Новости от сайта chemworld.narod.ru

Новости от сайта chemworld.narod.ru

Информационный Канал Subscribe.Ru

Уважаемые подписчики рассылки "Электронный журнал МИР ХИМИИ"! Напоминаем, что с февраля наша рассылка будет выходить только по одному алресу, по причине объединения двух рассылок. По этому убедительно просим Вас перерегистрироваться и оформить подписку только на "Рассылку от сайта chemworld.narod.ru". Приносим свои извинения за предоставленные неудобства. /Редакция/

Новости от chemworld.narod.ru #2 (45)

В этом выпуске
  • Химический календарь
    Рассказываем о памятных датах в мире химии и физики, которые будут отмечатся в ближайшие дни.
  • Химические новости
    В Японии в Исследовательском институте ядерного синтеза в ходе опытов установлен новый мировой рекорд по продолжительности удержания плазмы в экспериментальных условиях // Брент Иверсон и его коллеги из университета Техаса проводят успешные опыты по выращиванию кристаллов полупроводников внутри бактерий // С начала января 2005 года любители кофе получат новый продукт - саморазогревающуюся банку, которая предоставит им горячий напиток в любом месте и в любое время. И никакого электричества, никаких батареек не потребуется.
  • Чрезвычайное происшествие
    "В воскресенье, 26 декабря мир содрогнулся от очередной катострофы. Я говорю очередной, потому что в последние годы природа щедро "одаривает" нас катаклизмами: достаточно вспомнить обвал в Кармадонском ущелье (где погиб Сергей Бодров-мл.), жуткие наводнения в Европе позапрошлым летом и сильнейшую же засуху прошлым. И это не считая чудовищных лесных пожаров и регулярных землетрясений. Но в этот раз тряхануло действительно сильно!!!"
  • Что пишут
    Электронная печать как всегда полна интересными публикациями. Мы познакомим Вас с некоторыми из них.
  • Интервью
    Сейсмолог Владимир Кособоков обсуждает и разъясняет аспекты трагедии в Южной Азии в эфире радиостанции "Эхо Москвы"
    химический календарь

Памятные даты этой недели

• День рождения известного физика Исаака Ньютона (4.01. 1643 - 31.3. 1727), который кроме всего прочего, занимался химическими экспериментами. По одной из версии причиной смерти Ньютона стало ртутное отравление.
  • День рождения немецкого химика Эйльхарда Мичерлиха (7.01. 1794 - 28.08. 1863), первооткрывателя таких явлений, как изоморфизм и полиморфизм. Кроме того Мичерлих приложил руку к исследованию бензола и ввёл в аналитическую химию перманганатометрический метод химического анализа.
    химические новости // последнее

Химические новости

Поставлен новый рекорд по времени удержанию плазмы

В Японии в Исследовательском институте ядерного синтеза в префектуре Гифу в ходе опытов установлен новый мировой рекорд по продолжительности удержания плазмы в экспериментальных условиях.

31 минута 45 секунд - в течение этого периода при температуре около 20 млн.градусов атомы водорода и гелия пребывали виде плазмы. По продолжительности реакции это достижение перекрывает предыдущий рекорд, установленный французскими исследователями в 2002 году, в пять раз, а температуру японским ученым удалось понизить в два раза. Также утверждается что, кроме повышения продолжительности термоядерной реакции и снижения температуры, им также удалось на треть увеличить количество вырабатываемой тепловой энергии, сообщает ИТАР ТАСС.

Кишечная палочка выращивает кристаллы

Брент Иверсон (Brent Iverson) и его коллеги из университета Техаса (University of Texas at Austin) проводят успешные опыты по выращиванию кристаллов полупроводников внутри бактерий. Бактерии могли бы, в конечном счёте, использоваться, чтобы производить устройства типа транзисторов или светодиодов, с размерами в несколькими нанометров. В свою очередь, крошечные светодиоды могут быть использованы в составе оптических компьютеров, обрабатывающих сигналы быстрее обычных.

В своих экспериментах авторы исследования задействовали бактерию Escherichia coli, она же - кишечная палочка. Они поместили культуры этих бактерий в раствор хлорида кадмия и добавили туда сульфид натрия.

Бактерии "выкачивали" из раствора ионы, которые, реагируя между собой, создавали кристаллики полупроводника - сульфида кадмия. Каждая бактерия синтезировала 10 тысяч кристаллов с поперечником 2-5 нанометров. Для целей построения компьютеров потребовались бы кристаллы несколько большего размера. Потому сейчас исследователи пытаются выяснить, какие именно факторы определяют размер кристаллов, синтезируемых кишечной палочкой.

Ранее другие учёные проводили похожие опыты по выращиванию кристаллов внутри растительных клеток и дрожжей, но Иверсон считает, что бактерии, в конце концов, окажутся эффективнее. Его цель - генетически спроектировать такую бактерию, которая быстро и качественно выращивала бы полупроводниковые кристаллы с размером, предусмотренным "техзаданием".

Банка кофе разогревает себя негашёной известью

Выпускает Hillside Self-Heating Coffee американская компания OnTech, которая также известна своими саморазогревающимися контейнерами для еды. Стоит только удалить защитную плёнку, нажать кнопку в торце банки, и её содержимое нагреется до 63 градусов Цельсия. Займёт нагрев три минуты, а горячим напиток останется минут тридцать. Кофе будет выпускаться в четырёх разновидностях (ароматах): "Карамель", "Двойной выстрел", "Французская ваниль" и "Мокко".

Авторы идеи полагают, что самонагревающийся кофе найдёт широкий спрос не только на улицах, но и в отелях. Компания заключила соглашение с рядом фирм, работающих в сфере гостиничного сервиса. Не нужно идти в кафе, не нужно ждать, пока горячий кофе приготовят гостиничные служащие. Просто нужно взять банку с журнального столика и нажать кнопку. Отметим, что для подобного рода устройств можно использовать и другие вещества, например, пересыщенный раствор тиосульфата натрия: при встряхивании такого раствора начинается кристаллизация, которая сопроваждается значительным тепловым эффектом.

Химики уверяют: на Марсе есть вода

Обследующие поверхность Красной планеты американские марсоходы не устают преподносить сюрпризы. Во время последней экспедиции в кратер Гусева аппарат Spirit нашел минерал, который мог сформироваться только в присутствии воды. Об этом сообщил вчера доктор Гестар Клингельхефер, возглавляющий в NASA группу по изучению марсианских минералов.

По словам Клингельхефера, Spirit удалось обнаружить гетит. Минерал этот, названный в честь поэта Гете, является водным окислом железа. Его химическая формула - FeO(OH). Без воды, которая может присутствовать в жидком, твердом или газообразном состоянии, его формирование невозможно.

Ведущий специалист NASA по исследованию Марса Стивен Сквайрс пояснил вчера: "Гетит - это вид железной руды. На Земле подобное соединение чаще всего встречается в ржавчине. Гетит действительно содержит частицы воды - без нее он бы просто не образовался. Так что это, пожалуй, самое весомое доказательство наличия воды на Марсе".

Ранее на другой стороне планеты ровер-близнец Spirit, марсоход Opportunity, нашел минерал ярозит, который также может служить доказательством того, что в геологическом прошлом на Красной планете была вода. Однако ряд ученых поставили этот постулат под сомнение, указывая на то, что ярозит может сформироваться как в присутствии воды, так и в отсутствие оной.

Впрочем, после того как специалисты NASA продемонстрировали последние снимки Красной планеты, на которых ясно видны туман и облака, число скептиков явно поубавилось.

"То, что на Марсе есть вода, мы знали давно, - пояснил обозревателю "НИ" заведующий лабораторией космической гамма-спектроскопии Института космических исследований РАН доктор физико-математических наук Игорь Митрофанов. - Полярная шапка Марса состоит изо льда. Кристаллики льда встречаются в облаках, которые были замечены на Красной планете еще в XIX веке. Сконструированный нами прибор HEND обнаружил водяной лед под поверхностью Марса. Сомнений в том, что несколько миллиардов лет назад Марс был теплым и влажным, сейчас практически не осталось. А вот по поводу его дальнейшей судьбы мнения ученых разделились. Одни считают, что в ходе какого-то вселенского катаклизма климат на Марсе испортился безвозвратно. Другие полагают, что колебания климата носят циклический характер и связаны с изменением наклона оси вращения Марса. Сухой период на Красной планете сменяется влажным, и наоборот. А значит, не исключено, что через несколько десятков миллионов лет на Марсе опять станет тепло и пойдут дожди". Последние открытия ученых дали новый толчок дискуссии о возможности жизни на Марсе. И действительно, одним из условий возникновения и существования всего живого является вода. В настоящее время все большее число ученых полагают, что природные условия раннего Марса были схожи с природными условиями молодой Земли. А значит, жизнь на Красной планете могла возникнуть и начать развиваться. Даже последовавшие катаклизмы вряд ли могли ее погубить.

"Бактерии и другие микроорганизмы прекрасно приспосабливаются к самым экстремальным условиям окружающей среды. Антарктида, чьи природные условия весьма схожи с марсианскими, заселена бактериями. Не исключено, что похожие формы жизни существуют и на Марсе, - полагает доктор Митрофанов. - Но вот шансы встретить там "братьев по разуму" практически равны нулю. В своем развитии жизнь проходит множество этапов, до неузнаваемости меняющих облик планеты: в атмосфере появляется кислород, формируются известняки. Ничего этого на Марсе, к сожалению, не найдено".

В подготовке выпуска использовались материалы сайтов: Мембрана.Ру, Алхимик.Ру, Известия-наука, Newsru.com

что пишут // обзор интернет-прессы

О пользе алкоголя так своевременно пишет Wall Street Journal, перевод статьи публикует сайт Inopressa.ru. Мужчины, которые потребляют две порции алкоголя в день, и женщины, которые употребляют одну порцию, живут дольше - утвержается в статье, а умеренное употребление алкоголя может защитить от сердечно-сосудистых заболеваний, оно снижает вероятность возникновения сахарного диабета второго типа. Но прежде чем пуститься по все тяжкие сегодня ночью, имейте в виду, что для здоровья лучше пить всю неделю каждый день по одному стакану, чем выпить все это спиртное в один присест. подробнее...

"Кто-то включил воду, и море начало наполняться" - так называется статья "Известий", посвящённая событиям в Южной Азии. Данные о числе жертв росли как снежный ком. Так, утром понедельника (27.12.04) сообщалось о 14 тысячах, днем - о 18 тысячах, вечером - уже о 23 тысячах погибших. Жертвами стали жители девяти стран, а также приезжие туристы из других государств. На момент подписания этого номера в печать было известно почти о 24 тысячах погибших. подробнее...

Как сообщает сайт Мембрана.Ру, команда инженеров, гонщиков и просто энтузиастов "Британский паровой автомобильный вызов" (British Steam Car Challenge) строит "Вдохновение" (Inspiration), чтобы побить рекорд скорости для автомобилей с паровым приводом. Любопытно, рекорд скорости для паровых автомобилей держится с 1906 года. Тогда в США гонщик Фред Марриот (Fred Marriott) показал скорость 205,44 километра в час на паровом автомобиле, построенном братьями Стэнли (Stanley). подробнее...

чрезвычайное происшествие

"Был спокойный солнечный день, температура уже ранним утром превышала 30 градусов, Андаманское море было спокойный и теплым, будто озеро. Я увидел волну с пляжа: единственная волна, как тщательно приглаженная складка на море, которая занимала весь горизонт и беззвучно двигалась к берегу. Вода на пляже отступила, когда волна приблизилась. Ее высота была, наверное, 3 или четыре метра в момент, когда она сломалась и начала перекатываться с громким ревом менее чем в 20 метрах от пляжа" - воспоминания потерпевшего публикует газета Frankfurter Rundschau. На самом деле в районах близких к эпицентру землетрясения высота волн достигала 20 метров! Причём в момент образования волна "раскатана": её длинна 200-300 метров, высота 10-15 метров. По мере приближения к берегу её длинна сокращается, а высота, соответственно, увеличивается. Кстати, эпицентр землетрясения, слава Богу, находился не так уж близко к суше - посреди индийского океана. Но именно поэтому землятресение сило 9 баллов по шкале Рихтера обернулось цунами - гораздо более разрушительным чем само землятресение.

По последним данным в ходе катастрофы погибли 150 тыс. человек, часть из них смыло в море. "На улице плавает все - холодильники, перевернутые машины, лежаки, столы из ресторанов, мотоциклы, все, что можно себе представить", - говорит владелец отеля Михаэльсон, добавляя, что его гостиница понесла огромный ущерб. Экономикам и без того не благополучных стран был и ещё будет нанесён значительный ущерб.

А специалисты-сейсмологи предрекают, что отголоски землетрясения будут доходить в течении 1-2 лет. Но и это не самое страшное. Цунами такой силы влияет даже на расположение оси, вокруг которой вращается наша Земля. Это может показаться невероятным, если подумать о размерах и массе нашей планеты, но, как поясняет Энцо Бош, директор Национального института геофизики и вулканологии Италии, если происходят такие катастрофические явления, значит, в основе лежит значительное смещение масс на глубине. По предварительным расчётам, длина разлома земной коры в индийском океане состаляет 600 км. А индонезийский остров Суматра, у берегов которого находился эпицентр воскресного землетрясения, сдвинулся примерно на 30 метров в юго-западном направлении.

По данным Главного сейсмологического управления КНР, сила подземных толчков землетрясения и последовавшего за ним цунами позволяет отнести его к пятерке сильнейших на планете с 1900 года и делает его сильнейшим с 1964 года, когда мощнейший подземный толчок произошел на Аляске. Биологи , в свою очередь, также не утешают: огромной волной смыты представители мелкой фауны, начиная от насекомых и заканчивая моллюсками. "Лишь через 40-50 лет ситуация может нормализоваться, – отмечает Патрицио Джулини из Университета Падуи, – принимая во внимание также то, что растительный мир развивается в этих районах более быстрыми темпами. Кроме того, придется дождаться дождей, которые отмоют почву от морской соли, принесенной волной и затрудняющей развитие растений. Первыми возродятся кокосовые пальмы, ведь их плоды могут прорастать, даже путешествуя по морю. Они будут первыми и создадут условия для появления других видов растений".

Грибанов Василий

интервью

Сейсмолог Владимир Кособоков в эфире "Эхо Москвы"

С. БУНТМАН – Продолжаем тему вчерашнего стихийного бедствия кошмарного. У нас в гостях Владимир Кособоков, ведущий научный сотрудник Международного института теории прогноза землетрясений и математической геофизики РАН. Самый часто встречающийся вопрос сейчас тот, который задает Сергей Смирнов: "Почему сейсмологи не предупредили население заранее, хотя для этого у них было более часа?" Вообще возможно ли такое?

В. КОСОБОКОВ - Да. Что касается конкретно вчерашнего события, оно было исключительное, в истории сейсмологии таких землетрясений за прошлое столетие зарегистрировано не более пяти. Наиболее известное Чилийское землетрясение 1960-го года, Аляскинское землетрясение 1964-го года. То, что произошло вчера, сопоставимо с трагедией 1952 года на Камчатке и Курильских островах. К сожалению, мы должны сказать о том факте, что это звучит очень странно, что в Индийском океане не существует региональной системы оповещения о цунами. То, что отработано, работает в Тихом океане, когда предупреждения сообщаются в региональные центры буквально на следующую минуту после сильного землетрясения, этого не произошло, правильнее сказать, что Тихоокеанские центры пытались связаться с кем-то, но безуспешно. Поэтому тогда волна пришла к побережью, а это действительно происходило через 45 и более часа времени после собственно, основного толчка.

С. БУНТМАН – Эпицентр был примерно около Суматры.

В. КОСОБОКОВ - Да, тут нужно еще про эпицентр специально сказать, вот прошло более 45 минут, эпицентр это точка…

С. БУНТМАН – Точка на поверхности океана в данном случае.

В. КОСОБОКОВ - Да. Сейсмологи уже вчера сообщили, что точечное приближение для этого землетрясения не годится. И ученые в геологической службе США используют сейчас модель, аппроксимирующий очаг землетрясения 25 точками. На каждую из которых приходится порядка двух сотен километров. Произошел разрыв земной коры протяженностью более тысячи, скорее всего 1300 км, понятно, вспарывание такого разрыва не могло быть мгновенным, тем более была какая-то динамика, о которой сейчас судить еще рано. Механизм землетрясения был взбросовый, то есть когда одно крыло разлома задирается относительно другого. И это типичный пример цунамигенного землетрясения, землетрясения, которое порождает цунами. При таком масштабе события следовало ожидать очень сильного цунами по всему побережью Восточной части Индийского океана, что мы собственно и наблюдали. Опять же сошлюсь на отсутствие информации о величине цунами, померенной учеными, но согласно тем наблюдениям, которые имеются, по-видимому, высота цунами достигала величины более 10 метров.

С. БУНТМАН – Говорили от 5 до 20. Где 5, где 20. Вообще это тяжело, конечно, на глазок определить.

В. КОСОБОКОВ - Да, для этого и существуют по побережью станции цунами в Тихом океане, где измеряются цунами от значительно более слабых землетрясений. И, конечно, это трагическое стечение обстоятельств, уникальность событий, большая протяженность, взбросовый характер, - они привели к тем последствиям, которые мы сегодня наблюдаем.

С. БУНТМАН – Скажите, а в Тихом океане международное соглашение действует между очень серьезными странами и теми, у которых есть территории заморские, как у Франции, например? Австралия, Япония.

В. КОСОБОКОВ - Эта традиция еще живет, по-видимому, с первых международных проектов, которые реально возникали в 60-е годы, то есть со времен Советского Союза. Станции цунами, сотрудники которых принимают такие сообщения и передают их в администрацию, это хорошо отработанная традиция.

С. БУНТМАН – То есть 40 лет уже это существует фактически. Скажите, возможно ли повторение в ближайшее время, просто Ольга Васильевна, у нее билет на Таиланд. Как-то можно это понять?

В. КОСОБОКОВ – Нет, Ольге Васильевне я бы, конечно, рекомендовал воздержаться от поездки, потому что в любом случае отдых в зоне стихийного бедствия, по-видимому, вряд ли будет…

С. БУНТМАН – Да и потом даже если не повторится, то последствия того, что уже произошло, ликвидироваться будут довольно долго.

В. КОСОБОКОВ - А в отношении того, что повторится, такое событие вряд ли повторится, но повторные толчки продолжаются, в Обнинске к утру сегодняшнего дня зарегистрировали более 40 повторных толчков с магнитудами выше 5, среди них больше десятка с магнитудами выше 6 через 4 часа после основного толчка…

С. БУНТМАН – Основной был сколько?

В. КОСОБОКОВ - Основной в точном приближении он оценивался как 8,2, а такой более адекватный, интегральная оценка дает значение 9, что выводит это событие на четвертое место среди всех зарегистрированных землетрясений в мире за последнее столетие.

С. БУНТМАН – "Попадает ли в зону стихийного бедствия курорт Гоа?", - Николай.

В. КОСОБОКОВ - Если этот курорт находится в восточной части Индийского океана, то, безусловно, да.

С. БУНТМАН – Я единственное, что хотел попросить наших слушателей, мы вам сообщаем то, что есть и в агентствах и то, что нам передают и корреспонденты и разные СМИ, как, насколько пострадали различные места на побережье Индийского океана. Давайте мы не будем говорить "наверное, если там есть". Мы не будем этого говорить. Потому что мы тем самым можем сказать вам что-то не то, не соответствующее действительности. А вот другое дело, что нет системы оповещения в Индийском океане, почему-то не сделали, насколько возможно прогнозировать долговременно такие вещи? Вы сказали, что если динамика, что это за динамика, это в течение нескольких часов, суток, лет?

В. КОСОБОКОВ - Если бы у нас было очень много времени, мы могли бы говорить о тектонических движениях, и столкновении Индостана с Евразией, это классический пример коллизии континентальных плит, в этой ситуации мы должны были сказать, что район землетрясения это такая периферия своего рода. Ближайший кусочек рельса, по которому Индостан заехал в Евразию. Если говорить о долгосрочных прогнозах, то есть прогнозах на годы, то существует методология, с помощью которой среднесрочные прогнозы ведутся. И статистика эксперимента, который был поставлен в нашем институте совместно с американскими коллегами из геологической службы, показывает, что такие прогнозы достоверны. Что это означает? – это означает, что в пределах Тихоокеанского пояса, а с начала нового тысячелетия мониторинг ведется глобальный, каждые полгода мы очерчиваем те районы, где возможны события с магнитудой больше 8 и событий, где возможны землетрясения с магнитудой больше 7,5.

С. БУНТМАН – Но это только Тихий океан?

В. КОСОБОКОВ - Не только. Это все места на земном шаре, где данных регистрируемых землетрясений достаточно для надежного описания происходящего в области исследований. Область исследований по своим размерам пропорциональна очагу землетрясения.

С. БУНТМАН – Вы сказали, где есть достоверные данные. Наличие данных связано с чем? То есть вы не сами ведете наблюдения, а чем вы пользуетесь?

В. КОСОБОКОВ - Мы пользуемся данными мировой сети. И геологическая служба имеет мировой каталог землетрясений, он пополняется в реальном времени. И он становится полным по прохождении недели или двух. Для среднесрочных прогнозов на годы, а в последнее время для прогнозов, перешедших в разряд нескольких месяцев, ближе к году все-таки, вот эта информация оказывается достаточной, для того чтобы каким-то образом указать районы, где происходит активизация и где возникновение сильного землетрясения более вероятно.

С. БУНТМАН – Скажите, по этому землетрясению были ли какие-то звонки, что называется?

В. КОСОБОКОВ – По этому землетрясению звонки были. И один из таких звонков засчитан в плюс в нашем эксперименте, это было землетрясение в июне 2000 года на юге острова Суматра. Это землетрясение произошло в пределах области, которая простиралась практически на всю протяженность острова Суматра от эпицентра землетрясения 2000 года до эпицентра землетрясения 26 декабря 2004 года. Но должен сказать, что вчерашнее землетрясение не предсказано по двум обстоятельствам. Во-первых, оно выше по магнитуде, то есть его размер несоизмерим, он значительно больше, чем те размеры событий, которые мы ожидали в рамках мониторинга, и, во-вторых, это действительно уникальное событие, мы не имели никакого опыта, для того чтобы переносить критерии, разработанные для более слабых землетрясений на такие катастрофы.

С. БУНТМАН – Спасибо, Валерий, что вы напоминаете, что Гоа находится на западном побережье, но все-таки там вода одна. Так что мы будем здесь везде аккуратными, того, чего не знаем, говорить просто не будем. Хорошо, плохо, пострадали, не пострадали, говорить не будем. С другой стороны есть сведения, что в каком-то ослабленном виде докатилось до восточного побережья Африки.

В. КОСОБОКОВ - Океан он большой, поэтому… Одно из наблюдений, сейсмическая волна, понятно, несколько раз обежала земной шар, ученые Гарварда, для того, чтобы рассчитать энергию этого землетрясения, пользовались записью продолжительностью 9 часов. По результатам обработки этих записей им удалось довольно адекватно оценить масштаб событий, его энергию, размеры и моделировать очаг.

С. БУНТМАН – Марина говорит: "Прошу рассказать, за сколько минут произошло это землетрясение?"

В. КОСОБОКОВ - Боюсь, что здесь с одной стороны у меня недостаточно данных, для того чтобы точно ответить. С другой стороны есть технические характеристики, время полупериода для тензора момента…

С. БУНТМАН – О, боже мой. Да, сейчас мы утонем с вами просто, извините за сравнение.

В. КОСОБОКОВ - Речь идет о минутах, безусловно.

С. БУНТМАН – Скажите, пожалуйста, понятно, что здесь можно будет сделать очень серьезные выводы научные, какие можно было бы сделать практические выводы? Понятно, что всего избежать нельзя на свете, от всего застраховаться, но каким-то образом можно достичь иного уровня безопасности для людей, предупреждения такой опасности?

В. КОСОБОКОВ - Мне кажется, что в мире сейчас растет понимание того, что бороться с опасностями лучше на этапе предупреждения. Затрачивая значительно меньшие средства на профилактические мероприятия, на создание региональной сети оповещения о цунами, создания региональных центров обучения населения элементарным правилам поведения в сейсмоактивных районах. За счет этих простых и в общем дешевых мер по оценкам ЮНЕСКО можно сократить ущерб, потери в несколько раз. Я думаю, что в этом ключе, то есть ключе обучения населения, есть много резервов. Кроме того, безусловно, в качестве предупреждающих мер возможны учения подразделений типа гражданской обороны, возможно резервирование специальных средств, необходимых в случае катастрофы. И когда речь идет о глобальном масштабе, тут возможны какие-то перемещения просто финансирования из одного района в другой.

С. БУНТМАН – Здесь есть несколько сложных моментов и парадоксальных. Потому что да, то, о чем вы говорите это правильно, но, во-первых, нужно было странам Индийского океана осознать, что у них это возможно, это первое. А второе, что это есть еще боязнь, что такая вещь как оповещение, правила поведения в сейсмоопасной зоне только развивающийся сейчас туризм в Индийском океане может очень сильно подрубить. И страны, которые бедные достаточно, которые только этим и живут, они боятся себе навредить в перспективе. Вот еще в чем дело.

В. КОСОБОКОВ - Мне здесь трудно возразить. Могу только добавить, что действительно землетрясения локально происходят очень редко, то есть на жизни человека сильное землетрясение может и не произойти, хотя его дедушка или внуки испытают катастрофы. В этом и состоит идея такого глобального обмена знаниями и глобального мониторинга опасностей, связанных с сейсмическими катастрофами.

С. БУНТМАН – Да, нужна, конечно, система оповещения, может быть даже навязанная многим странам теми организациями, членами которых они являются. И сейчас может быть региональный вывод будет очень серьезный, должен быть сделан странами бассейна Индийского океана. Еще был вопрос. Оказались не готовы к этой трагедии. Доводятся ли до туриндустрии научные разработки по прогнозированию? Запрашивают ли ваши сведения?

В. КОСОБОКОВ - Понятно, что такие частные запросы возникают. Но должен сразу предупредить, что вообще теории прогноза землетрясений, вообще работы по прогнозу землетрясений систематические и обеспеченные научными данными ведутся, пожалуй, последние три декады. То есть лет 30 максимум. До этого были всплески ожиданий от появляющихся новых приборов, которые казалось, помогут раскрыть загадку возникновения землетрясений, но реальных систематических изучений было очень немного.

С. БУНТМАН – Ну что же, спасибо большое. Вывод самый первый, который мы делаем из вчерашней трагедии, что, прежде всего пока не научится с точностью прогнозировать человечество в том или ином регионе, нужно научиться быстро реагировать как при пожаре. Точно так же как при других стихийных бедствиях. Спасибо, Владимир, ведущий научный сотрудник Международного института теории прогноза землетрясений и математической геофизики РАН.
    Рассылка подготовлена сайтом chemworld.narod.ru. Вся последняя информация о мире химии, интересные статьи, публикации и обзоры - на этом сайте. Гостевая книга сайта - здесь.
    Задать вопрос и высказать мнение можно главному редактору сайта Грибанову Василию по электронной почте: gribanov@lenta.ru