Современное религиоведение

  Все выпуски  

Современное религиоведение Выпуск 134



СОВРЕМЕННОЕ
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Выпуск 134

18 июля 2006 г.


Темы Выпуска:

1. "Упельсинкины новости" / Вместо предисловия

2. Роман Лункин. Евангелическая церковь России: раскол в лютеранстве или новый вариант протестантизма?/ Точка зрения

3. Международный семинар "Религия и гражданское общество: глобализационные вызовы и цивилизационные ответы" / Анонс события

4. И. А. Есаулов. Пасхальность русской словесности/ Книжные обзоры

5. А. И. Макаров, В. В. Мильков, А. А. Смирнова. Древнерусские Ареопагитики/ Книжные обзоры

 


1. "Упельсинкины новости"

Рада приветствовать всех читателей очередным Выпуском рассылки "Современное религиоведение". Мы хорошо отдохнули... ;-) и время приступать к работе. В сегодняшнем Выпуске рассылки читайте следующие материалы. Статья Романа Лункина "Евангелическая церковь России: раскол в лютеранстве или новый вариант протестантизма?" опубликована нами в разделе "Точка зрения" (источник публикации: "Русское Ревью"). В разделе "Анонс события" читайте о международном семинаре "Религия и гражданское общество: глобализационные вызовы и цивилизационные ответы", который пройдет в ноябре в Ялте. В конце Выпуска - книжные обзоры от издательства "Мир".


2. Точка зрения

Роман Лункин

Евангелическая церковь России: раскол в лютеранстве или новый вариант протестантизма?

Российское лютеранство является одним из тех христианских направлений в России, которое и после начала религиозного бума 90-х годов, когда оно стало возрождаться, связывало себя определёнными этническими рамками. Евангелическо-лютеранская Церковь ориентировалась на людей с немецкими корнями, в её руководстве находятся в основном немцы. Церковь Ингрии считает основой своей паствы верующих с финскими и эстонскими корнями. На протяжении последних пятнадцати лет роль национального фактора постепенно снижалась на уровне приходских общин, так как лютеранская вера привлекала русских, которые либо вообще не имели немецких или финских корней, либо тех, для кого эти корни являются лишь символическим поводом для прихода в неправославную церковь. В 90-е гг. возникла и автономная, связанная с Эстонской лютеранской церковью Сибирская лютеранская церковь, которая фактически стала первой в России чисто русской лютеранской структурой. Однако проблема русского евангелического движения широко и масштабно была поставлена только тогда, когда целый ряд лютеранских лидеров заявили о создании новой Евангелической церкви России (ЕЦР). Лидеры ЕЦР стоят на строго консервативных позициях, выступают в целом против женского священства и тем более против иных попыток пересмотра библейских норм и моральных ценностей.

Создатели нового церковного движения изначально противопоставили себя не только двум основным юрисдикциям – немецкой ЕЛЦ и Церкви Ингрии, но и другим протестантским направлениям - баптизму и пятидесятничеству, среди последователей которых новые лютеране также собираются проповедовать. Идеологами Евангелической церкви стали бывший представитель ЕЛЦ в Москве Владимир Пудов, руководитель Служения Лютеранского Часа Константин Андреев и глава автономной лютеранской общины в Рязани Владимир Солодовников. Каждый из них в той или иной форме отмежевался от тех протестантских объединений, с которыми был связан ранее. В апреле 2006 года Владимир Пудов подал в отставку со всех своих постов в ЕЛЦ, а также встретился с архиепископом ЕЛЦ Эдмуном Ратцем и епископом Европейской части России Зигфридом Шпрингером, с которыми, по его словам, обсудил вопрос создания ЕЛЦ России. Однако впоследствии Центральное церковное управление назвало Пудова раскольником. Президент Генерального Синода ЕЛЦ Александр Пастор заявил о том, что образование новой, "независимой" Церкви евангелическо-лютеранского исповедания "ни в коей мере не является необходимостью, а в будущем негативно повлияло бы на работу традиционных евангелическо-лютеранских церквей - Евангелическо-лютеранской церкви в России и других государствах и Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии на территории России".

Представитель Служения Лютеранского Часа Константин Андреев наиболее тесно сотрудничал с Церковью Ингрии и был рукоположен епископом Ааре Кугаппи, был отправлен за штат под руководство пропста Уральского пропства Юха Велиахо. Попытка собрать под крыло Служения Лютеранского Часа (СЛЧ) общины, созданные при поддержке СЛЧ, вызвала недовольство со стороны Церкви Ингрии и фактически стало поводом для складывания значительного напряжения между СЛЧ и Церковью Ингрии. Наконец бывший баптист Владимир Солодовников еще в 2004 году выступил с резкой критикой Союза баптистов за неумение строить отношения с обществом и, главным образом, с интеллигенцией. 20 июня 2004 года в московском приходе Св.Иоанна Богослова Церкви Ингрии состоялся обряд конфирмации и воцерковления в лоне Лютеранской церкви Владимира Солодовникова. В обряде принимал участие и Константин Андреев. Став пастором прихода в Рязани, Солодовников поддерживал отношения с Церковью Ингрии, его приход делал попытки войти в немецкую ЕЛЦ, но немцы не приняли рязанский приход к себе.

Одним из главных обвинений, которое новое евангелическо-лютеранское движение бросает «большим» церквам является их неумение заниматься миссионерством, отторжение энергичных и независимых проповедников, и как следствие нежелание принимать под своё покровительство группы, созданные такими проповедниками. Более того, если такие группы и передавались под окормление основных юрисдикций – ЕЛЦ и Церкви Ингрии, то они растворялись. К активным миссионерам, естественно, причисляют себя представители Служения Лютеранского Часа. За последние годы, по словам Константина Андреева, при помощи СЛЧ создано около 15 чисто русских общин в Санкт-Петербурге, Тамбове, Рязани, Воронеже, Петропавловске-Камчатском, а также в Поволжье, Удмуртии и на Урале. Несколько групп было передано под окормление Сибирской лютеранской церкви во главе с епископом-электусом Всеволодом Лыткиным. Непосредственно основой Евангелической церкви России стали три прихода - община св. Михаила в Москве (пастор-электус - Константин Андреев), община в Рязани (пастор - Владимир Солодовников) и община св. Марии в Воронеже (пастор - Анатолий Малахов). К этим общинам можно также добавить группу, организованную СЛЧ в Моршанске Тамбовской области (настоятель - проповедник Сергей Кирюшатов).

Однако фундаментальные принципы мировоззрения нового евангелического движения говорят о том, что и ЕЛЦ и Церкви Ингрии было бы трудно интегрировать общины СЛЧ. Более того, интеграция евангелических общин СЛЧ привела бы к расколу внутри сложившихся юрисдикций.

Во-первых, лидеры нового движения резко выступают против участия либеральных европейских лютеранских церковнослужителей в жизни российских лютеран. В либерализме, который привёл к кризису традиционных Церквей на Западе, в размывании традиционного консервативного богословия лютеране из ЕЦР обвиняют именно немцев и финнов, которые приезжают учить и руководить церквами и приходами в России. Во-вторых, новое евангелическое движение исповедует конгрегационализм, заявляя о том, что пора вернуться к словам Мартина Лютера о том, что община – это центр всего, это Тело Христово, где все строится на принципах соборности и демократии. Децентрализация является основой ЕЦР, которая критикует опять же ЕЛЦ и Церковь Ингрии за выстраивание жесткой централизованной системы епископской власти. В этом вопросе различаются позиции ЕЦР и Сибирской лютеранской церкви (СЕЛЦ), для руководителя которой Всеволода Лыткина подчинение епископу также чрезвычайно важно. Также в отличие от ЕЛЦ, Церкви Ингрии и СЕЛЦ нарождающееся евангелическое движение считает, что в лютеранстве нет застывших догм в том, что касается богослужения. По словам Константина Андреева, в Церкви Ингрии, к примеру, считают, что если литургия служится не как у них, то это уже не лютеранство. Однако, как отметил Андреев, теология Кугаппи и Прилуцкого – это скорее просто стилизация под XVI век. Лидеры ЕЦР готовы признать и традиционное, и харизматическое лютеранское богослужение, более консервативное и более свободное. Константин Андреев, например, проповедовал в пятидесятнических церквях. Как подчеркивает Андреев, у российских пятидесятников есть большой интерес к "традиционному" протестантизму, каким является лютеранство.
Пока остаётся вопросом - будет ли создана определённая структура, например, Евангелическая церковь России, или же новое движение останется организационно аморфным содружеством лютеранских общин, исповедующих одну консервативную идеологию "здравого конфессионализма". При том, что мировоззрение евангелического содружества принципиально отличается от взглядов, господствующих в ЕЛЦ и в Церкви Ингрии, многие общины, входящие в эти юрисдикции, поддерживают тесные контакты со Служением Лютеранского Часа - своеобразным штабом по формированию нового церковного направления. Евангелическая инициатива позволила широко заговорить о реально существующих проблемах - консерватизма и либерализма в церквях, чрезмерного иностранного влияния, отсутствия продуманной миссии. Русское лютеранство вдруг сразу стало неожиданно открытым феноменом российской религиозной жизни.

Источник: http://www.starlightsite.co.uk/keston/russia/articles/july2006/05Independent.html


3. Анонс события

ЗАПАДНО - МИЧИГАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (США)
ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.И.Вернадского
КРЫМСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА КОНФЛИКТОЛОГОВ УКРАИНЫ
СЕТЬ КУЛЬТУРНОГО ОБМЕНА И МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ДОВЕРИЯ
ПРОГРАММА РАСШИРЕННОГО ДОСТУПА И ОБУЧЕНИЯ В ИНТЕРНЕТ
(IATP) в Севастополе

Приглашают к участию в шестом международном семинаре
" Религия и гражданское общество:
глобализационные вызовы и цивилизационные ответы"

1-3 ноября 2006г.
г. Ялта.

На семинаре предполагается обсуждение следующих вопросов:

∙ Роль религии в условиях глобализационных вызовов;
∙ Религиозность и секуляризация: цивилизационное измерение;
∙ Политико-психологические факторы формирования религиозной идентичности;
∙ Религия и политика и в контексте цивилизационной парадигмы;
∙ Толерантность как механизм предупреждения конфликтов на религиозной почве;
∙ Религиозный экстремизм и феномен терроризма в современном мире;
∙ Церковь и социальное служение в гражданском обществе;
∙ Взаимоотношения государства, гражданского общества и религиозных конфессий;
∙ Религия и социальный капитал;
∙ Средства массовой информации в условиях многоконфессионального общества;
∙ Религия и экологическое измерение повседневности;
∙ Лингвистические аспекты межкультурных коммуникаций;
∙ Религия и образование: в поисках гармонии и диалога;
∙ Религия и научная картина мира.
Список вопросов открыт для продолжения.

Руководители семинара:

доктор Рудольф Зиберт, профессор факультета религиозного обучения Западно-Мичиганского университета, директор Центра "Гуманистическое будущее", директор ежегодного семинара "Будущее религии" в Международном университетском центре "Дубровник", Хорватия.

Сенюшкина Татьяна Александровна, кандидат философских наук, доцент кафедры политических наук Таврического национального университета им. В.И. Вернадского, председатель правления Крымского отделения общества конфликтологов Украины, директор сети культурного обмена и межэтнического доверия.

Тезисы выступлений участников будут опубликованы по итогам работы семинара.
Проезд и размещение за счет участников.
Стоимость проживания в гостинице без питания от 40 до 155 грн. в сутки с одного человека (в зависимости от класса номера). Возможно проживание в общежитии по более низким ценам.
Регистрационный взнос 100 грн. Для студентов и аспирантов регистрационный взнос 50 грн.
Тезисы оплачиваются отдельно.
Стоимость публикации тезисов из расчета 10 грн. за 1 страницу текста. Объем тезисов до 7 стр. Шрифт Times New Roman, кегль 14, интервал 1,5. Поля со всех сторон 2 см. В левом верхнем углу указываются: имя и фамилия жирным курсивом, степень, звание, должность и место работы (обычным курсивом), ниже по центру - название статьи (жирным шрифтом). Страницы не нумеруются. Сноски указываются в квадратных скобках, список литературы в конце статьи. Публикация тезисов в авторской редакции. Просим внимательно вычитать текст.

Для участия в семинаре необходимо отправить заявку по установленной форме
не позже 25 сентября 2006г. Тезисы принимаются до 1 ноября 2006г.
Заявки и тезисы принимаются в электронном и бумажном виде.
E-mail: nce@mail.ru, копия tsenyushkina@yandex.ru
Распечатанный вариант заявки и тезисов просьба отправлять почтой по адресу:
Татьяна Сенюшкина, а/я. 65, Севастополь, 99043
Более полная информация на сайте: http://www. nce.iatp.org.ua

Заявка
на участие в шестом международном семинаре

"Религия и гражданское общество:
глобализационные вызовы и цивилизационные ответы"

1-3 ноября 2006г.
г. Ялта

Ф.И.О____________________________________________________________________________
Тема выступления________________________________________________________________

Научная степень__________________________________________________________________
Ученое звание____________________________________________________________________
Место работы (учебы)_____________________________________________________________
Должность______________________________________________________________________
Почтовый адрес__________________________________________________________________
Телефон раб.____________________________________________________________________
Телефон дом.___________________________________________________________________
Телефон моб.___________________________________________________________________
E-mail__________________________________________________________________________

Прошу забронировать для меня место в гостинице (без питания).
Да __________________Нет__________
Категория номера:
А. Одноместный с частичными удобствами 40 грн. в сутки с одного человека.
(умывальник, телефон, телевизор)
В. 2-х и 3-х местные номера с удобствами 75 грн. в сутки с одного человека.
(ванна, душ, туалет, умывальник, телефон, телевизор, холодильник, кондиционер)
Люкс. 2-х и 3-х комнатные номера 155 грн. в сутки с одного человека.
(ванна, душ, туалет, умывальник, телефон, телевизор, холодильник, кондиционер).

Дата прибытия ______________ Дата убытия_______________________
Дата_______________________Подпись_______________________________

Заявки принимаются в электронном и бумажном виде не позже 25 сентября 2006г.
E-mail: nce@mail.ru,
Копия: tsenyushkina@yandex.ru

Распечатанный вариант заявки просьба отправлять почтой по адресу:
Татьяна Сенюшкина, а/я.65, Севастополь 99043.

Более полная информация на сайте: http://www. nce.iatp.org.ua


4. Книжные обзоры

И. А. Есаулов. Пасхальность русской словесности. - СПб., "Мир", 2006. - 560 с. Формат: 84х108 1/32

Монография посвящена проблеме описания границ между духовной и светской сферами русской культуры. История отечественной словесности исследуется в контексте православной культурной традиции. Выделяются пасхальный и рождественский архетипы, анализируется их воздействие на художественное творчество, "структуры повседневности", типы визуальности, некоторые философские системы. Различные духовные ориентации выявляются и в сфере "неофициальной" культуры через соотношение юродства и шутовства.

Концептуальные положения автора основываются на анализе главных произведений Пушкина, Гоголя, Достоевского, А. Островского, Блока, Горького, Есенина, Платонова и других писателей, определивших направления развития отечественной словесности.

Книга адресована филологам, философам, культурологам, преподавателям и студентам гуманитарных факультетов.

По вопросам приобретения книги обращаться в издательство "Мир" (e-mail: mir2003@mail.ru )


5. Книжные обзоры

А. И. Макаров, В. В. Мильков, А. А. Смирнова. Древнерусские Ареопагитики. - СПб., "Мир", 2006. - 592 с. Формат: 70х100 1/16

Ареопагитики - один из важнейших религиозно-философских памятников мировой и отечественной культуры. В Древней Руси переводы Псевдо-Дионисия Ареопагита представляли неоплатоническую традицию мысли. В книге публикуются два трактата ("О небесной иерархии" и "О таинственном богословии") по древнейшему русскому списку ХV в. (ГИМ. Уварваровское собрание, № 264), с переводом на современный русский язык, комментариями и исследованием содержания. Параллельно публикуется греческий текст памятника и фототипическое воспроизведение текстов трактатов по сербской рукописи (ГИМ. Воскресенское собрание, № 75).

Форма публикации дает представление о многовековой истории бытования текстов и о характере идейных связей древнерусской и конфессионально родственных ей культур.

Серия: Памятники древнерусской мысли: исследования и тексты.

По вопросам приобретения книги обращаться в издательство "Мир" (e-mail: mir2003@mail.ru )


Приятного Вам чтения и до встречи в новом Выпуске!

Упельсинка
UPELSINKA - Upelsinka's Page
e-Mail: info@upelsinka.com  
e-Home: http://www.upelsinka.com

Архив рассылки "Введение в религиоведение"- см. в разделе "Упельсинкины рассылки" на сайте www.upelsinka.com
При перепечатке материалов ссылка на рассылку
Современное религиоведение
обязательна!

Рассылки Subscribe.Ru
Новости "Упельсинкиной страницы"
Новости сайта "Женщина в религиях"

Внимание!
То, что находится ниже этой надписи, является рекламой,
помещаемой в рассылку службой Subscribe.Ru
и не имеет НИКАКОГО отношения к содержанию рассылки.


В избранное