Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Владимир Леви. "Конкретная психология"


Владимир ЛЕВИ
Конкретная психология: рецепты на каждый миг

N 216

В ССОРАХ УМНЫХ НЕ БЫВАЕТ
или
КАК ПОЛЮБИТЬ НЕ СЕБЯ С ПОЛЬЗОЙ ДЛЯ СЕБЯ

от 15.10.19

 

Ни в коем случае не выдавливайте из себя эгоизм:
он вдавится обратно, и мало не покажется.

Д-р Халявин Младший. Рекомендазм.

      В этом выпуске:

      ~о невежестве совести
      ~о политике и болитике
      ~о том, что в ссорах умных не бывает
      ~о том, что не всегда есть возможность поуважать эгоизм, и о том, что эгоизм и одиночество – сиамские близнецы
      ~о том, как посудный шкаф стал зубным врачом
      ~о пользе остервенения и новейшая версия происхождения человека
      ~о том, куда выводить гулять проблемную собаку
      ~и о нашей скорой встрече на вебинарах.

      Друзья здравствуйте. Через полгода рассылке нашей исполнится 20 лет. Не один ребенок за это время мог успеть появиться, вырасти и повзрослеть, что и произошло. Из моих восьмерых не повзрослели еще четверо, но всё впереди, неотвратимо и незамедлительно. (В конце выпуска, кликнув ссылку, увидите и услышите нашу недавнюю беседу на темы воспитания с прекрасным семейным психологом Яной Катаевой)
      По количеству текстов на разные темы "Конкретная психология" уже давно необъятное многотомие, и всё растет.
(См. главную страницу сайта www.levi.ru – кнопка "рассылочная"). Двадцатилетний нескончаемый текстопоток этот, казалось бы, должен автору надоесть или стать охладело привычным, как собственная физиономия. А вот нет: перед каждым выпуском медлю, мнусь, ёжусь, волнуюсь как перед первым свиданием. А начнешь, бросишься, как в воду, – строчка, другая – и вдруг радость встречи, вдруг рядом, почти зримо – Те, Кому Это Нужно, и будто от них – от вас, а не от меня, – этот поток.
      И ведь так и есть.

НЕВЕЖЕСТВО СОВЕСТИ

      Фрагменты из неопубликованной беседы с журналистом К., продолжение, начало в выпуске № 215

      К – Что скажете насчёт того, что в мире нарастает информационная агрессивность и информационная проницаемость? Скоро ли каждый сможет знать всё обо всех и все всё о каждом?

      ВЛ – Всё – никогда. Есть и совершенствуемые защиты от любопытства, и ограниченная вместимость черепных коробок любопытствующих, и непредсказуемость технических и психологических перемен. А информационная агрессивность, особенно интернетная – да, вспухает, и кто с чем только не лезет в мозги, в души и в кошельки. Вот и умственно незатейливый господин ФБ долго и нудно, изо дня в день допрашивал меня, как и каждого: "О чем вы думаете, Владимир?" – и каждый раз заставал врасплох. Приходилось думать, о чем же я думаю. И оказывалось, что ни о чём. От тупизны вопроса мыслишки если и были какие-то, сразу же улетучивались.
      Через некоторое время сетевой колосс счёл, что поумнел, и стал с безудержной вежливостью интересоваться: "Владимир, что у вас нового?" Пыльный вопрос, всякую новизну из мозгов вышибает. Нет чтобы спросить: что у вас Вечного?.. А новое всё у каждого каждый миг. Всё и вся, как морские волны, – вариации на темы того, что уже было и еще будет. Но и с каким-то движением в небывалое, редко очевидным, обычно скрытым.

      ПОЛИТИКА и БОЛИТИКА

      К – И у вас есть движение в небывалое?

      ВЛ – Этим не озабочен, просто знаю, что грядущего волнуемое море (Пушкин), со всеми его неожиданностями и небывалостями – наше здесь и сейчас. Выше макушки занят Теми, Кому Это Нужно, их внутренними мирами, становящимися и моим. Посильно в курсе и внешних событий, которые, если душу не запирать, тоже становятся внутренними.

      К – Имеете в виду дым отечества, который нам так сладок и приятен, что...

      ВЛ – Куда ж денешься. Ежедневно слушаю, смотрю и читаю российские и мировые хреновости.

      К – Плюс, с избытком, от обращающихся за личной врачебно-психологической помощью?

      ВЛ – Это другое. Ведомство профессии и работа души. Не политика, а болитика.

      К – Айболитика?.. А какие же у вас политические противорвотные?

      ВЛ – Общение с честными, добрыми, умными людьми с неповрежденной совестью. Независимо заниматься своим делом. Это тоже деятельность политическая – уменьшать количество бессмысленной боли, страха, агрессии, растерянности, тоски, путаницы в мыслях, отчаяния на душу населения. Увеличивать оснащенность душ, освещенность и разрешающую способность мозгов. А к той смеси джунглей, борделя и цирка, которую совокупно именуют политикой, совмещение, поелику возможно, эмоционального отношения с осмыслительным. Каждому политику по психоаналитику.

      К – Неужели вам удаётся по ходу представления еще и психоанализировать всех подряд?..

      ВЛ – Не всех – так, понемногу, особо заметных... Мечтаю дожить до времени, когда каждый претендент на властную должность, по всем ступеням, включая высочайшую, будет публично проходить через батарею фильтрующих тестов на лживость, агрессивность, трусливость, корыстность и неадекватность мышления. А пройдя фильтры и вступая в должность, подписывать клятву о непревышении личных доходов сверх средней зарплаты школьного учителя или больничного врача. Под строгим последующим общественным контролем.

      К – Немногие смогут пройти во власть через ваши тесты, мало кто и захочет.

      ВЛ – Вот и хорошо.

      К – И долго придется жить. Лет тысячу или миллион, если не вечность.

      ВЛ – Сущностная реальность, в которой мы сейчас живём, та же, в какой жили наши предки, с незапамятства, поколение за поколением, вплоть до нас и наших детей. И внуки наши, и правнуки, видимо, будут пока еще жить в этих пещерных потемках, но с просветами, верю.
      Каждая страна и народ, каждая семья, каждый человек и человечество в целом – участники многотысячелетнего противостояния Зверя и Человека. Из века в век не прекращаются отчаянные попытки превращения двуногого животного – самозваннного гомосапиенса, не заслуживающего этого имени, – в Человека Вселенского, Всечеловека. Из века в век звериная подлость, вооруженная всем, кроме совести, концентрируется на полюсе власти, потому что стремится к ней, а через власть ко всем благам мира сего. А концентрации сил человечности, достаточной для воцарения
добровластия, пока что не происходит. Никогда еще нигде никому не удавалось создать систему правления, основанную на честности, справедливости и гуманности, которая пережила бы своих создателей. Как правило, системы такие рушатся или загнивают еще при их жизни. Люди совести иногда получают власть, но очень редко ее удерживают.

      К – Совесть мешает?

      В ССОРАХ УМНЫХ НЕ БЫВАЕТ

      ВЛ – Не совесть мешает, а невежество совести. Неосознанное невежество и беспомощность перед неуправляемыми стихиями естества. Перед хищной, коварной, всепроникающей мощью звериного эгоизма. В том числе и внутри себя, внутри самой совести. Невооруженность знаниями, пониманиями, умениями.

      К – Какими?

      ВЛ – Человековедческими. Не только понимать себя и других, всесторонне и глубоко, но и уметь с предвидящим пониманием обращаться с собой и с другими, и с массами, и с людьми по отдельности. Иными словами – уметь работать с эгоизмами, уметь с ними жить. Со своим прежде и более всего.

      К – Перед эгоизмом кто только не беспомощен, если не свят... да и если свят.

      ВЛ – Один из примеров – жизненный путь и душевные терзания страдальца совести, моего любимого Льва Толстого. Как Чехов, по собственому признанию, всю жизнь по капле выдавливал из себя раба – стремился к внутренней свободе, – так Лев Николаевич выдавливал из себя эгоиста. И не по капле, а по здоровенным бочкам, причем бочки эти время от времени с неимоверной силой вдавливались обратно. Гениальный художник слова, страстный искатель истины, проницательнейший чтец душ и "ясновидец плоти", как его называли, потерпел жестокое поражение в собственной семье. Автор "Войны и мира" установить мир в отношениях с женой не сумел. Многолетняя война эгоизмов закончилась его бегством из дома, уходом, который стал и уходом из жизни.

      К – Вы полагаете, причина этому – недовыдавленный эгоизм? Из двух ссорящихся виноват кто умнее? Но мосты, как писали вы, строятся только с двух берегов.

      ВЛ – В ссорах умных не бывает: ссора начинается – ум кончается. А эгоизм выдавливать бесполезно. Не стоит ничего из себя выдавливать, занятие безнадёжное и небезопасное. И вдавливать ничего не надо: сколько чего в одном месте вдавится, столько в другом выдавится, и наоборот. Не выдавливать, а поумней обходиться с этим биопсихическим содержимым – с эгоизмом ближнего и со своим. Понимать, принимать, обращаться внимательно, бережно, твердо и позитивно. Как хороший детский доктор с ребенком.

      НЕ ВСЕГДА ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОУВАЖАТЬ ЭГОИЗМ

      К – Не кажется ли вам иногда, что по доброте душевной вы преувеличиваете возможности совести, даже умной совести? Ведь вы реалист, и не можете не видеть жизнь, и природный мир, и человеческий, как извечную, нескончаемую, беспощадную войну эгоизмов. Мир так устроен. Побеждает сильнейший эгоист. Или подлейший.

      ВЛ – По счастью, не только война, но и мирное сосуществование эгоизмов в природе есть и в человечестве, в немалых масштабах. Сотрудничество, содружество, взаимная любовь даже, и такое случается.

      К – Взаимная любовь эгоизмов?.. Надо обдумать. Однако рулит война, согласитесь.

      ВЛ – Рулить-то рулит и успешно делает жизнь адом. Война эгоизмов – это "умри ты сегодня, а я завтра". Битва за миг животного существования, жизнь рептильная, не человеческая. В планетарном масштабе в войне этой, если ее не удастся оставить в прошлом, победителей не будет, все пожрут и испепелят друг друга, человечество самоуничтожится. На то и ум, и душа с совестью, чтобы искать и находить балансы эгоизмов, другое имя им – справедливость. Чтобы жить и развивать жизнь, уважая и свой эгоизм, и эгоизмы другие. С важным уточнением: по возможности.

      К – Вот и я сразу подумал, что не всегда есть возможность поуважать чей-то эгоизм. Не так давно побывал в составе гуманитарной экспедиции в Африке. При переправе через большую водную магистраль пришлось отбиваться от атаки четырех крокодилов. Двух из этих милых созданий природы, при всех судорогах гуманности, пришлось лишить священного права на эгоизм. Остальные сориентировались и убитых сородичей благополучно сожрали, а нас оставили в покое.

      ВЛ – Грубый наглядный пример биологической невозможности эгобаланса, ситуации "кто кого".

      К – Обращаются ли к вам за помощью в аналогичных случаях человеческих отношений?

      ВЛ – Осознанных, хищных покушений человека на человека сколько угодно, и иногда мне приходится работать с их последствиями. Довольно часты и случаи разнообразных житейских взаимоотношений, включая и самые близкие, и более всего именно в них, – когда эгобаланс невозможен психологически: не совмещаются характеры, интеллекты, потребности, интересы, пути развития и многое другое, включая секс, а у одной или обеих сторон нет желания или интеллектуально-волевого ресурса что-то в себе менять.
      Мост эгобаланса действительно можно строить только с двух берегов, пусть даже только при огромных усилиях с одной стороны и едва заметных с другой (как бывает при общении с детьми, стариками и душевно закрытыми взрослыми), но какой-то минимум двусторонности обязателен, иначе два берега останутся разъединенными, и расстояние между ними будет расти.
      А главное и самое трудное поле работы психотерапевта и психолога – неосознанные столкновения эгоизмов или ложно осознанные. И не в последний черед с собою самим: внутренние конфликты.

      К – Могу признаться: ощущаю в себе отчетливое нежелание осознавать свой эгоизм и как-то там с ним работать на благо его же. Слово "эгоист" – обвинительное, обзывательное. И слышишь его чаще всего от тех еще эгоистов.

      ВЛ – Совершенно верно, слово это в массовом обиходе звучит оценочно, негативно. Поэтому я и стараюсь в общении с пациентами, хотя сам ничего обвинительного в это слово не вкладываю, не называть эгоизм эгоизмом, чтобы не производить оценочное давление.
      Обращаются обычно не с корневыми вопросами: "что мне делать с моим эгоизмом", "как нам быть с нашими эгоизмами", "как помочь эгоизму (ребенка, мужа, жены, родителей, своему собственному...) не быть разрушительным"... Приходят с широким спектром следствий и производных от эгоизмов чужих и собственного. Поговоришь, расспросишь и убедишься, что живет человек, или раньше жил, в семье или на работе, в ситуации эговойны, в положении защищающегося или нападающего, агрессора или жертвы. В обстановке, где кто-то кого-то не понимает, не принимает, гнобит, третирует или игнорирует, психологически напрягает, психологически насилует, психологически бьёт, жрёт, нередко взаимно...
      Немногим лучше таких эговойн худой эгомир – более или менее спокойная жизнь за железобетонными стенами взаимной закрытости, отчуждения, с общением функционально-ролевым, "по делу", но не душевным. У любовников, у супругов с постельным общением, а душами на замках. Совместные телодвижения одиноких эгоизмов.

      К – Эгоизм и одиночество – темы близкие?

      ВЛ – Неразделимые сиамские близнецы.

      КАК ПОСУДНЫЙ ШКАФ СТАЛ СТОМАТОЛОГОМ

      К – Когда человек обращается к вам по поводу болей, спазмов, бессонниц, несдержанности, непомерной обидчивости, гневливости, депрессий, тревог и паник, навязчивых состояний, разных зависимостей, жизненной растерянности... Всё это и еще много всякого бывает, например, у меня и упорно портит жизнь. Это тоже производные моего эгоизма?

      ВЛ – Всё скопом под одну гребёнку грести не стоит. В каждом случае приходится разбираться конкретно: откуда что, почему и как. Обобщенно – да, редко какая неприятность происходит с нами без участия САМОзависимости – другое имя эгоизма.
      Есть такой научно-психологический термин: децентрация. Отключение от себя и своих переживаний и переключение на что-то или кого-то другого. В той или иной степени. Простое отвлечение – степень минимальная, пере-ключение слабое, неглубокое. Можно глубже, сильней. Полностью переключить внимание, физические и душевные силы на что-то или кого-то кроме себя и своего страдания. Полюбить не себя с пользой для себя. И тогда может произойти качественная подвижка: включится скрытый ресурс, мозг перепрограммирует себя и тело на активный позитив. Может произойти исцеление тела, исцеление психики, исцеление отношений, обновление судьбы. Знаю немало примеров, когда люди спасали себя именно так; в ряду их и выздоровление Солженицына, от, казалось, уже безнадёжного рака.

      К – Как бы худо ни было, начихать на своё настроение и состояние, наплевать на себя? Какими угодно усилиями взяться за любое дело, любое занятие? Легче станет?

      ВЛ – Да, при глубокой децентрации страдание с большой вероятностью уменьшается, а то и совсем проходит. Даже зубная боль. И головная. И душевная. Зубная может пройти почти сразу и надолго, народные знахари-гипнотизеры, мастера заговаривать зубы, издавна такой возможностью пользовались. С душевной болью сложнее, но тоже можно. Хотя бы краткое самостоятельное ее усмирение – без психотропов, без алкоголя и наркотиков, безо всякой химии, без чьей-либо помощи, своими решениями и своими силами, – великое достижение, знак возможной полной победы.

      К – И я много раз замечал: отвлечение от боли, от тревоги и от тоски помогает. Простое отвлечение. Музыкой, например. Хорошим фильмом. Беседой с другом. Или кому-то вдруг срочно помочь требуется, о себе забываешь... Или работа сверхсрочная. Или какое-то неожиданное известие. Даже и неприятное.

      ВЛ – Один знакомый, Д., рассказал мне о произошедшем с ним любопытном случае. Безумно болел зуб с вечера и всю ночь. Никакие анальгины не помогали. Начал вспухать флюс. Утром рано жена повела детей в детсад и школу, а Д. поспешал к стоматологу. Уже оделся – и вдруг со страшным треском и грохотом рухнул на кухне большой старый буфетный шкаф, наполненный посудой. Подломилась ножка у перегруженного старика, успел при падении покорёжить стол, сломать стул, а на втором полузависнуть у пола. Крутая катастрофа. Что было делать? К врачу бежать или шкаф поднимать, разбитую посуду собирать? Д. геройски выбрал второе: не хотел, чтобы жена вернулась в такой ужас. Титаническими усилиями шкаф поднял, кое-как закрепил, осколки посуды собрал и вымел. А подвиг закончив, с удивлением обнаружил, что зубной боли как не бывало, и флюс почти пропал. К врачу решил не идти, посмотреть, что дальше будет. Зубная боль не возобновилась, всё успокоилось. Через пару недель к стоматологу всё-таки пошел, проверить этот зуб. Врач нашел обычную кариесную дырочку, следы благополучно перенесенного пульпита и воспаления надкостницы, пломбу поставил, легко и спокойно.

      К – Как этот случай объяснить?

      ВЛ – Революция в стоматологии: шкафотерапия, открытие новейшего метода. И награда от высших сил за домашний подвиг. А если серьёзно – случай победного сопротивления самозависимости, успешная децентрация.

      К – Но ведь не всем такое даётся, далеко не всем, если такие очереди к врачам и психологам. Не у всех есть ресурс децентрации, или не все знают способы его включения?

      ВЛ – Чаще второе.

      К – Можете поделиться вашими личными способами, если не секрет?

      О ПОЛЬЗЕ ОСТЕРВЕНЕНИЯ

      ВЛ – Никакого секрета. Хочу только в который раз повторить: свои способы самоработы я никому не предписываю, не советую, просто делюсь опытом.
      Главных способов децентрации для побед над трудными положениями и состояниями у меня два, классических. Первый именую Мягким Вплыванием – в другое состояние, в освобождение, в позитив. Второй способ звучит страшненько: Остервенелое Вламывание. Первый, по восточному выражаясь, от женского вселенского начала, от Инь, второй от мужского, Янь.
      Для примера простая ситуация все той же боли и немоготы. Со школьных лет, после одного неудачного прыжка у меня остался поврежденным левый коленный сустав. Время от времени защемляется мениск, и происходит внезапная инвалидизация: сильная боль в любом положении, невозможность ходить. Подняться с постели, дотопать до туалета – проблема. Во-время не соперировали, потом стало поздновато, рискованно и накладно. Долгое время, когда защемляло, приходилось лежать, корячиться, мазаться мазями, массироваться и прочая – несколько дней, иногда неделю и больше, пока постепенно не отпустит. Но с некоторых пор научился сокращать время такой инвалидности от нескольких минут до максимум одного- полутора дней.
      Начинаю с Мягкого Вплывания, Инь-сеанс. Ложусь как-нибудь так, чтобы боль хотя бы не нарастала, и начинаю сочинять в голове нежные колыбельные, про себя напевать. Представляю, что их поёт мама, вспоминаю её голос, она часто играла и пела мне... Начинаю слегка покачиваться под ритм... Втягиваюсь в мамин образ и внутреннюю музыку... Потом представляю, что наоборот, я играю ей и пою, было и это, когда под старость заболела...
      Другой вариант: чуть покачиваюсь под внутренний ритм идущего поезда. Сочиняю мелодию под этот ритм, втягиваюсь в неё...
      Достаточно иногда пятнадцати-двадцати минут, чтобы мениск встал на место и можно было подняться и спокойно ходить, с некоторой остаточной болью, но уже вполне выносимой, без хромоты. Важнее всего суметь полностью пере-сосредоточиться на внутреннюю музыку, никак ее к злополучной коленке не относя, – пускай себе живёт своей жизнью, а я своей.
      Это способ наименее болезненный, но и наиболее тонко-сложный, легко сбиться с волны, опять вспомнить про колено, и всё... Когда ясно уже, что мягко вплыть в освобождение не получается, включаю Остервенелое Вламывание, Янь-сеанс: КТО-КОГО или ЧЕМ-ХУЖЕ-ТЕМ-ЛУЧШЕ.
      Вхожу в транс остервенения, освоенный еще со времен юных занятий боксом. Поднимаюсь с бешеной резкостью. Превозмогая дикую боль, болтаю ногами, пляшу, прыгаю по-сумасшедшему, веду бой с тенью – наношу сокрушительные удары невидимому противнику, и руками, и ногами... Хорошо еще одновременно поорать и побить себя побольнее, а еще лучше, если получится одновременно же внутренне посмотреть на эту цирковую истерику в качестве зрителя, и, продолжая неистовствовать, похохотать над ней. Представляете себе такую картинку?

      К – Хотелось бы посмотреть.

      ВЛ – Ну вот что-то близкое. Способ снятия мышечных зажимов, внутреннего освобождения и тонизации.
      Показал Легкопляс, он же, в усилении, – Дикопляс. В авторском исполнении его можно увидеть в третьей лекции первого цикла моего недавно прошедшего вебинара. Ознакомиться с содержанием цикла и приобрести запись можно, пройдя по этой ссылке.

      К – Ого-о...

      ВЛ (чуть запыхавшись) – Ну вот такая децентрация, такое избиение самозависимости. Быстро улучшает настроение, тонизирует и существенно уменьшает боль, она уже вполне терпима, а то и совсем исчезает. Уже через полторы-две минуты мениск может расщемиться. В других случаях минут через десять-двадцать легчает до возможности ходить прихрамывая, уже хорошо, ночь спокойная, на следующий день отпускает совсем. Надо только с остервенелой решительностью вломиться в трансовое состояние, бросить в него тело, как в воду, на полную свободу, наплевав на результат, на боль, на себя, и хорошо побеситься. В состоянии этом "я" уже нет, ничего нет моего.

      К – Ничего себе "надо только". А еще какие результаты наплевания на результат?

      ВЛ – Иногда философские. В Янь-сеансе такого типа, пока освобождался мениск, родилось, например, однажды вот это. Вышел из Дикопляса и написал

      СОТВОРЕНИЕ Homo Sapiens
      новейшая версия

      – Встань, Адам, поднимись,
      не будь гнидой,
      будь человеком.
      Ты первый Мой опыт,
      ты ещё не бывал.

      Ну... Что же ты опять падаешь,
      как кусок грязи.
      Встань, ходи и смотри.
      Ведь Я сделал тебе глаза,
      сделал ноги и остальное.

      А а... Стой.
      Теперь ясно? Глаза – чтобы смотреть,
      ноги – чтобы ходить,
      а все остальное
      согласно предназначению.
      Понял?..

      Опять упал! Я же сказал...
      Извини,
      забыл включить уши.
      Итак, внимание. Говорю тебе:
      встань и иди.
      Ну, ну, смелее...
      Пошел, браво! Стой!..
      Чересчур длинны руки
      и мал череп. Не обезьяну
      хотел Я сделать.
      А ну ка, ложись.
      Не дергайся.
      Та-ак... Вот теперь по образу
      и подобию...
      Стой! Куда ты,
      я не давал приказа,
      куда тебя понесло?!
      Ты что, идиот? Свободы захотел?

      Видно, перестарался Я.
      Ну и черт с тобой.
      Сотворю другого.

      Чтобы не перестараться,
      следующего Адама Творец делает Евой.
      Убежавший на свободу Адам быстро вернулся.
      Свобода кончилась и началась жизнь.

      КУДА ВЫВОДИТЬ ГУЛЯТЬ ПРОБЛЕМНУЮ СОБАКУ

      К – М-да... Ваш иньский способ мне, пожалуй, не по зубам, слуха нет. А транс остервенения и так есть, почти постоянный. Внутри, на цепи. Иногда срывается и ломает мебель.

      ВЛ – До боли знакомо... Если не можешь подавить восстание, возглавь его. Давно, еще в годы интенсивных занятий боксом, заметил: продвинутые спортсмены-бойцы, за редкими исключениями, в жизни люди доброжелательные, спокойные, уравновешенные, зато на ринге настоящие звери. Агрессивности, стало быть, хоть отбавляй, но под налаженным строгим контролем.
      По моему скромному опыту: если выводить его, этот транс остервенелости, как любимую проблемную собаку, гулять в подходящие места, в уединённые уголки лесопарка или в ванную, под душ, и там снимать ошейник, спускать с цепи – орать, ругаться как хочется, бить-колотить что безопасно (боксерская груша, подушка для битья, лучше не посуда), включая себя любимого... Ну вы поняли. Есть много способов безопасно пользоваться самоуправляемой остервенелостью – энергией агрессивности – взамен неуправляемой, то есть управляемой чем-то неконтролируемым изнутри нас, а извне запускаемой нажатиями каких-то наших красных кнопок, о которых мы редко догадываемся. Обо всем этом рассказываю в книгах ("Искусство Быть Другим", "Куда жить" и других) и буду еще рассказывать на вебинарах онлайн-практикума "ВНУТРЕННЯЯ СВОБОДА"

~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Продолжение следует~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

***

      И кстати о вебинарах. Многие из вас, друзья, уже знают, что в августе и начале сентября прошел пятинедельный цикл из пяти видеолекций и пяти вечеров в прямом эфире с вопросами и ответами. Это был первый цикл серии "Управление неуправляемым", назывался – "Дано мне тело, что мне дать с ним"
      Теперь, совсем скоро, будет второй цикл, тоже о теле, равно как и о душе и уме

ВНИМАТЕЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД
ОТ МАКУШКИ ДО ПЯТ:
лицо, спина, ноги, живот и
введение в Интиматику

      Про лицо – как им владеть, как действовать на него, а им на себя, чтобы хорошо себя чувствовать и быть в нужном состоянии и настроении, и на других с той же целью и сверх того. Как с лицом обращаться, чтобы привлекательно выглядеть в любом возрасте. И как по лицу читать человека, да, и про это тоже;
      про спину – называться будет "Страна Спина" – как ее держать, спину и позвоночник, как уважать и ублажать, чтобы была здоровой и красивой;
      про ноги – как обращаться с этими трудягами, носильщиками нашего здоровья и настроения;
      про живот, про то, как он живет и как с ним быть, как умно холить и лелеять, чтобы не дурил, а радостно соответствовал своему назначению – ведь что ни говори, к каким высоким материям ни обращайся, а мы с вами ЖИВОТные, так и задумано.
      Ну и да, про то, что ниже живота – про первоисточник и передатчик Жизни, про что и как. Тему эту, во всей её огромности и многомерности, называю: Интиматика – почти как "математика" звучит, и действительно требует математической душевной точности.
      В следующей рассылке пришлю более подробное описание этого цикла и возможность записаться.

!!!

      Друзья, спешу от вашего и своего имени сердечно поблагодарить коллегу Яну Катаеву, чудесного, солнечного семейного психолога, за неоценимую помощь в создании и организации нашего онлайн-пространства, в котором мы можем общаться почти в живую, задавать всевозможные вопросы, включая сугубо личные, искать и получать ответы и вместе думать. С Яной мы уже практически вместе работаем, и вот здесь вместе думаем над некоторыми проблемами детско-родительских отношений.

 

До скорой встречи,
всего светлого и свободного!

 

автор рассылки: Владимир Леви,
психолог, писатель, врач
http://www.levi.ru

каталог выпусков
код рассылки: science.humanity.levimaster

Владимир ЛЕВИ
Конкретная психология: рецепты на каждый миг

N 216 от 15.10.19


В избранное