Современное религиоведение

  Все выпуски  

Современное религиоведение Выпуск 122


Информационный Канал Subscribe.Ru


СОВРЕМЕННОЕ
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Выпуск 122

20 января 2006 г.


Темы Выпуска:

1. "Упельсинкины новости" / Вместо предисловия

2. Международная научная конференция "Востоковедение и африканистика в университетах Санкт-Петербурга, России, Европы. Актуальные проблемы и перспективы" / Анонс события

3. Восьмая научная конференция "Мифология и повседневность" / Анонс события

4. Валерий Емельянов. Эмиль Факенгейм: "Что такое иудаизм" (cовременная интерпретация) / Книжные обзоры

5. Доска объявлений

6. Одной строкой...

 


1. "Упельсинкины новости"

Рада приветствовать всех читателей очередным Выпуском рассылки "Современное религиоведение".

Сегодняшний Выпуск начинаем с приятной новости - наконец-то, наконец-то сделаны первые обновления по "Кельтской Арке". Помимо того, что уже выложено, до конца января на сайте обещают появиться и другие материалы.

На официальном сайте Центра Религиоведческих Исследований "Этна" появился годовой отчет и другие новости Центра. Желающих получать новости Центра заблаговременно, мы просим подписаться на рассылку сайта, заполнив специальную форму, размещенную на главной странице сайта Центра.

Еще одна приятная новость от "Упельсинкиной страницы". Мы уже писали о том, что желающие заказать CD с материалами Упельсинкиной страницы теперь могут это сделать прямо с нашего сайта. Все подробности здесь. Первые пять читателей, заказавших CD, получат в подарок словарь "Христианское разномыслие".


2. Международная научная конференция
" Востоковедение и африканистика в университетах Санкт-Петербурга, России, Европы.
Актуальные проблемы и перспективы",
посвященная 150-летию Восточного факультета СПбГУ
4-6 апреля 2006 г.

Уважаемые коллеги,

Восточный факультет Санкт-Петербургского государственного университета приглашает Вас принять участие в Международной научной конференции

"Востоковедение и африканистика в университетах Санкт-Петербурга, России, Европы. Актуальные проблемы и перспективы", посвященной 150-летию Восточного факультета СПбГУ. Конференция будет проводиться на Восточном факультете СПбГУ с 4 по 6 апреля 2006 г.

На конференции планируется работа следующих секций:

1. Востоковедение и африканистика на Восточном факультете Санкт-Петербургского государственного университета. История востоковедения в Санкт-Петербурге и России. Актуальные проблемы и перспективы востоковедных наук.

2. Языки стран Азии и Африки: изучение и преподавание.

3. Литературы народов Азии и Африки: традиции и перспективы.

4. История и историография стран Азии и Африки с древнейших времен до наших дней.

5. Традиционное и новое в культурах Азии и Африки.

6. Религия и общество в Азии и Африке.

7. Политика, экономика и право в современной Азии и Африке.

8. С участием Библиотеки Академии наук будет проведена международная научная сессия "Россия и тюркский мир".

Рабочие языки конференции - русский и английский. Регламент докладов - 20 минут, включая обсуждение. Тезисы докладов будут опубликованы до начала конференции. Заявки на участие (с указанием Ф.И.О., ученой степени, места работы, адреса электронной почты, темы доклада и названия секции), а также тексты тезисов докладов на русском или английском языке (объем до 2 тысяч знаков, включая пробелы, Word, Times New Roman, 12 пт., 1,5 интервал, сноски - концевые) принимаются до 10 февраля 2006 г. электронной почтой по адресу 150conf@orient.pu.ru


Аспирантам необходимо дополнительно предоставить сведения о научном руководителе (Ф.И.О., звание, должность, место работы) и о теме диссертационного исследования.
Извещение о включении доклада в программу конференции будет разослано участникам вместе с программой до 15 февраля 2006 г.

Регистрационный взнос для иностранных участников:

для участников из стран СНГ - 40 ЕВРО
для участников из других зарубежных стран - 70 ЕВРО

Оргкомитет не несет расходы, связанные с проездом, размещением и проживанием участников конференции. Возможно расселение в гостиницах и общежитиях Санкт-Петербургского государственного университета по предварительным заявкам участников.

Председатель организационного комитета
проф. Н. Н. Дьяков

***

ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ В КОНФЕРЕНЦИИ

1. Полное имя
2. Место работы, ученая степень, должность. *Аспирантам необходимо дополнительно предоставить сведения о научном руководителе (Ф.И.О., звание, должность, место работы) и о теме диссертационного исследования.
3. Контактная информация: e-mail, почтовый адрес, тел./факс
4. Секция
5. Тема доклада
6. Тезисы доклада
7. Гостиница (да/нет)
8. Официальное приглашение МИД РФ (да/нет)
Заявка на участие c тезисами доклада (не более 2000 знаков с пробелами) принимаются до 10 февраля 2006 года по электронной почте: 150conf@orient.pu.ru или по факсу: +7 (812) 323 74 11.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ
199034, Россия, Санкт-Петербург, Угиверситетская наб., д. 11
факс: +7 (812) 323 74 11
150conf@orient.pu.ru; orient@VK11739.spb.edu


3. Восьмая научная конференция "Мифология и повседневность"

ИНСТИТУТ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (ПУШКИНСКИЙ ДОМ) РАН
ГРУППА ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫХ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
КОНФЕРЕНЦИЯ МИФОЛОГИЯ И ПОВСЕДНЕВНОСТЬ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО 1

Глубокоуважаемые коллеги,

Рады сообщить вам, что в первой декаде апреля 2006 года в Институте русской литературы (Пушкинский Дом) РАН (С.-Петербург, Россия) состоится восьмая научная конференция Мифология и повседневность. Тема планируемой конференции: Словесность и медиа: фольклор - литература - средства коммуникации.

Работы специалистов по теории медиальности и коммуникации (Н. Луман, М. Маклюэн, В. Онг и др.) показывают, что конструирование, трансмиссия и рецепция словесных и иконических текстов в существенной степени зависят от характера сопутствующих им носителей информации. В отечественной филологии и этнологии эти аспекты исследования элитарной и массовой словесности остаются мало
разработанными. Изучение воздействия, оказываемого различными типами медиа на текстуальные формы, становится особенно актуальным в современной культурной ситуации, характеризующейся стремительным развитием многообразных (в том числе электронных) средств информации и массовой коммуникации. Указанная проблематика в особенности важна для специалистов, занимающихся современной литературой, фольклором, массовой урбанистической культурой.

В рамках планируемой конференции предполагается обсудить следующие проблемы: теория медиальности и методы традиционной фольклористики; невероятная коммуникация в антропологическом контексте; литература и медиа: радио, телевидение, Интернет; message в
массовой культуре и фольклоре; нарратив и прагматика коммуникативного действия; говоримое и видимое: иконические тексты в медиальном взаимодействии.

Для участия в конференции необходимо подать заявку, включающую сведения об участнике (имя, отчество, фамилия, место работы, должность, ученая степень, ученое звание, почтовый адрес, телефон, адрес электронной почты), а также тезисы (от 2 до 4 тысяч знаков) планируемого выступления. Заявки принимаются до 1 марта 2006 года (включительно) только по электронной почте по адресам: panch@mail.lanck.net [Александр Александрович Панченко];
Konstantin.Bogdanov@uni-konstanz.de [Константин Анатольевич Богданов]

К сожалению, к настоящему моменту мы не располагаем финансовой поддержкой для проведения планируемой конференции. Поэтому организационный комитет не гарантирует оплату командировочных расходов участников конференции.

Точные даты конференции, ее регламент и условия предоставления текстов для сборника материалов конференции будут сообщены ее участникам в следующем информационном письме.

К. А. Богданов
А. А. Панченко


4. Книжные обзоры

Валерий Емельянов. Эмиль Факенгейм: "Что такое иудаизм" (cовременная интерпретация) / Пер. с англ. изд-во "Даат/Знание" Москва-Иерусалим, 2002, 320 стр.

На обложке книги скончавшегося в 2005 году канадского реформистского раввина и широко известного в мире религиозного публициста Эмиля Факенгейма (Emil L. Fackenheim) заглавие "Что такое иудаизм" выделены крупным заметным шрифтом, а подзаголовок "современная интерпретация" написан шрифтом весьма бледным. И не различив подзаголовка, можно пройти мимо этой книги, полагая, что перед нами очередная начетническая книга толкований всех заповедей еврейской религии (а их в Танахе целых 613). Но непредубежденные читатели, кто, обратив внимание на подзаголовок, книгу в руки возьмет и даже прочитает, будет немало и приятно удивлен. Перед ним откроется не талмудический трактат, а живое эссе, написанное современным языком, и пытающееся осмыслить основные положения иудаизма сквозь призму событий нашего времени.

Э. Факенгейм указывает, что он начал писать эту книгу по двум причинам. Первая потому что современная история отмечена двумя событиями крайне значительными: Холокост и создание Государства Израиль. Эти события, по мнению автора вновь, как никогда сплотили евреев в духовно-национальную общность, возродив у большинства из них в той или иной степени религиозное чувство. Эта возрожденная сплоченность стала второй причиной написания книги.

Для читательской аудитории "просто интересующейся" иудаизмом, наиболее интересной окажется первая глава: "Религиозное положение современного еврея", где дается, можно сказать, квинтэссенция иудаизма. Например в истории с рабби Акивой, (I II вв.н.э), к которому пришел погонщик ослов и попросил научить его всей Торе сразу. На что реб Акива ответил, что даже Моисей не знал всей Торы сразу. Но, при этом он дал погонщику заповедь: "Не делай ближнему своему, чего не желаешь себе". Дальше, на страницах 18-19 можно познакомиться со всеми 13 пунктами иудейского credo.

Автор книги пытается дать свой ответ на извечный вопрос: кто такой еврей? Он жестко не придерживается традиционного понимания еврея, как рожденного матерью-еврейкой, либо принявшего иудаизм. Факенгейм подчеркивает, что такие события новой и новейшей еврейской истории как противостояние ассимиляции и Холокост имели одним из своих последствий углубление религиозной самоидентификации евреев, прежде всего на духовном уровне. В этом контексте очень понятен приводимый в книге мидраш (раввинская притча) об Аврааме, разбившем статуи языческих божков в лавке своего отца, Фарры (Тераха). Резюме этого мидраша очень красноречиво: еврей это тот, кто разбивает идолов.

Также именно с точки зрения внутренней духовности и глубинного понимания автор книги рассматривает вопрос о заповедях мицвот. В I-III веках нашей эры было признано, что число заповедей, содержащихся в Торе, 613. Из них 365 запрещающих и 245 предписывающих. Многие мудрецы утверждают, что в этих цифрах есть некое совпадение. Запрещающих заповедей столько же, сколько дней в году, а предписывающих столько же, сколько костей в скелете человеческого тела. Для еврейских (и не только) современных немудрецов очевидно, что исполнять все эти заповеди в современном жизненном контексте просто невозможно. В своей книге Эмиль Факенгейм отходит от традиционного буквалистского подхода к этой проблеме. Он указывает на то, что перевод слова "мицва" как заповедь, подлежащая исполнению, недостаточно отражает смысл этого понятия. Это еще имеет смысл и как своеобразное благословение, та цепочка, которая соединяет человека с Богом от начала до конца времен. И поэтому только религиозно осмысленное и прочувствованное (а не ритуально-насильственное) исполнение делают ее религиозно полноценной.

Особый интерес представляет формулирование отношения к Израилю и сионизму. Существует мнение (в том числе и в некоторых иудейских кругах), что полного тождества понятий "еврей", " иудей" и "сионист" не существует. А Государство Израиль в его нынешнем виде не может считаться подлинно еврейским государством, ибо таковое возможно только с приходом Машиаха, и не может быть плодом усилий пусть и интеллектуально очень продвинутых, но все же обычных людей.

В этой связи Эмиль Факенгейм в своей книге напоминает выражение из главной мистической книги иудаизма "Зогар" о том, что Бог, Тора и Израиль суть одно. "Без Израиля, пишет автор, это был бы абстрактный монотеизм, а также некая Тора на небесах; но не было бы следов Бога или Торы на земле. А без Бога не было бы евреев вообще, или они были бы (как часто им хотелось быть) обычным народом среди других народов" (с. 43). Автор книги в данной триаде предлагает на первое место поставить именно Израиль, поскольку это понятие означает евреев как они есть, при том, что, безусловно, триада Бог-Тора-Израиль существует извечно. Но поскольку духовной сердцевиной иудаизма является понятие тшувы возвращения человека ко Всевышнему, то за отправную точку может быть взято именно понятие Израиля.

В богослужебной практике общин современного иудаизма существует специальная молитва за святое Государство Израиль, причем имеется в виду именно то, которое реально существует сегодня. В книге подчеркивается, что важность и сакральное значение этого нынешнего "актуального" Израиля евреи с особой силой ощущают в наши дни, после вселенской трагедии "Шоа" Холокоста. Ведь важно даже не государство как политическое образование, а та земля, Эрец Израиль, на котором оно находится, ибо в иудейской традиции "Эрец" имеет также смысл как "место приложения воли Бога". Именно поэтому, указывается в книге, в основе такого движения как сионизм, несмотря на различные в нем течения (в том числе и внешне нерелигиозные) изначально лежит религиозной импульс. Не случайно в свое время движение сионизма получило буквально второе дыхание, после того, как появилось международно принятое решение о том, что еврейское государственно-общинное образование, будет находиться на землях исторической Палестины, а не где либо еще.

"Наиболее глубоким и захватывающим введением в существо еврейской религии для читателя нашего времени" назвала американская критика книгу Факенгейма, сравнивая автора с такими мыслителями как Сёрен Кьеркегор или Мартин Бубер. С этим можно согласиться.

Валерий Емельянов

Источник: Портал Credo.Ru


5. Доска объявлений

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

Ульяновский государственный технический университет, кафедра философии объявляет о проведении V-го поволжского зонального конкурса научных работ студентов, магистров и аспирантов нефилософских специальностей по теме "Способствует ли развитие науки и техники расцвету искусств и улучшению нравов?".
К рассмотрению предлагаются следующие проблемы:
Идея прогресса: ее место и роль в сознании общества. Критерии прогресса и принцип гуманизма. Существует ли нравственный прогресс?
История отношений социума, науки, образования: цели и результаты.
Наука в зеркале философии. Правота сциентизма или антисциентизма.
Философия, искусство, мораль: взаимообусловленность или взаимозависимость.
Высокие технологии душевный комфорт: принцип новой цивилизации или эпитафия человечеству?
Творчество и производство: как возможно сосуществование?
Блеск и нищета идеологий различного вида.

Требования к конкурсным работам: самостоятельность, оригинальность, аргументированность предлагаемых положений и выводов.
Объем работы-18-22 страницы (формат А-4, напечатанные через 1,5 интервала).
На титульном листе должны быть указаны фамилия, имя, отчество автора, название работы, место учебы (ВУЗ, специальность, курс) и домашний адрес.
Работы принимаются на конкурс до 20 марта 2006 года.
Итоги конкурса будут подведены к 20 апреля.
Победители будут приглашены для выступления с докладами на межвузовской конференции (принимающая сторона оплачивает проезд и проживание в студенческом общежитии).
Вручение премий в размере: первая премия- 1000 руб.; вторая премия- 500 руб. (2 премии); третья премия- 300 руб. (3 премии) проводится на пленарном заседании.

Работы принимаются по адресу: 432027 г. Ульяновск,
ул. Северный Венец, 32. Кафедра философии УлГТУ
(конкурс научных работ).
Справки можно получить по телефонам:
(842-2) 43-91-07. (Почкайло Наталья Анатольевна);
(842-2) 43-90-76 (кафедра философии УлГТУ)


6. Одной строкой...

Ссылки:

Теория и история культуры в персоналиях: Религиоведение (на сайте "Православный библиотекарь")
http://ortlib.narod.ru/cult02.htm

Очень рекомендую...


Приятного Вам чтения и до встречи в новом Выпуске!

Упельсинка
UPELSINKA - Upelsinka's Page
e-Mail: info@upelsinka.com  
e-Home: http://www.upelsinka.com

Архив рассылки "Введение в религиоведение"- см. в разделе "Упельсинкины рассылки" на сайте www.upelsinka.com
При перепечатке материалов ссылка на рассылку
Современное религиоведение
обязательна!

Рассылки Subscribe.Ru
Новости "Упельсинкиной страницы"
Новости сайта "Женщина в религиях"

Внимание!
То, что находится ниже этой надписи, является рекламой,
помещаемой в рассылку службой Subscribe.Ru
и не имеет НИКАКОГО отношения к содержанию рассылки.


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: science.humanity.religstudies
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное