Биология

Биология

Новости

Биофизика 06.09.2012 (Биофизика) Как бактерии работают с источниками ионизирующего излучения Для безопасного восстановления радиоактивного урана бактерия использует белковые «электрические провода» (пили), позволяющие ей удалённо контактировать с опасным веществом.

Биофизика 31.08.2012 (Биофизика) Держи дистанцию: почему клетки и органеллы не слипаются В принципе учёным давно известно, как происходит формирование биомембран; не секрет и то, что молекулы воды играют важную роль в обеспечении оптимального расстояния между соседними мембранами, позволяя им осуществлять свои жизненно важные функции. Теперь же, призвав на помощь компьютерное моделирование, сотрудники Мюнхенского технического университета и Университета Фрая (оба — Германия) открыли сразу два механизма, которые препятствуют слипанию поверхностей соседних мембран.

Биоинженерия 29.08.2012 (Биоинженерия) Клетки-предшественники сперматозоидов вырастили из клеток кожи Американским ученым удалось вырастить клетки-предшественники сперматозоидов из клеток кожи.

Микробиология 13.08.2012 (Микробиология) Новая методика позволяет проводить прямую трансляцию жизни бактерий Новые методы масс-спектрометрии и анализа данных позволяют пронаблюдать за жизнью бактериальной колонии «в прямом эфире». Ученые надеются, что подобные технологии облегчат поиск и изучение новых биологически активных веществ, в том числе представляющих интерес для медицины, а также откроют путь к изучению взаимодействия бактерий в природе.

Биоинженерия 08.08.2012 (Биоинженерия) Нанодиски пригодятся в качестве нетоксичных клеточных меток Китайские учёные наглядно продемонстрировали, что дискообразные наночастицы способны связываться с клеточной мембраной, но не могут проникать внутрь клетки.

Молекулярная биология 06.08.2012 (Молекулярная биология) Сигналом к делению животной клетки служит скорость её роста Деление клеток млекопитающих начинается не после достижения ими определённого размера, а на определённом значении скорости роста.

Палеобиология 26.07.2012 (Палеобиология) Протеомика помогла поставить диагноз мумии с Льюльяйльяко Благодаря применению методов протеомики американским ученым впервые удалось выделить белковый профиль прижизненного иммунного ответа на бактериальную инфекцию у пятисотлетней мумии, установив тем самым, что в момент смерти болезнь находилась в активной стадии.

Исследования 24.07.2012 (Исследования) В головном мозге мармозеток нашли ответственную за периферическое зрение область Нейробиологи из университета Монэш (Мельбурн, Австралия) нашли участок головного мозга, ответственный за периферическое зрение и предполагают, что их открытие поможет в лечении панических расстройств и болезни Альцгеймера у людей.

Биоинженерия 23.07.2012 (Биоинженерия) Биологи собрали из клеток крысы искусственную медузу Ученые собрали из мышечных клеток крысы медузоид - биомиметическую конструкцию, способную имитировать технику плавания медуз.

Микробиология 20.07.2012 (Микробиология) Биологи создали самую сложную виртуальную клетку Ученые создали самую подробную на сегодняшний день компьютерную модель индивидуальной клетки. Она оказалась способна предсказывать ранее неизвестные свойства реальных бактерий.

Эволюция 28.06.2012 (Эволюция) Эволюция мышц началась с губок Первые компоненты мышц возникли ещё до того, как у животных появилась первая ткань. Сократительные элементы начали возникать одновременно с многоклеточностью, и впоследствии разные группы организмов по-разному решали проблему создания полноценной мышечной клетки.

Исследования 25.06.2012 (Исследования) Виртуальный микроскоп поможет установить связи в мозге мыши Проект по определению нейронных связей в мозге мышей 'Mouse Brain Architecture Project' выложил первые полученные данные в открытый доступ.

Микробиология 19.06.2012 (Микробиология) Проект микробиома человека: составлена карта микробов в организме Они живут на вашей коже, в вашем носу, в вашем пищеварительном тракте – бактерии, грибки и другие микробы. Если их собрать вместе, они могут весить – вы не поверите! - несколько килограммов.

Микробиология 13.06.2012 (Микробиология) Обнаружены уникальные микробы экстремальной среды Новый анализ ДНК скалистых почв района, напоминающего марсианские пейзажи, возле одного из вулканов Южной Америки показал наличие небольшого количества бактерий, грибков и других элементарных организмов – архи, которые, как оказалось, совершенно не так конвертируют энергию, как это делают другие подобные организмы с разных частей света.

Микробиология 13.06.2012 (Микробиология) Микробное сообщество против теории нейтрализма Бактериальный комплекс пищеварительной системы свиней, коров и цыплят был выбран для решения споров вокруг теории нейтрализма в экологии. Согласно этой теории, виды животных сосуществуют просто из-за того, что предпочитают сходные условия, а вовсе не из-за долгого взаимного приспособления к обществу друг друга и конкурентного соперничества за свою долю ресурса. Однако данные по соотношению видов в замкнутом микробном комплексе свидетельствуют не в пользу этой теории.

Микробиология 11.06.2012 (Микробиология) Биологи рассмотрели бактериальную 'кольчугу' Ученые установили кристаллическую структуру защитной белковой сети на поверхности некоторых бактерий.

Молекулярная биология 28.05.2012 (Молекулярная биология) Наножидкостное устройство допускает помолекульную сортировку метилированной ДНК Нанотехнологи из Корнеллского университета (США) разработали новый инструмент для изучения эпигенетических изменений в молекулах ДНК, которые ответственны за возникновение онкологических и иных заболеваний.

Молекулярная биология 28.05.2012 (Молекулярная биология) Для перевозки грузов клетка использует белки-«трансформеры» Транспортные пузырьки-везикулы клетки могут менять размер и форму в зависимости от того, какую пространственную конформацию примут формирующие везикулу белки.

Исследования 25.05.2012 (Исследования) Ученые расшифровали SOS-сигналы нейронов Ученые установили, как именно поврежденные нейроны привлекают к себе клетки микроглии, помогающие регенерации нервной ткани.

Эволюция 19.05.2012 (Эволюция) Эволюция видов в сообществе идет не так, как в монокультуре Британские исследователи сравнили эволюцию пяти видов бактерий в монокультурах и в смешанном сообществе и пришли к выводу, что эволюционные процессы в столь разных обстоятельствах радикально различаются.

Микробиология 18.05.2012 (Микробиология) Глубоко под океаном найдены микробы с крайне медленной скоростью метаболизма Микробы, клетки которых делятся примерно раз в тысячу лет и которые едят пищу времен динозавров, найдены на глубине 30 метров под дном Тихого океана в слое красной глины, образовавшейся 86 миллионов лет назад и сейчас надежно закрытой для попадания любой органики.

Исследования 17.05.2012 (Исследования) Первый кислород заставил клетки обзавестись биологическими часами Биологи предположили, что пероксиредоксин, фермент, участвующий в нейтрализации опасных форм кислорода в клетке, может быть основой биологических часов, универсальных для всех живых организмов.

Биофизика 12.05.2012 (Биофизика) Как плавают бактерии без жгутиков Океанические бактерии Synechococcus плавают с помощью волнообразных биений клеточной мембраны, которые вызывает белковая спираль, тянущаяся через всю клетку.

Микробиология 06.05.2012 (Микробиология) В норвежском озере обитает отдаленный 'родич' человека После двух десятилетий изучения микроскопических существ-людоедов, которые живут в одном из норвежских озер, ученые наконец, пришли к выводу, что это один из старейших живых организмов в мире и… отдаленный родственник человека.

Исследования 19.04.2012 (Исследования) Ученые обнаружили сходство между молоком человека и мухи цеце Ученые обнаружили в молоке мухи цеце фермент сфингомиелиназу, который выполняет у насекомых ту же функцию, что и у млекопитающих.

Исследования 11.04.2012 (Исследования) Биоинформатики обнаружили архейное происхождение цитоскелета Ученые, работающие в Национальном Центре Биотехнологической Информации США под руководством биоинформатика российского происхождения Евгения Кунина установили, что тубулин, составляющий основу цитоскелета эукариот, достался им от предковых архей.

Биоинженерия 10.04.2012 (Биоинженерия) Израильские ученые занялись разработкой биороботов Ученые из авиационной лаборатории Израильского технологического института (Технион) начали проводить эксперименты на насекомых, итогом которых станет разработка средств контроля их полета на расстоянии.

Исследования 09.04.2012 (Исследования) Наночастицы научили синтезировать белки по команде Исследователи из Массачусетского технологического института создали наночастицы, способные синтезировать белки в ответ на облучение ультрафиолетом.

Эволюция 08.04.2012 (Эволюция) Выживаемость микроорганизмов связана с деградацией Новая гипотеза с хитрым названием Black Queen Hypothesis полностью меняет представления ученых об эволюции всех живых существ.

Исследования 17.03.2012 (Исследования) Ученые обнаружили на Земле коллективный разум Слизевики, или, как их еще называют, миксомицеты, были впервые детально описаны американским биологом Джоном Тайлером Боннером (John Tyler Bonner). Ученый подробно исследовал слизевика Dictyostelium discoides и даже использовал его как простую модель человеческого эмбриона.

Микробиология 22.02.2012 (Микробиология) Микробиологи застали два вида архей за разделением Микробиологи проследили за разделением двух видов микроорганизмов.

Микробиология 20.02.2012 (Микробиология) В самой сухой пустыне найден подземный оазис В ультрасухой чилийской пустыне Атакама в двух метрах под поверхностью обнаружена процветающая колония микроорганизмов.

Эволюция 17.02.2012 (Эволюция) У фотосинтеза нашли третьего «предка» Объединение цианобактерий с хозяйской клеткой, которое привело к образованию хлоропластов, происходило при участии третьего участника — паразитической бактерии, осуществлявшей перенос генов между симбионтами.

Зарождение жизни 14.02.2012 (Зарождение жизни) Немецкий ученый предложил новую концепцию развития жизни Немецкий ученый из университета Оснабрюка Армен Мулкиджанян заявил, что современные исследователи напрасно полагают, что жизнь зародилась в геотермальных источниках.

Микробиология 07.02.2012 (Микробиология) Между растением и животным, или Удивительная жизнь одной инфузории Ресничная инфузория Mesodinium chamaeleon всю жизнь не может выбрать, кем ей быть: поймав водоросль и побыв за счёт фотосинтеза какое-то время растением, она переваривает своего фотосинтезирующего «раба» и снова становится животным.

Бионика 06.02.2012 (Бионика) Учёные создали солнечную батарею из хлорофилла бактерии Развитие этого эксперимента, по мнению его авторов, приведёт к тому, что через несколько лет жители отдалённых деревень смогут электрифицировать свои дома при помощи ряда покупных реактивов и стога свежескошенной травы.

Молекулярная биология 06.02.2012 (Молекулярная биология) Биологи назвали вечные белки причиной старения клетки Одной из важных причин старения клетки, как это ни парадоксально звучит, может быть наличие в ней протеинов с экстремально большой продолжительностью жизни.

Зарождение жизни, Молекулярная биология 05.02.2012 (Зарождение жизни, Молекулярная биология) Учёные произвели моносахариды в условиях ранней Земли Воспользовавшись сравнительно несложными соединениями, исследователи показали, как в рамках пребиотической химии могли возникнуть некоторые углеводы, причём с преобладанием нужных изомеров, как раз встречающихся в живых организмах.

Биофизика 05.02.2012 (Биофизика) При делении магниточувствительные бактерии ломают свои компасы пополам Чтобы разделить свой компас между дочерними клетками, магниточувствительная бактерия сгибает внутриклеточный магнитный стержень так, чтобы его можно было сломать.

Микробиология 04.02.2012 (Микробиология) Экспериментально показано образование многоклеточных эукариот из одноклеточных предков Известно, что настоящие многоклеточные животные образовались на базе эукариотической клетки, хотя жизнь на планете испробовала для этой цели разные пути. Каким образом это могло происходить? В экспериментах на одноклеточных дрожжах ученые получили с помощью искусственного отбора многоклеточные ассоциации.

Микробиология 04.02.2012 (Микробиология) Для фитопланктона не действует закон Кляйбера Оценив продукцию (связывание углекислого газа в процессе фотосинтеза) планктонных водорослей и цианобактерий, испанские океанологи обнаружили, что с увеличением размера клеток она растет не пропорционально массе в степени 3/4, как у большинства организмов, а практически линейно, с показателем степени, близким к 1. Иными словами, в расчете на единицу массы крупные и мелкие организмы фитопланктона связывают углерод с равной скоростью.

История биологии (История биологии) 1975 - История биологии. С начала XX века до наших дней Книга является продолжением одноименного издания, вышедшего в 1972 г., в котором изложение доведено до начала XX в. В настоящей книге показано развитие основных биологических дисциплин в XX в., охарактеризованы их современный уровень и стоящие перед ними проблемы. Большое внимание уделено формированию молекулярных отраслей биологии и их роли в преобразовании всего комплекса биологических наук. Подобная книга на русском языке издается впервые. Предназначается для широкого круга научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов биологических факультетов.

Биология (Биология) 1972 Акимушкин И.И. Занимательная биология Почему, питаясь одной и той же пищей, дыша одним и тем же воздухом, живя примерно в одних и тех же условиях, развиваются совершенно разные животные и растения? Как из одной-единственной клетки возникает, например, человек? Когда, где и как зародилась жизнь на Земле? Как появился на Земле человек? Над этими и многими другими подобными вопросами, конечно, не раз задумывался каждый. Предлагаемая книга в занимательной форме не только по возможности ответит на все эти вопросы, но и расскажет о многих замечательных, а порой и неожиданных открытиях в биологии. Увлекательное изложение, многочисленные рисунки и оригинальные фотографии, несомненно, помогут читать эту книгу.

Биология (Биология) 1965 Лункевич В.В. Занимательная биология Книга состоит из 18 очерков. В этих очерках читатели найдут красочные описания редких явлений природы. О неразрывной связи растений, насекомых и птиц. О борьбе за существование, пронизывающей жизнь растительного и животного мира, и о таком своеобразном орудии борьбы за существование, как взаимопомощь. О ярких проявлениях инстинкта сохранения особи и вида: строительстве жилищ у животных, о защитной окраске (мимикрии) и разнообразнейших приспособлениях к условиям существования (ловчие снаряды у растений хищников). О животных, приносящих пользу, и о мерах борьбы с вредителями. Очерк 'Невидимые друзья и враги' знакомит читателя с микроорганизмами: с простейшими водорослями и грибками (азотфиксирующими бактериями почвы, бродильными грибками и т. п.). Здесь же говорится о грибах-паразитах, о заразных болезнях человека и животных (болезнетворных микробах, бактериофагах, фильтрующихся вирусах), предохранительных и лечебных прививках. 'Занимательная биология' профессора В. В. Лункевича должна привлечь внимание широких кругов читателей. Она удовлетворит любознательность юношества и всех интересующихся живой природой, даст в популярной форме ответы на многие вопросы и укрепит сознание возрастающей роли человечества в дальнейшем совершенствовании всей жизни на нашей планете.

Эволюция (Эволюция) 1990 Северцов А.С. Направленность эволюции В монографии впервые в мировой биологической литературе проблема направленности эволюции рассмотрена не только на макро-, но и на микроэволюционном уровне. Выявлено своеобразие движущего отбора в зависимости от степени генетической детерминированности отбираемых признаков. Вскрыт механизм отбора на расширение нормы реакции. Подытожено развитие представлений о значении организации как фактора, направляющего эволюцию на уровне организма. Для специалистов, занимающихся проблемами эволюции.