Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

тезисы...

к докладу Игоря Артюхова...

На седьмой международный философско-культурологический конгресс
ДИНАМИКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ:
ПОИСК ОПТИМАЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

Трансгуманизм в России: исторические корни и современное состояние
(тезисы доклада)
Несомненным предшественником современного трансгуманизма является философия
русского космизма (Н. Ф. Фёдоров, В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, А. Л.
Чижевский, А. П. Сухово-Кобылин, П. И. Бахметьев, В. Ф. Купревич и др.). В свою
очередь, в качестве предшественников русского космизма можно рассматривать А.
Н. Радищева (достаточно вспомнить его трактат <О человеке, его смертности и бессмертии>)
и В. Ф. Одоевского (роман <4338 год>). Как продолжение русского космизма следует
рассматривать возникшее в 20-е годы ХХ века литературное движение биокосмистов-имморталистов
(А. Святогор (А. Ф. Агиенко), А. Б. Ярославский); близкие мысли высказывал и
В. Маяковский (<А я совершенно убеждён, что смерти не будет. Будут воскрешать
мёртвых>).

Большинство последователей русского космизма были физически уничтожены в 30-е
- 40-е годы. Однако идеи, восходящие к их взглядам обретают новую жизнь во Франции
в виде учения о ноосфере, сформулированного Э. Леруа и П. Тейяр де Шарденом под
влиянием лекций, прочитанных В. Вернадским в 1922-23 годы в Сорбонне.

Среди современных трансгуманистов на Западе далеко не все знают о русском космизме
и его влиянии на трансгуманизм. В качестве идейных предшественников рассматриваются,
в основном, мыслители 20-х - 50-х годов - биолог Дж. Б. С. Холдейн, физик Дж.
Д. Бернал и др., хотя роль Тейяр де Шардена хорошо осознаётся. Термин <трансгуманизм>
был впервые введён в 1957 г. биологом Джулианом Хаксли.

Тем не менее, осознание роли русского космизма присутствует. Так, один из идейных
отцов трансгуманизма, автор книг <Перспективы бессмертия> и <От человека к сверхчеловеку>
Р. Эттингер в предисловии к изданию первой из этих книг на русском языке прямо
упоминает философию общего дела Н. Фёдорова, а на интернет-сайте европейской
крионической организации <Cryonics Europe> размещаются случайно выбираемые цитаты
Фёдорова.

Для того, кто знаком как с русским космизмом, так и с современным трансгуманизмом,
преемственность между ними несомненна. Уже у Фёдорова мы находим положения о
необходимости направленной дальнейшей эволюции человека, борьбе со старением
и смертью, обживании новых сред обитания, освоении космоса, проектах планетарных
масштабов - всём том, что составляет сущность взглядов трансгуманистов. Фёдоров
предлагал восстанавливать человеческие существа, собирая их из мельчайших частиц
материи. Это можно рассматривать как первое предложение того, что сейчас называют
нанотехнологией, и что составляет основную надежду современных трансгуманистов
- в XIX веке, когда само существование атомов ещё было гипотезой, которую принимали
далеко не все учёные!

Вообще, среди западных трансгуманистов весьма заметное место занимают выходцы
из России и бывшего СССР. Одним из виднейших идеологов современного трансгуманизма
был скончавшийся в 2000 году футуролог и специалист по искусственному интеллекту
А. Численко. Сейчас на Западе живут биофизики Ю. Пичугин и М. Соловьёв - известные
специалисты в области крионики, сторонники иммортализма и трансгуманизма в целом.
В. Турчин - автор знаменитой книги <Феномен науки: Кибернетический подход к эволюции>
и сооснователь проекта Principia Cybernetica. А. Болонкин - российский учёный,
ныне живущий в США и работающий на НАСА. Даже упомянутый выше Р. Эттингер по
материнской линии происходит из России.

В современной России присутствуют как бы несколько взаимодействующих слоёв
носителей идей этого круга. Во-первых, это участники так называемого Фёдоровского
движения - С. Г. Семёнова, А. Г. Гачева, В. П. Васильев, Б. Г. Режабек и др.
В этой среде значительное внимание уделяется религиозным аспектам взглядов Н.
Ф. Фёдорова. К ним примыкают и несколько групп, ориентирующихся на парапсихологию,
<эзотерику>, восточные мистические практики и т. д. - круг идей, не имеющих решительно
никакого отношения к наследию Фёдорова, Циолковского и Вернадского.

Особенно необходимо отметить крупного современного философа И. В. Вишева, развивающего
научный иммортализм - важнейшую составную часть современного трансгуманизма.

Второй слой - те современные российские имморталисты и трансгуманисты, которые
пришли к своим идеям независимо от наследия русского космизма. Как правило, это
представители естественных наук. Среди них можно упомянуть Я. И. Корчмарюка который,
развивая взгляды российских учёных Н. М.Амосова, В. М. Глушкова, Э. М. Куссуля
и, особенно, теорию функциональных систем П. К. Анохина сформулировал свою сеттлеретику
- <новую междисциплинарную науку> о переселении личности на новые физические
носители (похожие предложения высказывает упомянутый выше А. Болонкин). К этой
группе относятся Э. И. Минскер, автор имморталистической <Программы-50> и А.
В. Карнаухов, автор близкой программы <Жизнь навсегда>.

Крупнейшей группой российских трансгуманистов является Российское трансгуманистическое
движение (Д. А, Рязанов, И. В. Вишев, Д. А. Медведев, И. С. Алмазов, А. Н. Гордеев,
А. А. Ерёмин, И. В. Артюхов и др.) Она существует в виде интернет-сообщества,
сложившегося вокруг сайтов transhumanism.ru и bessmertie.ru.
--
Дискуссионный лист сайта Bessmertie.Ru

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Написать в лист: mailto:science.news.bessmertie-list@subscribe.ru
Отписаться: mailto:science.news.bessmertie--unsub@subscribe.ru

http://subscribe.ru/ mailto:ask@subscribe.ru

Ответить   Fri, 4 Jun 2004 13:15:46 +0600 (#161770)