Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

О верах и религиях для верующих и неверующих


Приветствую вас, дорогие подписчики и единомышленники и представляю очередной выпуск рассылки.

Об Иисусе Христе
Как выглядел Иисус?

Ответ на этот вопрос далеко не так однозначен, как может представляться.

О лице, сложении и росте Иисуса нет никаких прижизненных данных. Это объясняется тем, что в Иудее изображения находились под запретом. Само Писание почти никогда не останавливается на внешних чертах людей.

Новозаветные авторы следуют литературной традиции Ветхого завета, поэтому в Новом завете нет описания облика Иисуса. О нем стали задумываться лишь христиане греко-римского мира, но тогда уже не сохранилось воспоминаний, которые могли бы дать ориентир художникам.

Святой Иустин, Климент Александрийский и Тертуллиан утверждали, будто Иисус был невзрачен лицом. Этот взгляд использовал в своей полемике Цельс в конце 2 - начале 3 века: "Раз в теле Христа был Дух Божий, то оно должно было резко отличаться от других ростом, красотой, силой, голосом, способностью поражать и убеждать. Между тем оно ничем не отличалось от других и, как говорят, не выделялось ростом, красотой, стройностью". Т.е. Цельс говорит, что Иисус был достаточно обычен, лишен всяких отличительных черт, что как бы должны быть у бога.

Правда, история знает людей, которые также были лишены всяких выдающихся внешних черт, но которые, тем не менее, оказали весьма значительное влияние на общество и на историю. Все они были невысокого роста, не писаные красавцы и далеко не отлично физически развиты. Тем не менее у них были единомышленники, за ними шли народы, некоторым даже поклонялись. Такими, например, были Наполеон, Ленин, Гитлер.

Около 180 г. епископ Ириней Лионский вынужден был прямо признать, что "плотский образ Иисуса неизвестен".

В связи с этим появлялись - особенно в первые века нашей эры - различные словесные портреты.

"Он отменно строен, волосы его зрело-каштанового цвета, гладки до ушей, а от оных до низу светлее с кудрями падают по плечам, лоб ровный и гладкий, лицо чистое; борода такого же цвета, как и волосы, взгляд его кроток, глаза его небесного цвета" (Из переписки проконсула Публия Лентула, 1 век н.э.).

Однако встречаются и противоположные описания. "Иисус был мизерного роста и с таким некрасивым лицом, что оно вызывало отвращение".

Противник Цельса, богослов-философ Ориген, споря с последним, говорил: "при такой внешности он не мог быть сыном Господа. Ибо невозможно поверить, что тот, в чьем теле было нечто божественное, ничем не отличался от других", а также "может быть чего-нибудь и недоставало красоте Спасителя (в чертах лица), но выражение его лица было благородное и божественное" (произведение Оригена "Против Цельса").

В начале 3 столетия римский богослов Тертуллиан так описывал облик Иисуса: "Внешний вид Иисуса Христа был лишен какой бы то ни было красоты и привлекательности".

За описанием словесным пришли попытки создания рисунка с изображением Иисуса. В 4 веке появляются первые иконы, которые сперва были довольно схематичны. Христа изображали как обычного римлянина, гражданина империи - коротко стриженного, без усов и бороды, в тунике или тоге. С каждым веком в лик Иисуса добавлялось все больше строгости, печальности, выражением неземной скорби, божественности.

В 4 веке константинопольский архиепископ Иоанн Златоуст постановил: "Иисус был прекрасен". После этого в церкви начинает преобладать мнение, что "тело Иисуса Христа - прекраснейшее, поскольку оно произведено Духом Святым, который является великим художником".

Как гласят древние истории, из-за одной иконы, созданной в 5 веке, у живописца даже отсохла рука, потому якобы, что он осмелился придать Иисусу черты Юпитера.

В 14 веке человечество обрело "фотографию" Богочеловека. На куске старой ткани, в которую, согласно преданиям, было завернуто после смерти тело Иисуса, проступил "негатив" изображения тела высокого, стройного мужчины. Эта ткань - не что иное, как известная. Только наука до сих пор отказывается гарантировать, что Туринская плащаница - не подделка.

По некоторым данным, в конце концов окончательный вариант изображения Иисуса списали с итальянского кардинала 15 века Цезаря Борджиа.

И последнее. В Первом послании к коринфянам говорится: "если муж растит волосы, то это бесчестье для него" (11:14). В таком случае, Иисус не мог сам носить длинные волосы. Отчего же его изображают длинноволосым?

Так как же на самом деле выглядел Иисус? Загадка эта так и не разгадана.

 

Аналоги в других мифологиях и религиях

Посмотрим по сторонам. А именно - на другие мифологические и религиозные системы. Что там?

Вот что говорят мусульманские источники. "Что касается Марйам, дочери Имрана, то, когда ей было семнадцать лет, Аллах послал к ней ангела Джабраила, который вдохнул в нее, и она зачала Мессию, Ису ибн Марйам. Иса родился в городе, называемом Байт-Лахм, в нескольких милях от Байт ал-Куддуса, в среду, 24 декабря." Да и имя Марйам весьма сходно с Мария. Ранее говорилось о том, что Марии было 16 лет, когда родился Иисус. Марйам было 17 - это явно указано в тексте. Небольшое отличие.

Главный герой шумерской мифологии Гильгамеш тоже был рожден непорочно. Его матерью, по шумерским сагам, была богиня Нинсун, а отцом - "лиль", что переводится как "дух", "призрак", "воздух".

Легенда о рождении Будды царицей Майей тоже напоминает легенду о рождении Христа: царице во сне явился божественный белый слон, после чего родился Будда. Кстати, имя Майя тоже сходно с Мария.

Египетская мифология. Изида родила Хора (или Гора) чудесным образом. Помимо божественного, Хор имел еще и земное, человеческое воплощение и, кроме того, вместе со своим небесным отцом Осирисом служил символом воскрешения. К тому же, бог невинно пострадал и был жестоко убит, а своим последователям он обещал вечную жизнь после смерти. Специалисты отмечают также триединую природу бога Хора. Больше того, та идея, которая ныне считается чисто христианской - о том, что человек имеет свободу воли и сам отвечает за все свои действия и грехи во время жизни, - родилась в Египте и является частью культа Осириса.

Главный христианский праздник - Пасха, посвященный памяти о Смерти и Воскресении Иисуса, напоминает по своей схеме египетский миф об умирании и воскресении Гора, сына Осириса, который временно пришел на землю, чтобы затем снова вернуться к отцу.

Ассирийско-вавилонская мифология. Месопотамский царь-бог Нимрод, по преданию, был убит, его тело рассечено на куски. А вдова Нимрода - Семирамида - уже после смерти царя зачала и родила царского сына Таммуза, который являлся воплощением царя-бога.

Доктор философских наук Вячеслав Полосин обращает внимание на следующие факты: "Культы Осириса (Египет), Орфея (Греция), Аттиса (Рим), Зороастры и Митры (Персия-Рим) и многие другие строились по одной и той же схеме боговоплощения: чудесное рождение богомладенца от девы - страдания за людей и смерть - схождение в ад - телесное воскресение и вознесение".

Древняя Греция. Геракл. Был сыном бога Зевса от обычной женщины. Совершил 12 подвигов. Умер мучительной смертью. Попал в рай (на Олимп) после смерти (воскрес).

Греческий полубог Персей родился после того, как Зевс, приняв вид золотого дождя, посетил девственницу Данаю.

Древний Рим. Юпитер, дабы соблазнить прекрасную Эгину, дочь Азопа, превратился в столб пламени. После этого родился ребенок, который впоследствии прославился под именем Эака.

Южная Америка. Коатликуэ в змеином платье поймала комочек перьев, упавший с неба, и спрятала у себя на груди: так был зачат ацтекский бог Уицилопочтли.

Юнона сумела зачать бога Марса, не прибегая к помощи мужчины. Непорочное зачатие?

Нимфа-девственница сорвала гранат с дерева, политого кровью поверженного Агдистиса, и родила Аттиса.

Девственная дочь монгольского хана проснулась однажды ночью в покоях, залитых неземным светом, и родила Чингисхана.

Ромула родила девственница Рея Сильвия от бога Марса.

Зачатие Кришны также было необычным. Кришна сначала появился в уме своего отца Васудевы, затем перешел в ум своей матери Деваки, а затем перешел в ее лоно.

Присутствует в других мифологиях и дата 25 декабря.

25 декабря родился индо-иранский бог Митра, которого еще называли сыном Солнца и Светочем Мира. Впоследствие он был похоронен в склепе на склоне горы (а Иисус, напомню, в гробнице, высеченной в скале) и ровно через три дня воскрес. Совпадение?

25 декабря является также днем рождения Осириса - древнеегипетского бога возрождения, царя загробного мира. Который был убит и также впоследствие воскрес. Опять совпадение?

Наконец, 25 декабря - дни рождения греческих богов Адониса и Диониса. В финикийской мифологии Адонис (он же Адон) - юный воскресающий бог весны. Опять воскресающий. Опять совпадение?

Непорочо был зачат и король Артур. Мерлин заколдовал королеву, и она родила.

Относительно распятия. Согласно традициям ранних адептов Кецалькоатля (Южная Америка), юноша приносил себя в жертву, искупая грехи других членов общества.

И наконец. Древнеславянские "Веды Перуна" содержат вот такой эпизод: "И пошлют к ним Боги Великого Странника, любовь несущего, но жрецы Золотого Тура придадут его смерти мученической. И по смерти объявят БОГОМ его и создадут Веру новую, построенную на лжи, крови и угнетении. И объявят все народы низшими и грешными, и призовут пред ликом ими созданного Бога каяться, и просить прощения за деяния свершенные и не совершенные. И жрецы Убитого Странника с лживым усердием начнут утешать их, и завладеют Душами их, и богатством Детей Человеческих. И объявят людей Расы Великой рабами Бога, коего сами же и убили. И глаголить им станут, что страдание благом является, ибо страдающие Бога узрят".

 

Иисус от 12 до 30 лет

Что можно сказать о жизни Иисуса, прочитав Библию? Только одно – что его жизнь описана довольно скудно.

Из Евангелия от Матфея мы узнаем о рождении Иисуса. Еще одна версия рождения Иисуса, несколько противоречащая первой, излагается в Евангелии от Луки.

Далее Иисус предстает перед нами в 30-летнем возрасте, когда крестится у Иоанна Крестителя. Возраст 30 лет упоминается у Луки: "Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати" (Лк 3:23).

Все у того же Луки приводится эпизод о 12-летнем Иисусе, когда он самовольно, без разрешения родителей остался в Иерусалиме. Три дня родители искали пропавшего сына и в итоге нашли его. Иисус, как ни в чем не бывало, сидел в храме (Лк 2:41-49).

Об Иисуса в возрасте от 5 до 12 лет говорится в неканоническом Евангелии детства от Фомы. Там же повторяется уже упомянутый эпизод с 12-летним Иисусом.

И все.

За последние 3 года своей жизни (от крещения в 30 лет до распятия в 33 года) Иисус странствовал, обучал, исцелял. При этом он показал себя хорошим оратором, врачом, психологом и знатоком еврейской мифологии и еврейского законодательства. Возможно, плюс ко всему этому нужно добавить, что он был отличным психотехником, то есть отлично умел воздействовать на сознание и подсознание как отдельных людей, так и толпы, и обладал исключительной харизмой. Под харизмой будем понимать качество или умение общаться, приписываемое тем людям, которые демонстрируют исключительную способность увлекать за собой толпу. Это врожденная или приобретенная в результате обучения психическая способность вызывать изменения в человеческом поведении. Такой человек обладает даром убеждения и способностью побудить людей к выполнению некой миссии, используя все доступные ему средства. (определение харизмы взято из книги Т. Лири, М. Стюарта "Деструктивные психотехники. Технологии изменения сознания в деструктивных культах")

Возникает вопрос: где и когда он этому всему обучился?

Верующие в ответ на этот вопрос обычно говорят, что их больше интересует не биография Иисуса, а то, чему он учил. А поскольку Иисус является богом и сыном Бога, то ему не нужно было нигде учиться, он и так все знал. Но мы будем исходить из чисто человеческой сущности Иисуса, поэтому попытаемся разобраться.

Вероятнее всего, Иисус обучался всем этим наукам в период времени, о котором ни слова не говорится в Евангелиях. То есть с 12 до 30 лет.

Косвенное доказательство тому, что Иисус был обучен эти наукам, имеется в Коране.

5:110. Аллах скажет: "О Иса, сын Марьям! Помни о милости, которую Я оказал тебе и твоей матери. Я поддержал тебя Святым Духом, благодаря чему ты говорил с людьми в колыбели и будучи взрослым. Я научил тебя Писанию, мудрости, Торе и Евангелию."

Открытым текстом говорится, что Иисус (в Коране он зовется Иса) обучался Писанию, мудрости (наукам и философии) и Торе. Относительно Евангелия вышла ошибочка. Потому что Иисус не мог учиться Евангелию, т.к. само Евангелие не существовало до Иисуса. Евангелие - это книга о жизни Иисуса, которая была написана через многие годы после его смерти.

Так где же был и чем занимался Иисус в течение этих 18 лет?

Есть несколько версий.

 

Версия первая. Восточная.

Она говорит о том, что эти годы Иисус провел в Индии.

В вайшнавском писании "Бхавишья Пурана" приводится такой эпизод. Однажды император Шаливахин спросил странствующего аскета, как его зовут. Исса, ответил тот и рассказал, что он сын божий, был рожден от девственницы и явился как мессия своему народу.

В древних манускриптах на языке пали также говорится о "святом Иссе" и его пребывании на земле Ганги. Позднее европейские и русские путешественники обнаружили аналогичные документы, свидетельствующие о том, что Иисус бывал на Востоке. Столь отличные авторы как преподобный К.Р. Поттер и Эдгар Кейс, излагавшие свои взгляды с позиций христианства и Андреас Фабер-Кайзер, выражавший точку зрения мусульман, утверждают, что Иисус 18 лет своей жизни, о которых ничего не известно, провел в Индии.

В 1894 году русский журналист Николай Нотович опубликовал книгу "Неизвестная жизнь Иисуса Христа", в которой изложил содержание древней рукописи, хранившейся в буддийском монастыре неподалеку от Кашмира. Книга повествует о том, что в возрасте 13 лет Иисус покинул дом Иосифа и Марии в Назарете. Он путешествовал с купеческим караваном по городам Индии, доходя до Ганга. Потом он отправился в Египет. На обратном пути он изучал философские учения в Афинах и Персеполисе и вернулся в Израиль в возрасте 29 лет.

Иисус в течение 6 лет изучал священные книги Индии – Веды, а также учил других в Джаганатха Пури, Бенаресе и других городах. В Индии тогда существовала жесткая кастовая система, согласно которой шудры, выполнявшие самую тяжелую и грязную работу, не имели права изучать священные писания. Иисус стал распространять ведические знания среди простых людей. Брахманы не могли этого допустить и организовали заговор против Иисуса. Было совершено несколько покушений на его жизнь, после чего он покинул Джаганатха Пури. Затем Иисус совершил путешествие в Непал. Там, в Гималаях, он провел еще шесть лет, преподавая духовную науку. Потом отправился в Персию, где учил, что есть только один бог.

В 1922 году Свами Абхедананда совершил путешествие в Северные Гималаи. Вернувшись, он опубликовал книгу о своих путешествиях "Кашмири о Тибетти", которая повествует о его посещении буддийского монастыря, где ему прочитали рукопись, переводя на его родной бенгали. Вскоре Абхедананда понял, что у него почти тот же текст, что у Нотовича.

Николай Рерих в 1925 году обнаружил рукопись об Иссе в ходе гималайской экспедиции. Его сын Юрий был знатоком различных индийских диалектов, в том числе пали, и сам прочитал рукопись, найденную в буддийском монастыре. Рерих вспоминал: "Нас поразило, насколько широко распространена история Иссы. Оставаясь загадкой для Запада, Исса живет в сердцах индийцев. Это реальность, которую нельзя игнорировать".

 

Версия вторая. Церковная.

Вторая версия исходит от священников и полностью опровергает первую.

Все древние и позднейшие христианские экзегеты едины во мнении, что весь период от возвращения из Египта (Мф.2:23) до начало служения (Лк.3:23) Иисус прожил в Назарете. Указания на это имеются в Евангелии: "И пришел в Назарет, где был воспитан" (Лк.4:16). Жители Назарета хорошо помнили его: "и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?" (Лк.4:22); "Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры?" (Мк.6:3). Последний приведенный стих содержит еще одно важное свидетельство – Иисус назван плотником. Этому ремеслу он мог обучиться не в Тибете, а у Иосифа, для которого плотницкое дело было профессией (Мф.13:55). Иисус не родился в Назарете, но провел там большую часть своей жизни, поэтому его называли пророк из Назарета (Мф.21:11), назарянин (Мк.1:24; Лк.4:34), назорей (Мф.26:71; Деян.2:22).

Легенда о пребывании Иисуса в возрасте с 13 до 29 лет в Тибете впервые появилась в книге Нотовича в Париже в 1894 году. Выдающийся ученый-востоковед Макс Мюллер в том же году доказал, что опубликованный Нотовичем текст подделка. Летом 1895 года профессор Дж. Дуглас посетил тибетский монастырь в Ладакхе, о котором писал Нотович и не нашел там ниникаких следов посещения его русским путешественником. О "манускриптах" там тоже ничего не было слышно. Дж. Дуглас, как и М.Мюллер, пришел к выводу, что публикация Нотовича – фальшивка.

 

Версия третья. Египетская.

Третья версия говорит о том, что Иисус 18 лет провел в Египте, чем частично перекликается с первой.

Древнеримский историк Цельс в своем трактате “Правдивое слово” писал, что Иисус вторично отправился в Египет, в Александрию, где сперва работал поденщиком, а затем попал в число служителей храмов Александрии, где мог успешно овладевать знаниями высших наук, которыми так славились жрецы египетских храмов. Далее Цельс писал, что, освоив египетскую магию, Иисус, обладая исключительными способностями, вернулся в Палестину и стал зарабатывать на жизнь “чудесами и фокусами”, в которых добился огромных успехов.

Независимо от Цельса, в Иерусалимском Талмуде, в трактате Шаббат (104В) записано, что Иисус "вынес свои чары из Египта".

В пользу этой версии свидетельствует то, что именно в Египте была разработана концепция причащения хлебом и красным вином. Именно в Египте в обрядах богослужения использовали крест, напоминающий христианский – это был анх. Именно в египетской мифологии присутствовала идея страшного суда, который проводят бог-отец (Осирис) и бог-сын (Гор). Наконец, именно из египетской мифологии могла быть заимствована идея рая и ада в том виде, в каком она присутствует в христианстве.

Еще в пользу египетской версии жизни Иисуса говорит то, что египетские жрецы были весьма хорошими для своего времени врачами.

 

Какой версии верить? Решать вам. Но факт остается фактом: данный период биографии Иисуса является большим белым пятном.

 

Иисус Хрисос - первый коммунист или Немного юмора в заключении

Иисус - пролетарского происхождения. Он был сыном ремесленника - плотника Иосифа. Мать его, Мария, была простой домработницей. Иисус по своему учению является первым коммунистом, а его учение - предшественником всех коммунистических партий. Он боролся с богатыми, боролся за равенство и братство, за светлое будущее. У него была своя партия, которая имела свою программу. Руководство партии состояло из самого Иисуса и 12 человек в должности "Апостол".

 

На сегодня все. До новых встреч.

Все материалы рассылки вы можете найти на сайте "Я - атеист" по адресу http://ateist.far.ru.


В избранное