Современное религиоведение

  Все выпуски  

Современное религиоведение Выпуск 135



СОВРЕМЕННОЕ
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Выпуск 135

25 июля 2006 г.


Темы Выпуска:

1. "Упельсинкины новости" / Вместо предисловия

2. Сергей Головащенко. Священный текст в поле научно-религиоведческого дискурса: некоторые замечания к постановке проблемы / Наши публикации

3. VII Конгресс этнографов и антропологов России / Анонс события

4. Шапошник В. В. Церковно-государственные отношения в России в 30-80-е годы XVI века / Книжные обзоры

 


1. "Упельсинкины новости"

Рада приветствовать всех читателей очередным Выпуском рассылки "Современное религиоведение". В сегодняшнем Выпуске читайте следующие материалы. В разделе Наши публикации - статья Сергея Головащенко "Священный текст в поле научно-религиоведческого дискурса: некоторые замечания к постановке проблемы". В разделе Анонс события - объявление о VII Конгрессе этнографов и антропологов России. В разделе Книжные обзоры - новинки Издательства Санкт-Петербургского государственного университета.


2. Наши публикации

Сергей Головащенко
(Национальный университет "Киево-Могилянская Академия"
(Киев, Украина)

Священный текст в поле научно-религиоведческого дискурса:
некоторые замечания к постановке проблемы

Приходится констатировать проблематичность "объективации" и "опредмечивания" священного текста средствами научного познания, в частности, научного религиоведения.

В процессе сопоставления богословского и научного дискурсов в возможности такого "взятия" науке часто вовсе бывает отказано, особенно с позиций консервативного богословия. Аргументируется этот отказ, прежде всего, уникальностью литургического (богослужебного) прочтения-освоения священного текста и то лишь в контексте конкретной ("своей") религиозной традиции, создающей, как принято считать, уникальные обстоятельства и специфические механизмы реализации такого освоения-прочтения как некое метафизическое "со-бытие" -- невозможное в контексте научного дискурса.

В свою очередь, невалидность подобного рода ограничений для научного поиска создает предпосылки к постоянному воспроизводству попыток представления священных (и шире -- религиозных) текстов в качестве объектов научного исследования и критики в лоне различных гуманитарных наук.

Особо отметим тут литературоведение, историю философии и научное религиоведение; интегральный опыт "проработки" конкретного священного текста, актуальный для нашей культуры, имеет библейская критика. Потребность в обретении надежных методологических предпосылок и техник такого исследования побуждает к переосмыслению опыта научной критики священных текстов.

Здесь важным является осуществление некоей исследовательской программы с целью получения валидных индикаторов "введения" священного текста в поле научно-религиоведческого дискурса.

Предлагаемая здесь последовательность действий в постановке и решении исследовательских задач включает в себя:

1. Идентификацию священного текста средствами научного религиоведения.

2. Вычленение в священном тексте предмета религиоведческого исследования.

3. Поиск адекватных средств научно-религиоведческого анализа священного текста.  

Здесь важным, с нашей точки зрения, представляется:

  А) Формулировка "вопросов-доминант", которые научное религиоведение ставит перед священным текстом;

Б) Определение "доминирующего контекста"; сопоставление его с предлагаемым контекстом научногоисследования.

Несколько слов об этом:

А) Формулировка "вопросов-доминант", которые научное религиоведение ставит перед священным текстом;

 Неплохо было бы, на наш взгляд, озаботиться поиском вопросов, ответы на которые (и сам поиск таких ответов) могли бы сориентировать исследователя-религиоведа относительно надежных методологических предпосылок и техник такого исследования.

Обращаем внимание, по крайней мере, на три группы таких возможных вопросов исследователя к самому себе и к исследуемому тексту:

1. Какие имеются в исследовательском багаже религиоведа критерии идентификации религиозного (священного, богословского) текста

а) как собственно текста религиозного;

б) как объекта религиоведческого анализа и интерпретации?

2. Какие причины и побудительные мотивы существуют у религиоведа анализировать данный текст и ставить к нему какие-то вопросы в принципе? Только лишь личный познавательный интерес как вещь достаточно произвольная? Или само религиоведение "требует" знания ответов на некие вопросы относительно религиозного текста?

3. Какие основные вопросы могут быть сформулированы религиоведом к такому тексту (исходя из ответов на предыдущие вопросы)?

Если будет учтена возможность ставить вопросы, по крайней мере, в отмеченных направлениях, то можно будет ставить конкретные задачи и идентифицировать результат. Можно было бы инициировать поиск в данном направлении.

Б) Определение "доминирующего контекста"; сопоставление его с предлагаемым контекстом научногоисследования.  

Для освоения священного или богословского текста в рамках религиозной традиции в качестве "доминирующего контекста" работает преемственность религиозного ("духовного") опыта как опыта встречи со священным, опыта памятования об этой встрече и опыта возобновления этой встречи во всякое время и во всяком пространстве.

Это -- своего рода интерпретативное "поле", где выстраиваются, "пашут", "сеют" и "собирают урожай" интерпретативные механизмы.  

Для священного текста центральным таким механизмом, своего рода "комбайном", на наш взгляд, является его литургическое прочтение-освоение.

Что же происходит в ситуации, когда священный текст становится предметом научно-религиоведческого исследования? Можно ли здесь говорить о "доминирующем контексте"?

Может быть, некие объектные структуры религиоведения (либо какой-то версии религиоведения -- не беремся здесь уточнять, все может зависеть от школы, методологии, пр.) позволят выстроить такой контекст, его структуру? А эта структура, соответственно, даже поможет лучше увидеть структуру вопросов, о которых мы говорили ранее?

Вот пример к размышлению, если хотите. Религиоведение (по крайней мере, в некоторых его версиях) интересуют некоторые структуры религиозного сознания или структуры институционализированной религиозности. И вот, соответственно, эта "структурированная заинтересованность" способна, как нам представляется, работать в качестве "доминирующего контекста" для анализа священного текста.

Здесь задаем вопросы -- как в данном конкретном тексте, например, спроецированы:

--история, генезис и структура религиозного сознания в рамках данной традиции, его основные феномены и уровни;

-- генезис и структура религиозной (культовой, литургической) практики;

-- генезис и структура религиозной коллективности ("со-общественности"), характерной для данной традиции.

3. VII Конгресс этнографов и антропологов России

АССОЦИАЦИЯ ЭТНОГРАФОВ И АНТРОПОЛОГОВ РОССИИ

117334, Москва, Ленинский пр-т., д. 32а, к.1820.
Тел. (495) 938-59-92, Факс (495) 938-06-00

VII Конгресс этнографов и антропологов России
Саранск, 5 июня - 9 июня 2007 г.

ВТОРОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

Ассоциация этнографов и антропологов России совместно с Государственным учреждением "Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия", Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН проводят 5-9 июня 2007 года в г. Саранске VII Конгресс этнографов и антропологов России.

Главная тема конгресса - "Многоэтничные общества и государства".

В Оргкомитет конгресса поступило свыше 60 заявок на организацию секций, симпозиумов, круглых столов, при этом многие из предложенных тем частично совпадали. Во избежание дублирования и для обеспечения эффективной работы Конгресса, Оргкомитет сократил число секций с учетом того, что предлагаемые для обсуждения на секционных заседаниях научные темы (см. список ниже) покрывают весь спектр тем, присланных в Оргкомитет.

Оргкомитет обратился к коллегам, чьи заявки в наибольшей степени соответствовали тематике Конгресса, с тем, чтобы они выступили координаторами работы своих направлений и организовали проведение в рамках секций тематических заседаний и круглых столов с учетом тематики других близких по содержанию заявок, присланных в Оргкомитет.

На Конгрессе предполагается обсудить проблемы современного этнологического и антропологического знания, новые подходы и методы в этнологической науке. Будут представлены итоги новейших исследований в области физической, социально-культурной, юридической, политической, медицинской, городской, визуальной антропологии, прикладных, неотложных исследований и этнографического музееведения.

Заявки на участие в Конгрессе (не больше одной заявки на секцию) просьба присылать в электронном виде (в текстовом Word) (сongress7@list.ru) или почтой в адрес ГУНИИГН с пометкой "Оргкмитет VII КЭАР" до 1 декабря 2006 г. Руководителям предполагаемых секций просим подтвердить желание организовать их работу с учетом предлагаемых Оргкомитетом конгресса корректировок в названиях и возможных форм проведения заседаний. Заявки на участие в конгрессе и публикацию резюме докладов будут согласовываться с руководителями секций.

ПРАВИЛА ПОДАЧИ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В КОНГРЕССЕ:

В заявке должны быть указаны следующие сведения:
Ф.И.О.
место работы и должность, учёное звание
название доклада
название секции, в которой планируется принять участие
резюме доклада объемом 200 слов
потребность в технических средствах (мультимедийный проектор, видеомагнитофон и пр.).
Не принимаются заявки:
присланные позже указанного срока
присланные по факсу
присланные только в письменном виде, без предоставления электронной версии резюме

АДРЕС ДЛЯ СВЯЗИ С ОРГКОМИТЕТОМ КОНГРЕССА

430000, г. Саранск, ул. Л. Толстого, 3, Государственное учреждение "Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия". Оргкомитет VII Конгресса этнографов и антропологов России.

Телефон: 8 (8342) 47-20-77
Факс: 8 (8342) 24-62-42
Е-mail: сongress7@list.ru

В рамках конгресса VII планируются:

Симпозиум:

"Межэтническое согласие как фактор укрепления и развития Российской государственности" -- Лузгин Александр Степанович -- д. и. н. (г. Саранск), Антонова Виктория Константиновна -- д. соц. н. (г. Саратов), v_antonova@mail.ru; Матвеев Георгий Борисович -- к. и. н. (г. Чебоксары), human 2000@yandex.ru; Каргин Александр Иванович -- к. социол. н. (г. Саранск), congress7@list.ru;

Круглые столы:

1. "Генезис российской полиэтничности -- симбиоза индоевропейской и урало-алтайской семей народов -- Грот Лидия Павловна -- к. и. н., Lingonstigen (Sweden);
2. "Медицинская антропология и биоэтика о проблемах сохранения здоровья в России" -- Харитонова Валентина Ивановна - д. и. н. (г. Москва)
3. "Деньги в культуре" -- Тюхтенева Светлана Петровна - к.и.н., к. культурологи ИЭА РАН, kerel63@mail.ru
4. "Цвет в этнографии и антропологии" -- Серов Николай Викторович, д.культурологии (г.СПб.), nv_serov@mail.ru
5. Азиатско-тихоокеанские культуры -- Березницкий Сергей Васильевич, д. и. н. Инстиут ДВО РАН, Институт истории, археологии и этнографии ДВО РАН.
6. "Этноботаника" -- Колосова Валерия Борисовна, к. филол. н., (г. СПб.), chakra@eu.spb.ru; Станюкович Мария Владимировна, к.и.н., (г. СПб.). mstan@kunstkamera.ru


4. Книжные обзоры

Шапошник В. В. Церковно-государственные отношения в России в 30-80-е годы XVI века / Отв. ред. Ю. В.Кривошеев. - 2-е изд., испр. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006.- 569 с.
ISBN 5-288-03915-1

В книге, посвященной истории церковно-государственных отношений в России в период правления Ивана Грозного, рассматриваются проблемы, связанные с участием видных церковных деятелей в событиях политической истории и отношениями государства и Церкви в экономической сфере. Много внимания уделено идеологическому влиянию различных представителей духовенства на общество.

Для преподавателей, научных работников, студентов, а также всех интересующихся русской историей.


Приятного Вам чтения и до встречи в новом Выпуске!

Упельсинка
UPELSINKA - Upelsinka's Page
e-Mail: info@upelsinka.com  
e-Home: http://www.upelsinka.com

Архив рассылки "Введение в религиоведение"- см. в разделе "Упельсинкины рассылки" на сайте www.upelsinka.com
При перепечатке материалов ссылка на рассылку
Современное религиоведение
обязательна!

Рассылки Subscribe.Ru
Новости "Упельсинкиной страницы"
Новости сайта "Женщина в религиях"

Внимание!
То, что находится ниже этой надписи, является рекламой,
помещаемой в рассылку службой Subscribe.Ru
и не имеет НИКАКОГО отношения к содержанию рассылки.


В избранное