Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как делать открытия. Приемы решения научных задач


Информационный Канал Subscribe.Ru

Рассылка "Как делать открытия". Выпуск 85

АРХИВ рассылки ''Как делать открытия''


Рассылка ''Как делать открытия. Приемы решения научных задач''
http://subscribe.ru/catalog/science.natural.triz
Выпуск № 85. 15 июня 2005 г.
Сайт ''Русловые процессы и ТРИЗ'' http://bedload.boom.ru ancondratyev@peterlink.ru

Здравствуйте, уважаемые друзья!

Сегодня:
1. Виктор Авдевич.
Закон перехода количества в качество и обратно в "Диалектике природы" Энгельса
2. О книгах Э.А. Соснина.

 


Уважаемые друзья!

Предлагаем Вашему вниманию интересную статью, присланную известным специалистом по ТРИЗ и диалектике Виктором Авдевичем.

Она посвящена той теме, к которой неоднократно мы обращались в нашей рассылке - Закону перехода количественных изменений в качественные.

 

Авдевич Виктор

Закон перехода количества в качество и обратно
в "Диалектике природы" Энгельса

(Заметки по поводу)

 

Законы диалектики Гегель развивал как законы мышления. Энгельс показывает, что они также являются законами развития природы и рассматривает один из них.

1. Закон перехода количества в качество и обратно. Закон этот мы можем для наших целей выразить таким образом, что в природе качественные изменения - точно определенным для каждого отдельного случая способом - могут происходить лишь путем количественного прибавления либо количественного убавления  материи или движения (так называемой энергии). Все качественные различия в природе основываются либо на различном химическом составе, либо на различных количествах или формах движения (энергии), либо, - что имеет место почти всегда, - на том и другом. Таким образом, невозможно изменить качество какого-нибудь тела без прибавления или отнятия материи либо движения, т.е. без количественного изменения этого тела. [Энгельс Ф. Диалектика природы. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. - С. 385]

Далее чуть подробнее о случаях изменения агрегатного состояния тела и о переходах одного вида энергии (движения) в другую (теплоты в электричество и т.п.).

Едва ли есть необходимость указывать на то, что и различные аллотропические и агрегатные состояния тел, зависящие от различной группировки молекул, основываются на большем или меньшем количестве [Menge] движения, сообщенного телу. [с. 385]

Но при изменении формы движения материи (энергии) количество остается прежним, меняется только качество. Вот как это комментирует Энгельс:

Изменение формы движения является всегда процессом, происходящим по меньшей мере между двумя телами, из которых одно теряет определенное количество движения такого-то качества (например теплоту), а другое получает соответствующее количество движения такого-то другого качества (механическое движение, электричество, химическое разложение). Следовательно, количество и качество соответствуют здесь друг другу взаимно и обоюдосторонне. До сих пор еще никогда не удавалось превратить движение внутри отдельного изолированного тела из одной формы в другую. [с. 385]

В общем-то, эти формулировки закона и объяснение его (а также приводимые дальше примеры из различных областей науки) вполне приемлемы. Однако некоторые вещи всерьез смущают. Скажем, смущает, что нет примеров того, как изменение качественного состояния переходит в количественные изменения (то, что обозначено в названии закона словами "и обратно"). Хотя, впрочем, известно что в момент кипения или кристаллизации, т.е. в момент качественного изменения, температура воды не изменяется - подвод тепла, нагрев есть, а температура кипящей воды не меняется. Здесь явно момент качественного изменения влияет на количественные изменения. Или еще: если брать ту же самую воду, то конденсация пара сопровождается выделением энергии, как и кристаллизация льда, т.е. количественным изменением температуры. Но эта сторона явно должна освещаться более систематически, с выделением особенностей переходов при обратимых и необратимых процессах и т.д.

Еще больше смущает, что объяснение случаев изменения форм движения материи (энергии) с точки зрения перехода количества в качество выглядит несколько натянутым (радиоактивность и другие явления сегодня свидетельствуют, что на атомном уровне возможны превращения энергий без внешнего вмешательства, т.е. возможно превращение энергии для одного и "изолированного" тела).

Думается, во многом эти недостатки связаны не только с уровнем развития науки во времена Энгельса, но и с не совсем корректным методическим подходом к законам диалектики. Изложению закона предпослан следующий абзац.

Мы не собираемся здесь писать руководство по диалектике, а желаем только показать, что диалектические законы являются действительными законами развития природы и, значит, имеют силу также и для теоретического естествознания. Мы поэтому не можем входить в детальное рассмотрение вопроса о внутренней связи этих законов между собой. [с. 385]

Вот в этом последнем предложении и кроется, на мой взгляд, источник неточностей. Это для метафизических (вне связи всего всего со всем, вне движения) законов мы можем рассматривать их по отдельности без особого ущерба. Но сам Энгельс в начале отрывка пишет (и очень правильно пишет): "Развить общий характер диалектики как науки о связях в противоположность метафизике" [с. 384]. Не в меньшей, а даже в большей мере и сами законы диалектики непременно необходимо рассматривать в их связи, поскольку они составляют единое и взаимообусловленное целое.

Из трех законов диалектики, приводимых Энгельсом (переход количества в качество, взаимного проникновения противоположностей и отрицания отрицания) центральное место следовало бы отдать именно закону единства и борьбы противоположностей (эта формулировка в некоторых отношениях более удачна, чем использованная Энгельсом). Этот закон можно уточнить следующим образом: связанные (взаимодействующие) вещи выступают во взаимодействии как противоположности, которые в каких-то формах постоянно переходят друг в друга, в других - с задержкой. Следующие законы с одной стороны уточняют механизм этих переходов, с другой - сами являются взаимопереходом противоположностей. 

Закон отрицания отрицания (в названии которого уже содержатся противоположности) уточняет, что переход не может быть односторонним, что одно отрицание, один переход неизбежно сопровождается и сменяется противоположным. А рассматриваемый закон перехода количества в качество и обратно (противоположности опять же отражены уже в названии) показывает, как, при каких условиях одна сторона противоположности "созревает" для перехода в другую (переход рассматривается в какой-то степени "изнутри"). Т.е. рассматривая тот или иной закон диалектики, мы все равно рассматриваем реальный процесс единства и борьбы противоположностей, их переходов друг в друга, только делая акцент на какой-то особенности этих переходов.

Такой подход сразу же лишает основы все рассуждения то об одном, то о двух телах, участвующих в переходах. Взаимодействие (а только в результате взаимодействия можно получить изменение, хоть количественное, хоть качественное) неизбежно составляют две стороны, два объекта. Далее. Энгельс совершенно справедливо пишет, что качественные изменения объекта "могут происходить лишь путем количественного прибавления либо количественного убавления  материи или движения (так называемой энергии)". Но заметим, что движение невозможно без носителя ее - опять же материи, и прибавлять или убавлять движение (энергию) означает изменять количество материи - движущейся материи. Поэтому резонно было бы (во избежание путаницы) говорить в таких случаях о изменении количества только материи - но движущейся материи.

Итак, любое изменение (количественное ли, качественное ли) возможно при взаимодействии двух сторон и происходит это изменение путем добавления или убавления движущейся материи. По идее, здесь в той или иной форме происходит обмен материей между взаимодействующими объектами. И в принципе нужно рассматривать изменение обеих взаимодействующих сторон. Но в ряде случаев (не таких уж малочисленных) мы делаем акцент на рассмотрении изменений лишь одного из объектов, абстрагируясь на время (увы, порой растянутое до бесконечности) от источника изменения количества движущейся материи в рассматриваемом объекте. Такой подход вполне правомерен, тем более если мы рассматриваем особенности действия закона перехода количественных изменений в качественные и обратно. Но оговоримся, что слишком сильное и слишком длительное забвение того факта, что изменение количества материи в одном объекте является результатом взаимодействия его с другим объектом, как правило служит источником немалых ошибок.

  • Отрицание чего-то только тогда правомерно, когда сменяется обратным переходом к отвергнутому. (с) Закон отрицания отрицания.

Для происходящих изменений можно выделить две достаточно разные формы (так сказать, два крайних случая). Любое взаимодействие влияет на внутреннюю структуру, внутренние взаимодействия, реализуется через них (добавим: оно также связано и отражается так или иначе во внешней среде). Однако в ряде случаев мы имеем такое взаимодействие, когда материя при обмене добавляется-убывает в количествах, превышающих некий критический уровень изменения (можно, наверное, даже сказать: "квант изменения") для данного объекта и данных условий. 

Скажем, в химии изменение свойств (качеств) вещества происходит при добавлении либо убавлении атома или группы атомов. Даже если это уже имеющиеся в соединении атомы, свойства таких веществ различаются сильно (Энгельс сравнивает кислород О2 и озон О3, винный спирт C2H6O и амиловый спирт - по сути сивушное масло - C5H12O). Сюда же относятся все случаи, когда идет преобразование более "крупных" форм движения в более "мелкие" (скажем по цепочке: механическое - тепловое - электрическое и т.д. движение). В таких случаях уровень рассмотрения соответствует уровню изменений и мы, по сути, рассматриваем взаимодействие единичных, целых объектов, без углубления в их внутреннее строение. В таких случаях изменение количества вещества при взаимодействии сразу же вызывает качественное изменение объекта или вида движения материи (по крайней мере одной из сторон). Здесь случай, так сказать, одноактного изменения: есть взаимодействие - есть качественное изменение.

Обратить внимание. Суть любого взаимодействия - это переход противоположностей друг в друга (переход, осуществляемый без особых задержек в обоих направлениях, является моментом единства противоположностей, а временно односторонний - моментом борьбы их и, добавим, изменения, развития процесса, если брать его в целом). Это в полной мере относится к описываемой ("одноактной") форме изменений. Однако понять суть, понять механизм таких переходов невозможно, если оставаться только на первоначальном, условно внешнем уровне рассмотрения. Понять происходящие при взаимодействии переходы противоположностей невозможно без углубления в связанные с этим внутренние взаимодействия. Для нашего случая, для поставленной задачи такого углубления как бы не требуется. Но нужно ясно понимать, что и переходы противоположностей (суть диалектики) тогда остаются лишь в подразумеваемой, скрытой форме.

Другая форма изменений - это когда в рассматриваемом объекте количество материи меняется постепенно, порциями меньшими, чем необходимо для качественного изменения. В таких случаях для понимания происходящих изменений необходимо рассмотрение вести уже на более глубоком, внутреннем уровне (т.е. перейти с рассмотрения внешнего к внутреннему). Любое тело состоит из множества однотипных (с внешней точки зрения) элементов (микро-элементов) и, что очень важно, взаимодействующих микро-элементов. Изменение тела (тела в целом) реализуется через изменение взаимодействия множества составляющих его элементов.

Так любое тело состоит из множества взаимно притягивающихся и взаимно отталкивающихся молекул. В таком теле (в определенной форме, на определенном уровне) притягивание все время переходит в отталкивание и наоборот. Что же тогда является качественным переходом?  Мы нагреваем воду, усиливается тепловое движение молекул, но они продолжают притягивать-отталкивать друг друга. И только при некотором КРИТИЧЕСКОМ уровне наступает момент одностороннего перехода: при кипении (испарении) отталкивание (разбег) молекул резко преобладает. Это развитие одной стороны взаимодействия, этот односторонний переход и является моментом качественного изменения (притягивание-отталкивание молекул при этом не исчезает вовсе - иначе мы будем иметь совсем другое вещество - а просто переходит на другой уровень).

Таким образом, можно констатировать, что любое качественное изменение объекта:

а) происходит при добавлении или убавлении  количества движущейся материи в нем;

б) количество материи меняется только при взаимодействии с другим объектом (вариант: выделение другого объекта "из себя" при убывании материи);

в) для каждого качественного изменения необходимо свое критическое количество ("квант") материи определенной формы, при котором изменение реализуется (формы изменения в зависимости от того, поступает нужное количество материи сразу или частями, отличаются друг от друга);

г) качественное изменение возможно и реализуется за счет изменения взаимодействия, взаимопереходов внутренних составляющих;

д)  момент качественного перехода - это момент одностороннего усиления, преобладания одной из сторон во внутреннем взаимодействии (отталкивания над притяжением и т.п.).

Некоторые выводы:

1. Нельзя законы диалектики рассматривать в отрыве друг от друга. Они являются лишь описанием, отражением граней, сторон одного и того же единства - процесса перехода противоположностей друг в друга.

2. Закон перехода количественных изменений в качественные и наоборот особенно актуален для явлений, образующихся множеством однотипных взаимодействий, когда количество материи, необходимой для изменения, меняется постепенно, частями.

Дополнение. Любое взаимодействие (внешнее, так сказать, взаимодействие двух тел) влияет на внутренние составляющие и их связи каждой из сторон, а лучше сказать - реализуется за счет изменения внутреннего состояния, внутреннего взаимодействия. Т.е. во всяком взаимодействии внешнее переходит во внутреннее и наоборот. Этот аспект является необходимой составляющей любого взаимодействия, и эту ось рассмотрения, по-хорошему, необходимо применять для всякого взаимодействия. Таким образом, представляется необходимым учитывать еще один принцип диалектики (еще одну ось рассмотрения взаимодействия), что можно определить как закон перехода внешнего взаимодействия противоположностей во внутреннее и наоборот. Уточнение механизма перехода количественных и качественных изменений друг в друга, приведенное здесь, в общем-то, идет именно по линии введение этой оси рассмотрения.

Май 2005 г.

г. Челябинск

========

От ведущего:

Большое спасибо Виктору Авдевичу за интересную статью!

Мне понравились такие статьи из этой статьи: "...забвение того факта, что изменение количества материи в одном объекте является результатом взаимодействия его с другим объектом, как правило служит источником немалых ошибок".

Также важно перечисление условий (а-д) перехода качественных изменений в количественные. Если в пункте в) говорится о некоем критическом значении, "кванте", при котором происходит качественное изменение (наподобие непонятной "меры" Гегеля), то далее в пункте д) оно раскрывается: "момент качественного перехода - это момент одностороннего усиления, преобладания одной из сторон во внутреннем взаимодействии (отталкивания над притяжением и т.п.)". С таким определением стоит только согласиться.

Также очень важно формулирование закона перехода внешнего взаимодействия противоположностей во внутреннее и наоборот.

Оно пока не прочувствовано мною до конца, но кажется, что за этим кроется нечто особенное!

Надеюсь на дальнейшее обсуждение.

 

 


О книгах Эдуарда Анатольевича Соснина.

Соснин Э.А. Закономерности развития газоразрядных источников спонтанного излучения: руководство для разработчика. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004. - 108 с. - 250 экз.

 Технические системы развиваются по определенным законам, используя которые можно ускорить поиск технических решений при развитии той или иной технологии.

Методологическую базу книги составляют законы эволюции целенаправленных систем (Г.С. Альтшуллер, 1973; В.И. Корогодин, 1991; Б.Л. Злотин, 1989). На их основе анализируется развитие источников спонтанного излучения. Даются рекомендации по созданию, совершенствованию и прогнозированию развития источников света. Все положения иллюстрируются примерами из фотоники и светотехники. Обобщен материал, содержащийся в более чем ста книгах, патентах и статьях.

Книга написана как руководство для разработчиков источников спонтанного излучения. Она адресована научным работникам, инженерам, изучающим и конструирующим источники излучения, а также специалистам по проблемам творчества. Книга также может использоваться студентами университетов в учебных курсах по специальностям "Светотехника и источники света" (180600) и "Оптико-электронные приборы и системы" (190700).

Книга вышла в печать в ноябре 2004 г.

 

Книгу можно заказать у Автора.

E-mail: badik@loi.hcei.tsc.ru

Соснину Эдуарду Анатольевичу

Адрес для переписки: 634055, г. Томск, ул. 30 лет Победы 8, кв. 38

Есть три варианта получения издания:

Вариант 1. Платный: почтовый перевод на сумму 50 руб. по указанному адресу.

Вариант 2. Бесплатный: книга рассылается респонденту, но с условием, что респондент напишет на неё короткую рецензию.

Вариант 3. Бесплатный: обмен книги на другие материалы (статьи, книги, тексты патентов) от респондента по темам "методология творчества", "светотехника", "история науки".

Содержание

Принятые в книге сокращения

Глава 1. Источник спонтанного излучения как работоспособная техническая система

1.1. Элементы ТС ИСИ. Закон полноты частей системы

1.2. Закон энергетической проводимости

1.3. Закон стремления ТС к идеальности

Глава 2. Динамические законы развития ТС ИСИ

2.1. Закон неравномерности развития ТС ИСИ

2.2. Закон согласования-рассогласования ТС ИСИ

2.3. Повышение динамичности и управляемости ТС ИСИ

2.4. Развертывание-свертывание ТС ИСИ и переход к надсистеме

2.5. Этапы развития ТС ИСИ

Глава 3. Приемы устранения противоречий в технике ИСИ

3.1. Принцип дробления

3.2. Принцип вынесения

3.3. Принцип местного качества

3.4. Принцип асимметрии

3.5. Принцип объединения

3.6. Принцип универсальности

3.7. Принцип "матрешки"

3.8. Принцип предварительного антидействия

3.9. Принцип предварительного действия

3.10. Принцип "заранее подложенной подушки"

3.11. Принцип "наоборот"

3.12. Принцип сфероидальности

3.13. Принцип динамичности

3.14. Принцип частичного или избыточного действия

3.15. Принцип перехода в другое измерение

3.16. Принцип использования механических колебаний

3.17. Принцип периодического действия

3.18. Принцип непрерывного полезного действия

3.19. Принцип проскока

3.20. Принцип "обратить вред в пользу"

3.21. Принцип обратной связи

3.22. Принцип "посредника"

3.23. Принцип самообслуживания

3.24. Принцип копирования

3.25. Дешевая недолговечность взамен дорогой долговечности

3.26. Замена механической схемы

3.27. Использование гибких оболочек и тонких пленок

3.28. Применение пористых материалов

3.29. Принцип изменения окраски

3.30. Принцип однородности

3.32. Изменение физико-химического состояния объекта

3.34. Использование теплового расширения

3.35. Принцип применения инертной среды

3.36. Принцип эксипотенциальности

3.37. Принцип применения сильных окислителей

Глава 4. Построение надсистем с участием ИСИ

Литература

 

Соснин Э.А., Пойзнер Б.Н.

Университет как социальное изобретение: рождение, эволюция, неустойчивость. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004. - 184 с.

 

Обоснована интерпретация университета как целенаправленной системы деятельности. Описание и анализ функционирования системы проведены в терминах телеологической теории информации (ТТИ), служащей основой социальной информатики и теории социального конструирования. В контексте ТТИ раскрыта специфика процессов репликации научно-образовательной деятельности университета.

Показано, что история возникновения и развития университетов согласуется с представлениями ТТИ. Предложенный подход позволяет описывать, моделировать, диагностировать состояние университета как эволюционирующей системы и  вырабатывать решения для управления развитием вуза. Выводы авторов находятся в согласии с рядом положений теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Книга адресована руководителям вузов и инновационных структур при вузах; сотрудникам Министерства образования; исследователям, строящим модели социокультурных, экономических, политических, социально-психологических процессов; гуманитариям, занимающимся социальным проектированием; социологам-аналитикам, изучающим процессы управления образованием; преподавателям.

Список литературы: 276 наименований.

 

Книга вышла в печати в марте 2005 г. Книгу можно заказать у Автора.

E-mail: badik@loi.hcei.tsc.ru  Соснину Эдуарду Анатольевичу.

Адрес для переписки: 634055, г. Томск, ул. 30 лет Победы 8, кв. 38.

Есть три варианта получения издания:

Вариант 1. Платный: почтовый перевод на сумму 50 руб. по указанному адресу.

Вариант 2. Бесплатный: книга рассылается респонденту, но с условием, что респондент напишет на неё короткую рецензию.

Вариант 3. Бесплатный: обмен книги на другие материалы (статьи, книги) от респондента по темам «методология творчества», «история науки», «применение методологии ТРИЗ в социальной работе и социальном конструировании».

 

Содержание

 

Часть 1. Структура и компоненты целенаправленной системы деятельности

2. Телеологическое описание систем: базовые понятия

2.1. Преследование цели

2.2. Целенаправленная деятельность и телеологический подход

2.3. Целевое звено

2.4. Оператор целенаправленной деятельности

2.5. Информация - алгоритм построения оператора

2.6. Целенаправленная система и её компоненты

2.7. Свойства информации

2.7.1. Фиксируемость

2.7.2. Инвариантность по отношению к носителям

2.7.3. Бренность

2.7.4. Изменчивость

2.7.5. Транслируемость и мультипликативность

2.7.6. Размножаемость

2.7.7. Действенность

2.7.8. Семантика

2.7.9. Полипотентность

2.7.10. Полезность

2.7.11. Истинность

2.8. Цели информационных систем

2.9. Субординация в мире целенаправленных систем

2.10. Виды информации

3. Кризисы развития ЦСД на примере деятельности университетов

3.1. Условия появления новой системы научной деятельности

3.2. Эволюция университета как пример автогенеза информации

3.2.1. Появление университетов (XII-XIII вв.)

3.2.2. Кризис управления в новых европейских университетах (XIV–XV вв.)

3.2.3. Кризис контроля в европейских университетах (XV-XVII вв.)

3.2.4. Появление исследовательских университетов

3.2.5. Предпринимательский университет (конец XX в.)

4. Закономерность вытеснения человека из целенаправленной системы деятельности (на примере образования)

4.1. Древнегреческая система воспитания / образования: всеприсутствие преподавателя

4.2. Древнегреческая система воспитания / образования: первые признаки вытеснения преподавателя с исполнительского уровня. Софисты и рождение университета

4.3. Вытеснение преподавателя с исполнительского уровня

4.4. Вытеснение преподавателя с уровня управления

4.5. Вытеснение преподавателя с уровня принятия решений

5. Просчёты и ошибки в развитии образовательных систем

6. Обзор приёмов устранения противоречий в целенаправленных

системах образовательной деятельности

Картотека операторов социального конструирования применительно к управлению университетом (КОСКУ/2004)

1. Оператор дробления

2. Оператор вынесения

3. Оператор местного качества, или Принципы социализации

4. Оператор асимметрии

5. Оператор объединения

6. Оператор универсальности

7. Принцип «матрёшки»

8. Операторы предварительного действия и антидействия

9. Оператор «заранее подложенной подушки»

10. Оператор «наоборот»

11. Оператор динамичности

12. Оператор частичного или избыточного действия

13. Оператор «посредник»

14. Оператор самообслуживания

15. Оператор копирования

16. Дешёвая недолговечность взамен дорогой долговечности

17. Замена механической схемы

18. Оператор социальной мимикрии (аналог известного в ТРИЗ

принципа изменения окраски)

19. Оператор однородности

20. Оператор отброски и регенерации частей

21. Изменение «агрегатного» состояния ЦСД

22. Принцип периодического действия

23. Принцип непрерывного полезного действия

24. Оператор проскока

25. Оператор «обратить вред в пользу»

26. Оператор «обратная связь»

Литература

 


 

В письмах, пожалуйста, используйте информативный Subj (чтобы не ушло в корзину со спамом), а также указывайте - "в рассылку" или "ни в коем случае не в рассылку"

До свидания !
С пожеланиями великих свершений,
ведущий - Александр Кондратьев  ancondratyev@peterlink.ru

Рассылка ''Как делать открытия. Приемы решения научных задач''
http://subscribe.ru/catalog/science.natural.triz
Выпуск № 85. 15 июня 2005 г.
Сайт ''Русловые процессы и ТРИЗ'' http://bedload.boom.ru

Рейтинг@Mail.ru

АРХИВ рассылки ''Как делать открытия''



 



Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: science.natural.triz
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное