Жизнь растений

Жизнь растений

Новости

Из жизни, Исследования 25.12.2018 (Из жизни, Исследования) Собранные в экспедиции Джеймса Кука гербарии будут оцифрованы Национальный гербарий австралийского штата Новый Южный Уэльс намерен оцифровать свое собрание, насчитывающее 1,4 миллиона образцов растений. Среди них есть и уникальная коллекция, собранная ботаниками в ходе первого плавания Джеймса Кука.

Генетика, Исследования 19.12.2018 (Генетика, Исследования) Определены генетические основы различий в длине пестиков у примулы Исследовательский коллектив из Университета Восточной Англии выполнил секвенирование полного генома первоцвета обыкновенного. Главной целью ученых стало уточнение генетических механизмов, позволяющих этому растению иметь разную длину пестиков и тычинок у разных особей.

Генетика, Исследования 17.12.2018 (Генетика, Исследования) Ученые нашли гены, позволяющие растениям не задыхаться под водой Как и животные, растения суши, оказавшись под водой, могут испытывать смертельно опасную нехватку кислорода, который требуется им для дыхания. Однако на деле они сравнительно легко переносят даже длительный кислородный дефицит. Это позволяют им гены, обнаруженные недавно командой профессора Стокгольмского университета Сильвией Линдберг (Sylvia Lindberg). Об этом ученые пишут в статье, опубликованной в журнале Physiologia Plantarum.

Исследования, Симбиоз 11.12.2018 (Исследования, Симбиоз) Для синтеза привлекающего кошек вещества растению требуется два фермента Широко известно, что некоторые растения кажутся кошкам особенно привлекательными. Причина тут в определенных химических веществах, выделяемых этими растениями. Например, к валериане лекарственной и растениям из рода актинидия кошек влечет вещество актинидин, а к кошачьей мяте (Nepeta cataria) – непеталактон. В одном из крупнейших центров биотехнологических исследований Великобритании – Центре Джона Иннеса (John Innes Centre) был исследован механизм синтеза непеталактона кошачьей мятой, который оказался весьма необычным.

Исследования, Экология 10.12.2018 (Исследования, Экология) Автомобили оказались разносчиками инвазивных растений Полыннолистная амброзия — инвазивный и опасный сорняк, способный вызывать у аллергиков тяжелые реакции и неспроста запрещенный к ввозу на территорию России. В естественных условиях ее семена редко распространяются дальше метра от материнского растения, однако человеческая деятельность дает им неожиданный толчок. Авторы статьи, опубликованной в Journal of Applied Ecology, показали, что автомобильный трафик способен разносить упавшие на край дороги семена на десятки метров и на порядок ускорять расселение сорняка.

Из жизни, Исследования 28.11.2018 (Из жизни, Исследования) В Тазовском районе обнаружили нехарактерные для Ямала растения Биологи Тюменского государственного университета (ТюмГУ) совместно с коллегами из Института проблем освоения Севера Тюменского научного центра изучили флористическое разнообразие Тазовского района ЯНАО. В результате они отметили 263 вида высших сосудистых растений, среди которых преобладают семейства осоковых, злаковых и астровых. Также биологи выявили нехарактерных для региона представителей семейств маревых и подорожниковых.

Из жизни, Исследования 21.11.2018 (Из жизни, Исследования) Биологи объяснили невероятную прочность шипов кактуса их структурой Это один из шести видов кактусов, которые изучали сотрудник Университета штата Иллинойс Стефани Крофтс (Stephanie Crofts) и профессор биологии Филипп Андерсон (Philip Anderson). Ученые, исследовавшие биомеханику прокалывающих растений и животных, хотели выяснить, как структура колючки влияет на способность впиваться в ткань. Они обнаружили, что те же самые биомеханические характеристики, которые позволяют колючим шипам чоллы легко проникать в плоть животных, затрудняют и их выведение. Работа опубликована в журнале Proceedings of the Royal Society B.

Из жизни, Исследования, Исчезающие виды 09.11.2018 (Из жизни, Исследования, Исчезающие виды) В Черкасской области обнаружили редкие растения На Черкащине были обнаружены растения, которые ранее занесли в Красную книгу Украины.

Генетика, Исследования, Эволюция 06.11.2018 (Генетика, Исследования, Эволюция) Предок однодольных растений рос в воде Команда из двадцати биологов, представляющих США, Канаду, Колумбию и Бразилию, составила по генетическим данным родословное дерево однодольных растений и пришла к выводу, что их общий предок был водным растением.

Из жизни, Исследования 06.11.2018 (Из жизни, Исследования) Криоконсервацию семян тестируют в Хранилище Судного Дня Мир лишается растений беспрецедентными темпами — согласно исследованиям, примерно каждое пятое растение подвержено риску исчезновения.

Генетика, Исследования 29.10.2018 (Генетика, Исследования) Ученые идентифицировали отвечающий за рост и форму листьев белок Исследователи из Института селекции растений Общества Макса Планка под руководством Франческо Вуоло (Francesco Vuolo) установили, что за рост и форму листьев растений отвечает белок LMI1.

Из жизни, Исследования, Экология 14.10.2018 (Из жизни, Исследования, Экология) На Заполярном месторождении обнаружили сдвиг периода роста растений Ученые Тюмени зафиксировали, что в лесотундровой зоне Западной Сибири происходит сдвиг вегетационного периода (время, когда растет и развивается растение) на более поздние календарные даты. В частности, в мае отмечена тенденция к снижению индекса роста растительности, а в сентябре – к увеличению. Эти данные были получены путем дешифрирования космических снимков Landsat за 16-летний период. Исследования динамики ландшафтов проводились на Заполярном месторождении, расположенном на северо-востоке Ямало-Ненецкого автономного округа.

Из жизни, Исследования, Экология 30.09.2018 (Из жизни, Исследования, Экология) Глобальное потепление «выращивает» растения тундры Международная группа ботаников и экологов в течение 30 лет собирала данные о температуре, влажности почвы и растениях со 117 экспериментальных площадок, расположенных в тундровых экосистемах на Аляске, в Канаде, скандинавских странах и в России.

Генетика, Исследования 17.09.2018 (Генетика, Исследования) Растения, как и животные, используют глутамат для быстрой передачи сигналов по организму Глутамат является важнейшим нейромедиатором у всех животных, обладающих нервной системой. Хотя у растений нет нервной системы, они тоже способны передавать информацию от одних частей организма к другим при помощи электрических и химических сигналов, природа которых еще не до конца расшифрована. Японские и американские биологи показали, что глутамат играет ключевую роль в передаче сигнала от поврежденных листьев к неповрежденным у модельного растения Arabidopsis thaliana. Глутамат взаимодействует с глутаматными рецепторами, похожими на те, что используются в нервной системе животных. Это приводит к поступлению ионов Ca2+ в цитоплазму и к активации генов, обеспечивающих защитную реакцию растения. Открытие стало возможным благодаря новым методам визуализации, позволяющим отслеживать в реальном времени колебания концентраций кальция и глутамата в разных клетках и органах растения.

Из жизни, Исчезающие виды 21.06.2018 (Из жизни, Исчезающие виды) Краснокнижные сестрицы Считалось, что в Воронежском заповеднике растёт любка двулистная. И специалисты-ботаники, заметив пару атласных листьев, обычно радовались: «О, любка двулистная!». Но оказалось, что по соседству произрастают не один, а два вида!

Лекарственные растения, Туристу о растениях (Лекарственные растения, Туристу о растениях) 1987 Губанов И.А., Киселева К.В., Новиков В.С. Дикорастущие полезные растения Книга представляет научно-популярную сводку о растениях Нечерноземной полосы РСФСР, произрастающих в естественных условиях и используемых человеком: лекарственных, пищевых, декоративных, медоносных и т. п. Для каждого растения сообщаются его научное и народное названия, приводятся сведения по морфологии, биологии, экологии, распространении в СССР и в областях Нечерноземья, подробно рассказано о полезных свойствах и хозяйственном использовании, способах заготовки. Особое внимание уделено рациональной эксплуатации зарослей и охране их от истощения неумеренными заготовками. Описания растений иллюстрируются оригинальными рисунками. Рассчитана на массового читателя, в том числе студентов-биологов, учителей биологии, старшеклассников средних школ, работников природоохранительных учреждений.

Ботаника (Ботаника) 1993 Косулина Л.Г., Луценко Э.К., Аксенова В.А. Физиология устойчивости растений к неблагоприятным факторам среды В учебном пособии рассматриваются вопросы устойчивости растений к неблагоприятным факторам внешней среды. Освещаются современные представления о физиолого-биохимической природе устойчивости организмов к температуре, водному дефициту, солевому стрессу и патогенным микроорганизмам.

Ботаника (Ботаника) 1973 Александров Б.А. В стране зеленой Книга состоит из коротких рассказов, в которых изложено много интересного о различных дикорастущих и культурных растениях. В ней рассказано об истории открытия некоторых растений, об их биологических особенностях, о способах выращивания и о той пользе, которую приносят эти растения человеку.

Эволюция (Эволюция) 1952 Баранов П.А. Возникновение и развитие растительного мира Книга, члена-корреспондента АН СССР профессора П. А. Баранова, посвящена возникновению и развитию растительного мира.