Все выпуски  

Владимир Леви "Мастер жизни: конкретная психология"


Информационный Канал Subscribe.Ru

Владимир ЛЕВИ
Конкретная психология: рецепты на каждый миг

N 90

Мавзолей лени

от 22.04.05

 

      Здравствуйте, друзья. Опять, не думая-не гадая, попал "под дату". Придумал заглавие для рассылки, весело стало, на календарь посмотрел - батюшки, да сегодня как раз день рождения Ильича: 135 стукнуло. Получается как бы некое праздничное мероприятие. Для меня Ильич и вправду не чужой человек, без шуток, хоть и не одобряю и ужасаюсь, но все равно с детства и по сей день люблю его, не могу не любить, несмотря ни на какие махъевые пеегибы и айхимейзости, и здорово, что дожил до времени, когда с любимым великим трудоголиком спокойно шутить и играть можно...
      Продолжу сегодня публикацию свежих поступлений к книге "Лекарства от лени". Беседы попрежнему ведем вместе с моим литературным собеседником Г.И. Дариным (ГИД). Сперва - небольшая подборка по теме: детская (учебная) лень, затем кое-что о взрослой, а под конец - собственно мероприятийная часть, получившаяся как-то сама собой, нечто вроде запоздалых первоапрельских тезисов.
      К самым внимательным и психологичным читателям просьба: обратите, пожалуйста, внимание на вычитываемые из текстов характеры авторов первого цитируемого письма и последнего. Это разные люди, но их что-то существенное роднит.

1) Репортаж с фабрики нехотяев: с чего начинается лень.
2) Хотите, чтоб сын отлип от компьютерных игр? Есть один способ...
3) Тили-тили, трали-вали, это нам не задавали!..
"Психологи мне сказали: расслабьтесь, мамаша. Но он же пофигист полный!
4) Первый класс для мамы
5) Обжиг, или Творческая лень
Сытость - это не навсегда. Лень в умеренных дозах полезна в любых количествах
6) Счастье быть спичкой - только не отсырелой
7) Народ для опиума, или Душа как двигатель внутреннего сгорания
8) Мавзолей Лени: проект с развитием

 

Репортаж с фабрики нехотяев: с чего начинается лень.
С того же, с чего начинается родина?..

      Они называют это то ленью, то неорганизованностью, то невнимательностью, то несобранностью, то безответственностью, разгильдяйством или еще чем похуже... Они твердо уверены в правильности своих устремлений и своего мышления. Они думают, что знают, в чем состоит благо их ребенка и смысл его жизни. Они не понимают, что происходит. Они требуют, требуют...
     
 Вот одно из типичных писем таких родителей.

      ВЛ, нам с женой известна ваша деятельность в сфере психологии. Просим помочь решить проблему лени и несобранности нашего ребенка. В основном это касается учебы в школе и вне ее при выполнении школьных заданий. Мальчику 10 лет. Шустрый "заводила", добрый, умный. Сегодня вопрос стоит очень остро. Мы перешли в 5-й класс в новую школу. Ребенок нахватал двоек, так как мы с женой решили в начале этого учебного года предоставить ему самостоятельность в выполнении домашних заданий. Теперешние наши попытки как-то организовать его, проявить личную ответственность ни к чему не приводят. Продолжается ничегонеделение в классе, очень медленные темпы выполнения контрольных и домашних работ.
      Могли бы вы провести работу с нашим ребенком, помочь изменить отношение ребенка к учебе, заинтересовать его? Или подсказать, как осуществить воздействие на него, какие принять меры? Если вы не занимаетесь подобной практикой, то посоветуйте, пожалуйста, кто мог бы помочь в создавшейся ситуации. Николай

      ГИД - Владимир Львович, и как?.. Безнадежно?..
      - Не знаю... Судя по общей тональности и многим признакам письма, случай трудный.
     
 - Ребенок трудный?
     
 - Родители. О школе не говорю...
     
 - А чем так уж труден этот родитель, который вам пишет? Лишнего не болтает, ответственный, деловой, вроде бы абсолютно нормальный...
     
 - Этим и труден. Обратили внимание, сколько стандартизованных под официальную стилистику речевых оборотов, управленческих штампов?
     
 - ваша деятельность в сфере психологии
     
 - организовать его, проявить личную ответственность
     
 - вопрос стоит очень остро
     
 - очень медленные темпы выполнения контрольных и домашних работ
     
 - провести работу с нашим ребенком
     
 - помочь в создавшейся ситуации
     
 В письме лишь едва проглядывает ребенок, имя даже не называется. Вместо него - "проблема", "остро стоящий вопрос", "создавшаяся ситуация" и безотлагательная нужда "провести работу", "принять меры", "осушествить воздействие"...
     
 - Ребенок все-таки чуть-чуть виден: "шустрый заводила, добрый, умный"...
      - Здоровый, кажется, даже повышенно здоровый мальчишка с хорошим интеллектом. Целеустремленный папа намерен, похоже, сделать из него второго себя. Школу, в которую ребенка отдал, считает для этого, видимо, подходящим местом.
     
 - Так оно, возможно, и есть, но неподходящий материал?..
     
 - Четыре года подряд мальчик делал домашние задания под надзором и при участии родителей.
     
 - Обычно это называется "мы делаем уроки".
     
 - Потом "мы" перешли в другую школу, а уроки делать оказалось некому: "я", заинтересованного в этом, у мальчика нет, собственной положительной мотивации к учебе не образовалось. Зато уже образовалась мотивация отрицательная.. "Нахватал двоек" не он, а родители и педагоги.
     
 - Даже мне, не психологу, ясно: школа. в которой учится, вернее, не учится этот мальчик, - как и почти все наши школы, учреждение бюрократическое. Все эти контрольные и домашние работы - какие-то акты сдачи-приемки товара...

 

      Из ответа Николаю

      Николай, в положении, подобном тому, в котором оказались ваш ребенок и вы, пребывают миллионы наших школьников и их родителей. Массовая картина: детям не интересно учиться в школе. Детям скучно, детям противно учиться. Школа не прививает интерес к знаниям и тем паче к саморазвитию, а отбивает его. Демотивирует.
     
 Родители же, не понимая или даже и понимая, что происходит, либо "тянут" ребенка, тупо просиживая с ним долгие часы за уроками, либо неуклюже и безрезультатно "воздействуют" наказаниями и/или (реже) вознаграждениями, либо таскают чадо по врачам и психологам, либо просто на все "кладут"...И в развитие учебной демотивации-иммотивации вносят свой весомый родительский вклад.
     
 У вашего шустрого заводилы нет проблемы лени и несобранности. Такая проблема есть только для вас, взрослых. А у него есть его детская жизнь и взрослое насилие над ней. Вот и все.
     
 И есть одна общая огромная проблема - проблема непонимания. Упорного, злостного непонимания ребенка родителями и школой.
     
 Проблема отчуждения учебы от ребенка, от детской души - омертвение дела, которое по сути своей и смыслу должно быть делом самым живым на свете.
     
 Неужели вы настолько наивны, чтобы надеяться, что снова заинтересовать ребенка учебой - РЕМОТИВИРОВАТЬ - может психолог со стороны, будь он хоть семи пядей во лбу?..
     
 Для чего же предназначены педагогика и учителя, как не для того, чтобы заинтересовывать ребенка учебой - общаясь с ним по многу часов изо дня в день, наблюдая годами, изучая - именно этого, вот этого ребенка... И для чего предназначены родители?..
     
 Вы задумывались вместе с женой, пытались ответить на вопрос - когда, как, почему учение для вашего сына превратилось в мучение?
     
 Старались привлечь к решению этой загадки соучастников (не будем употреблять слово "виновников") произошедшего - учителей?
     
 А сам мальчик что об этом думает? Как себя чувствует и к чему стремится? Каковы его интересы и склонности, о чем мечтает?..
     
 Если вы все это подробно и глубоко узнаете - в ваших руках окажется золотой ключик, которым вы сможете окрыть запертые двери его души и ума.
     
 Задача ваша сейчас, и родительская, и учительская - не "решить проблему лени и несобранности", а устранить (не сразу выйдет, конечно) барьеры отчуждения и недоверия между вашим сыном и миром взрослых. Только тогда в мальчике оживет любознательность, и интерес к учебе получит реальные шансы проклюнуться...

 

Хотите, чтоб сын отлип от компьютерных игр? Есть один способ...

      Лингвистическая справка. Мотивация (от латинского корня, означающего "двигать")= внутреннее побуждение, интерес, заинтересованность, желание, стремление к чему-то. "Де-" - приставка, обозначающая движение или развитие в обратном направлении, уменьшение, лишение, отнятие... Демотивация - уменьшение мотивации вплоть до ее исчезновения. "Ре"- приставка, обозначающая возвращение, восстановление или начало заново, возрождение... Ремотивация - возвращение, восстановление, возрождение мотивации. (Сравните: реанимация.)
     
 Понятия, относимые практически ко всем сферам жизни. Законы мотивации, механизмы и способы демотивации-ремотивации - те же самые для учебы и для еды, для творчества и для секса, для нравственности и для здоровья, для спорта и для религии... Мы с вами говорим и будем говорить о них постоянно; сейчас заметим лишь, что ДЕмотивировать человека - к чему, верней, ОТ чего угодно, как правило, несравненно легче, чем РЕмотивировать, и недаром замечено, что ломать - не строить.

      ВЛ, я невротик. У меня 2х2=4, но я не могу этого вынести (как в анекдоте). Внутренний "маятник", о котором вы писали, у меня часто сильно раскачивается, хотя в жизни выгляжу преуспевающей. Я читала вашу книгу "Искусство быть собой", когда у меня была проблема. Книга мне помогла, спасибо вам. Свои проблемы вроде решаю. А вот с сыном не ладится. Жутко ленив.
      Ему 16 лет, заканчивает школу. По признаниям людей (я могу быть необъективна) парень неглупый, обаятельный, общительный. Куча друзей. Но учится с 3 на 2. Пятерки только по английскому, и то потому только, что я его в Америку возила, учился там в школе.
      Ласковый, все мои нотации и даже рукоприкладство (что греха таить) выносит молча. Но как выйдет на улицу, прийти домой уже не может, где-то пропадает. Со всем соглашается, но делает все по своему.
      Насколько я знаю, он увлекается компьютерными играми. Но и до игр плохо учился. По дому в принципе делает то, что я его прошу. К братику своему относится хорошо. У меня второй муж, который к нему добр, но критичен, как и я. Муж даже, наверное, любит его: растил с 6 лет.
      Хотела бы понять, что это: ЛЕНЬ, БЕСЦЕЛЬНОСТЬ, ОТСУТСТВИЕ МОТИВАЦИИ или НЕВЕРИЕ В СЕБЯ? Я во многом, конечно, виню себя. Может быть, я его подавляю, слишком критична. Все выглядит так, будто уже поздно что-либо менять… А я знаю, что без образования в этой жестокой и все более жестокой жизни ему будет трудно…
      Дайте, пожалуйста, совет, что делать. Ирина.

      - Случай, кажется, похожий на предыдущий, только дальше зашедший?
     
 - Сродство в сути очевидно. Мир взрослых насилует - ребенок сопротивляется, защищается, приспосабливается. Мир взрослых отказывается от усилий понимания, от приятия и доверия, от игры и дружбы - ребенок отвечает по-своему тем же, выглядит это всего лишь ленью...
     
 Взаимное отчуждение, ставшее нормой.
     
 Однако есть и существенные различия. Основная давежка идет от мамы (в предыдущем случае, видимо, больше от папы), а защитная стратегия ласкового сыночка - ложная податливость, мягкое ускользание, внутренняя закрытость при внешней открытости. Из мягкотелых, восковидных характеров, предрасполагающих к зависимостям, в том числе алкогольной и наркотической...
     
 Мама, как многие мамы, искренне старающиеся быть хорошими, расположена к самокритичности, но... Между ленью, бесцельностью, отсутствием мотивации и неверием в себя ставит разделительные "ИЛИ", не видя связующих "И".
     
 Да и сына, похоже, не очень видит: "насколько я знаю, он увлекается компьютерными играми" - так может сказать сосед или неблизкий приятель, но мама - как может мама не знать уверенно, чем ее ребенок увлекается?
     
 - При этом ласкового, со всем соглашающегося сыночка не только ругает, но и, случается, колотит... Я бы на его месте, пожалуй, тоже со всем соглашался, а выйдя на улицу, домой не спешил.
     
 - Восковидное прогибание под мамин характер. Потом бессознательно будет искать прогибающую жену...

      Из ответа: conditio sine qua non

      Ирина, прежде и более всего я вам желаю ОБЩАТЬСЯ со своим сыном.
     
 Просто общаться. Именно ПРОСТО - то-есть: БЕЗОЦЕНОЧНО. И в то же время с искренним ИНТЕРЕСОМ.
     
 Я не случайно выделяю эти слова большими буквами. Я хочу, чтобы они для вас наполнились большим смыслом.
     
 Что такое БЕЗОЦЕНОЧНО? Вот хотя бы так: принес двойку сын или даже, предположим, из школы выгнали.
     
 Вы об этом узнаете - и... Остаетесь спокойной. Не только ни в коей мере не выражаете ему по этому поводу своего неодобрения, но и искреннейше стараетесь этого неодобрения (гнева, горечи, ужаса, сожаления...) НИ В КАКОЙ МЕРЕ НЕ ОЩУТИТЬ.
     
 Вы можете спокойно, а лучше нежно и ласково спросить сына: "ты огорчен, расстроен?.." А он прежде ответа посмотрит на вас: что его ждет...
     
 Пусть удивится тому, что вы не рассержены и не расстроены, а спокойны. И пусть начинает к такому новому положению привыкать.
     
 С этого момента - и только с этого! - в душе его начнет освобождаться место для его собственного, независимого, сознательного отношения к учебе, к образованию, ко всему на свете.
     
 С этого начнется тропинка к возрождению веры в себя. К обретению жизненной цели, к РЕМОТИВАЦИИ, сиречь реанимации духа.
     
 И с этого же мига, когда он почувствует, что СВОБОДЕН В СВОЕМ ВЫБОРЕ, появится реальная почва для его победы над ленью. Скоро он сможет узнать САМ, для чего это ЕМУ нужно.
     
 ...А что такое с ИНТЕРЕСОМ?
     
 Неравнодушно. Включенно. С участием.
     
 Допустим: сын ваш, "насколько вы знаете" (я вас цитирую) увлекается компьютерными играми. Поинтересуйтесь подробно: какими именно играми и почему, расспросите его. Он, наверное, попробует кое-что объяснить, и вы оба сразу убедитесь, хоть и так было ясно, что в компиграх вы, говоря мягко, не очень подкованы. Вот и повод для общения, да какой!..
     
 Попросите сына вас просветить, научить. Постарайтесь и сами набрать побольше информации и чему-нибудь научиться в этой новой для вас области, да еще и такому, что сыну пока не известно, слегка опередите его. Как он зауважает вас, только представьте!..
     
 Если родитель желает успешно влиять на ребенка, он должен присоединяться к его интересам и разделить с ним хоть одно его увлечение! Любое!
     
 Все, пишете вы, выглядит так, будто уже поздно что-либо изменить... Но ведь вы еще не испытали возможность - решительно изменить поведение с сыном, отношения с ним. Вы не переставали его оценивать и контролировать, не прекращали требовать, ворчать, кричать, поучать...
     
 Вы боялись перестать, так ведь? Начните же с этого. Очень трудно и очень нужно: conditio sine qua non - то, без чего никак.

 

Тили-тили, трали-вали, это нам не задавали!..
" Психологи мне сказали: расслабьтесь, мамаша. Но он же пофигист полный!"

      Еще случай из той же подборки. Пока в начале пути, но тоже уже продвинутый...

      ВЛ, я запуталась окончательно и, боюсь, скоро сойду с ума сама и сведу с ума ребенка…
      Я мать-одиночка, воспитываю сына Андрея (ему на днях исполнилось 9 лет) одна. Мальчик хороший, неглупый. Когда он родился, я начиталась умных книжек (начиная с "Нестандартного ребенка", конечно :-)) и вела себя достаточно грамотно, по-моему. И все было хорошо, Андрюша подрос, превратился в смышленого и общительного малыша, пошел в детский садик. В саду хвалили, говорили, что сильно обгоняет группу.
      Все проблемы начались со школы. Отдала я его в 6,5 лет. Основной принцип первой учительницы Андрея - если родителям надо, пусть они и учат. Об это мы и споткнулись… То ли он не готов был еще к школе (хотя по всем стандартным психтестам - высокая учебная мотивация ), то ли я себя повела как-то не так… Но в итоге ежедневная многократно повторяющаяся сцена под названием "Нам не задавали!!!" И ведь, действительно, не задавали. А если и задавали, то не проверяли. В итоге к концу 2-го класса ребенок не знал элементарных вещей по программе. Оценки при этом были вполне приличными - 1-2 четверки, остальные 5… Зато появилось полное равнодушие к оценкам и неприятие моих слов. Другие родители тоже были в ужасе, но им как-то удавалось уговорить своих детишек что-то выучить, дополнительно позаниматься, разобрать… С Андреем у меня получалось только через скандал. И так каждый день...
      Сходили к нескольким психологам, они "пропустили" Андрея через стандартный набор тестов и сказали "хороший мальчик, расслабьтесь, мамаша". Но я-то вижу, что ребенок не просто на месте стоит, он безумно ленится и деградирует! На словах, правда, "да, конечно! очень хочу! обязательно буду!", но стоит сказать: "ну давай, тогда позанимаемся с тобой тем-то и тем-то", реакция однозначная: "что, прямо сейчас?!…а обязательно?…ну во-о-от…"
      В этом году поменяли школу. Учительница теперь замечательная, школа довольно сильная, по всем предметам пришлось догонять. Андрей был горд, что прошел тестирование. И что? Теперь учительница дает задание твердо и недвусмысленно. И по мере возможности проверяет и ставит плохие оценки. А у нас дома все то же самое - "что, прямо сейчас?!…а обязательно?…ну во-о-от…" При этом он готов полчаса нудить или скандалить, что он "не знает, как учить эти слова…", а потом после того, как я устрою истерику (буквально, к сожалению), за пять минут все выучивается. Переходим к следующему уроку… Повторяем предыдущую процедуру… С письменными заданиями проблем нет, а вот с тем, что надо учить, а НЕ ХОЧЕТСЯ! И учительница говорит: "на уроках ленится. Не мечтает, нет, слушает, но в глазах такая скука…"
      Что это? Лентяй Обыкновенный? И что с этим делать? Принимать ребенка таким, как есть, ну ее, эту науку? Обидно до слез - мальчишка-то неглупый. Дать больше самостоятельности, пусть сам отвечает за свою учебу? Пробовала, пофигист полный. Это в третьем-то классе, а дальше что будет, если сейчас отпустить?!
      Я дошла уже до ручки - ору, визжу, даю подзатыльники… Как только вижу надутые губы, готовые опять произнести: "что, прямо сейча-а-ас?!…", просто зверею и перестаю себя контролировать. Из крайности в крайность: от "учись, как хочешь, у меня больше нет сил" до "тогда я буду стоять над тобой с ремнем!" и обратно... Результат, естественно, нуль, оба издерганы, но уже не могу остановиться.
      А как только вопрос с уроками тем или иным способом разрешается, сын - само обаяние, готов обсуждать со мной свои многочисленные фантазии, болтать, обниматься. С удовольствием обсудит вопрос "зачем надо учиться" и объяснит, что он очень хочет учиться, главное, чтобы речь не шла о практических действиях… В школе недавно было тестирование, у нас опять - "высокая учебная мотивация". Где же она?! Или это моя высокая учебная мотивация?
      Ситуация, наверное, заурядная, но я довела ее до крайности и расхлебать уже не могу… Галина

      Галина, насчет СВОЕЙ высокой мотивации вы попали в точку, это диагноз. Мотивация СВЕРХвысокая. Только она не учебная, в смысле - не познавательная, а ОЦЕНОЧНАЯ.
     
 И у вас, и у вашего мальчика - глубокий невроз, основанный на зашкаленной оценочной зависимости. Мальчик пытается от этой сверхзависимости защититься и уже порядочно в этом преуспел. (В моей книге "Куда жить" это называется синдромом Ни-тпру-ни-ну.)
     
 Что вы делаете, чтобы узнать, какая погода на дворе - смотрите на барометр или в окно?.. Тесты тестами, а учебная ДЕМОТИВИРОВАННОСТЬ у сына вашего налицо, и по крайней мере ближайшие два-три года для РЕМОТИВАЦИИ подходит только безоценочная система преподавания, разработанная великим педагогом Амонашвили. Попробуйте проконсультироваться на сей счет с психологами в Институте Психологии РАО.
     
 Вам нужно действительно расслабиться и совершить подвиг - стать еще большим пофигистом учебы, чем ваш сын, всерьез и надолго. Стоит иметь в виду, что нынешние школы катастрофически перегружают детей учебными требованиями, соревнуясь в этом, и не ведают, что творят...
     
 Ради сына и ради себя - оставьте учебу Андрея в покое, просто дружите с ним! И прошу вас - прочтите это: Школа с человеческим лицом и "Учиться или жениться: школа с изнанки" .

   

Первый класс для мамы

      А вот и письмо мамы с жалобой на лень дочери.

      ВЛ, я начала читать ваши книги с 14 лет. Мне уже 30, но до сих пор остаюсь постоянной вашей читательницей. Вы помогли мне стать такой, какой я хотела быть. В школе была пухленькой, застенчивой, закомплексованной. Теперь - уверенная в себе, красивая, в жизни у меня все сложилось так, как я хотела. В работе, в отношениях с мужем все замечательно.
      Но вот дочка… Я так хочу быть хорошей матерью, но, к сожалению, у меня это не получается. Моей Вареньке 7 лет, в этом году мы пошли в первый класс. И оказалось, мой ангелочек ленив, медлителен и рассеян. Учиться не хочет. Одевается дольше часа, портфель собирает по 2 часа…       Внимание постоянно переключается, не может долго сосредотачиваться на одном деле…
      Когда мы делаем уроки, может одну строчку писать полчаса, тянет время, то и дело начинает мне что-то рассказывать, показывать… Откуда столько расхлябанности и безответственности? Что я только не делала! Объясняла: Варя, надо сначала сделать уроки, а потом заниматься своими делами, и весь день будет в твоем распоряжении; пыталась стимулировать: сделаешь уроки - будем смотреть мультик, сходим погуляем…
      Если разрешить ей сначала заниматься своими делами, то она растянет это на весь день, и уроки приходится делать поздно вечером, только после моего напоминания( причем не один раз)…
      Постоянно дергаю ее, прошу по тысяче раз, и чем больше прошу, тем меньше она реагирует на мои просьбы. Срываюсь и начинаю ругаться, потом страшно переживаю… Что делаю не так?! Подскажите, пожалуйста. Мария.

      Мария, главная ошибка: вы не соотносите свои ожидания и требования, свой подход к дочке с ЕЕ возрастом, ЕЕ уровнем развития и ЕЕ характером. С природой ребенка. Вообще - с природой...
     
 "Мы пошли в первый класс..."
     
 Кто пошел - вы или ваша малышка?.. Вы, уверенная в себе женщина с опытом самопреодоления - или слабое, незрелое и неопытное существо, которому еще расти и расти?..
     
 Ошибка почти любого родителя, и стократ - бывшего закомплексованного, которому вроде бы удалось выбраться из своих комплексов. Оказывается, еще не удалось... Ребенок становится проекцией родительского негатива, проявителем тайной пленки подсознания. Все, что отвергнуто в себе и, казалось, одолено - вот оно тут опять, вся слабость и глупость, вся беззащитность, беспомощность, вся слепота и боль, все упрямство...
     
 Думаем, что видим перед собой своего ребенка. А видим - себя. Сегодняшними глазами.
     
 Ребенка не видим в упор.
     
 Умственная и эмоциональная перегрузка, которой дочка ваша сейчас подвергается, равна той, которую испытали бы вы, если бы вас прямо сейчас из дома, без подготовки отправили в космос.
     
 У девочки явный кислородный, двигательный и игровой дефицит. Она переутомлена, психически истощена. Почему отказывают внимание и воля, не соображает соображалка? Организм борется с угрозой здоровью!
     
 Вам же видится это как рассеянность, медлительность, расхлябанность, безответственность, нежелание учиться и лень...
     
 Известно ли, кстати, вам, что постановлением Министерства образования первоклассникам в школах запрещено задавать задания на дом, а также ставить отметки? Редчайший, исключительный случай, когда из бюрократической инстанции изошло что-то здравое и разумное. Но увы!..
     
 Сеять разумное-доброе-вечное в нашу заскорузлую почву - занятие малоблагодарное: затаптывают семена и росточки, не давая взойти. Школы наши в большинстве как раз этого постановления Минобраза, в отличие от многих иных, в разной степени кретинических, не поняли и не приняли. Ни учителя, ни родители...
     
 Что ж, внемлите хотя бы вы. Вам действительно нужно пойти в первый класс сразу в двух смыслах, нет, даже в трех!..
     
 1) Станьте первоклассницей родительской школы, начинайте учиться по азбукам и букварям, как-то: Януш Корчак: "Как любить ребенка" и другие произведения, Симон Соловейчик "Учение с увлечением" и другие работы, Юлия Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?"
     
 2) Неустанно вживайтесь в мир дочки изнутри нее - старайтесь прочувствовать ЕЕ мирочувствие и самочувствие, ЕЕ самооценку, ЕЕ желания, представления, все-все-все - ИЗ НЕЕ, а не из себя, понимаете?.. Станьте и впрямь первоклассницей!
     
 По мере вживания многое прояснится...
     
 3) Почаще ходите в дочкину школу, общайтесь с учителями, администрацией. Познакомьтесь с родителями соучеников. Постарайтесь найти среди них единомышленников и вместе с ними возьмите под наблюдение и ограничительный контроль учебные нагрузки детей.
     
 Памятуя азбучное: лучше меньше да лучше!
     
 Даже для большинства взрослых максимальное время продуктивного удержания внимания на умственной деятельности не превышает двенадцати - пятнадцати минут. Далее следует резкий спад сосредоточения, и нужен перерыв хотя бы на три-четыре минуты, требуется отвлечение, а лучше сказать: раз-влечение.
     
 Чем младше ребенок, тем внимание его короче, утомляемее, отвлекаемее. Если первоклассник способен удерживать непрерывную серьезную сосредоточенность до пяти - семи минут, это уже очень хороший уровень, мало кто из нынешних детишек его достигает, большинство истощается и теряет управляемость уже к третьей минуте, и - NB! время развлечения должно быть равно не менее чем половине времени сосредоточения.
     
 Тоже азбука: чем человек моложе, тем нужнее игра. До четвертого-пятого класса, я полагаю, ВСЕ учебные предметы, ВСЕ знания следует преподавать детям в игровой форме. И дальше тоже, только игры менять.
     
 Если скучная школа не умеет и не желает играть с детьми ни во что, кроме скучной школы, то кто, кроме творческих родителей поможет если не одолеть, то смягчить затяжное бедствие?..
     
 А эти азы - общедвигательное и воздушно-кислородное насыщение, особо необходимые именно и прежде всего для обучаемости ребенка, кто ему обеспечит? Душная школьная тюрьма?..
     
 Один из хороших режимов для первоклашки и не только: сразу после уроков прогулка не менее полутора -двух часов, потом дома легкий обед и уроки в течение часа, полутора самое большее.
     
 Для первоклашки это время разделить на рабочие пяти-семиминутки и двух-трехминутные развлекательные паузы между ними. Для детей постарше рабочие промежутки можно постепенно увеличивать, да они и сами собой возрастут.
     
 Не забыть: паузы-отвлекалки - не отнятие учебного времени, а прибавление! Другое его измерение! На самом деле это паузы усвоения!
     
 Только одно условие, чтобы так и стало: поверить в это. Спокойно и весело. Вместе с ребенком!
     
 Если ребенок за время, отведенное для уроков, не успевает доделать заданное, никогда не настаивайте, чтобы доделывал, дальше сидючи. Наоборот, требуйте все оставлять как есть, вставать и идти гулять или играть.
     
 Потом, если время и состояние позволят, можно к урокам вернуться.
     Являться в школу с несделанными уроками, получать двойки - тоже В НЕКОЕЙ ДОЗЕ необходимый тренинг и жизненный опыт, своего рода закалка для будущих испытаний взрослости, когда хочешь - не хочешь, придется что-то НЕ делать и отвечать за это. Недовыполненное домашнее задание можно рассматривать двояко: и как поражение воли и ума, и как победу внутренней свободы и здравого смысла над тупой рабской оценочной зависимостью...
     
 Не успевает систематически, не справляется, отстает в учебе?.. Думайте об улучшении качества сосредоточения - за счет образной яркости учебных пособий, за счет подключения творческого воображения, за счет игры - но ни в коем случае не количества просиживаемых часов!
     
 Не за счет здоровья души и тела!      

 

Обжиг, или Творческая лень
Сытость - это не навсегда. Лень в умеренных дозах полезна в любых количествах

      Из обратной связи на предыдущую рассылку - письмо, по-моему, не требующее комментариев.

      ВЛ, я из тех, кто с ленью пытается договариваться по мере сил. По большей части успешно. Из своего скромного опыта делаю вывод, что физиологическая составляющая состояния "лениво" - огромна! Иначе - почему же так здорово выводит (причем, надолго!) из апатии просто голодание или прогулка по морозцу на рассвете?
     Апатии-депрессии приписывается много рогов и копыт, но никто не говорит, что стоит только остановить безудержное обжорство и алкогольные перегрузки - апатия растворяется, о депрессии забываешь. Это очень просто, но частенько воспринимается как посягательство на самое насущное.
      Если всем известную пирамиду: сытость-безопасность-социальная востребованность-творческая самореализация время от времени "прокачивать" с самого ее основания - т.е. показывать организму, что сегодняшняя сытость - это не навсегда - отзыв идет самый что ни на есть положительный. "Не навсегда? Значит, надо суетиться, работать, зарабатывать на прокорм!"
      С физиологического уровня поднимаешься на поведенческий: становишься деятельной, понимаешь, а скорей просто чувствуешь, что делая хоть что-то - все равно движешься куда-то, а уж направление подправить - это по мере осознания того, что именно хочешь...
      Лень в умеренных дозах - как говорится, полезна в любых количествах. Ведь не случайно становится "лениво" что-то делать. Это признак того, что пока не знаешь, как. Нет ясности, нет четкого понимания, чего хочешь... И все время, пока ленишься и с ленью борешься (или не борешься, когда как выходит) - на самом деле очень активно внутренне думаешь, собираешься в комок, продвигаешься к решению то сознательно, то интуитивно, то откатываешься назад, потом опять прорыв - и новый горизонт... Пусть в это время занимаешься самой нелюбимой работой по дому, общаешься по телефону, тупо глядишь в телик или что-то еще. Подспудно идет работа внутренняя - то, что я называю ОБЖИГОМ.
      Без этого невозможно достичь творческого качества работы и жизни.
      Я из Красноярска, в Москве только 3 года. В бытность Виктора Астафьева помню, как он рассказывал, что каждая книжка - уже дописанная - у него вылеживалась не меньше 5 лет. Он для себя выбрал этот оптимальный срок для мелких обработок и вялого обдумывания. Только после этого - понимание, а стоит ли вообще ее корректировать-доделывать, и если да, то как. Вот он, обжиг. А по внешним признакам вроде бы лень...
Важно только одно: чтобы совсем понемножку хоть что-то двигалось. И время от времени неизбежно будут прорывы, "пруха": когда нахлынывает, и только успевай делать. Лиана

 

Счастье быть спичкой
только не отсырелой

      ВЛ, мне есть чем поделиться с лентяями : я всегда считала себя хронически ленивой. В старших классах перестала делать уроки и посещать занятия, высшее образование получала на коммерческой основе (кто знает, учеба за деньги - это проформа). В школе мне орали учителя на ухо, что лень родилась раньше меня, и я ее ярко себе представляла - это была длинноволосая женщина в развивающемся платье пастельных тонов... Она рождалась сразу взрослой, а вслед за ней рождалась и я.
      Мама всегда говорила, что я как спичка: загораюсь и сразу тухну. Что-то понравится, захочу заняться, а через день все бросаю...Теперь-то я знаю, какое счастье быть спичкой!
      Как-то забрела на ВДНХ, там есть городок умельцев русского творчества. Познакомилась с продавцом - она оказалась преподавателем лепнины из теста. Я записалась и стала ездить на курсы. Мама ворчала, что это выброшенные деньги и время. Я конечно тоже сомневалась. Через месяц я уже раздаривала свои поделки и мама просила сделать ее знакомым еще одну картину из лепнины. Меня настолько захлестнуло творчество, что я с утра до ночи лепила, красила и покрывала лаком. И снова мама говорила, что меня надолго не хватит, что я как спичка зажгусь и потухну. Потом я научилась вязать крючком: день и ночь вязала кофты. Потом гитара, бисероплетение... Все оказалось возможным! Я раньше и мечтать об этом не могла.
      Я поняла, что изучение нотной тетради, способов бисероплитения, лепнины из теста и прочая помогают нам не только научится играть на гитаре и плести украшения, они помогают и в остальных сферах нашей жизни.
      К моим увлечениям прибавились: кулинария, увлечение которой впоследствии помогло мне похудеть и наладить свое питание, а значит и здоровье, занятие спортом каждое утро в спортзале (при том, что встать рано утром для меня смертельно, но очень помогает, что с утра едешь заниматься спортом - это приятнее, чем сразу на работу). И шитье - после того как мой гражданский муж, который тоже прибавился к моим увлечениям :) исполнил мою мечту и подарил швейную машинку!
      Опыт любого занятия влияет на разрешение многих других жизненных ситуаций. Кто не пробовал - очень советую. Столько новых ощущений. Калейдоскоп счастья! Жизнь заиграет не то, что новыми цветами - новыми улыбками, новыми друзьями, новым счастьем новой душой и новой судьбой!
      И следует знать, что срывы, депрессии случаются всегда и у всех. И меня частенько начинает мучить НАДО!.. Как только я это отслеживаю, осознаю - тут же берусь за гитару и разучиваю новую песню. Или тупо включаю телевизор и щелкаю каналы - даже и это помогает, если не передозировать. Счастье, что я как спичка - могу легко переключаться. Легко осваивать новое. Легко жить!
      Теперь я могу с уверенностью заявить, что не знаю, что такое лень! С утра мечтаю о том, как вечером разложу выкройки или налеплю пельменей... Как открою для себя еще одно окошко в своей душе, навстречу еще одной разноцветной радуге, еще одной искорке счастья... Наташа

      Наташа, мистическое совпадение: как раз сегодня утром мне пришел в голову образ спичек как метафора определенного психотипа. Человек по имени Мокрые Спички (или Сырые Дрова) - чиркают, искрят, но не возгораются... Вариант породы Недотяг или Нехотяев. Потом подумалось, что если отсырелые спички хорошо просушить на жару, то есть шанс, что опять загораться будут; но для большого огня нужно много горючего материала... И вот сегодня вечером ваше "спичечное" письмо - да плюс к тому весть о сильном пожаре на телецентре Останкино, куда сам Путин соизволил с самолета заехать... Телецентр жалко, а вам, Спичка, спасибо за огонек!

 

Народ для опиума, или Душа как двигатель внутреннего сгорания

      ВЛ , ваша последняя рассылка о Лени есть ОПИУМ ДЛЯ НАРОДА. Лень, к счастью, никогда не была психологической категорией, и надеюсь, никогда ею не станет. Лень - это замечательный индикатор социального здравого смысла, присущего/неприсущего всем НАДО-действиям, против которых она направлена. Из только что прочитанных писем ваших читателей отчетливо видно, что все они существа по-настоящему, по-человечески (а не по-животному) социальные, если уж пишут на эту тему, и неверно пытаться искать ту руку, которая вытащит их за шкирку из лени, "внутри себя".
      "А ЗАЧЕМ?" - вот вопрос, который сквозит во всех этих письмах, и задается он не себе, а обществу, и задается все чаще, и не только у нас, но и во всем мире. И дело не в экономических формациях, а в господствующей морали, с которой у этих людей очевидный конфликт. У не написавших вам "не-лентяев" ответ на вопрос "ЗАЧЕМ?" всегда готов: "Для себя!" Тому же, кто рискнул подумать чуть дальше и спросить "А для кого еще, кроме меня?", современная мораль все чаще отвечает молчанием...
      И все же стоит спросить: "А для кого еще, кроме меня?" Если мы поискали достаточно внутри себя и ничего не нашли, то почему бы не посмотреть снаружи? Каким бы не было непопулярным словом сегодня слово "общество", все же то самое "общее благо" продолжает оставаться существенным мотивом для многих людей. Я бы даже высказал предположение, что в человеке где-то очень глубоко заложен инстинкт общего дела (ведь именно он позволил выжить роду homo sapiens), для которого последнее время не находится не только применения, но даже и подходящего слова...
      К чему я это? Все хорошо в меру. С индивидуализмом уже, похоже, пересол. Илья

      Илья, рад приветствовать почти единомышленника. "Если ты не за себя, то кто кто же за тебя? Но если ты только за себя, то зачем ты?" - в этом мы с вами сходимся, и "любовь к общественному благу" для вашего покорного слуги тоже не пустые слова.
      А вот в чем я с вами не согласен.
      1) "Лень... никогда не была психологической категорией, и надеюсь, никогда ею не станет". Лень вообще не категория. Лень - конкретное состояние тела и психики, состояние души, состояние духа - как отдельного взятого человека, так и общности любого масштаба, человечества включительно. Постоянно-переменная составляющая нашего бытия, как, скажем, погода. Исключить лень из сферы психологии, из ее компетенции?.. Тогда и любовь исключим, и агрессию, и все остальное. Сводить лень к роли "индикатора социального здравого смысла" никак не можно, хотя таким индикатором она МОЖЕТ быть - говоря точнее, индикатором отсутствия смысла (выборы, референдумы...). Но стоит все-таки отличать понятия политической пассивности и социальной апатии от пассивности и апатии индивидуально-личностного уровня, от лени как таковой.
      2) "...неверно пытаться искать ту руку, которая вытащит их за шкирку из лени, "внутри себя". Почему же неверно?.. А где же ее искать, эту руку - в поставляемых извне социальных мотивировках? Поставляемых кем-то или чем-то?.. Мы это уже много раз проходили. И убедились: да, можно сподвигнуть людей на активную деятельность, стимулируя извне пряником и\или кнутом, опиумом той выделки или иной, социалистической или капиталистической, коммунистической или фашистской, мусульманской или христианской. Война, голод, религиозное исступление, утопия социальной справедливости, всевозможные наркотики - работает все.
      Но, во-первых: у всех общественных движений всегда остается в пассиве изрядная масса не разбуженных, не задействованных, "не охваченных", как выражались наши коммунистические активники. До толщи народной никакие опиумы не добираются. (И слава Богу!..)
      Во-вторых, история показывает: все возбужденные, пассионарные состояния общества неизбежно, по закону маятника, сменяются раньше или позже периодами долгой глухой пассивности, застоя, стагнации - социальной лени, она же духовная спячка, если не деградация.
      Да, настоящее ЗАЧЕМ, противостоящее вечной стихии лени, апатии, энтропии, не может не выводить человека вовне - за пределы его убогого конечного существования. Но Руке извне должны навстречу протягиваться целых две - изнутри. Душа - двигатель внутреннего сгорания...
     
 (PS. А вы, батенька, майксист-енинец? Пъизнавайтесь :))

 

Мавзолей Лени: проект с развитием

      Ну вот и добрались до мероприятийной части.

      ВЛ, не хочу засорять вашу почту, но слишком уж непоследовательной и поверхностной мне показалась ваша рассылка о лени. Тем более, комментарии к письмам читателей, что вы приводите.
      Вот пример с Наталией, которая пишет диссертацию. Вы, как человек творческий, лучше всех знаете, что для того чтобы накропать хотя бы полстраницы текста, необходимо предварительно прочитать и переварить кучу литературы или осмыслить серьезно свой опыт. Если этого не сделаешь, то тужься-пыжься, ленись не ленись, а все равно не сядешь и не "въедешь" в тему... Наталии... просто нечего было написать по теме диссертации, не было предварительной серьезной подготовки, вот она и прикрыла свою пустоту ленью...
      Примерно из той же самой "оперы" письмо Антона, который работает руководителем проекта и при этом хочет сохранить творческое начало для того, чтобы делать что-то из новых программных продуктов самому. У этого автора вообще нет никакой лени, а банальная "запарка" начальника средней руки, который должен в первую очередь организовать работу своих подчиненных, а потом уже думать о собственных потугах изобрести что-то новое... Видно, что человек еще не привык к своей должности руководителя, и судя по всему, тяготится ею. О лени нет и речи, человек не адаптировался на новой должности и не успевает всего, что требуется от руководителя. Вместо решения указанной альтернативы, лежащей на поверхности и обыденной для многих людей, вы советуете Антону сорваться в отпуск или командировку. Якобы только там он найдет нужное решение. Но ведь это же бизнес, Владимир Львович. В нем можно двигаться или по горизонтали, оставаясь тем же талантливым программистом, совершенствуя свои профессиональные навыки, или по вертикали, занимая руководящие позиции в своей фирме. В противном случае останешься у разбитого корыта, когда тебя обойдут более талантливые и амбициозные сослуживцы. А вы "в отпуск или командировку"...
      Ну, а третья группа ваших абонентов, Ангелина, Владислав, Алексей со своими откровениями, кроме улыбки и жалости ничего не вызывают... Ну почему вы не можете назвать вещи своими именами и сказать честно подобным людям - "Ребята, вы не дети младшего школьного возраста. Ваш махровый инфантилизм, когда один не способен встать утром в институт (в армии потому что не служил), другой в 25 лет мечется как ежик в тумане, не имеет никаких оправданий. Пора отбросить глупости в виде потакания собственным слабостям и начать жить, заниматься делом, брать ответственность на себя... Увы, судя из Памятки себе любимому, где прямо-таки "Ода лени", эта третья группа прикроется ею, как фиговым листом и будет плакать дальше о загубленной жизни... Отказом от борьбы с этим чудовищным людским пороком - Ленью, вы провоцируете многих ваших читателей на смирение со своими проблемами, недостатками, инертностью и т.д, привлекая огромное количество новых пациентов на прием к психотерапевту. Как просто многим из них будет говорить - "Ах, даже знаменитый Леви оправдывает лень и призывает терпеть ее, а не преодолевать. Что же нам, грешным, пытаться поделать с этим пороком, пусть все будет, как прежде".
      ...Наверное, читателям стоило бы предложить более понятную схему... К примеру, "волнообразную теорию", когда ты ОБЯЗАТЕЛЬНО делаешь усилие над собой и взбираешься на гребень волны, решая свои проблемы, а потом, отдыхая (ленясь) постепенно с этой волны плывешь вниз и так до бесконечности, в зависимости от волнения моря под названием "Жизнь"... Роман

      Роман, спасибо за изложенную позицию. Сказал бы с удовольствием спасибо и за полезную критику, но...
      Следуя вашему настойчивому призыву называть вещи своими именами, приходится признать: ваше письмо - не критика, а нечто иное. ( "Поэт в России больше, чем поэт...")
      Поясняющие определения из БСЛ (Бестолковый Словарь Ленивца, см. рассылку № 88.)
      Мимочтение - искусство не видеть в тексте того, что в нем есть, и видеть то, чего нет. Пример:
      "Наталии... просто нечего было написать по теме диссертации, не было предварительной серьезной подготовки, вот она и прикрыла свою пустоту ленью...
      Из письма Наталии имеющему глаза ясно видно, что никакой пустоты у нее и в помине нет, серьезная подготовка была, материал собран. Не работалось по иной причине, казавшейся ленью. Мы вместе старались понять, по какой именно. И небезрезультатно старались: диссертация уже написана.
      Кривочтение - искусство толковать читаемое вкривь, вкось, врастяжку, вбок, поперек итп.
      Пример:
      "...знаменитый Леви оправдывает лень и призывает терпеть ее, а не преодолевать. "
      Поди поспорь с кривым зеркалом: вроде бы отражает что есть, не более... Ведь и добросовестная фотография может так ненароком извратить пропорции и цвета, что мало не покажется.
      Давайте тогда уж дальше пойдем, Роман: составим по вашей методологии текст для первоапрельской новостной полосы гипотетической газеты автодорожников "Московская Пробка".

      "МАВЗОЛЕЙ ЛЕНИ СТАНЕТ МАВЗОЛЕЕМ ЛЕВИ

      Тезоименитый Леви восхваляет Лень, объявляя ее главным достоинством современного человека и спасительницей рода людского. Левикий психотерапевт призывает возвести Лени памятник в столице мировой Лени - городе Москве, на Красной площади. Учитывая менталитет отечественного насеЛЕНИия и нехватку стройматериалов, Леви предлагает воспользоваться имеющимся ресурсом и в качестве памятника Лени использовать мавзолей Ленина, стерев на его фасаде всего лишь одну последнюю букву надписи "Ленин". Проект закона о переименовании мавзолея Ленина в мавзолей Лени уже представлен к рассмотрению на одном из ближайших заседаний Государственной Думы. Из осведомленных источников сообщают, что в дальнейшем, заменив в надписи еще одну букву, Леви рассчитывает трансформировать мавзолей Лени в свой собственный, где и будет вести прием огромного количества новых пациентов ."

      Ну как, пойдет?..
      Теперь немного о том, кто написал мне ваше письмо. Я не оговорился. Письмо написал никакой не Роман, а сержант тов.Обвиняйло, в гражданке г-н Суперэгов, мой старый-старый знакомый. Знаете такого?..
      Не знаете, и вот почему: он прячется внутри вас, папашка этот с ремнем, начальничек этот. (И внутрь меня тоже захаживает, случается, не без того...)
      Людей, письма которых я привожу в рассылке, очень разных людей, этот самый г-н-тов всех автоматом зачисляет в "одну оперу" - в категорию носителей "чудовищного людского порока", злостных лентяев и\или махровых инфантилов, не вызывающих ничего, кроме улыбки и жалости. В отпуска их не отпускает, срывает со всех фиговые листки, потакать собственным слабостям и плакать о загубленной жизни не позволяет, всем ставит морально-нравственные диагнозы.
      Молодец, правильный мужик. Должен признаться, мне лично очень импонирует его волнообразная теория (а точнее, практика) борьбы с ленью, цитирую: "когда ... взбираешься на гребень волны, решая свои проблемы, а потом, отдыхая (ленясь) постепенно с этой волны плывешь вниз и так до бесконечности..."
      Плыть с гребня своих проблем вниз до бесконечности - это круто, это по-нашенски, по-ЛЕНИнски. Так держать!..

 

***

      Ну вот, друзья, на сегодня, пожалуй, довольно. И кстати - завтрашний выпус моей "Музыкальной аптеки" (Радио России: длинные волны 261, средние - 873, УКВ - 66,44 в эту субботу 23 апреля, в 9.30 утра по московскому) будет опять посвящен музыкальным антиленилкам - будилкам и поднималкам. Кому снова не лень будет проснуться и нажать радиокнопку - милости прошу, услышимся и пообщаемся.

 

Всего светлого!

 

автор рассылки: Владимир Леви,
психолог, писатель, врач
mailto:levi@postman.ru
http://www.levi.ru

каталог выпусков на City Cat
http://subscribe.ru/archive
код рассылки: science.humanity.levimaster

Владимир ЛЕВИ
Конкретная психология: рецепты на каждый миг

N 90 от 22.04.05


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: science.humanity.levimaster
Отписаться

В избранное