Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тайны и открытия

  Все выпуски  

Тайны и открытия Выпуск № 82 'О трехмерном кино'


Информационный Канал Subscribe.Ru




ТАЙНЫ И ОТКРЫТИЯ

Выпуск № 82

"О трехмерном кино"
7 ноября 2005 г.
ТАЙНЫ И ОТКРЫТИЯ

Рассылка о новых открытиях, достижениях, сенсационных теориях.

Автор рассылки:
Татьяна Алёшина.

Адрес для писем:
aleshina@imperium.ru.
Сегодня в рассылке:

Добрый день!


Вначале было... Нет, не слово, а просто картинка -- изображение на белых полотнищах -- и лишь треск кинопроектора нарушал эту звуковую "идиллию". Затем появился звук -- моно, стерео. А потом и вовсе пришло объемное звучание Dolby Digital. Помните, как вы вздрагивали при просмотре своего первого фильма, сделанного по этой технологии, когда буквально у вас под ухом пролетали ракеты, рычали монстры и взрывались фугасы? Казалось, что более реалистичные вещи кинематограф создать уже не сможет. Ан нет! Смог. Новым витком эволюции кинематографических технологий стала разработка так называемого объемного, трехмерного кино 3D.

Трехмерное кино: все по-настоящему


Все началось с триллера

Впрочем, нельзя сказать, что трехмерное киноизображение -- достояние современности. Еще в 1838 году англичанин Чарльз Уитстоун придумал демонстрационный прибор, основанный на разнице восприятия изображения левым и правым глазом, который теоретически позволял видеть разные предметы не плоскими, а в объеме. Через 15 лет Лондонская стереоскопическая компания поразила зрителей трехмерными видами Ниагарского водопада, а к середине 30-х годов прошлого века стереоэффект стал доступен и движущимся изображениям. Но пик киношного стереобума пришелся на 50-е годы, когда кинематограф изыскивал любые средства, чтобы выиграть жестокую конкурентную борьбу с телевидением. Обычным делом стало для кинозрителей получать вместе с входным билетом специальные красно-синие очки: на экраны выходили десятки трехмерных хитов: "Дьявол Бвана" (1952) Арча Оболера, в котором герои сражались со стереоскопическими львами-людоедами, "Музей восковых фигур" (1953) Андре де Тота, классический ужастик "Чудовище из Черной Лагуны" (1954) и триллер Альфреда Хичкока "В случае убийства набирайте "М" (1954). Но тогда трехмерное изображение не получило широкого распространения из-за бедных условий в большинстве кинотеатров и из-за сложного оборудования, требуемого для показа объемного кино (серебряные экраны, поляризованные стекла, двойные синхронизированные проекторы, специальные линзы...). В 80-е годы в этом формате было снято несколько научно-популярных фильмов. Однако, несмотря на новую волну вспыхнувшего интереса к объемному изображению, несовершенство и неудобство просмотра при помощи картонных очков привели к забытью 3D-формата в очередной раз. И только после того, как в 70-е годы маленькой группой канадских ученых был разработан новый трехмерный формат IMAX, объемное кино получило реальный шанс стать действительно популярным.


Секреты объема

Формат IMAX впервые показан на выставке "Экспо'70" в Осаке. А первый кинотеатр "Киносфера" был построен уже через год в Торонто. Однако вплоть до конца прошлого века этот формат не мог похвастаться широким распространением из-за своей дороговизны, но сегодня насчитывается уже около 300 постоянных кинотеатров, работающих именно в формате IMAX. Секрет объемного изображения прежде всего заключен в огромном, высотой с семиэтажный дом, экране, размерами 24 на 30 метров и массой до полутора тонн. Его металлизированное покрытие имеет коэффициент отражения, превышающий этот параметр обычного латексного экрана в несколько раз. Это необходимо для получения высокого качества изображения, которое зрители видят через линзы очков при проекции 3D. Вторая составляющая секрета -- в пленке. Известно, что чем больше площадь кадра на кинопленке, тем лучше качество изображения. Кадр технологии IMAX в 20 раз превышает классическую 16-миллиметровую пленку, в 10 раз -- 35-миллиметровую и в 3 раза -- стандартную 70-миллиметровую, поскольку при одинаковой с последней ширине кадры на IMAX-пленке расположены не поперечно, а продольно. Поэтому изображение может проецироваться на гигантский экран и при этом поддерживать исключительное разрешение, яркость и контрастность изображения. Кстати, для фильмов 3D используются две копии кинопленки, которые демонстрируются синхронно: одна -- для левого экрана очков, другая -- для правого. Но самое главное в трехмерном кинематографе -- это, разумеется, очки. В них используется технология на жидких кристаллах, максимально приближающая зрителя к происходящему на экране. Инфракрасные сигналы управляют жидкокристаллическими линзами очков, обеспечивая чередование открытия и закрытия поляризационных линз на каждом из окуляров, создающих таким образом трехмерный эффект. Завершает картину шестиканальная звуковая система общей мощностью 18 киловатт.


Понюхай Бандераса

И что мы с этого имеем? Позволю себе процитировать слова одного из кинокритиков о первом фильме, сделанном по технологии IMAX -- "Дети шпионов-3". -- Если бы в названии третьей серии "Детей шпионов" не было приставочки 3D, то рецензия на фильм могла бы уместиться в пяти строчках. Все, как обычно, здорово: шутки вполне универсальны и забавны для любого возраста; любимые актеры в маленьких ролях появляются как чертик из коробочки, подросшая и не утратившая вокальных амбиций Алекса Вега голосит что твоя Аврил Лавинь, а во главу угла опять ставятся незыблемые и вечные Семейные Ценности. Все очень мило, но не сказать, чтобы сногсшибательно. Но когда с экрана доносится команда "Надеть очки" -- происходит катарсис... Обломки транспортных средств НА САМОМ ДЕЛЕ летят прямо в лицо изумленной публике, порхающая на периферии сюжета бабочка ДЕЙСТВИТЕЛЬНО кружит в непосредственной близости от кресел, а Антонио Бандерас И ВПРАВДУ норовит выскочить в зрительный зал собственной персоной. Что еще добавить? Остается только предположить, что совсем скоро, придя на сеанс в кинотеатр, мы сможем не только "вживую" увидеть и услышать героев картины, но и пощупать, а то и понюхать их.


На подходе 3D-телевидение

Немецкая компания Grundig недавно пообещала, что первое пробное вещание объемного телевидения будет организовано с чемпионата мира по футболу 2006 года в Германии. В прежних попытках организовать трехмерное телевидение авторам таких проектов приходилось проводить съемку статичных объектов с нескольких (двух и более) точек, затем обрабатывать эти кадры на компьютере и только после всего этого воспроизводить на дисплеях с объемным изображением. Специалисты Grundig же нашли возможность снимать 3D-карды в прямом эфире, тут же обрабатывать сигнал и транслировать этот контент в режиме реального времени в эфире. Однако помимо записи и передачи трехмерного изображения необходимо также создать и специальный телевизор, способный показать все преимущества новой технологии. В новой системе изображение соответствует стандарту HDTV -- 1920 на 1080 точек. В настоящее время для демонстрации 3D-телевидения Grundig использует свою модифицированную жидкокристаллическую панель Grundig Tharus. Немцы взяли уже выпускающуюся модель телевизора для обычного, плоского, телевидения 2D и оснастили ее специальным фильтром поверх экрана, благодаря которому правый и левый глаз воспринимают каждый свою картинку. Благодаря этому, кстати, стало возможным отказаться от использования специальных очков при просмотре объемных передач. Но уже совсем скоро появится принципиально новый ТВ-приемник для трансляции трехмерных телерепортажей, после чего все любители того же футбола смогут наблюдать за игрой своей любимой команды изнутри -- с футбольного поля.


Голографическое кино в СССР

Многие высокие технологии одновременно с Западом разрабатывались и в нашей стране. Трехмерный кинематограф не исключение. Но если за рубежом для получения стереоскопического изображения зрителям приходилось надевать специальные очки, которые вызывают у зрителей при длительном просмотре усталость и дискомфорт, то российский изобретатель Семен Иванов разработал новую систему безочкового растрового стереокино, на основе которой еще в 1941 году в Москве был построен первый в мире безочковый стереокинотеатр, где зеркально-растровый экран размером 3х4 метра создавал стереозону для каждого из 200 зрительских мест в зале. Этот кинотеатр пользовался большой популярностью, однако и эта система имела серьезный недостаток: во время просмотра зритель должен был соблюдать неподвижное положение. Эту проблему не могли решить долгое время, вплоть до появления голографии. Но выпущенные в 60-70-е годы голографические фильмы скорее показали свои ограничения, чем потенциал. Например, во Франции его можно было смотреть только внутри аппарата высотой около 2 метров, 60 см шириной и 70 см глубиной. То есть фильм могли смотреть одновременно один или два зрителя, что совершенно неприемлемо для публичного кинопоказа. И только в СССР не стали прекращать исследования в этой области. Под руководством директора Всесоюзного научно-исследовательского кинофотоинститута Виктора Комара в 1974 году разработаны новые принципы публичного голографического кинематографа, и уже через пару лет на конгрессе Международного союза кинематографических организаций в Москве был показан первый по-настоящему публичный голографический двухминутный ролик. Рассказывают, что многие участники конгресса впали в шоковое состояние после этого: трехмерные изображения выходили из экрана, двигались в любом направлении и даже перемещались вокруг экрана. Несколькими годами позже группа профессора Комара решила проблему цвета, и в 1984 году было снято несколько коротких голографических фильмов с цветным трехмерными изображениями. Но... С началом перестройки финансирование работ по голографическому кино было прекращено. И только к концу 90-х они возобновились. Наши ученые совместно с корейцами разработали новую экспериментальную систему 3D-телевидения с голографическим экраном. Она основана на иных принципах, нежели голографический кинематограф, и позволяет снимать на открытых площадках, где большие объекты не могут быть освещены лазерным светом, также не требует очков и обеспечивает высокое качество изображения, необходимое в современных кинотеатрах.


Олесь КАЛАЙДА



"The X-Files"... все тайны эпохи человечества". Регулярная рассылка, посвящённая уфологическим новостям, загадкам религии, загадкам катастроф на Земле и в космосе. Сенсационные расследования, материалы экспедиций и серьёзных уфологических конференций. Подпишитесь здесь.

Информация о рассылке.

Архивы предыдущих выпусков лежат здесь:

http://subscribe.ru/archive/science.news.nauka/

В рассылке использованы материалы еженедельника "Комок"

Пишите aleshina@imperium.ru
© «ТАЙНЫ И ОТКРЫТИЯ» 2005 г.

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: science.news.nauka
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное