Рассылка закрыта
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Сентябрь 2013 → | ||||||
1
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
2
|
3
|
4
|
6
|
7
|
8
|
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
|
30
|
Статистика
0 за неделю
Методологическая лаборатория: обсуждение диссертационных исследований. В помощь исследователю: Гуманитарно-целостная стратегия в образовании. Если хотите посмотреть защиты диссертаций, приглашаю на YouTube. Конференции, публикации: не упускайте возможности апробации своих выводов. Мероприятия: вам это может быть интересно. Приходите к нам учиться...
Выпуск 77. Гуманитарно-целостные исследования в образовании
В сегодняшнем выпуске: 1. Методологическая
лаборатория: обсуждение диссертационных исследований 2. В
помощь исследователю: Гуманитарно-целостная стратегия в образовании 3. Если
хотите посмотреть защиты диссертаций, приглашаю на YouTube 4.
Конференции, публикации: не упускайте возможности апробации своих выводов 5.
Мероприятия: вам это может быть интересно 1. Методологическая лаборатория: обсуждение диссертационных исследованийОчередное заседание Межвузовской лаборатории методологии гуманитарно-целостных исследований в образовании состоится 25 сентября 2013 г. в 15:00 в ауд. 2-41 главного учебного корпуса Волгоградского государственного социально-педагогического университета (Волгоград, просп. им. В.И. Ленина) Обсуждаются следующие вопросы: § Выступление Казаковой Анны Федоровны по первой главе диссертационного исследования на тему «Формирование профессиональной грамотности студентов экономических специальностей в системе среднего профессионального образования» (скачать файл введения) § Выступление Комлева Александра Валерьевича по замыслу диссертационного исследования на тему «Формирование ответственности младшего подростка в условиях модульно-рейтинговой системы обучения» (скачать файл введения). § Выступление Новикова Дениса Сергеевича по замыслу диссертационного исследования на тему «Формирование здравотворческой культуры бакалавра образования» (скачать файл введения). 2. В помощь исследователю: Гуманитарно-целостная стратегия в образовании(Продолжение. Начало
см. в выпуске 76) Гуманитарная стратегия образованияВ настоящее время на смену гуманистической стратегии приходит гуманитарная стратегия, в центре которой находится человек во всей его целостности, во всем многообразии его связей и отношений с окружающим миром. Гуманитарный (от лат. humanitas — человеческая природа, образованность) означает «обращенный к человеку, к его правам и интересам». Гуманитарная стратегия переводит восприятие человека в сферу его внутренней активности, деятельности, субъектности — в сферу Бытия. Главной характеристикой гуманитарного характера позиции педагога выступает диалогичность; целью же гуманитарности выступает развитие «человеческого качества», того, что составляет истинно человеческую сущность, в его соотнесенности с миром ценностей, культуры, человеческих отношений. В кратком изложении гуманитарная стратегия означает признание следующих фактов: целостного характера педагогических процессов и явлений; их обусловленности внутренними закономерными причинами самодвижения; нелинейного, кризисного характера саморазвития; необходимости оказания помощи (содействия) в поступательном развитии человека. Обеспечить права, интересы и запросы человека (не только
материальные, но и духовные — например, потребность в определении смысла
жизни) гораздо более эффективно можно с участием самого человека. Имея общие (типовые) проблемы развития (а
возможно, и не имея их!) каждый человек неповторим в своих интересах,
склонностях, способностях, в учебных и жизненных затруднениях и способах их
преодоления. У него неповторимы окружение, семейные традиции, личный жизненный
опыт, устремления. Обращенность к этим уникальным проблемам человека и поискам в их преодолении на пути к совершенству и означает гуманитарность в педагогической деятельности. Гуманитарное знание предстает в следующих его свойствах: § это всегда знание о способах эффективной реализации субъектного, деятельностного начала в человеке, о способах преодоления им самим возникающих жизненных проблем; § источником и предметом этого знания является субъективный мир, мир самоосознающего человека (субъекта) в его отношениях с Реальностью; § это «живое знание», полученное и зафиксированное с помощью не только мышления, речи, общения, рефлексии, но и фантазирования, мечтания, переживания, воображения; § такое знание как результат познания в качестве неотъемлемой части содержит информацию об особенностях самого познающего субъекта[1]. На содержание современной гуманитарной парадигмы образования существенное влияние оказала гуманистическая психология, которую часто называют «третьей силой в психологии» (после психоанализа и бихевиоризма). Гуманистическая психология основывается на философии европейского экзистенциализма и феноменологическом подходе. Экзистенциализм привнес в гуманистическую психологию интерес к проявлениям человеческого бытия и становлению человека, феноменология — описательный подход к человеку, без предварительных теоретических построений, интерес к субъективной (личной) реальности, к субъективному опыту, опыту непосредственного переживания («здесь и теперь») как основному феномену в изучении и понимании человека. Гуманистическая психология провозгласила свой подход к проблеме человека. Она рассматривает личность как уникальную, целостную систему, понять которую посредством анализа отдельных проявлений и составляющих просто невозможно. Именно целостный подход к человеку стал одним из фундаментальных положений гуманистической психологии. Основными мотивами, движущими силами и детерминантами личностного развития являются специфические человеческие свойства — стремление к развитию и осуществлению своих потенциальных возможностей, стремление к самореализации, самовыражению, самоактуализации, к осуществлению определенных жизненных целей, раскрытию смысла собственного существования. Знание,
полученное в гуманитарной парадигме — это всегда персонифицированное,
ценностно-ориентированное, диалогичное, контекстное знание (И. А. Колесникова).
Гуманитаризация образования утверждает право на множественность, вариативность,
уникальность человеческих проявлений, обеспечивая многообразие как один из
важнейших источников развития и возможности «произвольного» толкования мира и
себя в этом мире. По словам И. А. Колесниковой, «процесс
гуманитаризации педагогического сознания и поведения сопряжен с принятием идеи
ценностно-смыслового равенства людей на их образовательном пути. Причем
равенство понимается в контексте возможности и права каждого, независимо от
возраста и исходного уровня, постигать мир и образовываться, т.е. осознанно
работать над созданием человеческого образа». Поэтому гуманитарная стратегия предполагает активное и заинтересованное участие обучаемого или воспитанника в педагогическом процессе. Здесь педагогическая деятельность мыслится как со‑деятельность, совместное преодоление затруднений в индивидуально-личностном становлении и субъектном развитии. И результаты исследования педагогической реальности используются не для поиска пробелов или недостатков развития, а для обнаружения сильных сторон человека и перспектив их развития. Прежде всего, гуманитарный подход — это подход к действительности с точки зрения человека и во имя человека, это попытка увидеть мир в его «человеческом измерении». Причем определяющими координатами гуманитарного взгляда являются не любые характеристики человека, а наиболее существенные, собственно человеческие — «человеческое в человеке» (Ф. М. Достоевский). Ведь человека можно рассмотреть с биологической точки зрения, физической, химической и т.д. Но сколь бы тщательно мы ни пытались выстроить эти проекции — они мало что скажут нам о человеке как человеке, о том, что отличает его от всего не-человеческого. Как справедливо предупреждал М. М. Бахтин, человека можно изучать как безгласный объект, как «вещь», но и результатом такого изучения будут лишь его «вещные» характеристики. В этом и состоит главная опасность чрезмерного увлечения «точными» и «объективными» исследованиями («наивное понимание научности», по определению Бахтина) — в том, что за скобками при этом окажутся такие собственно человеческие проявления, как ценности, смыслы, достоинство, свобода, ответственность, творчество, любовь... Гуманитарный взгляд концентрируется именно на этих наиболее сущностных проявлениях человеческой природы, а все иные аспекты пытается понять с точки зрения того, в какой мере они способствуют (или препятствуют) раскрытию человеческого в человеке. Очевидно, что такая антропоцентристская ориентация гуманитарного подхода с необходимостью предполагает и соответствующую — гуманитарную — методологию, отличающуюся от привычной естественнонаучной. В первую очередь, изменяются акценты и логика познания. Самым важным становится не столько понимание неких фактов и влияния на них тех или иных факторов, условий, механизмов и т.п., сколько отношение человека к этим фактам и воздействиям, смысл, который они для него приобретают. Специфику гуманитарной логики хорошо иллюстрирует известный пример: если я отдаю свой кошелек грабителю, который навел на меня пистолет, я делаю это не потому, что имеется «воздействие обстоятельств», а для того, чтобы спасти жизнь или по иным мотивам. Такая логика позволяет адекватно («по-человечески») понять и другой вариант: я не отдаю кошелек, т.к. предпочел жизни честь, осуществив этот поступок во имя значимой для меня ценности. Аналогично главный гуманитарный вопрос об образовании звучит не «почему ребенок учится хорошо (плохо)?» (хотя и эти вопросы важны, но они являются лишь предварительными), а «для чего, ради чего он учится, какие ценности предпочел, а от каких отказался?», т.е. «что при этом происходит с ним в "человеческом измерении"?». Еще одна важная черта гуманитарного познания — смещение акцента с выведения общих законов на поиск индивидуального, особенного. Поведение конкретного человека, конечно, может строиться в точном соответствии с объективными закономерностями; но может быть и «ошибочным», не вполне соответствующим закономерностям (социальным, психологическим, законам логики и т.д.). С точки зрения этих «законов» такое поведение может трактоваться как «случайное»; однако, если мы попытаемся понять ситуацию с позиции ее участника, глазами самого человека, то, возможно, окажется, что для него это поведение имеет глубокий смысл, вполне логично и вовсе не случайно. Более того, если, например, в физическом мире законосообразный результат внешнего воздействия — норма и исходный пункт анализа, то в мире гуманитарном, в отношении человека как личности однозначные автоматические реакции в ответ на воздействие могут свидетельствовать о проблемах или даже нарушениях. (Все сказанное справедливо не только для отдельного человека, но и для группы или организации). Поэтому критерием оценки адекватности и эффективности гуманитарного познания является не соответствие заданным эталонам, а глубина постижения; точность здесь — это «преодоление чуждости чужого без превращения его в чисто свое (подмены всякого рода, модернизация, неузнание чужого и т.п.). (М. М. Бахтин). <…> Наконец, принципиальная особенность гуманитарного
подхода — признание сложности, противоречивости, неисчерпаемости и постоянной
изменчивости человеческого в человеке. Это полная противоположность
естественнонаучной парадигме, которой свойственна своеобразная «когнитивная
простота», представления о том, что человек и мир — рациональны,
детерминированы, конечны и потому (при условии правильности анализа) —
полностью познаваемы рациональным путем. В отличие от «научного» гуманитарное
знание всегда «неокончательное», всегда открытое и требующее развития. В. П.
Зинченко Исходный принцип гуманитарной стратегии состоит в том, что не человек должен быть понят через мир, а напротив — мир через человека. Поэтому гуманитарный подход вносит принципиальные изменения в способы постижения человека, его взаимодействия с обществом, ценностями, культурой. Эти изменения означают, по словам Л. М. Лузиной, «выход за рамки гносеологии и методологии, преимущественную замену познания (знания) пониманием, объяснения (обоснования) — описанием. Вместе с тем это будет означать возврат человека к единению с миром и в то же время — возвращение человека к самому себе». Характеризуя гуманитарность в педагогике, Л. М. Лузина отмечает, что, благодаря ей, «преодолевается ограниченность существующих подходов на основе общенаучных понятий, посредством концентрации внимания на человеке как базовой ценности..., но не на отдельных сторонах его сущности при абстрагировании от других». При этом гуманитарность рассматривается не как антипод научности, а как «инонаучность», «новая рациональность», доминирующей чертой которой становится ассоциативность, т.е. способность к символизации, метафоричности, образности как наиболее адекватному способу отражения особенностей становления человека как целостного существа. Гуманитарная стратегия задает контекст для плодотворного сотрудничества педагогики и психологии в исследовании проблем образования. И педагогика, и психология с позиций гуманитарной стратегии обращены к проблемам человека; психолого-педагогическое знание, будучи гуманитарным по своей сути, «работает» на становление человека во всей его целостности и многообразии его связей с внешним миром, ищет и дает ответы на вопросы о способах решения жизненно важных для человека проблем. Наличие в образовании трех стратегий не означает конфронтации между ними. Так, гуманитарная стратегия отнюдь не игнорирует социологических, математических и других «естественнонаучных» методов познания — она лишь использует их для иных целей, объясняет полученные вследствие их применения результаты с иных, чем в традиционной стратегии, позиций. Положения гуманитарного и гуманистического подходов, касающиеся диалогичности, педагогической помощи и пр., во многом схожи. При условии избегания крайностей все три стратегии могут быть весьма результативными при исследовании проблем образования. По кн: Борытко,
Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований : учеб. пособие
для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко,
И.А. Соловцова ; под ред. Н.М. Борытко. — М.: Академия, 2008. Продолжение в
следующем выпуске рассылки. 3. Если хотите посмотреть защиты диссертаций, приглашаю на YouTubeТеперь каждый может посмотреть видеозаписи заседаний диссертационного совета ВГСПУ на YouTube. Особо рекомендую относительно недавние докторские защиты О.Ф. Пираловой (скачать файл автореферата), В.А. Митраховича (скачать файл автореферата) и Ф.У. Базаевой (скачать файл автореферата), а также кандидатские защиты Л.П. Макаровой (скачать файл автореферата)и Е.С. Ионкиной (скачать файл автореферата), выполненные в научной школе гуманитарно-целостного подхода. Смотрите, анализируйте, учитесь. Там же, на сайте, можно оставить свои комментарии. 4. Конференции, публикации: не упускайте возможности апробации своих выводов§ до
30 сентября принимаются материалы и заявки для участия в седьмой сессии
Дальневосточной секции Всероссийского
методологического семинара «Фундаментальное
и прикладное в педагогическом
исследовании в контексте культурно-исторического подхода»; § до 1 октября принимаются тексты статей и заявки на участие в международной научно-практической конференции «Педагогические традиции народов России и зарубежья» (15-16 октября 2013 г. в г. Ульяновске; § до
10 ноября принимаются материалы Международную
научную конференцию «Психология и здоровье: междисциплинарный подход»; § до
25 октября принимаются заявки и статьи для участия
в VII международной заочной научно-практической конференции
«Искусство и педагогика: проблемы художественного и музыкального образования»,
которую проводит Казанский (Приволжский) федеральный университет. § до
31 октября § пока еще принимаются материалы на XII ежегодную Болгарского общества сравнительной педагогики «Подготовка всесторонне компетентных граждан» (Болгария, г. Нессебар, 15-20 июня 2014 г.), на которой рассматривается широкий круг вопросов, выходящих далеко за рамки сравнительной педагогики — перейти на сайт конференции. § до
1 октября § принимаются материалы на международную научно-практическую конференцию «Педагогическая деятельность и педагогическое образование в инновационном обществе» (Волгоград, 8-9 октября 2013 г.) Формирование сборника уже закончилось. Однако по итогам конференции будет выпущен очередной номер интернет-журнала «Грани познания», который входит в РИНЦ — скачать письмо. 5. Мероприятия: вам это может быть интересноПриглашаю всех заинтересованных в семейном образовании для участия в родительском университете (руководитель — канд. пед. наук, доц. Елена Сергеевна Евдокимова) — перейти на сайт университета. 6. Приходите к нам учиться…Приглашаю желающих на свои авторские курсы в 2013-14 учебном году, которые я провожу на базе Волгоградской государственной академии повышения квалификации и переподготовки работников образования (ВГАПКиПРО). Участие в курсах бесплатное. По вопросу включения в группы обращаться к менеджерам групп.
Пишите! Участвуйте! Общайтесь!
Развивайтесь! Всегда Ваш,
[1] В характеристиках гуманитарного знания использованы выводы, содержащиеся в статье Колесникова, И. А. Природа гуманитарного знания и его миссия в современном обществе / И. А. Колесникова // Социальные и гуманитарные знания. № 3. 2001.
Ведущий расылки -- Николай Михайлович БОРЫТКО. |
В избранное | ||