Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Современное религиоведение

  Все выпуски  

Современное религиоведение Выпуск 40


Информационный Канал Subscribe.Ru


СОВРЕМЕННОЕ
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Выпуск  40

8 сентября 2003 г.


Темы Выпуска:

1. "Упельсинкины новости"/ Вместо предисловия

2. Юрий Крамар. Православие - ортодоксия: всегда ли тождественность?/ Публикации журнала "Людина i свiт"

3. "Искусство быть счастливым. Руководство для жизни"/ Книжные обзоры

4. Доска объявлений


1. "Упельсинкины новости"

Рада приветствовать всех читателей очередным Выпуском рассылки "Современное религиоведение". В сегодняшнем Выпуске мы публикуем статью Юрия Крамара "Православие - ортодоксия: всегда ли тождественность?", опубликованную в N 6 журнала "Людина i свiт". В разделе "Книжные обзоры" - новая книга, выпущенная в издательстве "София". В конце Выпуска - доска объявлений.


2. Юрий Крамар

Православие - ортодоксия: всегда ли тождественность?

Как известно, на постсоветском пространстве, в том числе, и в Украине, чрезвычайно большое значение имеет Православие. Проблемы самоопределения Православных Церквей в современном мире, их отношение друг к другу, к неправославному и нецерковному окружению исследовались многими учеными, в том числе Анатолием Колодным, Петром Яроцким, Александром Саганом (1;2;3) и другими.

"Слово "православие" - перевод греческого "ортодоксия". "Ортос" - "правильный", "докса" имеет два значения: "суждение", "мысль" и "слава", "прославление". Таким образом, слово "ортодоксия" можно было бы перевести на русский язык и как "правомыслие..." - такую справку дает сайт http://religion.by.ru (4)

Целью этой статьи будет попытка исследования, всегда ли оба возможных значения слова "ортодоксия" в равной мере проявляются в теории и практике Православной Церкви, в особенности по отношению к неправославному и нецерковному миру, и какое это имеет значение, как для релиеведческой науки, так и для практики церковно-общественных отношений.

Наибольший акцент будет уделен как Православию в целом, так и Русской Православной Церкви, учитывая большое духовно-политическое влияние последней на религиозную жизнь в Украине, при этом опираясь, прежде всего, на первоисточники "носителей традиции" - догматическую, агиографическую, религиозно-философскую, гомилетическую литературу.

***

Классический, наиболее фундаментальный по фактическому материалу и распространенности в богословских школах РПЦ учебник "Православно-догматическое богословие" арх. Макария, дает следующую классификацию содержания православного вероучения.

В соответствии с ней, это содержание делится на "истины веры" и "истины деятельности"(5 ст.10,11). По греческие это звучит, как "ортодоксия", и "ортопраксия".

В свою очередь, эти "истины" делятся еще на два подкласса.

"Истины деятельности" - на то, как должна действовать человек, как существо, призванное в новый благодатный союз с Богом; и на то, как христианин должен выражать свое отношение к Богу во внешнем богослужении и церковной жизни - истины обрядовые и канонические.

"Истины веры" разделяются на такие, которые относятся к самой сути христианской религии, и в силу этого, существенно необходимые для спасения верующих, и такие, которые прямо не несут сотериологической нагрузки, например, описание истории жизни пророков и апостолов, и т.п..

А "догматом" называется "богооткровенная истина, которая преподается Церковью, и которая существенно необходима для нашего спасения"(5 ст.7).

Таким образом, уже из этой классификации видно, что хотя Православная Церковь и не возражает, и даже рекомендует необходимость для спасения рядом с "правильной верой" "добрых дел", но на первое место ставится, все же "правая вера".

Каждый разбор определенного догмата в учебнике арх. Макария заканчивается параграфом о "нравственном приложении"

Например, такое "приложение" по отношению к Троичного догмату прежде всего состоит в необходимости того "чтобы мы, при всей своей разности по личным качествам придерживались взаимного общения и морального единения между собой, связываясь единством естества и союзом братской любви" (5 ст. 348)

И все же, глава про "моральное приложение" по объему, мягко говоря, очень уступает изложению основного материала и разбора "еретических положений", при этом акцентируется, что Церковь "всегда отлучает от себя, а соответственно и от вечного спасения, людей, которые осмеливалось отвергнуть ли искажать ее догматы"(5 ст.12)

***

Таким образом, вследствие постановки на первое место именно "веры" в истории Христианской Церкви всегда существовала очень влиятельная тенденция оценивать "качество" "ортопраксии" именно с точки зрения "ортодоксии".

Следует привести примеры и соответствующего отношения к ересям и еретикам в Православии.

До сих пор в консервативных церковных кругах популярен рассказ о пустыннике, который ради воспитания в себе смирения соглашался с обвинениями в блуде, воровстве, убийстве, но резко опроверг обвинения в ереси, объяснив, что этот грех отторгает человека от Бога, а, и таким образом, непростителен. (6)

Богословы также не отстают от менее просвещенных единоверцев, в поиске причин возникновения ересей в моральных недостатках или неправильном образе жизни "ересиархов".

Положение о "нравственном приложении догмата" используется не для того, чтобы найти в лице неправославного что-то хорошее, а чтобы и хорошее объявить чем-то лицемерным, поверхностным, лживым, по сути - плохим.

Это немного напоминает перефразированный известный афоризм о "правоте начальника"

"Пункт первый: Еретик всегда плохой.

Пункт второй - если еретик кажется хорошим - смотри пункт первый"

По этим причинам еретики часто в Предании и богослужебных текстах называются не "несчастными", или даже "неразумными", а именно "злыми", независимо от их реальных моральных качеств с точки зрения обычного человека.

О чисто формальном отлучение тех, кто не принимает догматы, соответствующая цитата уже приводилась.

***

Существует, например, точка зрения, в соответствии с которой, монофизитство, признание в Христе лишь Божественной Природы, появилось вследствие чрезмерных аскетических упражнений по "умерщвлению плоти", которыми в особенности славились египетские пустынники; а несторианство √ признание в Христосе двух личностей (Божественной и человеческой) √ вследствие такого же чрезмерного интеллектуализма.

Но достаточно взять хотя бы "Житие" св. Саввы Освященного - и там можно прочитать, что в палестинских пустынях подвизались рядом, практически в одинаковых условиях и образе жизни, монахи, которые належали и к православным, и к монофизитам, и к несторианам.(7)

Родоначальник ереси, названной его именем, Константинопольский патриарх Несторий, при посвящении сказал императору Феодосию Младшему: "Царь! Дай мне землю, очищенную от ересей, и я за то дам тебе небо, помоги мне уничтожить еретиков, и я помогу тебе уничтожить персов!" (8 ст.381)

Вообще, можно было бы заметить, что в точном совпадении с позицией нравственно-аскетического богословия святых Отцов, человек, который осуждает другого в каком-то грехе, самая имеет наиболее шансов упасть в такой самый грех.

***

Но только ли ересиархам была присущая такая ревность?

Вот слова св. Иоанна Златоуста, "любезно" приведенные Иосифом Волоцким, русским первоинквизитором, в оправдание своей позиции требования смертной казни еретиков-"жидовствующих".

"Поскольку мы говорим о хуле на Единородного Сына Божьего, я теперь хочу просить вас об одном даре - чтобы вы наказывали всех хулителей, которые появляются в городе. Если почувствуешь, что кто-нибудь на перекрестке или на торге среди народа позорит Владику Христа, подойди и запрети. Если же придется и побить его, не отворачивайся ≈ ударь его по щеке, сокруши его уста, освяти руку свою раной. Если схватят тебя и поведут на суд - иди; если судья, допрашивая, потребует свидетельств - говори с отвагой, что тот похулил Царя ангельского. Ведь того, кто позорит земного царя, приличествует подвергать мукам; тем более относится это к тому, что позорит Царя Небесного. (9)

Если так говорил "Великий Учитель Православия", то следует ли удивляться словам схиархимандрита Троице-Сергиевой Лавры, сказанные одной своей "духовной дочери", которое часто доброе отзывалась об одного неверующем знакомом: "Не говори, что он хороший человек, если он не христианин. Лучшее молись, чтобы Господь сподобил его веры" (10)

***

На таком фоне настоящими "либералами" выглядят неоконсерваторы дьякон Андрей Кура╨в, и "доктор философии", и (как недавно оказалось)лишь "кандидат", а не "доктор" богословия (что не мешает ему величать себя профессором-богословом) Александр Дворкин.

Первый специализируется, в основном, по борьбе с в особенности ненавистными ему теософами, прежде всего последователями Блаватской и Рерихов, хотя не гнушается и полемикой с протестантами и католиками. Знаковым можно считать название одного из его произведений "Сатанизм для интеллигенции".(11)

Дворкин же, делая определенный "реверанс" в сторону представителей "традиционных" конфессий, изо всех сил борется с представителями "новых религиозных движений", которых он зовет не иначе, как "тоталитарными сектами".

Список сект на последний "Дворкинской" конференции в Екатеринбурге превысил 300 наименований, при этом, в нем, без особого стыда, рядом граничат и откровенные "сатанисты", и, скажем, последователи Вернадского.(16)

Тем не менее даже такой "ограниченный консерватизм" вызывает недовольство консерваторов крайних. Вот интересная рецензия директора Департамента геополитических исследований Института гуманитарного образования кандидата философских наук Шатохина С.А. (12)

Уважаемый рецензент без всяких укоров совести относит к "сектам" всех протестантов и даже католиков.

"...секта в широком понимании √ всякая религиозная, при этом надо прибавить - организованная деятельность (собранные двое или трое...), осуществляемая вне Церкви и в противостоянии ей. Формулирование диакона А. Кураева здесь вполне справедливо. Однако с важным дополнением: в период до Боговоплощения языческие религиозные объединения у разных народов были попущены существовать Богом и потому не находились в намеренном противостоянии Слову Божию, а с началом Новой, Христианской эры и Всемирной проповеди Евангелия любое язычество противостоит Слову Божию, обращенному ко всем людям и народам без исключения. Сейчас нет большее "черного" и "белого" язычества дохристианской эпохи, "незаконного" и "законного".

В узком значении, в отношении к Христианской Церкви секта √ любые религиозные объединения, которые откололись от Христианской Церкви на протяжении ее истории и любые объединения, которые откололись ранее отколовшихся, объединений. Это ранние секты, монофизитские церкви, потом Римская поместная церковь... Учения таких сект - инославие. И они также духовно противостоят Христианской Церкви, а значит и Ее Главе √ Иисусу Христу. Так как и бесы, как известно, веруют и исповедуют Христа Сыном Божьим, - но трепещут. И от этой своей веры ангелами не становятся, продолжая творить свои дела, по которые и судятся. Так что эти бесы целиком попадают в приведенное выше А.Л. Дворкиным известное определение инославных: "имеют веру в Святую Троицу, в Иисуса Христа, Сына Божия". Поэтому инославие - также губительная ересь.

Единственный пункт, в котором рецензент согласен с Дворкиным, это слова:

"любая секта, вне зависимости от того, практикует она открытый сатанизм, или нет, собственно говоря есть сатанинской - не в том значении, что ее члены открыто поклоняются злу (хотя часто бывает и такое), а в том что от врага рода человеческого, который ненавидел Церковь и к началу времен, выходят всякая гордыня, лукавство, ложь и разделение" (13 с. 86).

***

На первый взгляд, приходят на память слова известного теолога Адольфа Гарнака об "острой эллинизации христианского сознания", во время борьбы Церкви с гностицизмом.(14)

Тем не менее даже Гарнак, которого за его адогматичность в средневековье назвали бы "еретиком хуже Ария", все же ставил в центр своего мировоззрения "простую веру" у Христа.

Между прочим, христианская богословская мысль, которая в борьбе с гностицизмом определилась относительно невозможности положительного бытия зла; его существования лишь как недостатка, "паразита" добра, в более поздний период поднялась к значительно большим высотам - признание ВСЕГО существующего причастным в той, другой ли мере Благу.

Один из наиболее авторитетных в средневековой патристике авторов, Дионисий Ареопагит (точнее, псевдо-Дионисий, что несущественно), писал:

"Вне причастности Благу ничто никогда не существовало не существует, не будет и не сможет существовать".
Возьмем, например, блуд. Он лишен Блага неразумным стремлением...но не менее верно и то, что он причастен Благу через слабый отзвук единения, которое находится в нем, и нежности.
Так же и гнев, причастный Благу через само заключенное в нем стремление, через желание улучшить то, что представляется плохим, и привести его, как кажется, в лучшее состояние.
И даже желающий идти худшим с путей, поскольку он желает ничего другого, чем жизни, - и жизни, по его представлению, наилучшей, - самим этим желанием, самим стремлением жизни, самой тягой к жизни высшей также причастен Благу.
Если бы Благо отменилось совсем, не осталось бы ни жизни, ни желания, ни движения и ничего иного" ("Об Именах Божьи") (15 ст.174)

Как известно, знаменитый богослов сравнительно с другими коллегами довольно редко употреблял в своих работах слово "Христос", отдавая преимущество заимствованному из неоплатонизма термина "Благо", который употреблялся им, как почти полный синоним "Бога".

Не удивительно, что именно Дионисиию Ареопагиту принадлежит "Письмо о Карпе и двух грешниках".

В нем рассказывается, как святой Карп, до глубине души уязвленный поступком двух людей - христианина и язычника, который отвратил первого от веры, начал молиться Богу, чтобы Тот поскорей уничтожил этих двух грешников.

В молитвенном экстазе он увидел Христа и этих двух людей, стоящих на краю пропасти, в глубине которой их падения ждал дьявол в виде змея.

Тем не менее Господь не стал губить грешников, а наоборот, стал их оттягивать подальше от пропасти.

Потом Он сказал Карпу: именно ради спасения людей Я и распялся на Кресте, и готов распяться еще столько раз, сколько это потребуется."(17)

***

Конечно, не Дионисий Ареопагит был "пионером" в возрождении евангельского "любите врагов ваших", "Бог желает всем спастись и в разум истины прийти" и "Бог есть Спаситель ВСЕХ человеков, наипаче же верных".

Святые отцы-пустынники, великие богословы-мистики, задолго до философского осмысления Любви Божьей к всему сотворенному, в своей деятельности руководствовались именно такой любовью.

В "Житии" св. Пахомия Великого основоположника монастырского монашества, есть характерный эпизод.

Один из его учеников, выполняя поручения пустынника в городе, влюбился в еврейскую девушку, вступил в брак с ней, и отрекся не только от монашества, но и отпал от веры во Христа.

Но Пахомий продолжал жалеть своего ученика и молиться о его спасении.

Однажды, во время молитвы к нему явился Сам Христос, и спросил: "Ты знаешь, что он отрекся от меня?"

"Да, Господи", ответил подвижник.

"Пахомий, ты Мне уподобился любовью",- сказал Господь.(18)

В другом отрывке рассказывается о примере "положительного миссионерства", которое отталкивается не от воинствующего неприятия всего чужого, а от, вновь таки, от взгляда, в соответствии с которым все сущее причастное Благу - нужно уметь лишь эту "причастность" разглядеть.

Однажды прп. Макарий Египетский шел с одним своим учеником в отдаленный монастырь. Ученик оторвался вперед

По дороге он встретился с языческим жрецом, который нес на плече бревно.

"Куда идешь ты, демон?", - грозно спросил ученик. (Заметьте, очень похоже на тезисы Шатохiна и на названия определенных книжек Кураева).

В ответ жрец побил миссионера-неудачника до полусмерти и пошел своей дорогой навстречу прп. Макарию.

Святой же обратился ко жрецу со словами: "Спасайся, трудолюбец, спасайся".

Сбитый с толку язычник спросил у подвижника, слава которого выходила далеко за рамки христианского сообщества: "Что ты нашел в мне хорошего, что считаешь меня, с точки зрения христиан идолопоклонника и богопротивника, способным иметь возможность спасения?"

"Я вижу, что ты трудишься, следовательно творишь богоугодное дело",- смиренно ответил святой.

От этих слов жрец пришел в такое умиление, что отбросив свое бревно, пошел вместе с Макарием в ближайший монастырь, где и немедленно принял Крещения. Между прочим, по дороге, жрец с Макарием подобрали слишком "ревнивого не по вере" ученика преподобного...(19)

***

Задолго до Дионисия Ареопагита "Великие Каппадокийцы" святые Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский (прежде всего, первые два) разработали основные положения православного богословия в его распределении на апофатическое (несказанное, отрицательное) и катафатическое (положительное). (20)

Основой для этой классификации стало положение, в соответствии с которым Бог не может быть познан человеком в свой неприступной, полностью трансцендентной сути, но доступен познанию в Его Проявлениях-действиях-энергиях-именах.

В рамках этой парадигмы творил и Дионисий Ареопагит, а венцом теории Божественных Энергий в православном богословии стало учение Григория Палами про "нетварных энергиях", которые, хотя и не является сущностью Бога, но не причастны и образующему миру, а следовательно, причастность, уподобления этим Энергиям, "преподобие" в собственном значении слова ведет к реальному Обожествлению, Богоуподоблению человека.

В ракурсе паламитских споров их предметом была, в основном, молитвенно-мистическая практика афонских монахов.

Тем не менее значение теории "Нетварных Энергий" далеко выходит за рамки лишь монашеских техник.

Если все добро в нашем мире √ Любовь, Милосердие, Справедливость есть Божьи Энергии-Имена, то и все, кто действует в этих направлениях, также причастны Богопознанию и Богоуподоблению.

Характерен пример, приведенный прп. Серафимом Саровским Мотовилову. (21)

В нем говорится о том, как одна блудница, искренне сочувствуя горю матери, у которой только что умер ребенок, горячо воззвала к Богу: "Не ради меня, окаянной грешницы, но ради горя несчастной матери воскреси ее ребенка", - и Бог выполнил ее мольбу.

Вокруг главных героев этой истории было достаточно и более благочестивых христиан, чем вышеупомянутая блудница, тем не менее лишь она в этот момент уподобилась Богу в Его Любви-Жалости, стала "преподобной" в собственном значении слова, и смогла, силой Божьей сотворить чудо, неподвластное и большинству "классических" святых.

Эта линия уважения, толерантности к инославних и нехристианским религиям, к счастью, имеет место в Церкви и по этот день.

Выдающийся церковный деятель РПЦ, митрополит Сурожский Антоний пишет:

⌠┘мы должны относиться очень заботливо и осторожно к тем, что не является христианами и не верят у Бога Ветхого и Нового Завета, и к тем, что вообще являются безбожниками, во всяком случае, идейно, мировозренчески себя считают таковыми. Бога никто придумать не может...

Мне припоминается в этом отношении разговор, который в тридцатые года у меня был с Владимиром Николаевичем Лосским. Он тогда был очень отрицательно настроен против восточных религий. Мы это долго обсуждали, и он твердо мне сказал: "Нет, в них истины нет!" Я пришел домой, взял книгу Упанишад, выписал восемь цитат, возвратился к нему и говорю: "Владимир Николаевичу, я, читая святых Отцов, всегда делаю выписки и пишу имя того, кому належит данное изречение, а вот тут у меня восемь изречений без авторов. Можете ли вы "по звуку" их узнать?" Он взял моих восемь цитат с Упанишад, глянул и на протяжении двух минут назвал имена восьми Отцов Православной Церкви. Тогда я ему сказал, откуда это взято...Это послужило какому-то началу пересмотра им этого вопроса. ("Дом Божий" ч.1) (22)

***

Конечно, такая позиция не отрицает православного миссионерства в неправославном мире.

Тем не менее, насколько отличается доктринальный и методологический подход к этому, завещанному Христом делу, с точки зрения признания причастности Истине в неправославных сообществах!

Вот отрывок разговора известного подвижника 20-го столетие, прп. Силуана Афонского с одним православным миссионером-архимандритом.

⌠Я им говорю, что Ваша вера - блуд, у вас все превратно, все неверно, и нет вам спасения, если не покаетесь.

Старец выслушал это и спросил

-А скажите, веруют ли они в Божество Иисуса Христа, что Он Истинный Бог?

    • В это-то они веруют.
    • А Божью Мать чтят они?
    • Чтят , но неправильно учат о Ней.
    • И святых почитают?
    • Да, почитают, но с тех пор, как они отпали от Церкви, какие у них могут быть святые?
    • Проводят ли они Богослужения в храмах, читают ли Слово Божье?
    • Да, есть у них и церкви и службы, но посмотрели бы Вы, что это за службы после наших, какой холод и бездушие!

Так вот, о. архимандрит, душа их знает, что они хорошо делают, что веруют в Иисуса Христа, что почитают Божью Мать и святых, что призывают их в молитвах, так, что если Вы говорите им, что их вера √ "блуд", они Вас не послушают.

Но вот если Вы будете говорить народу, что хорошо они делают, что веруют в Бога, ходят в церковь на богослужение, что читают Слово Божье и прочее, но в том-то и в том у них ошибка и ее надо исправить, и тогда все будет ладно, и Господь будет радоваться о них, и так все мы спасемся милостью Божьей..." (23)

Не удивительно, что именно св. Силуану належит замечательное определение термина "Православие":

" Быть православным в полном смысле слова означает √ видеть Бога, как Он есть, и поклоняться ему достойно Его святости" (24)

Приблизительно в этом ключе выдержанно определение Церкви известного деятеля РПЦ во время большевистских гонений, свмч. Илариона (Троицкого).

"Церковь есть сообщество верующих в Господа Иисуса Христа Сына Божьего, воскрешенных Им и Духом Святым, соединенных в любви и под непрекращающимся влиянием Духа достигающих совершенства" (25)

Если сравнить это определение с классическим митр. Филарета (Дроздова):

"Церковь √ богоустановленное сообщество людей, объединенных верой, законом Божьим, иерархией и Таинствами" (26) √ можно заметить, что в определении свмч. Илариона не акцентируется внимание ни на "иерархии", ни на формальных "Таинствах", и, даже, на законе Божьем √ а лишь на Божьей Любви и воздействии Святого Духа.

В связи с такой "эволюцией" православной екклезиологии вспоминается заключительный эпизод из "Жития" "апостола Любви" √ Иоанна Богослова.

В свое время, за значительную ревность, не всегда по вере (как в случае предложения Христу "свести огонь из неба" для наказания неспринявших проповедь спасения) он был назван "сыном громовым".

Тем не менее, умирая, он повторял своим ученикам лишь одно: "Детки, любите друга".

И на вопрос - "Неужели этого довольно?", ответил √ "Да, если это выполните - будет довольно"(27)

Хотелось бы верить, что такая же эволюция, наконец, состоится в Православной Церкви в целом, превратив Ее в самом деле исключительно в "Православную", а не, в первую очередь "Правоверную".

***

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Значение слов "православие" и "правоверие", при переводе "ортодоксии", в комплексном рассмотрении церковного вероучения и практики в целом нельзя рассматривать, как полнейшие антагонисты.

Больше того, на "высоких" богословских уровнях, так и в определенной области агиографического Передачи, они предстают взаимосвязанными и взаимовытекающими друг из друга.

Вместе с тем, нельзя игнорировать существующую, в особенности в консервативных православных церковных кругах, тенденцию к постановке на первое место именно "правоверия", правильных мыслей, а не действий, и довольно отрицательное, а, временами, и агрессивное отношение как к верующим другим деноминаций, так и к нецерковному миру.

Как мне кажется, научное религиоведение должно учитывать этот факт.

Во-первых, при публичном обсуждении проблем веры и церкви в нецерковной среде, следует, хотя и тактично, но чаще напоминать представителям консервативных церковных кругов о том, что их трактовка церковного вероучения, мягко говоря, не полностью исчерпывающая.

Во-вторых, представлялась бы целесообразной определенная работа по популяризации в научной и массовой периодике уже существующей практики по использованию названия "ортодоксия" именно в значении "правоверия", для предотвращения монополии на "православность" тех, для кого "правильное прославление Бога", вопреки Преданию собственной Церкви немыслимо без формально-интеллектуального догматического единства.

Не секрет, что именно РПЦ, позиции которой на Украине одни из наиболее влиятельных, отличается наибольшим негативизмом в отношении к "еретикам", "сектантам", "атеистам". Поэтому, для более эффективных действий по сохранению межконфессионального мира, представляется необходимым дальнейшее, более детальное изучение как консервативных, так и альтернативных тенденций в ее вероучении и практике.

Литература

1. "Академiчне релiгi╨знавство" под ред. проф.Колодного.- К. Свiт Знань, 2000.
2. "Исторiя Православно© Церкви в Украинi" пЁд. ред. проф.Яроцького. К.- "Четвертая хвиля" 1997.
3. Александр Саган "Национальнi прояви Православiя: укра©нский аспект" К.- "Свiт знань" 2001.
4. http://religion.by.ru/index.html
5. Арх. Макарий "Православно-догматическое богословие". Издание Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря.Г.1993 (Репринт СПб.1857)
6. "Древний патерик" http://www.pravbeseda.org/library/books/pater.html
7. "Жития святых" под ред.
свт. Димитрия Ростовского, 5 декабря. Издание Введенской Оптиной Пустыни, 1993.
8. М.Э. Поснов "История Христианской Церкви" Изд-во "Жизнь с Богом" Брюссель 1964.
9. Иосиф Волоцкий "Просветитель" http://www.krotov.org/acts/16/1505pros_rus4.html
10. "Старец Захария", Издательство: Трим, 1993 г.
11. Диакон Андрей Кураев "Учение Рерихов √ сатанизм для интеллигенции" http://kuraev.chat.ru/books.html
12. "Деятельность Дворкина". Отзыв на книгу А.Л. Дворкина "Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования" (Изд. Братства Во Имя Св. Князя Александра Невского, Нижний Новгород, 2000) http://agent740.narod.ru/otziv.htm
13. А.Л.
Дворкин "Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования" (Изд. Братства Во Имя Св. Князя Александра Невского, Нижний Новгород, 2000)
14. Электронная библиотека Якова Кротовая http://www.krotov.org/spravki/persons/19person/harnack.html
15. Оливье Клеман "Истоки". Издательское предприятие "Путь" М.1994
16. Конференция в Екатеринбурге "Тоталитарные секты - угроза религиозного экстремизма" Приложение 1 http://www.nevskiy.orthodoxy.ru/center/konferenciy/ekaterinburg2002/dopolneniya1.htm
17. "Жития святых" под ред.свт.Димитрия Ростовского,3 октября. Издание Введенской Оптиной Пустыни, 1993.
18. "Жития святых" под ред.свт.Димитрия Ростовского, 15 мая. Издание Введенской Оптиной Пустыни, 1993.
19. "Жития святых" под ред.свт.Димитрия Ростовского, 19 января. Издание Введенской Оптиной Пустыни, 1993.
20. Прот.Иоанн Мейендорф "Введение в святоотеческое богословие"
21. "Беседа прп.Серафима Саровского с Мотовиловым в стяжании Св.Духа"
22. Митр. Антоний Сурожский "Дом Божий" http://www.metropolit-anthony.orc.ru/dom_bozhiy/dob1.htm
23. "Старец Силуан Афонский". http://www.rus-sky.com/nasledie/St_Silouan_of_Athos/Contents.htm
24. Митр. Антоний Сурожский "Любовь всепобеждающая" http://www.metropolit-anthony.orc.ru/lubov/a_main.htm
25. Новиков Д.В. "Методические разработки для студентов-заочников по курсу Догматического богословия" Свято-Тихоновский богословский институт.
26. митр. Филарет (Дроздов) "Пространный православный катехизис" http://pravosludm.narod.ru/lib/filaret/katexizis/index.html
27. "Жития святых" под ред.свт.
Димитрия Ростовского, 26 сентября. Издание Введенской Оптиной Пустыни, 1993.

Данные об авторе: Крамар Юрий Борисович, e-mail uric67@unet.utel.net.ua

Источник: Журнал "Людина i свiт" N 6 (июнь), с. 28-34.

3. Книжные обзоры

Его Святейшество Далай-Лама и доктор Говард К. Катлер "Искусство быть счастливым. Руководство для жизни". - Киев, "София", 2003. 336 с. 70х100/32 переплет

"Принадлежите вы к какой-то религии или нет, принадлежите вы к той религии или к этой, - главной целью нашей жизни является счастье, главной мотивацией нашей жизни является стремление к счастью". Далай-Лама Эта книга - замечательный сплав двух точек зрения - буддистского подхода к решению внутренних проблем величайшего в мире духовного лидера Далай-Ламы и очень точных и важных для западного читателя вопросов, которые задает ему психолог и психиатр Говард Катлер, а также медитаций, предлагаемых Далай-Ламой для решения психологических проблем и достижения состояния счастья и мира с собой, и примеров из практики психотерапевта Катлера. Эта редкостная книга не зря стала одним из самых выдающихся бестселлеров в США и других странах. Мы счастливы представить ее русскоязычному читателю. "Когда мне только пришла в голову идея написать эту книгу, я представлял ее в виде одной из книг типа "помоги себе сам", где Далай-Лама объяснял бы простые и понятные решения всех жизненных проблем. Мне казалось, что мой опыт как психиатра поможет преобразовать его взгляды в набор понятных инструкций для достижения счастья. Наши беседы в конце концов заставили меня отказаться от этой идеи, так как я понял, что его мировоззрение отличается необычайной глубиной и сложностью, отражая все нюансы и оттенки жизни"(Говард Катлер).

Источник: http://sophia.ru/book/dalaj-lama/dalaj-lama-happy.shtml


4. Доска объявлений

Сегодня Радиоцерковь-Теос открывает интернет-вещание в формате Ogg. Этот формат позволяет передавать аудио-сигнал на низких битрейтах (bit rates) с более высоким качеством по сравнению с mp3.

Для того, чтобы прослушать интернет-вещание Радиоцеркви-Теос в формате Ogg вам необходимо установить проигрыватель Winamp версии 2.8 или выше. Можно воспользоваться и другими проигрывателями, которые поддерживают формат Vorbis Ogg.

Таким образом Радиоцерковь-Теос сегодня поддерживает интернет-вещание по следующим каналам:

16kb (mp3) - http://rts.org.ru:8000/listen.pls
64kb (mp3) - http://rts.org.ru:8004/listen.pls
12kb (ogg) - http://rts.org.ru:8012/live12.ogg.m3u
16kb (ogg) - http://rts.org.ru:8012/live16.ogg.m3u
24kb (ogg) - http://rts.org.ru:8012/live24.ogg.m3u
48kb (ogg) - http://rts.org.ru:8012/live48.ogg.m3u

Например, канал 64kb (mp3) по качеству полностью идентичен каналу 48kb (ogg), но при этом заметная экономия интернет трафика. Кроме этого задержка сигнала на ogg-каналах составляет на 30%-40% меньше чем на mp3-каналах.


Приглашаю всех желающих подписаться на почтовую рассылку "История религий" . Религии древности и современности, библиографические каталоги, ссылки - все эти и многие другие материалы читайте в рассылке "История религий". Подписаться на рассылку можно, отправив пустое письмо с темой "subscribe" по адресу religion@upelsinka.com

Приятного Вам чтения и до встречи в новом Выпуске!

Упельсинка
UPELSINKA - Upelsinka's Page
e-Mail: info@upelsinka.com  
e-Home: http://www.upelsinka.com

Архив рассылки "Введение в религиоведение"- http://subscribe.ru/archive/science.humanity.religstudies
Внимание! При перепечатке материалов ссылка на рассылку
Современное религиоведение
обязательна!
Рассылки Subscribe.Ru
Новости "Упельсинкиной страницы"
Новости сайта "Женщина в религиях"


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное