Записки психолога. Школа психологических открытий Любовь вместо гордыни
В предыдущей статье мы выяснили, что любовь к ребенку может
быть разной. Есть «родительская» любовь, когда родители занимают позицию: «Я
лучше знаю, что тебе нужно» и лишают при этом ребенка прав, нагружая взамен
всяческими обязанностями долженствованиями. Стоит упомянуть любовь жертвенную,
когда родители удовлетворяют потребности и желания ребенка в ущерб собственным
интересам.
Мы учим родителей, как проявлять любовь, характерную для
взрослого здорового человека. В первую очередь, необходимо отказаться от
позиции всезнайки. В христианстве эта черта характера включена в семь смертных
грехов и обозначается как гордыня. Психологи называют ее эгоцентризмом. Мы не
будем делать анализ терминов. Важно понимать, что при вступлении в контакт с
ребенком, равно, как и с другими людьми, нужно помнить, что вы не Бог. Иначе
такая позиция взрослого называется смирением.
Прежде, чем донести до ребенка, как вам кажется, свою
«истину», задайте себе вопросы:
- А с чего я взял(а), что это действительно так?
- Не навязываю ли я сейчас свою волю?
- Что сейчас мной движет, любовь к ребенку или мой
эгоцентризм?
- Чего я боюсь?
Как правило, проявлять любовь мешает гордыня. Маленькая
двухлетняя дочка открыла мамино трюмо, взяла помаду и измазала ей мебель и
стены. Мама в гневе кричит на нее: «Сколько раз я тебе говорила, что нельзя
брать мою помаду! Гулять не пойдешь!»
Психологу эта говорит: «А что же мне теперь ее благодарить
за это и по головке гладить? А потом она все стены моей косметикой изрисует? Я
же ей говорила, что нельзя!»
Я, я, я… Она считает, что если она что-то сказала, то это
имеет какую-то силу. А когда практика показала, что нет, не имеет, она кричит
от своей беспомощности на дочь и пытается усилить свою власть запретом и
наказанием.
Я предлагаю маме описать ситуацию так, как ее могла видеть
дочь:
- Расскажи, что произошло?
- Я взяла у мамы помаду.
- Для чего?
- Я видела, как она красила ей губы, и мне тоже захотелось
сделать, как она.
- Что было дальше?
- Я стала рисовать. Я очень люблю рисовать. Мама меня
хвалит, когда я рисую. Я хотела, чтобы ей понравилось, и чтобы она меня
похвалила. (У мамы потекли слезы).
Потом в комнату вошла мама и закричала, что я взяла помаду.
- Что ты чувствовала?
- Я испугалась. Я не понимала, что происходит. Мама меня
ругала. Я плохая. Я заплакала.
В следующей части консультации я спросила у мамы: «А как вы
могли бы проявить свою любовь к ребенку в этой ситуации теперь, зная о том, что
в вас есть смирение, и вы больше не думаете, что можете запрещать дочери что-то
делать?»
- Ну, я бы сначала очень удивилась. Я бы попросила ее
вернуть мне помаду. Я бы сказала ей, что мне жаль помаду. Что нужно как-то
устранять последствия ее творчества. Предложила бы ей очистить вместе со мной
стены. Рассказала бы еще раз, что значить мои вещи и ее вещи. Что нужно
спрашивать разрешения, если хочешь взять чужую вещь. Еще я хочу научиться договариваться
с ребенком.
- Прекрасно, этому мы можем посвятить нашу следующую
встречу…