Тайны и открытия

Тайны и открытия Выпуск № 23 Новости и 'О психологии шопинга'

Информационный Канал Subscribe.Ru

ТАЙНЫ И ОТКРЫТИЯ
Выпуск № 23

Новости и "О психологии шопинга"
31 марта 2005 г.
ТАЙНЫ И ОТКРЫТИЯ

Рассылка о новых открытиях, достижениях, сенсационных теориях.

Автор рассылки:
Татьяна Алёшина.

Адрес для писем:
aleshina@imperium.ru.
Сегодня в рассылке:

Здравствуйте!

А мы-то думали, что Буратино вечно живой… Но еще удивительнее истории о деревянном карлике тот факт, что кусочки динозаврятины хранились в мягком и гибком виде десятки миллионов лет.

Куда пропало цунами

И двух недель не прошло, как предсказание английских ученых сбылось: в Азии снова случилось землетрясение. Но обещанного ими же цунами не воспоследовало (к счастью), и теперь специалисты пытаются понять, почему.
Для большой волны -- маленькие, в 20-50 см, все же были у Мальдивов и Кокосовых островов, -- стихии не хватило энергии. Вероятно, потому, что эпицентр землетрясения на этот раз располагался глубже под океанским дном (в 10 км от поверхности - в декабре, в 30 км - в марте).
Географически эпицентр находился примерно в 200 км к северо-западу города Сиболга, на краю разлома Сунда. Мощность землетрясения 28 марта достигла 8,7 балла, и оно вошло в десятку сильнейших землетрясений в истории Земли.
Главной мишенью стихии на этот раз стал индонезийский остров Ниас: там погибли тысячи человек и уничтожены 70% строений.

Найден прах Буратино

Карло Коллоди, придумавший Пиноккио (в пересказе Алексея Толстого Пиноккио стал Буратино), жил и умер во Флоренции. Неподалеку от его могилы американские археологи случайно обнаружили каменную плиту с надписью "Пиноккио Санчес" и датами жизни, примерно совпадающими с датами жизни писателя (1826-1890). А ведь всегда считалось, что Коллоди сам придумал имя для своего сказочного человечка - "пиноккио" по-итальянски значит "кедровый орешек"… Совпадение показалось странным, и, получив разрешение, ученые произвели эксгумацию. Экспертиза удивила всех: у Пиноккио оказались искусно сделанные деревянные протезы ног, рук и носа. Один из протезов был помечен клеймом мастера: "Carlo Bestulgi".
Проштудировав церковные записи, археологи выяснили: младший сын по прозвищу Пиноккио из флорентийской семьи Санчесов страдал нанизмом - он вырос, но остался карликом. Как и Коллоди, в 1848 младший Санчес участвовал в итальянской войне за независимость, был барабанщиком, но домой вернулся калекой. Местный мастер по имени Карло изготовил ему очень хорошие протезы, и Пиноккио начал выступать на ярмарках, демонстрируя свои деревянные конечности и нос.
Не эти ли выступления вдохновили автора самой знаменитой сказки о куклах на создание главного образа? История умалчивает…

Плоть от кости плотоядного

Были ли динозавры холодны, как крокодилы, или по их толстым жилам текла теплая кровь? Какова степень их родства с современными животными? На эти вопросы смогут ответить ученые, если им удастся найти фрагменты ДНК динозавра в очередном уникальном палеонтологическом объекте.
Расколов окаменевшую бедренную кость тираннозавра, найденного в Монтане, доктор Мэри Швайцер из университета Северной Каролины (США) к своему удивлению обнаружила мягкие ткани, напоминающие кровеносные сосуды, костные и даже кровяные клетки. "Сосуды" гнулись в пальцах и отличались упругостью - при том, что миллионы лет давно должны были превратить любые органические останки в камень. Прецедентов находке не существует, в руки ученых попадали разве что перья и окаменевшие яйца ископаемых. Возможно, это ранее неизвестный науке вид окаменелости - на молекулярном уровне.
Если из тканей удастся "добыть" отдельные белки, наука сможет ответить на кое-какие вопросы о физиологии динозавров. ДНК динозавра, как считают ученые, сохраниться не могла, разве что небольшие ее фрагменты.

Также за последнюю неделю стало известно, что...

…чем короче указательный палец мужчины по сравнению с безымянным, тем он агрессивнее себя ведет. Это вывод канадских психологов, измеривших пальцы подопытным студентам.
…американские ученые построили компьютерную модель нового агрегатного состояния воды и воспроизвели ее в лаборатории. Получился не лед, не жидкость и не газ, а нечто среднее, вода в так называемом суперионном фазовом состоянии: кислород заморожен в кристаллической решетке, а водород подвижен, как в газе. Физики полагают, что в таком виде вода пребывает внутри огромных планет.
…у виагры появился конкурент: дапоксиетин. Гамбургский профессор Гармут Прост считает свое изобретение революционным и надеется, что продажи нового препарата, который появится в аптеках в 2006-м, побьют все рекорды.
…глобальное потепление может привести к массовому нашествию муравьев. Это данные изучения 665 колоний насекомых в разных уголках планеты, от тундры до тропиков. Тепло вызывает у муравьев мутации: они на треть уменьшаются в размерах. А чем меньше обитатели колонии, тем большую территорию она занимает.

Особенности национального шопинга

То, что наша страна -- особенная, известно давно. И даже шопингом мы занимаемся не так, как во всем мире.
По данным исследований ряда маркетинговых агентств, российские потребители за последние три года сделали больше крупных покупок, чем за всю предыдущую жизнь, обставив по некоторым пунктам даже зажиточных европейцев. Конечно, можно порадоваться за наш неумолимо возрастающий жизненный уровень. Однако психологи также утверждают, что для россиян покупка дорогих вещей, в которых они по большому счету не нуждаются, стала неплохим источником острых ощущений.

Все дело в удовольствии

При этом, по мнению психолога Георгия Зубакина, люди получают удовольствие именно от импульсивных трат. Одно дело, когда вы покупаете в булочной хлеб или оплачиваете проезд в автобусе, -- такие покупки эмоционально человека не затрагивают, поскольку являются вполне заурядными и предсказуемыми. Приятные ощущения вызывают именно незапланированные растраты, когда вы, придя в магазин, покупаете совершенно не то, что хотели приобрести изначально. Причина этого в том, что импульсивные траты повышают самооценку человека, поскольку как бы говорят: "Я могу позволить себе эту покупку, а значит, в "крутизне" мне не откажешь!"
Кроме этого, специалисты называют еще одной причиной чрезмерности трат россиян ту самую "загадочную" русскую душу с ее чрезмерно большой эмоциональной составляющей. Такие уж мы экспансивные люди! Да это и не новость. Давно известно, что, к примеру, поругавшись с супругом, женщина вполне может "просадить" в парфюмерном магазине сумму, которую в спокойном состоянии никогда бы не потратила. О последствиях умолчим. Лучше приведем другую аналогию.
Шопинг по-русски можно сравнить и с тягой к алкоголю. Плохо ли, хорошо ли человеку -- а тяпнуть стаканчик-другой, то есть прикупить что-нибудь, завсегда приятно. Поэтому, чтобы избежать "запоев", психологи советуют в день выпивать "бокал вина" -- совершать совсем небольшие покупки в удовольствие. То есть пришел в магазин, купил там вместе с сосисками еще и магнит для холодильника -- и душе приятно, и желудку. Таким образом можно научиться культуре трат, не зацикливаясь лишь на насущном, но при этом и не слишком разбазаривая деньги. Однако, если шопинг превращается в навязчивую идею и вы ради халатика с бриллиантовыми пуговицами закладываете свой дом и залезаете в долги, стоит обратиться за помощью к психотерапевтам.
Но надо сказать, что различия в способах траты денег между мужчинами и женщинами вопреки расхожему мнению вовсе не так очевидны. Принято считать, что мужчины более рациональны в покупках, но практика показывает, что на самом деле это не так. Да, женщина, поддавшись эмоциям, может купить себе десятую губную помаду. Но и мужчина, будучи не в духе или, напротив, в состоянии эйфории после просмотра свежих хай-тековских журналов, легко может "запасть" на новый телевизор и купить его во что бы то ни стало, хотя дома их и так стоит пять штук. Георгий Зубакин утверждает, что за подобным поведением мужчины стоят те же причины, что и у женщины: желание что-то доказать, продемонстрировать свою власть и независимость, соответствовать определенному статусу. Но если женщина после очередной траты может смело признаться, что ей просто захотелось это купить, то мужчины всегда выдумывают какие-то рациональные объяснения подобным поступкам.

У богатых свои причуды

Но проблемы, описанные выше, актуальны лишь для так называемого среднего класса россиян. У богатых свои причуды. Вы не поверите, но еще одним парадоксом из темы русского шопинга является тот факт, что многие достаточно состоятельные люди отказывают себе в радостях жизни без видимых причин! Эдакие анти-абрамовичи. Конечно, за рубежом таких "скряг", пожалуй, побольше будет. Но наши "скряги" имеют ряд отличий, куда ж мы без этого?
Кредо "скряг" состоит в том, что копить деньги нужно не для того, чтобы затем их махом растратить. Деньги для них -- это, прежде всего, независимость и потенциал для дальнейшего развития, они дают ощущение могущества и власти. Георгий Зубакин также говорит, что на самом деле "скряги" просто боятся трат, поскольку обожествляют деньги. Отличие же российских представителей этого рода-племени в том, что они, в отличие от западных собратьев, могут в один "прекрасный" день и прокутить все свое состояние, но лишь для того, чтобы начать копить заново.
"Генераторов" можно назвать антиподом "скряг". "Генераторы" -- более распространенный вид российских толстосумов. Они зарабатывают не меньше "скряг", но тратят не в пример больше. Примеры приводить не буду, поскольку их имена и так у всех на слуху. "Генераторы" получают наслаждение не тогда, когда деньги лежат в сейфе или банке, а когда эти средства находятся в работе. Таким образом "генераторы" как бы вознаграждают себя за затраченные усилия и вдохновляют на новые свершения. Впрочем, трепетные ощущения, которые испытывают по отношению к деньгам "скряги" и "генераторы", в чем-то совпадают. Но первых радует лишь понимание того, что они обладают большими возможностями, а вторым приносит удовлетворение сам процесс реализации этих возможностей.

Олесь КАЛАЙДА

Комментарий специалиста
Дмитрий Суслов, кандидат экономических наук

Сегодня в России действительно наблюдается потребительский бум. Прошлый год по количеству сделанных россиянами покупок оставил позади даже преддефолтный 1997 год. И объяснить это чисто экономическими факторами невозможно. Ведь, несмотря на то что доходы россиян в 2004 году выросли всего на 9% (что меньше показателей 2003 года на 4%), темпы роста расходов на потребительском рынке выросли аж на 15%!
Интересный факт. В настоящее время серьезные траты растут как грибы не только в Москве и Санкт-Петербурге, на которые раньше приходилось до трети реализуемых товаров и услуг в России, но и в регионах, где средние доходы населения далеко не так высоки, как в столицах. Красноярцы, например, в 2004 году приобрели на 10% больше автомобилей, чем в 2003, а на покупку недвижимости расходы жителей края и вовсе выросли на 52%! Но больше всего поражает рост числа абонентов сотовой связи -- 165% за прошлый год!
Впрочем, несмотря на рост расходов, структура потребительских предпочтений пока меняется мало. Россияне по-прежнему очень много тратят на питание -- около 40% семейного бюджета (больше всего -- на мясо- и молокопродукты). Непропорционально много из "пищевых затрат" уходит на алкоголь и табачные изделия (до 8-10%). Хотя теоретически при росте доходов населения должна снижаться доля расходов на питание и увеличиваться -- на товары длительного пользования, образование и отдых. У нас эта закономерность проявляется пока еще очень слабо.
Основная причина российского потребительского расточительства, на мой взгляд, состоит в отсутствии надежных инструментов приумножения накоплений. Считается, что выгодно вкладывать деньги в недвижимость. Но, во-первых, бум роста цен на нее уже скоро сойдет на нет. А во-вторых, в России не так много людей, которые могут сразу выложить из кармана десяток-другой тысяч долларов на покупку квартиры. Даже ипотека все еще остается "игрушкой" для состоятельных людей -- и ставки велики, и первый 30%-ный взнос для большинства непосилен.
И копить у нас невыгодно. Под подушкой деньги съедает инфляция, а в банках по итогам 2004 года реальная доходность вкладов (с учетом инфляции и колебаний курсов валют) оказалась отрицательной. Механизм же вложения денег в акции в России практически не работает. По статистике, акциями отечественных компаний владеет менее 1% населения. У нас не Америка, где едва ли не каждый является собственником ценных бумаг. Россияне еще не успели привыкнуть к играм на бирже, а уж после случая с ЮКОСом желающих попытать счастье с акциями практически не осталось.
Вот и получается, что тратить деньги на что-либо, кроме нужных и ненужных потребительских товаров, большинство россиян просто не имеет возможности. Отсюда и зашкаливающая статистика транжирства.

Структура потребительских расходов россиян
Оплата услуг -- 26,5%
Приобретение продуктов питания -- 34%
Покупка непродовольственных товаров -- 39,5%

Информация о рассылке.
Использованы материалы сайтов:

http://dsc.discovery.com/news/news.html http://www.membrana.ru

Архивы предыдущих выпусков лежат здесь:

В рассылке использованы материалы еженедельника "Комок"

Форум "Тайн и открытий":

© «ТАЙНЫ И ОТКРЫТИЯ» 2005 г.

Код этой рассылки: science.news.nauka