Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Свободная трибуна

[свободная трибуна] Впервые за десять лет отпуск ухудшил настроение россиян

Впервые за десять лет отпуск ухудшил настроение россиян

Все последние 10 лет в третьем квартале потребительское доверие россиян
крепло или по крайней мере не менялось - сказывался послеотпускной подъем. В
2015
году тренд оборвался: многим пришлось экономить на летнем отдыхе.

Международная компания Nielsen оценила значение Индекса потребительского
доверия россиян: в третьем квартале он оказался равен 74 (падение на четыре
пункта
по сравнению с предыдущим кварталом).

Исторический минимум в 72 пункта был зафиксирован в первом квартале 2015
года (исследование проводится с 2005 года). <Таким образом, признаки
пробудившегося
в предыдущем периоде потребительского оптимизма развития не получили>, -
говорится в пресс-релизе компании, посвященном исследованию.

В предыдущие десять лет индекс в третьем квартале <ни разу не скатывался в
негативный тренд> (либо оставался стабильным, либо показывал рост), что было
следствием <общего приподнятого настроения в постотпускной период>, пишет
Nielsen. И вот теперь послеотпускной эффект не проявился.

Индекс Nielsen рассчитывается с использованием трех показателей: оценки
потребителями перспектив на рынке труда, характеристики собственного
финансового
положения и готовности тратить денежные средства.

Если индекс превышает 100, это свидетельствует о том, что в среднем людей,
настроенных оптимистически по этим параметрам, больше, чем пессимистов. Если
значение индекса ниже 100, наблюдается превышение числа пессимистично
настроенных граждан над числом оптимистов. Эксперты Nielsen провели свое
исследование
в 60 странах и опросили более 30 тыс. онлайн-потребителей в период между 10
августа и 8 сентября 2015 года.

Отчасти наблюдаемая динамика связана с августовским ослаблением рубля: все
понимают, что это знак, что цены снова будут расти, пояснила коммерческий
директор
Nielsen в России Илона Лепп. Кроме того, сказалось то, что от привычного
отдыха в этом году пришлось отказаться.

Наконец, по словам эксперта, значительно выросла доля тех, кто считает, что
страна в рецессии, - сложился такой информационный фон, что люди поняли:
кризис
пройдет нескоро.

Действительно, доли тех, кто считает, что экономика России находится в
состоянии рецессии, и тех, кто полагает, что в скором времени из кризиса
страна не выберется,
достигли 79 и 45% соответственно. Эти цифры выше результатов прошлого
квартала на 15 и на 11 п.п.

Показатели экономии увеличиваются по всем отслеживаемым Nielsen группам
товаров и услуг, включая туристические поездки. 58% опрошенных экономят на
одежде
(на 2 п.п. больше, чем в предыдущем квартале), 57% респондентов сократили
расходы на развлечения (+3 п.п.), 52% ограничивают затраты на короткие
отпуска
и выходные (+7 п.п.).

<На фоне общего привыкания к плохим новостям мы не ожидаем ни существенного
роста, ни существенного падения потребительского доверия в ближайшее время -
конечно, при условии отсутствия новых внешних шоков>, - говорит Илона Лепп.

Потребительские настроения оценивает и Центр конъюнктурных исследований НИУ
ВШЭ. Их данные тоже свидетельствуют об ухудшении потребительских настроений.
В третьем квартале потребительская уверенность, по данным ВШЭ, снизилась на
1 п.п.

<Основными негативными драйверами, повлиявшими на снижение ИПУ [индекс
потребительской уверенности] в отчетном периоде, стали частные индексы,
отражающие
мнения респондентов относительно ожидаемых изменений в экономике России и
личном материальном положении>, - говорится в исследовании ВШЭ.

По данным Росстата, за январь-сентябрь 2015 года реальные располагаемые
доходы россиян сократились на 3,3%. Благоприятного финансового состояния в
ближайший
год ожидают только 36% опрошенных Nielsen потребителей. Согласно результатам
опроса ВЦИОМа, проведенного в конце сентября, около трети граждан опасаются
проблем с заработной платой: 36% респондентов беспокоятся о возможном
снижении оклада, 31% отметили опасения, связанные с задержками выплат.

Эти цифры меньше, чем результаты начала года (в январе доли были 40 и 37%,
соответственно), но выше, чем летние показатели (32 и 30% по результатам
июльского
опроса).

25-26 июля ВЦИОМ проводил исследование потребительского поведения, в котором
людям среди прочего задавали вопрос <Есть ли что-то такое, от чего Вам
пришлось
совсем отказаться в связи с кризисом?>. 12% респондентов назвали
путешествия, причем это был самый популярный вариант ответа из всех
прозвучавших. Следующей
по частоте упоминаний стала экономия на продуктах питания - о ней сообщили
8% опрошенных.

Ольга Волкова
Источник:
https://news.mail.ru/society/23765683/?frommail=1
С уважением, Эдуард Фурников

Ответить   Tue, 27 Oct 2015 14:17:51 +0300 (#3326031)