Кометы и другое

Звёздный Курьер Выпуск 9

ЗВЁЗДНЫЙ КУРЬЕР

Рассылка астроклуба "Карелия"

Выпуск 9. (2 августа 2006 г.)

Новости сервера:

Если у Вас есть интересные материалы, статьи, дневники астрономических наблюдений, фотографии, присылайте на astrokarelia@mail.ru и мы их обязательно опубликуем.

***

Дополнения в каталоге Мессье:

Вносятся изменения и дополнения в ранее опубликованные материалы. Большие дополнения и изменения внесены в информацию о:

Шаровое звёздное скопление М3

Шаровое звёздное скопление М4

Шаровое звёздное скопление М5

Просим Вас присылать свои фотографии и зарисовки объектов Мессье для опубликования в этом разделе.

На сайте во многом благодаря члену астроклуба «Карелия» Дмитрику Александру из г.Волжский появился новый раздел – описание созвездий. Подготовлено и опубликовано описание созвездия Андромеды.

Новости астрономии:

31.07.2006 - проксима Центавра не входит в кратную систему Альфы Центавра. Ближайшей к Солнцу звездой является альфа Центавра, расположенная на расстоянии 4,2 световых лет. Система альфа Центавра до последнего времени считалась кратной системой, куда входила и Проксима Центавра, т.е. Ближайшая. Слабая Проксима Центавра распложена ближе к Солнцу, чем ее яркие соседи, и, как думали астрономы, обращается вокруг центра системы с большим периодом. Но теперь, похоже, придется пересмотреть этот факт. Последние измерения и расчеты движения звезды позволяют предположить, что Проксима Центавра является отдельной звездой, движущейся обособленно вокруг центра Нашей Галактики. Тем не менее, эта звезда, по-прежнему, является Ближайшей.

31.07.2006 - Атмосферный вальс. Изучая движение Большого Красного Пятна (БКП) и его меньшего собрата Малого Красного Пятна (МКП), иначе именуемого Oval BA (официальное название), астрономы предсказали их столкновение или, по крайней мере, тесное сближение в середине 2006 года. Предсказание сбылось. Встреча двух стабильных атмосферных образований Юпитера, расположенных в южном полушарии планеты, произошла 13 июля 2006 года. Это явление удалось запечатлеть с высоким разрешением на обсерватории Gemini. Но не удивляйтесь, что красные пятна выглядят белыми на снимке. Дело в том, что для лучшей проработки деталей Юпитер был сфотографирован в ближней инфракрасной области электромагнитного диапазона, а не в видимых лучах. Oval BA, в отличие от БКП, совсем молодое образование. Это пятно сформировалось между 1998 и 2000 годами после слияния трех небольших белых овалов, которые наблюдались до этого, по крайней мере, 60 лет. Новое атмосферное образование поначалу было белым в видимом диапазоне. Но 27 февраля этого года любитель астрономии из Филиппин Christopher Go неожиданно обнаружил, что цвет Oval BA изменился с белого на кирпично-красный. Проверив сообщение любителя, профессиональные астрономы официально засвидетельствовали рождение нового Красного Пятна. Покраснению МКП до сих пор не нашли утвердительного объяснения, тем не менее, одна из популярных гипотез утверждает, что пока вихрь находится на одинаковой высоте с общей поверхностью верхнего края атмосферы, он имеет белый цвет. Но как только мощность его по каким-либо причинам (в данном примере из-за слияния нескольких вихрей) увеличивается, циклон поднимается несколько выше общего слоя облаков, на ту высоту, где ультрафиолетовое излучение Солнца химически изменяет цвет, придавая вихрю красноту. Конечно, особое внимание к этим объектам, возникло не из-за изменений, происходящих внутри пятен, а из-за возможного столкновения. Находясь на почтительном расстоянии, два вихря медленно сближались друг с другом, но драматической развязки не произошло. БКП и МКП не столкнулись, а лишь коснулись (притерлись) «бортами», как два океанских лайнера. Пока оба пятна движутся в одном атмосферном течении на широте Большого Красного Пятна, но с разной скоростью, и то, что БКП ни коим образом не повлияло Oval BA в нынешнюю встречу, еще ни о чем не говорит. Вполне возможно, что в будущем большой циклон сможет вытолкнуть Малое Красное Пятно в более южное течение, которое направлено против вращения МКП, т.е. будет затормаживать его. Если же Oval BA замедлит скорость вращения, цвет его снова может стать белым. Не смотря на такие предположения, Малое Красное Пятно выглядит «крепким орешком», но останется ли оно в соседях с БКП или нет, покажут дальнейшие наблюдения. (А.Козловский)

28.07.2006 - Открыта новая яркая комета! Открыта новая комета SWAN (C/2006 M4), которая по предварительным расчетам достигнет блеска 8m, т.е. будет доступна самым скромным средствам наблюдений. Сейчас комета находится в созвездии Гидры, имея блеск около 12m. На данный момент, видимость ее на территории России неудовлетворительна из-за близости с Солнцем (30 градусов к востоку) и малого склонения. Тем не менее, комета ярчает и поднимается в северное полушарие неба, что весьма благоприятно для дальнейших наблюдений с территории России. Комета пройдет перигелий 28 сентября, и будет видна в любительские телескопы до конца года. Почти за полгода с момента открытия SWAN (C/2006 M4) пройдет по созвездиям Гидры, Льва, Б.Медведицы, Волос Вероники, Гончих Псов, Волопаса, Северной Короны, Геркулеса и Орла. До декабря месяца блеск кометы будет превышать 12m. Наилучшая видимость ее наступит в начале октября, когда комета достигнет наибольшей яркости 8m. В это время комета будет находиться в созвездии Гончих Псов, хотя и достаточно низко над северо-западным горизонтом. (А.Н.Козловский)

28.07.2006 - Переменная звезда типа Миры в планетарной туманности "Гантель". Землянам повезло со своей звездой – Солнцем. Оно светит равномерно в течение миллиардов лет, поддерживая на планете постоянную температуру. Это - положительное качество любой звезды для возникновения и поддержания жизни. Но есть множество звезд, которые не столь стабильны, как Солнце. Это – переменные звезды. Самая знаменитая из них – долгопериодическая пульсирующая переменная звезда Мира, которая находится в созвездии Кита. Она достигла конечного этапа своей жизни, и теперь пульсирует с периодом 330 дней, раздуваясь до размеров диаметра марсианской орбиты и более. Всего известно несколько тысяч переменных звезд типа Миры. Одна из последних Мирид открыта в 1998 году чешским любителем астрономии Leos Ondra, который изучал звезды в туманности «Гантель», расположенной приблизительно в 300 световых годах от Земли в направлении созвездия Лисички. Проверяя положение звезд по книгам, журналам и звездным картам, он обратил внимание, что одна из звезд была видимой на одних изображениях, но отсутствовала на других. Заподозренная в переменности звезда подтвердила свою принадлежность к типу Мирид при дальнейших тщательных наблюдениях. Получившая название Goldilocks, эта звезда имеет период 213 дней, и также находится на последней стадии эволюции. На снимке, полученном европейским любителем астрономии
Stefan Heutz 17 июня 2006 года, звезда показана метками в правом верхнем углу снимка. Чтобы звезда проявилась на снимке, потребовалась трехчасовая экспозиция, телескоп (системы Кассегрена) с диаметром главного зеркала 260 мм. Для съемок применялась цифровая камера. (Козловский А.Н.)

28.07.2006 - Календарь наблюдателя на сентябрь 2006 г. от Козловского А.Н.

28.07.2006 - Хаббл починят. Сбой основной камеры космического телескопа «Хаббл» вызван перегоревшим транзистором, а после скачка напряжения «умный» инструмент перешел в аварийный режим и отключился. Это произошло 21 июня. Для восстановления работоспособности камеры потребуется еще несколько дней, т.к. специалисты уверяют, что окончательно устранят неисправность до 3 июля. Отказавший транзистор не является важным элементом для работы самой камеры, поэтому ремонт можно произвести не прибегая к доставке астронавтов или робота-механика к КТХ. Тем не менее, в конце 2007 или начале 2008 года к телескопу отправят экспедицию для капитального ремонта, который позволит проработать «Хабблу» еще несколько лет.(А.Н.Козловский)

28.07.2006 - Решается судьба девятой планеты. Плутон, с момента открытия в 1930 году Клайдом Томбо, считался девятой большой планетой Солнечной системы После открытия его спутника Харона, это звание еще больше укрепилось за самым далеким крупным небесным телом, не смотря на большой эксцентриситет орбиты, весьма напоминающий кометную или астероидную. Но триумф продолжался недолго. В 2003 году был открыт новый планетоид - UB313 (также известный под именем Xena). Ксена оказалась больше, чем Плутон.! Поначалу величина ее оценивалась больше плутоновской на одну треть, но более точные измерения дали меньший результат. Тем не менее, UB313 остается самым крупным небесным телом за орбитой Нептуна. Международный Астрономический Союз соберется в августе, чтобы решить судьбу Плутона. К сентябрю окончательно выяснится, сколько же на самом деле больших планет в Солнечной системе: 8 или 10. (А.Н.Козловский)

28.07.2006 - Присвоены имена новым спутникам Плутона. Международный Астрономический Союз одобрил постоянные имена для двух новых спутников Плутона. Предварительные названия S/2005 P 1 и 2 сменились на имена мифологических персонажей: Никс (Nix) - богиня ночи и мать Харона и Гидра (Hydra) - девятиглавое чудовище (созвездие с таким названием также имеется на звездном небе). Подобные имена имеют заглавные буквы, совпадающие с первыми буквами названия аппарата New
Horizons, который будет первым рукотворным небесным телом, достигшим окрестностей далекой планеты. Это произойдет в 2015 году. (А.Н.Козловский)

28.07.2006 - Календарь наблюдателя на август 2006 г. от Козловского А.Н.

Приглашаем к сотрудничеству!

При обнаружении ошибок и неточностей на сайте и в рассылке просим сообщать о них на электронный адрес клуба.

Подготовлено любилелем астрономии Новичонком А.О.

Астроклуб "Карелия"