Тайны и открытия

Тайны и открытия Выпуск № 31 Новости и 'Об атипичной пневмонии'

Информационный Канал Subscribe.Ru

ТАЙНЫ И ОТКРЫТИЯ Выпуск No 31
21-27 апреля 2003 г.
Рассылка о новых открытиях, достижениях, сенсационных теориях

Здравствуйте!

Черви погрязли в разврате, мозг мечется в разные стороны, метеорит хорошо припрятал свои осколки. А пустыня Сахара -- любопытных туристов. Хочется верить, что сейчас они (если до сих пор не найдены) разглядывают в сахарских туннелях рисунки неизвестных богов и читают книжки инопланетян (по предположениям уфологов, именно в этих неизвестно для чего прорытых лабиринтах нахальные пришельцы устроили себе библиотеку), а не томятся в плену у террористов.
И еще один каприз биологии. Ученые шутят: "Как будто Бог сказал: да пожалуйста, клонируйте коров и овец. Но не прикасайтесь к человеку". Последние работы с обезьянами доказывают: людей клонировать нельзя. По крайней мере при нынешних знаниях клетки. Что-что там компания "Клонэйд" про четырех младенцев говорила?

Клонировать человека ужасно
Ледник разоблачили из космоса
Геномы готовы
Радиация делает червей кроликами
Клыкастый бог старше на тысячу лет
Витимский болид был!
Почему затылку больнее
Туристы спрятались в туннелях?
Почему больше нельзя здороваться носами
Открытые письма

Клонировать человека ужасно

Доктор Джеральд Шаттен из университета Пенсильвании занимался клонированием резус-макак по известной технологии: ядро взрослой соматической клетки помещается в яйцеклетку, освобожденную от генетического материала. Эмбрионы на ранней стадии получались нормальные. Но стоило им чуть подрасти -- и добро пожаловать в "галерею ужасов". В клетках возникал генетический хаос, хромосомы распределялись случайно: в одной оказывалось больше, чем нужно, в другой -- вообще ничего, в третьей -- дикие их комбинации. И так 716 раз, у 716 эмбрионов макак.

Дело в том, что, как выяснил Шаттен, в клетках обезьян отсутствует пара белков, которые управляют процессом распределения хромосом по делящимся клеткам. В то время как у коров и мышей, к примеру, есть даже "лишние" копии таких белков.
Остается пробовать другие технологии клонирования. Но до первой "искусственной" макаки и хэнд-мэйд человека -- все равно как до Луны.

Ледник разоблачили из космоса

Что делать жителям городка Хуарас, если воду из местного озера Палкакоха не удастся откачать насосами или увести в прорытые каналы? Городку с 60-тысячным населением угрожает смертельная опасность. И это удалось узнать благодаря снимку из космоса!

Огромная трещина видна на фотографии, сделанной со спутника, на крупном леднике в Перуанских Андах. Ученые НАСА определили: если ледник расколется, то огромная глыба льда упадет в озеро Палкакоха, и вода затопит всю долину Рио-Санта и расположенный в ней городок Хуарас меньше чем за 15 минут.

Власти Перу должны сопоставить данные космического снимка с показаниями наземных приборов. И срочно принимать меры, привлекая международную помощь.
В 1941-м в подобном наводнении погибли 7000 жителей Хуараса.

Геномы готовы

Все, расшифровали. Человеческий геном прибыл на конечную станцию на два года раньше, чем планировалось по расписанию. 3% неучтенных генов, которые оставались в 2000-м году, сегодня вычислены и записаны. Правда, до круглой сотни процентов все равно не добрались -- остались "кусочки", расшифровать которые пока слишком дорого.
Вот окончательные расплывчатые цифры: каждый из нас носит в себе около 2,9 миллиардов базовых пар ДНК и от 30 до 40 тысяч генов.

Теперь у ученых есть шанс изучить все, что мы унаследовали от предков. Но как перейти от знания генов к умению управлять ими -- неразрешимая задача. Еще меньше мы разбираемся в том, как действуют белки. Если геномике уже 13 лет (эта наука, изучающая структуру и функции генов, считается, родилась в 1990-м, когда был начат проект "геном человека"), то протеомика, наука о белках, -- еще просто в пеленках.

И еще одна новость о расшифровке. В Канаде (а затем и в европейских лабораториях) полностью расписали геном атипичной пневмонии. Выяснили, что часть этого вируса идентична вирусу, вызывающему бронхиты у птиц, другая часть похожа на коровий короновирус (он же приводит к гепатиту у мышей). Но есть в возбудителе пневмонии и такие цепочки, которых нет ни у одного из известных короновирусов. Так что какой именно зверь принес в Китай заразу, вопрос. По последним предположениям, это кошки, которых китайцы ели.

Радиация делает червей кроликами

Чернобыльская катастрофа случилась 17 лет назад, но даже черви до сих пор в шоке. Украинские биологи Геннадий Поликарпов и Виктория Цыцугина сравнивали поведение водяных червей двух видов в паре озер недалеко от Чернобыля.

Условия обитания в водоемах похожи -- с той лишь разницей, что одно из озер получило дозу радиации в 20 раз большую, чем другое. И облученные черви, гермафродиты от природы, вдруг начали искать себе партнеров. В озере, не подвергшемся радиации, количество червей вида Nais pardalis с "сексуальными отклонениями" составило всего 5%, в то время как в радиоактивной воде друг с другом начали совокупляться примерно 22% особей. У червей Nais pseudobutsa -- 10% к 23%.
Возможно, таким способом черви пытаются защититься от радиации, увеличивая для своих генов шансы на выживание.

Клыкастый бог старше на тысячу лет

Клыки, вывернутые ступни и посох в руке -- да, это действительно он, самый популярный бог народа инков, "бог с посохом". Осколок горшка (из окаменевшей тыквы) с изображением бога стал одной из самых значительных археологических находок последнего времени: ведь это единственное пока свидетельство, что религия древнего южноамериканского народа процветала 4000 лет назад (на 1000 лет раньше, чем думали ученые). Возраст рисунка подтвердили методом углеродного анализа.

Два бесценных обломка нашли в долине реки Патавилка в Перу, в 200 км от Лимы. Когда-то на этом месте располагалось древнее кладбище, которое разграбили в наше время. Благодаря воришкам кусочки горшка и оказались на поверхности.

Во времена, когда была нарисована богиня с посохом (2600-2000 гг. до н.э.), эта долина была густонаселенным местом. Сохранились пирамиды, постройки, но почти никаких скульптур, изображений на камне или посуды. Известно, что инки украшали ткани, но до нас дошли лишь несколько выцветших лоскутов.

"Бога с посохом" ученые узнали сразу: с его изображениями европейцы встретились еще в XVI веке. Само существование таких религиозных символов говорит о высокой степени развития цивилизации -- более примитивным культурам хватает шаманов.

Витимский болид был!

Ночь с 25 на 26 сентября 2002 г. 58 гр. 21 мин. северной долготы и 113 гр. 46 мин. восточной долготы. Высота над Землей -- 30 км. Сегодня ученые не сомневаются, что в этой точке неподалеку от Иркутска взорвался метеорит.

Экспедиция ученых из Института солнечно-земной физики Сибирского отделения РАН, возглавляемая Сергеем Язовым, вернулась с новыми данными. На лыжах и снегоходах ученые добрались до места падения метеорита (высота -- около 1000 м над уровнем моря) и взяли образцы снега, в котором надеются найти кусочки внеземного металла.

Метеорит называют Витимским -- по имени реки, на левый берег которого он упал. О том, что он действительно был, говорят десятки свидетелей и необычные следы на деревьях в месте падения: такие сколы не могли сделать ни ветер, ни дятел. Зимняя экспедиция не первая, осенью прошлого года ученые уже были здесь по свежим следам. А летом надеются совершить международный поход.

Почему затылку больнее

Тот, кто ударился головой, обычно получает два ушиба: в месте, которым ударился, -- и в прямо противоположной точке головы. Почему, всегда объясняли так: мозг получает "тумак" там, где череп соприкасается с препятствием, а потом, качнувшись в другую сторону, ударяется о череп в точке напротив. Но почему тогда в тыловой стороне повреждения оказываются серьезнее?

Тайну битья головой помогла разгадать своему папе-неврологу школьница из Огайо. Она построила модель, в которой прозрачный сосуд был заполнен жидкостью, плотность которой совпадала с плотностью цереброспинальной жидкости (ликвора). Роль мозга исполнял шарик с солевым раствором с более низкой, чем у этой жидкости, плотностью, как мозгу и положено. Шарик был прикреплен к основанию сосуда.
Камера фиксировала положение шарика и жидкости при ударе сосуда о стену.

Оказалось: во время неожиданного удара, если человек находится в движении, более плотный ликвор по инерции устремляется вперед, а мозг движется назад и ударяется о заднюю стенку черепа. А потом возвращается, и на переднюю стенку приходится более мягкий удар.

Если же во время удара голова человека неподвижна (например, его бьют палкой), нет такой резкой смены направления движения, и сотрясения мозга спереди и сзади примерно одинаковы.
Таким образом, сравнивая удары противоположных частей мозга, можно различить, что это: результат собственного битья головой о стену или нападения чьей-то дубинки.

Туристы спрятались в туннелях?

Больше тысячи алжирских солдат и полицейских, австрийские сыщики, пять немецких агентов по борьбе с терроризмом разыскивают три десятка пропавших в Алжире туристов. Два вертолета и самолет каждый день совершают по 3-4 поисковых рейса, но пока напрасно.

15 немцев (из них четыре женщины), 10 австрийцев, 4 швейцарца, 1 датчанин и 1 швед бесследно исчезли в алжирских песках. Они входили в семь разных групп, которые отправились в Сахару сами по себе, кто на джипах, кто на мотоциклах, видимо, собираясь посетить район древнейших захоронений на юге Алжира. Большинство этих людей (возраст туристов -- от 19 до 64) никто не видел с 21 февраля.

Куда же пропали туристы? Есть несколько версий. Во-первых, они могли просто потеряться в пустыне, простирающейся на 7700 кв. км. Во-вторых, их могли похитить контрабандисты, перевозящие оружие, или торговцы наркотиками, которых в Алжире немерено. (В 1992 в стране произошел военный переворот, и с тех пор там продолжаются беспорядки.) И, в-третьих, что самое вероятное, они могли попасть в руки исламских экстремистов. Еще одно предположение: туристы затерялись в загадочных туннелях под пустыней Сахара, которые якобы вырублены в скальной породе древними цивилизациями и тянутся на тысячи километров.
Алжирское правительство считает, что европейцы сами виноваты, что уехали в пустыню без гидов и не рассказали местным властям о своих маршрутах.

В рассылке использованы материалы сайтов:

Архивы предыдущих выпусков лежат здесь:

Почему больше нельзя здороваться носами

Смерть родилась в курятнике?
Болезнь настолько новая, что даже название ее еще не устоялось. Быть может, ее станут называть по аналогии со СПИДом -- САРС (что по-русски ТОРС -- тяжелый острый респираторный синдром). А может, так и останется китайской пневмонией. Все зависит от того, сколько жертв она соберет в свою копилку.

Пневмония и правда китайская. Отсчет ведут с 1 ноября 2002 года, когда в южной провинции Гуандун появились первые больные (Китай какое-то время молчал об этом, но, когда вирус полетел в другие страны, пообещал честно рассказывать обо всех случаях новых заражений).

Сейчас в провинции находятся укутанные в маски представители Всемирной организации здравоохранения: пытаются выкопать корни заразы. По одним предположениям, все началось в курятниках; первыми жертвами стали повара, продавцы домашней птицы и крестьяне. По другим - вирус приехал в Китай с какими-то животными. А по последним, инфекция, возможно, перемещалась на тараканах и крысах. А по самым последним - в кошках, которых китайцы не брезгуют включать в меню.

Но настоящими "птицами", на чьих крыльях болезнь полетела по миру, стали пассажирские самолеты. Так что теперь никто из путешественников в Азию не удивляется, что их здоровьем так интересуются спецслужбы каждого аэропорта.

САРС решил сменить хозяина
От человека к человеку вирус перескакивает с мокротой -- больше всех рискуют медперсонал и близкие. Возможно, он передается также воздушно-капельным и водным путем. Проникая в том числе через кондиционеры, как это случилось в одной из больниц Ханоя, с общей системой вентиляции.

Симптомы САРСа почти не отличимы от гриппа: температура выше 38, общее недомогание, головная боль, потеря аппетита, боль в горле, иногда сыпь, диарея. Чуть позже возникает сухой кашель, затрудненное дыхание. Инкубационный период -- 2-7 дней (иногда до 10).

Одним из первых врачей, выявивших болезнь, стал итальянец Карло Урбани, 46-летний сотрудник ВОЗ, работавший в Ханое. Он заразился от своего пациента, американского бизнесмена. 29 марта Урбани скончался. Благодаря работе врача удалось идентифицировать и изолировать многих больных.

Ученые долго не могли сказать, что именно вызывает инфекцию. Возможно, как и в случае со СПИДом, этот возбудитель существовал давно в каких-нибудь обезьянах, но вот решил поменять хозяина. Другой вариант -- это недавняя мутация. (Не исключен, кстати, и факт применения биологического оружия.)

И вот наконец на прошлой неделе в Канаде, самой пострадавшей от САРС западной стране (а затем и в европейских лабораториях), полностью расписали геном атипичной пневмонии. Выяснили, что часть этого вируса идентична вирусу, вызывающему бронхиты у птиц, другая часть похожа на коровий короновирус (группа этих вирусов названа так потому, что в микроскоп у них можно разглядеть подобие "короны"), который встречается у больных пневмонией животных.

Но есть в возбудителе пневмонии и такие цепочки, которых нет ни у одного из известных короновирусов. Что бы это ни было, эффективного лекарства пока не найдено (по данным на сегодня, болезнь смертельна в 4% случаев).

Неэффективного тоже. Больные пьют обычные противовирусные препараты. В Гонконге, правда, считают, что хорошо помогает переливание больным плазмы крови пациентов, уже перенесших инфекцию. Так удалось спасти 20 человек, находившихся в критическом состоянии.

Билеты лучше сдать
Прогноз
29 марта ВОЗ выступила с первым за последние 10 лет международным предупреждением об опасности для путешественников (в 1993-м это предупреждение касалось туберкулеза).
Не стоит ездить в Китай, Гонконг, Вьетнам или Сингапур. А если уж этого не миновать, 10 дней после поездки вы должны присматриваться к себе.

Что нас ждет? Все будет зависеть от того, примет ли САРС характер планетарной эпидемии. И сколько до этого осталось. Над проблемой работают лаборатории всего мира.
У нас в стране исследованиями вируса занимаются в двух НИИ Петербурга: Институте вирусологии имени Пастера и Институте гриппа РАМН. В России пока нет ни одного больного (хотя "подозреваемые" были), но от мировой чумы не убережешься... Хотя специальный штаб в Минздраве контролирует ситуацию якобы на всех уровнях: от поликлиник до аэропортов.

Маори, не тритесь носами
Истерический голос эпидемии
В результате нашествия вирусов...
...В Гонконге отложен кинофестиваль азиатских фильмов.
...Власти США предлагают оплатить перелет домой всем своим дипломатам, включая сотрудников посольства, которые находятся в Китае.
...Украинская республиканская партия "Собор" и фракция Блока Юлии  Тимошенко требуют посадить на карантин Кучму, который до 3 апреля находился в поездке по странам Азии.
...Закрыто сингапурское отделение компании "Motorola": одна из сотрудниц заболела САРС.
...Отложены первые два отборочных азиатских тура футбольных матчей перед Олимпиадой-2004.
...В Гонгонге закрыт на карантин высотный жилой комплекс. Заболели больше 200 человек, живущих в нем.
...Сняты с рейса 155 человек, летевших из Нью-Йорка в Сингапур. Среди них был заболевший врач. Карантин объявлен и для 200 пассажиров рейса Токио - Сан-Хосе. На борту было четверо с симптомами.
...В Азии закрыты многие школы.
...В Таиланде всех туристов из "опасных" стран обязали носить маски. За нарушение -- 6 месяцев тюрьмы и штраф.
...В Гонконге больные помещены в специальные карантинные зоны на окраине города. А в городе - паника, жители скупают консервы и воду. Почему-то именно в Гонконге пневмонию переносят тяжелее всего, из 734 заболевших 17 умерли.
...В Новой Зеландии приказ Минздрава запретил аборигенам тереться носами: а ведь без этой формы приветствия в стране не обходилась ни одна конференция.
...В Швейцарии 350 торговцев из Китая, Гонконга, Вьетнама и Сингапура отстранили от участия во Всемирной выставке-ярмарке часов и ювелирных изделий.
...В Канаде двоих зараженных подвергли суду, чтобы заставить соблюдать изоляцию.
...В Малайзии не принимают на работу тех, кто живет в "пораженных городах".
...В некоторых странах власти устанавливают камеры видеонаблюдения в квартирах людей, находящихся на карантине (и что они, интересно, хотят увидеть?).
...Авиакомпании, туристические фирмы, гостиницы несут убытки. Прощайте, азиатские путешествия!

Официальные данные ВОЗ на 16 апреля
Вьетнам -- 63/5
Всего -- 3293/159

Татьяна АЛЕШИНА

Открытые письма

Довольно интересные были в этот раз письма. Сразу скажу, что никто не собирался, публикуя статью об эволюции, зарубить великого Дарвина, как бы ни хотелось этого автору одного из писем. А была это очередная гипотеза, высказанная в журнале Nexus (к вопросу о ссылке), июль-август 2002. Судя по числу отзывов, тема "Откуда я взялся" по-прежнему в числе самых актуальных.
Читайте, присылайте свои впечатления. И не забудьте потренироваться с пяткой!

Да, еще вот ссылочку прислали, как вертящийся благодаря нам в гробу Нострадамус войну в Ираке предсказал... http://www.utro.ru/articles/20030325084534136086.shtml

Выпуск № 27 "Об одомашнивании животных"
С удовольствием и постоянно читаю вашу рассылку (хотя иногда и не сразу).
К сожалению, не могу отослать к первоисточнику (никогда не знаешь наперед, какой из них понадобится...).
По поводу гепардов -- я слышал, что вся существующая популяция гепардов произошла от пятидесяти животных, и поэтому генетически у них очень небольшой разброс по всей современной популяции. Почему их осталось только пятьдесят и как получена эта цифра (50, а не 48, например), я не знаю.
По поводу одомашнивания.
Работы в разных частях света ведутся, по крайней мере, с ХIХ века (это на научной основе). А без "научной" основы эта работа ведется все время, буквально.
И отсутствие "современных" одомашненных животных в современной экономике и человеческой жизни объясняются скорее экономическими причинами.
Животные, которые подвергались одомашниванию за этот период:
1. В ХIХ веке и начале ХХ проведена работа по одомашниванию африканского слона, по-моему, в Конго (то, что его нельзя одомашнить, оказалось вымыслом). Большая часть популяции была уничтожена во время I мировой войны и последующих местных войн. Эти работы возобновлены в конце 80-х годов, в настоящее время существует небольшое стадо домашних африканских слонов при заповедниках.
2. В 50-х, 60-х годах ХХ века проведена искусственная селекция на звероферме в СССР (какая-то звероферма в европейской части страны). Песцов и лисиц отбирали по признаку доброго отношения к человеку. За несколько поколений получены натуральные "комнатные шавки", у которых и в мыслях нет кусаться, царапаться, а только ластиться к человеку и выпрашивать корм. Но, с коммерческой точки зрения, они были полностью непригодны -- по окрасу получалась разномастная дворняга с разноцветными пятнами...
Можно еще приводить примеры -- те же дельфины (только они оказались гораздо тупее, чем ожидалось), страусы (самая бурно развивающаяся отрасль сельского хозяйства в России), мангусты против змей и змеи против грызунов и т.д. и т.п.
Были, конечно же, и неудачи -- зебры под седлами никак не хотят скакать. Да и неплохо было бы выращивать вместо свиньи бегемота, но не получается (а может, стимулов маловато?).
С уважением, Потапов

Выпуски № 25 (открытые письма, "О культурных растениях"), № 27 "Об одомашнивании животных"
Хочу написать по нескольким последним выпускам рассылки
1. Это скорее Дмитрию про его ответ о Леонардо да Винчи. Да, Дмитрий, человек, который так писал о Леонардо да Винчи, по мнению многих (например, Набокова), был глубоко бездуховным. Это небезызвестный Фрейд. Правда, по мнению ряда других (например, Сальвадора Дали), он был, наоборот, человеком высокодуховным. Одно непонятно -- когда я читал вышеупомянутого автора, он писал о скрытом садизме. Может, переписал с тех пор.
2. По поводу домашних растений. Спасибо! В статье приведена очень ценная информация -- что все культурные растения полиплоидны. Вообще-то, в этом и вся разгадка, как мне кажется. Полиплодие встречается у всех живых существ, имеющих клеточное ядро. Высшие (после червя) животные с этим не живут. Растения -- живут. И размножаются, причем становятся урожайнее. Но слабее... Думаю, за 2-3 тысячи лет найти несколько полиплоидных экземпляров, которые могли бы оплодотворять друг друга, не так уж невозможно. Кроме того, у растений ведь возможно и вегетативное размножение. Я не специалист и не могу сказать, пригодны ли в пищу зерна ДИплоидной ржи или проса. Но, во-первых, бывают и природные, по крайней мере, ТРИплоиды. А во-вторых, недавно читал довольно неплохо обоснованную гипотезу о том, что культивировать злаки (в Старом свете) стали из-за пива. А вот уж как додумались делать оное -- это действительно загадка. Случайно его сварить действительно нельзя. Но к происхождению культурных растений это отношения не имеет. И из современного ячменя случайно пива не сваришь.
3. По поводу домашних животных. Антропологи, работавшие в Калахари, ВИДЕЛИ, как тамошние люди (бушмены, кажется) уговаривали диких козюлек дать пососать молоко. Согласитесь, от этого до одомашнивания недалеко. Мы эти (как и многие другие) способности утеряли. И, видимо, навсегда, т.к. утеряли и способность учиться не по книгам. Правда, есть надежда, что кто-то создаст робота-андроида, способного УЧИТЬСЯ.. И, может, тот и научится чему у первобытных.
Сюда же
3.1. Скрещивание никакого отношения к выведению новых пород не имеет. Все гибриды потом расходятся на исходные формы. Только отбор!
3.2. Про гепарда, насколько я знаю, это только гипотеза. В любом случае хотелось бы ссылку.
3.3. Кошки, например, сами пришли к человеку. Такой симбиоз наблюдали первые европейцы в Америке. Только с пумами. Может, и собаки так же?
3.4. Не понял, почему страусы на страусиных формах -- это не начало одомашнивания? Или крупные хищники в цирках? Они ведь размножаются. И человека не трогают обычно. А эксцессы -- так ведь неолитяне не были так патологически трусливы, как мы. Да и потом, мы ведь тоже в большинстве не склонны сломать все автомобили. А для них домашнее животное тоже было другом, новой возможностью, проявлением силы и источником свободы...
4. Екатерина II практически ВСЕ платья надевала (по крайней мере, на людях) только один раз. Такой тогда у царей был обычай.
С уважением, rvm

Выпуск № 28 "Об эволюции-3"
По поводу нашего родства с приматами.
По-моему, наиболее простой способ опровергнуть или подтвердить Дарвина -- получить "метисов": человек-обезьяна и обезьяна-человек. Если полученные помеси будут еще и способны к продлению рода -- прав Дарвин, не получится ничего от скрещивания -- увы или ура -- кому что больше нравится.
Кстати. Лет так 10 назад в каких-то журналах писали о женщине, вынашивающей шимпанзе. По ТВ ночью (и всего один раз, этот сюжет и целиком почти никто из моих знакомых не видел) как-то показывали эту женщину, даже показали обезьяненка, которого она родила. Может, проясните ситуацию: интересно же знать: "Кто МЫ и Как появились"! Даже если и в результате генетических экспериментов пришельцев, тогда где эти пришельцы, почему они нас бросили (или НЕ БРОСИЛИ и наблюдают, как морских подопытных свинок), откуда появились сами пришельцы?!!! И не считайте меня святотатцем.
С уважением, Юлия

Да, действительно, с точки зрения человека, не знакомого с теорией Дарвина и генетикой (либо молекулярной биологией), кажется совсем нереальным, что человек произошел от обезьяны. Собственно, даже мое последнее утверждение неверно: человек не произошел от обезьяны, говорят более дипломатично -- человек и примат, вероятно, имели общих предков. Теперь по существу.
Нельзя приводить их сравнение как довод против теории эволюции. Ведь точно доказано, что даже небольшие изменения ДНК ведут к колоссальным радикальным изменениям его продукта. Кроме того, нетрудно заметить положительную обратную связь между мутациями (а ведь они-то есть двигатели эволюции) и способностью организма к мутациям. Допустим, возникла брешь в системе репарации ДНК, отсюда получается, что эта самая ДНК становится менее устойчивой к новым мутациям, то есть частота их возрастает... Отсюда и непропорциональный рост скорости эволюции.
Возможно, что та утраченная пара хромосом, о которых вспоминает автор статьи, и содержала информацию о надежных ферментах защиты ДНК, именно поэтому человек совершил свой рывок. Правда, должен признать, что, исходя из подобных рассуждений, очевидно, что он его еще не завершил и еще далеко не известно, как он будет выглядеть через такие "малые" в эволюционных размерах сроки, как 1000 лет...
А., студент, который занимается математическим моделированием мутаций ДНК

Здравствуйте.
Сейчас уже часто слышна гипотеза происхождения человека от "земноводных" обезьян -- обитателей камышовых плавней (оттуда, кстати, и кошка -- наша классическая, окуневой раскраски, и утка, и буйвол, бык, корова)...
Напомню вкратце: нос человека развернут ноздрями вниз -- "по потоку", и значительная часть людей до сих пор умеет плотно закрывать нос верхней губой; отсутствие волос на теле и значительный (замещающий) слой подкожного жира; плоская стопа; прижатые уши; ну и там по мелочи: положительная плавучесть тела, подвижность головы, высокая  чувствительность кожи по всему телу (вы не пробовали слушать музыку пяткой, погруженной в ванну, -- попробуйте, при некоем навыке -- начнете понимать синхронисток...)
В результате современный человек может плавать (спортсмены как показатель) не хуже речных земноводных животных (выдра там...), до морских не дотягивает, но они и не земноводные, на суше они -- живое мясо...
А бегать, например, человек так толком и не научился... Понятное дело -- истинно "камышовые" обезьяны не пережили холодов ледникового периода. А по поводу отсутствия их палеоостанков -- места уж больно неудобные для поисков. Скорее всего, это или дно нынешних озер, или по-прежнему тростниковые джунгли в километровых песчаных наносах устьев больших рек, а то и околоприбойная полоса суши и моря -- ясно, что прибоя никакая кость не выдержит, а понятие "раскопки" в таких местах не определено.
До свидания. Спасибо за интересные рассылки...

Хотелось бы высказать свое мнение по поводу писем, в которых вам рекомендуют снабжать каждый текст коротенькими вступлениями по поводу правдивости написанного. Я думаю, что НЕ "стоит ваять такие вступления". ГОСПОДА! ПРОСТО ПОЛУЧАЙТЕ УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ ПРОЧИТАННОГО! Что я и делаю! Отличная подборка. Большое спасибо. Присоединяюсь к одному Вашему читателю Валере, который написал: "Снимаю шляпу, встаю на колено и целую ручку".
Сергей

Новая статья про приматов и человека мне понравилась. Наконец-то показали, что дарвинизм -- это всего лишь не очень умная попытка (основанная на малых знаниях) объяснить происхождение человека. Я не понимаю, почему теория эволюции Дарвина все еще в цене. Ведь много лет назад, еще в Древней Греции, считали, что все состоит из частиц воздуха, воды, земли и огня. Ну так это ж было давно. Сейчас появились новые взгляды на пространство и время (не говорю про те же атомы), так почему бы не зарубить теорию Дарвина? Давно пора новые теории создавать и отбросить ту ерунду, которую говорил Дарвин про человека.

Лет двадцать назад в журнале (кажется, "Вопросы философии") прочитал статью, в которой очень убедительно (двадцать лет помню!) и научно доказывалось, что люди произошли не от "обычной" обезьяны, а от ПРИБРЕЖНОЙ, обитавшей на мелководном побережье. И все "загадочные" отличия человека -- от приспособленности наших обезьянних предков к этим специфическим условиям обитания на границе суши и воды. Начиная от прямохождения (кстати, заберитесь в воду по горлышко -- и вас не достанет ни наземный, ни водный крупный хищник), строения носоглотки и особенно, ноздрей легкость костей, подкожный жир... и кончая стремлением человечества проводить свой отдых на берегу водоема (на пляже).
МХ

Выпуск № 29 Открытые письма
Вызывает некоторое недоумение письмо Катерины по поводу Нострадамуса
"Конечно, намного легче признать это все мутью, процитировав пару строчек и найдя много несоответствий, чем потратить пару лет (а может, пару десятков лет) на изучение жизни этого человека и его трудов в оригинале, на анализ истории и толкование его предсказаний. Мое мнение таково, что лишь после этого человек имеет право утверждать что-либо о Нострадамусе, уже основываясь на прочном фундаменте знаний".
Если потратить два десятка лет на изучение жизни Нострадамуса и его трудов, то после таких страданий уж точно невозможно будет судить о нем беспристрастно. Потому что, если человек столько лет убил на то, чтобы доказать, что Нострадамус -- великий пророк (или наоборот, великий шарлатан), он уж точно потом не скажет что-нибудь типа "извините, обознался", подводя итог своих трудов...
P.S. Ваша рассылка одна из моих самых любимых! Не всегда я согласен с тем, что в ней публикуется, но читаю всегда внимательно и с большим интересом. А Нострадамус, по моему мнению, получил по заслугам! Нечего всякие гадости предсказывать! (Шутка.)
Денис

ГОЛЛИВУДСКАЯ ДЕСЯТКА ::.

РОБ ЗОМБИ СТАЛ РЕЖИССЕРОМ
В поисках Сатаны

КАК КЛУНИ РЯЗАНОВА ПОБЕДИЛ
Кто вернул нам Джулию Робертс?

КУКЛОВОД ТАКЕШИ КИТАНО
Самый европейский фильм культового японского режиссера

"ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ" ЭПОХИ MTV
Убийство как повод для тусовки

АРХИВ ::.

Раньше было хуже

АРХИВ ::.

"ГОЛЛИВУДСКАЯ ДЕСЯТКА"
"CD-ОТИЗМ"

Для рассылки "ГОЛЛИВУДСКАЯ ДЕСЯТКА":
SUBSCRIBE -- rest.cinema.top10
Для рассылки "CD-ОТИЗМ":
SUBSCRIBE -- culture.music.cdot

Copyright © 2003 ИД "Империум". По вопросам сотрудничества и републикации материалов web-еженедельника "КоМоК" обращайтесь к администратору рассылок ИД "Империум" admail@imperium.ru
Газета "КоМоК" приглашает к сотрудничеству издателей и распространителей. Подробности -- здесь.