Новости от сайта chemworld.narod.ru

Новости от сайта chemworld.narod.ru

Информационный Канал Subscribe.Ru

Вы читаете очередной выпуск рассылки от химического сайта www.chemworld.narod.ru

Новости от chemworld.narod.ru: выпуск #18

С Днем победы!

Внимание!
В связи с подготовкой автора рассылки к вступительным экзаменам в университет, возможны задержки в обновлении сайта и выпуске рассылки. Приношу извинения за возможные неудобства, в т.ч. и за возможные технические недочеты

Грибанов Василий

Химический календарь - Май. Родились:

• Луи-Жак Тенар (4.V. 1777 - 20.VI. 1857) - исследователь катализа
  • Вальтер Гемпель (5.V. 1851 - 1.XII. 1916) - известный "неорганик"
  • Юстус Либих (12.V. 1803 - 18.IV. 1873) - автор теории о питании растений
  • Альберт Эйнштейн (14.V. 1879 - 18.IV. 1955) - автор теории относительности
  • Луи-Никола Воклен (16.V. 1763 - 14.XI. 1829) - открыл хром и бериллий
  • Ларс-Фредерик Нильсон (27.V. 1840 - 14.V. 1899) - открыл элемент скандий

Как всегда, на сайте выложены самые последние химические новости

На Марсе найдены горные породы необычного состава

В целом же, состав Bounce Rock сильно напоминает состав нескольких десятков обнаруженных на Земле метеоритов, которые, как считается, имеют марсианское происхождение. В частности, изучение найденных в 1865 году в Индии и в 1979 году в Антарктике метеоритных осколков показало, что заключенный внутри них в пузырьках газ по составу близок к составу атмосферы Красной планеты. Предполагается, что эти "марсианские" камни, как и Bounce Rock, были выбиты с поверхности Марса астероидами и затем, по воле случая, оказались на Земле.

Пластиковая электроника не боится воды

Учёные создали токопроводящий пластик, который можно распылять на стены, чтобы создавать светящиеся дисплеи. От прежних образчиков так называемой органической электроники новый материал отличается нерастворимостью в воде. Впрочем, о создании серьёзной альтернативы кремниевым микросхемам исследователи из осторожности пока не заявляют.

Пластмасса "Олиготрон" (Oligotron) создана американской компанией TDA Research по контракту с американским Национальным фондом науки (NSF). "До "Олиготрона" лучшим выбором основы для разнообразной органической электроники, такой как органические светодиоды, был растворимый в воде Pedot (полиэтилендиокситиофен)", - пояснил Брайен Эллиотт (Brian Elliott), главный исследователь TDA Research. Естественно, это качество затрудняет изготовление на основе Pedot электронных устройств и сокращает их срок службы.

Вообще, жидкие полимеры, которые легко залить в любую форму, словно бутылку для газировки, или разбрызгать на какую-либо основу, а потом придать получившемуся материалу твёрдость - были бы очень полезными для электроники. Если бы удалось придавать молекулярным цепочкам нужные электрические свойства. Однако до создания полноценных гибких и не боящихся воды чипов без всякого кремния - ещё далеко. Впрочем, неизвестно, насколько. Собственно, новый вариант проводящего пластика, созданный недавно в США, это серьёзная модификация того же Pedot.

Учёным удалось добавить к его электропроводному ядру две специальные молекулы, не проводящие ток. При этом, к удивлению учёных, добавленные молекулы-изоляторы не лишили полимер электропроводных способностей.

Зато растворителями для нового материала оказались вполне удобные для технологов пропиленкарбонат, ацетон и нитрометан.

Учёные особо подчёркивают, что к молекулам "Олиготрона" можно "подключать" дальнейшие "окончания", придающее полимеру новые свойства. Например, подсоединение фоточувствительных молекул может привести к созданию новых фотоэлектрических батарей.

TDA Research закончило только первую фазу работы. Теперь компании предстоит продемонстрировать варианты модификации своего полимера и технологии изготовления на его основе различных электронных устройств. Первые опыты показывают, по какому пути здесь можно пойти. "Олиготрон" делается нерастворимым после облучения ультрафиолетом. При смешивании с растворителем этот пластик можно напылить на любую поверхность, проэкспонировать через теневую маску и получить любую схему. Как вариант: печать схемы струйным принтером с последующим отвержением ультрафиолетовым облучением.

Во время публичной демонстрации возможности полимера "Олиготрон" равномерно нанесли на стеклянную подложку и положили сверху маску с вырезанными буквами NSF (National Science Foundation - Национальный фонд науки). После экспозиции "бутерброда" в ультрафиолетовом свете лишний пластик был смыт растворителем, а на стекле осталась электропроводная надпись. Авторы полимера предлагают его образцы коллегам из других лабораторий и призывают всех желающих экспериментировать с добавками к цепочке, дабы выявить все возможные свойства, которые можно придать "Олиготрону".

Подводные роботы доказали "железную гипотезу"

Три подводных робота-исследователя Carbon Explorer, созданные в Национальной лаборатории Лоуренса Беркли (Lawrence Berkeley National Laboratory), за время своей работы с января по февраль 2002 года собрали доказательства для так называемой "железной гипотезы". Эта гипотеза гласит: небольшое количество железа является питательным веществом для водных растений, благодаря ему они удаляют больше углекислого газа из атмосферы, тем самым, компенсируя ущерб парникового эффекта. Роботы несколько раз в день могут спускаться на глубину до одного километра, измеряя концентрацию частиц органического углерода и отслеживая его движение. Исследование, проведённое с помощью Carbon Explorer, показало, что в водах, богатых нитратами, при существенном недостатке силиката рост планктона не только не ограничивается, а наоборот - четырёхкратно возрастает.

Этот эксперимент по проверке железной гипотезы был первым, но далеко не последним. "Результаты работы Carbon Explorer показали, что мы можем использовать автономных исследователей для изучения многих физических, химических и биологических процессов в мировых океанах", - сообщил океанограф Джим Бишоп (Jim Bishop).

Микробы, питающиеся ржавчиной, - просто чудо

Они дышат ржавчиной, очищают загрязненные грунтовые воды, вырабатывают электричество и, возможно, даже прячут ключи к происхождению жизни. Все это - об одном семействе микроскопических существ - геобактериях.

Дерек Лавли, микробиолог из университета Массачусетса : "Иногда мы думаем, что совершили последнее из больших открытий, но тут же всплывает что-нибудь еще", - поделился этот. Обмен веществ у этих организмов совершенно уникален - они используют металлы для извлечения энергии из пищи, точно так же, как люди - кислород.

В 1987 году Лавли нашел бактерию Geobacter metallreducens в насыщенной железом грязи близ реки Потомак. За 17 лет, прошедших после этого открытия, он и его помощники нашли более тридцати других представителей этого семейства, расшифровали геномы нескольких из них и написали о них множество работ. Одно из последних открытий связано с одним из видов семейства, которое может вырабатывать электричество и очищать грунтовые воды от урана.

В начале своей научной карьеры Лавли хорошо знал, что микроорганизмы могут обитать в условиях недостатка кислорода, перерабатывая, скажем, как сульфаты или метан. Если они способны на такое, предположил исследователь, то почему бы им не быть способными питаться, скажем, железом? Именно в поиске ответа на этот вопрос Лавли в 1987 году исследовал богатую этим металлом грязь. Взяв пробы, Лавли поместил их в пробирки, добавил немного ацетата - любимой пищи микроорганизмов - и стал ждать. В конце концов он заметил маленькие черные минералы, накапливающиеся на дне рядом с оранжевым оксидом железа (его в обиходе называют ржавчиной). Когда ученый поднес к пробирке магнит, черные минералы потянулись к нему - и это стало доказательством того, что найденные в грязи микроорганизмы перерабатывают железо. Geobacter metallreducens вырабатывают энергию, передавая электроны ржавчине. Но в результате этого ржавчина превращается в магнетит.

Магнетит - источник большей части магнитного материала, отложенного на Земле около двух миллиардов лет назад. Поэтому Лавли предположил, что именно микроорганизмы могли быть источником большинства ранних отложений магнетита.

Со времени обнаружения Geobacter metallreducens Лавли и его коллеги пыталиются понять, как можно использовать преимущества этого уникального обмена веществ. Предлагались разные способы - от очистки грунтовых вод до выработки электроэнергии.

Наши источники: alhimik.ru, membrana.ru, scientific.ru, "Известия Науки", журнал "Эксперт", РИА "НОВОСТИ", Phys.Web

Новое на сайте:

• Книга нобелевского лауреата Джеймса УОТСОНА "История двойной спирали"
  • ФЕДОРОВ Максим: Что такое химия: списал на контрольной, списал на проверочной - вот и всё!
  • М.М.ЛЕВИЦКИЙ: "Гуманитарная" химия