Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Psychosearch - вопросы психологии, философии и сознания


Эффект Карпентера чего мы не знаем об идеомоторных актах?


В нашумевшем сериале нулевых «Остаться в живых» один из главных героев, Джон Локк (имя-то какое для знатоков психологии!), обучает мальчика Уолта метать нож в дерево со следующим наставлением: «Представь, прежде чем бросишь его. Представь полет, смотри». Подход персонажа, между прочим, даже в сериале демонстрирует высокую результативность и являет собой не что иное, как описание эффекта Карпентера.

Кто такой Карпентер?

В XVIII веке английский врач, один из основоположников ассоциативной психологии, Дэвид Гартли первым открыл вопрос об идеомоторных актах (образовано от слияния древнегреческого ἰδέα – «идея» и латинского motor – «двигаться»). А значительно позже, в 1852 году измышления Гартли поддержал и углубил его соотечественник, ученый-естествоиспытатель Уильям Бенджамин Карпентер [5, С. 189]. Именно Карпентер взялся за изучение биолокации, а также крайне популярного (и, пожалуй, единственного) для того времени развлечения – спиритизма [1, С. 20]. Как мы помним, и в первом, и во втором случае некий предмет (ивовый прутик, изогнутая металлическая проволока, блюдце на спиритической доске) движется «как бы сам по себе». Оба явления и поныне далеки от научного познания, однако Карпентер вовсе не хотел доказать их истинность. Его заинтересовало лишь то, как могут двигаться предметы, передвигать которые человек вроде бы не имеет намерения.

Выводы, к которым пришел ученый, оказались весьма интересными. Предмет, конечно же, не движется сам по себе, им управляет человек – однако управляет бессознательно, не отдавая себе в этом отчета. Обобщенно сформулировать суть эффекта Карпентера можно следующим образом: каждое восприятие или представление порождает склонность к подобному же восприятию или представлению [4, С. 128]. То есть, один лишь детальный образ какого-либо действия способен спровоцировать реальное воспроизведение этого действия.

Доклад с результатами исследований произвел немалый эффект в обществе – разве можно продолжать верить романтическим мифам о призраках, когда их опроверг человек науки? С Карпентером впоследствии согласились многие влиятельные и уважаемые ученые-исследователи, в том числе американский психолог Уильям Джеймс, австрийский психоаналитик Зигмунд Фрейд и русский физиолог И. П. Павлов.

Чем может быть вызван эффект Карпентера?

«И вот блюдце приходит в движение. Если оно остается неподвижным, слегка усиль нажим пальцев и немного подтолкни его – туда, куда оно, как тебе кажется, само желало бы идти» [3, С. 147].

Известный психолог и скептик доктор Рэй Хайман отмечает, что причиной проявления эффекта Карпентера могут быть внушения, которые наш мозг стремится подтвердить посильно – мышечной активностью [2, С. 35]. То есть, человек действительно может верить, что общается с духами – и замечать, как предметы в его руках движутся как бы «по своей воле».

Сам Уильям Карпентер считал, что идеомоторный акт может быть исключительно непроизвольным. Однако в настоящее время научные взгляды пересмотрены: мышечные сокращения, вызываемые действием эффекта Карпентера, могут быть осознаваемыми ровно в той же степени, что и неосознанными [6, С. 256].

Вот пример – эффект Карпентера может быть спровоцирован при мысленном повторении, репетиции хорошо знакомого действия. К примеру, если танцор решает повторить хореографические движения вне зала для тренировок, ему будет достаточно детально представить танец и последовательность элементов в нем. Тело включится само и наверняка попытается совершить несколько движений непроизвольно. Однако проявлением идеомоторного акта также будет являться репетиция вполсилы, в условиях, не позволяющих повторить танцевальные элементы полностью, так, как они должны исполняться (например – за пару минут до выступления, за кулисами).

То же самое способны продемонстрировать музыканты, использующие край стола как клавиши пианино, спортсмены при мысленном, скажем, фехтовании с воображаемым противником (используя в качестве шпаги карандаш) и представители иных видов деятельности, важным компонентом которых является конкретное, хорошо и четко выполненное физическое действие.

Особенности эффекта Карпентера

Условно для удобства понимания разделим их на позитивные и негативные.

I. Позитивные (или полезные в практике) особенности:


Спортивная нагрузка начинается с головы! Идеомоторный акт позволяет подключить воображение к физической тренировке для более точной, продуманной отработки того или иного навыка, движения, действия. Это полезно как спортсменам, так и вышеупомянутым музыкантам, танцорам.
Приобретение внутреннего настроя. Скажем, вам трудно выполнить сложный прыжок с шестом на глазах сотен людей на стадионе. Или ваши друзья в боулинг-клубе смотрят на ваши неловкие попытки выбить «страйк». Или – распространенная проблема! – Вы никак не можете подойти и познакомиться с понравившейся девушкой, просто «не идут ноги». Или не хватает внутреннего настроя. Эффект Карпентера в данном случае поможет как снять мышечные (а впоследствии – и психологические) зажимы, так и отработать действие до мельчайших деталей. Впоследствии, когда придет время совершить действие в реальности, вы будете чувствовать гораздо большую уверенность и спокойствие.
Никакого риска. Это лишь образ действия, и вы работаете с ним столько, сколько потребуется, выбирая наиболее удобный для себя способ проработки. Повторить тысячу раз? Пожалуйста. Замедлить движение? Сколько угодно. Продумать, как можно сделать все совершенно по-другому? Воображение к вашим услугам.

II. Негативные особенности:

1) Разумеется, чтобы идеомоторная тренировка работала и была продуктивной, необходимо прилагать определенные усилия и тренироваться систематически. Несмотря на то, что мы имеем дело с воображением, «халтурить» не получится – иначе не будет и желаемого эффекта! Кроме того, идеомоторная тренировка должна подкрепляться и идти параллельно с тренировкой реальной, физической.

2) Эффект Карпентера может сработать как спусковой крючок для развития травматического невроза или даже выученной беспомощности. Если Федор однажды планировал продемонстрировать эффектное жонглирование фарфоровыми чашками в воздухе, но потерпел фатальную неудачу, то, вполне вероятно, он не сможет сделать этого и во второй, и в последующие разы. Виной этому будет яркий, детальный образ прошлого опыта, прокручивающийся в голове и влияющий на реальные движения. Казалось бы, ничего страшного – молодому человеку просто придется отказаться от профессии жонглера. Однако в более серьезном случае этот эпизод «подарит» Федору постоянную тревогу за себя и свою неловкость, бороться с которой будет очень сложно. Ведь для начала придется избавиться от того самого навязчивого воспоминания с чашками!

3) Приобретенный страх (например, высоты, дороги и т.д.). Анна, девушка с живым воображением, стоит на мосту и рисует себе образ того, что будет, если она случайно упадет с огромной высоты в воду. И – о ужас! – она действительно чувствует, как сложно ей удержать равновесие. Это совсем не магия и не гипноз – лишь последствия эффекта Карпентера, когда тело, поддавшись влиянию мозга, стремится послушно исполнить представленное падение вниз.

Эффект Карпентера, как можно видеть, далеко не сложный и непонятный термин, мало приложимый к действительности. Более того – в повседневной жизни каждый из нас сталкивается с ним, даже если мало занимается спортом и не имеет ничего общего с искусствами.

Будучи детьми, мы смотрим, как ловко двигаются взрослые, и хотим повторять за ними. Став подростками, мы недолюбливаем свое тело за неловкость и непропорциональность, стремясь быть похожими на уверенных в себе, расслабленных людей. Повзрослев, мы вынуждены приобретать физические профессиональные навыки – к примеру, быстро печатать и красиво писать. И каждый раз, учась чему-то новому, мы вначале повторяем это про себя, создавая идеальный мысленный образ, после чего пытаемся воплотить его в реальность. Получается, что вся наша жизнь так или иначе связана с эффектом Карпентера. А ведь мы далеко не всегда замечаем это.

Список использованных источников:

1. Carpenter WB. Mesmerism, Spiritualism, Etc. - New York, NY: D. Appleton, 1874. - 158 с.
2. Hyman, Ray. The Mischief-Making of Ideomotor Action. - Scientific Review of Alternative Medicine 3(2), 1999. - p. 34-43.
3. Иванова В. Гадания для девочек. - Аст, Премьера, 2003 г. — 178 с.
4. Лазарев С.В. Психология безопасности профессиональной деятельности. - М.: Москва, 2007. - 216 с.
5. Панферов В.Н. Психология: Учебное пособие. - СПб: Питер, 2012 г. - 480 с.
6. Рапацевич Е.С. Новейший психолого-педагогический словарь. - Минск: Современная школа, 2009 г. - 928 с.

Автор: Юлия Матыченко, педагог-психолог, МБОУ Кадетская СОШ2, г. Рубцовск

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Статью можно прочитать по ссылке: https://clck.ru/C5Cdq

В избранное