Современное религиоведение

  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота

ВВЕДЕНИЕ В РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Выпуск 3.

Здравствуйте, Уважаемые Подписчики!

В этом выпуске Вы можете ознакомиться со следующими материалами.

"История религий" - даосизм - краткий обзор. В разделе "Мифология" - текст "Цагн и слоны". Подробнее о том, кто такой Цагн, как он выглядит и чем занимается, согласно представлениям бушменов, я расскажу Вам в следующем выпуске. Обращаясь к традициям и обрядам, мы рассмотрим обряд шаманской инициации у эскимосов. "Гимн Брату Солнцу" Франциска Ассизского - произведение христианского Ренессанса - раздел "Тексты". В прошлых выпусках мы не раз упоминали книгу "Иллюстрированная история религий в 2-х тт" под  редакцией проф. Д.Л. Шантепи де ля Соссей (в другом переводе: Соссе). В разделе "Классики религиоведения" дана краткая биография знаменитого ученого и отрывок из его работы "Учебник по истории религий". В конце выпуска - словарь, список литературы и обзоры сайтов о религии.

Все тексты даны в сокращенном (а иногда - очень сокращенном!!!)  варианте. Это обусловлено отчасти навязчивым желанием неугомонного автора обозреть все, что связано с религией, а отчасти - объемом данного письма.

Подробную информацию по всем разделам можно получить на сайте: http://upelsinka.boom.ru


Содержание:

1. История религий. Даосизм

2. Мифология. Тексты бушменов: Цагн и слоны

3. Традиции и обряды. Ритуал шаманской инициации у инуитов (эскимосов)

4. Тексты. Св. Франциск Ассизский. Гимн Брату Солнцу

5. Классики религиоведения. Пьер Шантепи де ля Соссе

6. Словарь религиоведения

7. Литература

8. Обзоры




1. История религий

Даосизм.

Даосизм - кит. дао цзяо или дао цзя - учение о дао или о школе дао - древнекитайское философское учение, на основе которого в первые века н. э. складывается религия, получившая то же название.

Основное понятие даосизма - понятие Дао. Дао  бестелесно и не поддается чувственному восприятию,  оно везде и нигде, бесформенно и безымянно, бесконечно и вечно, пусто, но неисчерпаемо. Оно -  прародитель всего, включая богов. Это врата рождения, корень мира, в нем скрыто все. Все рождается из Дао и все уходит в Дао. Само Дао находится в бесконечном циклическом круговращении: не достигая предела оно вновь устремляется к истоку. Дао - высший закон бытия, но не бытие, как таковое; оно вне бытия, за его пределами, но это не Бог, не сверхестественная сила, ибо Дао естественно, хотя и непостижимо.

"Дао-дэ-цзин" основополагающий трактат философии даосизма. Большинство современных исследователей датирует Дао-дэ-цзин IV-III вв. до н.э. (согласно А. Уэйли - в 240 г. до н.э.). Авторство приписывается Лао-Цзы (Ли Эр, Ли Дань, Ли Бо-Янь) жил в конце VII - перв. половине VI в. до н.э. (по некоторым источникам дата рождения 604 г. до н.э.). Был княжеским чиновником, заведовал архивом. В общем личность Лао Цзы покрыта мраком неизвестности. Оставил свое учение ( Дао-дэ-цзин ) начальнику пограничной заставы и, как гласит предание, исчез на восточной окраине государства.

Канонический текст сочинения состоит из 5000 иероглифов. Содержит в себе 81 главу (чжан), в большинстве своем очень коротких, в которых повествуется о Дао и дэ (добродетель), и об у-вэй  (недеяние).

Другой даосский источник - Чжуан-цзы . Время написания - IV-II вв. до н.э. (по некоторым данным - 369-286 гг. до н.э.). Если в Дао-дэ-цзин характер строгий, метафизичный, то Чжуан-цзы имеет характер притч. К древнейшему слою текста принадлежат первые семь глав, т.н. внутренняя часть. Остальные главы (всего их 33) датируются доханьским периодом. Некоторые авторы полагают, что пустота - один из кардинальных принципов философии Чжуан-цзы . В ее постижении - глубинный смысл самосовершенствования.


2. Мифология

Тексты бушменов.

Цагн и слоны.

Как-то Цагн отправился за медом, взяв с собой маленькую газель. Цагн выкапывал мед диких пчел, а маленькая газель сидела наверху на куче земли, выброшенной из норы. Мимо проходили слоны, и слониха посадила себе на спину маленькую газель и унесла ее, а у норы остался слоненок.

Цагн достал кусок меда и, бросив его маленькой газели, спросил: Ты ешь мед? Маленькая газель  молчала. Цагн сказал: В чем дело, почему этот ребенок не отвечает мне? Он вынул еще меда и повторил: Ты ешь мед? . И слоненок сказал: Курру! ...

...Когда Цагн вылез из норы, он обнаружил, что там сидит слоненок, весь забросанный землей. Цагн подумал: Должно быть, мне отвечал вот этот человек, чьи уши похожи на циновки, вот почему я ничего не мог разобрать . Цагн взял свою палку-копалку с насаженным на нее камнем и убил слоненка.

Затем Цагн стал думать, как сюда попал слоненок, и, оглядевшись, заметил следы слонов. Наверное, это они увели моего ребенка , - подумал Цагн и, схватив свой колчан, побежал по следу...

... Поднявшись на холм, он заметил дома слонов и увидел маленькую газель, игравшую с детьми слонов.  Он обрадовался и воскликнул: Моя Каттау здесь, вон она играет среди детей слонов!

Но пока он спускался с холма, слоны заметили его. Слониха подбежала к маленькой газели, схватила ее и проглотила. Затем она села возле дома и стала ждать Цагна. Цагн подошел к ней и спросил, где маленькая газель... Слониха же не хотела отдавать маленькую газель. Тогда ... Цагн вошел в пупок слонихи, добрался  до маленькой газели, которая была там внутри, завернул ее в шкуру и повесил эту шкуру через плечо. А слоны все стояли вокруг слонихи и ждали, когда Цагн будет вытаскивать маленькую газель, чтобы забить его до смерти. Цагн разрезал внутренности слонихи и, пока слоны ждали его у пупка, вышел через хобот слонихи, неся на спине маленькую газель. Слониха упала мертвой. Тут один из слонов сказал: Цагн прошел по голове нашей подруги . И они стали теснить Цагна, собираясь убить его.

Тогда Цагн взлетел вместе с маленькой газелью и сказал: Разве можете вы со мной сравниться? Ведь я Цагн, я колдун, вы не можете со мной соперничать, а вы пытались украсть у меня малыша! И он отправился домой... 


3. Традиции и обряды

Ритуал шаманской инициации у инуитов (эскимосов).

Для того, чтобы стать шаманом, необходимо пройти инициацию. Достоверных данных о ней нет, и не в последнюю очередь потому, что информаторы-шаманы сознательно скрывали подробности инициации. Шаманистская инициация предполагает выделение аутогипноза среди разновидностей (мирских) экстазов и овладение аутосуггестивной техникой. Инициация является единым и непрерывным процессом. Она состоит из нескольких периодов первичного обучения, странствия, обретения духов-помощников и первого камлания.

Сначала инициируемый выражает желание стать шаманом и проходит первичное обучение у шамана-инициатора. Здесь происходит передача шаманской техники, обучение тайному языку шаманов. Однако основная роль инициатора заключается в наделении инициируемого шаманской силой внутренним светом . При этом инициатор извлекает душу инициируемого и замещает ее призраком. Внутренний свет необходим для наделения шамана духами среди остальных людей, он наделяет его также способностью к ясновидению. Инициатор заставляет пережить глубокий транс, в ходе которого, в частности, инициируемый должен увидеть себя в виде скелета. С психологической точки зрения эта стадия характеризуется использованием гетерогипноза и гетеросуггестии.

Странствие представляет собой наиболее важный этап инициации (не случайно информанты прежде всего описывают эту стадию, опуская предыдущие). В ходе странствия инициируемый должен встретить духа-покровителя, который наделяет его новой (духовной) плотью (как правило, поглощая его; это символическая смерть инициируемого), но главное наделяет магической песнью или заклинанием (сочиняемыми самим инициируемым в порыве творческого вдохновения).

После обретения духа-покровителя инициируемый в ходе нескольких религиозных трансов приобретает духов-помощников. Затем он устраняет свой первый сеанс, получает признание и статус профессионала. Как правило, первое камлание относится к роду демонстративного шаманизма , в ходе которого им активно используются разного рода трюки. Все миряне осведомлены, впрочем, об этих трюках и сами могут применять их. Однако трюки в ходе камлания наделяются религиозным значением. Цель демонстративного шаманизма направление шаманской силы.


4. Тексты

Святой Франциск Ассизский.

Гимн брату Солнцу.

Это поэтическое произведение св. Франциска, написанное на умбрийском наречии, представляет собой первое стихотворение на итальянском языке.

В устах св. Франциска написанный им гимн был молитвой благодарности Богу за этот прекрасный мир, который Он создал для людей.

Гимн брату Солнцу.

    Всевышний, всемогущий, благой Господь, твои суть хвалы, слава, честь и всякое благословение.
Тебе единому, Всевышний, подобают, и никакой человек не достоин тебя называть.
    Восхваляем Ты, мой Господи, со всем Твоим творением, начиная с господина брата солнца, который есть  день и которым Ты освящаешь нас.
    И сам он прекрасен и, излучая яркий свет, несет знак от тебя, Всевышний.
    Восхваляем Ты, мой Господи, и за сестру луну и звезды, которые на небе Ты сотворил яркими, драгоценными и прекрасными.
    Восхваляем ты, мой Господи, за брата ветра и за воздух, и облака, и ясность, и всякую погоду, через которую даешь Ты пропитание своим созданиям.
    Восхваляем Ты, мой Господи, за сестру воду, которая полезна весьма и доступна и ценна и чиста.
    Восхваляем Ты, мой Господи, за брата огня, которым Ты освещаешь ночь, который и сам прекрасен и приятен и мощен и силен.
    Восхваляем Ты, мой Господи, за сестру нашу мать землю, которая нас поддерживает и направляет, и производит различные плоды с яркими цветами и травой.
    Восхваляем Ты, мой Господи, за тех, которые оставили все ради любви к Тебе, и приняли на себе уничижение и мучение.
    Блаженны те, кто примет это в мире, потому что Тобой, Всевышний, увенчаются.
    Восхваляем ты, мой Господи, за сестру смерть телесную, которой никто из людей живущих не может избежать.
    Горе тем, которые умирают в смертных грехах; блаженны те, кого настигнет она в исполнении Твоей святой воли, кому смерть, настигнув, не причинит зла.
    Восхваляйте и благословляйте Господа моего, Благодарите и служите Ему с великим смирением.


5. Классики религиоведения

Пьер Шантепи де ла Соссе (1848-1920)

Родился в Леувардене (Нидерланды). Образование получил в школах Лейдена и Роттердама, а затем в Утрехтском университете. Защитил диссертацию по проблеме происхождения религии (1871), стал доктором теологии. Возвратился на родину (1872) и стал священником Голландской реформаторской церкви. Преподавал историю религий в Амстердамском университете (1878-1899) и на теологическом факультете Лейденского университета (1899-1916). Умер в Билтовене. Свою главную задачу видел в решении методологических проблем изучения религии. Основные религиоведческие работы: Учебник по истории религий (1891), Религия тевтонов (1902).

Учебник по истории религий.

1. Наука о религии.

Наука о религии является новой дисциплиной, которая только в последнем десятилетии стала самостоятельно развиваться, все еще находится в становлении и должна бороться за признание своих прав. Считается, что индийский царь Акбар или исламский философ Аверроэс должны рассматриваться, как предшественники этой науки, ибо они открыто признавали относительные достоинства различных религий, однако их сравнение религий было ограничено, а их чисто научный интерес был настолько мал, что едва ли его можно признать таковым. Только во второй половине нашего столетий появились предварительные условия для построения действительной науки о религии... К краеугольным камням философии религии необходимо отнести главным образом основные положения систем Канта и Шлейермахера. Но ее отцом, которому в этом отношении нет равных, мы должны назвать Гегеля, потому что он, во-первых, выполнил грандиозное исследование, в котором охватил все стороны проблемы религии (метафизическую, психологическую и историческую) в их взаимосвязи и привел понятие о религии в соответствие с ее проявлениями. В результате ему удалось определить предмет и задачи науки о религии, и в этом его заслуга, несмотря на многие пробелы и недостатки лекций по философии религии, которые он читал между 1821 и 1831 г. и которые имеют не столь уж большое значение...


6. Словарь религиоведения.

Аверроэс, Ибн Рушд (1126-1198) арабский философ, комментатор трудов Аристотеля. В его творчестве преобладали элементы материализма и свободомыслия, за что он был обвинен блюстителями чистоты ислама в вероотступничестве. В современной литературе иногда упоминается как один из основателей сравнительного изучения религий.
Акбар Джелаль-ад-дин (1542-1605) правитель Могольской империи с 1556 г. Прославился не только тем, что при нем Могольская империя достигла наибольшего могущества, но и тем, что одним из первых занялся сравнительным изучением религий.
Гностицизм направление религиозно-философской мысли поздней античности и Средневековья, для которого характерны мистический рационализм , дуализм доброго и злого начал, восприятие Ветхого Завета и искупительной миссии Иисуса Христа. Было представлено различными группами, сектами и церквами.
 Ицзин - книга мантических формул и комментариев к ним. Первооснова текста - в практике гаданий.
Шаманство (шаманизм) религиозные представления и культовые действия, в основе которых лежит вера в возможность особых людей (шаманов) быть посредниками между тем или иным человеческим сообществом и миром духов. 


7. Литература

Л.С. Васильев. Проблемы генезиса китайской мысли. М., 1989.
Антология Даосской философии (Сост. В.В. Малявин, Б.Б. Виногродский). М., 1994.
Е.С. Котляр. Миф и сказка Африки ( Исследования по фольклору и мифологии Востока ). М., Наука , 1975. С. 178-180.
С.И. Самыгин, В.Н. Нечипуренко, И.Н. Полонская. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-на-Дону, Феникс , 1996. С. 482-483.
Св. Франциск Ассизский. Сочинения. Т.1 / Ред., вступ. ст. и ком. В.Л. Задворного. Изд-во Францисканцев Братьев Меньших Конвентуальных. М., 1995. С. 225, 229-231.
Классики мирового религиоведения. Антология. Т.1 / Пер. с англ., нем., фр. Сост. и общ. Ред. А.Н. Красникова. М.: Канон+, 1996 (История философии в памятниках). С. 197-198.


8. Обзоры
Религии и мифы:
Мифы и легенды.
http://www.fbit.ru/free/myth/

Мифы народов мира
http://www.pskov.teia.ru/~ml

Иркутский экспресс. Раздел "Конфессия"
http://express.irk.ru/relig/index.htm

Российский Музей этнографии.
http://www.ethnos.nw.ru

Христианство:
Официальный Web-сайт Московского Патриархата  Русской Православной Церкви.
http://www.russian-orthodox-church.org.ru/

Тропинка к храму. Православные страницы Александра Вострикова.
http://www.orthodoxy.ru/tropinka/

Официальный сайт Валаамского монастыря.
http://www.valaam.karelia.ru

Буддизм:
Сайт, посвященный истории Калмыкии и ее духовности.
http://www.kalmykia.narod.ru

Кельты:
Русское Кельтское общество
http://celtic.atom.ru/

Религиоведение:
Официальный сайт центра религиоведения Курганского государственного университета.
http://www.acme.kurgan.ru/windows-1251/users/center/center.htm



Приятного Вам чтения и до встречи в новом выпуске!

Упельсинка.

UPELSINKA - Upelsinka's Page
e-Mail: mv@ppp.delfa.net, e-Home: http://upelsinka.boom.ru
 


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное