До
и во
время выполнения задания клиент получает несколько отчетов о ходе
консультирования:
-
отчет, в котором предлагалось задание, основанное на быстром
диагностическом
исследовании;
-
отчеты о ходе работ, количество и объем которых колеблются и где могут
предлагаться модификации определения проблемы и планов осуществления
задания;
-отчеты
и документацию, связанные с представлением предложений вниманию клиента
до
начала внедрения.
Каков
бы ни был характер промежуточных отчетов, имеется заключительный отчет
по
заданию, который подготавливается к моменту завершения работы в
организации-клиенте.
При
относительно коротких заданиях отчетом для клиента может быть
единственный
отчет всеобъемлющего характера. При более долгосрочных заданиях он может
содержать упоминания о предыдущих отчетах и касаться подробностей лишь
тех
событий, которые произошли после написания последнего из них. Во всех
случаях как завершающий отчет он ''подчищает все хвосты" и охватывает
все
факты и утверждения, имеющие существенное значение при завершении
задания.
Кроме
короткого всеобъемлющего обзора выполненной работы, заключительный
отчет -
обзор выполненной работы, указывающий на реальные преимущества,
полученные в
результате изменений, и содержащий рекомендации о том, что нужно
предпринимать или избегать в будущем.
Оценка
полученных преимуществ приводится в заключительном отчете, если он носит
практический характер, т.е. если консультант покидает клиента после
периода
внедрения, нуждающегося в оценке.
В
других случаях, как уже указывалось, она может быть представлена
позднее.
Оценивая реальные преимущества, консультант демонстрирует
правильность и
точность как предварительной оценки, которая дается при предъявлении
задания
клиенту в качестве предложения, так и оценки альтернативных решений,
предъявляемых клиенту для решения перед фазой внедрения.
Ясно,
что оценка преимуществ даст объективную информацию, только если
внедрение
продвинулось достаточно далеко, а условия работы нового метода и системы
стали нормальными и стабильными.
Консультант подчеркивает прямые выгоды, полученные в результате
выполнения
задания, и оставляет рассмотрение косвенных выгод, например отсутствие
роста
постоянных издержек, клиенту.
Представляя преимущества, в отчете нужно особо выделить поддающиеся
измерению экономические, финансовые и социальные выгоды, которые были
или
будут получены в результате повышения эффективности работы.
Однако
отчет должен также содержать описание новых умений, навыков, систем и
форм
поведения, возникших при выполнении задания, и подчеркивать их влияние
на
рост эффективности работы.
Включать или не включать оценку процесса консультирования в
заключительный
отчет, нужно решать в каждом конкретном случае.
Если
клиент может извлечь из этого урок на будущее или если его поведение во
время выполнения задания привело к получению результатов выше или ниже
среднего, желательно сделать это.
Стороны
должны договориться, насколько детальна и открыта будет эта часть и
какие
вопросы следовало бы обсудить, но не включать в заключительный
отчет.
Хотя
работа консультанта завершена, он показывает клиенту организацию в
перспективе, указывая на возможные дальнейшие усовершенствования, узкие
места, факторы риска, необходимые мероприятия и т.д. В любом случае он
должен высказать предложения о том, как новую систему, внедренную с его
помощью, нужно поддерживать, контролировать и развивать после его ухода.
В
заключительном отчете также отражается достигнутое соглашение о
последующих
услугах.
Хороший
отчет по консультированию должен вызывать уважение клиента как
руководство
для дальнейшего развития. Он будет также рад показать его своим коллегам
по
бизнесу и сотрудникам как результат ценной работы.