Окно во Вселенную.

Информационный Канал Subscribe.Ru Новый модный поиск - www.lycos.ru

Окно во Вселенную

Выпуск N 13

Сегодня в выпуске:

1. Вступительное слово автора рассылки.

2. Послание к теперь уже не юным астрономам.

3. Что у нас на небе.

1. Вступительное слово автора рассылки.

Как вы, наверное, догадались, выпуск этот приурочен ко Дню Космонавтики. Итак, 41 год назад человек наконец преодолел силу земного притяжения, державшую его десятки тысяч лет, и впервые посмотрел на Нашу Планету со стороны. Мир забыл своих музыкальных и кино-кумиров, забыл про спортсменов и политиков. Был только Гагарин. Это был последний взрыв энтузиазма. Последний раз люди на время стали родными друг другу... Потом был выход Леонова в открытый космос, высадка американцев на Луну, но именно Гагарин навсегда остался легендарной личностью. Всего 108 минут - чуть больше полутора часа - длился его даже не полет - скорее прыжок. Но это был ПИОНЕР космонавтики. Он показал, что человечество поднялось на новую ступень технологии - ему теперь по силам покинуть свою колыбель, и он может выйти во "взрослый мир" Великого Кольца. Разумеется, я не мог проигнорировать этот знаменательный день и ровно 5 лет назад устроил своё бракосочетание:)

Прошло чуть меньше полувека, и можно подвести первые итоги. Мы видим поразительные успехи космической техники - вокруг Земли обращаются десятки тысяч спутников, космические аппараты сели на Луну и привезли оттуда образцы грунта, были проведены ПРЯМЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ всех планет Солнечной Системы (кроме Плутона - но и туда уже собирается экспедиция). На Марс и Венеру опускались автоматические зонды, причем программа исследования Венеры - одной из наиболее таинственных и многообещающих планет - была практически полностью советской. Накоплен опыт управления орбитальными станциями (а тем, кто думает, что это просто, следует напомнить о первой американской орбитальной станции (черт, забыл ее название), которая благополучно упала с орбиты, надолго отбив у штатников охоту заниматься подобными вещами.
Несколько космических аппаратов покинули пределы Солнечной Системы и несут на себе послания Внеземным Цивилизациям. Были исследованы таинственные космические странницы - кометы - я до сих пор поражаюсь как 16 лет назад успешно закончились просто фантастические миссии советских "Вега-1,-2", первая часть которых была посвящена исследованию Венеры (со сбросом зонда), а во второй впервые было осуществлено прямое исследование кометы (Галлея).
Появились космические обсерватории - астрономия стала ВСЕВОЛНОВОЙ - это, пожалуй, одно из самых важных достижений космонавтики - астрономам стали доступны рентгеновский и гамма-диапазоны, в которых Вселенная кричит о жутчайших катаклизмах, происходящих в её глубинах. Орбитальный оптический телескоп "Хаббл" не только разрешил колоссальное количество загадок Вселенной, но и познакомил нас с гораздо большим числом новых, о которых раньше мы даже не догадывались. Один аппарат, как бы между делом, умудрился сесть на астероид (если NASA нам не врёт). Сейчас идет активное изучение Марса с помощью марсоходов и его искусственных спутников.
В пути находится аппарат "Кассини" с поражающей своей дерзостью миссией - добраться до системы Сатурна и сбросить на его спутник Титан на парашюте зонд "Гюйгенс". Вот только с Юпитером осечка вышла - послушавшись ребят из Гринписа, NASA отложила старт аппарата "Галилео", за что жестоко поплатилось - он был ещё очень далеко от цели своего путешествия, когда в системе Юпитера случилась катастрофа - с ним (с Юпитером) столкнулась комета Шемейкера-Леви, пробив в его атмосфере огромные бреши. Будь тогда "Галилео" в системе Юпитера, в юпитерографии (юпитерологии?) произошла бы революция, но нам пришлось довольствоваться фотографиями "Хаббла"... Как я уже сказал, сейчас готовится экспедиция к периферии Солнечной Системы - будет запущен аппарат к Плутону и поясу Койпера.
Буквально год назад произошло ещё одно примечательное событие - в космосе появились туристы. Чтобы там не говорили - плохо это или хорошо - МЫ НАЧИНАЕМ ОБЖИВАТЬ КОСМОС. И это здорово, черт возьми. Я искренне надеюсь, что моя очаровательная дочурка Наташка если сильно захочет, сможет увидеть Черную Бездну, не искаженную атмосферой, а её дети будут прыгать по Луне. Все бы отдал, чтобы прогуляться по её девственной, никем не тронутой поверхности, полюбоваться так не похожим на земной пейзажем, увидеть над головой огромную Землю, зачерпнуть горсть тончайшей миллиардолетней пыли и послушать АБСОЛЮТНУЮ ТИШИНУ... Я уверен - ещё в этом веке туристы посетят Марс, где уже будут первые колонии.

Но нельзя забывать и трагедии космонавтики. Страшной смертью погиб Комаров, когда у его посадочной капсулы не раскрылся парашют и корпус капсулы сплющило от сильнейшего удара о Землю. Ужасно обидной была гибель тройки Волков, Пацаев и Добровольский, когда их корабль разгерметизировался при входе в атмосферу - ведь до Земли оставалось совсем намного... Всем памятна трагедия 1986 года, оборвавшая жизни семерых астронавтов "Челленджера". Какими бы обыденными не были сегодня очередные запуски с Байконура, мы должны помнить об этих - воистину - героях.

Да, сейчас многое забылось, молодое поколение не знает о тех славных годах, когда космическая гонка между Востоком и Западом являла миру чудеса технологии в виде фотографии обратной стороны Луны, высадки туда астронавтов и луноходов, просто ошеломляющих полетов "Пионеров" и "Вояджеров", передач с "Планеты Смерти" - Венеры. Да, это были великие события. Космос будоражил умы людей. Но со временем эмоции стихли. Опять на первое место вышли поп-звезды, да клоуны-политики. Огрубело общество. Выдающиеся Хаббловские открытия волнуют лишь очень маленький процент населения. Не хватает образования для понимания важности этих открытий (или наоборот, загадок). Жаль... Больно наблюдать тотальную деградацию общества...

2. Послание к теперь уже не юным астрономам.

Прошу откликнуться кружковцев клуба им. Максутова Новосибирского Дворца пионеров (197х-1990гг) под руководством Леонида Леонидовича Сикорука и участников слета юных астрономов в "Орленке" в конце 1985 года, слетевшихся туда для наблюдения кометы Галлея Пишите мне на astro@sang-bsk.nsk.su

3. Что у нас на небе.

В апреле мы попрощаемся с яркими зимними созвездимями. Ужасно жалко, что я не успел вас с ними познакомить. Очень постараюсь в эти выходные выкроить время, чтобы сделать выпуск о них, но не обещаю...
Вторая половина апреля будет довольно насыщена - все ещё наблюдаема комета Икея-Чанг, финальное покрытие, метеорный поток и - под самый конец месяца - сюрприз.

Кометы.

Комета Икея-Чанга стала незаходящей на широте Новосибирска и продолжает увеличивать своё склонение, но её блеск миновал максимум и теперь он быстро убывает. До конца апреля она ещё будет доступна наблюдениям в бинокль. Пройдя мимо Туманности Андромеды, она держит путь через созвездия Кассиопеи, Цефея и Дракона.

Покрытия.

В ночь с 16 на 17 апреля Луна последний раз встретится с Сатурном и на целых 5 лет они расстанутся. К моему великому сожалению, в Новосибирске покрытие будет происходить под горизонтом. Зато его увидит вся западная Европа, включая Петербург, Мурманск, Архангельск. В Москве Сатурн покроется Луной за 10 минут до своего захода, т.е. можно сказать, что покрытие там не видно...

Планеты.

Меркурий
числа с 20 апреля можно увидеть его в лучах заката. Лучше искать в бинокль. До конца апреля яркость Меркурия резко упадет с -2 до нулевой звездной величины.
Венера
начинался длительный период вечерней видимости, который продлится до августа. Благодаря своему очень яркому блеску (m=-4) Венера видна сразу же после захода Солнца. В пространстве Вечерняя Звезда находится по другую сторону Солнца, вследствие чего фаза её близка к единице, а диаметр очень мал - 10-11 угловых секунд.
Марс
в апреле заканчивается видимость Марса - он скроется в лучах заходящего Солнца аж до ноября.
Юпитер
Что называется - "спешите видеть" - вместе с Марсом Юпитер уходит на летние каникулы и покажется лишь в сентябре по утрам.
Сатурн
И это окольцованное светило в апреле покидает нас на все лето.

Как мы видим, все планеты, кроме Венеры, заканчивают в апреле период своей веченей видимости. Но зато как заканчивают! В самом конце апреля - начале мая ожидается довольно редкое явление - ВСЕ видимые невооруженным глазом планеты соберутся в кучу в западной стороне небосвода и будут видны что называется, "одним взглядом". Что-то вроде парада планет получается. Я попробую убедить Леонида Леонидовича посвятить этому явлению выпуск детской телепередачи "Старая Мельница".

Метеорные потоки.

22 апреля ожидается максимум не очень интенсивного метеорного потока Лириды с радиантом в созвездии Лиры, известным благодаря ярчайшей Веге. Это созвездие хорошо видно сразу после полуночи в восточной части небосвода.

Луна.

Новолуние  у нас сегодня, 12 апреля.
 Первая четверть - 20 апреля.
 Полнолуние - 27 апреля.