Астрономия для всех!

Информационный Канал Subscribe.Ru

Астрономия сегодня [Экстренный выпуск], #13 от 2002-06-14
Архив рассылки

Обнаружен аналог Солнечной системы

Не успел я отправить 12-й выпуск рассылки, как из НАСА пришел пресс-релиз, извещающий об обнаружении группой астрономов под руководством Джеффри Марси сразу 13 экстрасолнечных планет. Теперь их общее число достигло перевалило за 90. Причем среди обнаруженных планет есть несколько весьма примечательных, неординарных находок. Например, самая маленькая из открытых на сегодняшний день экзопланет, имеющая массу 15% от массы Юпитера (в 40 раз больше массы Земли), обращающаяся на расстоянии 0,05 а.е. вокруг звезды HD49674 в созвездии Auriga. Однако, наибольший интерес у астрономов вызвало обнаружение планетной системы, строение которой, которая по своему строению больше всех остальных напоминает Солнечную.

Звезда 55 Рака, удаленная от нас на 12,6 пк (41 св. год) имеет звездную величину около 9m и по своим характеристикам очень похожа на Солнце. Она имеет спектральный класс G8V (Солнце - G2V), массу 0,95 солнечной и абсолютную звездную величину 5,95m (Солнце примерно втрое ярче - 4,8m,). Ее возраст такой же как у Солнца – около 5 млрд лет. Первая планета, обнаруженная у этой звезды еще в 1996 году, находится на расстоянии 0,115 а.е. от звезды, то есть ближе нашего Меркурия, имеет массу немного меньше массы Юпитера и обращается вокруг звезды за 14,653 суток. Не очень похоже на Солнечную систему. Однако две вновь обнаруженные планеты существенно меняют дело. Одна из них имеет массу 3,5-5 масс Юпитера и обращается по орбите радиусом 5,5 а.е. (Юпитер - 5,2 а.е.) с периодом 13 лет (Юпитер - 11,86 года). Наконец, третья планета, в 4-5 раз уступающая по массе Юпитеру находится между двумя упомянутыми выше и обращается по орбите радиусом 0,24 а.е. с периодом 44,28 суток.

Сравнение системы 55 Рака с Солнечной системой

Важная особенность системы - малые эксцентриситеты орбит, лежащие в интервале от 0,02 до 0,34, то есть орбиты планет, подобно тому, как это имеет место в Солнечной системе, довольно близки к круговым. Рисунок наглядно демонстрирует сравнение системы 55 Рака и Солнечной системы. Конечно, о точном совпадении речи не идет. Однако, среди всех обнаруженных планетных систем, эта больше других похожа на нашу собственную.

Открытие внешней планеты у звезды 55 Рака стало завершением 15-летних исследований, проводившихся на 3-метровом рефлектор Ликской обсерватории. Авторы открытия сообщают, что три обнаруженные планеты не объясняют полностью все наблюдаемые допплеровские колебания в спектре звезды. Возможно, они объясняются наличием планеты с массой, близкой к массе Сатурна и радиусом орбиты около 0,24 а.е. Для решения этого вопроса требуется продолжать наблюдения за системой.

Детальная информация о системе 55 Рака представлена на странице http://exoplanets.org/esp/55cnc/55cnc.shtml. Немного странно, правда, то, что данные, содержащиеся в таблице на сайте, немного отличаются от тех, что сообщаются в пресс-релизе. Например, для дальней планеты на сайте указан период 5360 суток (14,6 года), что вполне соответствует приводимому там же графику.

Допплеровское смещение линий звезды 55 Рака под действием внешней планеты

Кстати в полном списке вновь открытых планет на странице http://exoplanets.org/20613.html приводятся характеристик не 15 планет, а не 13, как указано в пресс-релизе НАСА. Дать вразумительное объяснение этим расхождениям я не могу - в качестве источника информации указывается одна та же группа, даты публикации различаются на два дня. Скорее всего, речь просто идет о небрежности технических работников, готовивших пресс-релиз. Ни не исключено и то, что приводимые в нем данные, были преднамеренно немного скорректированы (в пределах погрешности) с тем, чтобы создать впечатление большего подобия Солнечной системе. Впрочем, это не более домыслы. Я отправил соответствующий вопрос Джеффри Марси, и надеюсь получить уточнения.

Полный список вновь открытых планет с характеристиками приведен на странице http://exoplanets.org/20613.html.

Искренне надеюсь, что не слишком утомил подписчиков, отправив два выпуска рассылки подряд.

Жду ваших откликов,
Александр Сергеев (algen@mail.ru)
Юношеская Астрономическая Школа (ЮАШ, Санкт-Петербург)
Астрономическая картинка дня

© Александр Сергеев, 2001-2002.
Все права на материалы, опубликованные в рассылке "Астрономия сегодня" (в т.ч. сообщения, подготовленные "по материалам" других источников) принадлежат автору, если иное не указано явным образом. Любое воспроизведение материалов в печати или в Интернете возможно только по согласованию с автором. Автор готов предоставить варианты сообщений, адаптированные для СМИ различного профиля. Без согласования с автором допускается некоммерческое использование материалов в клубной работе, образовательных и научных целях, при условии указания ссылки на источник в форме: "Астрономия сегодня", astronomytoday.da.ru.