок"?

Итак, имеем противоречие между "планом" и "рынком". Менеджмент организации исходит из необходимости плана. Казалось бы, всю страну (в перспективе - всю планету) можно рассматривать как одно большое хозяйство, а потому планировать и контролировать глобальное развитие. Почему же говорят об эффективности рынка?

Более того, объявляют о том, что цель фирмы - получение прибыли (так даже записано в Гражданском Кодексе РФ), т.е. от экономики переходят к хрематистике. А вот что писал основоположник Генри Форд в книге "Моя жизнь. Мои достижения":

"... Задача предприятия - производить для потребления, а не для наживы или спекуляции... Работу на общую пользу ставь выше выгоды..." http://www.improvement.ru/bibliot/ford/ford001.shtm

Аналогичны и взгляды П.Ф. Друкера. Он подчеркивал, что эффективное управление предприятием невозможно при использовании лишь идеи о максимальной прибыли [15, 16]. Мы развиваем эту идею, обращая внимание на взаимодействие крупной промышленной корпорации с окружающей природной и социальной средой.

На наш взгляд, есть два основания для парадоксального утверждения о превосходстве рынка над планом.

Первое - трудности целеполагания. Механизмы планирования и контроля запускаются, когда сформулирована цель. Для организации (предприятия, корпорации) цель определяет небольшая группа руководителей (например, Совет директоров). Для государства цель иногда бывает четко заданной, например, в военной обстановке. Хорошо известно, что в случае войны все государства мобилизуют ресурсы для победы с помощью плановых и контрольных управленческих структур (т.н. "мобилизационная экономика").

А как быть в мирное время? Реализованы два крайних вида решений. Либо цель страны определяет сравнительно узкая руководящая группа. Либо реализуется основной принцип анархии - каждый товаропроизводитель делает что и как хочет.

Почему не реализованы те или иные принципы принятия коллективных решений? Потому что для этого не было и пока нет доступных дешевых технологий. Действительно, голосование лишь по одному достаточно простому вопросу - выбору президента страны - требует затрат заметной доли национального дохода.

Здесь мы переходим ко второму основанию - недостаточной отработанности механизмов принятия и реализации плановых решений. Достаточно вспомнить отсутствие гибкого реагирования на изменяющиеся условия и предпочтения потребителей, методы "планирования от достигнутого" и борьбу за "перевыполнение плана", чтобы констатировать, что система управления хозяйством в СССР была далека от идеала плановой [2]. Причина - опять в отсутствии доступных дешевых технологий принятия коллективных решений.

4. Информационные технологии принятия решений

Как известно, база разработки таких технологий - кибернетика. В послевоенные годы в нашей стране, как и во всем мире, разрабатывались различные типы автоматизированных систем управления. Так, в начале 1960-х годов академик В.М. Глушков предложил правительству СССР создать Общегосударственную автоматизированную систему управления экономикой страны (ОГАС), для чего, по его оценкам, требовалось как минимум 15-20 лет и 20 млрд. тогдашних рублей, однако выигрыш стоил того: ОГАС давала реальный шанс построить самую эффективную экономику в мире [3]. Глушков писал:

"Отныне только "безмашинных" усилий для управления мало. Первый информационный барьер или порог человечество смогло преодолеть потому, что изобрело товарно-денежные отношения и ступенчатую структуру управления. Электронно-вычислительная техника - вот современное изобретение, которое позволит перешагнуть через второй порог. Происходит исторический поворот по знаменитой спирали развития. Когда появится государственная автоматизированная система управления, мы будем легко охватывать единым взглядом всю экономику. На новом историческом этапе, с новой техникой, на новом возросшем уровне мы как бы "проплываем" над той точкой диалектической спирали, ниже которой, отделенный от нас тысячелетиями, остался лежать период, когда свое натуральное хозяйство человек без труда обозревал невооруженным глазом".

Идея ОГАС поначалу была встречена с полным пониманием, было получено принципиальное согласие председателя Совмина СССР А.Н. Косыгина, но этот проект по ряду причин нетехнического характера, на которых не будем здесь останавливаться, реализован не был (http://corpsys.ru/History/CorpSys/Russia.aspx).

"Своеобразная ОГАС, хотя и куда более скромная по масштабам, была введена на практике в другом уголке Земли - в Чили, во время президентства Сальвадора Альенде, - пишет А. Самарский (http://www.communist.ru/root/future/samarskiy). В Чили был приглашен один из основоположников кибернетики Стаффорд Бир, который, разработал автоматизированную систему управления национализированными предприятиями Чили. Проект получил название "Киберсин". Он представлял собой автоматизированную систему сбора и обработки информации, которая состояла из четырех основных компонентов: "Кибернет" - сеть, осуществлявшаяся с помощью телексной связи, "Киберстрайд" - компьютерные программы, "Чико" - математическая модель чилийской экономики - и ситуационная комната - главный "мозговой центр", из которого велось управление. Последняя представляла собой зал с экранами, на которых отображалось в виде графиков и схем состояние экономики Чили. Отсюда можно было управлять производством всей страны в реальном времени, сразу же видеть результат принятых решений и при необходимости вносить поправки. Кроме того, были предусмотрены настоящие рычаги демократии, так называемые алгедонические приборы. В каждом населенном пункте предполагались "опросные пункты", где производился автоматизированный опрос населения по поводу принимаемых мер. Эти центры были включены в систему "Киберсин", и правительство быстро узнавало реакцию населения на очередное нововведение".

Как отмечает И. Герасимов в статье "Интернет, Open Source и Открытое сетевое общество", современные технологии уже на сегодняшнем этапе позволяют разработать и внедрить интегрированные информационно-управляющие системы, которые предназначены для решения задач, связанных с координацией людей, ресурсов, потребностей, предложений; которые позволяют объединять людей в рабочие группы по реализации экономических проектов...; прокладывать прямые связи между производителями и потребителями; оптимально координировать инициативы и проекты в масштабе всего общества. К конкретным функциям в рамках экономического блока можно отнести: учет и распределение ресурсов, обмен экономическим опытом и технологиями, регистрация потребностей населения в товарах и услугах, формирование коллективов новых хозяйствующих субъектов, аккумулирование и распределение инвестиций, координация действий трудовых коллективов, публичная оценка потребителями работы хозяйствующих субъектов, ведение публичного диалога между потребителями и производителями товаров и услуг, публикация жалоб добросовестных хозяйствующих субъектов на деструктивные действия в отношении них со стороны официальных и неофициальных паразитических структур, выработка схем оптимального ресурсообмена и планов экономического развития (http://forum.orlovs.pp.ru/viewtopic.php?t=523).

Таким образом, основным направлением развития современной экономической и управленческой мысли являются информационные технологии управления, причем не только на уровне предприятия, но и на макроуровне. Их математической основой являются теория управления организационными системами (http://mtas.ru/), прежде всего такие ее части, как теория активных систем и теория принятия решений [10]. Интеллектуальные инструменты менеджмента рассмотрены в нашем учебнике "Менеджмент" (http://orlovs.pp.ru/econ.php#ek2).

5. Неформальные информационные технологии принятия решений

Новым по сравнению с временами В.М. Глушкова и С. Бира является широкое распространение Интернет-технологий, позволяющее аппаратно реализовать право граждан на участие в принятии касающихся их решений.

По мнению И. Герасимова, не менее важным (чем участие в экономической жизни - А.О.) представляется и наделение рядовых граждан возможностями по непосредственному участию в политическом управлении обществом. Это формирование общественных советов и рабочих групп по коллективному изучению и решению тех или иных социальных проблем, оценка качества работы должностных лиц, обсуждение и оценка законопроектов, законов, указов, распоряжений и иных руководящих документов, выдвижение собственных предложений и доведение их до административных органов, организация публичного диалога между административными органами и населением, обсуждение кандидатов на выборные должности, публикация мнений граждан друг о друге и сведений о характеризующих личность граждан совершенных ими социально значимых действиях, мобилизация населения на акции прямого гражданского волеизъявления... Качественно новым уровнем по сравнению с разрозненными сайтами фирм и административных учреждений, выполняющими лишь представительские и рекламные функции, должны стать интегрированные порталы целых секторов экономики и территорий. Эти порталы должны обладать выраженной обратной связью, формироваться по единым стандартам, подчиняться принципу "открытой архитектуры", быть соединенными между собой каналами регулярного обмена данными и находиться под контролем формируемых населением общественных советов (см. цитированную работу http://forum.orlovs.pp.ru/viewtopic.php?t=523).

Оставшиеся с прошлых веков привычные принципы управления как экономикой, так и государством входят во все большее противоречие с возможностями в сфере технологий управления, предоставляемые прогрессом информационных технологий. Возрастает роль неформальной, "роевой" деятельности, как противовеса иерархическим структурам. В частности, значение неформальных научных коллективов [4].

Приведем пример институализации неформальных акций с помощью информационных технологий. В США по инициативе ученых Массачусетского технологического института - разумеется, вопреки воле официальных властей - была разработана интерактивная сетевая база данных, позволяющая гражданам свободно добавлять и получать информацию, касающуюся должностных лиц и политиков. Задуманная как "асимметричный ответ" на создание системы тотальной слежки правительственных органов за простыми людьми, она получила название GIA - Government Information Awareness, или "Информационная осведомленность о правительстве". Таким образом, передовой мировой опыт также указывает верное направление развития.

Открытый процесс создания реальных организационных модулей системы, привлечения участников, прокладывания горизонтальных связей, осуществления операций с ее помощью можно - как синтез многочисленных прогрессивных англоязычных терминов Open Source, Open Architecture, Commons-based Peer Production, Peer-to-Peer и Open Society ("Открытое общество") - назвать Open P2P Society. В русском языке этот термин будет звучать как "Открытое сетевое общество", где топология связей будет не иерархической, а "от каждого к каждому", или "Peer to Peer" (http://forum.orlovs.pp.ru/viewtopic.php?t=523).

Неформальность - важнейшая черта будущих информационных систем принятия решений. Во-первых, свобода передачи информации - от каждого к каждому, без административных фильтров. Во-вторых, участие всех заинтересованных лиц и организаций в выработке и реализации решений. Конечно, для этого необходимы адекватные процедуры принятия решений. Разработать их должны специалисты по теории принятия решений. Необходима техническая база, позволяющая реализовать "Открытое сетевое общество". Наконец, необходима политическая воля для ликвидации административных препятствий на пути внедрения достижений НИЭБ-теории.

Интересным примером эффективности неформальных институтов в современной экономике России является провал на рубеже тысячелетий прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц в результате массового отказа граждан от подачи налоговых деклараций.

6. Основные черты экономики будущего

В работе [12] продемонстрировано, что экономика - служанка общества. Поскольку общество задает цели, а экономика как научная и практическая дисциплина занимается способами достижения этих целей.

Во всех без исключения экономически развитых странах за ХХ в. в 3-5 раз выросла роль государства в экономике. Монотонный рост, основанный на интенсивном использовании современных информационных технологий управления, в том числе на основе неформальных общественных структур, сохранится и в XXI веке.

В той же работе обсуждается влияние современной экологической ситуации на экономику и управление, проведен анализ динамики основных экономических и экологических показателей России, в том числе коэффициентов суммарной рождаемости. В частности, предсказан конец частного предпринимательства в классическом его понимании. Социально-экологические аспекты управления необходимо учитывать как в масштабах государства, так и при управлении персоналом конкретного предприятия. Система сценариев демографических прогнозов на период до 2050 г. показывает неизбежность значительного сокращения населения России. Уже в течение ближайших десятилетий возможны лишь два основных сценария разрешения социально-экологических противоречий. Во-первых, приближение к канадской модели, с уходом остатков населения из северной и центральной России и Сибири на юг (Кубань, Ставрополье). Во-вторых, переход к сильной государственной политике (в частности, национализация топливно-энергетического комплекса, введение монополии внешней торговли и т.п.) с целью резкого подъема макроэкономических показателей и решения на этой экономической базе социально-экологических проблем страны.

Любая организация (предприятие, корпорация) взаимодействует с окружающей средой. Она использует ресурсы окружающего мира - энергетические, природные, кадровые и другие. Студенческие учебники по экономической теории, принятые в настоящее время в РФ, предполагают, что влияние конкретного предприятия на окружающую среду бесконечно мало, в частности, что требуемые для деятельности предприятия ресурсы всегда имеются в наличии, и дело только в цене, которую надо заплатить за их привлечение. Для крупной корпорации ситуация совершенно иная. Она своей деятельностью преобразует окружающую среду. Важными становятся объективно существующие ограничения на ресурсы, в частности, энергетические, природные и социальные (в том числе кадровые). Эффекты усиливаются, если мы рассмотрим экономику в целом. Поэтому очевидна необходимость тщательного рассмотрения проблем управления в реальном процессе взаимодействия экономики, общества и природной среды.

Для принятия решений в системах государственного, регионального и муниципального управления, для решения задач стратегического менеджмента наукоемкими предприятиями и корпорациями, действующими в сфере высоких технологий, необходимо прогнозирование будущей экономической системы. Например, динамика трудовых ресурсов и других составляющих населения России может и должна быть просчитана на основе демографических моделей, которые дают базу для принятия решений, в том числе в масштабе страны.

Мы в Лаборатории экономико-математических методов в контроллинге (http://www.ibm.bmstu.ru/nil/lab.html) МГТУ им. Н.Э. Баумана исследуем и конструируем неформальную информационную экономику будущего (сокращенно - НИЭБ-теорию). Эта новое научное направление находится на стыке экономики и прогностики (а именно, той научно-практической дисциплины, которой занимается Международная академия исследований будущего http://www.rfsa.ru/). Подчеркнем широкое использование современных информационных технологий разработки и принятия управленческих решений. В будущей экономике связи между предприятиями и организациями (B2B), а также во многом между предприятиями и потребителями - физическими лицами (B2C) будут осуществляться через сетевые информационные структуры, представляющими собой дальнейшее развитие современного Интернета и корпоративных сетей (интранет-технологий). Третья составляющая (вместе с производством и потребителями) - органы государственного и муниципального управления.

Количество перейдет в качество. В соответствии с НИЭБ-теорией путем предварительного обсуждения и планирования можно будет снять проблему нерационального производства товаров и услуг. Конкурировать будут не товары и услуги, а их идеи (проекты). Магазины превратятся в выставки, в том числе электронные, товары будут производиться по индивидуальным заказам. Удастся снять противоречие между "планом" и "рынком", избавиться от недостатков, но сохранить достоинства каждого из этих подходов к организации хозяйственной жизни на основе хорошо отработанной системы принятия решений.

7. О реликтах и заблуждениях

Одно из направлений НИЭБ-теории - выявление анализ и снятие накопившихся заблуждений. Часть из них представляет собой реликты прошедших времен или возведенных в абсолют частных случаев, другие же сознательно внедрены в наше массовое сознание конкурентами России с помощью т.н. "троянских технологий" [11] http://forum.orlovs.pp.ru/viewtopic.php?t=423.

Приведем примеры.

Согласно распространенной догме государство должно сокращать свое участие в экономике. Однако хорошо известно, что для каждой из одиннадцати промышленно развитых стран доля государственных расходов в ВВП (т.е. доля расходной части бюджета в ВВП) в ХХ в. непрерывно росла (в среднем с 11,5% в 1913 г. до 29,1% в 1960 г. и 45% в 1998 г.). В РФ она к настоящему времени упала менее чем до 20%. Это означает, что для того, чтобы влиться на равных в мировое сообщество, необходимо увеличить роль государства в экономике в 2-3 раза [10].

К настоящему времени имеется огромное количество книг, статей, ресурсов Интернета, связанных с поисками оптимального управления теми или иными экономическими системами. Среди обсуждаемых вопросов, например, такой: "Какие предприятия работают более эффективно - государственные или частные?"

Частные предприятия хвалят за возможность развертывания личной инициативы, быстроту реакции на изменение рыночной среды. Критикуют их несогласованность действий, излишнюю трату ресурсов, а также за высокую вероятность различных противоправных и противообщественных действий. Государственные предприятия критикуют за неповоротливость, вызванную бюрократизмом управления, а хвалят за законопослушность. На основе словесного обсуждения нельзя сделать однозначного вывода. Обратимся к статистике.

В табл.1 приведены статистические данные Европейского Союза на конец 1995 г. [1] (см также гл. 1.3 в электронном учебнике "Менеджмент" http://orlovs.pp.ru/econ.php#ek2). Для каждой страны и для Европейского Союза в целом указаны доля занятых в государственном секторе (в процентах от всех занятых в стране) и доля госсектора в создании добавленной стоимости (в процентах от валового внутреннего продукта). В последнем столбце указана эффективность госсектора в странах Европейского Союза относительно предприятий и организаций других форм собственности. Она получена путем деления второй из этих долей на первую. Страны упорядочены в порядке убывания валового внутреннего продукта. Из данных табл.1 видно, что производительность труда (объем созданной добавленной стоимости на одного работающего) в госсекторе выше, чем на частных предприятиях. Это утверждение справедливо для Европейского Союза в целом и для всех его стран по отдельности, кроме одной - Бельгии.

Итак, согласно мировому опыту экономическая эффективность государственных предприятий выше, чем у частных. Одна из причин состоит в том, что зарубежные государства предпочитают оставлять у себя (или национализировать) высокоэффективные предприятия и избавляться от малоэффективных и убыточных, приватизируя их.

Таблица 1.

Эффективность госсектора в странах Европейского Союза

Страна

Доля занятых в госсекторе

Доля госсектора в добавленной стоимости

Относительная эффективность госсектора

Германия

8,0

10,0

1,25

Франция

11,9

14,2

1,19

Италия

11,5

13,0

1,13

Великобритания

2,3

2,6

1,13

Испания

6,0

7,2

1,20

Швеция

11,4

13,3

1,17

Австрия

10,0

14,0

1,40

Бельгия

9,7

8,6

0,89

Греция

12,0

14,0

1,17

Финляндия

14,7

19,0

1,29

Португалия

6,0

13,1

2,18

Нидерланды

3,4

6,0

1,76

Дания

7,8

8,0

1,03

Ирландия

9,3

11,0

1,18

Люксембург

5,6

6,3

1,13

Европейский Союз

8,0

9,7

1,21

В теории экономики и организации производства давно установлено и считается ныне очевидным, что крупные предприятия является экономически более эффективными, чем малые. Однако конкурентам нашей страны удалось внедрить в массовое сознание мысль о пользе всеохватной конкуренции и малых предприятий. В частности, для внедрения инноваций рекомендуют создавать малые венчурные предприятия. Эти троянские технологии стремятся замедлить научно-технического прогресс в нашей стране, создать дополнительные препятствия на пути внедрения инноваций. Их основная цель - лишить нашу страну конкурентного преимущества, а именно, достигнутой трудом предыдущих поколений высокой доли крупного бизнеса в народном хозяйстве. Из сказанного следует, что одна из основных задач отечественной науки в области управления инновациями - разработка организационно-экономических методов стимулирования инновационных процессов в рамках крупных корпораций (холдингов, концернов и т.п.).

Перечень экономических догм, успешно внедренных в массовое сознание, можно продолжать долго. Многие из них разобраны в нашей статье "Экономические догмы массового сознания" [8] http://orlovs.pp.ru/main.php#maindogm

Особенно вредны догмы, закрепившиеся в системах обучения. Рассмотрим примеры.

Вряд ли надо доказывать, что наша страна по своей истории, традициям, организации социальной и экономической жизни, менталитету граждан гораздо ближе к Европе, чем к США. Однако конкурентам нашей страны при кардинальной перестройке преподавания организационно-экономических дисциплин в начале 90-х годов удалось сориентировать общественное мнение и отечественные образовательные структуры на монетаризм и США, а не на кейнсианство и Европу. Концепция монетаризма в мировой экономической науке является маргинальной, а в нашей стране стала господствующей. Монетаризм овладел массами преподавателей, выпущено огромное количество учебной литературы, содержащей большое число ошибок.

Например, специалистам давно известно, что т.н. "кривые Филлипса" - результат сознательной фальсификации http://forum.orlovs.pp.ru/viewtopic.php?t=476 . Тем не менее они кочуют в книги в книгу.

Ложным является представление о полностью рациональном экономическом субъекте, действующим независимо от других подобных субъектов. Отсутствие максимизации полезности - характерная черта поведения большинства потребителей. Именно поэтому эффективна реклама.

О нецелесообразности максимизации прибыли уже говорилось выше. Недаром стратегический менеджмент основывается на понятии "миссия фирмы". Распад логического мышления демонстрируют рассуждения о максимуме прибыли при минимуме затрат (непонимание основ многокритериальной оптимизации), о необходимости минимизации запасов (вместо оптимизации). Или попытки выводить рост цен из роста денежной массы (из основного уравнения теории денег следует, что рост денежной массы приводит к росту произведения цен на объем производства, а сами цены при этом могут и падать - если рост объема производства достаточно велик).

Несколько слов о менеджменте. Хорошо известно, что "школа научного управления" основана на "русской системе обучения ремеслам", разработанной в Императорском московском техническом училище (ныне МГТУ им. Н.Э. Баумана) во второй половине XIX века. А именно, в МГТУ им. Н.Э. Баумана (в то время - ИМТУ) был разработан способ обучения рациональным трудовым движениям, т.н. "русский метод обучения ремеслам", предвосхитивший научные результаты Ф.У. Тейлора и Ф.Б. Гильбрета. Метод стал широко известен во всем мире после демонстраций на Всемирных выставках в Вене (1873), где он был отмечен Большой золотой медалью, Филадельфии (1876), Париже (1878). Существо метода состояло в переходе от обучения изготовлению предметов к выполнению технологических операций, на которые раскладывается любая работа, в отыскании наилучших сочетаний операций и переходов, в быстрейшем овладении найденными стандартными приемами возможно большим числом работников. Президент Массачусетского технологического института Дж. Рункль писал директору ИМТУ В.К. Делла-Восу: "За Россией признан полный успех в решении столь важной задачи технического образования... В Америке после этого никакая иная система не будет употребляться" [5].

Таким образом, основные идеи "научной школы менеджмента" были разработаны в Москве. Однако в литературе по менеджменту, внедренной в России конкурентами нашей страны, эта школа связывается исключительно с именами американцев Ф.У. Тейлора, Г. Форда и др. Аналогична ситуация с исследованиями по трудовой мотивации, где приоритет также принадлежит отечественным ученым.

Итак, конкуренты считают необходимым все достижения приписать своим соотечественникам. Этим достигается несколько целей. США представляется лидером, а Россия - догоняющей стороной, вопреки исторической правде. Повышается конкурентоспособность американских управленческих разработок - в ущерб российским. Внимание сосредотачивается на устаревших концепциях, а современные разработки, выполненные вне США, попросту не рассматриваются. Например, ни в одном учебнике как новый этап менеджмента не рассматривается теория активных систем, созданная "незримым коллективом" на базе ИПУ РАН (за исключением нашего электронного учебника "Менеджмент" http://orlovs.pp.ru/econ.php#ek2).

Особенно нетерпимое положение сложилось в эконометрике.

Согласно энциклопедиям, эконометрика - это наука, изучающая конкретные количественные и качественные взаимосвязи экономических объектов и процессов с помощью математических и статистических методов и моделей. Эконометрические методы - это прежде всего методы статистического анализа конкретных экономических данных.

В 90-е годы конкурентам нашей страны с помощью специально организованной пропагандистской компании, в частности, проведенной на западные гранты серии летних школ для преподавателей, удалось внедрить крайне узкий взгляд на эконометрику. В настоящее время в РФ распространены учебные сочинения по эконометрике, сводящие эту дисциплину к различным вариантам метода наименьших квадратов. На основе анализа подобных сочинений проф. МГУ им. М.В.Ломоносова В.Н. Тутубалин приходит к выводу: "Эконометрика как наука в целом должна быть охарактеризована как крупная научная неудача, которая произошла из-за чрезмерно настойчивых попыток применить вероятностно-статистические методы к анализу такого материала (динамика макроэкономических показателей), к которому они вообще не могут применяться. В борьбе с непреодолимыми трудностями это научное направление превратилось в схоластику, мало пригодную для преподавания студентам экономических специальностей. Но уж раз эконометрика попала в учебные планы, то ее следует не изгонять оттуда, но наполнить экономически разумными примерами применений вероятностно-статистических методов" [13]. Этот вывод связан только с той извращенной формой эконометрики, которая внедрена в РФ с помощью троянских технологий.

В МГТУ им. Н.Э. Баумана разработано адекватное современным потребностям практики содержание учебной дисциплины "Эконометрика" и выпущен соответствующий учебник [9] http://orlovs.pp.ru/econ.php#ek1. Остается вытеснить троянского коня...

8. О развитии и преподавании НИЭБ-теории

Сказанное демонстрирует целесообразность и необходимость дальнейшей разработки неформальной информационной экономики будущего. Она должна быть широко представлена в преподавании.

Экономическую теорию надо избавить от крена в сторону хрематистики. Экономика - это наука о том, как производить, а не о том, как делить прибыль. Надо снять противостояние "экономической теории" и "экономики предприятия", т.е. признать, что основное ядро современной экономической теории - это экономика предприятия (инженерная экономика). Преподавание менеджмента должно начинаться с "русской системы обучения ремеслам". А современный этап - это менеджмент высоких технологий, контроллинг [14], теория активных систем.

Стержнем развития НИЭБ-теории и ее преподавания является прогнозирование развития экономики будущего. Неотъемлемая часть научной работы - борьба с ошибками и предрассудками. Писать надо не наукообразно, а понятно. В том числе ссылаясь на личный опыт предпринимательства. Весьма важна методология [7].

Литература

1. Абрамов Ю.А. В поисках баланса интересов и ресурсов. - В сб.: Космос в фокусе политики, экономики, культуры / Научн. ред. Л.В. Голованов. - М.: Новости космонавтики, 2002. - С.92-101.

2. Валовой Д.В. Рыночная экономика. Возникновение, эволюция и сущность. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 400 с.

3. Глушков В.М. Макроэкономические модели и принципы построения ОГАС. - М.: Статистика, 1975. - 160 с.

4. Налимов В.В., Мульченко А.Б. Наукометрия. Изучение развития науки как информационного процесса. - М.: Наука, 1969. - 192 с.

5. Научные школы Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана. История развития / Под ред. И.Б. Федорова, К.С. Колесникова. - 2-е изд., доп. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005. - 464 с.

6. Нижегородцев Р.М. Diverse selection: двойственный отбор на рынке труда и проблема накопления человеческого капитала. - - В сб.: Проблема человеческого капитала: теория и современная практика: Материалы Вторых Друкеровских чтений / Под ред. Р.М. Нижегородцева. - М.: Доброе слово, 2007. - С.6-21.

7. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. - М.: СИНТЕГ, 2007. - 668 с. http://www.mtas.ru/Library/uploads/1172233150.pdf

8. Орлов А.И. Некоторые проблемы учебной вертикали "Школа-Вуз" при преподавании экономики. - В сб.: Взаимодействие школы и вуза в столичном регионе: опыт, проблемы, пути их решения. Информационно-методический сборник. Вып.2. - М.: Центр инноваций в педагогике, 1998. - С.70-73.

9. Орлов А.И. Эконометрика (3-е изд., исправл. и дополн.). - М.: Экзамен, 2004. - 576 с. http://orlovs.pp.ru/econ.php#ek1

10. Орлов А.И. Теория принятия решений. - М.: Экзамен, 2006. - 573 с. http://orlovs.pp.ru/stat.php#k5

11. Орлов А.И. Троянские технологии в инновационном менеджменте и борьба с ними. - Управление инновациями - 2006. Материалы международной научно-практической конференции. - М.: Доброе слово, 2006. - С.156-160. http://forum.orlovs.pp.ru/viewtopic.php?t=423

12. Орлов А.И., Орлова Л.А. Социально-экологические аспекты управления в современной экономике. - В сб.: Проблема человеческого капитала: теория и современная практика: Материалы Вторых Друкеровских чтений / Под ред. Р.М. Нижегородцева. - М.: Доброе слово, 2007. - С.176 - 191. http://orlovs.pp.ru/ecol.php

13. Тутубалин В.Н. Эконометрика: образование, которое нам не нужно. - М.: Фазис, 2004. - 168 с.

14. Фалько С.Г. Контроллинг для руководителя. М.: Институт Контроллинга, 2006. - 196 с.

15. Drucker P.F. Managing in Turbulent Times. Heinemann. 1980.

16. Drucker P.F. The Frontiers of Management. Heinemann. 1987.

*   *   *   *   *   *   *

И естественный отбор против эволюции

Уже больше века предположение Дарвина, что естественный отбор является механизмом, приводящим в движение эволюционное развитие видов жизни на земле, не может перейти из разряда гипотезы и теории в разряд научно доказанного факта. Но, как ни странно, для многих это недоказанное предположение уже стало аксиомой и основной точкой опоры их мировоззрения и умозаключений о происхождении и развитии жизни на земле. И сомнения в истинности теории воспринимаются почти как личное оскорбление или признание неграмотности собеседника.

Тем не менее, у человека разумного (homo sapiens - того самого, последнего в эволюционной цепочке) при рассмотрении этой теории возникает целый ряд недоуменных вопросов, на которые хотелось бы получить ответы. Эти вопросы я еще раз выношу на обсуждение в этой статье с надеждою получить на них научно обоснованные ответы. Ответы типа "сам дурак" были уже выслушаны от предыдущих оппонентов и больше не принимаются ввиду их ненаучности. Тем более, что научные открытия последнего времени входят в прямое противоречие с предположениями Дарвина. Здесь я коснусь лишь части их - тех, что лежат на поверхности.

Во-первых, начав с фундаментальных законов устроения нашего мира, хочется понять, почему Второй закон термодинамики, утверждающий, что всякая сложная закрытая система стремится к упрощению (закон энтропии), а не к усложнению (теория эволюции), не должен действовать и в системе биологических видов. Или они из другой материи? На замечание, что наша система не закрытая, хотелось бы узнать, что же это за внешнее воздействие, которое извне не только блокирует энтропию (что недостаточно для эволюции), но и создает механизм, противоположный ей - реэнтропию? Среди известных такого механизма на сегодня не существует.

Говоря о том же простым языком, всем нам известно и не вызывает никакого сомнения то, что в этом мире все стареет, разрушается и истлевает. Это всеобъемлющий и доказанный жизнью закон. И действие его распространяется на все материальные объекты и системы, начиная со звездных систем и кончая системой внутриатомных связей. Все сложноустроенное со временем рассыпается на составляющие части, если к нему нет приложения сил внешней поддержки. И каким образом этот процесс повернуть вспять - а именно этого требует эволюция - никто пока не знает.

Во-вторых, очень хотелось бы разобраться, а каким образом появилось пространство для размещения и развития эволюционных процессов? Единственная версия - это теория единого взрыва, гласящая, что что-то очень плотное когда-то взорвалось в чем-то (или ни в чем) и из разлетающихся в разные стороны обломков появилась Вселенная с нашей солнечной системой. Но при любом взрыве хаос (т.е. энтропия) возрастает, а не уменьшается! А значит для выстраивания из разлетающихся обломков и частей чего-то такой сложной системы организации материи, как наше мироздание, то, что взорвалось, должно быть еще более высоко организованным. Значит наш мир - это регресс того, что было до него. Разговаривать же о самоусовершенствовании материи - это делать ее разумной, а то и божественной. К тому же мешает все тот же действующий закон энтропии. Или же опять придется искать внешнее воздействие (причем уже извне Вселенной), способное создать механизм реэнтропии. Но проще представить, что в результате взрыва Везувия Помпея не погибла, а выстроилась во всем своем архитектурном великолепии из падающих сверху продуктов извержения.

В-третьих, возникает вопрос, а достаточно ли тех заявленных миллиардов лет и "случайных флуктуаций в системе" для возникновения таких сложных форм жизни. Известно, что ДНК состоят из миллиардов составляющих кирпичиков - нуклеотидов. Если предположить, что каждый кирпичик случайно пристыковывался к ДНК хотя бы 1 раз в год, то только на построение одной ДНК любого из животных ушли бы все эти миллиарды лет. Среди этих миллиардов умело прячется от нас загадочная эволюция. А ведь еще нужно время на эволюцию неживой материи, о которой говорилось выше. Если же возникнут возражения о возможном более быстром увеличении количества составляющих в структуре ДНК, то есть о присоединении их чаще 1 раза в год, то оппонентам придется отвечать на вопрос, почему в настоящее время мы не наблюдаем ежегодного многократного изменения всего видового состава природы, а также на вопрос, когда же процесс ежегодного эволюционирования приостановился и почему. И что являлось движущим механизмом этого процесса.

Для иллюстрации представим, что роман "Война и мир" Л.Толстого мы разрезали на отдельные буквы. И методом подбрасывания этой массы попытались сложить буквы в прежнем порядке, созданном автором. Только в ДНК нуклеотидов намного больше, чем букв в этом романе. А еще хотелось бы узнать, кто и когда создал такую "азбуку" для такой сложной формы записи информации.

В-четвертых, вспомним, что недавно, в 2006 году была вручена Нобелевская премия за открытие механизма копирования ДНК. Это открытие объясняет, каким образом происходит внутри клетки создание точной копии исходной ДНК для рождения новой клетки. В целом это можно сравнить с перезаписывающим биохимическим устройством, создающим из нуклеотидов носитель, уже загруженный информацией. К примеру, ДНК человека содержит примерно 3 млрд нуклеотидов и в ней содержится вся информация о носителе этого ДНК (о форме тела, цвете глаз, волос, о поле, о наследственных признаках и болезнях).

Для наглядности сравним ДНК с аудиокассетой или цифровым диском с записью произведений, допустим, Баха. Если следовать логике теории эволюции, то, делая перезапись этой кассеты в течение миллионов лет, мы получим произведения Шуберта, Вагнера и так далее - вплоть до джаза и рэпа. И все это, заметьте, путем "случайных флуктуаций" при перезаписи. Конечно, все неблагозвучные копии уничтожаются строгим отбором. И тут возникает вопрос, что же это за внешние воздействия на механизм копирования ДНК, что привели к такому разнообразию видов и, главное, к их гармоничному и стабильному сосуществованию? А еще, кто определяет, гармонично или негармонично это создано, живет и как это сосуществование сделать более гармоничным? И хотя здесь рассматривается движение от Баха к рэпу, в случае эволюции Дарвина логичнее рассматривать движение от полной тишины к Баху. Но над чем тогда трудиться "случайным флуктуациям" в начале?

И тогда возникает пятый вопрос. Откуда в полной биологической тишине и на какой планете появился первый "звук", т.е. белковое соединение? На неуверенный возглас, что это могло возникнуть тоже от "случайных флуктуаций в системе" (например, молния или космическое излучение ударили в Древний Океан, почему бы и нет?) придется с грустью о непонимании отправлять возгласившего к уже разобранному первому вопросу о Втором законе термодинамики - пусть сделает еще одну попытку разобраться. Ведь чтобы появившееся таким образом белковое соединение прожило долгую и счастливую жизнь и "увидело" себе подобных (чтобы "заработала" эволюция), непонятным образом размножаясь, жизненно необходимо кому-то создать и поддерживать в момент его чудесного появления на свет комфортабельные условия проживания (т.е. бороться с энтропией вне его и внутри него), а также научить его делать себе подобных до его распада на составляющие. И все это, заметьте, все тем же методом "случайных флуктуаций в системе", т.е. в результате удара молнии или космического излучения (просто шоковая терапия какая-то). Ни в одной биохимической лаборатории мира, работающей над биогенезисом, как ни старались напрячь свои мощности биохимики и искусственно создать эти условия, ничего не получилось, кроме нескольких аминокислот, от которых до микроба как от кремния (скажем, в виде песка) до суперкомпьютера Cray, а то и дальше. И это с нашим-то разумом. А в Древнем Океане и вокруг него такого разума и возможностей в биохимии, как у нас, не было, если следовать все той же теории эволюции. Так что у этого детектива хэппи-энда тоже не предвидится.

Наконец в-шестых, пройдя все эти преграды и треволнения эволюционного процесса и достигнув путем "случайных флуктуаций" многообразного, взаимозависимого, гармоничного и чрезвычайно ранимого мира живой природы, в нем каким-то образом появилась система механизмов жесткого контроля и сохранения межвидовых и внутривидовых отличий. Это проявилось в невозможности межвидового и внутривидового скрещивания и сосуществования особей с разными отличительными признаками анатомического, поведенческого и генного характера. Например, относящиеся к одному виду мышиных грызунов, домашняя мышь и мышь-полевка не сожительствуют, а уж про их отношения с летучими мышами и говорить не приходится. И если в выводке животного появился мутант с новыми признаками, он будет отсеян этой системой защиты отличительных свойств вида и, в лучшем случае, станет изгоем. Эти механизмы, уничтожающие слабых, уродливых, неспособных воспроизвести жизнеспособное потомство в естественной системе видового симбиоза окружающей природы доказательно действуют и называются естественным отбором. Но при чем тут тогда эволюция? И как естественный отбор может быть ее двигателем, если их функции прямо противоположны? Ведь естественный отбор стремится к консервативному сохранению чистоты вида, а значит к его жизнеспособности и равновесию в установившемся межвидовом симбиозе, но никак не к произведению от исходного вида множества мутантов с различными свойствами для дальнейшего их эволюционирования в другие виды. И что должно было произойти в начале - появиться желание у наземной мыши по каким-то причинам летать и питаться насекомыми и оставаться ждать нужной "случайной флуктуации" для закрепления этого желания в ДНК? Или сначала мышь должна была, пронизанная космическим излучением, дождаться конца мутирования в норке, появления кожистых мембран между ее лапками и пальцами и атрофирования хвостика, а уж потом полезть от безысходности на дерево, готовая к полетам? Ведь развившиеся лишь на четверть или наполовину крылья привели бы мышь к гарантированной смерти в результате естественного отбора, т.к. являлись бы уродливой обузой в наземной жизни и уж тем более не помогли бы в воздухе. И ладно, если бы только одна мышь так мучалась, а ведь эволюционирование происходило в течение миллионов лет. Как же они все могли выжить?!

И тут возникает седьмой вопрос. Все отличительные признаки видов, наблюдаемые нами в природе, являются инженерно законченными произведениями искусства. И малейшее изменение любого из них приводит к вымиранию вида или дисбалансу межвидовых связей. Т.е. к катастрофическим экологическим последствиям (как было, например, с колорадским жуком). Где же найти место в этом сбалансированном механизме природных взаимосвязей для миллиардов мутантов, о которых рассказывает нам эволюция? И где палеонтологические останки необходимых для эволюции миллиардов переходных межвидовых форм организмов? Их нет в природе. И в палеонтологических музеях тоже нет.

А теперь представим, что вам дарят колеса от Мерседеса и говорят, что у вашего сына будет уже рама, у внука - корпус, у правнука - мотор, а у праправнука появится, наконец, руль. И ради праправнука и его поездок на Мерседесе надо вам всем потерпеть и пожить с этим незаконченным пока автомобилем. Именно так эволюция объясняет появление в мире различных форм передвижения - будь то ползание, лазание, бегание, летание, плавание или капание - и средств для достижения этого в виде лап, плавников, щупальцев, ног и крыльев... Я уже не спрашиваю, кто решил наградить вас Мерседесом таким мучительным образом. Ведь вы в начале этого процесса о достижении такой формы передвижения даже не догадывались, а уж тем более ваш праправнук. И если этот кто-то все придумал и спроектировал заранее, не проще ли было подарить мерседес сразу, а не по частям? Да! А еще для него нужны дороги, заправки, масла и много чего еще. Как для крыльев нужен воздух, плавников - вода, лап - деревья, ног - земля, и уж конечно для всех живых организмов нужны еда и питье. И об этом тоже кому-то надо было подумать.

В-восьмых, кто может объяснить, что такое инстинкты и откуда они берутся? Потому что на мои вопросы типа "Почему птицы летят осенью на юг, а весною на север? Как они находят дорогу? Не проще ли им где-то прижиться?" или "Откуда птицы знают, как строить гнезда, а пчелы, как строить соты?" мне всегда заученно сложно отвечают: это инстинкты, выработанные в процессе эволюции. А что же это такое выработано, так и не говорят! Наверное, это тайна. Это все равно, что человеку стоящему на улице меж прохожих и машин, посреди огромного города на вопрос, как это все появилось и почему это все движется, отвечать, что это все инстинкты. Или завести его в кабинку лифта многоэтажки и, нажав на кнопку 20-го этажа, объяснить движение лифта сложным инстинктом. А если нажать на кнопку 1-го этажа, сработает другой инстинкт лифта - движение вниз.

И тут, при отсутствии вразумительных ответов на такое количество вопросов начинают появляться сомнения в компетентности оппонентов, защищающих эволюцию. Закрадывается мысль: а была ли эволюция? Не придумали ли ее как нового идеологического идола, которому миллионы людей были заставлены поклоняться со школьной скамьи с целью отбить у них всякую охоту задумываться и искать достойные ответы на еще множество подобных вопросов? И, может быть, поэтому любые сомнения в истинности теории эволюции до сих пор воспринимаются почти как личное оскорбление или признание в неграмотности. Вот только кого?

Священник Евмений (Лагутин),
настоятель Николо-Берлюковского монастыря
(
http://www.berluki.ru/index_foto.php?cat=6)

*   *   *   *   *   *   *

По поводу письма академиков о политике РПЦ

(http://sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=1082)

Десять академиков РАН выступили с обращением к Владимиру Путину, в котором выражается серьёзная обеспокоенность в связи с неоправданным, на взгляд учёных, вмешательством Русской православной церкви в науку и образование, другие сферы жизни нашего светского по конституции и многоконфессионального по составу населения государства.

Послание академиков, в котором действительно поднимаются многие острые и неоднозначные вопросы, уже получило широкий отклик. Одни выражают поддержку учёным. Другие, как, например, некоторые представители РПЦ и православных общественных организаций, возражают и даже негодуют.

Письмо академиков поражает своим низким научным уровнем. Теология - это научная дисциплина, посвященная изучению представлений различных конфессий о Боге. Если литературоведение или искусствознание считать науками, то и теология - наука. Ее признают как научную специальность в зарубежных странах. "Современная астрофизика и космология" занимаются необоснованными спекуляциями, их модели чисто умозрительны. Научный креационизм гораздо более обоснован, чем "теория эволюции" (http://forum.orlovs.pp.ru/viewtopic.php?t=19 ). Письмо показывает степень вырождения РАН. Мне, профессиональному научному работнику и преподавателю, стыдно за подписантов. Смотреть надо, что подсовывают на подпись!

С мракобесами надо разобраться. С теми, кто под маской ученых - "астрофизиков и космологов" - забивает мозги нашим детям сказками о "большом взрыве". С теми, кто на уроках биологии внедряет в головы сказки о "теории эволюции Дарвина", давно отвергнутой специалистами. С теми, кто потчует детей легендой о "татаро-монгольском иге", придуманной узурпаторами "Романовыми" с целью унизить национальное достоинство нашего народа. Вот с кем надо бороться!

Нынешняя РАН отнюдь не занимается познанием истины. Это на 90% - стая интеллектуальных импотентов, тунеядцев и невежд, паразитирующих на государстве и обществе. Назовите хоть что-нибудь, сделанное РАН (т.е после 1991 г.), что было полезно вам, читатель, в Вашей работе и жизни. Так зачем же мы им деньги платим? Есть, конечно, отдельные достойные исследователи. Но они есть и в других социальных слоях. "Письмо десяти" полезно тем, что разрушает почтительное отношение общества к РАН. Они приближает объективную оценку этого реликта, порожденного массовыми убийствами в Хиросиме и Нагасаки. Именно убийство 100000 японцев показали мощь науки и побудили правительства щедро финансировать академические НИИ. Пора бы и перестать! Разогнать РАН - вот лозунг дня. Достойные лица будут работать в университетах - как в США и других зарубежных странах.

Надо осознать несколько простых вещей.

(1) Академия наук - это во многом (не полностью) рассадник мракобесия. Взять хотя бы действительного члена РАН графомана Солженицына, так и не покаявшегося за обман численных данных "Архипелага ГУЛАГ". Наиболее выдающиеся отечественные ученые - Менделеев, Лобачевский - не были членами АН. И это отнюдь не случайно.

(2) Доказать, что Бога нет, нельзя в принципе. Тот, кто этого не понимает, попросту не владеет основами научного метода.

Если мы не наблюдаем (без специальных приборов, а их 200 лет назад не было) электромагнитные колебания или радиоактивное излучение, то если не значит, что их нет. Если мы не наблюдаем присутствие Высшего Разума (Бога, межзвездных пришельцев, и т.д.), то это не значит, что их нет. Наблюдают ли за вами? Положительный ответ возможен - после вашего ареста следователь может предъявить Вам видеозапись. Отрицательный ответ невозможен.

Активнее надо противодействовать мракобесию т.н. "Российской академии наук". Родители должны запрещать своим детям посещать "уроки" биологии, истории, астрономии, на которых пропагандируются псевдонаучные "теории" эволюции, татаро-монгольского ига, "большого взрыва". Организовывать альтернативные курсы, соответствующие современным научным взглядам. Обращаться массово в суды, в средства массовой информации. Плодить официальные бумаги во все органы. Благо сейчас возможности технические имеются. Отпечатать на всю школу и родителям индивидуально отослать в Министерство образования, прокуратуру, Общественную палату, Президенту, всюду, куда можно. Пусть на каждое письмо трудятся, дают ответ...

Нельзя доказать, что Бога нет. Отсюда, конечно, не следует, что он есть. Но тот, кто утверждает, что Бога нет, либо заблуждается, либо мошенник. Правильный ответ на этом этапе - неизвестно, есть он или нет. Прямым доказательством бытия Бога было бы общепризнанное чудо. Например, если бы крейсер "Аврора" поднялся в воздух и завис над московским Кремлем на высоте 500 м. Но общепризнанных чудес нет. Остается обсуждать косвенные доказательства. Например, невозможность вероятностно-статистического моделирования дарвиновской эволюции (http://www.berluki.ru/index_foto.php?cat=6).

Атеисты - это конфессия тех, кто верит, что Бога нет (ибо доказать, что Бога нет, невозможно - см. предыдущие мои посты). Эта конфессия должна быть зарегистрирована в установленном порядке и после этого обладать такими же правами, как и другие конфессии. Например, иметь молитвенные дома, в которых атеисты могут собираться и обсуждать свои взгляды (примерно так, как во многих постах выше), а также хором скандировать: "Бога нет!!!!!!!!". Эта конфессия, как и другие, должна быть отделена от государства. Следовательно, обучение "теории" эволюции, "теориям" происхождения атеистов от обезьяны и создания Вселенной в результате "Большого взрыва" должно проходить факультативно, т.е. на тех же основаниях, что и основам религий других конфессий. Поскольку первый коммунист - это Иисус Христос, то коммунисты без безбожников обойдутся.

Слова Андрея Желябова (организатора казни императора Александра Второго) на суде : "...крещен в православии, но православие отрицаю, хотя сущность учения Иисуса Христа признаю...Я признаю, что вера без дела мертва есть и что всякий истинный христианин должен бороться за правду, за права угнетенных и слабых, и, если нужно, то за них и пострадать: такова моя вера..."

Из комментариев на сайте
газеты "Советская Россия"
(см. также
http://forum.orlovs.pp.ru/viewtopic.php?t=19 )

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте работает форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

Заходите - вас будут рады видеть!

*   *   *   *   *   *   *

Программа "Диссер" - дополнение для Microsoft Word, предназначенное для создания и работы со списками литературы. В диссертациях, научных статьях, рефератах требуется приводить список использованной литературы, вставляя в текст диссертации ссылки на его позиции. При большом размере списка отслеживать соответствия порядковых номеров публикаций в списке и чисел в ссылках в тексте диссертации становится крайне сложно, особенно при изменении порядка следования ссылок в списке. Эта программа добавляет в Word новую функцию - создание и редактирование списка литературы, позволяя исправлять численные ссылки в тексте одним нажатием кнопки. "Диссер" можно загрузить с сайта http://kankowski.narod.ru.

Удачи вам и счастья!


В избранное