Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Развитие речи. Логопедия

  Все выпуски  

Развитие речи. Логопедия СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ Будем рады обсуждению предложенных материалов в коментариях!


 .......................

Структура занятий по развитию связной речи

 

Пересказ

Описание предметных картин

Описание сюжетных картин

Рассказ по серии сюжетных картин

Составление повествовательных рассказов по картине

Описание пейзажных картин и натюрмортов

Рассказывание из опыта

Творческое рассказывание

Рассказывание по игрушкам

 

 

 

 

 

 

Первоначально рекомендуется рассматривание аналогичных пейзажей или предметов в жизни, прослушивание музыкальных произведений, заучивание соответствующих стихотворений.

Появляется впервые в старшей группе

 

 

1 часть (вводная).

Традиционная (см. лекцию 1)

- Организационный момент

- Заинтересовывающий / сюрпризный момент

- Постановка цели для деятельности детей / мотивация.

- Разворачивание сюжета занятия.

Традиционная (см. лекцию 1)

- Организационный момент

- Заинтересовывающий / сюрпризный момент – ПОЯВЛЕНИЕ КАРТИНЫ

- Постановка цели для деятельности детей / мотивация.

- Разворачивание сюжета занятия.

Традиционная (см. лекцию 1)

- Организационный момент

- Заинтересовывающий / сюрпризный момент – ПОЯВЛЕНИЕ КАРТИНЫ

- Постановка цели для деятельности детей / мотивация.

- Разворачивание сюжета занятия.

Традиционная (см. лекцию 1)

- Организационный момент

- Заинтересовывающий / сюрпризный момент

- Постановка цели для деятельности детей / мотивация.

- Разворачивание сюжета занятия.

Традиционная (см. лекцию 1)

- Организационный момент

- Заинтересовывающий / сюрпризный момент – ПОЯВЛЕНИЕ КАРТИНЫ

- Постановка цели для деятельности детей / мотивация.

- Разворачивание сюжета занятия.

Традиционная (см. лекцию 1)

- Организационный момент

- Заинтересовывающий / сюрпризный момент – ПОЯВЛЕНИЕ КАРТИНЫ

- Постановка цели для деятельности детей / мотивация.

- Разворачивание сюжета занятия.

Традиционная (см. лекцию 1)

- Организационный момент

- Заинтересовывающий / сюрпризный момент

- Постановка цели для деятельности детей / мотивация.

- Разворачивание сюжета занятия.

Традиционная (см. лекцию 1)

- Организационный момент

- Заинтересовывающий / сюрпризный момент

- Постановка цели для деятельности детей / мотивация.

- Разворачивание сюжета занятия.

Традиционная (см. лекцию 1)

- Организационный момент

- Заинтересовывающий / сюрпризный момент – ПОЯВЛЕНИЕ ИГРУШКИ

- Постановка цели для деятельности детей / мотивация.

- Разворачивание сюжета занятия (игры «Магазин» покупают не за деньги, а за правильно составленный описательный рассказ, «Чудесный мешочек», «Почтальон принёс посылку»).

2 часть (основная).

Сообщение названия произведения, автора.

Молчаливое рассматривание картины.

Молчаливое рассматривание картины.

Рассматривание картин (первоначально не более 3-х шт.).

Молчаливое рассматривание картины.

Молчаливое рассматривание картины. (Допустима музыка или поэтическое произведение).

Вопросы к детям о том событии о котором необходимо рассказать (как прошел Новый год и др.)

Вопросы к детям о том событии о котором необходимо рассказать (как могла бы закончиться сказка и др.)

Беседа, уточняющая детали игрушек. Только те детали, которые потребуются ребенку при составлении описательного рассказа.

 

Первичное прослушивание произведения без предупреждения о пересказе.

Сообщение названия произведения, автора.

Сообщение названия произведения, автора.

По каждой отдельной картинке провести:

Сообщение названия произведения, автора.

Сообщение названия произведения, автора. (Допустима музыка или поэтическое произведение).

Образец рассказа воспитателя.

Выбор лучших ответов.

Образец рассказа или обсуждение плана рассказа (про что сказать вначале, про что потом и т.д.).

 

Беседа о прочитанном:

Беседа, уточняющая детали картины. Только те детали, которые потребуются ребенку при составлении описательного рассказа.

Беседа, уточняющая детали картины. Только те детали, которые потребуются ребенку при составлении описательного рассказа.

Молчаливое рассматривание

Беседа, уточняющая детали картины. Только те детали, которые потребуются ребенку при составлении описательного рассказа.

Беседа, уточняющая детали картины. Только те детали, которые потребуются ребенку при составлении описательного рассказа.

Анализ образца рассказа воспитателя (про что вначале сказала, про что потом  и т.д.), получится план рассказа.

Составление примерного плана рассказа

Рассказы детей и анализ рассказов.

 

    Как называлось произведение, кто автор.

Образец рассказа или обсуждение плана рассказа (про что сказать вначале, про что потом и т.д.).

Образец рассказа или обсуждение плана рассказа (про что сказать вначале, про что потом и т.д.).

Уточняющая беседа

Беседа о событиях, которые могли бы быть до и после того момента, который изображен на картине.

Образец рассказа или обсуждение плана рассказа (про что сказать вначале, про что потом и т.д.).

Повтор с несколькими детьми плана рассказа.

Рассказы детей и их анализ.

Физминутка, желательно, связанная с темой занятия

 

    Понравилось ли произведение, что больше всего понравилось.

Рассказы детей и анализ рассказов.

Рассказы детей и анализ рассказов.

 

Образец рассказа или обсуждение плана рассказа (про что сказать вначале, про что потом и т.д.).

Рассказы детей и анализ рассказов.

Рассказы детей и их анализ.

Физминутка, желательно, связанная с темой занятия

Рассказы детей и анализ рассказов.

 

    Что случилось в самом начале. Какими словами начинался рассказ.

Физминутка, желательно, связанная с темой занятия

Физминутка, желательно, связанная с темой занятия

Образец или план рассказа.

Рассказы детей и анализ рассказов.

Физминутка, желательно, связанная с темой занятия. (Допустима музыка или поэтическое произведение).

Физминутка, желательно, связанная с темой занятия

Рассказы детей и их анализ.

 

 

    Что случилось потом. Что сказал тот-то, что ответил тот-то

Рассказы детей и анализ рассказов.

Рассказы детей и анализ рассказов.

Рассказ по картинке ребенка.

Физминутка, желательно, связанная с темой занятия

Рассказы детей и анализ рассказов.

Рассказы детей и их анализ.

 

 

 

    Покажи каким голосом говорил тот-то…

 

 

Физминутка, желательно, связанная с темой занятия

Рассказы детей и анализ рассказов.

 

 

 

 

 

    Кто помнит, что случилось дальше

 

 

Выяснить в каком порядке должны лежать картинки, где начало, середина, окончание рассказа.

 

 

 

.

 

 

    Как закончился рассказ

 

 

Придумать название рассказу.

 

 

 

 

 

 

    Какие слова были самыми последними

 

 

Объединить рассказы по картинкам в единый рассказ – несколько детей пробуют это сделать.

 

 

 

 

 

 

Если дети не устали, можно дополнительно спросить:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Кто главный герой произведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Какими словами его описывает автор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Какой у него голос, попробовать изобразить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Так же проанализировать других героев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка, желательно, связанная с темой занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повтор названия произведения и Ф.И.О. автора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторное чтение произведения, с установкой на последующий пересказ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пересказы детей. Начать заслушивание с более сильных детей, всего опросить 3-4 ребенка. Все пересказы начинаются с озвучивания названия и автора.

 

 

 

 

 

 

 

 

3 часть (заключительная).

Традиционная (см. лекцию 1)

- Вспоминание чем занимались на занятии, обобщение ответов детей.

- Оценка деятельности детей.

- Создание благоприятного эмоционального состояния.

- Выход в другой вид деятельности.

Традиционная (см. лекцию 1)

- Вспоминание чем занимались на занятии, обобщение ответов детей.

- Оценка деятельности детей.

- Создание благоприятного эмоционального состояния.

- Выход в другой вид деятельности.

Традиционная (см. лекцию 1)

- Вспоминание чем занимались на занятии, обобщение ответов детей.

- Оценка деятельности детей.

- Создание благоприятного эмоционального состояния.

- Выход в другой вид деятельности.

Традиционная (см. лекцию 1)

- Вспоминание чем занимались на занятии, обобщение ответов детей.

- Оценка деятельности детей.

- Создание благоприятного эмоционального состояния.

- Выход в другой вид деятельности.

Традиционная (см. лекцию 1)

- Вспоминание чем занимались на занятии, обобщение ответов детей.

- Оценка деятельности детей.

- Создание благоприятного эмоционального состояния.

- Выход в другой вид деятельности.

Традиционная (см. лекцию 1)

- Вспоминание чем занимались на занятии, обобщение ответов детей.

- Оценка деятельности детей.

- Создание благоприятного эмоционального состояния. (Допустима музыка или поэтическое произведение).

- Выход в другой вид деятельности.

Традиционная (см. лекцию 1)

- Вспоминание чем занимались на занятии, обобщение ответов детей.

- Оценка деятельности детей.

- Создание благоприятного эмоционального состояния.

- Выход в другой вид деятельности.

Традиционная (см. лекцию 1)

- Вспоминание чем занимались на занятии, обобщение ответов детей.

- Оценка деятельности детей.

- Создание благоприятного эмоционального состояния.

- Выход в другой вид деятельности.

Традиционная (см. лекцию 1)

- Вспоминание чем занимались на занятии, обобщение ответов детей.

- Оценка деятельности детей.

- Создание благоприятного эмоционального состояния.

- Выход в другой вид деятельности.

 

 

 

 

Возможные усложнения

 

1. Предлагаем детям картинки с нарушенной последовательностью, дети сами исправляет ошибку.

 

 

 

Рекомендуется:

- Придумывать продолжение сказки или рассказа.

- Придумывание сказки.

- Придумывание рассказа по предложенному плану

Рекомендуется проводить сравнительное описание игрушек (у куклы Маши бант синего цвета, а  у куклы Глаши зеленого).

 

 

 

 

2. Выставляем серию картинок, закрыв одну из картин, дети составляют рассказ, додумывая недостающий момент.

 

 

 

 

 


В избранное