Продолжаем экскурс в историю с помощью учебного пособия Бориса
Ивановича Есина «История русской журналистики (1703—1917)»
ЖУРНАЛИСТИКА ЭПОХИ
РЕФОРМ 60-Х ГОДОВ
«Современник»
1650—1860
В статьях политического содержания Добролюбов, анализируя
опыт исторического развития передовых европейских стран, приходит к выводу об
общих революционных путях преодоления сопротивления эксплуататорских классов
как в Европе, так и в России («От Москвы до Лейпцига»). Особенность России
должна заключаться только в более решительной и последовательной борьбе с
эксплуатацией, либерально-буржуазным соглашательством.
Чернышевский и Добролюбов достигают большого совершенства в
методах революционной пропаганды. Примером революционной пропаганды в условиях
царизма, жестокой цензуры может служить статья Чернышевского «Не начало ли
перемены?» По форме — это литературно-критическая статья, посвященная народным
рассказам писателя Н. Успенского. Но в эту форму критической статьи
писатель-революционер сумел вложить острую оценку состояния страны, идею
неизбежности революции для удовлетворения справедливых требований русского
народа. По ходу анализа литературных источников Чернышевский цитирует в статье
стихотворение «Песня убогого странничка» из поэмы Некрасова «Коробейники», в
котором есть такие слова:
Я в деревню: мужик! ты тепло ли живешь?
Холодно, странничек, холодно,
Холодно, родименький, холодно!
Я в другую: мужик! хорошо ли ешь, пьешь?
Голодно, странничек, голодно,
Голодно, родименький, голодно! И т.д.
И затем он спрашивает воображаемого крестьянина: «А разве не
можешь ты жить тепло? Да разве нельзя тебе жить сытно, разве плоха земля, если
ты живешь на черноземе, или мало земли вокруг тебя, если она не чернозем, —
чего же ты смотришь?» (ПСС Т.7. С. 874). А ведь вопрос о земле — один из
коренных вопросов русской (да и не только русской) революции.
Стремясь разбить представление о русском мужике как забитом
и пассивном существе, Чернышевский прибегает в статье к аллегории, сравнивая
народ с безропотной смирной лошадью, на которой всю жизнь возят воду. Но
«ездит, ездит лошадь смирно и благоразумно — и вдруг встанет на дыбы или заржет
и понесет...». Так и в жизни самого смирного человека, народа бывают минуты,
когда его нельзя узнать, ибо «не может же на век хватить ему силы холодно
держаться в неприятном положении». Без таких выходок не обойдется смирная
деятельность самой кроткой лошади. Такой порыв это и есть революция, которая «в
пять минут передвинет вас (и себя, разумеется) так далеко вперед, что в целый
час не подвинуться бы мерным, тихим шагом» (там же. С. 881—882). И чтобы не
оставалось у читателя сомнений в том, что речь идет о социальном поведении
людей, Чернышевский призывает вспомнить освободительный порыв народа в Отечественную
войну 1812 г.
Не менее показательны с точки зрения мастерства революционера-публициста статья
«Русский человек на rendez vous» и многие другие. Аллегория, иносказание очень
часто оказывались надежным средством революционной пропаганды.
Бесспорно мастерство Чернышевского, умевшего в подцензурной
печати говорить о революции, воспитывать своими статьями настоящих
революционеров.
Не менее ярко отразились идеи революции в статьях и
рецензиях Добролюбова. В качестве примера можно назвать статью Добролюбова
«Когда же придет настоящий день?», отмеченную горячей симпатией критика к
борцам за счастье народа — Инсарову и Елене Стаховой.
Популярность «Современника» в 60-е годы была исключительно
велика. Тираж журнала доходил до 6—7 тысяч экземпляров. Чернышевский печатал
специальные отчеты о распространении журнала и упрекал те города и местечки,
где не выписывали журнал, не получали ни одного экземпляра, хотя и понимал, что
не все желающие могли найти средства для подписки,
Значение «Современника» в истории русской журналистики
исключительно велико. Это был один из лучших журналов XIX в. Главными его
достоинствами были полное идейное единство, строгая выдержанность направления,
преданность интересам народа, прогресса и социализма. Небывалое значение
приобрела публицистика. Здесь были напечатаны лучшие статьи русской
публицистики, многие стихи Некрасова, роман Чернышевского «Что делать?», здесь
началась сатирическая деятельность великого русского писателя М.Е.
Салтыкова-Щедрина.
Все годы издания «Современника» цензура зорко следила за
ним, в 1862 г.
журнал был приостановлен за революционное направление на шесть месяцев, а в 1866 г., уже после смерти
Добролюбова и ареста Чернышевского, был вовсе закрыт с нарушением
законодательства о печати по личному распоряжению царя.
Лидеры журнала — Некрасов, Чернышевский, Добролюбов имели
исключительный авторитет и влияние на современников. Статьи Чернышевского,
Добролюбова, стихи Некрасова читали с увлечением передовые деятели других
народов, населявших Россию и славянские страны. Дело в том, что процесс развития
освободительных идей в России 60-х годов совпал с пробуждением гражданской
активности народов Украины, Закавказья, Поволжья, частично Средней Азии,
борьбой за национальную и социальную независимость Болгарии, Польши, Сербии и
других славянских народов. Огромно было влияние Чернышевского и Добролюбова на
Л. Каравелова, X. Ботева, С. Сераковского, С. Марковича и многих других. Сама
Россия из оплота реакции становилась важным фактором революционного движения в
Европе.
Последовательная борьба против пережитков феодализма,
угнетения, эксплуатации, иностранного порабощения, критика стратегии и тактики
буржуазных либералов, революционная одушевленность, самоотверженность,
бескорыстие предопределяли это влияние.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 71 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.