Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Современное религиоведение

  Все выпуски  

Современное религиоведение Выпуск 41


Информационный Канал Subscribe.Ru


СОВРЕМЕННОЕ
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Выпуск  41

19 сентября 2003 г.


Темы Выпуска:

1. "Упельсинкины новости"/ Вместо предисловия

2. Дом Друзей в Москве/ Из истории квакеров в России

3. Сергей Грушко: "В вас самих есть что-то от Бога..."/ Наши интервью

4. "Вера - Диалог - Общение: проблемы диалога в Церкви"/ Анонс события

5. Доска объявлений


1. "Упельсинкины новости"

Рада приветствовать всех читателей очередным Выпуском рассылки "Современное религиоведение". В сегодняшнем Выпуске мы расскажем вам о Доме Друзей в Москве и об истории движения квакеров в России. Гость сегодняшнего Выпуска рассылки -- Сергей Грушко, официальный представитель Дома Друзей в Москве. В разделе "Анонс события" читайте информацию о конференции, которая пройдет в Москве 24-26 сентября 2003 г. В конце Выпуска -- о концертной программе обертонного пения "Звуки мировой гармонии" Тибетских монахов тантрического монастыря Гьюдмед (Москва, 26-28 сентября 2003 г.).


2. Из истории квакеров в России

Квакеры имеют вековые традиции в России. Петр I познакомился с английскими квакерами в 1697 году. Они старались обратить его внимание на условия, в которых находились крепостные, обращали его внимание на необходимость открытия школ для простых людей.

По просьбе Александра I в Санкт Петербург приехал квакер Даниэль Уилер с семьей. Он занимался осушением болот вокруг города.

Трое английских квакеров в 1854 году посетили Россию и нанесли визит Николаю I, пытаясь своей миссией предотвратить Крымскую войну.

В начале ХХ века Друзья из Великобритании и США работали с беженцами, жертвами I мировой войны, голодающими в Поволжье. Квакеры открывали пункты питания, больницы, детские дома, школы, кустарные мастерские.

В Москве в 1921-1931 годах существовал квакерский офис, последним сотрудником которого была квакер из Ирландии Дорис Уайт.

О религиозном обществе Друзей

Уже более 350 лет во многих странах существует религиозное общество Друзей (квакеров). И уже более 300 лет Друзья свидетельствуют о внутреннем свете как о "Пути, Истине и Жизни" (Ин. 14:6), и о том, что в каждом заложено внутреннее знание этого света. Существует несколько положений веры, религиозных утверждений Истины, разделяемых всеми квакерами. Эти положения называются свидетельствами. Это "религиозные обязательства говорить и жить правдиво, мирно и скромно". Квакеры обычно направляют свои силы на воплощение в мире Божьего замысла. "Истинное благочестие не отвращает человека от мира, но даёт возможность жить в нём лучше и поощряет усилия, направленные на улучшение мира" (Уильям Пенн, XVII век).

Настоящее служение квакеров

Квакерский офис в России был закрыт в 1931 году и только в 1991 он открылся вновь. Два английских квакера приехали тогда в Россию для того, чтобы работать вместе с людьми, откликаясь на их нужды, практические и духовные, помогать тем, кто продолжает русскую традицию альтернативной гражданской службы. Приехавшие квакеры занимались посредничеством между конфликтующими сторонами на Кавказе, они поддержали небольшую группу интересующихся верой и практикой Друзей. В 1996 году в Москве был открыт Дом Друзей.

Цели и задачи Дома Друзей

Дом Друзей в Москве -- это международный проект Друзей (квакеров), который создан для того, чтобы способствовать духовному росту и развитию гражданского общества, основанного на взаимном доверии и сотрудничестве.

Цель Дома Друзей -- обеспечивать стабильную и реальную поддержку в мире резких перемен, и этим мы воплощаем веру Религиозного Общества Друзей.

Эта вера претворяется в действие работая во имя социальной справедливости, основываясь на фундаментальной вере в присутствие Бога в каждом.

Политику Дома Друзей определяет Международный комитет. В доме постоянно работают три сотрудника.

Программа Дома Друзей

Направлениями деятельности Дома Друзей являются:

1. Альтернатива военной службе в России:
-- Присутствие на судебных процессах над отказчиками, которые отстаивают свое конституционное право на альтернативную службу;
-- Поддержка движения против насилия, члены которого выступают защитниками на этих процессах, а также участие в антиимлитаристических акциях;
-- Солидарность со всеми организациями, которые понимают необходимость принятия закона об альтернативной службе. Помощь в печатании и распространении материалов по этой проблеме в России.
2. Помощь жертвам насилия, беженцам.
3. Мирное разрешение конфликтов: содействие развитию Проекта Альтернативы Насилию в России и в других странах СНГ. Этот проект помогает снизить уровень насилия и способствует созданию ненасильственного общества.
4. Поддержка других групп, которые работают в сфере разрешения конфликтов мирным путем, например, группы медиации.
5. Оказание поддержки в организации конференций по прпавам человека и миротворчеству.
6. Содействие в развитии в сфере прав человека и гражданского общества в России, особенно прав детей и отказчиков от военной службы.
7. Работа во имя равенства всех людей, уважения к разным культурам и национальностям.
8. Установление и развитие контактов в России между отдельными людьми и неправительственными организациями, укрепление связей между Западом и Россией.
9. Поддержка экуменического диалога, особенно между русской православной церковью, баптистами, меннонитами и унитариями, участие в таком диалоге.

Официальный сайт религиозного общества Друзей -- http://quakers.inrussia.org


3. Сергей Грушко: "В вас самих есть что-то от Бога..."

Сергей Грушко, сотрудник Дома Друзей в Москве, редактор веб-сайта Друзей на русском языке (www.quakers.inrussia.org).

Уп.: Расскажите пожалуйста немного о себе. Какова Ваша специальность? Интересы?...

С.Г.: Мне 34 года. Родился я в городе Волгодонске Ростовской области. После школы изучал английский язык в Таганрогском пединституте. В те времена студентов брали в армию. Вот и мне пришлось 2 года послужить. На 3-м курсе женился, и поэтому пришлось последние два года доучиваться заочно в Пятигорском лингвистическом университете. Основным моим занятием на 5 лет стала челночная торговля. Но тяга к педагогической деятельности в итоге победила, и я пошел работать в школу учителем английского языка. Можно сказать, что работу по специальности косвенно продолжаю и сейчас - моим основным хобби является обучение английскому языку через интернет (www.english.inrussia.org ).

Уп.: Как давно Вы придерживаетесь убеждений квакеров и что привлекло Вас в этом учении?

С.Г.: Как и многие, я узнал о квакерах из художественной литературы. Кое что (причем исключительно положительное) читал и в Справочниках атеиста советского периода. С 1997 года я находился в постоянных контактах с сотрудниками Дома Друзей в Москве. В 1998 году я принимал участие в ежегодном летнем собрании российских Друзей, и можно сказать, что с этого года я и стал квакером.

К квакеризму меня привело изучение этики. Какое-то время я был в поиске этических основ личности. Я читал очень много по этой теме: от Морального кодекса строителя коммунизма и Спенсера до Толстого и Библии. В итоге я увидел группу людей, этические принципы которых (мир, правда, простота, равенство) полностью совпали с моими. Познакомившись с практикой Друзей, я убедился в правильности своего выбора.

Уп.: А Ваша семья? Она одобрила Ваш выбор?

С.Г.: Всех, в принципе, интересовал один вопрос, не втягивают ли меня в "тоталитарную секту"? Когда выяснилось, что нет, опасения рассеялись. Хотя, я чувствую, мама все равно немного настороженно относится к моим "контактам с сектантами".

Уп.: Много ли квакеров в России? Имеется ли какая-нибудь статистика?

В Московском Месячном Собрании официально 12 членов. Несколько квакеров-иностранцев постоянно живут в разных городах России. Но, мне кажется, официальное членство - не совсем точный показатель количества Друзей. Некоторые квакеры регулярно посещают молитвенные собрания в течение нескольких лет, считают себя квакерами, но официально не являются членами Собрания, формально оставаясь прихожанами (attenders). Разницы между членом Собрания и прихожанином фактически никакой нет, а учет прихожан вести довольно трудно из-за непостоянства их состава. Я бы сказал, что в России около 20-25 человек считают себя квакерами.

Уп.: А каково число квакеров в мире? Вам известны такие данные?

С.Г.: Около 300 000 человек.

Уп.: Какой, на Ваш взгляд, средний возраст российских квакеров? Полагаю, что это люди среднего возраста, пришедшие к квакеризму сознательно?

С.Г.: Да. Именно так и есть. В основном это люди около или старше 50 лет.

Уп.: Какова Ваша должность в Доме Друзей и чем Вы занимаетесь? Вы работаете в Доме Друзей с самого его открытия, с 1996 года?

С.Г.: Моя должность официально называется "интерн", и в Доме Друзей я работаю с января 2003 года.

В течение нескольких лет я веду один из квакерских проектов -- веб-сайт Друзей на русском языке.

Уп.: А что представляет собой веб-сайт Друзей?

С.Г.: Это небольшой сайт, содержащий основную (но далеко не исчерпывающую) информацию о квакерах на русском языке. Есть небольшая библиотека, гостевая книга, страница ссылок на иноязычные ресурсы.

У нас нет какого-то разделения труда, поэтому я занимаюсь всем тем, что относится к направлениям нашей деятельности. Сюда можно отнести:

1) официально представлять Религиозное Общество Друзей (квакеров) в России и странах СНГ;

2) оказывать поддержку лицам и организациям, действующим во имя социальной справедливости, способствующим духовному росту и развитию гражданского общества в России и странах СНГ.

Нас интересуют такие вопросы, как альтернативы военной службе, помощь жертвам насилия и беженцам, мирное разрешение конфликтов, миротворчество, поддержка экуменического диалога и другое.

Уп.: Кстати, что такое "интерн"? Это как-то связано с интернетом? :-)

С.Г.: Посмотрим в словаре: "интерн -- студент-медик или молодой врач, работающий в больнице под наблюдением более опытных врачей и живущий при ней; может относиться и к представителям других профессий, работающих под наблюдением более опытных специалистов". Так что я бы сказал, в данном случае интерн - это начинающий работник организации, созданной квакерами.

Уп.: Движение квакеров было основано в Англии в XVII в. Как Вы думаете, сильно ли изменилось движение за эти три с половиной столетия?

С.Г.: Три с половиной века -- довольно значительный срок для любой общности людей. За это время сильно изменилось общество, изменилось научное представление о мире, появилось и исчезло множество религиозных направлений и даже целых народов. Религиозное Общество Друзей имеет непростую историю. Достаточно сказать, что некоторые первые американские квакеры имели чернокожих рабов, а в начале 19 века были случаи исключения из Общества за наличие фортепиано в доме.

Изменения происходят постоянно, и будут происходить. Квакеры - не изолированная группа людей, а часть общества. Основополагающие принципы квакеризма (мы называем их "свидетельства") не меняются, но меняется их понимание. Возьмем, к примеру, свидетельство простоты. Думаю, что даже 100 лет назад было несколько иное его понимание.

С другой стороны у квакеров присутствует довольно сильный элемент традиционализма. Очень многие серьезно изучают наследие первых Друзей, особенно Джорджа Фокса.

Уп.: Расскажите, пожалуйста, о Джордже Фоксе. Хотя мне и попадались некоторые издания квакеров, но нужно отметить, что их - не особо много (по крайней мере - на русском языке).

С.Г.: Да, вы правы. На русский язык переведено не так много квакерских книг. Почти все переводы собраны в библиотеке сайта Друзей. Там же можно найти текст книги Ханса Вининга "Навстречу Святому Духу", где кратко рассказывается о Джордже Фоксе:

"Он родился в 1624 году в семье довольно преуспевающего ткача и истово религиозной матери. Серьезный, самоуглубленный, физически развитый, он был в раннем возрасте вовлечен в религиозные заботы. Он был глубоко поражен неспособностью наставников, поучающих христиан жить в соответствии с их религиозными принципами.

В 19 лет он оставил дом ради духовных исканий. Он повсюду искал религиозных лидеров и требовал от них ответов на свои вопросы. Его скитания и поиски продолжались четыре года, но, казалось, никто не понимал его и никто не принимал реальность его внутреннего конфликта. Постепенно в нем выросло убеждение, что Бог дал ему ответ внутри него самого. В 1647 году он услышал голос, который сказал: "Есть только один, сам Христос Иисус, кто может обращаться к твоему состоянию". Этот опыт изменил его жизнь, его религиозные убеждения и его взгляд на взаимоотношение человеческого и божественного.

Он посвятил оставшуюся часть своей жизни распространению этого нового понимания.

Джордж Фокс сидел в тюрьме 8 раз за распространение своих религиозных идей и за те радикальные последствия, которые они имели. Он страдал от жестоких побоев сильного переутомления и лишений. Он действительно был героической и непоколебимой личностью и подлинным религиозным гением. Его "Дневник" и другие произведения продолжают быть базовыми работами Религиозного Общества Друзей, основателем которого он, по общему мнению, считается. Он так хорошо знал Библию, что многое в его произведениях почерпнуто из библейских источников."

Уп.: У квакеров нет храмов, таинств и обрядов. Есть ли какие-нибудь особые правила (скажем, молитвенные), которых должен придерживаться квакер в своей жизни?

С.Г.:Я бы сказал, что для квакеров любое место -- храм, а любое действие -- таинство. Нет разделения на святое и мирское. У определенных собраний и групп существуют какие-то традиции, но я не стал бы называть их правилами. Можно говорить о приверженности основным свидетельствам (мир, правда, простота, равенство). Но, например, я с трудом представляю, как квакер может пойти добровольцем в армию, регулярно посещать казино или делать какие-то расистские заявления.

Уп.: Итак, квакер отказывается от добровольной службы в армии, не играет в азартные игры┘ Какие еще требования предъявляются человеку, желающему жить согласно учению квакеров?

С.Г.:Приверженность свидетельству о мире показывает, что Друзья -- пацифисты.

Если ты всегда говоришь правду, то нет необходимости в клятве, как доказательстве твоей правдивости в конкретном случае. С другой стороны, мы не знаем всю правду, мы только ищем ее. Поэтому стараемся не быть категоричными, выражая свои мнения.

Стремление к простоте выражается в том, что квакеры стараются избегать излишеств. Это можно заметить и в помещениях для молитвенных собраний, и в домах отдельных Друзей -- минимум украшений. Хотя у каждого человека свое собственное понимание простоты.

Квакеры верят, что в каждом человеке есть что-то от Бога, и поэтому при принятии каких-либо решений стараются предварительно обсудить все в кругу Друзей, узнать мысли каждого. Решение принимается с учетом мнения всех присутствующих.

Предполагается, что человек, считающий себя квакером, по возможности будет принимать участие в жизни общины, например, регулярно ходить на молитвенные собрания. Иногда этот принцип называют "свидетельством общности".

Хотелось бы сказать пару слов о молитвенных собраниях. Они традиционно проходят раз в неделю, обычно по воскресениям, и длятся около часа. В России собрания проходят в форме молчаливой молитвы.

Уп.: Община квакеров в Москве подчиняется Всемирному консультативному комитету друзей?

С.Г.: В квакерской среде просто немыслимо говорить о подчинении. В свое время группа московских квакеров получила статус Месячного Собрания от Всемирного консультативного комитета Друзей (европейской секции). С тех пор оно и практически и юридически полностью независимо. Речь может идти только о добровольном сотрудничестве.

Уп.: Т.е. юридически московские квакеры не зависят от других общин, например, западных?

С.Г.: Юридически Московское Месячное Собрание не зависит от зарубежных общин.

Уп.: Есть ли периодические издания, которые издают российские квакеры?

С.Г.: Насколько я знаю, было 2-3 попытки издавать что-то периодическое. Но в настоящее время более-менее регулярно появляются только выпуски Информационной рассылки Друзей, распространяемой с помощью электронной почты.

Уп.: Как вообще в России обстоит дело с литературой о квакерах, на Ваш взгляд? Много ли изданий, посвященных квакерам, выходит на Западе?

С.Г.: В Европе и Америке выходит довольно много квакерских изданий. Я, например, регулярно читаю британский еженедельник "The Friend" ("Друг") и европейский "Among Friends" ("Среди Друзей"). Довольно известен ежемесячник "Quaker Life" ("Квакерская жизнь") американских квакеров-евангелистов.

Значительное количество книг (на английском языке) выпускает лондонская Квакерская Внутренняя Служба (Quaker Home Office).

Можно найти не более десятка книг о квакерах на русском языке, если не считать переводной художественной литературы, где квакеры упоминаются довольно часто.

Почему так происходит? Дело в том, что бОльшая часть квакерской литературы выходит на английском языке. Значит, эти книги надо переводить на русский, издавать, распространять среди мало что знающих о квакерах россиян. Но такая активность будет означать ведение миссионерской деятельности. Большинство же квакерских собраний миссионерской деятельностью не занимаются в принципе.

Уп.: Как же люди в России находят себя в квакеризме? Ведь информации так мало┘

С.Г.: На основе личных контактов.

Уп.: Как Вы думаете, квакеры - это открытые люди, на Ваш взгляд?

С.Г.: В общем, да. Но опять-таки, все зависит от каждого конкретного человека. За себя я могу сказать точно -- я человек открытый.

Уп.: Мой последний вопрос: пожелания подписчикам рассылки "Современное религиоведение".

С.Г.: Не бойтесь прислушиваться к своему внутреннему свету. При поисках духовной опоры в жизни помните, что в Вас самих есть что-то от Бога.

И большое спасибо, Марина, Вам за то, что мы имеем возможность читать такую интересную рассылку.


4. Вера - Диалог - Общение: проблемы диалога в церкви

Свято-Филаретовский богословский институт,
Журнал "Вестник Русского Христианского Движения",
Институт человека РАН

проводят в Москве
с 24 по 26 сентября 2003 года
международную научно-богословскую конференцию

Вера - Диалог - Общение: проблемы диалога в церкви

Конференция откроется 24 сентября в 10 часов в Институте философии РАН
по адресу: Москва, Волхонка 14

Тема диалога, хотя она и была широко представлена в религиозной, философской и социологической мысли ХХ века, по-прежнему остается одной из самых актуальных. И при этом к настоящему моменту идея диалога отчасти оказалась дискредитирована, поскольку все больше и больше видно, что идея эта ни в церкви, ни в обществе до конца не понимается и многими не принимается. Нередко диалог -- это всего лишь переговоры с враждебной стороной, чаcто заходящие в тупик. В лучшем случае под диалогом понимают толерантность.

Церковь по природе своей призвана явить обществу образ истинного диалога – жизни в любви и мире, открытости друг к другу и слышания друг друга. Но, будучи лишена слова на много десятилетий, церковь практически утратила способность к диалогу и находится в самом начале его возрождения. В этих условиях представляется крайне важным показать, что принцип диалога лежит в основе церковного Предания и изначально составляет внутреннюю характеристику как Церкви, так и общества, поскольку в основе того и другого находится открытость и общение.

Необходимо заново поставить вопрос возможности диалога внутри церкви -- прежде всего, богословского диалога и диалога литургического. Нужно также говорить и о миссионерском диалоге, о диалоге-свидетельстве. Важны также темы специального диалога в Священном Писании и аскетического диалога. Существует проблема внутриобщинного и внутрибратского диалога, которая может быть рассматриваема с разных позиций. Сам по себе внутриобщинный диалог представляется самостоятельным и интересным явлением, поскольку он выводит диалог на антропологический аспект. Сейчас очень трудно даже догматически говорить о христианской антропологии, поскольку пока она относится к области вещей, определяемых лишь извне, объективировано, и совершенно не выявленных изнутри.

Диалог -- это стремление к гармонии, к созвучию и, в конце концов, к общению, а общение невозможно без веры. Вера, надежда, любовь, свобода, дух, свет, истина -- это атрибуты диалога, или, наоборот, диалог производен от них.

На идее диалога была в значительной мере построена идея экуменизма, и мы видим, что нынешнее отрицание в Русской церкви самой необходимости диалога как такового свидетельствует о том, что идея экуменизма просто еще не родилась внутри нашей церкви или, когда-то родившись, теперь умерла.

Необходимо говорить также о диалоге культурном, общественном, межнациональном, а также историческом. Возможность диалога -- это, возможно, самое ценное в культуре, искусстве и истории, когда нам хочется услышать иные голоса, попытаться включиться в иную традицию и в иной жизненный контекст.

Цель конференции -- содействовать реабилитации идеи диалога в церкви и обществе и наметить пути этого диалога, обратившись как к полноте церковного Предания, так и к философскому и культурному наследию и социальному опыту самых разных времен.

Наш адрес: Россия, Москва, 105062, ул. Покровка, 29-38
Тел/fax 923-03-80, 925-77-86; e-mail: info@stphilaret.ru
Homepage:  www.sfi.ru


5. Доска объявлений

Статуя Будды, отреставрированная в Таиланде, была передана верующим в буддийском храме в Санкт-Петербурге

Королевство Таиланд намерено в качестве подарка Санкт-Петербургу к 300-летию вернуть городу отреставрированную статую Будды. Как сообщает "Комсомольская правда в Петербурге", позолоченную статую Будды в начале XX века высочайше пожаловал петербуржцам король Сиама Рама VI Вачировуда. Санкт-Петербургский дацан "Гунзэчойнэй" -- первый буддийский храм и монастырь на Северо-Западе России - был открыт в 1915 году. Но в 1917 году монахи и послушники были разогнаны, а здание экспроприировано. Несколько десятилетий в храме на Черной речке была радиостанция, а потом - лаборатории Зоологического института. И только в 1990 году храм возвратили верующим. Вернулся и тайский Будда -- он хранился в музейных запасниках - но без головы и кистей рук. Таким он стоял все эти годы, да и остался бы, если бы не помощь буддистов из Таиланда. На днях чрезвычайный и полномочный посол Королевства Таиланд в России господин Сораюта Промпот на встрече с губернатором Владимиром Яковлевым заявил, что реставрация движется к концу и к маю сияющий возрожденный Будда вернется в Петербург.

Источник: http://www.set3.ru/?news&id=7394

Тибетские монахи тантрического монастыря Гьюдмед в Москве

26, 27 и 28 сентября монахи тибетского монастыря Гьюдмед вновь посетят Москву, представив зрителям новую концертную программу обертонного пения "Звуки мировой гармонии" (26 сентября, 19.00, ДК "Москвич") и два буддийских ритуала - церемонию "Очищение Вселенной" (27 сентября, 19.00, ДК "Москвич") и церемонию Белой Тары (28 сентября, 19.00, Институт Человека).

Организатор туров монахов Гьюдмед по России и Европе -- компания "Monks-Art" (http://gyudmed.chat.ru)

Выступления в сентябре 2003 организованы при содействии компании "Lizmedia Group" Заказ билетов по тел. 291-3432, 203-0179 или e-mail: lena@lizmedia.ru

ДК "Москвич"-- м. Текстильщики, Волгоградский пр-т, д.46/15 Институт Человека -- м. Пролетарская, ул. Мельникова, д.7

Звуки мировой гармонии

Обертонное пение тибетских монахов без преувеличения можно назвать визитной карточкой Тибета. В любом фильме о легендарной Крыше Мира, в любом музыкальном произведении с особенно популярными сегодня этническими мотивами вы услышите их низкие голоса поразительной глубины и силы, приносящие с собой энергетику совершенно иного незнакомого, но притягательного мира.

Мало кому известно, однако, что из нескольких тысяч монастырей Тибета в этом стиле поют только два. Один из них Гьюдмед, монастырь с пятисотлетней традицией, возникший вскоре после того, как его основателю тибетскому ламе Шерабу Сенге в пророческом сне был явлен удивительный голос. Сами монахи называют свой стиль пения голосом Ямантаки, победителя бога смерти.

Настолько многогранен и неповторим вокальный стиль Гьюдмеда, что даже своего духовного лидера Далай-ламу его монахи встречают не трубами, как в других монастырях, но своим сильным и красивым пением. Как рассказывают монахи, этот стиль пения восхищает не только людей, но и божеств. В тибетском сообществе дни, когда монахи Гьюдмеда упражняются в пении, считаются не слишком удачными для гадания. Дело в том, что божества, которые обычно дают правильные ответы на поставленные вопросы, в этом время слишком заняты. Они все в монастыре Гьюдмед, слушают поющих монахов!

Программа "Звуки мировой гармонии" представляет собой искусно подобранные фрагменты из древних буддийских церемоний и ритуалов. Она позволяет людям, вне зависимости от их взглядов и вероисповедания прикоснуться к кристально чистой традиции тибетских монахов Гьюдмеда. Эта встреча принесет каждому великое благословение и ни с чем не сравнимое вдохновение, которое подвигнет одних обратиться к духовному поиску, а в других разбудит искреннее желание помогать тибетцам в изгнании.

Монахи Гьюдмеда не впервые выступают в России, они возводили песочную мандалу в Московском Музее Современного Искусства, с огромным успехом выступали на Всемирной Театральной Олимпиаде в Москве. Их последнее выступление в театре Анатолия Васильева вызвала настоящий ажиотаж: искренний восторг публики заставил и монахов, и организаторов всерьез задуматься о глубоких духовных корнях, испокон веков связывавших Россию и Тибет, а также о том, что истинная вера и подвижничество всегда найдут отклик в сердцах людей, какие бы барьеры ни возводили между ними государства и религии.

В программе: фрагменты ритуала Намгьелмы (божества долгой жизни), Дагег Пугджом (устранение преград), Лунгта (призывание коня ветра), самопорождение в образе Гухьясамаджи (главного ийдама Гьюдмеда) и др.

Церемония Очищение Вселенной

С момента своего основания Гьюдмед пользуется огромным уважением в тибетском сообществе. Тибетское правительство в изгнании регулярно обращается в этот монастырь для проведения важнейших церемоний, в их числе устранение препятствий на пути Его Святейшества Далай-ламы, освящение его храмов и резиденций в Дхарамсале.

Вера в огромную пользу церемоний и ритуалов основывается на целом ряде весьма существенных соображений. Во-первых, священные тексты, по которым выполняются ритуалы, были составлены прославленными просветленными учителями и, следовательно, по сей день несут на себе печать их благословения и силы. Во-вторых, все учения, в настоящее время преподаваемые в Гьюдмеде, на протяжении многих веков передавались от учителя к ученику по непрерывной линии преемственности, и потому дошли до наших дней в своей изначальной форме. И, наконец, многочисленные обеты полностью посвященных монахов, которые в Гьюдмеде сохраняются в их абсолютной чистоте, придают ритуалам дополнительную силу.

Церемония очищения Вселенной - красивый буддийский ритуал, который до недавнего времени можно было увидеть только в стенах тибетского монастыря. Монахи открывают свое тело, речь и ум очистительной энергии пространства, направляя ее сперва зрителям, а затем и всем существам Вселенной. Монахи относят эту церемонию к числу "экологических", ведь ее цель, в конечном счете, - восстановление утраченного равновесия в природе. Этот ритуал призван избавить от дурных намерений духов земли и воды, чей покой мы нарушаем, вырубая леса и загрязняя водоемы; очистить недра земли с их сокровищами и богатствами, внести покой и умиротворение в сердце каждого человека и превратить эту Вселенную в чистую страну, где царит мир и гармония.

Церемония "Очищения Вселенной" в исполнении монахов Гьюдмеда √ это редкий шанс увидеть подлинный буддийский ритуал с подробными объяснениям сути происходящего. В отличие от монастырской практики, где церемонии исполняется практически без пауз, монахи прерывают пение перед каждой частью ритуала, чтобы разъяснить людям, не знакомым с тибетской традицией, смысл своих действий и исполняемых священных текстов.

Церемония Белой Тары

Белая Тара √ одно из самых любимых божеств тибетского буддизма. Она входит в тройку божеств долгой жизни, дарующих Амриту, бесценную жизненную энергию и силу всякому, кто призывает её. Тело ее белого цвета в знак того, что все дела ее являются умиротворяющими. В жизни нам нередко приходится встречаться с трудностями, которые сокращают нашу жизнь. Эти преграды могут проявляться в виде болезней, поражающих наше тело и омрачающих наш ум. Всё это не только усложняет нашу жизнь, но также мешает нам развиваться и двигаться по духовному пути. Белая Тара устраняет любые преграды, и тем самым способствует нашему очищению и духовному развитию.

В ходе этой церемонии монахи монастыря Гьюдмед, известные в тибетском сообществе особой силой и действенностью своих ритуалов, призовут Белую Тару и вознесут ей молитвы, прося ее продлить жизнь всех присутствующих, избавить от болезней и трудностей. Монахи подчеркивают, что действенность церемонии, прежде всего, объясняется тем, что они опираются на древние тексты и мантры, веками передававшиеся от учителя к ученику по непрерывной линии преемственности, а также на особый вид обертонного пения, присущий только монастырю Гьюдмед и способный передать гармонии высшего порядка.

Важной частью церемонии Белой Тары является благословение особым образом приготовленных "пилюль долгой жизни". Монахи традиционно готовят такие пилюли из знаменитой тибетской цампы (обжаренной ячменной муки) с добавлением "трех белых" субстанций: йогурта, молока и масла, и "трех сладких" субстанций: меда, сахара и патоки. После благословения пилюли раздаются собравшимся, которые могут принять их сами для повышения силы воздействия ритуала или угостить ими своих близких и друзей. Церемония завершится призыванием божеств-защитников, которых монахи Гьюдмеда попросят устранить препятствия на пути всех собравшихся.

Источник: Рассылка на Subscribe.Ru "Новости буддизма"


Приглашаю всех желающих подписаться на почтовую рассылку "История религий" . Религии древности и современности, библиографические каталоги, ссылки - все эти и многие другие материалы читайте в рассылке "История религий". Подписаться на рассылку можно, отправив пустое письмо с темой "subscribe" по адресу religion@upelsinka.com

Приятного Вам чтения и до встречи в новом Выпуске!

Упельсинка
UPELSINKA - Upelsinka's Page
e-Mail: info@upelsinka.com  
e-Home: http://www.upelsinka.com

Архив рассылки "Введение в религиоведение"- http://subscribe.ru/archive/science.humanity.religstudies
Внимание! При перепечатке материалов ссылка на рассылку
Современное религиоведение
обязательна!
Рассылки Subscribe.Ru
Новости "Упельсинкиной страницы"
Новости сайта "Женщина в религиях"


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное