Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Современное религиоведение

  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота

ВВЕДЕНИЕ В РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Выпуск 2

Здравствуйте, Уважаемые Подписчики!

Благодарю всех подписавшихся на мою рассылку. Статистика показывает, что среди читателей данной рассылки есть не только представители науки и учащиеся вузов, но также специалисты различных областей, на первый взгляд, далеких от тематики религиоведения. Что ж, это лишь подтверждает мои убеждения об актуальности этого вопроса.

Автор рассылки стремится к наиболее полному освящению вопросов о различных религиях. Вы можете задавать любые интересующие Вас вопросы, а я попытаюсь на них ответить. Мнение автора в данном случае внеконфессионально, т.к. нашей задачей является объективное освящение поставленных вопросов.

В этом выпуске я познакомлю Вас со следующими темами. В рамках рубрики "История религий" - народы Великого Океана. Пожалуйста, имейте в виду, что данный текст (также как и текст предыдущей рассылки по истории Вавилона) является перепечаткой с репринтного издания. Посему многие сведения могут быть устаревшими. Впрочем, это отнюдь не умаляет ценности труда знаменитого профессора Д.Л. Шантепи де ля Соссей.

В рубрике "Мифология" я продолжаю знакомить Вас с мифами народов Африки. Описание погребальных обрядов тайских народов описаны в рубрике "Традиции и обряды".  В качестве текстов - фрагменты главного трактата даосской религии - "Дао-дэ-цзин". В числе классиков религиоведения представлен знаменитый социолог религии - Макс Вебер. Слова и список литературы Вы найдете в конце данного выпуска. Кроме того, Вашему вниманию представлена новая рубрика "Обзоры", которая включает в себя обзоры сайтов о религии.

Полную информацию по всем разделам можно получить на сайте: http://upelsinka.boom.ru


Содержание:

1. История религий. Народы Великого Океана.

2. Мифология. Тексты зулу. Мифы об Ункулункулу.

3. Традиции и обряды. Погребальные обряды тайских народов.

4. Тексты. Дао-дэ-цзин.

5. Классики религиоведения. Макс Вебер. "Социология религии (типы религиозных сообществ)".

6. Словарь религиоведения.

7. Литература.

8. Обзоры.




1. История религий

Народы Великого Океана

Географически острова Великого Океана могут быть разделены на пять групп. Всего ближе к Азии лежит  Индийский, или Малайский архипелаг; к северо-востоку от него Микронезия, к которой принадлежат острова Марианские и Каролинские, Маршальские и Джильбертовы; посредине находится Меланезия, заключающая в себе Новую Гвинею, Новые Гебриды, Новую Каледонию, острова Фиджи и некоторые другие; к югу от нее Новая Голландия, или материк Австралии с Тасманией; большая восточная часть образована многочисленными островными группами Полинезии. Все это пространство населено многими расами. Ближе всего к истине будет, вероятно, принять три расы. Первая австралийская, населяющая Новую Голландию и Тасманию, вторая раса папуасов, в наиболее чистом виде находящаяся в Новой Гвинее. Иногда эти обе темнокожие расы соединяют в одну, но для этого различия между курчавыми папуасами и гладковолосыми австралийцами слишком велики. В Меланезии и Микронезии папуасы смешаны с полинезийцами и малайцами; то же происходит на многих других островах, как, например, на Филиппинских, Молуккских и других, где внутри островов в горах живут остатки темной расы (негритосы), оттесненной малайскими пришельцами, занимающими берега. В начале, вероятно, папуасы занимали весь Малайский архипелаг, первобытными жителями которого они были, но потом были вытеснены вторжением малайцев. С этим предположением совпадает то, что минкопии Андаманских островов принадлежат, как многие думают, к папуасам. Но главная островная раса есть малайско-полинезийская, относительно единства которой существует так же мало сомнений, как и относительно происхождения ее из Азии; вероятно, первоначальное ее отечество надо искать на полуострове Малакке.

Полинезийская религия во многих пунктах, несомненно, сходна с религиями всех дикарей и варваров. И в ней царствует анимизм и поклонение природе, колдовство и всякого рода суеверия. Почитание воздается многим богам; они носят название Атуа, смысл которого толкуется различно; духи же, т.е. как покровительствующие духи вообще, так и души умерших, называются Тики. Но что замечательно в Полинезии, это сильное развитие мифологии, которая даже не лишена поэтической прелести, в чем можно убедиться, читая сборники Грея и Джилля. Здесь мы упомянем по крайней мере о некоторых из этих мифических представлений. Главный бог во всей Полинезии есть Тангалоа (Тангароа, Таароа), который большей частью представляется как бог неба или моря. Он есть творец мира. О том, как создан был мир, существуют очень различные представления. Оставляя в стороне символические изображения мировой птицы и производящего мир яйца, которые встречаются и здесь, сотворение мира высшим божеством изображается следующими способами: иногда мир есть внешняя оболочка, или тело, Тангароа, иногда творение совершается после нескольких неудачных попыток, иногда мир выныривает из моря. Часто говорится также о родстве людей с богами: люди это вышедшие из жилища богов и заблудившиеся небесные существа (I, 48-49).


2. Мифология

Тексты зулу

Мифы об Ункулункулу

1.

Ункулункулу вышел из-под земли; он появился из тростника, он выпустил из тростника все народы. Ункулункулу вышел вместе с солнцем и луной и поместил их в небе. Он сказал: "Пусть солнце появляется  днем, а луна - вечером".

2.

Когда Ункулункулу вышел из-под земли, он породил людей (черных), он породил белых, он породил скот,  он породил коз, он породил собак, он породил дичь - он породил все.

3.

Ункулункулу послал хамелеона к людям и сказал: Отправляйся, хамелеон, к людям и скажи им: Вы не должны умирать . И вот хамелеон пустился в путь, он шел очень медленно да еще задержался в пути, так как увидел куст буквебезане и стал его объедать.

Тогда Ункулункулу послал вслед за хамелеоном Интуло ящерицу. А ящерице он сказал: О, Интуло, отправляйся к людям и скажи им: Вы должны умирать. Должны умирать белые и черные, должен умирать скот, овцы, собаки, дичь: все живое смертно .

Когда ящерица отправилась, хамелеон был уже в пути, но она бежала очень быстро, так как спешила, ведь Ункулункулу сказал: Поторопись же . Ящерица оказалась проворнее хамелеона, она пришла первой и сказала: Люди должны умирать, все люди и все животные, живущие на земле .


3. Традиции и обряды

Погребальные обряды тайских народов.

Для погребальных обрядов тайских народов характерны следующие особенности. 1. Обмывание тела производится кипяченой или ароматизированной водой. 2. Вкладывание монеты в рот или расположение ее около рта покойного основывается на вере в необходимость оплаты при пересечении небесной реки. 3. Широко распространено приношение умершему предметов домашнего обихода, одежды и пищи, которые располагают в гробу или на длинных шестах у могилы. Сюда же относится жертвоприношение животных, что объясняется верой в то, что животное будет сопровождать своего хозяина в другой мир. Лица покойников из высшего сословия покрываются золотыми масками. 4. Многие предметы специально ломают и рвут как бы для того, чтобы сделать их более пригодными для умерших. 5. Преимущественно среди народов западной и южной групп и группы центральной части Меконга распространено связывание нитками рук, коленей, пальцев умерших; у других народов тело оборачивают несколькими слоями ткани. То и другое объясняется страхом перед покойниками, опасением их возвращения в виде злых духов. 6. Форма гроба напоминала челнок, выдолбленный из ствола дерева, что перекликается с обычаем снабжать умершего монетой для путешествия через небесную реку 7. На поминках устраиваются ритуальные игры между мужчинами и женщинами. Участие плакальщиков характерно для всех народов, говорящих на тайских языках. 8. Используются различные ритуальные действия для того, чтобы воспрепятствовать возвращению кхванов (душ умерших) в родной дом. 9. У большинства тайских народов гроб доставляется к месту погребения на повозках. 10. В добуддийский период у тай было распространено захоронение, а не кремация, и могилы оформлялись специальными сооружениями. 11. У большинства тайских народов существует убеждение в необходимости правильного определения места погребения.


4. Тексты

Дао-дэ-цзин основополагающий трактат философии даосизма. Авторство приписывается Лао-Цзы (Ли Эр, Ли Дань, Ли Бо-Янь) жил в конце VII - перв. половине VI в. до н.э. (по некоторым источникам дата рождения 604 г. до н.э.). Был княжеским чиновником, заведовал архивом. В общем личность Лао Цзы покрыта мраком неизвестности. Оставил свое учение ( Дао-дэ-цзин ) начальнику пограничной заставы и, как гласит предание, исчез на восточной окраине государства.
Основное понятие даосизма - понятие дао (см. "Словарь").
Канонический текст сочинения состоит из 5000 иероглифов. Содержит в себе 81 главу (чжан), в большинстве своем очень коротких. Ниже приведены первые пять глав из "Дао-дэ-цзин" в переводе Ян Хин-Шуна.

Дао-дэ-цзин

1.

Дао, которое может быть выражено словами, не есть постоянное дао. Имя, которое может быть названо, не есть постоянное имя. Безымянное есть начало неба и земли, обладающее именем - мать всех вещей.

Поэтому тот, кто свободен от страстей, видит чудесную тайну [дао], а кто имеет страсти, видит только его в конечной форме. Безымянное и обладающее именем одного и того же происхождения,
но с разными названиями. Вместе они называются глубочайшими. Переход от одного глубочайшего к другому - дверь ко всему чудесному.

2.

Когда все в Поднебесной узнают, что прекрасное является прекрасным, появляется и безобразное.  Когда все узнают, что доброе является добром, возникает и зло.  Поэтому бытие и небытие порождают друг друга, трудное и легкое создают друг друга, длинное и короткое взаимно соотносятся, высокое и низкое взаимно определяются, звуки, сливаясь, приходят в гармонию, предыдущее и последующее следуют друг за другом.  Поэтому совершенномудрый, совершая дела, предпочитает недеяние; осуществляя
учение, не прибегает к словам; вызывая изменения вещей, [он] не осуществляет их сам; создавая, не обладает [тем, что создано]; приводя в движение, не прилагает к этому усилий; успешно завершая [что-либо], не гордится.  Поскольку он не гордится, его заслуги не могут быть отброшены.

3.

Если не почитать мудрецов, то в народе не будет ссор.  Если не ценить редких предметов, то не будет воров среди народа.  Если не показывать того, что может вызвать зависть, то не будут волноваться сердца народа. Поэтому, управляя [страной], совершенномудрый делает сердца [подданных] пустыми, а желудки - полными. [Его управление] ослабляет их волю и укрепляет кости. Оно постоянно стремится к тому, чтобы у народа не было знаний и страстей, а имеющие знание не смели бы действовать.

Осуществление недеяния всегда приносит спокойствие.

4.

Дао пусто, но в применении неисчерпаемо.  О, глубочайшее! Оно кажется праотцом всех вещей.

Если притупить его проницательность, освободить его от беспорядка, умерить его блеск, уподобь его пылинке, то оно будет казаться ясно существующим. Я не знаю, чье оно порождение, [я лишь знаю, что] оно предшествует небесному владыке.

5.

Небо и Земля не обладают человеколюбием и предоставляют всем существам возможность жить  собственной жизнью.  Совершенномудрый не обладает человеколюбием и предоставляет народу возможность жить собственной жизнью.

Разве пространство между Небом и Землей не похоже на кузнечный мех? Чем больше [в нем] пустоты, тем дольше [он] действует, чем сильнее [в нем] движение, тем больше [из него] выходит [ветер].

Тот, кто много говорит, часто терпит неудачу, поэтому лучше соблюдать меру.


5. Классики религиоведения

Макс Вебер (1864 - 1920)

Макс Вебер родился в Эрфурте (Германия). Начальное и среднее образование получил в Берлине. Поступил в Гейдельбергский университет (1882), где изучал юриспруденцию, историю и теологию. Прослужив год в армии, продолжил свое образование в Берлине и Геттингене. Защитил докторскую диссертацию (1889), стал профессором Берлинского университета (1893). Профессор Фрайбурского университета (с 1894), преподавал в Гейдельберге (1897). Вскоре тяжелое душевное расстройство заставило его отказаться от преподавательской деятельности, к которой он вернулся только в 1919 г., заняв должность профессора Мюнхенского университета. Умер в Мюнхене.

М. Вебер считается одним из основоположников социологии религии. При анализе религии М. Вебера интересовала ее связь с другими социальными институтами, воздействие религиозных идей на общественную жизнь и на хозяйственную деятельность людей. Считая, что при изучении религии необходим исторический и функциональный подход, М. Вебер придавал большое значение сравнительному анализу религиозных верований человечества.

Ниже приведены фрагменты  из работы Макса Вебера "Социология религии (типы религиозных сообществ)", которые позволяют познакомиться с некоторыми размышлениями немецкого социолога о  магических представлениях в религии и о процессе "обмирщения" богов.

Макс Вебер. "Социология религии (типы религиозных сообществ)"

Первое и основополагающее воздействие религиозных представлений на жизненное поведение и хозяйство осуществлялось  посредством общей стереотипизации. Любое изменение обычая, который так или иначе находится под защитой сверхчувственных сил, может задеть интересы духов и богов. Тем самым к присущему человеку от природы страху перед всяким новшеством религия присоединяет дополнительные могущественные факторы: святое всегда специфически неизменное (84).

Мышление, лежащее в основе развитого символизма, названо мифологическим , и была предпринята попытка определить его своеобразие в каждом отдельном случае. Для нас важна лишь общая черта этого мышления, а именно, значение для него аналогии в ее наиболее действенной форме, в форме уподобления. Важно оно для нас потому. Что оказало длительное воздействие не только на формы религиозного выражения, но и на юридическое мышление вплоть до вынесения приговоров на основании прецедентов в чисто эмпирических правовых (84) учениях и лишь постепенно вытеснялось силлогистическим формированием понятий посредством рационального подведения под определенный закон. Источник мифологического мышления символически рационализированная магия, полностью основанная на применении этого метода (85).

С представлением о богах в первую очередь связано следующее: частично идущие параллельно, частично расходящиеся процессы антропоморфизации. С одной стороны, ограничения компетенции богов с другой, примыкают к уже существующим типам, однако содержат тенденцию ко все большей рационализации как характера культа, так и самих понятий богов (87).

Препятствия повсеместно развивающемуся в той или иной форме строгому монотеизму, которые везде, за исключением иудаизма, ислама и протестантизма, задерживали его проникновение в повседневную религию, вызывались, с одной стороны, идеальными и материальными интересами могущественных жрецов, связанных с культом отдельных богов и местами этого культа, с другой -  заинтересованностью светских лиц в доступном магическому воздействию религиозном объекте, осязаемом, близком, допускающем связь с конкретной жизненной ситуацией или конкретным кругом людей, из которого будут исключены остальные. Концепция сверхчувственных сил в качестве богов, даже в качестве надмирного Бога, отнюдь не устраняет древние магические представления (не устраняет их и христианство), однако она создает двойственную возможность отношения к этим силам (с. 96).


6. Словарь

Дао одно из центральных понятий в истории китайской мысли, означающее путь, метод, образ жизни,
всеобщий закон, абсолют и т.п.
Даосизм древнекитайское философское учение, на основе которого в первые века н. э. складывается
религия, получившая то же название.
Культурный герой мифический первопредок, который добывает или впервые создает для людей
различные предметы культуры (огонь, культурные растения, орудия труда), учит их охотничьим приемам,
ремеслам, искусствам, вводит определенную социальную организацию, брачные правила, магические
предписания, ритуалы и праздники. Ему приписывается также участие в мироустройстве.
Ункулункулу ( очень, очень старый , от кулу, старый ), в мифологии бантуязычного народа зулу
первопредок, культурный герой.


7. Литература

Иллюстрированная история религий в 2-х тт./ Ред. Проф. Д.Л. Шантепи де ля Соссей. Изд. 2-е. М.: изд. отдел Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1992. С. 47-48.
Е.С. Котляр. Миф и сказка Африки ( Исследования по фольклору и мифологии Востока ). М., Наука , 1975. С. 186-187.
С.И. Самыгин, В.Н. Нечипуренко, И.Н. Полонская. Религиоведение: социология и психология религии.
Ростов-на-Дону, Феникс , 1996. С. 489-490.
"Древнекитайская философия" (пер. с древнекит. Ян Хин-Шуна). В 2-х тт. М., "Мысль", 1972.
Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. /Пер. с англ., нем., фр. Сост. и общ. ред. А.Н. Красникова. - М.: Канон+, 1998. - (История философии в памятниках). С. 231.
Макс Вебер. Избранное. Образ общества ( Юрист , Москва, 1994).
Классики мирового религиоведения. Антология. Т.1 / Пер. с англ., нем., фр. Сост. и общ. Ред. А.Н.
Красникова. М.: Канон+, 1996 (История философии в памятниках).
Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х тт. /Гл. ред. С.А. Токарев. - М.: НИ Большая Российская энциклопедия , 1998. Т. 2.


8. Обзоры
Религии и мифы:
Информационно насыщенный сайт по мифологии и религиоведению. Содержит обширные                     материалы по всем основным религиям мира.
http://hoaxer.plus.ru/religions/index.html

Христианство:
Православие-2000. Официальный сайт Сретенского монастыря.
http://www.pravoslavie.ru

Информационно-консультативный центр им. Иринея Лионского. Занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов.
http://iriney.vinchi.ru/main.htm

Официальный сайт Ставропольской Епархии.
http://www.stavropol.net/~krest/index.html

Заокская духовная академия. Учреждена Европейско-Азиатским отделением Генеральной Конференции Церкви адвентистов седьмого дня.
http://www.adventist.org.ru

Египет:
Культура и искусство Древнего Египта. Новости египтологии, переводы древних текстов, списки русскоязычных книг о Египте, видеоматериалы, виртуальные экскурсии  и многое-многое другое.
http://www.kemet.ru

Ислам:
Islam-city. Первый мусульманский портал.
http://islam.lemur.ru/index.shtml

Буддизм:
Ассоциация "Буддизм в Интернете". Это виртуальное объединение русскоязычных буддийских ресурсов в Интернете.
http://buddhism.org.ru

Славянское язычество:
Фотогалерея языческих праздников, материалы по язычеству.
http://paganism.chat.ru/news.htm



Приятного Вам чтения и до встречи в новом выпуске!

Упельсинка.

UPELSINKA - Upelsinka's Page
e-Mail: mv@ppp.delfa.net, e-Home: http://upelsinka.boom.ru
 
 


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное