Физика

Физика

Новости

Открытия и исследования, Микроскопическая физика 13.09.2017 (Открытия и исследования, Микроскопическая физика) Неметаллические полуметаллы Исследователи из Московского физико-технического института и Института теоретической и прикладной электродинамики РАН вместе с коллегой из Японии теоретически обосновали существование нового класса материалов. Описанные в статье для журнала Physical Review Letters системы предложено назвать спин-долинными полуметаллами (англ. spin-valley half-metals). Они могут найти применение во вживляемой электронике вкупе с устройствами на основе графена, нанотрубок и других перспективных материалов.

Физические теории 07.09.2017 (Физические теории) Квантовая запутанность может быть неотъемлемым свойством реальности Действительно ли явление под названием квантовая запутанность необходимо для описания физического мира или же возможна некая пост-квантовая теория без запутанности? В новом исследовании, о котором пишет phys.org, физики математически доказали, что любая теория с классическим пределом – когда она может описывать наши наблюдения классического мира, обращаясь к классической теории при определенных условиях – должна включать запутанность. Поэтому, несмотря на то, что запутанность расходится с классическим пониманием, она должна быть неизбежным и важнейшим свойством не только квантовой теории, но и любой неклассической теории, даже еще не разработанной.

Учёные 05.09.2017 (Учёные) 111 лет назад умер австрийский физик-теоретик Людвиг Больцман Людвиг Эдуард Больцман, один из основателей статистической физики и физической кинетики, родился 20 февраля 1844 года в Вене, Австрия. Семья его была состоятельной, он получил хорошее воспитание. В школе учился прилежно, любил природу, увлекался поэзией и музыкой.

Эксперименты 29.08.2017 (Эксперименты) Установлен новый рекорд охлаждения молекул Физики сумели охладить молекулы до рекордно низкой температуры – всего на 50 миллионных градуса выше абсолютного нуля.

Прикладная физика/Нанотехнологии 24.08.2017 (Прикладная физика/Нанотехнологии) Физики делают в графене нанопоры заданного размера Международный коллектив физиков провёл серию экспериментов по бомбардировке графена быстрыми тяжёлыми ионами. Показано, что таким образом можно пробивать в графене нанопоры заданного (в диапазоне от 1 до 4 нанометров) размера.

Прикладная физика 23.08.2017 (Прикладная физика) Рекордно быстрый световой импульс Исследовательская группа Университета Центральной Флориды (University of Central Florida) продемонстрировала рекордно быстрый световой импульс — 53-аттосекундную вспышку рентгеновского излучения.

Прикладная физика 23.08.2017 (Прикладная физика) «Клеточное оптоволокно» позволит передавать сигнал в мутной воде и крови Физики обнаружили, что цианобактерии в воде выстраиваются вдоль лазерного луча, образуя аналог оптоволокна и позволяя свету распространяться дальше.

Прикладная физика, Эксперименты 15.08.2017 (Прикладная физика, Эксперименты) Открыта сила притяжения за счет теплового излучения Экспериментально обнаружено, что тепловое излучение от нагретого тела притягивает — а не отталкивает! — находящиеся поблизости атомы. Хотя явление основывается на хорошо известных эффектах атомной физики, оно долгое время оставалось незамеченным и было теоретически предсказано всего четыре года назад.

Открытия и исследования 04.08.2017 (Открытия и исследования) Физики превратили непроводящий полимер в полупроводник силой звука Если к сложноустроенной молекуле приложить механическую силу, то можно добиться разрыва части связей и превращения молекулы в проводящую электрический ток.

Открытия и исследования 03.08.2017 (Открытия и исследования) Впервые получен спектр антиводорода Спектр антивещества должен выглядеть совершенно так же, как для вещества обычного. Но пока в этом еще никому не удавалось убедиться.

Прикладная физика 27.07.2017 (Прикладная физика) Бозон Хиггса способен распадаться на два прелестных кварка Проанализировав данные, собранные детектором ATLAS на Большом адронном коллайдере в 2015 и 2016 годах, физики обнаружили первые свидетельства распада бозона Хиггса на два кварка.

Прикладная физика 09.07.2017 (Прикладная физика) 10 невозможных вещей, ставших возможными благодаря современной физике В удивительном мире физики невозможное, хоть и не сразу, но все равно становится возможным. А за последнее время ученым удалось достичь действительно суперневозможных вещей. Наука прогрессирует. Одному лишь макаронному монстру ведомо, что еще нас ожидает в ее самых потаенных недрах. Сегодня разберем десятку нереальных вещей, состояний и объектов, ставших возможными благодаря современной физике.

Открытия и исследования 03.07.2017 (Открытия и исследования) Физики уточнили значение постоянной Планка Американские физики получили наиболее точное на сегодняшний день значение постоянной Планка со стандартным отклонением 13 частей на миллиард.

Исследовательские центры по физике 03.07.2017 (Исследовательские центры по физике) БАК вместил рекордный объем протонных пучков БАК — кольцевой ускоритель заряженных частиц, строительство которого завершилось в 2006 году. Главной целью экспериментов заявлен поиск отклонений от Стандартной модели, описывающей сильное, слабое и электромагнитное взаимодействия элементарных частиц.

Открытия и исследования 30.06.2017 (Открытия и исследования) Физики создали рекордно точный и стабильный лазер Исследователи из США и Германии разработали ультрастабильный лазер с чрезвычайно малой шириной спектральной линии.

Физические теории 26.06.2017 (Физические теории) Общая теория относительности Эйнштейна: четыре шага, предпринятых гением Революционный физик использовал свое воображение, а не сложную математику, чтобы придумать свое самое известное и элегантное уравнение. Общая теория относительности Эйнштейна известна тем, что предсказывает странные, но истинные явления, вроде замедления старения астронавтов в космосе по сравнению с людьми на Земле и изменения форм твердых объектов на высоких скоростях.

Микроскопическая физика 21.06.2017 (Микроскопическая физика) Кота Шредингера можно спасти, даже не заглядывая в ящик Ученые использовали искусственный атом, чтобы показать возможность сохранения кота Шредингера в живом состоянии в течение неопределенного срока, а также ускорения наступления его кончины. Для того и этого даже не нужно заглядывать в ящик, в котором этот самый кот обычно сидит (или не сидит). Использование классических аналогий вроде этой может показаться упрощением или странностью, но для науки это очень важно. Они показывают, как реальность обретается на фундаментальном уровне, и могут привести к появлению лучших инструментов, которые физики используют в квантовой инженерии.

Открытия и исследования 20.06.2017 (Открытия и исследования) Ученые впервые получили «жидкий свет» при обычной температуре Физики впервые в истории получили «жидкий свет» при комнатной температуре, сделав эту необычную форму материи более доступной, чем когда-либо. Она представляет собой одновременно смесь из сверхтекучей жидкости, обладающей нулевым уровнем трения и вязкости, и своего рода конденсата Бозе-Эйнштейна, который нередко называют пятым состоянием материи. Эти свойства позволяют свету фактически обтекать вокруг находящихся перед ним объектов и углов.

Открытия и исследования 16.06.2017 (Открытия и исследования) Топологические изоляторы Физики из Московского физико-технического института и Института теоретической физики имени Л.Д. Ландау РАН сделали еще один шаг на пути к применению топологических изоляторов – материалов с уникальными электрическими свойствами, которые еще недавно считались лишь гипотетическими объектами. Исследователям удалось выяснить, как в подобных материалах устроено взаимодействие между атомами магнитных примесей.

Микроскопическая физика 16.06.2017 (Микроскопическая физика) Китайские учёные передали запутанные частицы на рекордное расстояние Китайским учёным удалось осуществить распределение запутанных фотонов на рекордное расстояние в 1203 километра. В ходе эксперимента пары частиц отправляли со спутника «Мо-Цзы» в наземные обсерватории. Новое достижение стало первым результатом международного проекта «Квантовые эксперименты в космическом масштабе» (Quantum Experiments at Space Scale, QUESS).

Открытия и исследования 13.06.2017 (Открытия и исследования) Физики нашли возможную брешь в Стандартной модели Физики из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре обнаружили явление, которое нельзя подвести ни под одно основное допущение, которых придерживается Стандартная модель физики. Такой вывод был сделан после того, как ученые рассмотрели три отдельных эксперимента. Ученые усердно и упорно работали, чтобы понять физический мир, открыть теории и принципы, определяющие принципы физического вещества. Так называемая Стандартная модель физики включает все законы и принципы, касающиеся материи во всех ее формах и размерах.

Прикладная физика 06.06.2017 (Прикладная физика) Сибирские физики смогли расплавить самый тугоплавкий материал в мире за несколько минут Создана новая технология, позволяющая получить изделия из карбида гафния – самого тугоплавкого в мире материала. Авторы разработки - ученые Института ядерной физики им. Г.И. Будкера СО РАН, а также их коллеги из Института химии твердого тела и механохимии.

Микроскопическая физика 03.06.2017 (Микроскопическая физика) С помощью атомно-силового микроскопа можно измерить электроотрицательность отдельного атома Электроотрицательность атомов и их групп — параметр, важный для предсказания физических и химических свойств веществ. До недавнего времени химикам было доступно только усредненное значение электроотрицательности, которое получали в экспериментах с огромным количеством атомов и молекул. Исследователи из Японии и Чехии показали, что с помощью атомно-силового микроскопа можно измерить электроотрицательность индивидуального атома на поверхности образца вещества. C одной стороны, их работа в очередной раз показывает широту возможностей метода атомно-силовой микроскопии. С другой — полученные результаты позволят с большей точностью предсказывать активность гетерогенных катализаторов, что с научной точки зрения даже важнее.

Прикладная физика/Нанотехнологии 26.05.2017 (Прикладная физика/Нанотехнологии) Создан диод из девяти атомов углерода Испанские ученые показали, что молекулу простого органического вещества нонадиин-1,8 можно использовать как молекулярный диод. Этот самый маленький в мире диод к тому же оказался очень эффективным, и в отличие от ранее созданных молекулярных диодов он способен работать при комнатной температуре.

Физические теории 25.05.2017 (Физические теории) Физики изучают странную силу, обладающую притяжением и отталкиванием Если вы следите за новостями о физике Вселенной, то наверняка хоть раз, но сталкивались с термином «сила абсолютного черного тела». В 2013 году группа ученых объявила об обнаружении существования необычной силы, которая потенциально может быть мощнее гравитации. А сейчас исследователи из Сеарского государственного университета Бразилии и Федерального университета Бразилии поделились новыми деталями об этом странном феномене.

Прикладная физика 10.05.2017 (Прикладная физика) Томские физики сделали полупроводники в 5000 раз тоньше волоса Ученые Сибирского физико-технического института Томского государственного университета вырастили полупроводники из органических молекул в газовой фазе. Толщина супертонкой пленки в пять тысяч раз меньше человеческого волоса.

Исследовательские центры по физике 02.05.2017 (Исследовательские центры по физике) Физики ТГУ тестирует первую партию чипов для ЦЕРН Физики Томского государственного университета проводят испытания первой партии многофункциональных многоканальных чипов VMM для детектора ATLAS в ЦЕРН.

История физики 02.05.2017 (История физики) Первый в истории учебник физики ушёл с молотка за 790 000 долларов Исторические книги о науке являются желанной добычей для многих коллекционеров. Аукционеры выставляют эти трактаты за огромные деньги, и чаще всего они находят новых хозяев, готовых отдать сотни тысяч долларов за желанный лот. Знаменитый учебник по физике под названием «Discorsi e dimostrazioni matematiche, intorno due nuove scienze attenenti alla mecanica & i movimenti locali» («Лекции и математические демонстрации, относящиеся к двум новым наукам») написал знаменитый итальянский физик, механик, астроном и математик Галилео Галилей в далёком 1638 году. Не удивительно, что книгу аукционеры планировали продать за бешеные деньги.

Прикладная физика/Нанотехнологии 19.04.2017 (Прикладная физика/Нанотехнологии) Как измерить нанотрубки Исследовательская группа из МФТИ разработала метод для определения диаметра и длины нанотрубок и нановолокон, взвешенных в воде.

Открытия и исследования 17.04.2017 (Открытия и исследования) Ученые объяснили звуки метеоров Люди, ставшие очевидцами полета крупных метеоров, иногда сообщали, что он сопровождался звуками, которые описывают как гул, потрескивание или шипение. Например, 27 человек сообщили, что слышали шипение во время падения челябинского метеорита 2013 года, и еще 60 человек упомянули сопровождавшие его полет звуки, не уточнив их характера.

Макроскопическая физика/Оптика, Микроскопическая физика/Квантовая физика (Макроскопическая физика/Оптика, Микроскопическая физика/Квантовая физика) 1964 Лендьел Б. Лазеры Создание генераторов когерентного оптического излучения, или, как их принято сейчас называть, лазеров, явилось результатом интенсивных научных исследований, в которых принимало участие большое число различных институтов и лабораторий разных стран мира. Путь этому открытию был подготовлен бурным развитием новой области физики — квантовой радиофизики, в основу которой положен принцип генерации и усиления электромагнитных волн с помощью индуцированных квантовых переходов микросистем. С развитием квантовой радиофизики связана значительная часть практических достижений современной радиофизики, не говоря уже о том, что квантовая радиофизика позволила установить ряд своеобразных рекордов, одним из которых можно считать создание генераторов в диапазоне светового излучения. Это позволило совершить 'скачок' по частоте примерно на четыре порядка.

Учёные, История физики (Учёные, История физики) 1987 Чолаков В. Нобелевские премии. Ученые и открытия Книга болгарского историка науки Валерия Чолакова рассказывает о выдающихся открытиях в естествознании (физике, химии, биологии, медицине), авторы которых были удостоены Нобелевской премии. Учрежденная в начале нынешнего века, эта премия относится к числу самых почетных и авторитетных международных наград, и ее присуждение, безусловно, отмечает значительные вехи в истории мировой науки нашего столетия. Адресована широкому кругу читателей, интересующихся историей науки и ее достижениями.

Учёные (Учёные) 1982 Гребеников Е.А. Николай Коперник Книга посвящена изложению в популярной форме событий, фактов и основных идей, связанных с появлением, утверждением и строгим обоснованием коперниковой системы мироздания. Приводится достаточно подробное изложение основного сочинения 'О вращениях небесных сфер'. Излагаются и другие сочинения Коперника. Новое издание (предыдущее выходило в 1973 г.) значительно дополнено как данными из биографии самого Коперника, так и материалами о его предшественниках. Для лиц, интересующихся историей естествознания: лекторов, преподавателей средней школы, старшеклассников, студентов вузов и техникумов, любителей астрономии.

История физики (История физики) 1972 Азерников В.З. Неслучайные случайности. Рассказы о великих открытиях и выдающихся ученых Эта книга об истории науки, о драме идей и их творцов. Закон плавающих тел, рентгеновские лучи, радиоактивность, строение атома, ценные реакции - вот неполный перечень открытий, которые выстрадали своей жизнью, заполненной напряженным трудом, крупнейшие ученые мира - Архимед, Резерфорд, Беккерель, Семенов.