Книги и статьи о подводных обитателях

Новости

Наблюдения за подводными обитателями 26.07.2019 (Наблюдения за подводными обитателями) Новая форма белков теплового шока открыта у бокоплавов озера Байкал Чтобы проследить эволюцию белков теплового шока — защитников клеток, образующихся в стрессовых условиях, например, при повышении температуры, попадании ядов и инфекций исследовали рачков-бокоплавов биологи Иркутского государственного университета совместно с коллегами из Лейпцигского университета и Центра имени Гельмгольца по исследованию окружающей среды.

Новые виды 24.07.2019 (Новые виды) Акула неизвестного ранее вида выглядит как крошечный кашалот По единственному экземпляру, выловленному в Мексиканском заливе группа американских зоологов описала новый вид акулы. Он относится к роду, ранее включавшему в себя только один вид акул, который тоже известен учёным лишь по одному экземпляру.

Новые виды 22.07.2019 (Новые виды) Новый вид акул ученые обнаружили в Мексиканском заливе Сотрудники Американского музея естественной истории в Нью-Йорке вместе с коллегами из Университета Флориды выловили в Тихом океане представителя нового вида акул.

Наблюдения за подводными обитателями 18.07.2019 (Наблюдения за подводными обитателями) Ученые опубликовали редчайшие кадры со дна Атлантического океана Подводный дрон Deep Discoverer для наблюдения за жизнью на дне Атлантического океана использовали сотрудники Национального управления океанических и атмосферных исследований (NOAA) США.

Эволюция 17.07.2019 (Эволюция) Уникальное строение зубов помогло опознать предка большой белой акулы Палеонтологи изучили окаменелости предка отряда акул, к которому относятся мегалодоны и большие белые акулы. По уникальному строению зубов было обнаружено родство между древним и современными видами, сообщает издание Scientific Reports.

Наблюдения за подводными обитателями 16.07.2019 (Наблюдения за подводными обитателями) Ученые выяснили, как некоторые рыбы меняют пол при жизни Существует около 500 видов рыб, которые могут менять свою половую принадлежность в зрелом возрасте. Чаще всего они делают это в ответ на изменения окружающей среды. На такие фокусы способны и, например, австралийские ящерицы, меняющие пол при повышении температуры окружающей среды. Как именно эти животные меняют пол, до сих пор оставалось загадкой.

Наблюдения за подводными обитателями 10.07.2019 (Наблюдения за подводными обитателями) Один из самых громких звуков в океане издает небольшой червяк Своей громогласностью учёных поразил морской многощетинковый червь Leocratides kimuraorum, обнаруженный в 2017 году у восточных берегов Японии.

Наблюдения за подводными обитателями 24.06.2019 (Наблюдения за подводными обитателями) Впервые записано пение японского кита Морские биологи из Национальной службы морского рыболовства Национального управления океанических и атмосферных исследований США (NOAA Fisheries) и Вашингтонского университета впервые записали звуки пения, принадлежащие японскому киту (Eubalaena japonica).

Наблюдения за подводными обитателями, Палеонтология 21.06.2019 (Наблюдения за подводными обитателями, Палеонтология) Странный череп из музея в Копенгагене принадлежит гибриду белухи и нарвала Исследование ДНК подтвердило давнее предположение зоологов, что необычный китовый череп, хранящийся в Национальном музее естественной истории в Копенгагене, принадлежит гибриду белухи и нарвала. Журналисты уже предложили для такого животного название «нарлуха» (narluga).

Исчезающие виды 20.06.2019 (Исчезающие виды) Ученые впервые записали пение японского кита Впервые в истории записали пение самца японского кита — одного из самых редких на планете специалисты Национального управления океанических и атмосферных исследований США. На планете насчитывают всего около 30 особей этого вида.

Новые виды 19.06.2019 (Новые виды) Один из корабельных червей научился грызть скалы Новый вид корабельного червя, который, в отличие от своих родственников, прогрызает ходы не в деревянных корпусах кораблей, а в прибрежных скалах описала международная группа ученых.

Наблюдения за подводными обитателями 17.06.2019 (Наблюдения за подводными обитателями) Синие киты были гигантами уже полтора миллиона лет назад Синие киты — крупнейшие животные на Земле. Они относятся к усатым китам (Mysticeti), эволюционная история которых насчитывает более 30 млн лет, но, судя по палеонтологическим находкам, почти всё это время киты были сравнительно небольшими: длина тела у большинства видов не превосходила 10 метров. Считалось, что размеры тела китов росли постепенно и довольно медленно вплоть до среднего плейстоцена, когда характер роста сменился и киты резко достигли современных размеров (длина синего кита достигает 33 метров!). Однако недавние находки остатков синего кита в Италии, а также нескольких китообразных в Перу заставляют пересмотреть взгляды на эволюцию размеров усатых китов.

Экология 17.06.2019 (Экология) Биологи назвали животных, которые выиграют от глобального потепления Головоногие продемонстрировали неожиданную способность переносить повышенную кислотность океана — способность, которая к концу XXI века может привести их к процветанию.

Наблюдения за подводными обитателями 16.06.2019 (Наблюдения за подводными обитателями) У побережья Великобритании заметили редкую медузу размером с человека Медузы корнероты обычно не превышают 40-50 сантиметров в диаметре, но редко встречаются экземпляры размером до полутора-двух метров.

Наблюдения за подводными обитателями 12.06.2019 (Наблюдения за подводными обитателями) Исследование: южные киты научились перешептываться друг с другом Гладкие южные киты способны издавать тихие звуки, сходные с шепотом, выяснили учёные из Дании.

Эволюция 06.06.2019 (Эволюция) Слоновая акула-призрак помогает разобраться в эволюции наших рецепторов Минералокортикоидный рецептор можно найти у всех позвоночных животных. Он регулирует транспорт воды и натрия по клеткам и тканям, что крайне важно для контроля артериального давления. Альдостерон, основной минералокортикоидный стероид наземных позвоночных эволюционировал также у двоякодышащих, ближайших родственников девонских предков четвероногих. Это свидетельствует о важности эволюции альдостерона в процессе освоения суши, он предотвращает обезвоживание у животных, живущих вне воды.

Наблюдения за подводными обитателями 06.06.2019 (Наблюдения за подводными обитателями) Прозрачные зубы рыб-иглоротов делают их незаметными для будущих жертв Тайну прозрачности зубов хищных рыб-иглоротов раскрыла команда океанологов и специалистов по материаловедению из США и Германии.

Палеонтология 30.05.2019 (Палеонтология) Обнаружена окаменелость, сохранившая целую стаю рыбок Сотни мелких рыб из стаи, жившей более 50 миллионов лет назад, оказались запечатлены в известняке.

Наблюдения за подводными обитателями 22.05.2019 (Наблюдения за подводными обитателями) Тигровые акулы Мексиканского залива закусывают перелетными птицами Каждую осень тигровые акулы в Мексиканском заливе разнообразят свое меню перелетными птицами, которые падают в воду, установили американские зоологи.

Наблюдения за подводными обитателями 15.05.2019 (Наблюдения за подводными обитателями) Российские ученые посчитают краснокнижных нарвалов в Арктике В рамках проекта «Трансарктика-2019» из Архангельска 15 мая стартует научно-исследовательский рейс на судне «Михаил Сомов» Севгидромета. Сотрудники Института проблем экологии и эволюции имени Северцова Российской Академии Наук (ИПЭЭ РАН) во время рейса займутся изучением морских млекопитающих и птиц.

Наблюдения за подводными обитателями 14.05.2019 (Наблюдения за подводными обитателями) Глубоководные рыбы различают цвета при помощи клеток-палочек Данные нового исследования свидетельствуют, что клетки-палочки у некоторых видов глубоководных рыб отвечают за цветное зрение. Результат неожиданный, т.к. ранее считалось, что за цветное зрение отвечают клетки-колбочки.

Наблюдения за подводными обитателями 26.04.2019 (Наблюдения за подводными обитателями) Каракатицы-«правши» лучше дерутся, зато каракатицы-«левши» успешнее размножаются У многих животных возникает латерализация поведения (определенные действия они чаще совершают одной стороной тела, чем другой). Головоногие моллюски не исключение. В стычках с конкурентами своего пола и при охране партнерш самцы гигантской австралийской каракатицы (Sepia apama) чаще смотрят на другую особь левым глазом. Доля тех, кто при борьбе за самку повернут к сопернику правой стороной тела, а в общении с самкой смотрит на нее правым глазом, невелика. Но в такой нетипичной латерализации есть и свои преимущества: ее обладатели чаще выигрывают стычки.

Наблюдения за подводными обитателями 18.04.2019 (Наблюдения за подводными обитателями) Ученые: Белые акулы испытывают страх при виде касаток Морские биологи из США пришли к выводу, что белые акулы испытывают беспокойство и страх при виде косаток, поэтому стараются держаться от них подальше.

Наблюдения за подводными обитателями 02.04.2019 (Наблюдения за подводными обитателями) Жара снизила рождаемость у австралийских дельфинов на 6 лет К заметному снижению рождаемости у дельфинов, обитающих в заливе Шарк привела аномально высокая температура, зафиксированная на западе Австралии в 2011 году. Самки дельфинов приносили меньше детенышей в течение шести лет.

Паразитизм 28.03.2019 (Паразитизм) Сердце тихоокеанского пиявкорота работает без кислорода 36 часов Пиявкороты из семейства миксиновых (Myxinidae) развили уникальные способности к выживанию в бедной кислородом среде. Они живут на океанском дне, где питаются телами мертвых рыб и китов. Сердце тихоокеанского пиявкорота (Eptatretus stoutii) продолжает работать в течение 36 часов без кислорода.

Наблюдения за подводными обитателями 28.03.2019 (Наблюдения за подводными обитателями) Осиротевшие детёныши редкого калана нашли новый дом в Атланте Двоих осиротевших детёнышей калана Мара и Гибсон в одиночестве плавали в океане у берегов Калифорнии. Их перевезли в аквариум в Атланте, столице штата Джорджия.

Наблюдения за подводными обитателями 22.03.2019 (Наблюдения за подводными обитателями) Учёные открыли, как кальмары контролируют хамелеоноподобные свойства «Умная кожа» кальмара - это невероятный дисплей, издавна восхищающий учёных - способный менять цвет и узор мгновенно для маскировки или подачи сексуального сигнала.

Эволюция 11.03.2019 (Эволюция) Видообразование у коралловых рыбок Hypoplectrus основано на четырех генах, влияющих на зрение и окраску Виды рыб недавно разделившиеся симпатрические (обитающие в одной акватории) нередко различаются только окраской и брачными предпочтениями. Обособленность таких видов поддерживается благодаря преимущественному спариванию с себе подобными, но иногда они всё же производят гибридное потомство, вполне жизнеспособное и плодовитое.

Новые виды 07.02.2019 (Новые виды) В Амазонии обнаружено шесть новых видов щупалецых сомов В бассейнах рек Амазонки и Ориноко обнаружили шесть новых сомов, принадлежащих к роду Ancistrus, с лицами, покрытыми щупальцами.

Наблюдения за подводными обитателями 26.01.2019 (Наблюдения за подводными обитателями) Показано, что щупальца осьминога сами решают, как двигаться Ученые из Американского геофизического союза пришли к заключению, что присоски на щупальцах осьминога могут инициировать действия в ответ на информацию, которую они получают из окружающей среды, и координировать свои движения с соседними присосками. Этот феномен уникален, потому что он подразумевает совершенно иную архитектуру нервной системы, нежели у позвоночных.

Палеонтология 24.01.2019 (Палеонтология) В Южной Дакоте обнаружен новый вид акулы мелового периода Палеонтологи, исследуя окаменелые зубы, обнаруженные в Южной Дакоте, определили, что они принадлежат ранее неизвестному виду пресноводных акул, живших примерно 67 миллионов лет назад.

Наблюдения за подводными обитателями (Наблюдения за подводными обитателями) 1988 Корр Э., Эванс У. Кит в океанариуме Книга посвящена уникальному эксперименту, проведенному в 1972 году: для научно-исследовательских целей был пойман детеныш серого кита, выращен в неволе до года и выпущен в родную стихию с радиопередатчиком на спине. Этот рискованный, дорогостоящий и трудный опыт вполне оправдал себя. Китенок позволил ученым узнать многое о серых китах, понять некоторые проблемы экологии и физиологии этих гигантов, живущих в океане довольно скрытно от человека.

Наблюдения за подводными обитателями, Подводная фауна, Подводная флора (Наблюдения за подводными обитателями, Подводная фауна, Подводная флора) 1978 Головань Г.А. По дну тропического моря Автор, морской биолог, аквалангист, в течение полутора лет изучал животный мир прибрежных вод Кубы, принимал участие в морских научных экспедициях. В этой книге он рассказывает о своих подводных исследованиях на Кубе, о мире коралловых рифов, о природе острова. Книга предназначена для массового читателя.

Наблюдения за подводными обитателями, Подводная фауна/Моллюски (Наблюдения за подводными обитателями, Подводная фауна/Моллюски) 1981 Астафьев Ю.Ф. С глазу на глаз с осьминогом Автор, много лет занимающийся подводными исследованиями, рассказывает о поведении осьминогов в среде их обитания, о попытках выработать у них условные рефлексы, оценивает степень их опасности при контакте с человеком.

Подводная фауна (Подводная фауна) 1966 Кэррингтон Р. Биография моря Эта книга - история 'жизни' Мирового океана, занимающего три четверти нашей планеты и все-таки еще недостаточно исследованного. Кэррингтон рассказывает в своей книге о том, как родились океаны, как в течение миллионов лет менялся облик планеты Земля, как возникла и развивалась жизнь в море. Читатель узнает о том, как человек, почти беспомощный в воде по сравнению с многими животными, покорял необозримые морские просторы, каким длительным и сложным путем шло открытие океана - от первых морских путешествий до современных исследований с помощью батискафов, о богатствах, которые человек научился извлекать из моря. Увлекательно и с юмором автор рассказывает о том, какое влияние оказывало море на воображение людей - со времен детства человечества до наших дней, какие поэтичные мифы и легенды сложили о море и его обитателях народы самых различных стран и какое отражение нашло море в искусстве. Читатель познакомится с бесконечным разнообразием живых существ, населяющих океан, узнает, какими поразительными приспособлениями снабдила природа крошечные, еле заметные планктонные организмы, от чего зависит окраска рыб, об удивительных свойствах камбалы, о самых предприимчивых рыбаках - рыбах-удильщиках, об удивительной жизни угря, о том, почему кит не подвержен кессонной болезни, и о многом-многом другом. Книгу 'Биография моря' с интересом прочтут люди самых различных склонностей и профессий.