Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Практическая психология - для вас!


Информационный Канал Subscribe.Ru


 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - ДЛЯ ВАС!

 

Адрес проекта:

http://www.humans.ru/

Ведущий проекта: 

Елена Шугалей

Выпуск 28

 

«Симулякр НЛП» Ю. Полозов

Холодинамика и НЛП: две карты одной территории

В. Стрелкин. Техника "Наилучшее решение для всех"

Приглашение на Фестиваль психологического мастерства "БЕЛЫЕ НОЧИ"

Материалы Сообществ:

Автобиографический рассказ В.М. Элькина "Опера хромых. (Опыт преодоления)..."

"В ногах правды... нет?" Е. Шубина

Д. Покровский "КАРТА ВРЕМЕНИ"

«Симулякр НЛП»

Ю. Полозов

Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - такое направление практической психологии, которое становится все более известным в нашей стране. О нем говорят не только среди специалистов: например, недавно на канале НТВ в программе Гордона была передача, посвященная НЛП, где об НЛП рассказывал Леонид Кроль, директор Института Групповой и Семейной Психотерапии. Людей разделяющих некоторые положения НЛП можно встретить в среде PR, например группа "Имидж Контакт" участвует и в выборах и в организации общественных мероприятий (форум Terra Politicae для студентов). За последние два года на полках магазинов на порядок выросло количество литературы по НЛП. Если обратиться к опыту автора реферата, то только за время обучения на биофаке СПбГУ он дважды участвовал на демонстрациях приемов НЛП, которые проводили на курсах по выбору преподаватели факультетов психологии и менеджмента.

В желтой прессе и СМИ нейро-лингвистическим программированием иногда также называют
а) воздействие на человека и его психику некими мифическими приборами-излучателями;
б) жульнические способы изъятия денег с помощью театрально-психологических постановок (цыгане, "лохотронщики") и с помощью построения пирамид/многоуровневого маркетинга (МЛМ)...

Интересно разобраться в этом феномене. По крайней мере, рассмотреть философские принципы, поддерживающие его. Но это большая задача.

Как биологу, затронутая тема мне интересна в виду внимания, уделяемому в НЛП физиологии человека и благодаря механистичности мышления, которое взято от техничных программистов в пику гуманитарно-настроенным психологам-"романтикам". В НЛП нашло применение открытие Павловым условного рефлекса и последующее включение в эту концепцию принципа обратной связи. НЛП вообще во многом понятнее биологу, чем психологу, как я это покажу на цитатах биологов по поводу коммуникации.


Мнения о философской базе НЛП

В литературе по НЛП прямых указаний на философские взгляды авторов изначально было мало.
К тому же литературе по НЛП свойственна противоречивость в силу принятия самых разнообразных взглядов и теорий.
Тем не менее, вот прямые указание, появившиеся в последнее время:
Деркс и Холландр находят позицию НЛП сходной с прагматизмом:
"Польза важнее, чем правда.
НЛП основывается на нейро-лингвистической теории познания (по Корзыбскому), которая проповедует прагматический взгляд на истину и пользу. Прагматизм представляет собой философскую теорию, основоположником которой является Чарльз Саундерс Пайрс, а самым известным представителем - американский психолог Вильям Джеймс"[2].

Роберт Дилтс пишет более подробно:
"Как и многие другие стороны НЛП, базовые пресуппозиции НЛП были синтезированы из ряда различных областей и философских перспектив, включающих: общую семантику (Альфреда Коржибского), трансформационную грамматику (Ноама Хомски), системную теорию (Грегори Бейтсона), кибернетику (В. Росса Эшби), прагматизм (Вильяма Джеймса), феноменологию (Эдмунда Гуссерля) и логический позитивизм (Бертрана Рассела и Альфреда Норса Вайтхеда). В то время как научная основа НЛП может включать нейрологию, лингвистику и компьютерное программирование, его философские основы собраны из прагматизма, феноменологии и структурализма "[12].

 

Манипуляция

возникла видимость, будто
справедливый поступок не эгоистичен.
Ф. Ницше

наиболее личные мотивы полезнее всего
и для общего блага
Ф. Ницше


Одно из важных предположений в НЛП: "Коммуникация равна манипуляции". Это вызывает множество вопросов, недоумений и возражений.
Интересно, что эта идея уже заложена в научно-популярной книге биолога Ричарда Доккинза "Эгоистичный ген" (1976):

"Вполне возможно, что все коммуникации между животными с самого начала содержат в себе элемент обмана, ибо любые взаимодействия между животными всегда сопряжены с некоторым столкновением интересов."
И ко второму изданию книги идея идентичности коммуникации и манипуляции окончательно выкристаллизовывается: "Меня теперь не удовлетворяет то, как я изложил проблему коммуникации, или передачу информации, у животных. Мы с Джоном Кребсом в двух статьях настаиваем на том, что большая часть используемых животными сигналов лучше считать не информативными и не вводящими в заблуждение, но манипулятивными. Сигнал служит средством, с помощью которого одно животное может воспользоваться мышечной силой другого животного. Песня соловья не несет в себе никакой информации, даже обманчивой. Это красноречие, которое убеждает, гипнотизирует, очаровывает ... Мы с Кребсом считаем, что сигналы развиваются из взаимодействия того. что мы называем чтением мыслей и манипуляции" (Р. Доккинз) [4].


Можно ли встретить что-то подобное у философов? Конечно же, они давно поднимают эту тему.
Горгий дал довольно подробные объяснения, почему один человек не может дать другому точное знание о своих желаниях (что было бы одним из условий к неманипулятивному общению):
…"Ясно, что человеку неподвластно судить достоверно и по праву о существующем.

Знание о существующем непередаваемо другим людям.
Доказательство.
Передача знаний осуществляется посредством слов. Сами же слова не есть бытие и не есть то, что есть ощущаемые вещи.
Кроме того, из слова не следует смысл вещи.
Но самое главное то, что бытие познается одним органом - глазами, а знание передается другим посредством и при участии другого органа - ушей.
Что же получается: существующее передается в виде знания о нем другим людям через отличное от бытия - мыслями и через отличное от бытия и от мыслей-словами"[9].

Вот, Ницше показывает эгоистичные истоки справедливости:
"Каждый удовлетворяет другого тем, что каждый получает то, что он больше ценит, чем другой. Каждому дают, что он хочет иметь, как принадлежащее отныне ему, и получают взамен желаемое. Справедливость есть, следовательно, воздаяние и обмен при условии приблизительного равенства сил; так, первоначально месть принадлежит к области справедливости, она есть обмен. Так же и благодарность. Справедливость естественно сводится к точке зрения рассудительного самосохранения, т. е. к следующему эгоистическому соображению: Зачем я буду бесполезно вредить себе и при этом всё же, быть может, не достигну своей цели? Таково происхождение справедливости. Благодаря тому, что люди, в силу своей интеллектуальной привычки, забыли первоначальную цель так называемых справедливых, правомерных поступков, и особенно благодаря тому, что в течение тысячелетий дети приучались восторгаться такими поступками и подражать им, возникла видимость, будто справедливый поступок не эгоистичен" [8].
А задолго до Ницше Монтень сказал, что "что бы ни говорили, но даже в самой добродетели конечная цель - наслаждение" [6].
Понять другого, получается, нельзя, да и за добродетелью стоит эгоизм. Значит ли это беспринципность?
Ведь наслаждение всюду:
"Человек поступает всегда хорошо. Мы не обвиняем природу в безнравственности, когда она ниспосылает нам грозу и заставляет нас промокнуть до нитки; почему же мы называем безнравственным человека, который причиняет нам вред? Потому что здесь мы принимаем произвольно действующую свободную волю, там же необходимость. Но это различение ошибочно. Далее: даже намеренное нанесение вреда мы не при всех условиях называем безнравственным; например, мы без колебаний, сознательно убиваем комара просто потому, что его жужжание нам неприятно, мы сознательно наказываем преступника и причиняем ему страдания, чтобы защитить себя самих и общество. В первом случае сознательно причиняет страдание личность, чтобы сохранить себя или даже просто чтобы избегнуть неприятности; во втором случае это делает государство. Всякая мораль допускает намеренное нанесение вреда при необходимой самообороне, т. е. когда дело идет о самосохранении. Но обе эти точки зрения достаточны, чтобы объяснить все злые действия, совершаемые людьми против людей: человек хочет получить удовольствие или избегнуть страдания; в каком-либо смысле дело всегда идет о самосохранении. Сократ и Платон правы: что бы человек ни делал, он всегда поступает хорошо, т. е. делает то, что кажется ему хорошим (полезным), смотря по развитию его интеллекта, по степени его разумности" (Ф. Ницше) [8].
Нет, такой эгоист не становится злодеем. Проблема необходимости манипуляции решается одновременно с проблемой невозможности чтения мыслей другого человека. Так как чтение мыслей невозможно, то и воздействия: общение, обучение и т.д. - суть манипуляции. Однако в некоторой степени, говорят нлперы, мы все-таки можем проникнуть в мир другого человека (Еще о чтении мыслей: Чжуан-цзы и Хуй Ши прогуливались по мосту через реку Хао. Чжуан-цзы сказал: "С каким наслаждением эти ельцы играют в воде - в этом удовольствие рыб". "Ты ведь не рыба, откуда тебе знать, в чем ее удовольствие?" - спросил Хуй Ши. "Ты ведь не я, - возразил Чжуан-цзы, - откуда тебе знать, что я не знаю, в чем удовольствие рыбы?" "Я действительно не ты, - ответил Хуй Ши, - и, безусловно, тебя не знаю; однако ты, несомненно, не рыба и ни в коей мере не можешь знать, в чем ее удовольствие". На это Чжуан-цзы ответил: "Вернемся, пожалуйста, к началу нашего спора. Ты сказал мне такие слова: "Откуда тебе знать, в чем удовольствие рыбы?" Это значит, что ты уже знал, что я знаю это, и поэтому спросил меня. А я это узнал во время нашей прогулки над рекой Хао"[9].
Мы можем понять его с помощью его речи, с помощью его физиологии. Более того, любая коммуникация подразумевает подстройку, синхронизацию, раппорт - и при таких гармоничных, взаимопредсказуемых взаимодействиях ни о каком управлении без ведома другого речи быть не может. То есть общение остается манипулятивным, но предсказуемость делает его взаимовыгодным.
В результате появляется возможность приводить психологические переговоры к модели "Выигрыш-выигрыш" и соответствовать пожеланию Монтеня:
"Я держусь того мнения, что наиболее достойная деятельность - это служить обществу и приносить пользу многим. Fructus enim ingenii et virtutis omnisque praestantiae tum maximus accipitur, cum in proximum quemque confertur." (Плоды таланта, доблести и всякого нашего дарования кажутся нам наиболее сладкими, когда они приносят пользу кому-нибудь из близких. - лат.) (М. Монтень) [6].

Симулякр

мы должны удвоить язык, перейти к уловкам, хитростям, симулякрам
Ж.Деррида

Благожелательная симуляция.
Часто в общении с людьми необходимо из
благожелательности симулировать…
Ф. Ницше

НЛП, конечно далеко от постструктурализма. Это все-таки техника.
"Как выйти за пределы "подчинения" смыслу (философского) логоса в его тотальности? Может быть - с помощью высшего письма: "Я пишу, чтобы аннулировать в себе самом игру подчиненных операций (это, в общем и целом, излишне)" (MM). Всего лишь может быть, и "это, в общем и целом, излишне", потому что письмо это не должно обнадеживать нас ни в чем, оно не дает нам никакой достоверности, никакого результата, никакой выгоды. Оно абсолютно авантюрно: это какой-то шанс, а не техника" (Ж.Деррида) [1].
НЛПеры готовы идти на хитрости, надевать маски. Так, Ричард Бендлер, Джон Гриндер в книге "Из лягушек - в принцы (Вводный курс НЛП тренинга) " пишут:
"Верите вы этому? Да, это ложь. Все, что мы собираемся вам здесь сказать- это ложь. Поскольку у вас нет требований к истинным и точным понятиям, на этом семинаре мы постоянно будем вам лгать. Между точными и другими учителями существует лишь два различия. Первое: мы на наших семинарах в самом начале предупреждаем, что все, что мы скажем, будет ложью, а другие учителя этого не делают. Большинство из них верит в то, что провозглашает, не осознавая искусственности своих утверждений.
Второе отличие состоит в том, что провозглашает, не осознавая искусственности вы будете действовать так, как будто наши утверждения действительно истинны, то убедитесь, что они работают".
Но за этим стоит большая серьезность, затаенный смысл. Наглядная польза. Тут подходит то же различие, что Деррида указывал для Батая:
"А суверенная трансгрессия есть редукция этой редукции: не редукция к смыслу, но редукция смысла" [1].
То есть НЛП - это просто редукция к смыслу.
НЛП - это игра, но с пользой как у софистов:
"Эпидейксис (эпидейксис), представление, исполнение, показывание -- так называется выступление софиста. И он располагает, как уже было показано, репертуаром для своих представлений. Он получает за них гонорар -- речь идет о вещах, предлагаемых по твердой цене: так, например, 50 драхм за выступление Продика. Горгий получал столь высокие гонорары, что мог позволить себе заказать собственную массивную золотую статую и посвятить ее богу в Дельфах. Странствующие софисты, как Протагор, пользуются баснословным успехом. Целое событие -- когда знаменитость из них удостаивает своим посещением какой-нибудь город. На них взирают как на чудотворцев, их сравнивают с борцами, короче говоря, деятельность софистов попадает полностью в сферу спорта. Зрители рукоплещут им, и каждый удачный ход встречается смехом. Эта чистая игра: соперники ловят друг друга в свои словесные сети, отправляют в нокаут, похваляются, что ответы на их неизменно каверзные вопросы всегда будут ложными".
НЛП - это смех, но смех нацеленный как у Умберто Эко.
Умберто Эко в "Имени Розы" устами Вильгельма говорит: "Хорхе совершил дьявольские деяния потому, что он так сладострастно любил свою правоту, что полагал, будто все позволено тому, кто борется с неправотой. Хорхе боялся второй книги Аристотеля потому, что она, вероятно, учила преображать любую истину, дабы не становиться рабами собственных убеждений. Должно быть, обязанность всякого, кто любит людей, - учить смеяться над истиной, учить смеяться саму истину, так как единственная твердая истина - что надо освобождаться от нездоровой страсти к истине" [11].
Ф. Ницше так отзывался об игре со смыслом и смехом:
"Удовольствие от бессмыслицы. Как может человек иметь удовольствие от бессмыслицы? А ведь всегда, когда на свете смеются, это имеет место; и можно даже сказать, что почти всюду, где есть счастье, есть и удовольствие от бессмыслицы. Выворачивание опыта наизнанку, превращение целесообразного в бесцельное, необходимого в произвольное, но притом так, что этот процесс не причиняет никакого вреда и лишь воображается из шаловливости, доставляет наслаждение, потому что это на мгновение освобождает нас от власти необходимого, целесообразного и опытно данного, в которых мы обыкновенно видим неумолимых владык; мы играем и смеемся, когда ожидаемое (которое обычно тревожит и беспокоит нас) осуществляется без вреда для нас. Это есть радость рабов на празднествах сатурналий" [8].
А у Дерриды смех аристократичен:
"Смех над философией (над гегельянством) - именно такую форму принимает пробуждение - взывает отныне к полной "дисциплине", к тому "методу медитации", который признает пути философа, понимает его игру, ловчит с его уловками, манипулирует его картами, предоставляет ему развертывать свою стратегию, присваивает себе его тексты. Затем, благодаря этому подготовительному труду (а философия по Батаю и есть труд как таковой), но порывая с ней стремительно, украдкой и непредвиденно - предательство или отстранение, - взрыв смеха. Звучащий сухо" [1].
и далее:
"Далеко не будучи какой-то абстрактной негативностью, суверенность - абсолют выставления на кон - должна серьезность смысла заставить предстать в качестве некоторой абстракции, вписанной в ее игру. Смех, конституирующий суверенность в ее отношении к смерти, не является негативностью, как кое-кто сумел сказать. И он смеется над собой, "высший" ("majeur") смех смеется над смехом "низшим" ("mineur") - потому что суверенная операция также нуждается в жизни (той, что спаивает воедино две жизни), чтобы соотнестись с собой в наслаждении самой собой. Следовательно, она должна каким-то образом симулировать абсолютный риск и в то же время высмеивать этот симулякр. В той комедии, которую она таким образом для себя разыгрывает, взрыв смеха оказывается тем смехотворным пустяком, в котором совершенно пропадает всякий смысл" [1].
"Что смешно, так это подчинение очевидности смысла, силе этого императива: чтобы непременно наличествовал какой-то смысл, чтобы ничто не было окончательно утрачено в смерти, чтобы последняя к тому же принимала значение "абстрактной негативности", чтобы всегда был возможен такой труд, который, откладывая наслаждение, наделяет выставление на кон смыслом, серьезностью и истиной"[1].
Конечно, при деконструкции отказ от смысла наиболее существенен. Тем не менее можно отметить, что в НЛП есть выставление на кон серьезности:
"Застревание на определенном способе понимания мира -- каким бы он ни был -- является причиной трех главных человеческих болезней, с которыми я хотел бы что-нибудь сделать. Первая -- это серьезность, как в выражении "мертвецки серьезно". Если вы решаете, что хотите что-либо сделать -- прекрасно, но серьезное отношение к этому только ослепит вас и встанет у вас на пути.
Правота или уверенность -- это вторая болезнь. Уверенность -- это когда люди перестают думать и замечать. Всякий раз, когда вы чувствуете себя абсолютно уверенным в чем-либо, это верный знак, что вы что-то упустили. Иногда удобно сознательно игнорировать что-то некоторое время; но если вы абсолютно уверены -- возможно, вы упустите это навсегда.
Уверенности легко прокрасться в вас. Даже неуверенные люди тоже обычно уверены в этом. Они либо уверены, что уверены, либо уверены, что не уверены. Редко находится человек, неуверенный в своих сомнениях или неуверенный в своей уверенности. Такое переживание можно создать, но встречается оно редко. Вы можете спросить человека:"Достаточно ли вы уверены, чтобы сомневаться?" Это глупый вопрос, но после того, как вы его зададите, он уже больше никогда не будет уверен.
Третья болезнь -- это важность, и самое худшее - собственная важность. Как только что-то одно приобретает важность, все остальное -- теряет. Важность -- прекрасный способ оправдать посредственность и деструктивность или любое другое поведение, достаточно неприятное, чтобы нуждаться в оправдании" .

А также сходен сам подход - рискованный подход:
"Скользить к чему? К каким-то другим словам, к другим объектам, конечно же, которые возвещают суверенность. Это скольжение сопряжено с риском. Но раз оно так ориентировано, то идет оно на риск смысла и утраты суверенности в фигуре дискурса. Рискует придать смысл. Признать правоту и разумность. Разума. Философии. Гегеля, который всегда оказывается прав, как только мы раскрываем рот, чтобы артикулировать смысл. Чтобы подставить себя этому риску в языке, пойти на него, чтобы спасти то, что не хочет быть спасенным - возможность абсолютных игры и риска, - мы должны удвоить язык, перейти к уловкам, хитростям, симулякрам. К маскам: "То, что не является рабским, непроизносимо: повод для смеха... то же самое с экстазом. То, что не является полезным, должно скрываться (под маской)"[1]
Иначе говоря, в НЛП начинается со смеха, с игры, а кончается серьезным, принятием (смотри "как если бы" в конце главы 3.1.), а у Дерриды все идет от серьезности к смеху:
"некое безоговорочное сообщничество сопровождает гегелевский дискурс, "принимает его всерьез" до конца, без какого бы то ни было возражения в философской форме, и в то же время некий взрыв смеха выходит за его пределы, уничтожает его смысл, в любом случае отмечает ту точку "опыта", в которой он сам себя расшатывает, а сделать это можно, лишь хорошо видя и зная, над чем смеются"[1].

....

В заключение можно сказать, что для полноты картины стоило бы добавить такие основополагающие темы, как модели мышления и кибернетика, как моделирование сознания, уделить большее внимание лингвистике и пр. Тем не менее в рамках реферата анализ НЛП показал широкую заимствованность философской базы. Активно используются наработки философов, начиная от восточных мудрецов, греческих философов, софистов и кончая современными философами.
Можно заметить, что выросшая популярность НЛП вызвана актуальностью техничности a la компьютер и популярностью идей всеобщей терпимости в связи с многообразием культур и мировоззрений.
Получит ли НЛП повсеместное развитие? Есть мнение, что нет:
Часть идей, питающих это направление, могут быть ассимилированы обществом и стать банальными и без НЛП. Как пример можно привести ставшую популярной идею обратной связи. Другие же идеи, питающие целые направления практической психологии, не могут органически вписаться в НЛП. Например, идеализм и "солипсизм-без-тени-сомнения" питает Симорон, а диалектика дала пищу такому направлению как ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач).
Можно ли говорить, что концепция НЛП проста, очевидна, банальна, и во многом преодолена целым рядом философов в их поисках? В общем, да. У современных философов больше свободы в игре со смыслом и с пользой.
"Итак, с одной стороны имеется вульгарная ткань абсолютного знания, с другой - смертельное отверстие глаза. Текст и взгляд. Рабство смысла и пробуждение для смерти. Письмо низшее и письмо высшее.
От одного к другому, совершенно другому, тянется определенный текст. Который в молчании прослеживает структуру глаза, обрисовывает это отверстие, отваживается сплести "абсолютную разорванность", абсолютно разрывает собственную ткань, вновь сделавшуюся "плотной" и рабской вследствие того, что она дала прочесть себя еще раз" (Ж. Деррида)
.

 

Полный текст статьи >>>

 

Холодинамика и НЛП: две карты одной территории

Первый шаг. Техника "Наилучшее решение для всех"

В. Стрелкин


Введение

НЛП выросло из наблюдения за работой лучших из лучших психотерапевтов 70-х годов и выявления глубинной структуры в их вербальном и невербальном поведении. В результате были получены изящные модели, которые позволили обучать навыкам эффективной коммуникации, которые раньше были доступны единицам.

Холодинамика родилась из совмещения идей квантовой физики и необходимости реальной помощи людям, страдающим от наркотической зависимости. В результате этой работы были сформулированы базовые принципы холодинамики и весь накопленный опыт сведен к ясному описанию самых необходимых процессов, которые приводят к изменениям.

Каждому из этих направлений чуть более 30 лет от роду. Места, где они возникли, расположены рядом - город Санта-Круз и город Сан-Диего в штате Калифорния, США. Оба они претендуют на нечто большее, чем просто одно из направлений практической психологии. И вполне заслуженно!

 

Сходства и различия

Одним из наиболее сильных сторон НЛП является создание языка, который подходит для описания деятельности сознания, и, следовательно, различных методик работы с сознанием (и с бессознательным) с целью получения решения проблем (это то, чем является психология и психотерапия, с моей точки зрения)

И НЛП, и Холодинамика являются универсальными подходами в работе с человеческой личностью.

Итак, ТЕРРИТОРИЯ, которую изучают и описывают данные направления, является человеческая личность и коммуникация (как внутренняя - "тихо сам с собою", так и внешняя - я с другим или с другими).

НЛП фокусируется на детальной проработке поведенческих навыков. Исторически поднимаясь по логическим уровням снизу вверх от работы с поведением к способностям и через убеждения к личностному своеобразию. При этом чрезвычайно важным моментом является сенсорность описания наблюдаемых явлений.

Холодинамика сосредоточена на уровне миссии и личностного своеобразия. И основные вопросы при работе с проблемами звучат так: "Чему научил тебя этот опыт?" и "Какой потенциал ждет своего раскрытия в данной ситуации?"

В качестве первого шага приведу технику "Наилучшее решение для Всех", которая включает в себя некоторые идеи НЛП и Холодинамки.

Техника "Наилучшее решение для всех"
В. Стрелкин

Что такое пространственный якорь, надеюсь, читатели помнят! В нашем случае - это листок бумаги, который отмечает одну из позиций!

В данной технике используются три позиции: "Проблема/Симптом", "Решение", "Наилучшее решение для всех".

Если брать параллели с моделью SCORE в НЛП, то я заменил пункт "Цель" на пункт "Решение". Так как это слово кроме цели, которую нужно достичь, включает в себя еще и способ, которым эта цель будет достигаться!

Позиция "Наилучшее решение для всех" - это то, что предлагает Холодинамика. Мы используем силу нашего мышления - мы фокусируемся на поиске наилучшего решения, т.е. на ПОТЕНЦИАЛЕ данной ситуации!

Наилучшее решение совсем не означает компромисс. Холодинамический подход предполагает, что мы на земле для того, чтобы накапливать опыт. И для нашего внутреннего, духовного роста нам совсем не обязательно нужны тепличные условия. А чаще всего как раз наоборот! Как говорил Серафим Саровский: "Наверно боженька меня не любит - третий месяц испытания не посылает".

Пошаговые инструкции к технике "Наилучшее решение для всех"

1. Возьмите три листа бумаги, напишите на первом - "Проблема/Симптом", на втором - "Решение" и на третьем - "Наилучшее решение для всех".
2. Расположите эти листочки на полу так, что бы между ними было расстояние примерно в один шаг.
3. Встаньте на лист "Проблема/Симптом" и опишите вслух, в чем состоит проблема. Отметьте свои ощущения.
4. Перейдите на лист "Решение". Дайте себе некоторое время для того, чтобы настроиться на поиск решения не только на уровне сознания, но и на уровне тела. Опишите, каким может быть решение проблемы.
5. Перейдите на лист "Наилучшее решение для Всех". Постойте некоторое время в молчании. Полезно мысленно раздвинуть границы своего тела. Посмотрите на ситуацию и людей, которые в нее включены, с данной перспективы. Опишите, каким может быть наилучшее решение для всех. Запомните свои ощущения.
6. Соберите листочки
7. Уделите некоторое время тому, чтобы сделать новое решение своим ПОЛНОСТЬЮ. Для этого мысленно представьте, что вы выполняете найденные действия сначала со стороны, а потом глядя из своих глаз.

Примечание.
В данном упражнении приведена только мета-стратегия, т.е. "крупные" блоки. Для шагов 4, 5, 7 может потребоваться "встраивание" микро-стратегий. Но это тема отдельного разговора.


© Виктор Стрелкин, Тренер НЛП,
Мастер-Учитель Холодинамики,
психолог-консультант
Май, 2002



В рамках фестиваля психологического мастерства "Белые ночи"


16 - 22 июня. Интегральная тренинговая программа "Холодинамика+"

 

Интегральная тренинговая программа основана на методиках глубинной трансформации и направлена на освоение современных подходов комплексного решения проблем личностного развития.

 

Основные темы 6-ти тренинговых дней
1. Холодинамика с ее мощными и экологичными подходами в раскрытии потенциала личности и общества
2. Квантовая Психология, которая описывает приложение новой научной парадигмы к нашей повседневной жизни .
3. Магия Творчества - интеграция походов НЛП и Холодинамики, уникальные подходы для построения Будущего.

 

В течении этих дней каждый из Вас получит значимые для себя результаты. Обучаясь процессам холодинамики, соединяясь со своим духовным центром, мы вносим удивительные перемены в свою жизнь!

Для кого
Участие в данной программе будет полезно и профессиональным психологам, и людям, которые стремятся раскрыть и реализовать свои возможности!

Как показывает практика, когда психологический рост затрагивает глубинные пласты психики, которые складывались на протяжении тысячелетий, это вызывает мощный резонанс в жизни и участников, и ведущих.

Преимущества
Участие в данном проекте дает возможность совместить интенсивное обучение с отдыхом в живописном месте под Санкт-Петербургом - нетронутая природа, живая вода, свежий воздух, огонь костров и все это на фоне Белой ночи...


Ведущие
Виктор СТРЕЛКИН, тренер НЛП, Мастер-Учитель Холодинамики, психолог-консультант, директор Международного Центра Развития

Елена ШУГАЛЕЙ, мастер-практик НЛП, автор уникальных программ по развитию памяти, интеллекта, методик скорочтения.
Участие остальных тренеров и специалистов уточняется

Программа
16-18 июня - заезд, размещение
знакомство с духом места - церемония открытия
Квантовая психология
Магия Творчества
Холодинамика. Фаза 1
Сенситив
Работа со сновидениями


19-20 июня Квантовая психология
Магия Творчества
Холодинамика. Фаза 2
Сенситив, работа с субъективным временем, творческие состояния сознания
Феноменология


21-22 июня Интеграция и психосинтез
Потенциализация (работа с Будущим)
Закрытие лагеря, отъезд

 

Сбор участников
16 июня в Санкт-Петербурге у станции метро "Московская" в 14:00

График
16 июня заезд, размещение и открытие лагеря
17-21 июня основная программа
22 июня закрытие лагеря и отъезд в 16:00

Место проведения
Турбаза под Лугой в 110 км от Санкт-Петербурга.
Летние домики на 3-4 чел., сосновый лес, озеро

Стоимость
Обучение, проживание, 3-х разовое питание, доставка от СПб и обратно
Вариант "эконом" - 150 у.е.
Вариант "комфорт" - 250 у.е.

до 4 июня необходимо внести предоплату в размере 50 у.е.

 

Материалы
После регистрации и внесении предоплаты вам будут высланы материалы к тренингу:
1. Анкета
2. Инструкции по составлению генограммы - схемы вашей родословной
3. Вопросы к генограмме

 

Координаты организаторов

Елена Шугалей
тел.: (812) 550-86-86, e-mail: elena@humans.ru

Виктор Стрелкин
Тел.: (812) 159-13-89 E-mail: vstrelkin@mail.ru

Заявки принимаются до 3 июня.
Если вы приняли решение о поездки позже - звоните.
При наличии свободных мест на турбазе мы вас обязательно примем!

 

До встречи на Фестивале!

center@humans.ru

 

Материалы сообществ по психологии

 

Автобиографический рассказ В.М. Элькина "Опера хромых. (Опыт преодоления)..."


«Удача- это переход от одной неудачи к другой с возрастающим энтузиазмом!»

У. Черчилль


Я спешу. Сегодня у меня большие планы. Надо успеть сделать сеанс музыкотерапии. Надо рассказать о новых идеях друзьям, надо скорее написать книгу.
Я спешу. Но на пути этих срочных дел встает жестокая жизнь. Я перехожу улицу и замечаю мчащуюся с моста машину – так мчатся только на гонках - мелькает мысль, надо успеть, мне ведь осталось пройти только два шага...
Но я не успел сделать эти два шага до тротуара - они отделяли меня от обычной жизни, оказывается прекрасной, несмотря на огорчения и переживания...
Я решил изучить свое состояние и запомнить навсегда.
...солнце тогда мне казалось черным, потому что я жил в трагическом мире боли и страха.. .
...ноги визжали от боли всегда - да и сейчас это часто делают...
...воздух – морозный, свежий, крепкий воздух казался мне густым и вязким...
Теперь я вошел в группу хромых. Среди нас есть замечательные люди. Хромой от рождения Байрон стал замечательным пловцом, и итальянцы звали его ЧЕЛОВЕК- РЫБА.
Парализованный Николай Островский ВСЕГДА УЛЫБАЛСЯ.
Милтон Эриксон сидел в инвалидном кресле. В 18 лет он думал, как было бы хорошо, если бы заскрипело это кресло. Через несколько месяцев оно ЗАСКРИПЕЛО и он снял проявления паралича. Герой картины Рибера - колченожка. Мальчик с изуродованными ступнями громко неудержимо хохочет. Эта картина - символ преодоления.
Мы, хромые, скорбные ножками, - очень упрямые, активные и веселые люди...
>>>

 

В ногах правды... нет?

Е. Шубина

 

Этот рассказ был любезно предоставлен Институту Танатотерапии петербургским психологом, музыкотерапевтом Владимиром Михайловичем Элькиным, который не только щедро поделился с нами своими глубокими личными переживаниями и опытом тяжелого испытания, но и задал интересный вопрос, который сам сформулировал так. Почему хромые люди или люди, пережившие тяжелые травмы ног, так хорошо психологически и социально "скомпенсированы"? (В терминах телесно-ориентированной терапии мы бы назвали это "заземлением").
Попытаемся ответить на поставленный вопрос.


В ногах правды… нет???

Что вы называете "заземлением чувств"?
Термин "заземление" пришел к нам из области телесно-ориентированной психотерапии, хотя его аналоги ("укоренение") известны давно из восточных практик. "Заземление чувств" означает, прежде всего, контакт с чувствами (своими, или своего клиента), а это, в свою очередь, - предполагает и осознание чувств, и отсутствие блокирования телесных проявлений этих чувств.
Из интервью Владимира Баскакова "Психологической газете".

Почувствовать землю под ногами может только тот, кто хоть однажды ее терял.
"Вы не "ведете борьбу" за то, чтобы ваше сердце билось или ноги двигались; точно так же не ведется "борьба" за искание правды" - писал Вильгельм Райх. А если все как раз наоборот и каждый день, каждая минута пронизана борьбой за каждое движение, каждый вздох? Таким людям приходится осознавать и отстаивать свою правду - правду быть инвалидом в обществе, приспособленном только для здоровых людей.
Как не странно смирится с фактом необходимости бороться за свое выживание и здоровье бывает проще, чем решить психологическую проблему на работе или в семье. Каким бы тяжелым не был период первичной адаптации, травма все равно является данностью, неизменной величиной и рано или поздно человек принимает ее и начинает вести тот образ жизни, который для него возможен. Это принятие реальности, а также те компенсаторные реакции тела и психики, которые неизменно возникают в процессе принятия, и есть то самое "заземление", которое отмечает Элькин, и о котором говорят многие специалисты-психологи, работающие с инвалидами.
В обычном состоянии здоровья человек не замечает своего тела и вполне может "забывать" о некоторых его частях. Для телесно-ориентированного терапевта такая забывчивость - сигнал. Здесь зона проблемы! Так же и чрезмерная акцентуация указывает на психологический дисбаланс. Характерно, что при диагностике методом рисуночного теста люди с травмами ног всегда стабилизируют и укрепляют "зону земли". В образе тела таких людей всегда присутствуют сильные и здоровые ноги (редкие исключения наблюдаются тогда, когда человек потерял ноги уже длительное время назад или напротив, совсем недавно, и пока не может смириться с приобретенной неполноценностью). Специалисты считают, что это указывает на выведение проблемы инвалидности из зоны повышенного внимания. Это своеобразный завершенный гештальт, в котором пострадавшие ноги уже точка отсчета нового этапа жизни. С переломом ног здесь "переламываются" и многие проблемы, переживания, страхи…
В ногах, являющихся, как нам известно, оплотом стабильности, а также в коленях содержаться еще и страхи (говорят: "душа от страха ушла в пятки", "присел от страха", "ноги подкосились", "колени задрожали"). (В. Баскаков "Русское тело")
Природу страха, обращаясь к концепции танатотерапии, можно объяснить с позиции взаимодействия энергий "инь" и "янь". Точка "максимального кипения" одного из видов энергий всегда выводит на ее противоположность. Так и страх, боль, ужас - любое сильное чувство, достигнув максимума - гасится, растворяется, перерождается в свою противоположность. В противном случае оно бы просто испепелила свою жертву.
Страх потерять способность ходить имеет смысл только тогда, когда такая перспектива возможна, но не неизбежна. Когда эта способность уже потеряна, включаются механизмы защиты и противостояния. Они изначально позитивны и имеют колоссальный энергетический потенциал.
Энергия не может исчезнуть бесследно, она может только трансформироваться. Зачастую тело, которое не в состоянии подарить личности радость полноценного движения, направляет принадлежащую ему энергию в "зону творчества и развития". Мы знаем не мало случаев, когда человек, который в состоянии здоровья бездарно растрачивал свой потенциал, вдруг позитивно перестраивал свою жизнь, став инвалидом, узнав о тяжелой болезни. Врачам часто приходится слышать от умирающих - эх, вернуть бы все назад, разве так бы я прожил свою жизнь…
Вспомните, как трудно даются маленькому ребенку первые самостоятельные шаги и сколько восторга они доставляют. Для человека с травмами ног даже самые болезненные шаги - такая же радость. Маленький ребенок сосредоточен, ведь любое неверное движение и он уже на полу. Первые шаги взрослого тоже требуют колоссальной концентрации, но дают столько же радости, самоуважения, благодарности жизни.
Ноги, вообще, имеют сильнейшие архетипические завязки со сферой чувств, причем чувств не мнимых и сиюминутных, а истинных и основополагающих.
Вспомним хотя бы известные сказки. Для Русалочки Андерсена обретение ног значило обретение сильных чувств - любви Принца. В другой сказке - о "Красных башмачках", девочка вопреки нормам общества и мнению своей покровительницы приобретает красные башмачки, в которых ноги сами несут ее в пляс. Но башмачки заколдованные и когда девочка понимает, что не может остановиться, то просит палача отрубить ей ноги в проклятых башмачках. Героиня этой сказки предпочитает потерять ноги лишь бы не потерять всю себя. Так же и Русалочка готова терпеть сильнейшую боль (в ногах!) лишь бы не потерять самого главного - свою любовь.
Обувь и собственно ноги, безусловно, следует рассматривать в единстве. Обувь в старину имела куда более важное значение, чем сейчас. Она не только подчеркивала социальное положение, но и была гарантией выживания и сохранения здоровья. Функция обуви - защита того, что дают нам ноги. Не случайно во многих сказках, самая известная из которых, конечно же "Золушка", героини с потерей обуви теряют и свою защиту, а возвращение туфельки для Золушки означает счастливое избавление от злой мачехи и обретение любви.
Также и посох (в худшем его воплощении - костыль) имеет свое очень важное значение - поддержки, укоренения и все того же заземления. С посохом ходили почтенные старцы, мудрецы, правители. В некоторых сказках посох наделяли волшебной силой. Сила - это еще одна функция, за которую отвечают ноги.
Вспомним выражения "встать на ноги", "крепко стоять на ногах" - значит обрести стабильность, повзрослеть, иметь убеждения, отвечать за себя и за других. В культуре ведения боя не принято наносить удары упавшему человеку. Если ты стоишь на ногах, значит у тебя есть сила. В русских сказаниях и былинах обретение и демонстрация силы часто связана со сменой положения тела, с подъемом на ноги. Так Илья Муромец пролежав на печи 33 года, встал на ноги и стал богатырем. Большая часть сказочных чудищ, кощеев, драконов благополучно спали до тех пор, пока принцы и богатыри их не разбудили (смена положения тела) и вызвали на бой.
Отнять ноги - значит отнять силу ("ноги отнялись"). Поставить ногу на человека - значит унизить его. Так же унизителен приказ "к ноге".
В тоже время, сообщая неожиданную или трагическую весть мы предлагаем человеку сесть, тем самым, как бы защищая ноги. Если "ноги подкосились", то человек теряет силу. Так же и процесс умирания сопровождается, в первую очередь, уходом силы и чувствительности из ног.
В традиционных народных игрищах всегда присутствовали драки на бревне, которое позже стало и спортивным снарядом. Это испытание на силу ног, устойчивость, координацию. Аналог бревна - психотерапевтическое упражнение "веревочка". Невротику всегда трудно пройти по разложенной на полу веревочке, это порождает в нем массу страхов и невротических реакций.
В тоже время ноги - символ подвижности, а подвижность архетипически связана со свободой. Так потеряв то, что защищало ноги - туфельку, Золушка потеряла и свою свободу, в том числе свободу выбора. Слово "путы" (на ноги) имеет один корень со словом "путник" - случайно ли?
Встать на ноги (даже на костыли) после тяжелой травмы невозможно без колоссальной работы над собой. В постоянном преодолении недуга человек усиливает "зону ног". Встать на ноги для него не возможно без проработки всего накопленного за период эволюции тела потенциала. Возможно, именно в этом и кроется причина хорошего "заземления".


Советуем прочитать:

 

Владимир БАСКАКОВ "Русское тело" (к постановке проблемы телесно-ориентированного анализа национального характера) в хрестоматии по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике (ред.-сост. В.Ю. Баскаков)
Москва, Смысл, 2000

 

Филипп АРЬЕС "Человек перед лицом смерти".
Москва, Издательская группа "Прогресс", "Прогресс-Академия", 1992

 

Кларисса Пинкола ЭСТЕС "Бегущая с волками" (женский архетип в мифах и сказаниях)
"София" ИД "Гелиос", 2001


Д. Покровский "КАРТА ВРЕМЕНИ"
Глава из книги по альт-психологии "Я истекаю вселенной".
Конечно, каждый из нас всегда может определить свое время по часам или по календарю. Но насколько далеко мы можем заглянуть таким способом в свое прошлое или будущее и, более того, насколько полно можем представить себя во времени вообще и соотнестись с ним в целом? Лично для меня установка «здесь и сейчас» содержит в себе определенную прелесть только в том случае, если она рассматривается как часть целого «везде и всегда». В 1986 г. издательство «Знание» выпустило книгу американского биолога Карла Сагана «Драконы Эдема», где он рассуждает об эволюции человеческого разума. А для большей наглядности и полноты восприятия своих рассуждений, автор предлагает читательскому вниманию оригинальный метод, который так и называется «Метод Карла Сагана». Для начала ученый упоминает о таком чрезвычайном событии, как Большой Взрыв – взрыв, в котором участвовала вся материя и вся энергия мироздания. Большой взрыв мог быть началом нашей Вселенной или же разрывом во времени, когда погибла вся информация об ее истории. С более или менее достоверной точностью науке известно, что Большой Взрыв произошел 15 миллиардов лет назад. Этот промежуток времени Карл Саган спрессовал в один год. Подобным образом поступают картографы, уменьшая истинные размеры пространства до определенных масштабов «Приходишь в замешательство, когда видишь, что Земля выделилась из звездной материи не раньше начала сентября, динозавры появились в канун рождества, цветы расцвели 28 декабря, а люди ведут свое происхождение с 22 часов 30 минут последнего предновогоднего дня. Вся зафиксированная история человечества занимает последние десять секунд 31 декабря, а все, что произошло с конца средних веков до настоящего момента занимает меньше, чем 1 секунда!». Однажды я подумал, что материя моего личного тела, подобно материи всей Вселенной, в один прекрасный момент тоже претерпела взрыв, пусть и не такой Большой, но все же... Это был Маленький Взрыв. >>>

 

ВСЕЛЕННАЯ - СФЕРА ДРУЖЕСТВЕННАЯ! :-)


Рассылки проекта http://www.humans.ru/

Адрес проекта: http://www.humans.ru/

Ведущий проекта: Елена Шугалей elena@humans.ru



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное