Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультанТы. Твори свою жизнь сам Психосоматические симптомы как физиологические последствия э


КонсультанТы. Психосоматические симптомы как физиологические последствия эмоционального напряжения.

КонсультантТы — это люди, работающие с людьми.

ВЫ ХОТИТЕ СТАТЬ ХОРОШИМ КОНСУЛЬТАНТОМ — МЫ ПОМОЖЕМ ВАМ В ЭТОМ! 

Для послеотпускной поры характерны не только теплые дни, прозрачный воздух и яркие краски осени, постепенно заполняющие весь мир. Для осени, как поры межсезонья, характерно повышение восприимчивости людей как к заболеваниям физического плана, так и к психологическим перегрузкам.

Повышенная чувствительность обусловлена многими причинами, не последними из которых является стресс от смены погоды и перехода из отпускного режима в рабочий. Школа, начало занятий в ВУЗах, техникумах и других учебных заведениях приводит в замешательство обилием информации и требований. Уменьшение продолжительности светового дня, похолодание, хмурое небо и дожди, улучшению настроения явно не способствуют. Кроме того, именно в межсезонье происходит обострение различных заболеваний, в возникновении которых не последнюю роль играет отсутствие психологического комфорта — это, так называемые,  психосоматические заболевания.

Необходимо помнить о том, что при ЛЮБОМ заболевании НЕОБХОДИМО ОБРАТИТЬСЯ К ВРАЧУ Безразлично, какое переживание вызвало повышение давления. Важно, что пока психолог помогает разобраться с адаптацией к изменившимся жизненным ситуациям, врач-терапевт должен назначить лечение для снижения давления.

Однако, в этом номере рассылки, мы коснемся не психосоматических заболеваний как таковых, а причины возникновения симптомов, являющихся, по мнению ученых, физиологическими последствиями эмоционального напряжения.

Итак, в этом номере рассылки, мы предлагаем Вам:

1. Описание некоторых телесных изменений при психосоматических заболеваниях.

2. Упражнение, помогающее выявить возникновение каких чувств приводит энергию тела к «слабому звену».

3. Несколько советов  о выборе стратегии работы с клиентом, которому трудно выразить чувство, несущее в себе мощный заряд энергии.

 Описание некоторых телесных изменений при психосоматических заболеваниях.

Каковы телесные изменения в ответ на восприятие угрозы? Будь то сдача серьезного экзамена или бегство от преследователя, многие проявления будут похожи: частота сердечных сокращений увеличивается, сосуды сжимаются, кровяное давление повышается, кровь с большей силой, чем обычно, приливает к мышцам и головному мозгу для того, чтобы принять решение и противостоять или вовремя убежать. Кстати, именно из-за сокращения периферических сосудов, белеет лицо — отсюда и выражение: «Побелеть от гнева». Дыхание становится более глубоким и частым, для того, чтобы к головному мозгу поступало больше кислорода. Зрачки глаз сужаются, чтобы лучше видеть окружающую реальность. Печень

Когда человеку представляется, что опасность может быть побеждена с помощью нападения, эмоцией будет гнев; в таком случае, реакцией будет скорее «борьба», чем «бегство», и возникнут определенные изменения в организме. Ученые выяснили, что при гневе, например, расстояние между глазными веками часто сужается, чтобы ограничить зрение той частью среды, на которую человек предполагает напасть. Когда же ситуация воспринимается таким образом, что с опасностью нельзя справиться с помощью нападения, возникает эмоция страха; или если опасная ситуация интерпретируется как чреватая беспомощностью, возникает ситуация тревоги. Глаза, при этом как правило, широко раскрываются. Вероятно. Чтобы видеть все возможные пути отступления.

 Упражнение, помогающее выявить возникновение каких чувств приводит энергию тела к «слабому звену».

Это упражнение поможет понять как энергия, непроявленная в действии превращается в чувства. Его не стоит делать, если Вы устали. В этом случае оно приведет к расслаблению и отдыху.

Медитировать в ходе упражнения тоже не рекомендуется — если мы решили узнать как возникают психосоматические заболевания, важно быть в контакте со своим телом.

1 упражнение. Сядьте удобно. Положите перед ногами карандаш или палочку — это будет граница, которую нужно будет перешагнуть после окончания упражнения. В течение 10 минут молча, с открытыми глазами, сидите, не двигаясь. В течение всего этого времени наблюдайте за течением энергии в Вашем теле и за возникающими эмоциями. Психологический дискомфорт Вы почувствуете обязательно. Не имея возможности двигаться, Вы сможете проследить изменение своего психологического состояния. Это и есть то самое «незавершенное действие», о котором говорила Б.М. Зейгарник и тот ход энергии, которое гештальтисты называют ретрофлексией — энергия есть, а использовать ее нельзя. После 10 минут, встаньте, перешагните через карандаш-границу и громко выразите свои чувства или мысли, те, которые будут на тот момент (таким образом, действие будет завешено).

Если Вы вдруг почувствуете боль в каком-нибудь месте, упражнение прекратите и постарайтесь незамедлительно выразить агрессию (можно автору упражнения) словами.

Советы консультанту о выборе стратегии:

1. Совет. Если считать, что симптом — это остановка энергии, то в начале работы будет продуктивным определить — когда она остановилась. Бывает так, что энергия действия остановилась во время планирования будущего действия — в этом случае помощью будет разговор о том, что по мнению клиента могло бы привести к желаемому для него результату. Почему-то данное действие для него считается неправильным или невыполнимым. Чаще всего потому, что оно основано на агрессии и может вызвать нежелательные результаты. Таково мнение клиента. Но мы-то с Вами знаем, что это может означать, что человек просто не умеет выражать агрессию. Он не знает как это можно сделать конструктивно, так, чтобы и результата добиться и отношения не порушить.

Вечный пример: клиенту хочется ответить грубостью на грубость начальства. Но он не может этого сделать  по вполне понятным причинам.  Кабинет психолога именно такое место, где это можно сделать. Но в самом начале работы, психолог обязательно должен спросить клиента, согласен ли он на эксперимент? И обязательно предупредить о том, что эта работа с тем, как клиенту представляется картина произошедшего. К настоящему начальнику это может не иметь отношения. К примеру, если начальник говорил со злым лицом — есть некоторая вероятность, что у него болят зубы. Или агрессию вызвала поломка машины. Но наш клиент получил в свой адрес заряд чужой агрессии и ему этот случай видится по-другому. О том, что это может оказаться только его мнением нужно предупредить.

Упражнение.

Вы говорите клиенту: «Представьте произошедший  конфликт наиболее детально и полно». В этом конфликте Вам придется сыграть и себя и конфликтера. Встаньте (или сядьте) как он. Что он говорил Вам и как держался?» Дальше, по сути, клиентом проигрывается ситуация. Происходит то, о чем мы говорили в предыдущем номере рассылки. Задача консультанта тактично поддерживать позицию клиента — ведь то, что он не решается на это действие скорее всего содержит скрытую агрессию.В этом случае можно выразить эту агрессию за него. Сделать это можно в следующей форме: Вы обращаетесь к клиенту со словами: "Можно я побуду Вашим адвокатом на несколько минут?" Получив согласие, Вы обращаетесь к пустому стулу, на котором якобы сидит его начальник и ругаете его (начальника) за грубость, некомпетентность и другие качества, проявление которых стали причиной обиды для вашего клиента. Спросите клиента, что бы его начальник по его мнению сказал бы? Наиболее важным является Ваш вопрос клиенту: "Как бы Вы могли бы изменить свое поведение для того, чтобы чтобы ситуация привела к тому результату, которого Вам бы хотелось?"

Если потребуется, Вы можете коротко проиграть с ним что получится, если его поведение изменится, или он сам может рассказать, как он представляет себе поведение других людей в случае, если его поведение изменится. Основная цель этого упражнения — это приобретение клиентом новых навыков поведения и получение опыта того, что агрессию можно проявлять цивилизованным образом, получая конструктивный результат. Не забывайте, что исходя из идеи проекции, «начальник», которого изображает Ваш клиент — это тоже он сам, только эти качества он сам себе запретил.

Совет 2.  Попытайтесь выяснить мнение клиента о том, от чего предостерег бы его симптом, если умел бы разговаривать? Как изменяется его жизнь, когда проявляется симптом?

Совет 3. Используйте методы арт-терапии.

Мы ждем Ваших рассказов о Ваших сессиях. С удовольствием ответим на все вопросы, если они возникают.

Если Вы хотите узнать о консультировании больше, Вы можете выбрать программу "Основы психологического консультирования" и обучиться у нас в НОУ ДПО «Высшая школа психосоциальных технологий управления. www.psycademy.ru

тел. (812) 346 68 86 или 8 965 048 12 51 в Санкт-Петербурге. Дистанционное и очное обучение по программам "Деловая психология"(240 а.ч.),"Общая и социальная психология" (550 а.ч.) и программе "Основы психологического консультирования"(300а.ч.)(только очная форма).

 

До встречи! Успехов Вам и радости в работе!


В избранное