Рассылка закрыта
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Сентябрь 2013 → | ||||||
1
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
2
|
3
|
4
|
6
|
7
|
8
|
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
|
30
|
Статистика
0 за неделю
Методологическая лаборатория. Гуманитарно-целостная стратегия в образовании. Если хотите посмотреть защиты диссертаций. Конференции, публикации
Выпуск 76. Гуманитарно-целостные исследования в образовании
Содержание выпуска: 1. Методологическая
лаборатория 2. Гуманитарно-целостная
стратегия в образовании 3. Если
хотите посмотреть защиты диссертаций Здравствуйте, дорогие коллеги! У нас двойной праздник. Во-первых, нашу рассылку перевели в разряд серебряных, что накладывает особые требования к содержанию и регулярности выпусков. Обещаю, что приложу все усилия, чтобы соответствовать этим требованиям. Во-вторых, начался новый учебный год, с чем вас и поздравляю! В сегодняшнем выпуске предлагаю вам информацию о лаборатории, материалы для исследователей и объявления о конференциях. Напоминаю, что для скачивания материалов достаточно «кликнуть» на соответствующую ссылку в тексте. 1. Методологическая лабораторияМежвузовская лаборатория методологии гуманитарно-целостных исследований в образовании возобновляет свою работу. Первое в этом году заседание состоится 11 сентября 2013 г. в 15:00 в ауд. 2-41 главного учебного корпуса Волгоградского государственного социально-педагогического университета. Обсуждаются следующие вопросы:
2. Гуманитарно-целостная стратегия в образованииРоль стратегии в научном познании«Педагогика» — многозначный термин, по крайней мере, обозначающий: 1) различные идеи, представления, взгляды (религиозные, общественные, народные и др.) на стратегию (цели), содержание и тактику (технологию) воспитания, обучения, образования; 2) область научных исследований, связанных с воспитанием, обучением, образованием; 3) специальность, квалификацию, практическую деятельность по воспитанию, обучению, образованию; 4) учебный предмет в составе среднего и высшего профессионального и послевузовского педагогического образования; 5) искусство, виртуозность, мастерство, манёвры и тонкости воспитания и обучения. Термин «психология» также имеет несколько значений, среди которых: 1) область научных знаний о психике как внутреннем мире, о психической деятельности человека и животных (например, зоопсихология), о психологических причинах, объясняющих их поведение; 2) совокупность психических процессов, обусловливающих определенный вид деятельности; 3) психика, особенности темперамента, характера, проявлений эмоций и чувств; 4) прикладная дисциплина, областью которой является ориентация на академическую исследовательскую психологию естественнонаучного типа; 5) особая психологическая практика, ориентированная не на исследование психики, а на «работу с психикой» (практическая психология). В любом из этих значений для анализа, моделирования и проектирования образовательных явлений и процессов важнейшим является вопрос о выборе соответствующей стратегии, которой придерживается исследователь, педагог-психолог или педагог-практик. Термин «стратегия», как известно, первоначально применялся для обозначения науки о ведении войны, общего плана ведения военных действий, боевых операций. В современном языке он используется для обозначения планирования руководства, основанного на продуманных и далеко идущих прогнозах. Видение определяющих деятельность перспектив, ценностно-смысловые ориентиры и основанные на них прогнозы характеризуют понятие стратегии в целом. Разработка эффективной стратегии в образовании во многом определяется качеством психолого-педагогических исследований, которое, в свою очередь, зависит от результативности сотрудничества педагогики и психологии в сфере образования. Стратегия
профессионально-педагогической деятельности производна от ее смыслов и
опирается на прогностическое видение педагогической цели как образа «потребного
будущего». Тем самым она задает вектор развития профессионального поведения на
достаточно длительный период. Помимо этого стратегия деятельности в
значительной мере прогнозирует диапазон педагогических результатов, которые
могут быть получены в том или ином случае. И.А. Колесникова, Е.В.Титова Сказанное справедливо как в отношении научной (исследовательской), так и в отношении практической деятельности в сфере образования. Применительно к психолого-педагогической теории и психолого-педагогическому исследованию стратегии именуются парадигмами. В теории и практике образования выделяются, по крайней мере,
три основные стратегии: традиционная, именуемая также классической (в крайних
своих проявлениях — технократическая), гуманистическая, или неклассическая
(в крайних проявлениях — педоцентристская), и гуманитарная, или постнеклассическая.
Традиционная стратегия в образованииТрадиционно педагогическая деятельность рассматривается в стратегии обладания: общества — личностью, личности — социальными и культурными ценностями, человека человеком и т.д. Основной лозунг здесь — известное высказывание Ф. Бэкона «Знание — сила!» Именно знание рассматривается с этих позиций в качестве главной ценности. Знание, понимаемое как имеющая объективное значение норма поведения, деятельности, отношений, является ведущим ориентиром педагога. Это понимание основано на представлении о том, что и общество в целом, и отдельный человек могут целиком регулироваться принципами научно-технической рациональности. Традиционная стратегия отразила возросшее значение науки и специалистов для современного общественного производства. Традиционная стратегия в образовании характеризуется тем, что цели образования в ней ставятся исходя из интересов общества и (или) государства и видятся, прежде всего, в формировании человека с заданными, нужными обществу или государству, качествами. Взаимодействие в такой парадигме носит однонаправленный характер и представляет скорее воздействие со стороны педагога. Формировать заданные качества удобнее «по частям», поэтому воспитание в традиционной парадигме дробится на отдельные направления (умственное, нравственное, физическое, трудовое и т.п.), а обучение — на отдельные операции. Кажущаяся простота предлагаемых решений по принципу «стимул — реакция» нередко приводит педагога к технократической стратегии, направленной на выработку лишь поведенческих реакций человека, количественных оценок в оценке результата педагогической деятельности. Характерная черта всех видов технократии — ориентация на управление социальными процессами (в т.ч. и процессами индивидуально-личностного становления человека) на основе технических и других узкоспециальных критериев, выделения частных, поддающихся количественному описанию и линейному моделированию параметров, преуменьшения значения ценностно-этических аспектов жизни и деятельности человека. По
мнению И. А. Колесниковой, для традиционной стратегии органичны
понятия социальной нормы, стандарта, эталона. При этом в содержательном отношении
система стандартов и критериев оценки должна быть достаточно стабильной,
устойчивой, статичной, так как ее главное назначение — обеспечивать
сохранение, передачу, воспроизведение социокультурных норм во всех сферах
жизнедеятельности общества. Несомненным достоинством традиционной стратегии в практике образования является ее технологичность. В ее рамках четко определены цели и задачи обучения, воспитания и развития, заданы ориентиры деятельности, предложен широкий спектр педагогических средств, обеспечивающих овладение систематическими знаниями, позволяющих сформировать то или иное социально ценное качество, и предложены разнообразные системы таких средств (педагогические технологии). Изначальный недостаток такой стратегии заключается в том, что она основана на ряде положений, ограничивающих активность, свободу и, в конечном счете, достоинство человека:
В рамках традиционной стратегии психолого-педагогическая диагностика используется в целях контроля над воспитуемым, управления его поведением, манипулирования и (пусть даже из самых добрых побуждений) лишения самостоятельности. Психолого-педагогические технологии при этом строятся на основе жесткой алгоритмизации, практически исключающей возможность их варьирования в зависимости от условий деятельности, индивидуальных особенностей педагога и воспитанников. В большинстве подобных случаев очевидно сопротивление со стороны «объекта педагогической деятельности», будь он взрослым человеком или ребенком. Отсюда стремление найти «уличающие» диагностические методики, которые помогли бы лишить воспитанника возможности проявлять самостоятельность, инициативу, т.е. обращение традиционной стратегии к крайностям технократизма. Что касается научных исследований, то здесь безусловный приоритет принадлежит «естественнонаучным» (социологическим, математическим) методам, которые выступают, прежде всего, как методы количественных измерений. При этом изучению подлежит, как правило, не сущность образовательных феноменов, а их внешние проявления. Иначе говоря, акцент делается на изучении следствий, а не причин. Исследовательские процедуры детально разработаны и строго регламентированы, а методологические основания психолого-педагогических исследований ограничены определенным «набором» философских идей, имеющих единственную цель — обоснование данной стратегии. Внешние условия организации того или иного вида деятельности, формирования того или иного качества легко поддаются изучению с помощью широкого арсенала тщательно разработанных и прошедших многолетнюю апробацию диагностических методик. Несомненно, такой подход к исследованию явлений и процессов в сфере образования существенно облегчает деятельность исследователя, но в то же время сужает поле исследовательского поиска. Так, в рамках традиционной парадигмы не исследуются ценностные отношения, смыслотворческая деятельность. Человек рассматривается в первую очередь как существо социальное, поэтому при построении разного рода моделей образовательных феноменов выявляются, описываются и конструируются внешние условия становления того или иного качества, организации того или иного процесса, без учета внутренних механизмов саморазвития учащегося, воспитанника. Гуманистическая стратегия в образованииГуманистическая стратегия в образовании возникла как реакция на недостатки традиционной парадигмы. В противовес последней ее представители и сторонники сконцентрировали свое внимание не на внешних условиях формирования отдельных качеств человека, а на его «самости» — самопознании, самоактуализации, самоопределении, самоутверждении, самореализации. В рамках гуманистической стратегии образовательные цели ставятся «от человека», который рассматривается не как средство, а как главная цель образования. Поэтому в качестве задач образования выступает наиболее полная самореализация человека, раскрытие его природных задатков на основе учета его интересов и способностей, а все остальное (в том числе и само образование) должно служить средством для решения этих задач. Акцент делается на самом человеке, а не на его связях с окружающим миром и другими людьми. Считается, что источник развития находится в самом развивающемся человеке. Человек, таким образом, фактически признается существом самодостаточным. Задача образования — не «переформировывать» то, что заложено в человеке от природы, а выявлять его задатки, способности и создавать максимально благоприятные условия для их развития. Следуя за самопроизвольно раскрывающейся природой детей, школа должна лишь удовлетворять их интересы и потребности в образовании. Помощь ребенку в его свободном развитии, а также сохранение и развитие свободы ребенка как условие успеха образования — главные задачи образовательных учреждений. К несомненным достоинствам реализации гуманистической стратегии в практической педагогической деятельности можно отнести:
В качестве недостатков можно назвать:
Если говорить о научно-исследовательской деятельности, то здесь ориентиром служит не объективная истина, а субъективный мир человека. Можно отметить важную роль гуманистической стратегии в изучении процессов становления личности, разнообразных ситуаций саморазвития обучающегося (воспитанника), его субъективного (личностного) опыта, который не задается извне, а рождается непосредственно в образовательном процессе; в выделении диалога как средства педагогического взаимодействия. Здесь широко используются качественные методы обработки результатов психолого-педагогического исследования, им отдается безусловный приоритет перед количественными. Для получения научного знания применяется метод наблюдения за воспитанниками в различных ситуациях их жизнедеятельности. Результаты исследования чаще всего представляются в форме описаний, а не как итоги точных расчетов. Гуманистическая стратегия позволяет исследователю обнаружить и решить более широкий по сравнению с традиционной стратегией спектр психолого-педагогических проблем, расширяет арсенал методов психолого-педагогического исследования за счет включения в него «мягких», нетравмирующих психику методов диагностики. Многие понятия («диалог», «педагогическая помощь», «педагогическая ситуация» и др.) вошли в язык педагогики и психологии благодаря разработке соответствующих проблем в рамках гуманистической стратегии. В то же время за пределами исследований остаются проблемы взаимодействия человека с широкой социокультурной действительностью, становления его ценностно-смысловой сферы, поскольку ведущие идеи гуманистической стратегии, ее исследовательский инструментарий изначально не предназначались для решения этих проблем. В своем крайнем выражении гуманистическая стратегия выступает как педоцентризм — сосредоточенность исключительно на воспитаннике, его интересах, запросах, потребностях; игнорирование внешних условий обучения и воспитания, пренебрежение воспитательными возможностями среды в теории и на практике. Широкие возможности для снятия перечисленных недостатков определяются в контексте гуманитарной стратегии. По кн: Борытко,
Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований : учеб. пособие
для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко,
И.А. Соловцова ; под ред. Н.М. Борытко. — М.: Академия, 2008. Продолжение в
следующем выпуске. 3. Если хотите посмотреть защиты диссертацийТеперь каждый может посмотреть видеозаписи заседаний диссертационного совета ВГСПУ на YouTube. Смотрите, анализируйте, учитесь. 4. Конференции, публикации
Пишите! Участвуйте! Общайтесь!
Развивайтесь! Всегда Ваш,
Ведущий расылки -- Николай Михайлович БОРЫТКО. |
В избранное | ||