Книги и статьи о подводных обитателях

Цифровые библиотеки и аудиокниги на дисках почтой от INNOBI.RU

Новости

Светимость подводных обитателей, Этология 02.06.2015 (Светимость подводных обитателей, Этология) Флуоресцирующие рыбки-троепёры воспринимают красное свечение своих сородичей Некоторые рыбки, обитающие на глубине более 10 м, имеют видоспецифичные флуоресцентные маркеры, светящиеся красным цветом. Свет красного спектра туда почти не проникает, поэтому такие пятна хорошо заметны. Так, у самцов и самок черноголового троепёра есть флуоресцентное кольцо вокруг глаза, причем интенсивность его свечения они могут произвольно менять — так рыбки могут быть то более, то менее заметны. Но не было известно, могут ли сами троепёры воспринимать этот цвет, ведь обычно обитающие на глубине животные плохо различают редкий здесь красный цвет. В ходе экспериментов выяснилось, что троепёры, в условиях естественного для них освещения, воспринимают красную флуоресценцию, и даже лучше некоторых других цветов. Поэтому флуоресцентные маркеры могут использоваться троепёрами для опознавания особей своего вида.

Исчезающие виды 02.06.2015 (Исчезающие виды) Редкий вид рыбы-пилы способен к «непорочному зачатию» Новое исследование группы американских биологов показало, что самки исчезающего вида рыб способны к партеногенетическому размножению, при котором потомство появляется без спаривания.

Этология 27.05.2015 (Этология) Луна-рыба охотится на глубине, а у поверхности отогревается Японские ученые, используя современное оборудование, выявили интересные, скрытые от глаз, подробности жизни луны-рыбы. Эта рыба обычно попадается человеку, когда она пассивно дрейфует у поверхности океана. Поэтому ранее ее даже относили к планктону — организмам, свободно дрейфующим в толще океана. Но оказалось, что в дневное время луна-рыба регулярно ныряет на глубину до 200 м, где охотится на сцифомедуз и сифонофор. После посещения холодных глубин она отогревается в приповерхностных водах.

Наблюдения за подводными обитателями 21.05.2015 (Наблюдения за подводными обитателями) Осьминоги видят кожей Journal of Experimental Biology опубликовал два исследования, авторы которых обнаружили в коже головоногих моллюсков светочувствительные пигменты опсины, которые обычно содержатся в сетчатке глаза. Это означает, что головоногие способны видеть (по крайней мере, реагировать на свет) кожей.

Новые виды 18.05.2015 (Новые виды) В Индонезии обнаружили разноцветных раков Рак имеет синие клешни и конечности и розовое тело. Ученые назвали новый вид Cherax pulcher («pulcher» означает «прекрасный»).

Наблюдения за подводными обитателями 16.05.2015 (Наблюдения за подводными обитателями) У самых больших в мире китов обнаружены эластичные нервы Ученые обнаружили, что киты семейства полосатиковых, считающиеся одними из самых больших в мире животных, обладают растягивающимися нервами.

Этология 15.05.2015 (Этология) Ученые обнаружили первую теплокровную рыбу Новое исследование, проведенное специалистами NOAA Fisheries, выявило, что луна-рыба способна сохранять температуру тела независимо от температуры окружающей среды.

Этология 15.05.2015 (Этология) Рыбы вырабатывают своё собственное солнцезащитное вещество Учёные обнаружили, что позволяет различным животным, например, рыбкам данио, подолгу находиться в воде под солнечными лучами и не страдать потом от ожогов. Оказывается, эти существа вырабатывают химические вещества, которые можно назвать аналогом солнцезащитного крема.

Эволюция 13.05.2015 (Эволюция) Водные животные стремятся оптимизировать механику движения Хорошо известно, что плаванье за счет движения хвостового плавника у рыб оптимально отрегулировано. Колебания хвоста таковы, что при наименьших затратах достигается максимальная скорость. Поэтому соотношения параметров этого колебания для всех рыб одинаковы. Американские ученые исследовали характеристики другого типа плавания — за счет волнообразного колебания (ундуляции) длинных плавниковых лент. Такой тип передвижения характерен для тысячи видов рыб и многих беспозвоночных. На основе анализа эмпирических данных и изучения движений специально сконструированного робота ученым удалось найти оптимум и для этого типа локомоции. Как выяснилось, максимальная скорость всегда достигается при одном и том же отношении амплитуды ундулирующей волны к ее длине.

Наблюдения за подводными обитателями 06.05.2015 (Наблюдения за подводными обитателями) Брачные обычаи Соломоновых островов угрожают дельфинам В некоторых общинах на Соломоновых островах желающий жениться мужчина должен преподнести невесте ожерелье из зубов дельфина.

Наблюдения за подводными обитателями 27.04.2015 (Наблюдения за подводными обитателями) Адские кальмары-вампиры оказались половыми «трансформерами» Причудливые головоногие моллюски, адские вампиры (адский кальмар-вампир), периодически переключаются между «обычной» формой и специальным состоянием, в котором он может продолжить род.

Эволюция 23.04.2015 (Эволюция) Ускоренные темпы эволюции позволяют цихлидам адаптироваться к антропогенным изменениям среды Цихлиды широко известны как группа, демонстрирующая быструю и широкую адаптивную радиацию. Для них характерны ускоренные темпы эволюции, которая активно продолжается и сейчас. Выяснилось, что способность к ускоренной эволюции позволяет этим рыбкам адаптироваться также и к антропогенным изменениям среды их обитания.

Наблюдения за подводными обитателями 16.04.2015 (Наблюдения за подводными обитателями) «Самый одинокий в мире кит» может найти себе подобных Морской биолог Кристофер Уиллс Кларк (Christopher Willes Clark) из Корнельского университета в Итаке выдвинул предположение, что таинственный кит, прозванный «самым одиноким в мире китом», на самом деле не лишен общения с сородичами.

Наблюдения за подводными обитателями 15.04.2015 (Наблюдения за подводными обитателями) Маленькая рыбка восстанавливает равновесие полов в популяции У ряда видов рыб и пресмыкающихся пол новорожденного животного зависит от температуры, при которой происходит развитие эмбриона.

Наблюдения за подводными обитателями 14.04.2015 (Наблюдения за подводными обитателями) Обитающие в пустынях рыбы умеют задерживать дыхание на пять часов Крошечные рыбки из семейства карпозубовых, которые обитают в тёплых водоёмах близ Долины Смерти в Калифорнии, умеют задерживать дыхание на пять часов.

Эволюция 13.04.2015 (Эволюция) Как моллюски научились охотиться на рыб Морские моллюски конусы обладают удивительным навыком: эти неторопливые донные жители умеют охотиться на небольших рыб. Для этого у них есть довольно сложное приспособление — гарпун, способный поражать добычу сильнодействующим ядом. Но до недавнего времени у ученых не было ясного представления о том, как конусы обзавелись таким оружием. В новом исследовании ученые восстановили эволюционную историю приспособления моллюсков конусов к охоте на рыб. Это редкий пример реконструкции молекулярных изменений, которые привели к возникновению новых видов с необычной специализацией.

Экология 08.04.2015 (Экология) Первый признак неблагополучия организма — перераспределение АТФ Американские ученые выяснили, как начинают проявляться адаптации организма к неоптимальным условиям окружающей среды на молекулярном уровне. Еще до того, как будут заметны изменения экспрессии генов и, тем более, изменения внешнего вида, приспособление к неблагоприятной обстановке становится заметно на уровне распределения АТФ. Так, у морских ежей, которые жили в воде с парциальным давлением углекислого газа в два раза больше обычного, 84% АТФ уходило на поддержание гомеостаза клеток. В норме на это уходит 55% АТФ. Животные, которые тратят так много энергии на простое поддержание гомеостаза, становятся более уязвимыми к действию других неблагоприятных факторов. Тем не менее за счет перераспределения АТФ организму поначалу удается «отделаться малой кровью», не меняя экспрессии генов и ничего не меняя в своем внешнем облике.

Наблюдения за подводными обитателями 02.04.2015 (Наблюдения за подводными обитателями) Ученые пытаются установить причины гибели губок на Байкале Ученые Лимнологического института СО РАН пытаются установить причины гибели губок на озере Байкал. Впервые специалисты заметили это в 2007 году. Тогда же предположили, что причина эпидемии, возможно, вовсе не хозяйственная деятельность человека, тем более, что подобные явления наблюдаются в Карибском и Средиземном морях, на Большом барьерном рифе и на побережье Австралии.

Наблюдения за подводными обитателями 27.03.2015 (Наблюдения за подводными обитателями) Аквариумисты помогли океанологам Любители-аквариумисты помогли океанологам выяснить, что родиной причудливо выглядящих и не известных до недавнего времени для ученых крабов-«вампиров», ставших популярными среди торговцев экзотическими животными в последние годы, являются пресноводные водоемы на острове Ява.

Новые виды 23.03.2015 (Новые виды) Новый вид сома назван в честь героя «Звездных войн» Биологи из Обернского университета (Auburn University, США) дали новому виду сома имя в честь одного из героев эпопеи «Звездные войны».

Палеонтология 11.03.2015 (Палеонтология) В Китае обнаружена морская губка возрастом 600 млн лет На юге Китая учеными был найден окаменевший кусочек губки, возраст которого составляет минимум 600 миллионов лет.

Новые виды 26.02.2015 (Новые виды) На Филиппинах обнаружена большеротая акула На прошлой неделе на Филиппинах рыбаки обнаружили мертвую большеротую акулу (Megachasmapelagios), редкое и таинственное животное, которое проводит большую часть своей жизни в глубинах океана.

Подводная фауна/Моллюски (Подводная фауна/Моллюски) 1974 Акимушкин И.И. Приматы моря Автор - ученый-биолог и писатель-популяризатор - увлекательно рассказывает о жизни осьминогов, кальмаров и каракатиц. В книге приводятся многочисленные факты (многие из которых-результат личных наблюдений автора) о их поведении и удивительной и разнообразной приспособленности к обитанию в море. Автор развеивает многие странные и страшные легенды, долго бытовавшие в литературе об этих животных, а также сообщает о том, как используют головоногих моллюсков в разных странах.

Наблюдения за подводными обитателями, Подводная фауна/Коралловые полипы, Экология (Наблюдения за подводными обитателями, Подводная фауна/Коралловые полипы, Экология) 1960 Рефли Т. Чудеса Большого Барьерного рифа Большой барьерный риф, вытянувшийся на 2300 километров вдоль восточного побережья Австралии, является одним из интереснейших уголков Земного шара. Крошечные коралловые полипы за многие века и тысячелетия подняли над поверхностью моря сотни маленьких и больших островков, многие из которых до сих пор не нанесены на самые подробные карты. О многообразии растительного и животного мира этих островов и омывающих их вод, о повадках и образе жизни рыб, морских животных, зверей и птиц, о разгаданных и еще не разгаданных тайнах природы этого малоизученного района, о собственных своих впечатлениях и исследованиях рассказывает автор предлагаемой вниманию читателя книги - известный австралийский зоолог, профессор Сиднейского университета.

Наблюдения за подводными обитателями, Палеонтология, Подводная фауна, Эволюция (Наблюдения за подводными обитателями, Палеонтология, Подводная фауна, Эволюция) 1966 Загорянский А.Д. Тайны подводного мира Рассказ о тайнах подводного мира пойдет издалека. Вы узнаете историю рыб, начиная от зарождения, их загадочную жизнь, удивительные повадки; познакомитесь, как они расселились на земном шаре, приспосабливаясь к условиям существования в безднах глубин, в кипятке, во льду. Страницы поведают вам о рыбах огненных, летающих, электрических, стреляющих, ползающих и вполне сухопутных. Здесь вы найдете ответы: как в содружестве ученые разных стран раскрывали вековечные рыбьи секреты, откуда взялись рыбьи имена, почему рыбы разные. Книга расскажет и о том, как человек научился разводить их, чем полезны они, об успехах советской рыбной промышленности.

Подводная флора, Экология (Подводная флора, Экология) 1987 Шеппард Ч. Жизнь кораллового рифа Книга известного английского специалиста по морской биологии дает достаточно полное представление о коралловых рифах Мирового океана, их происхождении и строении, а также о сложнейших взаимоотношениях кораллов с миром растений и животных, составляющих вместе с кораллами уникальные экологические системы. Для широкого круга читателей.