Все выпуски  

Словарь литературоведческих терминов - Новое и интересноеПервый блин комом


Служба Рассылок Subscribe.Ru

№1

Словарь литературоведческих терминов -

Новое и интересное

На сегодняшний день в нашем Словаре 73 термина и 19 терминологий.
Присылайте Ваши - и мы будем расти над собой!!!

Сегодня мы представляем Вам новые термины и комментарии к ним

Автор
Способ косвенного присутствия писателя в своём творении, форма выявления его творческого "я" (в применении к лирическим произведениям эту форму принято обозначать как "лирический субъект" и "лирический герой").
Источник - Современный словарь-справочник по литературе. - М., 2000.
Точность цитирования - дословно


Комментарий Собирателя:
Грамотность составителей Словаря-источника радует (это вместо рекламы): автор определён научно - это вам не писака какой-нибудь, а форма (!!!) выявления и способ (!!!) присутствия. Последнее при этом косвенное: только наличие следов в тексте указывают на то, что автор был; наличие текста доказательством существования автора не является. Хотя об этом можно спорить. Однако даже если автор бесспорно есть или когда-то был (тут автор = живой человек ), но не наследил в собственном тексте, то его вроде бы как и не было...

Между прочим проблема автора стоит того, чтобы Словарь был пополнен Вашими вариантами его описания. Пишите на slolitter@mail.ru

Лирический субъект
Лирический субъект - более или менее условное лицо, "я", сознание которого непосредственно выражается в лирике, опосредованно передавая сознание автора.
Источник - Современный словарь-справочник по литературе. - М., 2000.
Точность цитирования - дословно

Комментарий Собирателя:
Браво! - Словарь-источник противоречит сам себе: не удержались-таки и превратили автора из красивого способа и совершенной формы в живого и здорового носителя сознания (человечика!). Сознание при этом больное, так как требует присутствия условного лица для собственного непосредственного выражения в тексте. То есть, если кто-то следит в стихах, но есть подозрения, что не тот или не совсем тот, кто подписал эти же стихи, то, скорее всего, - это лирический субъект. Или вы не Шерлок Холмс!..

Искусство
В статье "Тристрам Шенди" и теория романа" Шкловский писал следующее:
"По существу своему искусство внеэмоционально... Искусство безжалостно и внежалостно, кроме тех случаев, когда чувство сострадания взято как материал для построения. Но и тут, говоря о нем, нужно рассматривать его с точки зрения композиции, точно так же как нужно, если вы желаете понять машину, смотреть на приводной ремень как на деталь машины, а не рассматривать его с точки зрения вегетарианца".
Источник - Руднев В. Энциклопедический словарь культуры ХХ века (2001)
Точность цитирования - дословно

Комментарий Собирателя:
Шкловский Виктор появился в разделе авторских терминологий нашего Словаря. Выдающийся формалист теперь будет радовать всех своими оригинальными определениями и с нашей помощью.
Честно, говоря я не понял, причём вегетарианец к приводному ремню, но не мне судить о мастадонтах нашего литературоведения. Сама же идея засунуть эмоции туда, где им положено находиться, и заняться наконец наукой - радует !!!
Слезы и эстетическое чувство (не дай Боже оскорбить!) хороши, но не для профессионального филолога (если Вы себя таким считаете, отзовитесь, потому что хочется верить, что Вы существуете). Восторг и катарсис - удел читателя-профана (филолог тут может совмещать).

Словарь разделяет точку зрения всех, кто говорить о литературе, в том числе и формалистов, оставляя, однако за собой право ни с кем не соглашаться.

Остранение
Шкловский в "Теории прозы" писал:
"Приемом искусства является прием "остранения" вещей и прием затрудненной формы, увеличивающий трудность и долготу восприятия, так как воспринимательный процесс в искусстве самоцелен и должен быть продлен. Прием остранения у Толстого состоит в том, что он не называет вещь ее именем, а описывает ее как в первый раз виденную, а случай как в первый раз происшедший".
Источник - Руднев В. Энциклопедический словарь культуры ХХ века (2001)
Точность цитирования - дословно
Комментарий Собирателя:
Этот комментарий может служить органическим продолжением предыдущего. А всё от того, что и нам, филологам, пора "остраниться " от собственного предмета, посмотреть на тест, как на текст (пока это успешно удаётся только постмодернистам, да и то не всем). Одна профессор не может анализировать Пелевина, потому что "Девятый сон Веры Павловны" оскорбляет-де её чувства. Вопрос: равен ли профессор в данном случае филологу? Ответ Словаря: не-а!!!
А впрочем, быто может, это просто Составитель выплёскивает на публику (многоуважаемую) свои собственные комплексы...
Авангардное искусство
В системе эстетических ценностей культуры ХХ в., ориентированных на новаторское понимание того, как следует писать и жить, необходимо различать два противоположных принципа модернизм и А. и. В отличие от модернистского искусства, которое ориентируется на новаторство в области формы и содержания (синтаксиса и семантики - см. семиотика), А. и. прежде всего строит системы новаторских ценностей в области прагматики. Авангардист не может, подобно модернисту, запереться в кабинете и писать в стол; самый смысл его эстетической позиции - в активном и агрессивном воздействии на публику. Производить шок, скандал, эпатаж - без этого А. и. невозможно.
Говоря об искусстве ХХ в., следует четко различать, когда это возможно, явления модернизма и А. и. Так, ясно, что наиболее явными направлениями А. и. ХХ в. являются футуризм, сюрреализм, дадизм. Наиболее явные направления модернизма - постимпрессионизм, символизм, акмеизм. Но, уже говоря об ОБЭРИУ, трудно определить однозначно принадлежность этого направления к модернизму или к А. и. Это было одно из сложнейших эстетических явлений ХХ в. Условно говоря, из двух лидеров обэриутов балагур и чудесник Даниил Хармс тяготел к А. и., а поэт-философ, авторитет бессмыслицы" Александр Введенский - к модернизму. В целом характерно, что когда обэриуты устроили вечер в своем театре "Радикс", скандал у них не получился, за что их упрекнул, выйдя на сцену, опытный "скандалист" Виктор Борисович Шкловский. По-видимому, в 1930-х гг. между А. и. и модернизмом наметилась определенная конвергенция, которая потом, после войны, отчетливо проявилась в искусстве постмодернизма, в котором и модернизм и А. и. играют свою роль (см. концептуализм).
Источник - Руднев В. Словарь культуры ХХ века
Точность цитирования - почти дословно

Комментарий Собирателя:
Вадим Руднев - персона известная в определённых кругах. Мы будем публиковать купированные статьи из его замечательного Словаря в качестве ликбеза для литературоведствующей публики, всем остальным желаем, конечно же искренне, читать словарь в оригинале и полностью. Упасть в него можно прямо отсюда нажмите здесь----------->
Что касается авангардного искусства, то оно за себя само говорит красноречиво. Только местами не очень понятно. Вот например, как им (авангардистам) удалось из Объединения реального искусства извлечь аббревиатуру ОБЭРИУ? Талант, как говориться, не пропьёшь.

Словарь литературведческих терминов

Заходите к нам почаще, мы Вас любим и ждём!!!

!!!


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное