Современное религиоведение

  Все выпуски  

Введение в религиоведение Выпуск 101


Служба Рассылок Subscribe.Ru

 


ВВЕДЕНИЕ  В  РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ 

Выпуск  101

6 ноября 2001 г.


Содержание:

1. Упельсинкины новости

2. Предмет и структура религиоведения

3. Религии. Скифы: Жречество

4. Тексты. Пу Сун-лин. Даос с гор Лао

5. Religion in the World. Toumey on science, creationism and the Bible

6. Словарь религиоведения. Злыдни

7. Литература

8. Новости религиоведения

9. Обзоры сайтов о религии

10. Почта Упельсинке

 


1. Упельсинкины новости

Здравствуйте, Уважаемые Подписчики!

Рада приветствовать Вас очередным Выпуском рассылки Введение в религиоведение.

В сегодняшнем Выпуске читайте следующие материалы. Предмет и структура религиоведения - приглашение к разговору. Раздел Религии - жречество у скифов. Раздел Тексты - один из рассказов Пу Сун-лина (Ляо Чжай), китайского писателя XVII в. Religion in the World - раздел, включающий фрагменты текстов о религии исследователей XIX-XX вв. (на английском языке). Раздел Словарь религиоведения - кто такие злыдни. В конце Выпуска - Литература, Новости религиоведения, Обзоры сайтов о религии и Почта Упельсинке.

Новости Упельсинкиной страницы.

Обо всех обновлениях "Упельсинкиной страницы" Вы можете узнать, подписавшись на рассылку Новости Упельсинкиной страницы (выходит в текстовом формате). Для того, чтобы подписаться на "Новости" , отправьте письмо с темой "subscribe" по адресу: news@upelsinka.com


2. Предмет и структура религиоведения

Мы давно не обращались к данному разделу рассылки. Нам следовало бы наверстать упущенное для того, чтобы лучше знать основы современной науки религиоведения. Темы, которые мы будем рассматривать в последующих Выпусках - это основы и предпосылки религии, характеристики религии, структура и функции религии. Также мы обратимся к основным теориям в религиоведении. Но прежде чем мы приступим к нашей теме, предлагаю Вам поразмышлять над следующими вопросами. Что лежит в основе религии? Какие факторы, по-вашему, формируют религию в обществе? Ваши ответы на эти вопросы и станут прологом к нашему разговору. Жду Ваших писем по адресу religstudies@upelsinka.com


3. Религии

Скифы.

Жречество

У всех современных скифам индоевропейских народов жреческое сословие более или менее обособилось от остального населения. Как показали труды Ж. Дюмезиля и других исследователей, такое обособление отмечается уже для времени индоевропейской и индоиранской общностей [Dumezil, 1941, стр. 27, 70 и сл.; Dumezil, 1958, стр. 11; Boyce, 1970, стр. 22; Грантовский, 1970, стр. 348]. Поэтому вопрос о наличии у скифов особой жреческой прослойки имеет не только специальный, но и уже отмеченный более общий интерес, связанный с проблемой трансформации общества при переходе к номадизму.

Анализ скифской этногонической легенды позволил предположить, что у скифов издревле существовало представление об обособленной жреческой прослойке, функционирующей в идеальной общественной модели. Остается выяснить, насколько оно соответствовало реальной действительности.

Данные о скифском жречестве, содержащиеся в произведениях греческих авторов, крайне немногочисленны. Видимо, поэтому, в то время как одни исследователи допускают наличие в скифском обществе влиятельной жреческой прослойки [Яценко, 1959, стр. 113; Тереножкин, 1966, стр. 39-40], другие это отрицают [Лаппо-Данилевский, 1887, стр. 533; Каллистов, 1952, стр. 27; Артамонов, 1964, стр. 85; Dumezil. 1962, стр. 199; Dumezil, 1968, стр. 445-446]. При всех обстоятельствах едва ли случайно, что сведения античной традиции посвящены почти исключительно энареям <...>. Энареи - женоподобные <...>гадатели, носившие женское платье, усвоившие женские привычки и даже говорившие "подобно женщинам" (Her., I, 105; IV, 67; Ps.-Hi pp., De аеге, 29-30),- были, с точки зрения греков, самой экзотической корпорацией среди скифского жречества и, естественно, привлекали к себе наибольшее внимание.

Основные сведения о положении энареев в скифском обществе содержатся в двух литературных традициях, связанных с именами Геродота и Псевдо-Гиппократа. Отдельные намеки имеются и у других авторов. Из их сопоставления явствует, что:

1) энареи были профессиональной жреческой корпорацией, связанной с культом богини Афродиты - Аргимпасы (Her., IV, 67-68);

2) энареи являлись гадателями. "Искусство гадания даровано им Афродитою; они гадают при помощи липовой коры: гадатель разрезает ее на три полоски, затем, переплетая их между пальцами и расплетая, произносит предсказание" (Her., IV, 67);

3) корпорация энареев имела наследственный характер. "Женоподобные" особенности энареев, явно связанные с требованиями религиозного культа, передавались также их потомству (Her., I, 105; см. также IV, 69);

4) энареи происходили из аристократических слоев общества, может быть даже близких к царскому дому. Псевдо-Гиппократ (De аеге, 30) отмечает, что энареи - "скифские богачи, не люди самого низкого происхождения, а, напротив, самые благородные и пользующиеся наибольшим могуществом" (Р s.-H i р p., De аеге, 30; см. также: Aristot., Eth. Nic., VII, 7, 6; Clem. Al, Protreph., II, 24);

5) энареи пользовались значительным влиянием и престижем в скифском обществе. Псевдо-Гиппократ (De аеге, 29) объясняет это тем, что "причину такого явления (т. е. └женоподобия" энареев.- А. М. Хазанов.) туземцы приписывают божеству и поэтому чтут таких людей и поклоняются им, каждый боясь за себя". Однако из сообщения Геродота, которое будет приведено дальше, следует, что боязнь энареев и гадателей вообще имела под собой и более реальные основания, потому что от их гадания иногда зависела человеческая жизнь.

Существует мнение, что энареи были не только социальной категорией - одной из групп скифского жречества, но и самостоятельным этническим подразделением - одним из скифских племен [Ельницкий, 1960, стр. 48; Ельницкий, 1961, стр. 151]. Теоретически это возможно. Часто считается, например, что таковыми первоначально были индийские маги (Her., I, 101) или колено Левита в древнем Израиле (Исх,, 28-29). Правильнее, конечно, говорить о том, что эти племена монополизировали отправление культа, а не о том, что все их члены поголовно были жрецами. Однако применительно к скифам у нас практически нет никаких доказательств этого, если не считать предложенных Л. А. Ельницким разновременных и относящихся к различным территориям фонетических сопоставлений (энареи Геродота = анариаки Страбона, живущие у Каспия = санарей Птолемея, живущие "за Албанией" = анареи того же Птолемея, живущие где-то в глубине Азии), не слишком убедительных и, во всяком случае, противоречащих сведениям Геродота и Псевдо-Гиппократа.

При всех обстоятельствах несомненным остается один факт: энареи у скифов составляли привилегированную жреческую корпорацию.

Помимо энареев у скифов были и другие гадатели. "У скифов есть много гадателей, которые гадают при помощи множества ивовых прутьев следующим образом: принесши большие связки прутьев и положив их на землю, они раскладывают их порознь и затем, перекладывая прутья по одному, гадают; произнося предсказания, они вместе с тем снова собирают прутья и раскладывают их поодиночке. Таков у них исконный способ гадания" (Her., IV, 67). Среди гадателей существовала определенная иерархия - трое из них считались главными (Her., IV, 68).

Скифские гадатели, по-видимому, имели черты сходства с жречеством других иранских народов. На золотой пластинке из Амударьинского клада изображен жрец, который держит в руке прутья или палочки (Dalton, 1964, стр. XXVI, 19, табл. XIV]. Можно напомнить также про магов Мидии и Персии, "поющих молитвы и держащих в руках пучок тонких тамарисковых ветвей" (S t r a b о, XV, 3, 14). Маги, по тому же Страбону (XV, 3, 15), произносят заклинания "держа перед огнем связку прутьев".

Черты, роднящие скифских гадателей с магами, очевидно, не остались не замеченными и в древности. В схолии к "Поэме о зверях" Никандра (613) отмечается, что "маги и скифы гадают по мириковому дереву. Динон в первой книге третьей части говорит, что и индийские предсказатели гадают по палочкам". Подобные параллели важны, потому что косвенным образом подтверждают высокие социальные позиции скифского жречества. Ведь привилегированное положение жречества в древнем Иране известно слишком хорошо, чтобы была необходимость напоминать о нем особо.

Вероятно, помимо знареев и гадателей в Скифии существовали и другие категории жречества. В частности, жрецами могли быть стражи священного золота. Предположение о том, что в отправлении культа непосредственное участие принимали цари и другие представители светской аристократии, также не лишено оснований [Граков, 1947, стр. 88; Dumezil, 1962, стр. 198; иранские аналогии см.: Widengren, 1959, стр. 251-252].

Приведенные материалы показывают, что сомнения в существовании у скифов довольно влиятельной духовной прослойки едва ли оправданны. Отсутствие, по словам Геродота (IV, 59), в Скифии храмов и алтарей не является решающим аргументом, как и, по-видимому, слабая дифференциация между собственно жреческими и гадательскими функциями. Надо помнить, что Геродот смотрел на скифскую религию глазами эллина. В древней Индии в эпоху Ригведы тоже не было ни идолов, ни изображений богов, но жрецы, и притом очень влиятельные, уже были. Наличие или отсутствие храмов может являться лишь показателем сравнительной развитости той или иной религии, еще больше ее типологической принадлежности, но само по себе отнюдь не свидетельствует об отсутствии профессионалов по отправлению религиозных функций.

К тому же слова Геродота нельзя понимать буквально. Действительно, у скифов не было храмов и алтарей, подобных греческим. Однако сам же историк отмечает (IV, 62), что в каждом доме было святилище Ареоа. По Лукиану (Тох., 2-8), в Скифии имелся храм в честь божеств, отождествлявшихся греками с Орестом и Пиладом. Наконец, можно напомнить, что некоторые греческие святилища в Северном Причерноморье были воздвигнуты на месте более древних местных (Strabo, XI, 2, 10). Кстати, про персов, в наличии у которых профессионального жречества никто никогда не сомневался, Геродот также сообщает (I, 131), что "ставить кумиры, сооружать храмы и алтари у них не дозволяется".

Сравнительно-этнографический материал также свидетельствует о том, что выделение жречества как особого сословия или корпорации происходит в эпоху разложения первобытнообщинных отношений [Токарев, 1964, стр. 35].

Наиболее подробный рассказ о деятельности скифских жрецов-гадателей содержится у Геродота (IV, 68-69). Речь идет о гадателях, с помощью которых царь обнаруживает и истребляет злоумышленников против своей персоны. "В случае болезни царь скифский приглашает к себе трех самых главных гадателей... по большей части они говорят при этом, что такой-то и такой-то из жителей, которого они называют по имени, ложно поклялся божествами царского очага, а клясться божествами царского очага у скифов в обычае преимущественно тогда, когда они желают дать величайшую клятву. Человека, на которого укажут как на клятвопреступника, тотчас хватают и приводя; когда он явится, гадатели уличают его в том, что он, по свидетельству гадания, оказывается клятвопреступником перед божествами царского очага и что вследствие этого болеет царь; обвиняемый отрицает это и с божбою уверяет, что он не преступил клятвы. Ввиду упорства обвиняемого цари приглашают других гадателей в двойном числе; если и эти на основании своих гаданий обвинят его в клятвопреступлении, то ему немедленно отрубают голову, а первые гадатели по жребию делят между собой его имущество. Если же вторые гадатели оправдают его, то вызываются новые и новые гадатели, и если большинство их оправдывает подсудимого, то первые гадатели сами присуждаются к смерти".

Далее Геродот с подробностями описывает процедуру казни обвиняемых в лживом гадании, которых сжигали заживо, и продолжает: "Описанным способом сжигают гадателей и за другие провинности, называя их лжепророками. Царь не оставляет в покое и детей тех гадателей, которых он казнит; всех сыновей их он также убивает, но дочерей не трогает". Создается впечатление, что отношения между царем и жрецами-гадателями отнюдь не всегда были идиллическими.

Сообщение Геродота представляет наибольшую ценность для уяснения социальной роли скифского жречества, но одновременно наибольшие трудности для интерпретации. Выбор темы и характер сообщения, видимо, объясняются двумя причинами: общей тенденцией скифского рассказа Геродота (желая познакомить своих читателей со скифами как с одним из факторов тогдашней мировой истории, он одновременно не проходил мимо всего того, что могло поразить и удивить греков) и характером его источников - сведения о скифских гадателях Геродот скорее всего получил из вторых или третьих рук - от эллинизированных скифов или ольвийских греков, и в таком случае они, конечно, не могли быть полными. В результате сложные и запутанные отношения царя и гадателей остаются не вполне понятными. Например, Геродот знает, что царь преследует гадателей за ряд провинностей, но сам называет только одну - ложное обвинение. Возможно, остальные ему попросту не были известны.

Правильно понять и истолковать сведения Геродота о скифских гадателях, исходя только из его рассказа, невозможно. Для этого содержащейся в нем информации явно недостаточно, и к тому же нет уверенности в ее адекватной передаче. Сообщение Геродота нуждается в интерпретации, и единственный путь здесь - привлечение сравнительного материала.

Сущность явления, отраженного в рассказе Геродота о гадателях, с помощью которых царь уничтожал злоумышленников против своей персоны, видимо, можно понять, если привлечь обширный этнографический и исторический материал, относящийся к обществам, находившимся на различных этапах разложения первобытнообщинных отношений, а иногда и на раннеклассовой ступени развития. В таких обществах принудительная власть царей и всякого рода предводителей окончательно еще не оформилась, всегда ограничена традиционными нормами и правилами, общественным мнением, все еще действенными кровнородственными связями, родоплеменными структурами, отсутствием развитого аппарата принуждения и т. п. Поэтому цари и вожди в них нередко прибегают к услугам жречества как выразителя божественной воли не только для укрепления своего авторитета, но и для простого устранения неугодных и опасных для них лиц. Приведу несколько примеров, намеренно взятых из территориально и хронологически весьма удаленных друг от друга обществ, для того чтобы подчеркнуть широкую распространенность этого явления.

Уже в Меланезии появились профессиональные специалисты в области культа, и они повсюду были тесно связаны со светскими вождями. На островах Тробриан единственным способом, которым вождь мог наказать смертью рядовых общинников, был вызов сверхъестественных сил с помощью специалистов по магии, своеобразных колдунов-палачей. Угрозы этого нередко бывало достаточно, чтобы удерживать людей в повиновении [Malinowsky, 1922, стр. 62-65]. На Фиджи были известны наследственные колдуны-жрецы "мбете", состоявшие при вождях и сообщавшие населению волю богов. Свой огромный авторитет они использовали для подчинения рядового населения вождям [Народы Австралии и Океании, 1956, стр. 461-462].

В более развитой в целом Полинезии жрецы составляли нечто вроде особой касты и при этом выступали обычно как исполнители воли вождей, с которыми они иногда к тому же были связаны узами кровного родства. Они ведали выбором лиц для человеческих жертвоприношений, что в известной мере служило орудием террора, так как выбор нередко падал на людей, совершивших проступки против вождей или жрецов или чем-либо опасных в их глазах [там же, стр. 624, 632]. Однако известны и конфликты между вождями и жреческим сословием, и некоторые жрецы оспаривали власть у вождей.

У германцев времен Тацита авторитет жрецов, которые помимо отправления культа сосредоточили в своих руках судебные функции, был даже выше, чем авторитет вождей и военных предводителей, и опять же они действовали в согласии друг с другом. Тацит (Germ., 7) прямо пишет, что "ни карать смертью, ни налагать оковы, ни даже подвергать бичеванию не дозволено никому, кроме жрецов, да и они делают это как бы не в наказание и не по распоряжению вождей, а якобы по повелению бога". Примечательно, что сам Тацит со свойственной ему проницательностью был убежден в обратном, т. е. в том, что жрецы у германцев на самом деле выносили смертный приговор именно по распоряжению вождей. Более чем два с половиной века спустя Аммиан Марцеллин (XXVIII, 14) сообщал про германское племя буртундав, что верховный жрец у них несменяемый и не несет ответственности за свои проступки, в то время как король за военные или хозяйственные неудачи может быть смещен.

У кельтов власть жрецов-друидов, в большинстве выходцев из аристократической среды, была особенно велика и в некоторых отношениях превосходила власть светской аристократии. И у них в руках жречества находился суд и выбор лиц для принесения в жертву богам, причем Цезарь сообщает (De Bell. Gall., VI, 16), что друиды "прибегают к принесению в жертву даже невиновных".

У баганда в Африке жрецы, действовавшие по прямым указаниям царя, выбирали жертвы для приношения богам таким образом, что выбор падал на лиц, опасных для трона Внешне все прикрывалось волей богов, сообщаемой через жрецов и оракулов, иногда на специальных ордалиях, организованных для расследования трудного дела [Шаревская 1964, стр. 125-126].

Ближайшей аналогией к рассказу Геродота, возможно является описание роли жречества у южноафриканских скотоводов-банту. У них обычная судебная процедура не распространялась на людей, обвиненных в колдовстве. Для розыска последних на публичных сходках применялась специальная процедура "вынюхивания" или "унюхивания". "Вынюханные" жрецами в присутствии вождя и народа лица подвергались немедленному наказанию. Если богатство или влияние человека вызывали опасения у вождя, он при благоприятных условиях, например болезни и смерти кого-нибудь из членов своей семьи, заставлял жрецов "вынюхать" этого человека, т. е. обвинить его в колдовстве против царского дома. После этого судьба несчастного была решена [Schapera, 1956, стр. 103, 111].

Подобная процедура у нгуни и других южных банту чрезвычайно похожа на рассказ Геродота даже по своим отдельным деталям. Разница лишь в том, что Геродот излагал, так сказать, официальную скифскую версию, не вскрывая внутренних побудительных мотивов действий скифского царя и жрецов-гадателей да и не понимая их. Однако он все же отметил (IV, 68) тот примечательный факт, что за успешное обвинение гадатели получали в награду имущество казненного. Принцип материальной заинтересованности здесь был, таким образом, явно налицо. Поэтому в свете тех этнографических аналогий, которые я уже приводил и которые при желании можно легко увеличить, едва ли будет слишком неправдоподобным предположением, что и скифские цари использовали жречество не только для идеологического освящения своей власти, но и в конкретных мерах по ее укреплению.

Но в рассказе Геродота, возможно, содержатся также намеки на какой-то конфликт между скифским царем и жрецами-гадателями. Повествование историка в этом месте слишком туманно и поэтому не поддается истолкованию каким-либо однозначным образом. Можно только делать догадки.

Наиболее любопытна фигура скифского царевича Анахарсиса, на протяжении многих веков занимавшая воображение греков. Самый подробный рассказ о нем содержится опять-таки у Геродота (IV, 76). Анахарсис, возвращаясь на родину после путешествия в Элладу, обещал по возвращении устроить празднество в честь почитавшейся в г. Кизике богии Кибелы, что и сделал в Гилее, недалеко от Ольвии. "Кто-то из скифов, подметив действия Анахарсиса, донес об этом царю Савлию; последний, прибыв туда лично и увидев, что Анахарсис совершает это празднество, убил его стрелой из лука. И теперь, если спросить об Анахарсисе, скифы говорят, что не знают его, и это потому, что он путешествовал в Элладу и принял чужеземные обычаи".

В более поздней греческой литературе биография Анахарсиса обросла явно вымышленными подробностями [Ростовцев, 1925, стр. 90, 95-96; Куклина, 1971]. Идеализированный образ Анахарсиса, человека, воспитанного в свободных и естественных условиях варварской жизни, стали противопоставлять греческой утонченности и испорченности, предвосхищая тем самым Руссо и его единомышленников в XVIII в., когда, кстати, скифский царевич вновь обрел популярность. Греки объявили Анахарсиса одним из семи мудрецов, изобретателем трута, гончарного круга и якоря. Однако все же нет оснований сомневаться в исторической реальности Анахарсиса и вслед за А. И. Доватуром считать, что предания о нем возникли на греческой почве [Доватур, 1957, стр. 80].

Во-первых, рассказ Геродота позволяет довольно точно установить время жизни и смерти царевича. Анахарсис был сыном Гнура и родным братом своего убийцы - царя Савлия, дядей его сына и будущего царя Иданфирса - героя войны против Дария. Так как поход Дария против скифов датируется временем около 514 г. до н. э., убийство Анахарсиса надо относить ко второй половине VI в. до н. э. Во-вторых, данное место из труда Геродота является одним из немногих, в котором названо имя информатора. Это Тимн, доверенный агент скифского царя в Ольвии, т. е. человек, который по своему положению и связям не мог не располагать достаточно надежными сведениями о скифах и их царском доме.

Но если Анахарсис - лицо не вымышленное, а реально существовавшее, то позволительно обратить внимание на иную традицию, восходящую не к Геродоту, а, возможно, непосредственно к ионийским логографам. Аристотель (Eth. Nic., VII, 7, 6) свидетельствует, что "женская болезнь", вероятно являвшаяся одним из проявлений энарейского комплекса, была распространена среди представителей скифско-го царского дома. Наиболее интересно сообщение Климента Александрийского (Protreph., II, 24), который утверждает, что скифский царь застрелил Анахарсиса как человека, который сам сделался женоподобным в Элладе и стал учителем женской болезни для прочих скифов".

Климент Александрийский, конечно, автор очень поздний: от предполагаемого времени смерти Анахарсиса этого хритианского писателя отделяло не менее 700 лет. Но, по-видимому, он был знаком с ионийской традицией - или прямо благодаря тому интересу, который проявляли к ней александрийские ученые, или, скорее, из вторых рук - через Аполлодора [Pearson, 1938, стр. 443 и сл.; Pearson, 1939 стр. 9-11].

В свете приведенных данных тесная связь Анахарсиса со скифским жречеством, особенно энареями, представляется очень вероятной. Это заставляет задуматься о причинах конфликта между Анахарсисом и его братом - скифским царем. Л. А. Ельницкий, впервые обративший внимание на связь Анахарсиса со скифским жречеством, полагает, что его смерть, а также казнь осужденных на смерть гадателей являлись культовым актом, своего рода ритуальным убийством [Ельницкий, 1948, стр. 98]. Такое предположение кажется слишком произвольным и не находящим подтверждения в источниках. По мнению Б. Н. Гракова, рассказ об Анахарсисе отражает борьбу между различными группировками скифской знати - противниками греческой культуры и теми, кто в какой-то мере успел подвергнуться греческому влиянию и стоял за сближение с греками [Граков, 1947, стр. 30].

Вполне можно согласиться с тем, что рассказ Геродота содержит зашифрованный намек на какие-то противоречия внутри господствующего слоя скифского общества. Ведь, в сущности, поклонение Кибеле, за которое пострадал Анахарсис, не было чисто греческим культом. Греки заимствовали его на Переднем Востоке. Но он отнюдь не был чужд и скифам. Энарейский комплекс и связанные с ним религиозные представления развились у скифов из синтеза местных, собственно иранских, культов с передневосточными [Хазанов, 1973].

Прежде всего обращает на себя внимание широкая распространенность отдельных черт, присущих скифским энареям, в передневосточной культовой практике, особенно в культах Великой богини-матери (Иштар, Кибелы, Реи, Анахиты, Исиды и др.), олицетворении производящих сил .природы, и ее. мужских паредров (Таммуза, Аттиса, Адониса, Осириса и др.). В числе этих черт - самооскопление жрецов, ношение ими женской одежды, усвоение женских привычек и т.д. [Frazer, 1922; Тураев, 1936, стр. 311; Dhorme, 1949, стр. 211].

Геродот полагал (I, 105), что "женская болезнь" энареев являлась наказанием, которое ниспослала богиня на скифов, разграбивших святилище Небесной Афродиты в г. Аскалоне, и всех их потомков. Под Небесной Афродитой (Афродитой Уранией) он имел в виду одну из ипостасей Великой богини, выступавшей в Аскалоне под именем Деркето (D i о d., П. 4) и изображавшейся в виде полуженщины-полурыбы. Но в другом месте своего труда тот же Геродот сообщает (IV, 67), что энареи были связаны с культовой практикой скифской богини Аргимпасы <...>, которую он отождествляет опять-таки с Афродитой. Таким образом, устанавливается довольно прочная связь не только между некоторыми скифскими и передневосточными религиозными представлениями (Афродита - Деркето - Аргимпаса), но и между их культовой практикой [Жебелев, 1953, стр. 34-35]. Такая связь подтверждается еще и тем, что некоторые происходящие из Скифии изображения богини, не без оснований отождествляемой иногда с Аргимпасой, демонстрируют определенную близость местной религиозной традиции с передневосточной [публикацию этих изображений и их анализ см.: Толстой и Кондаков, 1889; Ростовцев, 1913; Артамонов, 1964]. Среди них - изображения змееногой богини, которая к тому же нередко предстает как богиня - владычица животного мира и в данной роли выступает как явный аналог малоазийской Кибелы [Dissand, 1949, стр. 341].

Возникает противоречие. Анахарсис, по Геродоту, был убит за принятие чужеземных обычаев, в то время как на самом деле эти обычаи были хорошо знакомы и имели глубокие корни на скифской почве. А по Клименту Александрийскому, он был убит за пропаганду энарейства, которое уж никак нельзя назвать чуждым скифам. Не скрывается ли за туманными и путаными известиями греческих авторов какой-то конфликт между жречеством и носителями светской власти в скифском обществе?

Подобные конфликты, в основе которых лежит обычно борьба за власть и влияние между различными группировками внутри господствующего слоя на заключительных этапах классообразования и в раннеклассовых обществах, зафиксированы и этнографией и историей. В Иране маги на время захватили власть после смерти Ксеркса [Дьяконов, 1961, стр. 80-91]. В древней Индии также известно о борьбе между брахманами и кшатриями за руководящее положение в обществе [Dumezil, 1941, стр. 43; Бонгард-Левин, Ильин, 1969, стр. 169]. Может быть, нечто подобное имело место и у скифов. Геродот же излагал официальную точку зрения, которую предложил ему Тимн - доверенное лицо скифского царя. Официальная мотивировка убийства Анахарсиса, естественно, должна была сделать упор на те поступки царевича, действительные или мнимые, которые вызвали бы наибольшее осуждение в скифском обществе, а именно на его якобы совершившееся отступничество от родных богов и обычаев. <...>

Место жреческой прослойки в социальной структуре кочевников евразийских степей. Существование у кочевников нового времени и средневековья достаточно обособленной жреческой прослойки - хорошо известный факт. Так, у монголов Ордоса от 30 до 40% мужского населения становилось монахами [Krader, 1963, стр. 27]. Однако большинство известий относится к тем кочевникам, которые восприняли развитые религии окружающих народов: мусульманам - узбекам, казахам, туркменам, киргизам и др., буддистам - монголам, бурятам и калмыкам, христианам - некоторым монгольским племенам XI-XIII вв., иудаистам - хазарам.

В казахском обществе помимо мулл существовала социальная категория, состоявшая из ходжей - самой привилегированной потомственной части духовенства, считавшей себя потомками Мухаммеда и его первых последователей или родоначальников религиозных общин и причислявшей себя к "белой кости". Ходжи были обособлены от родовых подразделений, они не заключали браков с простыми казахами. Все бытовые обряды совершались только с участием ходжей, которые получали за это обязательные подношения. Кроме того, в их функцию входили регулирование религиозных обычаев и пропаганда ислама. Султаны, бии и старшины часто обращались к ним за советом [Паллас, 1773, стр. 579; Ибрагимов, 1874, стр. 353; Зиманов, 1958, стр. 221-222; Бижанов, 1969, стр. 161-167].

Среди различных туркменских подразделений обязательно жили "овляд" - представители пяти "святых" племен: эта, шихи, ходжа, махтум и сеид, из которых по большей части происходило мусульманское духовенство. Во время межплеменных столкновений их не трогали из-за "святости". Поэтому они могли беспрепятственно передвигаться со скотом и вести торговлю [Атаев, 1963; Поляков, 1973, стр. 9, 20].

По свидетельству автора Худуд ал-Алем, огузы почитали своих шаманов-лекарей, которые составляли богатую и влиятельную привилегированную прослойку, распоряжавшуюся имуществом и даже жизнью рядовых кочевников [Материалы по истории туркмен и Туркмении, 1939, стр. 211]. В привилегированном положении находились также монгольские шаманы, оспаривавшие власть у светской аристократии [Владимирцов, 1934, стр. 78]. Знаменитый шаман Кокочу осмелился бросить вызов самому Чингисхану и был за это убит [Козин 1941, стр. 176-179; Рашид ад-дин, 1952, т. I, кн. 1, gp. 167-168].

Шаманы играли важную роль в жизни тюрко-монгольских народов не только в древности. У народов Южной Сибири они занимали привилегированное положение еще в 20-х годах XX в., причем разделялись на ряд групп в зависимости от профессиональной значимости и престижа [Дьяконова, 1974, стр. 30].

В целом в основе высоких социальных позиций жреческой прослойки лежат: 1) представления о жрецах, шаманах, гадателях и т. п. как о специалистах по сверхъестественному, посредниках между обществом и божественными силами, обладателях магической силы, способной действовать на благо общества; 2) монополизация этой прослойкой (полностью или частично) общественно полезных знаний и опыта, а также функции по их сохранению; 3) воплощение в ней функции по ритуально-религиозному поддержанию общественного единства и социальной стабильности; 4) частичный контроль за общественными фондами; 5) иногда отправление судебной функции. Конкретная роль каждого из этих факторов в обеспечении привилегированного положения жречества в различных обществах неодинакова и зависит от Множеспва обстоятельств и их комбинаций. Однако в той или иной степени многие из них прослеживаются и у кочевников. Хотя жреческая прослойка у них обычно не достигает такого могущества и влияния на общественные дела, как у многих земледельческих народов, но само ее наличие вполне совместимо с номадизмом.


4. Тексты

Пу Сун-лин (Ляо Чжай чжи и)

Даос с гор Лао

В нашем городе жил некий Ван, из ученых, седьмым был по счету средь братьев. Был сыном старинной богатой семьи. Смолоду он пристрастился к даосским идеям. Узнав что в горах Лаошань (1) есть много блаженных даосских людей, сложил своим книги в котомку, пошел побродить.

Взошел на одну из вершин. Там, видит, стоит храм даосского типа, необычайно поэтичный!

Какой-то даосский монах сидит на рогожке простой. Волосы - белые пряди, свисают на плечи ему, а божественный взгляд, от земли уходя, вдохновеньем и счастьем горит. Поклонился студент до земли и завел с ним беседу.

Он правду вещал вековечных исконных начал, зачаровывавших.

Ван попросил разрешенья у старца считать его наставником своим. Даос сказал ему на это:

- Боюсь я вот чего: ты неженка, лентяй, не сможешь ты нести страду работы.

А Ван сказал, что может и сумеет.

У старца оказалось очень много учеников, которые к вечеру все собрались в храм, и Ван каждому поклонился до земли. Он остался в храме.

Перед рассветом даос крикнул Вана и велел ему идти. Дал топор и послал рубить дрова вместе с остальными. Ван смиренно и с усердием принял послушание.

Через месяц после этого руки и ноги бедного студента покрылись толстыми мозолями. Работа была ему невтерпеж, и он уже стал подумывать о возвращении домой.

Однажды вечером он приходит в храм и видит, что два каких-то человека сидят с учителем и пьют вино. Солнце село, а свечей еще не было. Учитель вырезал из бумаги круг, величиной с зеркало, и налепил его на стену. Миг - и сияние луны озарило стены, лучи ее осветили все, до тончайших волосков и пылинок.

Ученики стояли вокруг стола, бегали, прислуживая, туда и сюда.

Один из гостей сказал:

- Эту прекрасную ночь, это восхитительное наслаждение нельзя не разделить со всеми.

С этими словами он взял со стола чайник с вином и дал его ученикам, велев им всем пить допьяна.

"Нас семь или восемь человек, - думал про себя Ван. - Как может на всех хватить одного чайника вина?"

Теперь каждый побежал за чаркой, и все торопливо выпили по первой, перехватывая друг у друга и боясь остаться с пустой чаркой, все время наливали и выпивали, - а в чайнике вино нисколько не убывало.

Ван диву дался.

Говорит учителю другой гость:

- Учитель, ты пожаловал нас светом полной луны. И что же? Мы сидим им в молчании пьем. Почему бы нам не позвать сюда фею Чан-э (2)?

Сказав это, взял одну из палочек, которыми ел, и бросил в луну И вот все видят, как из лучей луны появляется красавица. Сначала маленькая, не выше фута, а затем, очутясь на полу, в полный рост человека. Тонкая талия, стройная шейка...

Запорхала в танце фей, одетых в зарницы. Протанцевав, запела:

О святой, о святой!
Ты верни меня!
Ты укрой меня снова в студеный просторный дворец!

Пела чистым, звонким голосом, переливающимся отчетливою трелью словно флейта.

Пропела, покружилась, вскочила на стул, на стол - и на глазах изумленных зрителей снова стала палочкой.

Все трое хохотали.

Первый гость говорил опять:

- Нынешняя ночь доставила нам отменное удовольствие. Однако с винной силой нам не справиться... Проводи-ка нас в лунный дворец. Хорошо?

И все трое стали двигать стол, мало помалу въезжая в луну. Все видят теперь, как они сидят в луне и пьют. Виден каждый волосок, каждая бровинка, словно на лице, отражаемом в зеркале.

Прошло несколько минут - и луна стала меркнуть. Пришли ученики со свечой... оказалось, что даос сидит один, а гости исчезли.

Впрочем, на столе все еще оставались блюда и косточки плодов. Луна же на стене оказалась кругом из бумаги, в форме зеркала.

Только и всего.

Даос спросил учеников, все ли они вдосталь напились.

Отвечали, что совершенно довольны.

- Ну, если довольны, то ложитесь пораньше спать. Не сметь у меня пропускать время рубки и носки дров!

Ученики ответили: "Хорошо" - и ушли спать.

Ван от всего этого пришел в полный восторг и всей душой ликовал, перестав думать о возвращении домой. Однако прошел еще месяц, и работа опять стала невыносимой. Между тем даос так и не передавал ему ни одного из своих волшебных приемов. Душа больше ждать не могла. Ван стал отказываться от послушания.

- Я, - говорил он, - твой смиренный ученик, прошел сотни верст, чтобы принять от тебя, святой учитель, святое дело. Допустим, что я не могу постичь волшебных путей, ведущих к долговечности. Но даже какое-нибудь незначительное волшебное наставление и то доставило бы утешение моей душе, которая ведь так ищет восприятия твоих учений. Между тем вот же прошло два, даже три месяца, а что я здесь делаю? Только и знаю, что утром иду за дровами, а вечером прихожу домой. Позволь тебе сказать, учитель, что я у себя дома такой работы никогда не знал.

- Я ведь твердил тебе, - отвечал даос с улыбкой, - что ты не можешь у нас работать. Видишь - сбылось. Завтра утром придется тебя отпустить. Иди себе домой.

- Учитель,- продолжал Ван, - я здесь трудился много дней. Чтобы мое пребывание не оставалось без награды, дай мне, пожалуйста, овладеть хоть каким-нибудь чудесным приемом.

Даос спросил, о каком именно приеме он просит.

- А вот, например, - отвечал Ван. - Я вижу, что, куда бы ты ни пошел, на пути твоем никакая стена не преграда. Вот хоть этим волшебным даром овладеть - с меня было бы достаточно.

Даос с усмешкой согласился.

Он стал учить Вана заклинанию и велел наконец ему произнести эти слова самостоятельно Когда Ван произнес, даос крикнул: "Входи!". Ван, упершись лицом в стену, не смел войти.

- Ну пробуй же, входи!

Ван и в самом деле легко и свободно опять начал входить, но, дойдя до самой стены, решительно остановился.

-Нагни голову, разбегись и войди с стену, - приказывал даос. - нечего топтаться на месте!

Ван отошел от стены на несколько шагов и с разбегу бросился в нее. Когда он добежал до стены, то вместо нее было пустое место, как будто там ничего и не было. Обернулся, смотрит - он и на самом деле уже за стеной.

Пришел в восторг, пошел благодарить старца.

- Смотри, - сказал ему тот, - дома храни эту тайну в полной чистоте. Иначе - не выйдет.

Вслед за этим даос дал ему на дорогу всего, что нужно, и отправил домой.

Ван пришел домой и стал хвастать, что знает святого подвижника и что теперь никакая стена, как ни будь она крепка, ему не препятствие. Жена не поверила. Ван решил показать, как он это делает. Отошел от стены на несколько шагов и с разбегу ринулся.

Голова его ударилась в крепкую стену, и он сразу же повалился на пол. Жена подняла его; смотрит, а на лбу вскочил желвак, величиной с большое яйцо. Засмеялась и стала дразнить.

Ван сконфузился, рассердился.

- Какой бессовестный этот даос, - ругался он.

Тем и кончилось.

Историк этих курьезов тут скажет так:

Услыхав про такие дела, кто, право же, не захохочет! Меж тем мы слишком часто забываем, что Вану подобных людей еще очень немало.

И вот является какой-нибудь дурак, которому приятней жить в отраве и болях, но он боится камня, что лечит нас.

А за таким идут еще другие, что в рот возьмут хоть чирей и язву пососут, расхваливая мощь и славу своего патрона, стараясь угодить его мечтам. да еще ему врут, что с этими приемами-де можно идти куда захочешь, по всей земле; никто как есть тебя не остановит, да и препятствий никаких...

Действительно, сначала, когда испробует на ком-нибудь такое, кой-где и будет результат, хотя бы и ничтожный сам по себе.

А он сейчас же уж кричит, что в мире нашем поднебесном, во всей великой широте его земли, везде, везде, нам надо действовать вот так!

И до тех пор, пока он не дойдет до случая боднуть, нагнувшись, головой в упор о каменную стену и кувыркнуться прямо на пол, не остановится никак.

Примечания:
1. Горы Лаошань - горы Лао в провинции Шаньдун.
2. Чан-э - или та же Хэн-э, фея луны. Будучи простою смертной, она украла у своего мужа лекарство бессмертия, взлетела ввысь и поселилась в чертогах Широкого Студеного дворца - луны.


5. Religion in the World

Toumey on science, creationism and the Bible

The word 'fundamentalism' was first used by conservative Protestants in the USA in the early part of the twentieth century. They wished to return to Christian 'fundamentals', and insisted on the unique authority and literal truth of scripture. Here Toumey shows how this programme is often bound up woth what might be calles a 'scientification' of the Bible. Toumey argues that creationists (who reject the theory of evolution as incompatible with the Biblical. Far from being simply anti-modern and anti-science, fundamentalism may thus be influenced by science in significant ways.

Creationism's model of reality, in its most general form, is the not so contentious idea that God has given us a framework of morality within which our lives make sense. Indeed, this is a central assumption of Judeo-Christian thought. But on the United States in the twentieth-century, it seems to conservativeChristians that this reality has not been presented realistically enough, for of it stated just a little too abstractly, then it becomes vulnerable to multiple interpretations by liberal Christians, theistic evolutionists, and other supposedly soft headed people. To make that reality less hazy, more like a solid rock, the theological conservatives wrap it in their epistemology called beblical inerrancy, wherein it becomes both lucid and tangible. If Noah traveled in a wooden boat, like one we can touch, over a stormy sea, like one we can feel, eventually to reach a solid patch of ground, like one we can standon, then his story has a plain authenticity that, presumably, can be extended to the rest of the Bible's contents. Scientific creationism contributes to this assumption od wuthenticity by fine-turning it, making Bible stories as a tangiale as test tubes. This way, the grace of scientific sanctification enhances the scriptural basis of conservative morality.


6. Словарь религиоведения

Поговорим о злыднях. :-) Итак, кто же такие злыдни? Энциклопедия "Мифы народов мира" (см.: Литература) приводит следующее значение:

Злыдни, злыдень - в восточнославянской мифологии злые духи, маленькие существа, которые, поселившись за печкой (как домовой). остаются невидимыми и приносят дому несчастья. Украинские и белорусские пословицы и речения упоминают З. в контексте, обычном для древних мифологических персонажей: украинские "Бодай вас злидни побили!" - пожелание несчастья, "к злидню" - к черту.


7. Литература

3. Религии: А.М. Хазанов. Социальная история скифов: Основные проблемы развития древних кочевников Евразийских степей. М., "Наука", 1975. С. 168-179.
4. Тексты: Пу Сун-лин. Странные истории из Кабинета Неудачника (Ляо Чжай чжи и). - Пер. с кит., придесл, ст., коммент. акад. В.М. Алексеева. - СПб.: Петербургское Востоковедение, 2000. С. 137-140.
5. Religion in the World: Religion in Modern Times. An Interpretive Anthology. Edited by Linda Woodhead and Paul Heelas. Blackwell Publishers, 2000. P. 46-47.
См. также: Christopher P. Tormey, 1994: God's Own Scientists. Creationists in a Secular World. New Brunswick, New Jersey: Rutgers Univerity Press (p. 261)
6. Словарь религиоведения: Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х тт./ Гл. ред. С.А. Токарев. - М.: НИ "Большая Российская энциклопедия", 1998. - Т. 1. С. 468.
См. также: Сумцов Н.Ф. Злыдни в бочке, в кн.: Сборник в честь семидесятилетия проф. Д.Н. Анучина, М., 1913.


8. Новости религиоведения

Администрация города Нижнего Новгорода

Департамент по связям с общественностью,
конфессиональным и межрегиональным связям

603005, Нижний Новгород, ул. Пискунова, 47, тел. (8312) 36-44-09, факс (8312) 19-57-24,
Welcome@admgor.nnov.ru

Пресс-релиз 2 ноября 2001 г.

Фестиваль еврейской книги в Нижнем Новгороде

4 ноября в 16. 30 час. в Нижегородском театре кукол (ул. Большая Покровская) открылся Общинный фестиваль еврейской книги в Нижнем Новгороде.

Организаторы фестиваля - Нижегородское общество еврейской культуры "Цви Гирш" (руководитель - Елена Деречинская) и Нижегородская иудейская религиозная община (председатель - Эдуард Чапрак). Книги на иврите, идиш и русском языках будут представлены из книжных фондов Общества "Цви Гирш", Нижегородской Синагоги, Еврейского агентства России. Кроме книжной выставки будет иметь место выставка фотографий "Эти старые портреты", концерт вокально-танцевального ансамбля "Зильбер" (художественный руководитель Инта Серебро), встреча с нижегородским еврейским авторами.

Фестиваль еврейской книги продлится до 21 ноября и будет включать в себя ряд других книжных выставок, концерты и конференцию "Еврейская литература и искусство" 18 ноября в помещении "Цви-Гирш" (ул. Красносельская, д. 11-в, кв. 7, 15.00 час.)

В Нижнем Новгороде действует несколько еврейских культурных организаций, наиболее активные из которых "Цви Гирш" и благотворительная организация "Забота Хэсед Сара" (руководитель Сусанна Тураева). Эти организации, как и Нижегородская Синагога, активно и плодотворно сотрудничают с администрацией города Нижнего Новгорода. "Цви Гирш" и "Забота-Хэсед-Сара" входят в Нижегородское отделение Ассамблеи народов России, председателем которого избрана Ольга Савинова - директор департамента по связям с общественностью администрации города.

Нижний Новгород, несмотря на то, что он является, по международным меркам, многонациональным городом (по переписи населения около 95 процентов населения Нижегородского региона составляли русские) отличается активной национально-культурной жизнью. 31 октября в городе завершились трехдневные Дни армянской культуры, организованные общественной организацией "Нижегородская армянская община" в проведении которого, как и в проведении фестиваля еврейской книги, оказала организационную помощь городская администрация.

Тел. в департаменте по связям с общественностью, конфессиональному и межрегиональному сотрудничеству администрации города Н.Новгорода 36 44 09, 36 95 73, 19 07 24. ,
Симонов Игорь Валентинович.

Архив пресс-релизов и другие материалы об общественной жизни города Вы можете найти на сайте администрации г.Нижнего Новгорода http://www.admcity.nnov.ru

---------------

Вторые Покровские педагогические чтения прошли в Санкт-Петербурге

ИТАР-ТАСС / Православие.Ru , Санкт-Петербург, 15 октября 2001 г.

"Диалогом отечественных светской и церковной образовательных традиций" назвали свою встречу организаторы и участники открывшихся 15 октября в Санкт-Петербурге Вторых Покровских педагогических чтений. Они начались с молебна в храме Российского государственного педагогического университета. Со вступительными словами выступили ректор РГПУ Геннадий Бордовский и ректор Санкт-Петербургской Духовной академии епископ Константин (Горянов). Диалог преподавателей, студентов и аспирантов светских вузов с представителями Церкви был посвящен проблемам сотрудничества в воспитании и образовании молодежи. Большое внимание уделялось духовной безопасности в современном мире - противодействию разрушительной деятельности сект, экстрасенсов, псевдоцелителей и поборников так называемого "полового просвещения" школьников. В заключение чтений их участники совершили паломническую поездку к святыням Приладожья: в Александро-Свирский и Введено-Оятский монастыри и в Старую Ладогу.

---------------

Церковь не ставит вопроса о введении уроков богословия

НТВ.Ру , среда, 31 октября 2001 г.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II высказался за введение в программу средних школ истории православной и мусульманской культуры. Встречаясь во вторник со слушателями высших курсов Дипакадемии, он отметил, что Церковь "не ставит вопроса о введении уроков богословия", так как "после 70-ти лет атеизма общество к этому еще не готово".

Вместе с тем Алексий II убежден, что изучение истории православной культуры российским школьникам необходимо, поскольку "вся наша культура имеет христианские корни". "Равно как и в мусульманских регионах надо вводить историю ислама", - добавил Патриарх.

Алексий II также подчеркнул, что Православная Церковь в России не стремится к тому, чтобы стать государственной. "Подобный опыт мы имели до революции, когда Церковь просто превратилась в государственное ведомство", - напомнил патриарх. По его мнению, Церковь должна быть свободна и "с духовных и нравственных позиций давать оценку тому, что происходит в стране".


9. Обзоры сайтов о религии


Христианство:

Шведский лютеранский приход в Санкт-Петербурге. История прихода.
http://kyrka.bizland.com/

Магазин христианской литературы "Слово"
http://slovo2.narod.ru

Крымские Евангельские Сети. Официальные Веб-страницы Христианских Полноевангельских и Харизматических Церквей Крыма. Информация о церквях Крыма.
http://gospelcom.tripod.com/

Горизонт Санкт-Петербургская местная религиозная организация - община Евангельских христиан "Христианская церковь Горизонт"
http://www.calvarychapel.com/pushkin/

Fellowship of Orthodox Youth in Poland (eng)
http://www.republika.pl/bractwo_zc

Holy Cross Greek Orthodox School of Theology, USA (eng)
http://www.hchc.edu/

Fellowship of St. John the Divine, USA
http://www.antiochian.org/Fellowship/

Mar Gregorios Orthodox Christian Student Movement, India
http://www.chicago-st-thomas.org/mgocsm.htm


10. Почта Упельсинке

Здравствуйте, Упельсинка! Только недавно получаю вашу рассылку о религиоведении, сейчас заказала в архиве предыдущие выпуски. Религия меня интересует не с научно-академической точки зрения, а как путь духовности. Интересуют меня больше всего индуизм (в частности, Адвайта, особенно в изложении Рамеша Балсекара, Бхакти), суфизм и некоторые школы буддизма. В христианстве, которое в целом у меня не в почете, есть удивительно прекрасные вещи - как та, что вы опубликовали в 100 (2) номере рассылки (Ансельм Кентерберийский). Столько любви и томления по Божественному, без обычного для этой религии упования на страх Божий. Трогает до глубины души. Такого хочется побольше. Татьяна.

Жду Ваших писем, пожеланий и предложений по адресу: upelsinka@mail.ru. Всем - удачи и - до встречи в следующем Выпуске. :-)


Приглашаю всех желающих подписаться на Упельсинкино Со-Дружество. Здесь можно встретить гостей Интервью, обсудить различные темы о религии, задать интересующие Вас вопросы. Со-Дружество представляет  собой почтовый лист (почтовый форум, почтовую группу, конференцию) на сервере yahoogroups.com. Подписаться на лист можно, отправив пустое письмо по адресу upelsinka-subscribe@yahoogroups.com и подтвердив поступивший запрос.


Приятного Вам чтения и до встречи в новом Выпуске!

Упельсинка.

UPELSINKA - Upelsinka's Page

e-Mail: upelsinka@mail.ru   e-Home: http://www.upelsinka.com


Архив рассылки "Введение в религиоведение"-
http://subscribe.ru/archive/science.humanity.religstudies


Упельсинкина страница - http://www.upelsinka.com



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное