Николай Чудотворец

  Все выпуски  

Николай Чудотворец: ПРИХОД В СВЯТУЮ РУСЬ (1)



Данная интернет-публикация посвящается
Святителю Николаю, Мирликийскому Чудотворцу
и моей бабушке монахине Евдокие







ВРЕМЯ И ИСТОЧНИК ПЕРВОЙ СЛАВЫ СВЯТИТЕЛЯ НА РУСИ:


ервоначально слава имени Святителя Мирликийского зашла в пределы нашей земли, вероятно, так, как теперь она от нас доходит к живущим в наших пределах иноверцам, - ещё до принятия православной веры, когда мы не знали ещё истинного Бога и не были просвещены святым крещением. Как теперь мы, православные, несём с собой всюду имя Святителя в среду инородцев - Татар, Бурят, Киргизов, Самоедов, Тунгусов, Якут и Камчадалов, -+ так и в старину к нам проникали лучи славы Святителя от православных Греков, живших среди наших предков-язычников.


ДРЕВНОСТЬ И ВЕЛИЧИЕ ЦЕРКОВНОЙ СЛАВЫ СВЯТИТЕЛЯ В ВИЗАНТИИ:


У Греков несомненно святой Николай был признан святым Отцом ещё в V веке, когда уже существовало его житие и чтилась его память, сначала,: может быть, только местно - в Мирах Ликийских. В следующем столетии его память и житие были известны в Константинополе. К VII веку слава слава о нём уже настолько выросла и расширилась на Востоке, что празднование в его честь торжественно совершалась далеко за пределами Ликии в других церквах. Святой Андрей Критский (+ 712 год), в слове на память Святителя (6 ДЕКАБРЯ/19 декабря), называет этот праздник «священным и всепразднственным, в который собирались верующие в церкви в воспоминание Святого».
При этом святой отец перечисляет некоторые чудеса Угодника Божия, хорошо известные нам теперь из его жития. Очевидно, во время святого Андрея далеко вокруг Мир - едва ли не во всех пределах христианской Церкви - было распространено и житие Святителя с описанием его чудес при жизни и по смерти. В VIII веке к IX веку празднование Святителя 6 ДЕКАБРЯ было уже общепринятым не только в пределах Восточной, но и Западной церкви. Это нам убедительно доказывают древнейшие полные сохранившиеся до нас месяцесловы-календари Восточной и Западной церквей - Неаполитанский (IX век), при Евангелии Синодальной Библии, № 42 (VIII-IX века), при Константиновском Евангелии (IX век) и Римские мартирологи - Малый (VIII век), Барониев, Рабана Мавра (IX век), Вандельберта (IX век), Адона (IX век), Узуарда (IX век). Вместе с тем целый ряд святых песнописцев: Герман, патриарх Константинопольский (+ 740 год), Иоанн Дамаскин (+ 776 год), Феофан Начертанный (+ 847 гол), Иосиф Песнописец (+ 883 год), Сергий, патриарх Константинопольский (IX-X века), император Лев Мудрый (+ 916 год), Георгий Раммата и Василий Пагариот (Х век), слагают в честь Святителя множество разных песнопений на его праздник того же 6 ДЕКАБРЯ. К Х веку, таким образом, память великого Угодника Мирликийского и чествование его были вполне обставлены - как со стороны историко-литературной, так и со стороны церковно-богослужебной. Имя его навсегда было утверждено в церковном календаре, церковное богослужение своей торжественностью ставило его в ряд славнейших имён Церкви, а хранившиеся в прологах, синаксарях и других рукописных сборниках житие и описание его чудес, - распространявшиеся вместе с его службой и отдельно, - укрепляли, расширяли и увеличивали славу Святителя среди православных по всей земле.


ИЗВЕСТИЯ О ПЕРВОМ ЧЕСТВОВАНИИ УГОДНИКА В ПРЕДЕЛАХ НАШЕГО ОТЕЧЕСТВА:


Что удивительного поэтому в том, если Греки-православные в те же древние времена занесли славу имени Святителя и к нашим предкам-язычникам? Много Греков жило недалеко от Русских, - в нынешней южной Руси, в своих колониях, каковы, например, были Херсонес Таврический, Сураж и др., были они и в самих городах Славянских. В самом Киеве ещё в IX веке, мы знаем, христиане - конечно, в большинстве Греки - имели свою церковь святого пророка Илии. В этой церкви, среди этих Греков, несомненно, сохранилась и широко чтилась память Святителя. Славяне и Греки, наконец, были предприимчивые торговцы и отважные мореходы. Славяне и по торговым и по хищническим делам нередко сами бывали в Византии, и здесь могли познакомиться со славой Святителя во всём величии. Греки уже тогда почитали Чудотворца, как особенного покровителя путешественников в бедах и опасностях на море и на суше, и могли передать эту свою веру в Святителя и Славянам. Что удивительного поэтому, повторяем, если наши предки, ещё будучи язычниками, познакомились с именем Святителя, и ещё до своего крещения начали по своему чтить и уважать его? Это могло быть совершенно естественно, и действительно было. Сохранилось до нашего времени историческое предание о крещении Киевского князя Аскольда в христианство с именем святого Николая и положительное летописное известие о построении на его могиле церкви в честь того же Святителя.


КРЕЩЕНИЕ РУСИ И ПЕРЕДАЧА ВИЗАНТИЕЙ ЦЕРКОВНОЙ СЛАВЫ СВЯТИТЕЛЯ РУССКИМ:


Но всецело и совершенно наши предки познакомились со Святителем, с его житием и чудесами, и начали затем его наравне со всеми христианами чествовать, а скоро потом и преимущественно пред ними прибегать к нему, - со времени своего перехода в православную веру, когда православные Греки сделали и нас участниками плодов христианского просвещения и передали нам свои книги, своё богослужение и свои церковные правила. Тогда сделались и нашим достоянием их церковный месяцеслов с ежегодным празднеством Святителю 6 ДЕКАБРЯ, их прологи, синаксари со сказанием о жизни и чудесах Святителя, а также и отдельные списки этого сказания и, наконец, их Богослужение Святителю в их Богослужебных книгах и, может быть, отдельно, вместе со списками сказания.


ЦЕРКОВНО-БОГОСЛУЖЕБНОЕ ЧЕСТВОВАНИЕ СВЯТИТЕЛЯ НА РУСИ - СЛУЖБЫ ЕГО ИМЕНИ: ПРАЗДНИЧНАЯ И СЕДМИЧНАЯ:


На фотографии:
Мозаичное изображение святителя
в Софии Константинопольской (VIII-IX века).

Можно думать, что из всего этого сначала ничто так не знакомило новопросвещённый Русский народ с именем Святителя, не приближало так к нему памяти Угодника, как церковное Богослужение. Каждому православному христианину известно, что наравне с немногими святыми - святым Иоанном Предтечей, да Бесплотными Силами и Апостолами Христовыми - православная Церковь чествует одного святого Николая не только в годовые, везде на Руси торжественные празднества 6 ДЕКАБРЯ и 9 МАЯ, но и еженедельно. В кругу недельного Богослужения, в Октоихе - наравне с ликом Апостолов - со службами каждого четверга нераздельно связана и служба имени Святителя и чествование его отдельными песнопениями, так что Церковь имеет три службы Святителю: , 6 ДЕКАБРЯ/19 декабря, 9 МАЯ/22 мая и седмичную. Так чествуется у нас память Святителя ныне, но так - заметим - она чествовалась у нас и искони, почти с самого Крещения Руси, потому что к концу Х века были почти закончены и, следовательно, перешли к нам от Греков службы Святителю на 6 ДЕКАБРЯ и еженедельная, а в следующем веке - XI-м, к концу его, или в начале XII-го - была составлена и последняя служба Угоднику на 9 МАЯ. Эти службы, несомненно, очень многое говорили нашим предкам о Святителе, также, как говорят теперь и нам, и, чтобы убедиться в этом, рассмотрим каждую из них подробнее…



(продолжение следует)


Портал ПАЛОМНИК


В избранное